Забытый храм - наша боль

Конкурсная работа

Номинация «История моего храма» 
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Объектом исследования является памятник архитектуры церковь Сретения с приделом во имя Святителя Николая Чудотворца, что находится на территории Ореховского сельского поселения Даниловского муниципального района .

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Изучение истории создания Николо-Сретенского храма.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Привлечение внимания общественности и власти к проблемам исторического поселения, в частности – восстановлению храма.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Привлечение внимания общественности и власти к проблемам исторического поселения, в частности – восстановлению храма.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Показать необходимость возрождения храмов, как культурного наследия русской истории;
  • Обратить внимание общества на проблему спасения сельского храма - сердца русского села.
  • Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию, сохранение исторической памяти.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ:

Моё родное село Орехово является одним из 15 исторических поселений Волгоградской области. Здесь каждая улица – легенда, каждый дом – история. Нам есть о чём рассказать и над чем задуматься…

«Белые церкви светлеются издали,
Благовествуя о мире ином,
Живы ещё проповедники истины,
Радость моя, не скорби ни о чём.
Белые церкви исполнены кротости,
Ими доднесь освещается свет.
Радость моя, что кручинишься попусту?
Белым церквам нынче тысяча лет.
Выжили вы, бессловесные зрители,
Бури прошли, расточились врази.
Сколько всего за века перевидели
Белые церкви, осколки Руси…»

Много прекрасных, ранее сохранённых и вновь восстановленных, храмов в России. Это - памятники архитектуры и искусства разных веков, чудом  дошедшие до сегодняшних дней.

Наша страна  пережила семь десятилетий атеистического режима. Уничтожены тысячи храмов, расстрелян епископат Русской Православной Церкви, закрыты монастыри и духовные школы.

Лишь в 70-80 годах  в обществе признается положительное влияние религии на сохранение нравственности и  развития искусства. Но столько уже было утрачено!

У слова «храм» несколько синонимов: собор, церковь, часовня. Православные храмы, посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божьей Матери, святых, или в честь архангелов и чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия: Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы…   

В России есть много храмов поражающих своей красотой и неповторимостью.  И среди них   Николо-Сретенский  храм - храм моей малой родины .  Сейчас мы видим его только в разрушенном состоянии.

Именно эта причина и побудила меня к действию – изучению и исследованию истории храма. Ведь его судьба неразрывно связана с судьбой России!

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Донцов И.В. Очерки даниловской истории. Ч.1. И.В. Донцов – Волгоград:Прин Терра, 2009
  2. Шалыгин В.В., автор-составитель,член Союза журналистов России. Мой край родной, казачий, Усть – Медведицкий округ области Войска Донского.- 2-е изд. – Волгоград.Станица-2.2004
  3. Петченко А.П. Даниловка, мой край родной:очерки/А.Петченко.-Волгоград:ПринТерра,2009

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

ПРЕДЫСТОРИЯ.

8 мая 1796 г. генерал от кавалерии граф Фёдор Петрович Денисов получил разрешение от Синода на строительство в своём имении в сл. Мариновка деревянной церкви во имя св. Николая Чудотворца в связи с прошением жителей слободы. Место для неё было отведено южнее на 40-50 сажень выстроенной позднее каменной церкви. Однако в связи со смертью он не успел её заложить . Годом позже на сбережения покойного графа была построена небольшая деревянная церковь(часовня), которая временно действовала до 1800года.

Позже его  внук В.В. Орлов-Денисов , атаман Алейников и местные жители просят разрешения поставить уже каменную церковь. В Воронежскую духовную консисторию из Синода приходит указ от 17.07. 1807г. за № 2495 и начинается стройка. Но, когда граф становится генерал-адьютантом государя Александра I и уезжает в столицу, стройка замирает.

ОСВЕЩЕНИЕ ХРАМА.

Сретенский храм с приделом свт.Николая Чудотворца освящается в 1813году по решению генерального штаба русской армии и при непосредственном контроле атамана Войска Донского генерала Платова. Средства на постройку внук Ф. Денисова граф Василий Васильевич Орлов-Денисов обретает, разгромив французский отряд, сопровождающий обоз с награбленным в России ценностями ( в том числе 20 фургонов церковной утвари). И полководец М.И. Кутузов лично велит направить в Орехово два фургона.

 Николо-Сретенский храм, красивое каменное здание, был построен в память о героях Отечественной войны 1812г.  Оказала помощь и графиня Елена Ивановна Шувалова, владевшая землями по соседству.

 Это была вторая церковь в нашем крае, выстроенная в камне, длиной была  43м., шириной – 29 м. Основной объём – 38м., колокольня – 43м. Выстроена в стиле зрелого классицизма ( 1807-1813гг.), обладает трёхчастной продольно-осевой композицией, состоящей из храма с двумя небольшими, с севера и юга, притворами, апсидой, трапезной и трёхъярусной колокольней. На колокольне били 2 больших (182 и 112пудов) и несколько малых колоколов. На самом большом колоколе мастера отлили фамилию графа и дату изготовления.  В случае пожара звонили во все колокола и такой звон назывался «сполох» /тревога/.  Тогда все спешили на площадь.

Характерной особенностью является обилие колонн, которые располагаются по всем фасадам и играют главную роль в его убранстве. Строителями были талантливые зодчие. Краеведы не исключают, что проект был изготовлен учениками выдающегося Растрелли.

 В.В. Серебряная, на основе богатейшего материала по исследованию памятников культового зодчества Волго-Донского междуречья считает, что высокопрофессиональными зодчими могли быть либо В. Баженов, Н. Львов, В. Стасов, либо их ученики. И действительно, церковь выделяется своей особенной красотой. Даже в состоянии разрушения в каком она находится в настоящего времени, выделяются колонны, выразительные купол и колокольня в три яруса. Померкли от времени, но сохранили былую красоту часть фресок, исполненных в академической манере начала XXвека.

Церковь была покрыта листовым железом и окружена каменной оградой. Внутри под церковным куполом в 150 свечей красовалась люстра. Здесь звучал напевы церковного хора. В храме пели  два хора. Один из певчих – Иван Чалый, обладающий превосходным басом,  был известен чуть ли не по всей Руси и, выступая в Москве, Ростове  мог соперничать с оперными звёздами.

Утварью она была снабжена достаточно, поскольку часть её была взята с деревянной церкви, а часть приобретена за счёт новых пожертвований. Как указано в ведомостях по описанию Сретенской церкви, в 1895г. по 200рублей внесли сотник Островской станицы Михаил Уланов, наследники крестьянина Семёна Семернина и семейство крестьянина Ильи Кабанова, а всего на приход в этот год поступило 1754 рубля 48копеек. Первая опись церковного имущества была сделана в 1839г. По ней стало известно, что с 1800года сохранились в целости исповедные росписи и копии метрических книг.

Во время строительства с крестьян в округе собирался особый оброк – молоком и яйцами, желтки которых использовались для приготовления связывающего состава. Секрет этого состава так и не раскрыт полностью.

Рядом с ней была каменная колокольня, покрытая листовым железом. Вокруг церкви и колокольни – каменная ограда. Церковь имела два престола : главный – во имя Сретения Господня, другой во имя Святителя Николая Чудотворца. Сооружение его закончили к празднику Сретенью, поэтому и церковь стала называться Николо-Сретенской.

 Землю отвёл помещик в урочище Чемеричном.

После смерти графа Орлова его военный мундир был  помещён в алтарь Ореховской церкви.

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ.

Долгие годы службу в церкви вели известные священники из рода Ломоносовых. Среди них выделялся Яков Леонтьевич.

«Священник Яков, Леонтьев сын, Ломоносов. Дьячковский сын, Духовного происхождения. Обучался в Саратовском духовном приходском и уездном училищах, и Саратовской духовной семинарии и из произвольных языков  немецому. По окончании курса наук в оной уволен с аттестатом 2 разряда в епархальное ведомство. По увольнении из Саратовской епархии в Донскую, бывшим Преосвященным Игнатием Архиепископом Донским 1845 года июля 10 дня рукоположен, слободы Даниловки, к Покровской церкви во священника; 1846 года апреля 6 дня, по своему прошению, переведён к Христорождественской церкви Берёзовской станицы; а 1864 года, октября 7 дня, по прошению жителей и своему согласию, переведён на настоящее место. 1858 года награждён бронзовым крестом на владимирской ленте в память войны 1853-1856годов, 1852 года, марта 2 дня назначен цензором катехизических поучений, 1859 года июля 10 дня за ревностное прохождение священнической обязанности награждён набедренником; 1860 года награждён бронзовой медалью на андреевской ленте в память войны 1853-1856 годов; 1867 года за отличноревностное прохождение своих обязанностей Высочайше награждён бархатною фиолетовою скуфьею. Грамоту, аттестат, указы и свидетельство имеется. Жена его Ирина Алексеевна. Дети их Александра, Мария, Любовь.»

В 1890 г. за службу по духовному ведомству Святейшим Синодом был награждён саном протоирея Андрей Ломоносов.

«Священник Андрей Леонтьевич Ломоносов, дьячковский сын, родился в 1825 году. Окончил курс наук в Саратовской Духовной семинарии в 1846 году.

Служил священником с 12 марта 1849 года. …….церкви в течении 42лет.

Согласно прошению его уволен за болезнью заштат 10 сентября 1891 года..

Имеет на груди: набедренник, скуфью и Камилавку, благословение святого синода и в память войны 1853-1856года Темнобронзовый наперстный крест и бронзовую медаль. Живёт в своём доме. Получает Правительственную пенсию 130 рублей и пособие из Епархиального Общества взаимного всепомощения в размере 60 рублей в год. В семействе у него: жена Анастасия Васильевна, 62 лет. Сыновья Иаков 42лет служит в Камышине уездным врачом ( имеет жену и детей) и Пётр 38 лет – на частной должности в имении графини Шуваловой в Вольском уезде Саратовской губернии (тоже женатый и с детьми) и дочери – 44 лет. В замужестве за крестьянином…… волости, но за 18-летним безвестным отсутствием мужа проживающая при отце и на его содержании.

Наиболее значимые даты

Родился – 1825г.

Закончил Саратовскую семинарию – 1846г.

Переведён из Саратовской епархии в Донскую 12 марта 1849 года.

Рукоположен в священники Архангельской церкви Малодельской станицы – 1849г.

Родилась дочь Любовь – 1850год.

Родился сын Яков – 1852год.

Родился сын Пётр – 1856год.

Переведён в Сретенскую церковь слободы Ореховская – 12 сентября 1856года.

Награждён бронзовым наперстным на владимирской ленте крестом – 1858г.

Награждён светло-бронзовою на андреевской ленте медалью в 1860году.

Родилась дочь Мария – 1860г.

Родилась дочь Анна – 1862г.

Родилась дочь Анастасия – 1865г.

Награждён набедренником в 1868году.

По определению Епархального начальства был следователем по делам духовенства Берёзовского благочиния – 1871год.

Утверждён начальством в должности законоучителя в Ореховском сельском училище.

Уволен заштат из-за болезни 10 сентября 1891года.

Умер – 1899г.»

ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.

До 1917 г. церковь участвовала в формировании гражданского общества. Её служители были миссионерами, организовывали среди прихожан  народные чтения и лекции, боролись с пьянством, устраивали приюты и кормления для бедных.

Октябрьская революция круто изменила эти взаимоотношения. Церковь была отделена от государства, а центр духовной жизни народа был смещён с намоленных годами мест в избы-читальни, клубы и всякие другие культурные дома. Совет народных комиссаров молодой республики 23 января 1918г. издал декрет « Об отделении церкви от государства и школ от церкви». Декрет отменял религиозную клятву и присягу, заменив их торжественным обещанием. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивалось постольку, поскольку они не нарушали общественного порядка и не сопровождались посягательствами на права граждан. Запрещалось преподавание религиозного вероучения во всех государственных, частных и общественных организациях. Запись актов гражданского состояния была передана в ведение гражданской власти. Всё имущество существующих в России церковных или религиозных обществ объявлялось народным достоянием. Здания и культурные предметы раздавались в бесплатное пользование оставшимся религиозным обществам на основе договоров с местной властью.

Новая власть принимала всевозможные меры к закрытию церквей. Служителей культа облагали подоходным налогом и сборами, исчисленными по актам обследования любых источников дохода и другим документам, прямо или косвенно подтверждающим получение дохода.  Культовые предметы и имущество изымалось в пользу голодающих, обменивалось, растаскивалось, а порой просто бездумно уничтожалось.

 В апреле 1924 года была взята из церкви как музейное достояние окружным партийным комитетом, отбитая князем Михельсоном во время сражения у пугачевцев и переданная церкви , пушка.

В 30-е голы сняли колокола на переплавку. Один из них сорвался и увлёк за собой своего гонителя А.Н. Куропятникова, пробив церковный свод первого яруса храма, но человек остался жив. . Старожилы говорили, что ещё долго гудел колокол. Ремонтировать церковь не стали. Ценная утварь, в том числе мундир графа Орлова-Денисова с золотыми пуговицами, была отправлена в музеи городов Ростова и Саратова.  С тех пор в церкви чего только не было: склады, хранилища зерна, удобрений.

В 1934 г. церковь горела.

В 1935 г. для раскрытия белоказачьего заговора полковника Смирнова в соседней станице Островской ОГПУ по воспоминаниям старожилов  направило в Сретенский храм священника Корнева, побывавшего в лагерях и отпущенного, вероятно, под подписку о сотрудничестве с органами. Вероятно, священник был обновленцем и многие откровенничавшие с ним расстреливаются и арестовываются.

По сведениям о наличии церквей по Сталинградской области на 1 июня 1937г. в Даниловском районе осталось 4 церкви и 2 молитвенных дома: в Орехово- Сретенская.     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

С 1992 года церковь  объявлена государственным памятником культуры и находится под охраной государства.    Началась работа по восстановлению храма при участии ветерана войны полковника в отставке Ильи Ивановича  Гащенко. Однако , после смерти краеведа, реставрационные работы прекращаются…

Всё, что есть сейчас – это  установленные леса, частые экскурсии к храму, публикации СМИ.

30 июля 2010. в мемориально-историческом музее-заповеднике  г. Волгограда  прошла  выставка « Вспомним , братцы, про былое…» На этой выставке были представлены экспонаты из музея Ореховского сельского поселения.

 Даже в состоянии разрушения ,в каком она находится до настоящего времени, выделяются колонны, выразительные купол и колокольня в три яруса. Померкли от времени, но сохранили былую красоту часть фресок, исполненных в академической манере начала XXвека.

И так  хочется вернуть себе веру и духовные ценности. Вернуть и восстановить Николо-Сретенский храм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Документы из школьного музея: альбом «История села», краеведческий материал.
  2. Фотографии из архивов музея МБОУ Ореховской ООШ.
  3. Периодическая печать: общественно-политическая газета «Даниловские вести» № 21(7383) от 15.02.1986г., №95 (9935) от 08.08.2002г., информационно-аналитическая газета ссузов Волгоградской области «ВЕЖА» №4(8) от 26.01.2002г..
  4. Воспоминания сторожил села.

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал

ВИДЕОЗАПИСИ: