Давление среды: как устоять

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36

Дзержинского района Волгограда

400087 г.Волгоград, ул.Римского-Корсакова, 1,  тел. 36-37-95, 36-37-96, 36-37-97   Email: mousoch36@yandex.ru

Директор МОУ СОШ № 36 Беликов Владимир Васильевич

 

 

 

 

Тема работы:

«Давление среды: как устоять»

 

Форма проведения: профилактическое занятие

 

Авторы:

Зайцева Инна Александровна

педагог-психолог МОУ СОШ № 36

Опыт работы по организации работы с детьми из

социально неблагополучных семей – 19 лет

тел. 89053911991  Email: inna73-04@yandex.ru

Черемина Дарья Сергеевна 

педагог-организатор МОУ СОШ № 36

Опыт работы по организации работы с детьми из

социально неблагополучных семей – 5 лет

тел. 89889818795 Email:shyshik24.04@mail.ru

 

 

 

 

 

Волгоград, 2013 год


Актуальность выбранной темы: 

      Часто проблемы, побуждающие подростков к употреблению алкоголя, наркотиков и вовлечения в молодежные антиобщественные группировки,  лежат глубже, чем кажется на первый взгляд; к тому же многие подростки не осознают наличия этих проблем.

        Среди причин, побуждающих подростков к принятию решений, разрушающих их мечты, - давление сверстников и других людей, желание найти утешение от страданий.

         Влияние на других – нормальная часть общения. Когда подростки понимают, что их друзья и знакомые могут получить выгоду, если окажут на них влияние, они с большей вероятностью подвергнут сомнению мотивы и правдивость их обещаний. Подростки часто не осознают, что у друзей и знакомых могут быть скрытые причины предложить им наркотики или алкоголь или участие в антиобщественных деяниях. Когда подростки понимают эти скрытые мотивы, им легче противостоять давлению со стороны сверстников.

          Когда на человека оказывается давление, он должен проанализировать источник и мотивы поступающих предложений.

Цели мероприятия: 

  • информирование о принудительных способах вовлечения в молодежные антиобщественные группировки и о возможных последствиях участия в их деятельности.

Задачи мероприятия: 

  •  познакомить со способами давления и насилия, которые применяются группировками для своего «пополнения», вовлечения новых членов
  • научить оценивать последствия участия в антиобщественной деятельности группировок

Контингент участников: 

учащиеся 8-11 классов

Ожидаемые результаты: 

 К концу занятия ученики должны:

  • перечислить некоторые глубинные мотивы, толкающие людей к вовлечению в молодежные антиобщественные группировки
  • описать некоторые эгоистичные мотивы, которые иногда побуждают людей воздействовать на подростка

Кратко о внедрении разработки: 

             Данная программа осуществляется на протяжении многих лет. Начало функционирования в системе  – 2006-2007 учебный год. На конкурс представлено занятие из практической части с обучающимися 8-х классов

Методы и приемы работы: 

Классный час (групповая работа, мозговой штурм, беседа, ролевые игры, решение ситуативных задач)

Необходимое оборудование: 

Компьютер с проектором, презентация «Молодежные субкультуры», создание памятки подростку (электронный вариант)

Методические рекомендации: 

Учебный класс, парты и стулья расставлены таким образом, чтобы можно было работать в группах по 5-6 человек, продолжительность занятия – 60 минут, количество участников – 20-30 чел.

Ход мероприятия: 

  1. Вводная часть

Педагог: Ребята ,  давайте вспомним и еще раз проговорим чем шалость отличается от злонамеренного поступка.

Ответы учащихся:  Шалость – это действие, цель которого пошутить над человеком или разыграть его. Злонамеренный поступок – причинение умышленного вреда людям или окружающей среде.

Педагог: Сегодня на занятии мы будем рассматривать злонамеренные поступки (хулиганство) как часть деятельности антиобщественной молодежной группировки.

(Презентация «Молодежные субкультуры»)

  1. Основная часть Тема занятия (беседа)

Педагог: Итак, тема нашего занятия «Давление среды: как устоять»

Мозговой штурм

«Что такое антиобщественная молодежная группировка (нередко ее называют бандой)»

(Ответы учащихся фиксируются на доске, после чего составляется определение)

Молодежная антиобщественная группировка – это группа молодых людей, регулярно нарушающая законы.

Педагог: Что включает в себя такие противозаконные акты?

Ответы учащихся:

  • кражи
  • разбои
  • жестокие драки
  • вымогательство
  • запугивание
  • шантаж
  • нанесение ущерба общественной и частной собственности

Педагог: А как Вы думаете, что обозначает слово «запугивание»

Запугивание – это угроза или действие, заставляющее человека жить в постоянном страхе.

Некоторые молодые люди, не находя лучшего применения своим силам, сбиваются в «стаи», хулиганят, терроризируют людей, держат в страхе местную молодежь, учиняют разбои и драки. По телевидению Вы часто видите насилие: убийства, грабежи, похищение детей, уличные беспорядки, различного рода преступления и кражи. Как Вы думаете, может ли увиденное повлиять на поведение подростков или молодежных группировок? Как и почему?

Ответы учащихся:

(Педагог комментирует и рассказывает случаи из своей практики)

  1. Причины вступления подростков  в антиобщественные группировки (беседа)

Педагог: Скажите, пожалуйста, как Вы думаете какова причина вступления некоторых молодых людей в эти группировки?

Ответы учащихся

  • давление
  • угрозы
  • запугивание
  • подражание
  • казаться взрослее
  • быть в «коллективе»
  • быть нужным

(эти ответы можно продолжить)

Педагог: Психологи утверждают, что самыми частыми причинами вовлечения подростков в группировки являются:

  • потребность в общении
  • чувство страха
  • желание быть защищенным

У каждого человека есть заветные желания и мечты, которые должны воплотиться в жизнь. Общение с людьми и реализация своих желаний развивает у человека чувства собственного достоинства и самоуважения.

Назовите некоторые из них?

Ответы учащихся:

  • желание нравится
  • желание быть кому-то необходимым и нужным
  • желание быть известным
  • желание общаться с интересными людьми и др.

Педагог: Удовлетворить чувство общения можно не в антиобщественных группировках молодежных группировках, а в школьном, спортивном, творческом коллективах, в дружбе со своими одноклассниками. Еще одна причина, по которой молодые люди становятся членами антиобщественной группировки, заключается в том, что они надеются тем самым обеспечить себе защиту.

Разность между бандой (группировкой) и нормальным, естественным объединением людей - деятельность группировки включает в себя совершение противоправных действий, в то время как участие в нормальных объединениях людей способствует развитию личности.

  1. Последствия участия в антиобщественных группировках

(работа в малых группах)

Педагог: Ребята, далее наша работа будет проходить по группам. Вам нужно будет разобрать следующие вопросы (на экране), после обсуждения выбрать одного человека от группы для выступления и озвучить свои ответы. Ответы можно оформить в виде таблички. Психолог комментирует каждый ответ и делает заключение: все, что делает группировка, является нарушением закона.

Работа в малых группах (10 минут)

(На экране вопросы:

(один из вариантов ответа см. в Приложении))

  1. Чтение рассказа о подростке, попавшем в антиобщественную группировку, и его обсуждение (работа в малых группах)

Педагог раздает текст рассказа каждой группе.

Ребята, это жизненные ситуации, которые действительно имели место.

(Педагог читает рассказ, ребята следят по тексту) Текст (см. Приложение)

После окончания задать вопросы для обсуждения:

Варианты ответов:

  • потребность в общении;
  • потребность во внимании;
  • потребность в деятельности

Варианты ответов:

  • преднамеренных жестоких действий
  • нарушение закона

Варианты ответов:

  • исключение из школы
  • ухудшение здоровья
  • покалеченная жизнь

      Варианты ответов:

  • нет, они оставили ее, раненную и истекающую кровью
  • позорно сбежали

Далее группам раздается текст письма «Дорогая Ольга Сергеевна»

Педагог зачитывает текст вслух

После чтения задаются вопросы:

  • Можно ли узнать из письма, что Николай сожалеет о случившимся?
  • Можно ли определить, что он был членом банды?
  • Какие последствия для Коли имело нарушение закона?
  • Как изменилась его жизнь после ареста?
  • Как сложится его жизнь после освобождения?

Ребята отвечают на вопросы, педагог комментирует ответы и делается вывод. Текст письма (см Приложение)

  1. Работа в малых группах над вопросами (создание памятки сверстнику)

Вопросы:

  1. Какие методы используют члены банды, чтобы заставить людей делать то, чего они не хотят?

Ответы учащихся:

  • показывают расположение и дружелюбие
  • используют «дразнилки»
  • применяют сильное давление
  • пускают в ход угрозы и запугивание
  1. Перечислите способы противостояния этому давлению

Ответы учащихся:

  • Уметь распознавать давление и противостоять ему

- уверенное сопротивление

  • Уменьшить риск

- не приносить деньги и другие ценности в школу

- не ходить в те места, где собираются члены банды

- не одеваться, как члены банды

  • Безопасность в группах

-  общайтесь с друзьями, которые не являются членами банды

- используйте дружеские связи

- старайтесь не ходить в одиночку

- включайтесь в позитивные виды деятельности, которые удовлетворяют ваши потребности в привязанности, принадлежности и признании.

 3.  К кому можно обратиться за советом и помощью

Ответы учащихся:

  • друзья
  • психолог школы
  • родители
  • учителя
  • телефон доверия
  • центры психолого-педагогической  помощи
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних
  • тренеры
  • священник
  • сотрудник полиции

Педагог: В критической ситуации подростки не всегда обращаются за помощью к родным и учителям. Причины здесь самые разнообразные:

  • непонимание взрослыми проблемы
  • критика в адрес подростка,  ругань, крики
  • растерянность, отсутствие конструктивной помощи
  • поток обвинений в адрес подростка

Помощь и совет подростки могут получить:

  • через телефон доверия
  • обратившись в центры помощи для подростков
  • в полиции

(Памятка сверстнику (см. Приложение)

От каждой группы по одному человеку вносят свои предложения и создают памятку в электронном варианте (пока группы выступают со своими ответами))

  1. Работа в малых группах – сделай свой выбор

Педагог раздает группам «Рабочий лист – решение проблемы» (см. в Приложении)

Дается время для обсуждения ситуации. Представитель от каждой группы проговаривает ситуацию и делится с ребятами своей оценкой

(На экране  текст ситуации)

  1. Подведение итогов занятия

Педагог: Создание антиобщественных группировок является проблемой любого общества. Не нужно к ним присоединяться, надо уметь  сопротивляться давлению группировок и знать, куда можно  обратиться за помощью.

 

 

 

 

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

  •  рефлексия занятия;
  •  снижение риска попадания подростка в антиобщественную группировку;
  •  умение настоять на своем и вовремя сказать Нет

Список используемой литературы: 

  1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  2. Горанская С.В., Баранова О.С. Выбираю жизнь. Программа Д.О.М. – Петрозаводск:ПетроПресс, 2002. – 115 с.
  3. Грищенко Л.А.,Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск, 1987. – 65 с.
  4. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). – Л.Медицина, 1985, - 416 с.
  5. Макеев Г.А. Рабы дурмана: (О наркомании и токсикомании). – Волгоград: Нижн.-Волж.кн.изд-во, 1988. – 125 с.
  6. Спасибо, не курю!/ Составители: И.Заикин, А.Никитин. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 174 с.
  7. ФорбсТ.,ДжонсонР.,Корсаков К.Н., Нотаро Д., Пайл П., Стенли Г. Как сбываются и разбиваются мечты. – М. Международная школьная программа, 2005. – 301 с.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Условия функционирования программы:

     Данная программа осуществляется на протяжении многих лет. Начало функционирования в системе  – 2006-2007 учебный год. На конкурс представлена работа с обучающимися 8-х классов, со средней наполняемостью 25 человек, уровень здоровья соответствует общеобразовательной школе (1,2 группы здоровья). Уровень обученности и развития различный: 38% успевают на «4» и «5», 9% являются отличниками, 46% успевают на «3» и «4», а 7% неуспевающие. (Данные взяты за 2012-2013 учебный год). Преобладающие интересы – изучение точных наук (математики), а также географии, истории, обществознания, в свободное время увлекаются  компьютерными играми, изучают разные обучающие программы, 2/3 увлекаются различными видами спорта (футбол, плавание, разные виды борьбы, танцы).

     При осуществлении данной программы потребовался следующий учебно-методический материал, оборудование, инвентарь, приспособления:

  •          наглядный материал (плакаты, рисунки);
  •          раздаточный материал (бланки, анкеты, памятки,буклеты,рекомендации,брошюры);
  •          мультифункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс);
  •          наличие компьютерного класса;
  •          наличие и умение работать с офисными программами;
  •          обучающие компьютерные игры по теме опыта;
  •          диагностический материал.

 Перспективы и возможности использования опыта в массовой  образовательной практике

      В программе освещаются вопросы, связанные с организацией профилактической работы с подростками по проблеме злоупотребления ПАВ в образовательном учреждении. Программа представляет собой систему занятий в форме лекций, бесед, практикумов, исследовательских и игровых заданий, сценариев и тренингов.

       Содержит готовые разработки классных часов, тематических занятий, внеклассных мероприятий,  родительских собраний, методического материала по теме опыта для педагогов. Предоставленный материал рассчитан на подростков (13-14 лет 7-8 класс), но может быть использован в работе с детьми в возрасте от 12 до 16 лет.

         Данный материал предназначен для педагогов-психологов, социальных педагогов, может быть использован классными  руководителями в профилактической работе с подростками.

Отсканированная рецензия: