Классный час "Детки в пивной клетке"

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Преображенская средняя общеобразовательная школа»

Почтовый адрес: Волгоградская область, Киквидзенский район, станица Преображенская, ул. Комсомольская, д.25

Телефон: 8 84445 3-14-63

Электронная почта ОУ: Preobr_School@vlpost.ru

Директор школы: Сербина О.С.

Автор работы: Хрипакова В.П., учитель английского языка, классный руководитель 8 «Б» класса

Опыт участия автора в организации работы с детьми из социально неблагополучных семей (стаж работы) 23 года

Контактный телефон: 8 904 421 32 08

Электронная почта: khripakova@gmail.com

Номинация: внеклассное мероприятие с обучающимися

Тема: «Детки в пивной клетке»

Год подготовки работы: 2014


Актуальность выбранной темы: 

Классный час, посвященный проблеме пивного алкоголизма, которая уже опережает проблему наркомании и токсикомании. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодежной субкультуры, неотъемлемым атрибутом отдыха.

Медики утверждают, что за последние годы в стране благодаря «пьяной рекламе» возник новый — алкогольный образ жизни. Увеличилось потребление алкоголя среди детей, подростков и женщин. В настоящее время средний возраст начала потребления пива составляет 12-13 лет. Несколько лет тому назад — 16-18 лет.

Употребление пива несовершеннолетними за последние годы неуклонно растет. По данным Центра социологических исследований, по сравнению с 1999 годом уровень распространенности алкоголизма среди подростков вырос на 65%. В России зарегистрировано 6,5 тысяч детей в возрасте до 14 лет, которым поставлен диагноз «хронический алкоголизм». Опасность в том, что несовершеннолетние не могут контролировать количество выпитого ими пива.

Цели мероприятия: 

Выработать у учащихся негативное отношение к пиву.

Задачи мероприятия: 

● расширить представление детей о здоровом образе жизни, о вредном воздействии алкоголизма на организм человека;

● предоставить возможность задуматься об ответственности за своё поведение;

● побуждать к активному противостоянию вредным привычкам, к соблюдению здорового образа жизни.

Контингент участников: 

Учащиеся 8 класса

Ожидаемые результаты: 

Участие в подобных мероприятиях разовьёт у детей желание действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Отказ учащихся от вредных привычек

Кратко о внедрении разработки: 

Данный классный час целесообразно проводить в целях профилактики пивного алкоголизма среди несовершеннолетних, а также в том случае, если в классе есть дети из социально неблагополучных семей.

Методы и приемы работы: 

Словесный, наглядный, практический, дедуктивный методы

Необходимое оборудование: 

Канцелярские принадлежности (ватманы, фломастеры, ножницы, клей, бумага), ксерокс.

Методические рекомендации: 

Требования к организации пространства: Классная комната. Столы расставленны для работы четырех групп.

Продолжительность мероприятия: 50-60 минут

 Категория и численность участников: учащиеся 8 класса (26 человек)

Ход мероприятия: 

Подготовительная работа с детьми:

 Для подготовки к классному часу дети делятся на группы. Каждая группа получает опережающее задание:

 а) группа « медики»:

 · рассказать о вреде пива с точки зрения медицины  (по материалам сценария)

 · подготовить 2 листовки: «О вреде пива» и «Путь к пивному алкоголизму» (примеры – в тексте сценария)

 б) группа «Социологи»:

 · провести опрос среди одноклассников и родителей.

 · подготовить отчет (образец – в тексте сценария)

 Для опроса нужно напечатать листки с вопросами, причем листки для детей и для взрослых лучше сделать разными (например, в клетку – в линейку):

 

Дайте, пожалуйста, ответы на наши вопросы (подчеркните)

 Любопытство, пример старших, чтобы почувствовать себя взрослым, чтобы утвердиться в группе, для расслабления, от скуки, другие причины (укажите), не пью пива.

 Эти листки члены группы должны раздать всем одноклассникам, чтобы они заполнили их на перемене.

 Затем каждый одноклассник получит один листок для родителей.

 Когда все листки будут собраны, руководитель группы приступит к анализу результатов. Их нужно оформить на бумаге, как иллюстрацию к устному отчету (текст отчета – в сценарии)

 в) группа «Юристы»:

 · подсчитать общее количество рекламы, которая встречается детям в течение дня на улице, в магазине, на стадионе, в журналах, календарях, тетрадях и т.п.

 · в течение дня подсчитать количество детей и взрослых, которые распивали пиво не там, где положено

 г) группа « Редакторы»:

 · составить листовку для акции «Против пива всем миром»» (образец – в дополнительных материалах)

 · размножить листовку по количеству групп (4)

 · записать на полосках бумаги слоганы анитрекламы (из дополнительных материалов к сценарию)

 · закрепить эти полоски на видных местах в классе в день проведения мероприятия

 Все члены творческих групп должны выступить с отчетами в ходе классного часа (образцы всех отчетов – в тексте сценария). Одной ксерокопии сценария достаточно, чтобы обеспечить всех детей текстами.

 

Оформление

· Написать на доске тему классного часа, эпиграф.

 · Прикрепить листовки врачей, слоганы антирекламы, отчет социологов

 

План классного часа 

  1. Вступительное слово. "Продукт рекламы"

 а) Медики  о вреде пива.

 б) Пиво и дети – общественное мнение.

 в) Законы и пиво – мнение юристов.

   

Ход классного часа 

  1. Вступительное слово. "Продукт рекламы»

 Классный руководитель. Я начну сегодняшний классный час с загадки. У этой загадки будет четыре подсказки. Попробуйте угадать, что это за продукт?

Что же это за продукт? Какие будут соображения?

 Дети высказывают предположения

 Классный руководитель. Да, болезнь XXI века – это пиво. Подходит ли это слово к такому приятному, безобидному напитку, как пиво?

 Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

Готовясь к разговору, наш класс разделился на группы, и каждая группа получила специальное задание.

 Первая группа – медики. Они изучали медицинскую сторону вопроса.

Вторая группа – социологи. Они исследовали общественное отношение к пиву.

Третья группа – юристы. Эта группа проверила, как выполняются законы, касающиеся пива, коктейлей, джин-тоников, так называемых слабоалкогольных напитков

Четвертая группа – пресса. Эта группа подготовила листовки для акции «Антипиво».

Пятая группа занималась оформлением класса – готовила все эти антирекламные лозунги, которые вы весь день видите в классе.

  Классный руководитель. Послушаем отчеты творческих групп.

Первое слово – медицине.

 К доске выходит группа «медиков»

 а) Медики о вреде пива.

 Медик 1. Сегодня, говоря о пиве, медики бьют тревогу: появились даже такие понятия, как «пивной алкоголизм». Причем среди пивных алкоголиков уже есть дети 6-9 лет!

 Прежде всего, врачи установили, что пиво – это далеко не безвредный напиток, а пивной алкоголизм еще более коварный, чем водочный. А по вредности для организма пиво может сравниться только с самогоном. Содержание вредных веществ в нем в десятки и сотни раз выше, чем в водке.

 Чем же опасно пиво? На доске мы повесили листовку, где кратко перечислены вредные последствия этого напитка.

 Медик  2. От пива страдает сердечная система. У любителей пива появляется так называемое «пивное сердце». Дряблое, провисшее – его еще называют «капроновый чулок». Такое сердце в полтора раза больше нормального и плохо качает кровь.

 Медик 3. Пиво вредно влияет на гормоны человека: у мужчин под влиянием пива усиленно вырабатываются женские половые гормоны, а у женщин, наоборот, мужские. Это отражается на внешности: у мужчин шире становятся бедра, разрастаются грудные железы, голос становится тоньше. А у женщин голос становится грубее и появляются так называемые «пивные усы».

 Медик 2. Пиво содержит алкоголь (некоторые сорта – до 14 градусов!). И, как всякий алкоголь, оно отравляет организм человека: гибнут клетки головного мозга, страдает печень, почки, желудок, зрение, слух, спинной мозг. Причем от потребления пива хроническими алкоголиками становятся в 3-4 раза чаще, чем от крепких спиртных напитков.

 Медик 3. Современные исследователи утверждают, что пиво – это наркотик, как и любой алкоголь, пиво вызывает зависимость. Причем пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Поэтому пивные попойки часто заканчиваются драками, убийствами, изнасилованиями и грабежами.

 Медик 4. Алкоголизм лечат врачи-наркологи. В последнее время к ним на прием все чаще попадают дети. Как же нормальные, здоровые дети становятся пивными алкоголиками? Вот примерная схема этого пути:

 Как становятся пивными алкоголиками? 

Медик 5. Вообще, правильнее было бы говорить о распространении среди молодежи «пивного» и «баночного» алкоголизма. К этому недугу приводит потребление не только пива, а и слабоалкогольных напитков: коктейлей и джин-тоников. Опасность этой новой разновидности «пьяной болезни» состоит как раз в том, что человека затягивает в эту трясину незаметно. Более того, большинство считает, что слабоалкогольные напитки и вовсе безвредны: «Я пью только пиво и джин-тоник! Какой же я алкоголик!» – вот их позиция.

 б) Пиво и дети – общественное мнение.

 Классный руководитель. Мы увидели, что пиво, джин-тоник, коктейль – это далеко не безвредные напитки. А как к ним относится наше общество? Вторая группа ребят провела социологическое исследование.

 Социолог 1. Мы опросили восьмиклассников и родителей. Всем предложили 2 вопроса:

 Первый: согласны ли вы с тем, что пиво, джин-тоник, коктейль опасны для детей и подростков?

 Второй: почему вы пьете пиво? В качестве причин предлагали такие: любопытство, пример старших, чтобы почувствовать себя взрослым, чтобы утвердиться в группе, для расслабления, от скуки. При этом можно было добавить и свои причины.

 Результаты нашего опроса мы вывесили на доске.

 Социолог 2. Я прокомментирую эти цифры.

 Согласны с тем, что пиво опасно для детей и подростков (количество) взрослых и (количество) детей.

 Главной причиной употребления пива для взрослых было «желание расслабиться» - (количество) человек.

 А для восьмиклассников наиболее частой причиной употребления пива оказалось (причина). Эту причину назвали (количество) подростков. На втором месте (причина) у подростков и (причина) у взрослых. На третьем месте (причина) у подростков и (причина) у взрослых.

 Довольно часто называли такие причины: (перечисляет)

 Социолог 1. По результатам нашего опроса мы пришли к выводу, что большинство взрослых признают опасность пива и других слабоалкогольных напитков для детей, но большинство детей не видит пока в пиве угрозы своему здоровью.

 Главная причина, по которой дети пьют пиво – это (называет причину).

 Социолог 2. В 90-е годы пиво было объявлено безалкогольным напитком. Результат – в 1000 раз вырос пивной алкоголизм среди детей и подростков. Можно сказать, что пиво – это орудие массового уничтожения молодежи.

 в) Законы и пиво – мнение юристов.

 Классный руководитель. К сожалению, в России пиво не признано алкогольным напитком, хотя, как уже здесь говорили, некоторые сорта пива содержат до 14 % алкоголя. Какие же нормы закона и права регулируют употребление этого опасного зелья?

 Я передаю слово юристам.

 Юрист 1. В нашей стране продажа, употребление и реклама пива и других слабоалкогольных напитков подчиняется Федеральным законам.

 Наше внимание привлекли два закона. Первый закон звучит так: «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Согласно данному закону, несовершеннолетним гражданам запрещено употребление пива в любых общественных местах.

 Второй закон – это Закон о рекламе. В нем есть пункты, касающиеся пива: наружная реклама пива разрешается не ближе 100 метров от образовательных учреждений, а телевизионная разрешается только с 22 часов.

 Мы проверили, как выполняются эти законы.

 Юрист 2. Всю неделю я подсчитывал общее количество рекламы, которое встретилось мне в течение дня на улице, в магазине, на стадионе, в журналах, календарях, тетрадях и т.п. С учетом скрытой рекламы, о пиве мне напомнили в течение дня (количество) раз.

 Мой вывод: чтобы уменьшить воздействие рекламы, нужно столько же раз напоминать подросткам о вреде пива.

 Также я проверил, как выполняется закон о рекламе. Не находится ли вблизи школ, детских садиков щитов с рекламой пива. (Говорит о результатах: обнаружил, количество, или не нашел таковых)

 А о том, как на телевидении выполняется закон о рекламе пива и алкогольных напитков, могу сказать, что рекламные ролики действительно появляются после 22.00. Зато в сериалах, передачах участники постоянно пьют пиво – а это скрытая реклама.

 Юрист 3. В 2005 году было принят новый Закон об ограничениях продажи и потребления пива. Согласно данному закону, несовершеннолетним гражданам запрещено употребление пива в любых общественных местах: в скверах, парках, на пятачках около станций метро, в кино и театрах, в электричках и автобусах, на городских пляжах. Нарушителям грозит штраф до 300 рублей.

Мы решили проверить, как выполняется этот Закон. Всю неделю мы подсчитывали количество детей и взрослых, которые распивали пиво не там, где положено, и насчитали (количество) нарушителей.

 Юрист 4. Мы пришли к выводу, что наши граждане или не знают, или просто не выполняют этого Закона. Нам кажется, что нужно значительно увеличить сумму штрафов. 

Классный руководитель. Вы познакомились со страшными фактами:  о вреде пива для детей и подростков, о разрушительной силе рекламы, о невыполнении законов, касающихся продажи и употребления пива. Почему же ничего не меняется в обществе? Объяснение простое: производство и продажа пива – это колоссальные прибыли, за которые пивные компании будут биться изо всех сил.

Недавно в интернете мне попалась интересная статья о «пользе» пива. Предлагаю вам ее обсудить.

 (Читает статью). Журналист обращается к подростку: «Дружок! Не ты виноват, что на экранах телевизора постоянно крутят эту рекламу, что все сериалы для подростков прерываются роликами о пользе пива. Не ты виноват, а очень глупые и не имеющие совести люди, которым плевать и на тебя, и на меня.

Пиво для тебя уже не запретный плод. Ты его пьешь с друзьями. Его пьют сейчас везде и всюду. Оно стало заменителем воды. Тебе могут даже рассказать о том, насколько пиво полезно. Я тебе тоже кое-что расскажу.

Знаешь ли ты, что пиво у нас выпускают пастеризованное. А пастеризация убивает всех полезных микробов. На этикетке могут написать – «Живое пиво». Но советую смотреть не на этикетку, а на срок хранения. Не может живое пиво храниться три месяца. К тому же вся та химия, что сыплют в пиво для того, чтобы ускорить его приготовление, полезности горькой водичке не добавляют. Кстати, за границей такое «пиво» пивом называть запрещено. Потому что считается это обманом покупателя. Называется там водичка «пивным напитком» - не иначе.

Пиво – это первый шаг на пути к спиртному! И многие твои сверстники уже делают второй шаг. И им это нравится.

Почему? Приятно почувствовать себя взрослым. Это раз. Второе – какая компания без спиртного? И третье – спиртное дает ощущение свободы, оно способно подарить тебе, юный друг, ни с чем несравнимые переживания полнейшего расслабления

Я написал «ощущение»? Да, малыш, именно – ощущение. То, что испытываешь ты, хлебнув лишнего, - это не свобода. Это лишь заменитель ее, причем существующий только в твоей голове. Тебе кажется, что ты – взрослый, уверенный в себе человек. На самом деле, со стороны ты кажешься вороной, возомнившей себя вдруг павлином и расправившей куцый хвост. Спиртное стирает некоторые границы. Оно притупляет чувства, которые, как тебе кажется, мешают жить.

Основное из этих чувств, великолепно убираемых спиртным, – чувство самосохранения. О, как оно мешает нам в жизни! Оно, противное это чувство, не позволяет нам перебежать дорогу перед машиной, заставляет бояться разгуливать по мокрой крыше и грубить прохожим.

Я знаком с несколькими людьми, которые, перепив и утратив способность трезво оценивать ситуацию, срывали погоны с милиционеров, били витрины магазинов, плевали в лица непонравившихся пассажиров троллейбусов.

Закончили эти мои знакомые весьма и весьма нехорошо. Все они посидели в тюрьме и на лагере, все они заполучили судимости, из-за которых теперь не могут устроиться на приличную работу. Ты сам можешь посмотреть на них поутру, когда все эти бывшие хорошие и добрые люди выгребают содержимое мусорных баков в поисках бутылок и еды. А начиналось все с пива,  поверь мне…» *

 * Анатолий Шарий – http://www.from-ua.com/voice/e9d347bec34db.html

  Классный руководитель. Произвела ли на вас впечатление прочитанная мною статья?

(Дети высказываются)

 Ребята, думаю, у каждого из вас есть, что сказать по этой теме.

 – Был ли у вас опыт употребления пива?

 – Какие ощущения оставил этот напиток?

 – Что нового узнали вы о пиве в ходе классного часа?

 – Разрешают ли вам родители пить пиво?

 – Считаете ли вы, что нужно запретить или ограничить употребление пива и других напитков?

 – Умеете ли вы сопротивляться пивной рекламе?

 Примерные ответы детей:

 – Родители считают, что от пива вреда не будет, а по праздникам или в гостях вообще можно выпить.

 – Родители считают, что нужно знать меру, только дураки спиваются и становятся алкоголиками.

 – Пиво попробовал в 5 классе, ничего хорошего, лимонад лучше.

 – Лимонад тоже очень вредный для желудка напиток. А пиво вредное и дорогое.

 – От пива точно можно опьянеть. Особенно если подряд выпьешь пару бутылок. Правда, это быстро выветривается.

 – Пиво все пьют в основном на дискотеке. Но это для уверенности и для общения.

 – Запрещать продавать детям пиво бесполезно. Кто будет следить и штрафовать – возле каждого ларька полицейского не поставишь.

 – Детям и подросткам нужно вообще запретить пить пиво. А полиция  должна просто останавливать пьющих на улице и выписывать штрафы родителям!

 – Когда по телевизору крутят рекламу, я переключаю каналы.

 – Реклама на меня не действует. Но иногда, в жару, и правда очень хочется выпить именно пива.

 – Реклама пива у меня вызывает отвращение. Странно, что есть люди, которые хотят быть похожими на героев этой рекламы.

и т.п.

 Классный руководитель. Тут прозвучало предложение, чтобы количество информации о вреде пива соответствовало количеству пивной рекламы.

 Пока этого не происходит. Рекламу пива делают профессионалы высшего класса. Они знают все человеческие слабости и умело их используют. Например, выяснилось, что пивная реклама больше всего действует на подростков и лиц в возрасте до 25 лет. Именно в их неокрепшее сознание и внедряется идея обо всех прелестях пива (о том, как это «круто», модно и даже полезно для здоровья). Вот почему во многих странах реклама пива приравнена к рекламе алкоголя и запрещена.

А в России пока молодежь спивается, подражая «крутым» героям рекламных роликов.

 Но нельзя же просто сидеть и смотреть, как пропадают от зелья наши соседи, одноклассники, друзья.

 Надо что-то делать. У членов пресс - группы есть свои предложения по этому вопросу. Даю слово журналистам (имена, фамилии).

 Ученики выходят к доске.

 Журналист 1. Предлагаю вам провести акцию «Против пива всем миром». Цель этой акции – создать в нашей школе фронт сопротивления пиву – ФСП. Будем считать, что начало этому фронту мы положили сегодняшним нашим собранием.

 Пресс-группа нашего класса подготовила листовку «Против пива всем миром». Послушайте текст этой листовки.

 Журналист 2. (Читает текст листовки) Подписана эта листовка аббревиатурой ФСП, что расшифровывается, как «Фронт Сопротивления Пиву». Наша задача – сделать так, чтобы этот фронт становился шире и шире.

 В ходе акции «Против пива всем миром» мы предлагаем расклеить эти листовки в школе, чтобы ребята узнали то, о чем молчит реклама. А также узнали о том, что можно сопротивляться пивной эпидемии.

 Журналист 3. Просим всех принять участие в этой акции. Чтобы расклеить листовки в школе, нужно прийти пораньше, выбрать места, куда вы будете их прикреплять, принести с собой скотч, кнопки. Можно прикрепить листовки на дверях кабинетов, раздать классным руководителям старших классов, повесить в столовой, у входа в школу.

 Журналист 4. Но расклейка листовок – это только одно действие акции. Вторым действием должен стать поступок. Предлагаем такие поступки:

 · «Откажись от пива»

 · «Объясни вред пива малышу»

 Нам кажется, что, если в течение месяца мы будем делать такие поступки, фронт сопротивления пиву расширится, а значит, меньше станет клиентов у врачей-наркологов.

 Классный руководитель. Насколько я знаю, ребята сделали четыре таких листовки. Мы их вручаем каждой группе, для того, чтобы вы их размножили (можно сделать ксерокопии, можно самим нарисовать на альбомном листке). Завтра эти листовки должны появиться в школе.

 Члены пресс - группы раздают листовки. 

Классный руководитель. Сегодняшний разговор о пиве – это разговор о самосохранении. О личной безопасности, о выживании. Как и всякий продукт, пиво содержит вредные и полезные вещества.

 Тут назвали пиво оружием массового поражения. Но его можно назвать и оружием массового веселия. Все зависит от количества, меры, времени и места употребления пива. В конечном итоге – все зависит от культуры. И если ее не хватает, человек становится легкой добычей рекламы.

Реклама пива основана на обмане или на умолчании. Чтобы сопротивляться этой рекламе, нужно обладать информацией. Надеюсь, наш сегодняшний разговор дал вам такую информацию.

 Классный руководитель. Что осталось у вас после сегодняшнего разговора? Будете ли вспоминать его позже? Или считаете вопрос не стоящим вашего внимания?

 Примерные ответы детей

 – Информация интересная, но ко мне не относится, у нас в семье пива никто не пьет.

– Осталась какая-то тревога, ощущение угрозы: лишний раз лучше отказаться от бутылки пива.

– Конечно, буду вспоминать, расскажу родителя, старшему брату, узнаю их мнение

– У меня есть друзья, которые уже не могут отказаться от пива. Не знал, что есть пивной алкоголизм

– У меня не изменилось отношение к пиву – мои родители его пьют иногда. Я тоже не собираюсь отказываться, но и злоупотреблять не буду.

Дополнительные материалы к сценарию

 1) Слоганы антирекламы:

 Жизнь без пива – больше позитива!

 От пива столько негатива!

 Живи красиво – не заливайся пивом!

 Не пей пива – не будет паршиво!

 Не пейте, дети пива – и будет перспектива!

 Спорт – альтернатива пиву!

 Забудь про пиво – живи счастливо!

 На душе тоскливо? Обойдись без пива!

 «Полезное пиво»? – Звучит фальшиво.

 Нет больше примитива, чем тянуть в подъезде пиво!

 От пивка жизнь горька! (нелегка)

 От бутылочки пивка превратишься в толстяка! (в старика)

 Даже у весельчака будут слезы от пивка!

 Совет здоровяка: не пей пивка!

 

 2) Примерный текст листовки «Против пива всем миром» ФСП

 Болезнь 21 века - она распространяется со скоростью эпидемии.

 Этой болезнью врачи называют самое обыкновенное пиво.

 О чем молчит реклама пива?

 Пиво – это не безвредный напиток.

 Пиво поражает сердце, почки, печень, желудок, зрение, головной мозг.

 Пиво изменяет внешность мужчин, делая их похожими на женщин.

 Пиво изменяет внешность женщин, делая их похожими на мужчин.

 Пиво – это алкоголь: один литр пива равен стакану водки

 Пиво вызывает наркотическую зависимость.

 Пиво – это деградация будущих поколений.

 Один литр пива ежедневно – путь к «пивному алкоголизму»

 От пива алкоголиками становятся в 3-4 раза быстрее, чем от водки

 По статистике каждый пятый, употребляющий алкогольные напитки (в том числе пиво, джин-тоники, коктейли и т.п.) становится алкоголиком.

 ФСП обращается к своим сверстникам:

 Сделай свой выбор!

 Будь здоровым и красивым!

 Будь сильным и умным!

 Не верь рекламе!

 Общественное движение детей ФСП (Фронт Сопротивления Пиву)

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Не указан

Список используемой литературы: 

  1. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы - М: Глобус; Волгоград: Панорама,  2008.
  2. Брагина С.А, Авдощенко Л.В. Диалоги о здоровье. 5- 11 классы –Волгоград: Учитель, 2009

  3. Билык Н.И. Спутник классного руководителя 5-7 классы - Волгоград: Учитель, 2007
  4. Арсенина Е.Н. и др. Внеклассные мероприятия в 5-7 классах. Волгоград: Учитель, 2007
  5. Статья Анатолия Шарий http://www.from-ua.com/voice/e9d347bec34db.html

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Не указан

Отсканированная рецензия: