Русский язык как средство выражения и формирования мыслей

Актуальность проекта

 
Одной из важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей. А основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Так как русский язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, то он служит активным могучим источником всестороннего развития личности ребёнка.
В работе рассмотрены интеллектуально-языковые взаимосвязи, подтверждающие развивающее влияние словесно-логического мышления на речь детей. В свою очередь, речевые упражнения способствуют развитию словесно-логического мышления младших школьников.

Цели и задачи проекта

Цель исследования: формирование и развитие словесно-логического мышления младших школьников на основе использования речевого материала
Задачи исследования:
1. Рассмотреть интеллектуально-языковые взаимосвязи и определить понятие словесно-логического мышления;
2. провести экспериментальное исследование развития речи и логического мышления группы детей 9-10 - летнего возраста;
3. представить разработанный дидактический материал по развитию словесно-логического мышления для занятий с данной группой детей.

Гипотеза

Гипотеза исследования: развитие словесно-логического мышления младших школьников обеспечивается при условии:
1. организация активной познавательной деятельности детей;
2. обучение «серьёзному» увлекательно;
3. использование разнообразных игровых приёмов.

Аннотация проекта

В работе предполагается рассмотреть интеллектуально-языковые взаимосвязи, подтверждающие развивающее влияние словесно-логического мышления на речь детей. В свою очередь, речевые упражнения способствуют развитию словесно-логического мышления младших школьников.

Материал проекта может использоваться на занятиях по развитию словесно-логического мышления младших школьников в условиях пришкольного оздоровительного лагеря, во внеурочной деятельности.

 Рассмотреть интеллектуально-языковые взаимосвязи и определить понятие словесно-логического мышления
Представить разработанный дидактический материал по развитию словесно-логического мышления для занятий с данной группой детей

Автор проекта: Данилова Екатерина Владимировна, учащаяся 8-В класса
Руководитель: Зубарева Лидия Валентиновна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории

 Непосредственный интерес к окружающему обеспечивает особую готовность к усвоению знаний.
С учётом такой познавательной направленности младших школьников разрабатываются речевые упражнения, которые и в дальнейшем можно использовать во внеклассной работе с детьми.

 

 

Целевая аудитория

группа младших школьников творческого объединения

Результат проекта

Сравнительная диагностика показала эффективность речевых упражнений для развития словесно-логического мышления. На заключительном этапе экспериментальной работы все дети значительно улучшили свои показатели.

image

Практическая значимость проекта

В работе рассмотрены интеллектуально-языковые взаимосвязи, подтверждающие развивающее влияние словесно-логического мышления на речь детей и подобраны речевые упражнения, которые способствуют развитию словесно-логического мышления младших школьников

 

Перспективы развития проекта

Материал проекта в виде речевых упражнений систематизирован в пособии. Пособие рекомендовано логопедам, учителям начальных классов, родителям для развивающей и коррекционной работы с детьми.

image

Список использованных источников

1. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников. [Текст] / Г. А. Бакулина. - М.: ВЛАДОС, 2002.
2. Винокурова, Н. К. Развиваем способности детей [Текст] / Н. К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2002.
3. Волина, В. В. Русский язык [Текст] / В. В. Волина. - Екатеринбург:
АРГО, 1996.
4. Козловский, О. В. Диагностика интеллекта [Текст] / О. В. Козловский. - М.: БАО-ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК, 2005.
5. Ткаченко, Т. А. Логические упражнения для развития речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Книголюб, 2005.
6. Узорова, О. В. Практическое пособие по развитию речи [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: АСТ Астрель, 2004
7. Федоренко, Л. Г. Головоломки для интеллектуалов [Текст] / Л. Г. Федоренко. - Санкт - Петербург: КАРО, 2003.
8. Шведова, Л. М. Развитие логического мышления и интеллекта [Текст] / Л. М. Шведова. - М.: БАО-ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК, 2005.

 

 

Описание особенностей конструкторских решений*

* для технических (конструкторских) проектов.

 

Не указан

Описание эффектов / эффекта от реализации проекта*

* для социальных проектов.

 

Не указан