Наш школьный музей - музей Владимира Мигули

Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 г.Волгограда





Областной конкурс "Музей-школа-музей"

Номинация: Наш музей




Наш школьный музей - музей Владимира Мигули





Авторы:
Варданян Асмик Карапетовна,
Капотова Ксения Олеговна,
Козлов Дмитрий Олегович,
Шишлов Евгений Игоревич,
Григорьев Никита Андреевич




Научные руководители:
Григорян Ольга Юрьевна,
Савельева Елена Евгеньевна,
Зубарева Наталия Федоровна






2013 г.



Объект исследования: 

музей Владимира Мигули

Предмет исследования: 

история создания музея Владимира Мигули в МОУ СОШ №43 и формирования его фондов

Проблема исследования: 

необходимо изучать и обобщать деятельность музея, популяризировать его, так как мы считаем, что "живое" посещение музея нельзя заменить ни просмотром телепередач, ни виртуальными путешествиями.

Цель исследования: 

изучив историю создания школьного музея и формирования его фондов, предложить возможные пути его дальнейшего развития.

Гипотеза исследования: 

Благодаря деятельности музея Владимира Мигули не только сохраняется память о нашем талантливом земляке, выпускнике 43-й школы, но и ведется приобщение к культурным, нравственным ценностям поколения, жившего в 70-80-х гг. ХХ столетия; учащиеся приобретают опыт исследовательской, экскурсоводческой, концертной деятельности.

Задачи исследования: 

1) изучить историю создания музея Владимира Мигули; 2) выяснить, как формируются фонды музея; 3) наметить перспективы развития музея.

Перечень использованных источников:  

предметы материальной культуры (концертный пиджак В. Мигули; предметы домашнего обихода, в частности, посуда; книги, принадлежавшие композитору; классный журнал), тетрадка с воспоминаниями матери, диски с записями песен В.Мигули,телевизионных программ о нем, фотографии.

Обоснование выбора использованных источников: 

Обоснование выбора источников: мы считаем, что данные предметы помогают нам, образно говоря, "воссоздать" образ В. Мигули, образ его эпохи.

Описание источников: 
Основная часть:  

Начало ХХI века – время новых подходов к исследованиям музеев, музейных коллекций, время модернизации музейной деятельности. Музей перестал быть только местом, в котором сохраняются подлинные экспонаты – свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры; произошла переориентация на социокультурную модель.                      

Многие музеи, и школьные в том числе, стали выполнять функции дополнительного образования, развивающего сотворчество, активность учащихся, их самостоятельность в процессе сбора, обработки, оформления, публичного представления материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

1. История создания музея Владимира Мигули в МОУ СОШ №43

Тема «Школа №43 и Владимир Мигуля» впервые прозвучала в 2001 году. Это было время, когда коллектив школы работал над созданием собственного сайта. Тогда эта тема не получила должного развития. Вернулись к ней в 2006 году.

8 сентября 2006 года   в школе была открыта мемориальная доска, посвященная заслуженному деятелю искусств, члену Союзов композиторов, лауреату международных конкурсов Владимиру Мигуле, нашему земляку, выпускнику нашей школы. Автор этой скульптуры – художник портретист Виктор Георгиевич Фетисов.

На митинге близкий друг Владимира Мигули, композитор Владимир Мадянов, предложил администрации школы создать музейный уголок и передал директору школы Татьяне Витальевне Яценко первые экспонаты: афишу с концерта В. Мигули, копию нот песни «Вишневая метель».

И вот 26 февраля 2007 года был открыт музейный уголок, посвященный композитору Владимиру Мигуле (см. Приложение 1).

2. Направление деятельности музея

2.1. Экспозиционная деятельность музея

Экспозиция – это визитная карточка музея, где находятся предметы – «живые свидетели прошлого», расположенные в определенной системе. Основные принципы построения экспозиции: направленность на школьную аудиторию, тематический подбор экспозиционных материалов, предметов и наглядность экспозиции, эмоциональность восприятия.

Экспозиции – это та сфера музейной работы, к которой тянутся все «живые и трепетные нити» музейной жизни. Школьный музей хранит свои «богатства» для того, чтобы приблизить их к живущим современникам, напомнить им о культурном наследии прошлых лет.

Экспозиции музея находятся в одном помещении учебного класса. В музее имеются витрины, в которых размещен весь фактографический материал (книги, фотографии, статьи, письма, ноты, афиши).

Центральное место в музее занимает художественное панно, выполненное творческой группой Волгоградской мультимедийной лаборатории, руководит которой Пронин Михаил Александрович. На панно   запечатлена матушка река Волга, вдоль которой тянутся широкие улицы, высокие дома, парки, словом, – всё, что так любил Владимир Мигуля, и чему посвящал он многие свои песни.  

Музейная экспозиция делится на три раздела: 

«Семейные реликвии,

«Друзья и близкие»,                                                                                                                                                                                                        «Творческая деятельность певца и композитора».                                                                                                                                     Разнообразие экспонатов является главным преимуществом школьного музея.

Наша экспозиция интересна самым разным людям, что свидетельствует об информативности и доступности экспонатов. Все экспонаты имеют описания и аннотации.                                                                    

Остановимся экспонатах-книгах. Владимир Мигуля любил читать. Экспонаты одной из витрин нашего музейного уголка подтверждают эти слова. Одна из самых любимых детских книг – «Сказки» (год издания 1956). Здесь же книги, прочитанные в старшем школьном возрасте, а также учебные пособия. Один из учебников по медицине на немецком языке. В. Мигуля в совершенстве знал этот язык.

В Ленинградской консерватории технику дирижирования осваивал по книге Н. Малько «Основы техники дирижирования».                                                              

Владимир Мигуля любил путешествовать, знакомиться с достопримечательностями увиденных городов и стран. Книга Иржи Ганзелка «Африка грез и действительности» была приобретена в одной из поездок по Чехословакии.

2.2 Экскурсионная деятельность музея

Экспозиция школьного музея является основой научно-просветительной работы и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания. Конкретные её формы: экскурсии, лекции, различные массовые мероприятия, – играют роль связующего звена между музеем и социумом.                                                                                                 

Экскурсия – одна из основных форм работы нашего школьного музейного уголка с учащимися. В практику деятельности музейного уголка вошли наиболее интересные формы работы, такие, как тематические вечера и утренники («Давайте жить по солнечным часам...»), встречи с интересными людьми (Н. Имедашвили, В. Мадянов, Г. Гордеев, Н. Ерохина, Ю. Мигуля), музейные уроки («Землякам посвящается...»).

За шесть лет музейный уголок посетили не только обучающиеся МОУ СОШ №43, но и обучающиеся школ№№ 36, 37, 96, 85, 102, школы-сада № 4, лицея №7, студенты Волгоградского государственного медицинского университета, педагогического университета, обучающиеся кадетского корпуса, выдающиеся люди нашего города (тележурналист Г. Гордеев, поэтесса Е. Иванникова, певица Н. Имедашвили, скульптор В.Г. Фетисов, заведущая отделением областного краеведческого музея Н. Ерохина, дочь В.Мигули Юля и зять Алексей, и многие другие).

 2.3. Поисково-собирательная деятельность

Участие детей в поисково-собирательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, музыкальных гостиных, способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности. Пути накопления материалов для нашего школьного уголка были самыми различными. Подлинные документы и вещи   передали родные и близкие композитора. Такие предметы принято называть реликвиями. Копии нескольких документов юные исследователи взяли в краеведческом музее, в городской библиотеке, заходили на личный сайт семьи Мигули.

Самый ценный экспонат музейного уголка – письмо-воспоминание матери. Письмо было передано в музейный уголок родственниками певца      и композитора   в 2006 году. Это письмо написано в простой ученической тетради рукой Л.А. Мигули. Людмила Александровна Мигуля делится своими воспоминаниями о детстве сына, о его увлечении музыкой. «Мой милый мальчик», ласково называет она своего Володю. По этим записям можно судить о том, какие взаимоотношения царили в семье Мигулей.

Наши исследователи встречались с сокурсниками Владимира Мигули по медицинскому институту, которые поделились воспоминаниями о студенческих годах, проведенных вместе с Володей. Много друзей у В. Мигули в творческой среде. Среди них Владимир Мадянов, Нателла Имедашвили. Они частые гости нашего музейного уголка. Некоторые экспонаты они передали музею в память о своём друге.

2.4. Подготовка экскурсоводов для школьного музея

Экскурсоводами в нашем музейном уголке могут быть как учащиеся, так и педагоги, но обязательно специально подготовленные члены совета музея. Руководитель музейного уголка – Савельева Елена Евгеньевна – на протяжении 6 лет ведет кружок, на занятиях в котором ребята осваивают азы музейного дела, экскурсоводческой деятельности, знакомятся с биографией и творчеством Владимира Мигули.

3. Фонды школьного музея

Основной фонд музея включает вещественные памятники: концертный пиджак В. Мигули, посуду семьи Мигули; изобразительные источники: концертную афишу, семейные фотографии; к письменной части основного фонда относятся воспоминания матери, ксерокопия нот, подписанных рукой В.Мигули.

К научно-вспомогательному фонду относятся диски с записями песен В. Мигули, диски с записями телевизионных программ о нем.

4. Заключение: перспективы развития музея

Мы считаем, что музей может развиваться по следующим направлениям:

  1. пополнение фондов музея;
  2. наполнение информацией сайта музея: www.sawelena.narod.ru
  3. проектная деятельность учащихся: нам представляется интересным реализовать проект «Союз муз по-волгоградски», цель которого – выяснить, на стихи каких волгоградских авторов В. Мигуля писал музыку, подготовить концертную программу.

Приложение

Биография В. Мигули

Владимир Георгиевич Мигуля – профессиональный композитор и профессиональный певец, лауреат Всесоюзных и международных конкурсов, заслуженный деятель искусств России.

Родился 18 августа 1945 года в Сталинграде. Отец Георгий Федорович Мигуля – военный летчик, мать Людмила Александровна – лейтенант медицинской службы (в годы войны), в мирное время – медстатистик.

Окончил среднюю школу-одиннадцатилетку и получил специальность мастера-наладчика швейного оборудования. Одновременно учился и в музыкальной школе, которую успешно закончил. Занимался спортом – стрельбой, боксом (имел 2-й разряд).

В 1963 г. поступил в Волгоградский медицинский институт. После первого курса с лечебного факультета перевелся на стоматологический (специальность челюстно-лицевой хирургия). В институте создал и руководил ВИА «Аллегро», который стал очень популярным в студенческой среде; год работал на «скорой помощи». После второго курса института поступает в Волгоградское музыкальное училище, где занимается в классе композитора В.П. Беренкова и прекрасного педагога-теоретика С.А. Пищальникова. В 1968 году Мигуля успешно закончил оба учебных заведения и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова в класс композитора С.М. Сломинского. Одновременно занимается в классе педагога по вокалу Н.А. Серваль.

Мигуля успешно работает в камерном и симфоническом жанрах, пишет музыку к спектаклям и фильмам (в телефильме «В стране забытой сказки» сыграл главную роль – принца, были и другие роли). Его принимают в Союз композиторов СССР. По мнению преподавателей, он вполне мог заниматься серьезной симфонической музыкой. Но композитор признавался, употребив близкий ему медицинский термин: «Я заражён песенной бациллой. И ничего не могу с собой поделать».

В Ленинграде Владимир впервые попробовал свои силы на профессиональной эстраде и получает приглашение от Ленконцерта на работу в качестве певца-исполнителя. По ЦТ Владимир Мигуля впервые выступил на «Голубом огоньке» 1971-1972 гг. с песней «Сен Жермен де Пре» (ст. Александр Харченко).

После окончания Ленинградской консерватории в 1974 году он переезжает в Москву как автор уже популярной песни «Поговори со мною, мама» (ст.В. Гина, первая запись на фирме "Мелодия" в исп. М. Кодряну, на радио исп. В. Толкунова). Песня стала лауреатом Всесоюзного телефестиваля «Песня-74». Мигуля пишет новые песни, среди которых «Не остуди своё сердце, сынок» (ст. В. Лазарева, исполнитель Ю. Богатиков) – «Песня-76»; – «Я люблю этот мир» (ст. Л. Дербенёва, исп. ВИА «Самоцветы») и «Песня о солдате» (ст. М. Агашиной, исп. И. Кобзон) - «Песня-77»; «Солнечные часы» (ст. И. Резника, исп.Я. Йолла) – «Песня-78»; «Аты-баты» (ст. М.Танича, исп.Э. Хиль) – «Песня-79»… Они также становятся широко известными и популярными.

В 1977 г. на конкурсе Интервидения «Сопот-77» композитор и певец Владимир Мигуля за песни «Победа живет» (ст. М.Владимирова) и «Аве, Мария» (ст. А. Дементьева и П. Бабакова) получил премию Польского радио и телевидения «Янтарный приз» и звание лауреата.

В начале 80-х композитор начинает сотрудничать с ленинградской группой «Земляне». Песни «Каскадёры» (ст. А. Дементьева) и «Трава у дома» (ст. А. Поперечного) становятся суперпопулярными, знаковыми песнями времени. Музыкальные критики обозначили этот период в творчестве композитора, как период мужественной романтики.

У Мигули ещё был дар разглядеть талант в других людях. Именно у него научились премудрости написания песен тогда ещё никому неизвестные Лариса Рубальская («Воспоминание», «Сокольники») и Симон Осиашвили («Жизнь», «Скрипка Паганини»). Написал он несколько песен и на стихи Джуны (Е. Давиташвили), одна из которых – «Земля людей» – стала лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшую песню, посвящённую открытию всемирного праздника молодёжи в Москве (1985 г.). Мигуля помогал встать на крыло многим молодым: поддержал Александра Серова, сам маэстро Игорь Крутой начинал у него как клавишник.

Репутацию мэтра Владимир Георгиевич подтвердил и в японском городе Осака, где на международном конкурсе удостоился приза «Золотой ключ». А на заключительном вечере телефестиваля «Песня-90», где он исполнил «Ламбаду» (ст.Ю. Гарина), ему вручается специальный приз «За неустанный творческий поиск».

В эти годы он пишет не только лирические, но и песни патриотического звучания, которые сам исполняет на многочисленных концертах по всей стране: «Мы воюем» (ст. Е. Евтушенко), «Хулиганы» (ст. В. Гафта), «Россия-родина» (ст. В. Овчинцева), «Открой мне, Господи, глаза» (ст. В. Лунин) и др.

Гастролировал композитор до 47 лет, пока ему позволяло здоровье… Несмотря на тяжелейший недуг, приковавший его к постели (боковой амиотрофический склероз), Мигуля создаёт потрясающий цикл песен на стихи А. Очировой – было написано 17 песен, одна из которых («Россия», исп. Э. Пьеха) стала лауреатом телефестиваля «Песня-95». Продолжает сотрудничать и с другими поэтами – А. Дементьевым, В. Овчинцевым.

17 января 1996 г. в ГЦКЗ «Россия» состоялся авторский концерт Владимира Мигули. В Москве он был первым и единственным концертом при жизни композитора. Друзья и коллеги посвятили его 50-летию Владимира и 25-летию его творческой деятельности. Но сам Владимир Мигуля присутствовать на нём уже не мог, а слушал в трансляции по «Авторадио». Не стало композитора 16 февраля 1996 года.

По материалам сайта: http://neboqitel.narod.ru 

Заключение:  

За время работы над проектом мы познакомились с творчеством В. Мигули, его биографией, выяснили, как формируются музейные фонды, наметили для себя план дальнейших действий.

Литература:  
  1. Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление// Социс. 2004. №10. - С.89-92.
  2. http://nebogitel.narod.ru
  3. www.sawelena.narod.ru