Социальный проект "Право на свободу"

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда

400048, Волгоград, проспект имени маршала Советского Союза Г.К.Жукова, дом 153.

dzercdt@yandex.ru

Руководитель образовательного учреждения: Жоголева Наталья Васильевна

Автор: Мугер Марина Алексеевна, педагог-организатор МОУ ЦДТ

Опыт участия автора в организации работы с детьми из социально неблагополучных семей – 5 лет

Контактный телефон 78-61-76


Актуальность выбранной темы: 

Семья - это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями.

Одним из предназначений семьи является воспроизводство нового поколения и воспитание его. Маленький человек в своей семье усваивает нормы и правила человеческого поведения, идет его приобщение к культуре. Семья воспитывает будущую личность, будущего полноправного участника общественных отношений, который будет вершить историю своей страны и общества, в котором он живет.

Кризисы, возникающие в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус социально неблагополучных.

Нежелание или невозможность выполнения семьей функций по отношению к воспитанию подрастающего поколения наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность и правонарушения, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков, закрепляется асоциальное поведение. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ход процессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации, которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества.

Поэтому особо актуальным становиться работа по профилактике правонарушения и преступления, асоциального и девиантного поведения среди подростков и детей из социально неблагополучных семей. Дети данной категории очень часто даже не подозревают, что они совершают противоправные и преступные действия или их права нарушаются окружающими.

XX век, с его катаклизмами и разрушительными войнами, дал человечеству возможность осознать, что право и закон – не прихоти, а неотъемлемые составляющие мира и согласия на Земле.

Демократия и культура мира невозможны без образованных в области права граждан. Знание прав и своих обязанностей помогает каждому активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к собственной жизни и свободе, а так же жизни сограждан.

На современном этапе развития российского общества, права и свободы ребёнка, закрепленные законодательными актами в большей степени декларируются, чем соблюдаются и защищаются. На данный момент в Российской Федерации отсутствует четкая действенная система по защите прав ребенка, маленькое количество специальных  учреждений, призванных заниматься решением данной проблемы. Недостаточна работа по информированию ребенка о его правах и формах их защиты. А для детей из социально неблагополучных семей эта информация вообще часто не доступна. Родители таких детей не имеют желания или возможностей объяснить своим детям их права и обязанности, а многие педагоги, считая таких детей «неперспективными» и «неблагополучными» не обращают внимание на данный аспект социализации ребенка из социально неблагополучной семьи. 

В современной ситуации подростки оказываются в  трудном положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, с одной стороны,  стимулируется происходящими сейчас процессами, с другой – сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослых, которые не признают самостоятельность растущего человека, во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода подростка на серьезные дела общества, что является активным методом профилактической работы с детьми и подростками из социально неблагополучных семей.

В ситуации стремления России  к обретению статуса правового государства, все большее число ученых, педагогов, юристов привлекает проблема соблюдения и защиты прав человека. Особенно незащищенными в нашем государстве являются дети. В 1989 году была принята Конвенция ООН «О правах ребенка», но в России до сих пор большинство положений данной Конвенции не соблюдаются. Многие дети не знают своих прав, а те, которые информированы о них, зачастую не знают, куда и к кому обратиться за защитой и поддержкой.

В благополучных семьях дети и подростки при возникновении каких либо трудностей в правовой сфере часто получают помощь от своих родителей, которые более посвящены в данные вопросы. Но что делать детям из социально неблагополучных семей при возникновении у них проблем в сфере защиты их прав и выполнения правовых обязанностей? Родителям из таких семей зачастую нет никакого дела до возникших у их детей трудностей.

Все вышесказанное подтверждает актуальность разработки и реализации социально-педагогического проекта, направленного на повышение уровня правовой грамотности подростков из социально неблагополучных семей и обучение их способам защиты своих прав.

Перед написанием проекта  был проведен детальный опрос среди подростков (анкеты - приложение №1). В нем приняли участие 300 подростков из социально неблагополучных семей – обучающихся образовательных учреждений Дзержинского района города Волгограда. По результатам опроса было выявлено, что 60% подростков не интересует тема права, 13% подростков интересуются  правом каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, 27 % подростков интересуется о праве на личную жизнь, тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию и ответственность за нарушения данных прав.

15% - подростков владеют информацией о своих правах, но не владеют информацией об обязанностях,  85%  - подростков имеют недостаточный уровень  информации  о своих правах.

При изучении  литературы по данной теме и при анализе материала был сделан вывод о том, что профилактическая работа с детьми и подростками из социально неблагополучных семей будет более эффективной, если к этой работе будут привлечены сами подростки и их сверстники, поэтому проект «Право на свободу» включает в себя создание группы волонтеров при активном участии самих подросток из социально-неблагополучных семей.

Важными аспектами проекта являются его мобильность, гибкость, возможность выхода на широкую аудиторию.

В ходе проведения проекта реализуются основные принципы работы с молодежью, утвержденные международными организациями. В профилактику вовлекаются представители целевой группы, воплощается принцип «равный - равному», создается и поддерживается социально-безопасное пространство для молодежи.

Проанализировав полученную картину, было решено создать проект  «Право на свободу», (сценарий «Право на свободу» см.  приложение № 2) с использованием мультимедийной презентации, который поможет подросткам из социально неблагополучных семей  разобраться в этом сложном и многообразном мире прав и обязанностей, заставит всерьёз задуматься об ответственности и соблюдения прав и их нарушении, преступлений среди несовершеннолетних.    

-Идея проекта заключается в создание широкого информационного поля для подростков из социально неблагополучных семей:  об их правах и обязанностях, об учреждениях и специалистах, к которым можно обратиться за помощью по защите прав и свобод.

Гипотеза исследования: проект  будет более эффективно реализован:

  • если будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности, потребности, запросы подростков;
  • если сами подростки из социально неблагополучных семей будут активными субъектами процесса подготовки организации и анализа деятельности.
  •   при обеспечении ребенка необходимой информацией о его правах и возможностях их защиты;
  • при включении подростков в активную деятельность по защите своих прав и свобод;
  • при привлечении общественности к активным действиям по защите прав ребенка;
  • при включении интеллектуального звена, это позволяет дать информацию, заставляет задуматься о проблеме.
  • при распространении информационных материалов среди участников игры;

Цели мероприятия: 

Формирование у подростков из социально неблагополучных семей гражданской позиции, нового мышления, направленного на развитие демократии и прав человека, повышение уровня правовой грамотности данной категории подростков.

Задачи мероприятия: 

  1. способствовать созданию широкого информационного поля для подростков об их правах и способах их защиты;
  2. формирование условий для эффективного взаимодействия основных социальных институтов для защиты прав ребенка;
  3. активизировать действия подростков по защите собственных прав;
  4. способствовать созданию условий для формирования и проявления у подростков из социально неблагополучных семей гражданской позиции, навыков парламентаризма, правовой культуры, задачи обучения технологиям избирательного процесса;
  5. обеспечить разнообразием форм интеллектуально-развивающего общения детей и подростков в системе дополнительного образования детей,  популяризации Конвенции, ее изучения и применения в жизни ребенка.

Контингент участников: 

Подростки из социально неблагополучных семей.

Ожидаемые результаты: 

Подростки живут в тяжелых условиях современной действительности, когда даже взрослым, как показывают исследования и наблюдения, трудно объективировать проблемное пространство, в котором они находятся. Часто человек не способен без потерь выйти из затруднительного положения, сохранив при этом эстетическое отношение к жизни.

Не нужно ожидать, что проект кардинальным образом изменит ситуацию и решит социальную проблемы, которую мы поднимаем, на уровне района. Процесс обучения и изменения поведения требует длительного времени.

Проект  «Право на свободу» позволяет ребятам повысить свои в знания в области  прав,  обязанностей и  ответственности подростка.  Особенностью проекта является то, что наряду с основными задачами он учит решать различные жизненные проблемы, благодаря уважительному отношению к другому мнению, уважению к себе, внутренней душевной стойкости и других качеств, на формирование и развитие которых направлен данный проект.

Социально-педагогический  проект удовлетворяет потребности в досуговой деятельности подростков.   

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

- повышение правовой грамотности подростков;

- приобретение умений разрешения проблемных ситуаций, связанных с нарушением и защитой прав подростков;

- формирование активной позиции при защите своих прав;

- развитие организаторских и коммуникативных навыков.

- информированность об учреждениях и специалистах, к которым можно обратиться за помощью по защите прав и свобод (анкета, групповые дискуссии, составление справочника учреждений и специалистов).

- активное участие в распространении информации о защите прав и свобод ребенка.

Кратко о внедрении разработки: 

База реализации проекта: проект был реализован в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях культуры Дзержинского района, при участии актива районного общественного детского объединения «С нами»: общеобразовательные учреждения района, молодежные организации, подростковые клубы, библиотеки (согласно договору и графику).

Сроки реализации: с 1 декабря 2012 года по 1 декабря 2013 года.

Методы и приемы работы: 

Мероприятия, включенные в проект были построены так чтобы подроостки приняли активное участие в обсуждении поставленных проблем и, получив важную информацию,  приобрели опыт  их решения. Для этого использовались реальные истории из жизни, мультимедийную презентацию,   видеосюжеты, проводились опрос и анкетирование, раздавались буклеты. 

Необходимое оборудование: 

  • технические средства (компьютер, мультимедийный проектор, микрофоны, колонки для воспроизведения музыкального сопровождения);
  • наглядные пособия (буклеты двух цветов);
  • актовый зал (просторный кабинет с достаточным количеством посадочных место).

Методические рекомендации: 

Мероприятия необходимо проведить среди подростков из социально неблагополучных  семей 12-16 лет.  Время проведения 40-50 мин. Оптимальное количество подростков – до 50 человек.

Кадровый состав: педагог-организатор МОУ Центра детского творчества Дзержинского района, волонтеры из актива районного детского общественного объединения «С нами».

Для повышения эффективности реализуемого проекта необходимо учитывать следующие факторы:

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей подросткового возраста детей;
  • учет современных социальных и возрастных особенностей подросткового возраста;  
  • раздача информационных материалов, ориентированная на разные группы с учетом их социокультурных особенностей;
  • включение интеллектуального звена (не просто концерта, а проведение викторины на знание специфики затрагиваемой проблемы) это позволяет дать информацию, заставляет задуматься о проблеме;

Тематический словарь проекта.

Законность - строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Закон – требование соблюдать установленный порядок в обществе; законы составляют основу законности. В цивилизованном государстве все равны перед законом и имеют  равные обязанности и ответственность в случае нарушения законности.

Правила – постановление, устанавливающее порядок чего-нибудь; привычки, нормы поведения.

Право – установленные и охраняемые нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе.

Правонарушение – противоправное деяние, причиняющее вред обществу. Различаются следующие виды правонарушения: преступления (уголовные правонарушения) и проступки (административные, дисциплинарные и гражданско-правовые правонарушения).

Правопорядок – порядок, который основывается на законах, обычаях и их соблюдении  гражданами.

Нравственные ценности – ориентиры в поведении социальных групп и  индивидов, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны.

Гражданин – человек, который принадлежит  к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.

Декларация –  объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. «Всеобщая декларация прав человека» содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.

Демократия – политический строй, при котором власть официально принадлежит народу.

Дискриминация – ограничение в правах, лишение равноправия какого-либо человека, группы населения или государства.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Ход мероприятия: 

Пока зрители рассаживаются, в зале звучат песни отечественных исполнителей, оптимистического характера. Перед началом, волонтеры раздают буклеты  2-ух цветов. (Слайд 1)

Звучит музыка «Когда закрываю глаза» (И.Крутой)

 На сцену выходят волонтёры, музыка микшируется (Слайд 2)

Вол.1:  Мелькает жизнь то отдых, то работа,

То день, то ночь, то радость, то печаль

Но вечною загадкою свобода,

Нас манит в неизведанную даль.

Вол.2:  И ни кому свобода не подвластна,

Но каждый хочет ею обладать,

И без свободы не возможно счастье,

Но как ее не просто распознать.

Вол.3:  Свободна ли душа, свободна ль плоть,

Свобода где, в движенье или на месте,

Но только упаси нас всех Господь,

Свободным быть от совести и чести.

Вол. 4: Свобода в мыслях, чувствах и делах,

В любви свобода, и свобода слова,

Но лучше руки ноги в кандалах,

Чем на душе греховные оковы.

Вол. 1: Сдаваться страсти или побеждать,

Быть добрым, или злым каким угодно,

Невеждой быть, или истину познать,

Мы только в праве выбора свободны.

Вол. 2:  Сегодня мы хотим поговорить с вами о праве на свободу.

Свобода. Наверное, нет на свете человека, который  не  произносил бы  это слово. Более того, мы   произносим его очень часто. Так часто, что не задумываемся над тем, что оно означает?

Вол.3:  Я считаю что Свобода – это состояние, в котором ты сам решаешь, что тебе делать, чем заниматься.

Вол.4: Да нет Свобода – это независимость от кого и чего-либо.

Вол.1:  А, по-моему, Свобода – это свободное выражения своего мнения, фантазии «Я делаю, то что я хочу!»

Вол. 2: В «Декларации прав человека и гражданина» свобода трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому».

Свобода, закрепленная в конституции – это возможность определённого поведения человека то есть, свобода слова, свобода вероисповедания. Например, свобода воли в праве, связана не просто с ответственностью человека за свои действия, но и с мерой ответственности за совершенный поступок.

 Категория «свобода» близка к понятию «право».

Право – это установленные и охраняемые нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе.

А когда же у ребенка появляются права?     

Вол.3: Способность иметь права возникает с момента рождения человека.

А вы знаете СВОИ права? Какими же правами вы обладаете?  Назовите их? (ответы из зала)

Вол.4: Права  ребенка в нашей стране закреплены в Конституции Российской Федерации и Конвенцией ООН о правах ребёнка. Сейчас  вашему вниманию будут представлены ролики, в которых отражены права ребенка. Вам необходимо будет понять какие именно права были продемонстрированы.  Внимание на экран.

Вол. 1: Какое право отражено в этом ролике? (показывается ролик)

Согласно статье 31  ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Вол. 2: Смотрим второй ролик. А о каком праве говорит этот ролик? (показывается ролик)

Согласно статье 24  ребенок имеет право  на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Давайте посмотрим следующий ролик.

Вол. 1: Какое право показано в этом ролике?

Согласно статье 17  ребенок имеет право  на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. Внимание на экран.

Вол. 2: Какое право отражено в этом ролике? (показывается ролик)

Согласно статье 9  ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями. 

А теперь давайте посмотрим последний ролик

Вол. 1: Какое право было показано здесь.

Согласно статье 2 ребенок имеет право на защиту от какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения и состояния здоровья.

Вол  2: Нам важно, чтобы ты понимал, что прав без обязанностей не бывает. Так, например,  образование является не только правом каждого ребенка, но и его обязанностью.

ОБЯЗАННОСТИ - обязательства, вытекающие из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил.

Вол  2: А какие ещё по Закону обязанности у несовершеннолетних?

Вол. 1: Об этом нам расскажет Кошманов Пётр Михайлович преподаватель Волгоградской государственной академии  МВД, кандидат юридических наук (Видеоролик с выступлением юриста).

 Текст выступления: Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (ст. 19 Закона РФ «Об образовании»)

 «Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 26.11.2008г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1). В год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 26.11.2008 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);

Наряду с обязанностями, которые определяются с законами РФ, существуют обязанности, закрепленные в других локальных актах. Так, обязанности обучающихся  в образовательном учреждении определяются Уставом и Правилами внутреннего распорядка. Уставы образовательных учреждений содержат и перечень конкретных прав  и обязанностей учащихся: учащиеся обязаны подчиняться требованиям педагогов; обязаны заботиться о младших; обязаны соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид; обязаны поддерживать чистоту в классах, в других помещениях; обязаны бережно относиться к имуществу образовательного учреждения.

Более того, практически все уставы содержат положения, в соответствии с которыми учащимся запрещается совершать определенные действия. Например, учащимся образовательных учреждений запрещается приносить, передавать или употреблять в школе спиртные напитки, токсические, наркотические вещества и оружие, табачные изделия; использовать любые средства, которые могут привести к взрывам и возгораниям; применять физическую силу для выяснения отношений; применять психическое насилие (например, в форме различного вида угроз); заниматься вымогательством, а также осуществлять любые действия, очевидно влекущие за собой опасные последствия для окружающих (например, толкать кого-либо, бить кого-либо или бросать в кого-либо предметы и т.п.). Практически все образовательные учреждения содержат в своих уставах положения, которые запрещают сквернословить в учебных учреждениях, а также запрещают пропускать обязательные занятия в учебном учреждении без уважительной причины.

Вол.3: А я вот никому ничем не обязан и свободен, делать всё то, что хочется!

Вол 2: Давай попробуем рассмотреть свободу с точки зрения обязанностей?! Время от времени все мы пытаемся бравировать своей независимостью: «мне, наплевать на общественное мнение, на то, что подумают и скажут другие, я так ХОЧУ и СДЕЛАЮ!» Однако мало кто из нас задумывается, что сказать “мне наплевать на мнение людей” можно  только  людям. На необитаемом острове это сказать будет некому, точно так же как некому демонстрировать свою независимость. Таким образом, понятие “свобода”, как и сама свобода, не существует вне  человеческого общества. На необитаемом же острове царит одиночество.

Вол 4.  Абсолютной  свободы не бывает. В своём выборе человек  ограничен массой различных “если”. Первое и, может быть, самое существенное ограничение: “границы личной свободы располагаются там, где она начинала бы вредить свободе других”. 

Вол 3. как определить, где должна проходить граница личной свободы? Граница двух государств, например,  проходит на стыке их территорий. При этом государства договариваются, где именно проходит линия стыка. А люди? Где граница свободы каждого из нас?

Вол:4  Закон должен определить эти границы и обозначить их. Помимо законных ограничений,  каждый свободен во всём; ибо объединение в общество имеет целью не только свободу одного или нескольких индивидов, но и свободу всех...”.

Вол 3. Но в жизни часто бывает так, что, не осознавая наличия границ свободы, мы нарушаем права другого человека, или наши права оказываются ущемлёнными. (показывается ролик)

   Вол 3. Как вы считаете, в этом ролики нарушены какие-нибудь права?  Чьи и какие права нарушены?

Вол:4 Подобные ролики очень легко можно найти и посмотреть в интернете. Но ни кто из нас не задумывается, что однажды, просматривая у друга в телефоне новые приколы, вы можете увидеть в одном из них СЕБЯ.

Вол 3. А теперь представьте, что одну из ролей, в просмотренном клипе, исполняете вы?!  Подумайте, какое еще право было нарушено?

Вол:4.  В этом ролике была нарушена статья №16 Конвенции о правах ребенка, которая гласит:

Вол № 6.  Все мы знаем,  что любое нарушение закона ведет к ответственности.  Ответственность - это еще и юридическая категория. Существует три основных  вида ответственности: уголовная, административная, гражданская.

Вол № 5. Ты живешь среди людей, поэтому ты понимаешь, что за свои поступки всегда приходится отвечать. И вся ответственность лежит  на тебе, хочешь ты этого или нет. Итак, поговорим о твоей ответственности. Законы представляют собой совокупность правил, которые предназначены защищать права, здоровье и безопасность людей. Законы, как и любые правила, требуют выполнения их и детьми и взрослыми. (Слайд 11)

Нарушения закона рассматриваются как преступления. 

 - Если ты совершил правонарушение или преступление до 14 лет ответственность несут твои родители.

- Ты должен знать, что если тебе уже 16, ты сам несешь персональную административную ответственность:

 - к уголовной ответственности привлекают с 16 лет. Но, за ряд преступлений, уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Вол № 6 .У вас в руках буклеты  2-ух цветов: красного и зеленого. Давайте проверим знаете ли вы что такое преступления и правонарушение. Вам нужно прослушать ситуацию и показать зеленый буклет, если это  правонарушения.  Красный  - если  это преступление.

Выходят все волонтеры.  Они показывают правильный ответ.

  1. Полина и Федор, ученики девятого класса, возвращаясь с дискотеки, разбили стекло в троллейбусе. Что это? (показ ладоней). Это правонарушение. Правонарушение – это нарушение закона, которое влечёт за собой административную ответственность, как для взрослых людей, так  и для подростков с 16-ти лет.
  2. Женщина, проживающая в доме напротив школы, продавала школьникам наркотики. (показ) Это преступление. 
  3. Учащиеся совершили кражу. (показ ладоней) Преступление.
  4. Отец постоянно избивал ребенка, соседи сообщили об этом в милицию. (показ)  Преступление.
  5. Коля, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. Как вы думаете, это: проступок, правонарушение или преступление? (показ) Это проступок. Проступок приравнивается к таким нарушениям, которые не могут рассматриваться как преступления или правонарушения. Примером могут служить побеги из дома и появления на улице в позднее время.

Будьте разумны и ответственны!

Ведь Свобода одна из главных ценностей человека!

Вол № 5. Мы рождены как чистый лист бумаги

Свободу выбора никто не отменял

Хотел он стать солдатом для отваги

А стал тем генералом, что дрожал

Вол № 6. Один свободен в тесной тёмной клетке

Другого давит собственный дворец

Но будь СВОБОДЕН Ты до той отметки

Что испытал в полёте вдруг птенец...

Вол № 4. Свобода,  если она не приносит вреда окружающим нас людям, позволяет нам раскрыть наши таланты, наш творческий потенциал, свою индивидуальность, позволяет нам задействовать всё лучшее в себе.

Свобода  позволяет нам  быть успешными в жизни.

Вол № 3. Ты и я, ребенок и взрослый, маленький и большой, каждый из нас - человек. Мы имеем право жить, высказывать свое мнение, свободно выбирать путь и верить в собственную предназначенность и уникальность.

И только, при соблюдения прав человека, можно реализовать себя, выстроить собственную жизнь и позволить это же сделать другому.

  Вол № 2. МНОГИЕ ИЗ ТВОИХ СВЕРСТНИКОВ УЖЕ СЕГОДНЯ РЕАЛИЗУЮТ СВОИ ПРАВА. СТРЕМИСЬ И ТЫ К ЗНАНИЮ ПРАВ,  ОБЯЗАННОСТЕЙ, ЗАКОНОВ, И ИХ СОБЛЮДЕНИЮ. ТВОЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА - ШАГ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ.

Все волонтёры: Ты – будущее России.  

Под музыку  волонтеры  уходят.

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

  1. повышение компетенции подростков из социально неблагополучных семей в вопросах солюдения обязанностей и защиты своих прав и прав окружающих;
  2. повышение занятости подростков из социально неблагополучных семей в деятельности районных учреждений дополнительного образования, подростковых и спортивных клубах;
  3. привлечение внимания общественных организаций, учреждений образования района к современным проблемам подростков
  4. снижение уровня преступности и правонарушений среди подростков района 

Список используемой литературы: 

  1. Журнал «Зона риска» №1, 2, 3, 5, 6 - 2005год, №5, 6 - 2008год,
  2. Дети. Образование. Милиция. Учебно-методическое пособие для учителей и правоохранительных органов. Петрозаводск. 2001г
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Издательство: Манн, Иванов и Фербер. 2013 г.
  4. Курс выживания для подростков Ди Снайдер
  5. Тренинг развития жизненных целей  /под.  ред. Е. Г.  Трошихиной/,       Санкт -Петербург 2003год
  6. Психология современного подростка /под. ред. Л. А. Регуш/, Санкт -Петербург 2005год .
  7. Развитие личности подростка, Б. Р. Матвеев, Санк -Петербург 2005год .
  8. Психология Неблагополучной семьи,  В.М. Целуйко М. 2004 год. 
  9. Костина Л.В. Система профилактической работы с учащимися «группы риска» в период летних каникул // Практика административной работы в школе.- 2008.- № 3
  10. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон// Юридический журнал.- 2008.- №1
  11. Формы работы с молодежью в работе по первичной профилактике злоупотреблений психоактивными веществами: методические рекомендации родителям. // Сборник научно-методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами /ПАВ/.-Москва: Про-Пресс. – 2004
  12. «Простые ответы на трудные вопросы». Составитель Н.А.Русакова. Пермь. 2002,
  13. Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? - М.: Сам себе адвокат, 2000.
  14. Право - это так сложно… это так просто! Права ребенка - доступно и интересно. Книга для чтения /Под ред. В.М. Сапогова. Псков: Издательство центра социального проектирования «Возрождение», 2001.
  15. Конституция Российской Федерации, с учетом поправок внесенных  законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30. 12. 2008 №7-ФКЗ.
  16. 100 и 1 вопрос маленького человечка.  Наталья Плахова. Ростов на Дону, 2002 г.
  17. Конвенция о правах ребенка. 
  18. Семейный кодекс РФ.
  19. Максимцева Т. А. , Кузьмина О. В. Воспитываем гражданина. Система гражданского образования в школе. -М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
  20. Час о серьезном. Выпуск 3. – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2004.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

https://drive.google.com/#my-drive

Практическая апробация: 

Проект был у спешно реализован в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях культуры Дзержинского района, при участии актива районного общественного детского объединения «С нами»: общеобразовательные учреждения района, молодежные организации, подростковые клубы, библиотеки (согласно договору и графику). На мероприятиях в рамках реализации проекта присутствовали более 100 подростков из социально небалгополучных семей и группы риска. Подростки активно участвовали в обсуждении правовых проблем, с интересом получали новую информацию.  

Сроки реализации: с 1 декабря 2012 года по 1 декабря 2013 года.

Отсканированная рецензия: