Сыны России

Исследовательская работа

Номинация:"Земляки-герои"

Тема: "Сыны России - выпускники средней школы №1"

Авторы: Курилова Евгения Юрьевна, Ласкова Кристина Олеговна, Фокина Алена Анатольевна, Климова Виктория Константиновна,

учащиеся 7 класса, МБОУ "Новониколаевская СОШ№1 им. А.Н. Левченко".

Руководитель: Зенина Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

 

 

Введение

Проблема исследования:

Нашей родной школе 83 года. С 1931 года она дала путёвку в жизнь почти 10 тысячам новониколаевцам. Немало славных, героических страниц в истории школы.

Сегодня выпускники школы живут и трудятся во всех уголках бывшего Союза и нашей страны России. Среди них много прекрасных людей, добившихся в жизни авторитета и признания. Школа дала знания и путевку в жизнь нынешним врачам, учителям, инженерам, управленцам, защитникам Отечества, преуспевающим предпринимателям, рабочим, труженикам села. 

Наша школа носит имя Героя Советского Союза Анатолия Николаевича Левченко. Мы гордимся, что учимся именно здесь.  Но нам захотелось узнать, а есть ли в летописной истории этого учебного заведения ещё, не менее известные личности, оставившие след в истории поселка, области, страны.

Цель исследования:

Собрать краеведческий  материал о выпускниках средней школы №1, оставивших след в истории поселка, области, страны.

Тема исследования:

Сыны России - выпускники средней школы №1

Объект исследования:

Биографии выпускников разных лет СОШ №1

Предмет исследования:

Вклад выпускников СОШ№1 разных лет в историю поселка, области, страны.

Гипотеза исследования:

Мы считаем, что из стен нашей школы №1 вышло много замечательных выпускников, которые заслуженно вписаны в историю родного поселка, области, страны.

Задачи исследования:

  1. Организовать встречу представителями администрации школы;
  2. Выяснить, какой информацией, по волнующей нас проблеме, обладает школьный музей;
  3. Собрать имеющийся материал, находящийся в краеведческом музее,о выпускниках  СШ №1 разных лет;
  4. Организовать встречи с бывшими директорами и завучами школы;
  5. Собрать биографические сведения  о выпускниках, чьи судьбы оставили след в истории поселка, области, страны;
  6. Систематизировать собранный материал.

Список и анализ источников:

Анализируя литературу и источники, стало очевидно, литература имеется только по одному из найденных выпускников - герое Советского Союза, чье имя носит наша школа - Левченко А.Н. По остальным - только источники. Источники оказались следующими:

  • устные -воспоминания коллег, односельчан, родственников, записанные на бумажный носитель, на видео, на диктофон;
  • периодическая печать - вырезки из газет разных лет;
  • письма выпускников и выпускникам(частная переписка);
  • фото из семейного, музейного архивов, из интернет-ресурсов;
  • личные документы;
  • предметы материальной культуры- бюст, кресло, одежда.

Ребята взяли интервью:

  • у бывшего директра школы Борисова В.Г;
  • у завуча школы Черкасовой Г.А.;
  • выпускника 1990 года Коваль Дмитрия;
  • Секретаря райкомпартии Изотовой О.В.

Посетили музей с целью изучения материальных источников выпускников: Левченко, Лосева, Кондакова, Материкина.

Анализ литературы:

Литературы по нашей проблеме не нашлось. Только источники.

Данная работа интересна тем, что содержит информацию о выдающихся выпускниках школы. В работе отражены биографии выпускников школы, чьи имена навечно вписаны в историю поселка и страны. Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской работы.

Данная работа имеет большую практическую значимость, прежде всего, для авторов, которые, работая над данным исследованием, расширили свое информационное поле, углубили знания по истории вопроса, обсудили результаты исследования на классных часах. А также систематизированный материал представляет большую ценность для истории школы.

Основная часть

Школа с почти вековой историей.

Нашей родной школе 83 года. С 1931 года она дала путёвку в жизнь почти 10 тысячам новониколаевцам. Немало славных, героических страниц в истории школы.

Сегодня выпускники школы живут и трудятся во всех уголках бывшего Союза и нашей страны России. Среди них много прекрасных людей, добившихся в жизни авторитета и признания. Школа дала знания и путевку в жизнь нынешним врачам, учителям, инженерам, управленцам, защитникам Отечества, преуспевающим предпринимателям, рабочим, труженикам села.

Мы решили Наша школа носит имя Героя Советского Союза Анатолия Николаевича Левченко. Мы гордимся, что учимся именно здесь. Но нам захотелось узнать, а есть ли в летописной истории этого учебного заведения ещё, не менее известные личности, оставившие след в истории поселка, области, страны. В ходе исследования мы собрали материал о многих выпускниках нашей школы, но в этой работе отразим материал только о четверых. Вот их краткие биографии.

Лосев Иван Гаврилович - выпускник 1941 года.

Лосев Иван Гаврилович родился 26 января 1923 г. в х.Цепляевский, Новониколаевского района, Сталинградской области.

Иван Васильевич в 1941 году окончил школу № 1 в районном поселке Новониколаевский. Весь класс, после выпускного вечера, добровольно ушел на фронт. В их числе был и Иван Гаврилович. В октябре месяце 1941 года его направили в учебную часть, а затем в 441 стрелковый полк. В январе 1943 года Иван Гаврилович геройски погиб, проявив мужество и героизм под Гордищем. Похоронен у линии железной дороги Северо-Западнее высоты 147,6. К сожалению, сведений больше не сохранилось.

Василий Михайлович Материкин - выпускник 1941 года.

Василий Михайлович Материкин родился в 1922 году в большой семье, где воспитывалось шестеро детей.

В июне 1941 года окончил Новониколаевскую среднюю школу №1, и у него, как у всех одноклассников, была своя мечта продолжить учебу. Но это будет потом – его юношеской мечте помешала война.

В тот июньский день 1941г. 12 человек после выпускного вечера написали «Декларацию – договор о дружбе».

Итак, друзья, в жизнь! Работая, борясь, верьте - вы не одиноки, у вас есть близкие чуткие друзья, которые не забывают, помнят о вас и готовы в любой момент подать руку помощи. Пусть это вооружит вас. Да будет благодарность и взаимность нашим ответом им... Благородно и велико чувство дружбы, и оно необходимо нам, как воздух, на протяжении всей нашей жизни.

Но как бы не сложилось прекрасно наше будущее, как пышно не расцвело общее благополучие, в памяти каждого из нас навсегда останутся как самые хорошие, весёлые, жизнерадостные годы жизни человека, первые шаги в неё - родная школа, чуткие учителя, близкие, любимые.

Среди этого круга большое место будут занимать друзья: ведь вместе с ними столько пережито. И мы - друзья. И каждому из нас, расставаясь с другими на длительное время, хочется иметь надежду на встречу в будущем.

И мы встретимся. Мы обещаем один другому быть друзьями всю нашу жизнь...

Мы идём в жизнь. Она не должна пугать нас. Но кто-либо может быть негостеприимно принят ею - каждый из нас обязан оказать всестороннюю духовную и посильную материальную помощь другу, попавшему в беду. Это почётный долг каждого.

Счастье, энергии, здоровья, долгой и плодотворной жизни вам!..

Из воспоминаний Материкина Василия Михайловича:

"25 человек этого выпуска были на фронте. Всегда мы об этом вспоминаем, собираясь на свои традиционные встречи. В 1991 году эта встреча посвящалась 50-летию школы и нашего выпуска. В этот раз присутствовали представители выпусков разных лет и подарили школе подарки. Один из них - стихотворение."

ПАМЯТЬ

Был школьный бал в далёком сорок первом, На нём мы были счастливы тогда. И верили, что дом наш, несомненно, Не посетит нежданная беда.

Кружились в вихре танца, забываясь, Смеялись и шутили, а потом... Нас закружила вьюга фронтовая, Солдатским опоясала ремнём.

Прошло пол века с той поры суровой И вот опять мы вместе на балу. Но этот бал совсем, совсем стал новым, И нас немного прибыло к нему.

Нет шестерых ребят - друзей хороших, Лежать они остались в темноте, В чужом краю, в бурьянах позаброшенных Спят непробудным, бесконечным сном.

Но жизнь всегда берёт свои начала, И снова молодость шумит своей листвой. Так хочется, чтоб память не молчала О всех сгоревших в тот великий бой.

(По материалам школьного музея)

С ноября 1941 года Василий Михайлович – курсант Сталинградского военного училища связи. Именно здесь, в Сталинграде, в звании младшего лейтенанта он командовал взводом связи 1-го стрелкового батальона 10-го стрелкового полка 45-й стрелковой дивизии им.Щерса, которая вела оборонительные бои в районе завода «Красный Октябрь». 30 октября 1941 года был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Сначала в с.Заплавное, затем в г.Ленинск, г.Энгельс, а далее – в г.Магнитогорск в эвагоспиталь 31731. После семи месяцев пребывания в госпиталях на лечении 3 июля 1943г. Василию Михайловичу вручили справку о ранении, и через месяц он снова был уже на фронте. Сначала на Западном, затем на 3-м Белорусском. Войну он закончил в Кенигсберге.

И снова война. Но теперь уже с японскими милитаристами, победу, в которой встретил в китайском городе Харбине.

Именно здесь, в Харбине, он встретил родного брата Ивана, с которым не виделись семь лет. Встреча была неожиданной и радостной. В память об этом событии они сфотографировались.

В 1943г., находясь на фронте, Василий Михайлович встретил свою любовь – Любашу. Поженились они 28 июля 1945г. в п.Гродеково Уссурийской области Приморского края.

Сама Любовь Николаевна с первых дней войны ушла добровольцем на фронт. Была батальонным связистом, с боями прошла от Волги до Кенигсберга. После войны работала ответственным секретарем редакции газеты «За коммунизм» Новониколаевского района, заведующим методическим кабинетом Районо. За боевые заслуги была награждена медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга».

Василий Михайлович после демобилизации поступил в Борисоглебский государственный учительский институт на исторический факультет, который окончил в 1953г., а в 1958г. – Сталинградский государственный педагогический институт им. А.Серафимовича.

Всю свою жизнь бывший фронтовик посвятил воспитанию подрастающего поколения. Долгие годы Василий Михайлович был директором Новониколаевской средней школы рабочей молодежи, завучем средней школы №3.

Любовь Николаевна и Василий Михайлович вырастили и воспитали двух сыновей – Владимира и Александра. Владимир Васильевич работал ответственным секретарем газеты «За коммунизм» Новониколаевского района, Александр Васильевич возглавляет Волгоградский областной краеведческий музей.

Родина высоко оценила боевые заслуги фронтовика. Он был награжден орденом Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями: «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией».

Василий Михайлович ушел из жизни 4 января 1995 года.

Левченко Анатолий Николаевич- выпускник 1964 года.

Левченко Анатолий Николаевич родился 6 февраля 1947года в поселке Новониколаевском Волгоградской области. Он здесь родился и вырос. Мама, Александра Михайловна была второй женой Николая Петровича Левченко. Первая скончалась, оставив детей совсем маленькими. А. М. Левченко - сама была сиротой, детей от первого брака Николая Петровича - Колю и Юлю своими родными считала. В семье Левченко в 1947 году родился третий ребенок - это Толик, любимец у мамы Александры Михайловны. Его отец, Николай Петрович, был первым в своем селе трактористом, управлял еще «Фордзоном». Затем работал директором Алексиковского «Авторемзавода», ушел на пенсию в должности главного инженера Новониколаевского автопредприятия.

Толя мечтал с шестого класса стать летчиком. Но особенно начал рваться в небо после полета в космос Юрия Гагарина.

Из воспоминаний Борисова Владимира Григорьевича, директора СШ №1.

«…Мое тесное общение с Анатолием началось, когда будущий герой учился в 7-м классе и начал посещать кружок авиамоделирования в Доме пионеров. Это был целеустремленный, спортивный, с активной жизненной позицией, но очень скромный молодой человек, мечтающий о небе, как и все мальчишки того времени. И после окончания Анатолием школы и училища наше общение продолжалось.»

Все школьные годы он упорно занимался спортом. В 1964 году Анатолий закончил среднюю школу и поступил в Качинское высшее военное училище.

Из школьного архива.

Воспоминания брата Николая Николаевича Левченко: - Приезжаю я в город, Толя ходит сам не свой. Не зачислен, оказывается, по возрасту, в школу - то пошел с шести лет. И всего несколько месяцев не хватало. Советую забрать документы и оформляться в институт. И слушать не хочет. Говорит, останусь в городе, поступлю на работу, а вечерами окончу курсы ДОСААФ. Через год, все равно пробьюсь в училище. Но тут ему повезло. Упорство брата заметили и разрешили остаться подсобным рабочим на аэродроме сначала, кандидатом, а затем и полноправным курсантом Качинского высшего военно - авиционного училища. Нина Чеботарева будущая жена Анатолия, в это время поступила в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Как и мечтала. Вернее, как они мечтали с Толей. Ведь дружить еще с 9 класса начали.

– Хорошая у них дружба была,- рассказывала учительница Зинаида Ивановна Катосонофа. В параллельных классах учились. Задержится Нина, а Толя ее ждет в коридоре, не уходит. У родителей жены была обнаружена записная книжка Анатолия. Записи короткие, лаконичные. Но в них вся его душа, вся жизнь, весь он. Вот ровным подчерком перечислены черты человеческого характера. А потом вывод: «Из всего хаоса человеческих черт я бы выделил смелость, логичность мышления и скромность». Владельцу записной книжки в ту пору было неполных 18 лет. А жизнь между тем складывалась не так, как ему хотелось бы. Окончилась неудачей первая попытка поступить в авиационное училище. «Прощай МИГ. Остается горхоз. Поближе к ВЕГЕ»,- читаем в дневнике. МИГ – это реактивный истребитель. Вега – Нина Чеботарева, будущая жена. Он неизменно называл ее «Голубая звезда Вега». «МИГ и вся- жизнь» Вскоре унылые нотки в дневнике сменились добрыми, радостными. С великой благодарностью отзывается о старшине, который поддержал его в трудную минуту, а затем помог влиться в число курсантов. Курсантский фотоальбом подробно рассказывает об учебе в Каче. Вот он у классной доски. О том, как учился, мы знаем из уже опубликованного письма начальника теоретического курса училища Пабрусова и заместителя по политчасти Мацурова. Много фотографий – он в кругу товарищей, наконец, возле самолетов – значит, началась боевая подготовка. О том, как учился курсант Левченко, свидетельствует хранившееся письмо командования училища его родителям. Дорогие Александра Михайловна и Николай Петрович! Рады сообщить Вам, Ваш сын – курсант 1 курса Каченского высшего военно-авиационного Краснознаменного училища летчиков Левченко Анатолий показал себя добросовестным и исполнительным курсантом. Он старательно изучает военное дело, имеет только хорошие и отличные оценки, показывает пример товарищам в дисциплине. Курсант Левченко стремиться быть достойным звания воспитанника Каченского авиационного училища, в стенах которого получили путевки в небо 250 героев Советского Союза вписавших много новых ярких страниц в летопись славы подвигов советской авиации. Дорогой Николай Петрович! Вы, как участник трудового фронта Великой Отечественной войны, можете гордиться Вашим сыном, наследником славных традиций советских летчиков. Родители бережно хранили простенький курсантский фотоальбом сына, который Анатолий оставил дома сразу после окончания училища.

-Жизнь мне предстоит на колесах. У вас он сохранится. – Сказал он тогда матери. Курсанту Левченко разрешают самостоятельный полет – первому на курсе. А было это так. После второго за утро полета на «старте» инструктор приказал зарулить на стоянку. Прыгнув на бетонку, Анатолий вытянулся перед командиром в ожидании замечаний. Но их не последовало. Вместо них он услышал: - Ну, а как курсант Левченко, полетишь один? И хотя долгожданный вопрос прозвучал неожиданно, Анатолий выпалил сразу: - Полечу. - Тогда садись в машину и делай, как тебя учили. Накануне вечером Левченко летал с командиром эскадрильи. Побывали в зонте, сделали три контрольных посадки. Замечаний тоже не было. И вот теперь первый в жизни самостоятельный полет. Анализируя его потом, Левченко как бы наблюдал за собой со стороны. Самолет вырулил на стартовую дорожку. Беглый, но цепкий осмотр приборов, взлетно-посадочной полосы. И запрос по рации: - К полету готов. Прошу разрешения на взлет. - Взлет разрешаю, - раздалось в наушниках. Взревела турбина, «МИГ» какую-то минуту постоял, затем рванулся вперед. Всего несколько секунд пронзительного свиста турбины и могучая сила реактивного двигателя подняла быстрокрылый «ястребок» в воздух. Машина рвется ввысь, но небольшой клевок летчик прижимает её, набирает скорость. Традиционная «коробочка» и самолет, бесшумно притертый возле посадочного «Т» шуршит уже по бетонке, чтобы с разрешения командования повторить полет по кругу. У старшего брата Николая Николаевича в нагрудном кармане постоянно небольшая фотография. Анатолий запечатлен в день первого самостоятельного вылета. В летном костюме. Юное, милое лицо. Братишка подарил её Николаю Николаевичу при случайной встрече в ту пору у их сестры Юлии, в Волжском.

Курсант Качинского училища А.Н. Левченко

- Толя был такой радостный, в тщательно подогнанной форме. Просто залюбуешься, - вспоминает жена Нина Левченко. – Спортом видно продолжаешь увлекаться, спросил я его. - Один наш командир сказал, что летчик без физической закалки - это мыльный пузырь, дунь на него – лопнет. Спортом надо заниматься регулярно и в любой обстановке, - ответил брат. Воспоминания мамы А.М.Левченко: - А вот Толю другим видела мама Александра Михайловна - правда в начале его курсантской жизни. Соскучилась я по нем и поехала перед новым 1965 годом навестить. Добрались мы с Юлей из Волжского до училища к обеду. Смотрим, курсанты в столовую направляются. Толя последний плетется. Одежонка явно не по плечу, болтается. Сердце у меня так и зашлось. Не помню, как руку подняла, весь строй остановила. А командир так хорошо, ласково: «Вы к курсанту Левченко? Разрешаю ему не ходить на обед» Как он определил, что я Толика мама, не знаю. Такой хороший командир. Подходит Толя, худенький нос красный, грипп у него, оказывается. Ну, я и захлюпала. - Перестань мама, - шепчет сын. – Хочешь, чтобы меня в госпиталь уложили. По случаю приезда мамы и Нового года – курсанту Левченко в тот раз выписали увольнительную на трое суток. Сестра подлечила его и форму по росту подогнала. Увольнения в период занятий теорией были, чуть ли не каждый выходной. Толя часто навещал сестру Юлю, будущую жену Нину. Воспоминания одноклассницы Н.Г. Баубель (Юриной): - На втором курсе мы перебрались с частной квартиры в общежитие, - рассказывает Нина Георгиевна Баубель. – Стучится однажды Толя, а с ним с десяток курсантов. Что тут поднялось. В общежитии переполох. Но времени на встречу с любимой выпадало все меньше. Последние два года учебы связь между ними поддерживалась в основном только письмами. Во второй боевой подготовке служил далеко от города. Его письма невесте тоже сохранились. Читаешь, - нежности сердца его не перестаешь удивляться. Между тем, курсантские будни, сложные и напряженные, продолжались. Курсант – и студент высшего учебного заведения, и солдат, который обязан строго выполнять распорядок дня, ходить в строгую, нести службу во внутреннем наряде. Но именно в будничных ратных делах формируются характеры будущих асов. Ибо путь к подвигу проходит через каждодневное самовоспитание воли, усердия, трудолюбия, терпения, дисциплины. Полеты, полеты, полеты. Анатолий уже чувствует, что сросся с машиной. Последовательно овладел техникой пилотирования в зоне, на большой высоте, полетами в сложных метеорологических условиях. На равных дерется с командирами-воспитателями. Легко переносил многократные перегрузки. Научился без промаха поражать воздушные и наземные цели. Он снова в полете. Боевой разворот, «петля», «бочка», «полупетля» и снова боевой разворот, крутой вираж. Одна фигура следует за другой, оставляя за самолетом белую дорожку-ленту. В напряженном труде курсант Левченко быстро осваивал сложный самолет. На государственных экзаменах показал хорошие знания по теоретическим дисциплинам и высокую летную подготовку. Но до того, как Анатолий стал полноправным летчиком-инженером, в его жизни произошло важное событие. По обоюдной договоренности к нему в лагерь приехала Нина Чеботарева. - Семь лет мы дружили с Толей, - вспоминает она. – В 1968 году перед его и моими государственными экзаменами решили пожениться. Свадьба была скромной, курсантской. - Через трое суток возвращается Нина из поездки, - рассказывает Н.Г. Баубель, - важно заходит в комнату, достает паспорт и молча показывает в развернутом виде. Читает. Теперь она уже не Чеботарева, а Левченко. Училище закончено. Лейтенант А.Левченко получает назначение в одну из частей в Закавказье. Спокойный, уравновешенный, незаметный на первый взгляд, молодой офицер ничем не выделялся первое время среди других летчиков. Но вскоре о нем заговорили как о талантливом летчике. Из личного дневника А.Левченко: «Я влюблен в стальные крылья птиц. Я еще таким счастливым не был, Потому и цвет моих петлиц Как кусочки маленькие неба». (Д.Гладенко – качинец фронтовик, применивший таран в годы Великой Отечественной войны

После окончания училища лейтенант Левченко получает назначение в одну из частей Закавказье. Из воспоминаний подполковника Владимира Степановича Позднякова: «Прибыл я в полк после окончания училища на пять месяцев позже Анатолия. Вместе лейтенантики становились на «крыло». Первым из выпускников нашего года стал командиром звена. Для командировки в Египет подбирались только пилоты первого класса. Он хотя еще не имел его, но был включен в этот состав. Я знаю его личные качества, в Афганистане жил с ним в одной комнате». А вот что говорит о нем майор А.С. Бойков: «Честный, порядочный офицер. А сколько в этом человеке было душевного, люди льнули к нему» Капитан А.В. Стрелок вспоминает: «Вылетев в Афганистан мы, конечно, допускали, что кто-то из нас погибнет. Но что это случится с Анатолием Николаевичем, никто и думать не мог. Лучший в полку летчик.»

Ещё в Краснознаменском Закавказском военном округе он был принят кандидатом в члены КПСС. Здесь, в боевом полку, вскоре стал членом партии. Через год молодой лётчик возглавил авиационное звено. А потом последовали новые повышения по службе, зарубежные командировки. Добросовестный ратный труд офицера был отмечен: в 1975 году Левченко удостоился ордена « За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени. Последнее время Анатолий Николаевич служил в Краснознаменном Прибалтийском военном округе, где командовал звеном, бал штурманом эскадрильи, заместителем командира эскадрильи, а с мая 1981 года – старшим штурманом авиаполка.

У некоторых лётчиков с годами притупляется острота ощущений романтики небесных дорог. А вот с Анатолием Николаевичем, прослужившим в авиации два десятка лет, такого не случилось: каждый раз он испытывал чувства восторга, когда поднимал ввысь свой всепогодный перехватчик. Однако напряжённая лётная работа всё же давала о себе знать.

Анатолия Николаевича направили в госпиталь на очередное обследование врачебно – лётной комиссией. Здесь он и узнал, что несколько человек из полка должны поехать по замене в ДРА. Три дня спустя Левченко заявился домой и объяснил жене, что ему предстоит поездка в Афганистан, со словами: « Здоровье ещё позволяет летать…».

В июне 1985 года подполковник Левченко уже находился в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане и вместе с товарищами по крылатому строю приступил к выполнению боевых заданий, оказывая интернациональную помощь народу этой страны в отражении внешней агрессии реакционных сил. В коллективе его по праву считали сильным лётчиком, наиболее подготовленным, одним из лучших. Действительно, первый класс он получил ещё пять лет назад, будучи заместителем командира эскадрильи. За эти года не раз участвовал в очень ответственных полётах. Однако не считал, что приобретённый опыт сам по себе гарантирует ему успех на новом месте. Поэтому к каждому полёту всегда готовился кропотливо, тщательно, с учётом необычных условий действий. Требовал этого и от подчинённых. Особое внимание уделял правильной прокладке маршрута, использованию всего арсенала приёмов и способов нанесения меткого, неотразимого удара. Часто Анатолию Николаевичу доводилось возглавлять группы истребителей различного состава, и он всегда добивался отличного выполнения заданий.

Гибель А.Н. Левченко

В конце декабря началась операция афганских войск по отчистке от банд района Чарикара. По просьбе руководства вооружённых сил ДРА наши авиаторы оказывали им поддержку. Разведчики отыскивали отступающие по тропам и перевалам отряды душманов, а экипажи истребителей, находившиеся на аэродроме в готовности к немедленному вылету, по первой команде взлетали, получили в воздухе задачу, координаты цели и, обнаружив банду, наносили удар. 26 декабря Анатолий Николаевич, возглавляя группы, провёл несколько удачных боевых вылетов, уничтожая отступавшие разрозненные отряды. Погода была уже на пределе, тем не менее, он вовремя отыскивал цели, наносил по ним сокрушительные удары. А на следующий день был тот последний, роковой полёт, оборвавший жизнь отважного лётчика, вместе с тем и обессмертивший его имя.

За пол года, проведённых в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, Анатолий Николаевич принял участие в девяти боевых операциях, нанёс 174 ракетно-бомбовых удара. Всего же в небе ДРА он совершило 188 боевых вылетов. Его общий налёт за годы службы составил 2268 часов.

Что вело коммуниста военного лётчика первого класса подполковника Левченко на подвиг, что лежало в основе его мужества, смелости, отваги? С уверенностью можно сказать: пламенная любовь к Советской Родине, глубокая идейная убеждённость, непоколебимая верность к интернациональному долгу.

Он был исключительно обаятельным человеком, которого любили всюду – в школе, в училище, в частях, где служил.

...В семейном архиве Левченко есть фотография Анатолия Николаевича, сделанная за сорок минут до его гибели. Есть забавная новогодняя открытка родителям, пришедшая на станцию Алексиково на шестой день после смерти автора. А в лётной книжке Героя появляются записи о новых вылетах: их совершают за него лучшие из однополчан. Да, бывают всё же потери, которые мы стараемся восполнить в вечном споре с чудовищной несправедливостью смерти.

Фёдор Ласточкин. – см. «Время выбрало нас». «Мы - интернационалисты». Комплект открыток. – М.: Изд. «Плакат», 1988.

Похоронен на родине – в посёлке Новониколаевского района.

Установление бюста А.Н. Левченко в СШ №1

Именем Героя Советского Союза А.Н. Левченко названа улица в райцентре, носит его имя средняя школа №1, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска, ряд коллективов зачислили его в свои ряды. Все это – дань памяти и уважение человеку, совершившему подвиг. И вот ещё одно событие – открытие бюста земляку в СШ №1.

На торжественное открытие пришли родители А.Н. Левченко – Александра Михайловна и Николай Петрович, брат Николай Николаевич, учительница, ветеран труда Н.А. Иванова, выпускники школы ранних лет В.М. Материкин, П.И. Бельский, Н.Г. Баубель, друзья. В открытии бюста приняли участие секретарь РК КПСС О.В. Изотова, председатель райисполкома А.А. Губин, председатель поссовета А.И.Алферов.

Учащиеся выстраиваются на линейку. Звучит Гимн Советского Союза. Вносятся знамена пионерской и комсомольской организаций школы. Первое слово берет директор школы В.Г. Борисов. Он кратко рассказывает о жизненном пути А.Н. Левченко, выполнении им интернационального долга. Наступает торжественная минута открытия бюста. Это почетное право предоставляется старшеклассникам А. Фомичеву, А. Нефедову, В. Скворцову.

Мгновение и ... спадает полотно.

Едва заметный поворот головы, внимательные, строгие глаза летчика, всматривающегося в каждого из нас. Он честно жил, смело шел на встречу трудностям. А современные мальчишки и девчонки, каковы они?

Одни за другим выступают люди знавшие А.Н.Левченко. Они говорят о его человеческих качествах - обаянии, кристальной честности, преданности, мужестве, твердости, в то же время подчеркивают, что он был нежным, добрым, любящим, мягким, отзывчивым. Ценя в людях, прежде всего смелость, логичность мышления, скромность. Анатолий Николаевич сам всю жизнь оставался верен этим качествам, сказала его одноклассница Н.Г. Баубель. Выступавшие давали наказы учащимся школы.

В жизни сейчас идет переоценка истории, духовных ценностей, говорил А.А. Губин, но такие качества как героизм, мужество - вечны, так будьте же достойны имени А.Н. Левченко, и пусть каждый выпускник постарается стать гордостью школы, района, страны. Сказали свое слово и выпускники 1990 года. От их имени выступал Д. Коваль.

Из статьи районной газеты "За коммунизм" от 02.1989 г.

(из школьного архива)

Из воспоминаний Коваль Дмитрия Александровича, выпускника

СШ №1 1990 года.

“…Мне была предоставлена большая честь выступить на открытии памятника А.Н. Левченко в нашей школе в день его рождения 6 февраля. Я очень волновался, но говорил от души. Я гордился и горжусь тем, что мне посчастливилось прикоснуться к истории. Это мероприятие было очень важным и нужным для увековечивания памяти герою!”…

(из интервью с выпускником)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1986 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, подполковнику Левченко Анатолию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.

Кондаков Василий Георгиевич - выпускник 1971 года.

Контр-адмирал Василий Георгиевич — наш земляк. Родился 30 мая 1954 года. Учился в Новониколаевской средней школе №1. Учился прилежно, старательно. Его одноклассники Александр Пономарев, Люба Хмырова, Александр Стрепетов и другие рассказывают о нем как об одном из лучших учеников тех далеких лет. Его родители — учителя — мечтали, что сын пойдет по их стопам. Но он поступил в Черноморское военно-морское училище. После окончания в 1976 году получил направление на Тихоокеанский флот. Первая должность на подводной лодке — командир старта ракет. Через четыре года его назначают старшим помощником командира подводной лодки. Окончив Военно-морскую академию, капитан второго ранга В.Г. Кондаков становится командиром атомной подводной лодки. Один поход в мировом океане следует за другим. А дома у него уже подрастают сын Игорь и дочка Лена.

Капитана первого ранга В.Г. Кондакова назначают заместителем, а затем командиром дивизии атомных подводных лодок для борьбы с вражескими авианосцами. В связи с расформированием дивизии Тихоокеанского флота его переводят в Приморье на должность командира дивизии в бухту Павловского. Учеба в Академии Генерального штаба. Контр-адмирал В.Г. Кондаков утверждается в должности командира отдельной дивизии Тихоокеанского флота. Как вспоминает бывший подводник капитан первого ранга Игорь Семенович Ситников, ныне председатель Новониколаевского Совета ветеранов”, жизнь на флоте в то время была не из легких. Средства для поддержания в хорошем состоянии атомных подводных кораблей практически не выделялись. Кадры под всякими предлогами увольнялись на гражданку . Василий Георгиевич некоторое время работает заместителем начальника оперативного штаба Камчатской военной базы. Летом 1999 года он приезжает в отпуск на малую родину. У нас хранится видеокассета о посещении им музея. Не спеша он переходит от экспоната к экспонату, из зала в зал. Потом за чашкой чая рассказывает о своей военной службе. Вспоминает и школьные годы, и полные тревог подводные плавания. Василий Георгиевич, как и его покойный отец Георгий Васильевич, — патриоты Новониколаевского района. Отец передал музею десятки ценных экспонатов — свидетелей далекого и близкого прошлого. Мама Василия Георгиевича, Анна Федоровна, обаятельная женщина, всегда рада встретиться с работниками музея и помочь устранить белые пятна из прошлого населенных пунктов района. В 1999 году контр-адмирал переводится в г. Обнинск. До июня 2002 года он начальник по подготовке экипажей атомных подводных лодок. С 2005 по 2009 г.г. - начальник управления боевой подготовки Военно-морского флота России. Служит в Москве. Его сын Игорь закончил военное училище — Морской корпус Петра Великого — и уехал подводником на Северный флот.Родилась династия морских офицеров Кондаковых. Сын продолжает дело отца.

Из интервью с Кондаковым Василием Георгиевичем.

Что есть такое Родина? У каждого человека ,мало-мальски думающего, есть свое собственное определение .Для меня же Родина - это прежде всего тот уголок земли, где я родился , где я сделал первые в своей жизни шаги, где я произнес самое дорогое на этой земле слово – мама.

Родина – это мой поселок Новониколаевский. Поселок, где пустили свои корни мои предки: бабушки и дедушки, мама и папа, надеюсь, и я оставлю на этой земле свой след.

Взрослея, я стал понимать еще, как важно помнить об истоках родства, дорожить и ценить то, что дали и дают тебе твои родные и близкие. Вдвойне приятно осознавать, что твой род славен именами, известными на всю страну, на всю нашу необъятную Россию.

Заключение

Родина – это далеко не только берёзки и клёны, речки и озёра, курганы и равнины, степи и леса, моря и горы - всё это, несомненно, составляет и красоту, и богатство страны, но всё такое же есть и у других стран и народов. Родина включает в себя ещё и величие духа, мощь интеллекта, стойкость характера и силу мысли лучших сынов и дочерей своего отечества, которыми мы можем по праву гордиться.

Мы доказали, что среди выпускников нашей школы много достойных людей, защитников своей страны. Несомненно, что они оставили свой след в истории поселка, области, страны.

Данную работу целесообразно продолжить и в дальнейшем оформить летописную историю о выпускниках разных лет. Собранный материал актуален и тем, что в школе обучаются дети, внуки, родственники выпускников и им будет интересно узнать что-то новое о своих родных. Материал полезен и для школьного музея, а также может быть использован на классных часах. Кроме того, зная о том, какие выпускники обучались в нашей школе, сегодняшние учащиеся смогут испытать большее чувство гордости за свою школу, поселок, страну. А это патриотическое воспитание, которое так необходимо современному школьнику.

Список литературы

Литература отсутствует.

Приложения

https://docs.google.com/document/d/1RUIlOWqLy7y8C45PG43La3Xl-umH53XYaoEDdQtHRAU/edit?usp=sharing

Материал о Кондакове

https://docs.google.com/document/d/1kdLUDCWO9qyAf1IeTnYyYSD6MM2iGHunGyVaekGRS6o/edit?usp=sharing

Единственное фото Лосева

https://docs.google.com/document/d/12O7xa83SxWNCeDNpCqssh4H3asbo4tBIKVtk1jo4f8Y/edit?usp=sharing

Василий Михайлович Материкин

https://drive.google.com/file/d/0By9Lkapli_nSZDJTT1M4YmxXTTg/edit?usp=sharing

Кондаков фото

https://drive.google.com/file/d/0By9Lkapli_nSSVhmYXRXU1R0OTA/edit?usp=sharing

Фото выпускников 1971 года

https://drive.google.com/file/d/0By9Lkapli_nSalRVVEJxSEJEcFk/edit?usp=sharing

вырезки из газет

Дополнительные материалы:

https://drive.google.com/file/d/0By9Lkapli_nSZ2o4OWcyOExCMlk/edit?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0By9Lkapli_nSa3RpS1A2OHgyN3M/edit?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0By9Lkapli_nSa1dudHQwY3VCT28/edit?usp=sharing

Аудио- и видеоматериалы со всреч с бывшим директором СШ №1 Борисовым и Изотовой Ольгой Васильевной- секретарем райкома коммунистической партии Новониколаевского района в 1983-1991 г.

Фотодневник выполнения исследовательской работы: