Уникальный памятник

Конкурсная работа

Номинация «История моего храма» 
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Цели и задачи: исследование истории строительства храма Святого Митрафания и его роли в послереволюционное время и в наши дни.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Церковь на Руси всегда была чем-то большим, чем просто культовое здание.  И возведение церквей также имело свои особенности. Часто храмы возводились в ознаменование важных исторических событий. Поэтому можно сказать, что в русской церкви воплощалась как идея христианская, так и идея исключительно народная, патриотическая. Церкви становились своего рода рукотворными памятниками-летописями героических деяний предков, славного прошлого родины.

В 1896 году в Новочеркасске вышла книга А.Кириллова «Донская епархия», в ней 122-я страница посвящена михайловским церквям, одной из которых является Свято-Митрофаниевская церковь, расположенная в пос. Себрово г. Михайловка.  

Приведем отрывок из книги: «Церковь во имя св. Митрофана, Воронежского чудотворца, построена в 1843 г. На средства гвардии штаб-ротмистра Михаила Васильевича Себрякова и прихожан, каменная, однопрестольная. При церкви 99 десят. земли. Метрики и исповедныя росписи со времени устройства церкви. Слобода находится в 429 верстах от епархиального г. Новочеркасска и в 7 верстах от благочиннаго. Здесь в 1878 г. Открыто приходское сельское училище».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

У отца Михаила, настоятеля Себровской церкви Святого Митрофания, в которой он служит, есть справка о том, что этот храм является памятником истории и культуры. Он внесен в единый государственный реестр объектов культурного назначения и на него распространяются требования законодательства Российской Федерации по государственной охране. Такой документ выдали комитет по культуре администрации Волгоградской области и управление государственной охраны объектов культурного наследия.   У входа в храм можно увидеть табличку:

«Храм св.Митрофания Воронежского является памятником архитектуры. Основан в 1834 году на средства М.В.Себрякова».

Это единственный памятник такого уникального назначения на весь наш город Михайловка. Церковь была построена внуком основателя Михайловки Себряковым Михаилом Васильевичем в родовом имении, там, где они в последние годы жили постоянно.

Когда у Михаила Васильевича умерла жена Мария Алексеевна, работы по завершению строительства храма еще продолжались. Однако супруг похоронил ее у будущей церкви. Впоследствии и сам он был погребен рядом с ней.   С родителями уже в самом начале XX века похоронены сын Василий и его жена Анастасия. Так что у домовой церкви Святого Митрофания находится мини-некрополь Себряковых.   В соснах, за Новостройкой, на берегу Тишанки у них была, как сейчас бы сказали, база отдыха. От центра родового поместья до самой речки вела благоустроенная аллея, обсаженная ветлами. Здесь, особенно в выходные и праздничные дни, Себряковы и их гости проводили свободное время. Да и церковь всегда была на виду. Смотрелась она со всех сторон благолепно.   Мы, конечно, знаем, как основательно раньше выбиралось место под строительство храма. Заботились, чтобы здание выделялось своей величавостью и красотой. Об этом заботились настоящие мастера своего дела. Учитывалось при этом и то, как храм сочетается с окружающими постройками, гармонирует ли с природным ландшафтом и т.д. То есть подходили к этому вопросу со всей серьёзностью и строили на века.   С приходом советской власти почти все церкви подверглись осквернению и надругательству. Их закрыли, разоряли, разбивали и взрывали.   Себровскому храму повезло уже тем, что оставался от него хотя бы обезображенный остов. С южной стороны одну колонну разрушили и убрали совсем – она, видите ли, мешала тракторам свободно заезжать в церковь, приспособленную когда-то под склад.

Молодые поколения себровчан даже не помнили, что на ней были купола. Израненный неприкрытый свод с каждым годом разрушался все больше и больше. Но почти метровой толщины стены, благодаря строителям, вложившим в свою работу душу и сердце, выстояли и дождались возрождения.

Всмотритесь в фотографии и сравните, как выглядел совсем недавно вход в церковь и как смотрится храм после реставрации. Всё это – результат труда людей, изголодавшихся за многие десятилетия по слову Божьему. С такой радостью, так споро и ненатужно не шла ни одна работаю Люди приходили на восстановление храма без всяких просьб и объявлений, предлагая свои услуги. Такого энтузиазма не знала ни одна стройка.

Те же, кто желал принять участие в этом благородном деле, но по каким-либо причинам не мог, готовили дома пищу и присылали работающим. Каждый хотел хоть как-то прикоснуться к этому благородному почину.   Девяностолетняя старушка Зубкова Анастасия Артемовна еще в совсем юные годы, с шести лет, пела в церковном хоре вплоть до закрытия храма. И через 70 лет разрухи дождалась его восстановления. Она стала главным консультантом. И никто её не назначал и не обязывал. Она знала и помнила, где и что было, давала дельные советы реставраторам, подсказывала.

Иногда брались за отдельные уникальные работы. Священник отец Михаил, в миру Михаил Анатольевич Коновалов, своими руками восстановил шпиль колокольни.

Каждое утро проводился молебен, а потом все расходились по своим рабочим местам. Только вера и любовь давали силы для возрождения храма, ускоряли процесс, двигали вперед. А иначе и быть не могло. Люди истосковались по духовности.

Каждому хотелось скорее услышать колокольный звон, торжественную проповедь, историю храма, стоящего много десятилетий, пережившего радости и беды.   По всем признакам церковь можно назвать и памятником позднего классицизма. Особенно если внимательно присмотреться к её внешнему виду. Сферический купол с четырьмя главками по углам. Основной шпиль с крестом как бы господствует над ансамблем. Внизу, под карнизами, - следы лепнины. В целом, включая алтарь и трапезную, сооружение напоминает вид креста.

Символично, что святитель Митрофаний (а в конце жизни Макарий) многие годы в начале своего подвижнического пути служил священником под именем Михаил, полученным при святом крещении, и прихожане называли его отец Михаил. А теперь, более чем через три века, другой Михаил является настоятелем Свято-Митрофаниевской церкви. Судьбы переплетаются. В этом есть что-то хорошее, радостное, солнечное. Конечно, все это можно и нужно считать совпадением. Но даже если и так, все равно приятно, не забывается Митрофаний Воронежский чудотворец.

Кажется, совсем недавно село Себрово относилось к району. Сейчас город разросся, и поселение находится в его территориальных границах. Когда поворачиваешь в солнечный день от мельзавода на улицу Крупской, от бывшей керосиновой лавки виден за несколько километров основной купол Себровской церкви. Остается загадкой: то ли это случайное совпадение, то ли расчет строителей…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Мы должны благодарить Бога, что Себровская Свято-Митрофаниевская церковь чудом сохранилась до наших дней, хотя и с потерями, но восстановлена и действует, принимает прихожан. И, конечно же, мы обязаны помнить и уважать историю таких значимых памятников, как церковь Святого Митрофания, ведь это малая часть нашей необъятной России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Книга А.Кириллова «Донская епархия»
  • http://sebrovo.cerkov.ru/istoriya-xrama/ - официальный сайт Свято-Митрованиевской церкви.

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал

ВИДЕОЗАПИСИ: