Святая обитель: Кременской Свято-Вознесенский мужской монастырь

Конкурсная работа

Номинация «История моего храма» 
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является история возникновения, становления и современная жизнь Свято-Вознесенского мужского монастыря в Волгоградской области.

ЦЕЛЬ: изучить историю возникновения и становления одного из старейших монастырей Волгоградской области.

ЗАДАЧИ:

  1. посетить выбранный храм, сделать фотографии;
  2. побеседовать со священниками и прихожанами храма;
  3. провести поиск материалов о монастыре.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ: В десяти километрах от ст. Новогригорьевской, вверх по течению Дона, под горой, в живописнейшем месте, расположен Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь. Это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского. История Свято-Вознесенского монастыря с самого начала творилась под знаком предания о семи братьях, пришедших на Дон с Севера и здесь принявших мученическую смерть. Немало было в ней и других ярких личностей – просветителей и пастырей. Возрождение Кременского монастыря началось с приезда осенью 1992 г. архиепископа Волгоградского и Камышенского Германа. Главной святыней монастыря – икона Августовской Божией Матери. ΙΙ.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ. Основными источниками информации по изучаемой теме явились, во-первых, материал экскурсионной поездки в мужской монастырь. Во-вторых, экскурсионные буклеты. В-третьих, книга, которая написана по материалам кандидатской диссертации игумена Елисея (Фомкина) при участии П.Дронова, С.Иванова, В.Ярмаковича «Святые обители (Монастыри Волгоградской области)» − Набережные Челны, Новости мира, 2008 − 304 с. Данная книга посвящена истории и современности православных монастырей.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Основными источниками информации по изучаемой теме явились, во-первых, материал экскурсионной поездки в мужской монастырь. Во-вторых, экскурсионные буклеты. В-третьих, книга, которая написана по материалам кандидатской диссертации игумена Елисея (Фомкина) при участии П.Дронова, С.Иванова, В.Ярмаковича «Святые обители (Монастыри Волгоградской области)» − Набережные Челны, Новости мира, 2008 − 304 с. Данная книга посвящена истории и современности православных монастырей.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Ещё в первой половине ХVΙΙ века на месте Свято-Вознесенского Кременского мужского монастыря, по преданию, подвизались 7 братьев-монахов, убитых разбойниками (когда местные жители позднее копали здесь ямы, то находили человеческие кости). По другой версии легенды, здесь во времена Ермака Тимофеевича были убиты 7 братьев, занимавшихся строительством храмов по Дону, которые получили за поставленную в ст. Кременской церковь деньги. Их убийцы решили поделить суму с серебром, но она ушла под землю, откуда ударил серебряный ключ. Но эта версия предания представляется более далёкой от реальности, в отличие от первой, т.к. более-менее регулярное храмостроительство на Нижнем Дону началось лишь в начале ХVΙΙΙ века. Церковь же в ст. Кременской была возведена в 1737 – 1739 гг.

Возможно, какие-то отшельники проживали в этой местности и после семи братьев, но ещё до основания обители. О неких «трудниках», образовавших в 1693 г. пустынь, говорится в монастырском синодике иеромонаха Никонора. Тогда и было положено начало Кременскому монастырю (игумен Иоасаф, ссылаясь на старинные документы, сообщает об этом епископу Воронежскому и Черкасскому Антонию в январе 1814 г.). Волгоградский краевед Г.П.Самойлов пишет, что монастырь 1693 г. «возник на месте скита пустынь». Но эти данные ничем не подтверждаются.

В 1693 г. местное атаманское правление решило выделить под обитель 2316 десятин земли. В 1712 г. к обители приписали лес на донском острове трех вёрст длины и менее верст ширины, рыбные ловли и сенные покосы размером в 1,5 версты. Имелись у монастыря и 2 мельницы на реках Иловле и Черной, небольшая слободка.

Синод старался помогать делу прокормления монастырей, выделяя «семена к посеву… надлежащего ржи во всех синодального ведомства вотчинах». Но также Синод и строго требовал отчёта. В 1726 г. Кременская обитель, как и другие донские, сообщила в Синод, что «за дальностью расстояния не могут в скорости прислать ведомостей».

Из монастырских построек в документах тогда числились: две деревянные церкви, два престола, 8 келий размером 32×4 сажени. Состав братии в то время был таков: строитель, иеромонах, 11 монахов.

Сохранились данные о расходах по содержанию обители на 1750 г.: 18 руб. игумену на обувь и одежду, 10 руб. казначею, по 8 руб. иеромонаху, иеродиакону, двум крылошам, двум пономарям, двум звонарям, а десяти рядовым монахам – по 5 руб. Свечей в год уходило 5 пудов воску по 60 руб., ладану – 2 пуда по 24 руб., вина церковного – 3 ведра на 6 руб., горячего вина для странников – 10 ведер, им же мёду или патоки – 6 пудов, на варку пива или полупива – 15 руб.

В 1751 г. монахи купили у черкасского казака Ивана Зуева «мукомольную мельницу об осьми поставах, состоящую в 40 верстах от монастыря» на р. Иловля. При монастыре тогда работали 10 трудников.

Одно время в монастыре располагалось духовное правление, занимавшееся разбором церковных дел на Среднем Дону.

Как видим, содержание обители было далеко не простым делом и в материальном, и в духовном смысле. Процесс её развития требовал уже возведения прочной церкви. Атаман Д.Е.Ефремов носил почётное звание ктитора Киево-Печорской лавры и, возможно, взял некоторые архитектурные приёмы оттуда, когда начал закладывать каменный храм.

Между тем к 1763 г. старая церковь обветшала, и епископ Воронежский и Елецкий Тихон благословил игумена Илию на строительство каменного здания.

Храм имел сначала два придела: северный – во имя свмч. архидиакона Стефана и св. апостола Андрея Первозванного, и южный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, устроенные трудами атамана Ефремова. Прекрасный иконостас в 4 яруса, паникадило, серебряные лампады, ризы и другую утварь купили на пожертвования В.И.Перфилова. в храме был сделан и серебряный ангел весом 3,5 фунта, как бы спускающийся с небес. Всего на возведение и убранство церкви ушло 13 000 золотых рублей. Вознесенская церковь была достроена в 1782 г. и, вероятно, тогда же освящена. Она стала истинным украшением обители.

На 1780 г. в собственности обители была земля для сенокоса длиной 2 версты и шириной менее версты близ реки Дона. В середине сенокоса лежали болотистые места, а лес состоял из дуба, тополя, осины и вербы. Грамот на землю и лес не имелось, но были «рыбные ловли» - оз. Усачево. У монахов действовали конный и скотоводческий заводы – 100 лошадей, 100 голов крупного рогатого скота, 200 овец. Животных продавалось в год на 50 руб., а деньги шли «в раздачу за пастьбу». Одежда монахов делалась из волны, получаемой со здешних овец. Среди братии были портные, сапожники, кузнецы, столяры, шорники.

Со временем монастырь разрастался: были выстроены стены, кельи, трапезная, игуменский дом. А приблизительно в 1785 г. (время постройки новой церкви в ст. Клетская) старый храм (1765 г. постройки) был передан монастырю на больничную церковь.

На 1786 г. в монастыре проживал 31 человек: настоятель (игумен Илия), 3 иеромонаха, 20 монахов, трудники. Имелась здесь и сотня монастырских крестьян-малороссиян, выделенных от казны в услужение. Они использовались в различных войсковых и монастырских работах. В конце ХVΙΙΙ века сюда назначили для караула 4 казаков.

Отдельная обитель предназначалась для жительства казаков, израненных во время боёв и походов. Если же престарелый воин, уйдя в монастырь, не находил себе там места, то обычно он выкопал где-то поблизости свою землянку-келью, в которой и проводил в уединении отпущенное ему Богом время.

Войско справедливо от монастырей исполнения некоторых, говоря современным языком, социальных функций. Так, в 1785 г. сюда прислали наказ, чтоб при обители обучались грамоте казачьи дети.

В 1812 г. сюда пришёл через Синод указ императора Александра Ι, чтобы монахи готовились лечить израненных в походах и боях с Наполеоном казаков. В 1825 г. войсковое правление приказало учредить при монастыре богадельню.

14 июня 1834 г. в обители открылось приходское училище. На 1835 г. в нём обучалось 48 мальчиков. Обширная библиотека в основном состояла из богословских и миссионерских сочинений против раскольников. Содержалось училище за счёт станичных сумм. В этом же 1835 г. в обители проживали игумен Парфений, 5 иеромонахов, 2 монаха, 1 священник, 1 диакон, 4 дьячка и пономарь, 14 послушников возрастом до 75 лет. Почти все они происходили из уроженцев войска Донского. Иногда число монашествующих не превышало и 4 человек.

В 1845 г. проводилось общее размежевание войсковых земель, по которому к монастырю отошло 1680 десятин 1776 сажень земли. Однако большая её часть, расположенная близ монастыря, оказалась гористой, каменистой и солонцеватой. Её можно было использовать лишь под пастбище скота. На 1849 г. монастырю не хватало всё тех же ограды, колокольни, настоятельского и братского корпусов и тёплой церкви во 2 этаже. Требовались и штатные служители числом в 17 человек. В 1849 г. обитель попросила восстановить выдачу ежегодных 1 000 руб. ассигнациями, прекращённую с 1836 г.

В 1857 г. войсковое правление решило положить монастырю ежегодный оклад в 2 220 руб. как второклассному, в т.ч. на строительство зданий. Получаемые средства дали возможность начать капитальное строительство. В 1861 г. перестроили настоятельский дом с 5 покоями, буфетом, кладовой; шли работы на Чернополянской мельнице. В 1862 г. была составлена смета на возведение каменного дома для настоятеля ценою в 20 973 руб. 87 коп., а также каменной ограды и колокольни. Всего стоимость сметы составляла 43 545 руб. 97 коп. Интересна история одного из монастырских строений. Оказывается, в эту обитель ушёл сын известного донского благотворителя М.В.Себрякова Стефан, для которого отец устраивает отдельный дом. Стефан (по другим источникам Степан) постригается здесь в монашество, а окончил земную жизнь Воронежском Благовещенском Митрофаниевском монастыре около 1900 г. 28 февраля 1869 г. монастырь был обращён в общежительный. С того же года монастырь числился внештатным. В марте 1867 г. сюда прибыл ушедший по болезни на покой архиепископ Донской и Нвочеркасский Иоанн (Доброзраков), который скончался 23.06.1872 г., будучи 80 лет от роду. После неоднократных просьб жителей Новочеркасска, по указу Святейшего Синода от 1 сентября 1911 г. прах архиепископа Иоанна было решено перенести в кафедральный собор столицы Дона. Специальная комиссия Донской Духовной консистории 11 сентября вскрыла могилу и засвидетельствовала, что тело прекрасно сохранилось от тления.

Захороненный в Вознесенском соборе прах владыки вскрыли большевики, вероятно, в 1928 г. (а 15 мая 1993 г. останки всех погребённых людей торжественно перезахоронили). Среди ценных богослужебных предметов и утвари, хранившихся в монастыре до революции можно назвать Евангелие 1749 г., серебряный крест, икону Божией Матери в дорогой жемчужной ризе, серебряное паникадило, серебряный ковчежец с разными украшениями с подчернью, две ризы из старинной серебряной парчи (дар атамана Ефремова) и прочее. В каждом приделе храма стоял двухъярусный иконостас замечательной работы, многие иконы которого были оправлены в серебряные оклады. После революции пришли тяжёлые времена, монахов стали расстреливать за помощь раненым солдатам противника, за «контрреволюционную агитацию». С приходом советской власти обитель, как и многие другие, была закрыта. При наступлении белой армии Деникина красные установили на крыше церкви пулемёты. В результате обстрела храм получает несколько злых отметин – в стене Стефано-Андреевского придела появилась пробоина от снаряда в метр шириной и другие повреждения. Старожилы вспоминают, что красногвардейцы нашли у монахов лишь одного телёнка, которого и съели. Насельников (а их насчитывалось около 80 человек) в 1918 г. разогнали, отказывавшихся уходить заточили в винный погреб и расстреляли, но многие вернулись в родную обитель (монахи прятались неподалёку в пещерах). По рассказам, последний живший здесь монах умер в 1937 г. Часовня на месте захоронения убиенных семи братьев, часовня «Вознесения Божьей Матери», часть построек были разрушены, входы в пещеры завалены. Правда, уцелело и дошло до наших дней братское кладбище.

Сохранившиеся надписи на плитах хорошо читаются. В самом монастыре с 1924 г. была размещена колония для психических больных. Но уже в 1925 г. здесь организовывается детская сельскохозяйственная колония из 150 беспризорников от 7 до 18 лет. Они размещаются в 9 жилых корпусах, кое-как отремонтированных в 1926 г. дети живут в ужасных условиях (грязно, скученно, многие спят на полу и т.п.). Колония помещалась здесь по 1939 г. А с 1939 г. в обители вновь открыли колонию для психических больных, просуществовавшую до 1947 г. Тогда эти здания на 7 лет отдали под туберкулёзный диспансер. Часовню же снесли в 50-е годы. Храм сильно пострадал от нещадной эксплуатации – были полностью разрушены притвор и два придела (преп. Сергея и Благовещенский). Дверной проём его основного входа расширили так, что сюда мог заезжать грузовик (в центральной алтарной части машины ссыпали цемент, уголь и прочее), а в самом помещении храма располагалась мастерская по ремонту сельхозтехники. В алтаре Богородничного придела устроили кузницу, а в алтаре придела свв. Стефана и Андрея Первозванного сделали трансформаторную будку, причём во время этого переустройства якобы нашли под полом гроб. Храм стоял без куполов, без кровли, без дверей, окон и оконных решёток, весь загаженный навозом, углём и упавшей штукатуркой. Во время Великой Отечественной войны в монастыре стояла наша часть, один из солдат которой, мусульманин, сильно болевший, получил на источнике исцеление. Он поклялся, что вернётся сюда, если останется жив, и вот в 1956 г. он назначается директором психбольницы, опять размещённой в обители.

Вместе с супругой этот человек раскапывал засыпанный источник. Несмотря на многочисленные запреты властей, на месте разрушенных часовен ежегодно служились службы, приезжали паломники, за которыми негласно следили уполномоченные представители Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Сталинградской области. По их отчётам видно, что паломничества к месту часовни «убиенных 7 братьев» и разрушенной Вознесенской часовни не прекращались. Архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман своим указом от 5 августа 1991 г. за № 7 поручает «благочинному Фроловского округа протоирею Феодору Андрощуку… принять… Кременско-Вознесенский монастырь, возвращаемый в собственность Волгоградской епархии, и озаботиться созданием условий для возрождения в нём мужской общины». Его возрождение началось с приезда 4 июня 1992 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, ставшего первым священноархимандритом в новой истории обители. Главная святыня монастыря – икона Августовской Божией Матери. 18 сентября 1914 г. лик Богородицы в светящемся облике с младенцем на руках явился воинам близ польского города Августова, указав им выход из окружения. В результате рисуется образ с пояснением на нём, что «Сия икона сооружена иждивением казака хутора Клетско-Почтовского о здравии воинов 1915 года 12-го ноября», фамилии 52 казаков приведены ниже на иконе. Листовка 1915 г. с описанием этого чуда и изображением явления Божией Матери хранится в Кременско-Вознесенской обители. В советские годы икону разъяли на 2 части, чтобы было удобнее прятать (после смерти игумена Пантелеимона она хранилась в старом храме г. Фролово). Акафиста и молитв к иконе пока не имеется. Икона была возвращена в монастырь стараниями протоирея Фёдора Андрощука 9 июня 1994 г.

По преданию, рассказанному Виктором Москалёвым, во врем работы над монументом «Родина-мать» на Мамаевом кургане скульптор Вучетич якобы использовал образ Божией Матери с Августовской иконы. С 2002 г. икона занимает главное место в домовой церкви монастыря. Крестные ходы с иконой в наше время проходят по территории Клетского района, собирая множество верующих и фиксируя случаи исцеления больных людей. Рядом с обителью 5 июня 1998 г. открылся православная община в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» и медико-социальный центр «Рубеж». Организовали её семь граждан города Волжский. Алкоголики и наркозависимые люди проходят в общине реабилитацию, учатся молиться и верить. Ребят парят в бане, отпаивают лечебными травами, душистым сбором которых набиты и подушки с матрацами. Каждый день они посвящают послушанию – работают на огородах у хуторских стариков, трудятся в обители.

В течение двухмесячного курса лечения расписание их трудового дня таково: подъём в 6 утра, утренняя служба в монастыре, трапеза, до 15 часов – послушание, чтение духовной литературы, а вечером – занятия спортом, уборка территории. Монастырю принадлежит земля общей площадью 498 га, в т.ч. 127 га – пашни и 360 га – пастбища. Держат здесь и скот – коров, свиней, разводят кур. В октябре 2001 г. обители передаётся в качестве подворья церковь св. Олега Брянского в пригороде г. Волгограда – пос. Кирова. Обслуживает братия и Свято-Никольский приход в ст. Кременской (пока безхрамовый). Всё возвращается на круги своя, и монастырь, слава Богу, возрождается. В конце 2007 года по благословению митрополита Германа произошла смена руководства монастыря. Вместо игумена Руфина (Иванова) наместником монастыря был назначен игумен Савин (Аганин).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

История русских монастырей с момента появления монашества на Руси представляет огромный интерес для исследования, но не менее интересной является и история становления обителей в Волгоградской области. Каждая из них имеет свои особенности в социально-политическом, экономическом и религиозном направлении.

Мы буквально возвращаемся «в тёмные века» человеческой истории с надвигающейся угрозой распада и анархии общества. Монастырские общины на фоне этого хаоса выглядят просто каким-то примером групповой устойчивости, островком стабильности, где само время, кажется, течёт медленнее. Поэтому сейчас крайне важно восстановить и проанализировать историю монашества и отдельных монастырей, на протяжении веков бывших одним из немаловажных регуляторов общественной жизни. В ходе данной работы я познакомилась с историей Свято-Вознесенского Кременского мужского монастыря – старейшего из сохранившихся до настоящего времени монастырь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Святые обители (Монастыри Волгоградской области). Набережные Челны, ИД «Новости МИРА», 2008 г. – 304 с. [стр. 85 – 128]
  2. Личные материалы, собранные и привезённые из Свято-Вознесенского Кременского мужского монастыря.

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал

ВИДЕОЗАПИСИ: