60 лет в строю

Конкурсная работа

Номинация «Вечный огонь памяти»

 _______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Объект исследования: Процесс зарождения и становления личности Народного учителя Ф. Ф. Слипченко. 

Предмет исследования: Процесс формирования у Народного учителя интереса к педагогической деятельности.

Проблема исследования: В педагогические ВУЗы часто приходят юноши и девушки, не имеющие соответствующей профессиональной ориентации на педагогическую деятельность. Уровень мотивации к профессиональной деятельности у основной массы студентов – будущих учителей довольно низкий и требуется специальные усилия по ее формированию. Заметно повышается роль фактора престижности и конформизма при выборе профессии, который в наиболее отчетливых формах характерен для молодежи и проявляется в известных формах социальной «пассивности», но одновременно при очевидном «прагматизме» и даже некотором «цинизме» при планировании своих профессиональных перспектив. В ситуации возрастания конформистской ориентации молодежи часто теряется сам субъект самоопределения, профессия выбирается даже без желания осмыслить вероятную престижность данного выбора в ближайшем будущем. Отчетливо выражена тенденция в  формирования  выбора престижных профессий дающих, по мнению молодых людей, право на высокий заработок. Это, как правило, профессии сферы предпринимательства и бизнеса (торговля, менеджмент) и общественно-научный области деятельности (экономика, юриспруденция). Однако  они затрудняются в вопросах определения содержания своей будущей деятельности и соответствия выбранной профессии и склонностям. В выбранных ими ценностях труда нет ни творческого отношения к делу, ни гуманистического и альтруистического характера деятельности. У таких школьников, ярко выражена личностно -престижная мотивация, однако им трудно намечать конкретные шаги по осуществлению своих планов. В основном их намерения имеют форму пустых фантазий на тему обеспеченного будущего.  Всё это повышает в будущем появления большого числа людей неадаптированных к реальности. А ведь выбор профессии – это выбор образа жизни со всеми присущими ему определенными мировоззренческими позициями по отношению к окружающему миру, к людям, к самому себе. От выбора профессии напрямую зависит счастье.

   Хорошо, если в школе на должном уровне поставлена профориентационная работа. А ещё лучше, если есть наглядный пример достойного представителя профессии. В нашем учебном заведении педагогической направленности пример №1, Учитель с большой буквы – Федор Федорович Слипченко. На примере его жизненного пути выросло ни одно поколение учителей. Постоянное стремление к совершенствованию, верность профессиональному долгу, любовь к родине делают его привлекательным для молодежи, вызывают желание быть похожим на него.

Задачи исследования:

  1. Изучить жизненный путь и профессиональную деятельность Народного учителя Ф. Ф. Слипченко.
  2. Выявить условия формирования его личности.
  3. Познакомить с жизнью и деятельностью выдающегося жителя города Волгограда: Народного учителя СССР, заслуженного учителя РСФСР, кандидата педагогических наук, почетного члена Петровской академии наук и искусств, почетного гражданина города-героя Волгограда, почетного гражданина Серебряно-Прудского района Московской области, фронтовика Великой Отечественной войны, генерального директора Волгоградского мужского педагогического лицея Федора Фёдоровича Слипченко.

Гипотеза исследования: Современная школа требует полноценной личности педагога, поскольку основное «орудие» труда учителя – его собственная личность, профессиональная зрелость, которые позволяют находить оптимальные педагогические решения в постоянно меняющейся «производственной» ситуации. Профессиональная зрелость педагога во многом определяется степенью усвоения эталонных требований профессионально-педагогической деятельности на каждом этапе развития его личности. Эти эталонные требования воплощаются в профессионально - значимых качествах, которые выступают субстрактом профессионального развития личности педагога. Источником формирования эталонов является выработанные наукой и общественной практикой нормы профессионального поведения педагога, его личный опыт и знания, приобретаемые в процессе специального обучения и взаимодействия с социальной средой.

   Усваивать эталонные требования можно и в жизни на конкретном примере. Таким примером для нас, лицеистов - будущих учителей, является личность нашего генерального директора лицея Федора Федоровича Слипченко, который 60 лет занимается педагогической деятельностью, многого достиг и многому может научить.

  В.А. Сухомлинский утверждал: «Духовно богатая, нравственно яркая, интеллектуально самобытная личность способно и в питомцах своих уважать и воспитывать личность, безликость же обезличивает и питомцев, сеет вокруг себя убогость». Эта формула проверена временем. За 25 лет из стен лицея вышло много достойных людей воспитанных на жизненном примере их отца-командира Ф. Ф. Слипченко.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Литература:

  1. А. С. Вульфович, С. Ю. Василевская, Ф. Л. Дубов. 50 лет в строю. Слово об учителе: становление и развитие авторской педагогической системы Народного учителя СССР Ф. Ф. Слипченко. Волгоград: Лицей, 2005.-132с.
  2. Интервью с Ф. Ф. Слипченко.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

… Нет полезнее и выше признания педагога,
посвятившего себя всецело на образование отличных граждан своего Отечества.

                                                                                         Е.А. Энгельгардт.

 

Фёдор Фёдорович Слипченко – единственный в Волгоградской области Народный учитель СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, кандидат педагогических наук, почетный член Петровской академии наук и искусств, почетный гражданин города-героя Волгограда, участник  Великой Отечественной войны. Неутомимый экспериментатор, практик народного образования, он обладает уникальными качествами личности педагога, директора школы, позволившими ему создать и свою авторскую педагогическую систему, формировавшуюся в течении всей его практической деятельности.

Педагогический путь Фёдор Слипченко начал еще 16-летним пионерским вожатым. Он активно занимался спортом, туризмом, имел, как говорили в то время, «полную кавалерию» значков оборонных обществ. «Мы, довоенное поколение, - вспоминает Фёдор Фёдорович, - росли, бредили рекордами ГТО, значками «Ворошиловский стрелок», ГСО («Готов к санитарной обороне»), ПВХО (Противохимическая оборона). Занятия в этой сфере велись на отличном уровне, действительно готовили подростков к любым испытаниям и в первую очередь к защите Родины. Поэтому, когда в 1941-м прогремели трубы, мы сразу встали в строй. Обучать нас ничему не надо было, мы всё умели».

Войну Ф. Ф. Слипченко закончил под Либавой (Лиепая). Он награждён орденами Отечественной войны I-ой степени, Славы III-ей степени, Красной Звезды, Дружбы народов, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и другими. Молодой воин мужественно защищал Родину. Но даже в самое трудное и тревожное время он мечтал о самой мирной и благородной работе – учительской.

В 1950-ом году Фёдор поступил на историко-филологический факультет Сталинградского педагогического института. Студент Слипченко с первых дней учебы, проживая в общежитии института, старался организовать жизнь своей группы, сделать её интересней. Он был инициатором спортивных соревнований, туристических походов по горам Кавказа, полюбившейся ему красавице Волге. Сам активно занимался горным туризмом, греблей, гимнастикой, стал разрядником в многоборье. Всё это позволило Фёдору Слипченко стать руководителем коллектива физкультурников педагогического института.

Прошли годы учёбы в институте. Здесь он встретил свою любовь – студентку географического факультета Аллу. Наконец был получен диплом, и студент – «заводила», душа группы, направлен на работу учителем истории в среднюю школу №28 Тракторозаводского района. И здесь он продолжал учиться у опытных учителей – коллег по работе. Как фронтовик, как учитель истории он понимал особое значение патриотического воспитания, развития у учащихся интереса к истории своей Родины. Уроки Фёдора Фёдоровича оставляли неизгладимый след в душах учеников, многие из выпускников 28-ой школы стали учителями, среди них есть учителя истории. Имея опыт руководства ученическим, студенческим коллективом, он быстро стал завучем, затем директором школы.

В 1960-ом году решением горОНО Ф.Ф. Слипченко был назначен заведующем Тракторозаводским райОНО. Интересная была работа, но тянуло к живому общению с детьми, учителями ставшей родной 28-ой школы.  И Фёдор Фёдорович снова становится её директором. Рождается прообраз современной профильной школы. 28-ая работает не так, как все в районе. Она – «английская», во многом престижная, ее ученики гарантированно становятся студентами вузов.

Однажды Ф. Ф. Слипченко неожиданно вызвали в райком партии. Секретарь райкома заявил: «Вы знаете, что происходит в школе-интернате №4: все разбито, дети безобразничают на посёлке, множество приводов в милицию, директор ушёл, заместитель не справляется, поехали разбираться на месте».

Контингент детей был весьма разнообразный: от ребят со степных кошар, где селились семьи овцеводов из глухих районов Волгоградской области, до детей-«бродяжек», не желающих или не умеющих учиться. Довольно много было и правонарушителей, исключенных из других школ, были дети из семей, лишенных родительских прав, наконец, матерей-одиночек, не желающих выполнять свои материнские обязанности. «На месте» было принято решение: «Останетесь здесь директором – наводите порядок». Так началась работа в школе-интернате.

Первое, что сделал новый директор – огородил усадьбу лицея, обозначил ее четкие границы. Здание интерната, а это целый городок – школа, столовая, два спальных корпуса – стоит на живописном берегу реки Волги. Вокруг парковая зона, место очень хорошее для школы, однако слишком привольное для детей, не способных к элементарной самодисциплине.

Следующим шагом директора стало создание учебно-бытовых блоков, что было чрезвычайно важно для учащихся начальной школы. Было создано подобие дома, семейных отношений для класса. Класс стал иметь свои изолированные рекреации, помещения для учебы. Каждому классу были назначены конкретные воспитатели, которые работали как в первую, так и во вторую смену, постоянно опекая детей. Для старших было найдено интересное дело – создан цех по производству настоящих деталей для тракторного завода: не игра в труд, а самое настоящее производство с промышленными станками, производственным планом. Детали, изготовленные в интернате, шли сразу на конвейер ВГТЗ.

Имея опыт по военно-патриотическому воспитанию, Ф. Ф. Слипченко понимал, что мальчишкам и девчонкам, родившимся после Победы, необходим был пример отцов. Так возникла мысль об организации поисковой работы и создании музея боевой и трудовой славы тракторозаводцев. Всех захватила интересная поисковая работа. Девиз «Никто не забыт, ничто не забыто» воодушевил учителей и детей под руководством Фёдором Фёдоровича начать летопись боевых соединений северной группы войск 62-й армии, которая в сорок втором пришла на помощь заводских ополченцам и  много дней и ночей держала оборону в районе посёлков Спартановка и Рынок.

В год 50-летия образования СССР в школе-интернате побывали делегации почти всех союзных республик. Среди почетных гостей города и школы-интерната №4 был председатель президиума Верховного Союза СССР Гейдар Алиевич Алиев. В книге почетных гостей музея он оставил проникновенную запись, смысл которой в том, что в данном учебном заведении живут и учатся счастливые дети.

И действительно, Ф. Ф. Слипченко удалось создать целостный образ школы интернатного типа, сформировать определенный образ жизни с преобладающими в ней позитивными ценностями, наполнить жизнедеятельность школы высоконравственным содержанием.

Владение основами, а в некоторых аспектах и глубокими знаниями науки, практики и жизненной действительности в их сочетании, последовательности и противоречиях, многолетнее ночные бдения и размышления сформировали у Фёдора Фёдоровича предвиденье тех изменений, которые стучались в дверь нашего общества. Сначала реформа, потом модернизация образования – всегда Ф. Ф. Слипченко шел впереди. Поэтому когда у начальника облОНО Игоря Тимофеевича Зайцева возникла идея целенаправленно подготовить учительскому корпусу области пополнение из учителей-мужчин, Фёдор Фёдорович, не задумываясь, внес предложение создать отдельную школу с однородным юношеским составом подобно пушкинскому лицею.

В 1990-м году мужской педагогический лицей стал экспериментальной педагогической площадкой Министерства образования РФ. С 1993 года лицей вошел в состав единого учебно-педагогического комплекса ВГПУ, фактически став структурным подразделением Волгоградского педагогического университета по профориентации, отбору, подготовке и повышению квалификации педагогических кадров для региона.

Учитывая острую потребность региона в квалифицированных кадров учителей-мужчин для сельских школ, лицей решает задачи воспитания, обучения и ориентации на профессию педагога юношей, постоянно проживающих в сельской местности Волгоградской области, способных в условиях перехода к рыночной экономике воспитать сельского жителя, крестьянина-труженика, хозяина земли. Содержание образования лицея обеспечивает возрождение социальной категории «народных учителей», которые трудом и здоровых образом жизни способствуют повышению культурно-интеллектуального потенциала современного села.

Управление авторской школой и совершенствование собственной педагогической системы потребовали от Ф. Ф. Слипченко принятия неординарных решений по оптимизации образовательного процесса. Совместно с Волгоградским государственным педагогическим университетом разработаны и успешно реализуются сквозные  образовательные программы по базовым предметам и профилям, а также дополнительный развивающий блок учебного плана – «Мир увлечений». Центральную роль в системе образования играет метапредмет «Практическая педагогика» - авторский курс Ф. Ф. Слипченко – это эстафета мудрости и профессионально-педагогического опыта предшествующих поколений, школа жизни.

Фёдор Фёдорович Слипченко – единственный в Волгоградской области Народный учитель СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, кандидат педагогических наук, почетный член Петровской академии наук и искусств, почетный гражданин города-героя Волгограда, участник  Великой Отечественной войны. Неутомимый экспериментатор, практик народного образования, он обладает уникальными качествами личности педагога, директора школы, позволившими ему создать и свою авторскую педагогическую систему, формировавшуюся в течении всей его практической деятельности.

Педагогический путь Фёдор Слипченко начал еще 16-летним пионерским вожатым. Он активно занимался спортом, туризмом, имел, как говорили в то время, «полную кавалерию» значков оборонных обществ. «Мы, довоенное поколение, - вспоминает Фёдор Фёдорович, - росли, бредили рекордами ГТО, значками «Ворошиловский стрелок», ГСО («Готов к санитарной обороне»), ПВХО (Противохимическая оборона). Занятия в этой сфере велись на отличном уровне, действительно готовили подростков к любым испытаниям и в первую очередь к защите Родины. Поэтому, когда в 1941-м прогремели трубы, мы сразу встали в строй. Обучать нас ничему не надо было, мы всё умели».

Войну Ф. Ф. Слипченко закончил под Либавой (Лиепая). Он награждён орденами Отечественной войны I-ой степени, Славы III-ей степени, Красной Звезды, Дружбы народов, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и другими. Молодой воин мужественно защищал Родину. Но даже в самое трудное и тревожное время он мечтал о самой мирной и благородной работе – учительской.

В 1950-ом году Фёдор поступил на историко-филологический факультет Сталинградского педагогического института. Студент Слипченко с первых дней учебы, проживая в общежитии института, старался организовать жизнь своей группы, сделать её интересней. Он был инициатором спортивных соревнований, туристических походов по горам Кавказа, полюбившейся ему красавице Волге. Сам активно занимался горным туризмом, греблей, гимнастикой, стал разрядником в многоборье. Всё это позволило Фёдору Слипченко стать руководителем коллектива физкультурников педагогического института.

Прошли годы учёбы в институте. Здесь он встретил свою любовь – студентку географического факультета Аллу. Наконец был получен диплом, и студент – «заводила», душа группы, направлен на работу учителем истории в среднюю школу №28 Тракторозаводского района. И здесь он продолжал учиться у опытных учителей – коллег по работе. Как фронтовик, как учитель истории он понимал особое значение патриотического воспитания, развития у учащихся интереса к истории своей Родины. Уроки Фёдора Фёдоровича оставляли неизгладимый след в душах учеников, многие из выпускников 28-ой школы стали учителями, среди них есть учителя истории. Имея опыт руководства ученическим, студенческим коллективом, он быстро стал завучем, затем директором школы.

В 1960-ом году решением горОНО Ф.Ф. Слипченко был назначен заведующем Тракторозаводским райОНО. Интересная была работа, но тянуло к живому общению с детьми, учителями ставшей родной 28-ой школы.  И Фёдор Фёдорович снова становится её директором. Рождается прообраз современной профильной школы. 28-ая работает не так, как все в районе. Она – «английская», во многом престижная, ее ученики гарантированно становятся студентами вузов.

Однажды Ф. Ф. Слипченко неожиданно вызвали в райком партии. Секретарь райкома заявил: «Вы знаете, что происходит в школе-интернате №4: все разбито, дети безобразничают на посёлке, множество приводов в милицию, директор ушёл, заместитель не справляется, поехали разбираться на месте».

Контингент детей был весьма разнообразный: от ребят со степных кошар, где селились семьи овцеводов из глухих районов Волгоградской области, до детей-«бродяжек», не желающих или не умеющих учиться. Довольно много было и правонарушителей, исключенных из других школ, были дети из семей, лишенных родительских прав, наконец, матерей-одиночек, не желающих выполнять свои материнские обязанности. «На месте» было принято решение: «Останетесь здесь директором – наводите порядок». Так началась работа в школе-интернате.

Первое, что сделал новый директор – огородил усадьбу лицея, обозначил ее четкие границы. Здание интерната, а это целый городок – школа, столовая, два спальных корпуса – стоит на живописном берегу реки Волги. Вокруг парковая зона, место очень хорошее для школы, однако слишком привольное для детей, не способных к элементарной самодисциплине.

Следующим шагом директора стало создание учебно-бытовых блоков, что было чрезвычайно важно для учащихся начальной школы. Было создано подобие дома, семейных отношений для класса. Класс стал иметь свои изолированные рекреации, помещения для учебы. Каждому классу были назначены конкретные воспитатели, которые работали как в первую, так и во вторую смену, постоянно опекая детей. Для старших было найдено интересное дело – создан цех по производству настоящих деталей для тракторного завода: не игра в труд, а самое настоящее производство с промышленными станками, производственным планом. Детали, изготовленные в интернате, шли сразу на конвейер ВГТЗ.

Имея опыт по военно-патриотическому воспитанию, Ф. Ф. Слипченко понимал, что мальчишкам и девчонкам, родившимся после Победы, необходим был пример отцов. Так возникла мысль об организации поисковой работы и создании музея боевой и трудовой славы тракторозаводцев. Всех захватила интересная поисковая работа. Девиз «Никто не забыт, ничто не забыто» воодушевил учителей и детей под руководством Фёдором Фёдоровича начать летопись боевых соединений северной группы войск 62-й армии, которая в сорок втором пришла на помощь заводских ополченцам и  много дней и ночей держала оборону в районе посёлков Спартановка и Рынок.

В год 50-летия образования СССР в школе-интернате побывали делегации почти всех союзных республик. Среди почетных гостей города и школы-интерната №4 был председатель президиума Верховного Союза СССР Гейдар Алиевич Алиев. В книге почетных гостей музея он оставил проникновенную запись, смысл которой в том, что в данном учебном заведении живут и учатся счастливые дети.

И действительно, Ф. Ф. Слипченко удалось создать целостный образ школы интернатного типа, сформировать определенный образ жизни с преобладающими в ней позитивными ценностями, наполнить жизнедеятельность школы высоконравственным содержанием.

Владение основами, а в некоторых аспектах и глубокими знаниями науки, практики и жизненной действительности в их сочетании, последовательности и противоречиях, многолетнее ночные бдения и размышления сформировали у Фёдора Фёдоровича предвиденье тех изменений, которые стучались в дверь нашего общества. Сначала реформа, потом модернизация образования – всегда Ф. Ф. Слипченко шел впереди. Поэтому когда у начальника облОНО Игоря Тимофеевича Зайцева возникла идея целенаправленно подготовить учительскому корпусу области пополнение из учителей-мужчин, Фёдор Фёдорович, не задумываясь, внес предложение создать отдельную школу с однородным юношеским составом подобно пушкинскому лицею.

В 1990-м году мужской педагогический лицей стал экспериментальной педагогической площадкой Министерства образования РФ. С 1993 года лицей вошел в состав единого учебно-педагогического комплекса ВГПУ, фактически став структурным подразделением Волгоградского педагогического университета по профориентации, отбору, подготовке и повышению квалификации педагогических кадров для региона.

Учитывая острую потребность региона в квалифицированных кадров учителей-мужчин для сельских школ, лицей решает задачи воспитания, обучения и ориентации на профессию педагога юношей, постоянно проживающих в сельской местности Волгоградской области, способных в условиях перехода к рыночной экономике воспитать сельского жителя, крестьянина-труженика, хозяина земли. Содержание образования лицея обеспечивает возрождение социальной категории «народных учителей», которые трудом и здоровых образом жизни способствуют повышению культурно-интеллектуального потенциала современного села.

Управление авторской школой и совершенствование собственной педагогической системы потребовали от Ф. Ф. Слипченко принятия неординарных решений по оптимизации образовательного процесса. Совместно с Волгоградским государственным педагогическим университетом разработаны и успешно реализуются сквозные образовательные программы по базовым предметам и профилям, а также дополнительный развивающий блок учебного плана – «Мир увлечений». Центральную роль в системе образования играет метапредмет «Практическая педагогика» - авторский курс Ф. Ф. Слипченко – это эстафета мудрости и профессионально-педагогического опыта предшествующих поколений, школа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

«Нельзя научить тому, что не знаешь сам, нельзя заставить быть таким, каким не являешься сам» - жизненному кредо генерального директора лицея Ф. Ф. Слипченко. Ему он следует уже 60 лет в своей профессиональной деятельности. Лицей готовит будущих учителей-мужчин к предстоящей нелегкой педагогической деятельности, формирует патриотизм, высокий уровень нравственности, трудолюбие, здоровый образ жизни. Многие лицеисты, окончив педагогический университет, работают в школах Волгоградской области, лицеях, гимназиях и колледжах. Часть из них осваивает азы педагогической науки, обучаясь в магистратуре, аспирантуре по различным специальностям. Тридцать человек стали учителями лицея, развивая и продолжая дело, начатое Ф. Ф. Слипченко. Это ли не лучший показатель достойного и славного жизненного пути Федора Федоровича Слипченко – Человека и Патриота. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А. С. Вульфович, С. Ю. Василевская, Ф. Л. Дубов. 50 лет в строю. Слово об учителе: становление и развитие авторской педагогической системы Народного учителя СССР Ф. Ф. Слипченко. Волгоград: Лицей, 2005.-132с.
  2. Интервью с Ф. Ф. Слипченко.

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: