«Мифологические персонажи в таблице Д.И. Менделеева»

Актуальность проекта

В 8 классе на уроках химии мы знакомились с химическими элементами. Именно происхождение названий
элементов заинтересовало меня, когда мы впервые познакомились с Периодической системой Д.И. Менделеева. Учитель познакомил нас с классификацией химических элементов: по их химическим свойствам, «Элементы-памятники», по их техническим характеристикам, названные в честь мифологических персонажей, «светлые» элементы, «Новые» элементы, названные по их физическим свойствам, по географическим объектам, элементы минерального происхождения,  вещества названные по сходству свойств с другими элементами. Меня заинтересовал вопрос: если названия, связанные с
химическими и физическими свойствами элементов, их техническими характеристиками и даже именами учёных объяснимы, то почему ряду химических элементов были даны названия, связанные с мифологическими персонажами?

 

Цели и задачи проекта

 Цель: доказать, что в основе выбора названий химических элементов, названных в честь мифологических персонажей, лежат какие-либо свойства этих элементов и их соединений или обстоятельства их открытия.

Задачи:

1.     изучить историю открытия, исследования элементов, названных в честь мифологических персонажей;

2.     познакомиться с физическими и химическими свойствами этих элементов;

3.     вспомнить мифы о персонажах, в честь которых названы химические элементы;

4.     выявить возможную взаимосвязь между названием химического элемента и обстоятельствами его открытия, исследования, а также его свойствами.  

Объект: этимология (происхождение) названий химических элементов Периодической системы
Д.И. Менделеева, история открытия и исследования химических элементов.

Предмет: группа элементов Периодической системы Д.И. Менделеева:
- He 2– Гелий 

- Ti 22 – Титан 

- V 23 – Ванадий 

- Co 27 – Кобальт 

- Ni 28 – Никель 

- Se 34 – Селен 

- Nb 41 – Ниобий 

- Pd 46 – Палладий

- Te 52 – Теллур 

- Pm 61 – Прометий 

- Ta 73– Тантал 

- Th - 90 Торий

- U 92 – Уран  

- Np 93 – Нептун 

- Pu 94 – Плутон 

 

 

 

Гипотеза

в основе выбора названий химических элементов, названных в честь мифологических персонажей,
лежат какие-либо свойства этих элементов и их соединений или обстоятельства их открытия.

 

Аннотация проекта

Этапы проекта: 1  этап: организационный

Я выбрала тема исследования, связанная с химическими элементами  Периодической системы Д.И. Менделеева, названными в честь мифологических персонажей; определила цели и задачи исследования; составила план работы, определила формы и методы исследования

2 этап: поисковый

Я изучала литературу и материалы, опубликованные в Интернете

3 этап: создание продукта

Продуктом проектной деятельности стало создание презентации и наглядных пособий «Мифологические персонажи в таблице Д.И. Менделеева»

4 этап: предъявление проекта и его продукта

Демонстрация презентации и наглядных пособий учащимся 9-х классов

Целевая аудитория

учащиеся 8-х классов

Результат проекта

Каждая наука говорит на своём языке, состоящем из определённых терминов и понятий. Этот специфический язык
формируется и развивается вместе с наукой. Для изучения и понимания науки очень важно владеть языком, на котором она говорит. Причём, актуально не только владение современным научным языком, но и знание этимологии терминов и понятий, которыми он оперирует. Зачастую этимология терминов даёт возможность «расшифровать» их, получить дополнительную информацию о самом термине, о научном явлении, которое он характеризует, а также об истории его
исследования.  Данная работа была направлена на изучения этимологии названий пятнадцати химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева, которые в некоторых классификациях относились к элементам, названным в честь героев мифов. В ходе изучения истории их открытия было выяснено, что семь из них (Гелий, Теллур, Селен, Палладий, Уран, Нептун, Плутон) названы в честь небесных тел, а не мифологических персонажей.  А восемь элементов (Титан, Ванадий, Кобальт, Никель, Ниобий, Прометий, Тантал, Торий) названы в честь мифологических
персонажей. В результате исследования моя гипотеза, в целом нашла своё подтверждение. В основе выбора названий химических элементов, носящих имена мифологических персонажей лежат:

- какие-либо физические, химические свойства этих элементов, иногда, отразившихся и в обстоятельствах их открытия (Титан, Тантал, Ниобий, Прометий);

- легенды, сложенные людьми ещё до открытия и исследования этих элементов, связанные с их свойствами  (Кобальт, Никель);

- некоторые  названия были даны исследователями, исходя из субъективного мнения. 

Интересен тот факт, что «законодатель» в химии п.п. 19 века шведский химик Йенс Якоб Берцелиус имел отношение к присвоению имён мифических персонажей элементам Ванадию, Танталу, Торию ещё до их полного изучения. Позже исследования выявили, что элементам в какой-то мере присущи свойства их мифических прототипов:

      - Титан – прочен,
      - Ванадий – отличается постоянством,

      - Торий – радиоактивен, то есть способен извергать молнии.  

Однако это не единственные знания, полученные мной в ходе работы над проектом. Изучая этимологию названий пятнадцати химических элементов, я узнала, кем и как они были открыты, сколько настойчивости и упорного труда, не всегда приводившего к успеху, требовалось от учёных для открытия каждого элемента. Я узнала о вкладе многих выдающихся учёных в развитие химической науки. Я подробнее ознакомилась и с физическими и химическими элементами, узнала об области их применения. Таким образом, я не только расширила знания по химии элементов, но и подойти к ним межпредметно, привлекая знания по мифологии, смогла дополнить их знаниями их других наук. Химические элементы, которые попали в круг исследуемых в этом проекте, теперь стали для меня не просто ячейками в Периодической системе Д.И. Менделеева. Поэтому практической частью моего проекта стал комплект наглядных таблиц «Мифологические персонажи в таблице Д.И. Менделеева» (приложение ), на которых приведены не только сведения об элементах, содержащиеся в таблице Д.И. Менделеева, но изображены герои мифов, в честь которых они названы.

 

 

Практическая значимость проекта

Думаю, что такие наглядные пособия будут способствовать познавательному интересу учащихся 8-го класса, которые
только начинают знакомство химическими элементами в Периодической системе Д.И. Менделеева.Так же данные пособия можно использовать на уроках химии 8,9,11 классов при изучении следующих тем: «Периодическая система Д.И. Менделеева», «Химический элемент».

 

Перспективы развития проекта

С данным проектом я планирую выступать на научно- практических конференциях, а так же на уроках химии в 8-х классах

Список использованных источников

1.  Леенсон И.А. Откуда твое имя?, ж-л «Химия и жизнь», Москва, №3 , 2004г.

2.  Николаев Г. И. Металл века. М.: Металлургия. 1982

3. Петрянов-Соколов И.В. «Популярная библиотека химических элементов» в 2 частях, Москва, Наука, 1983г.

4. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий. Москва, Наука, 1970г.

5. Чуркин Е.О.  Этимология названий химических элементов как отражение истории науки. Сборник статей по
материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова. г.Томск, 2006 г.
6. alhimik.ru

7. alhimikov.net

8. himya.ucoz.ru

9. myfhology.info

 

 

 

Описание особенностей конструкторских решений*

* для технических (конструкторских) проектов.

 

Не указан

Описание эффектов / эффекта от реализации проекта*

* для социальных проектов.

 

Не указан