Вечный огонь памяти

Конкурсная работа

Номинация «Вечный огонь памяти»

 _______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Цель работы:

  • развитие интереса к истории, познавательной и поисковой деятельности;
  • формирование патриотизма, воспитание духовно-нравственной культуры;
  • применение информационных технологий на уроках истории, краеведения.

Презентация может быть использована на уроках истории, литературы, при проведении классных часов и уроков мужества.

Задачи:

  • формировать чувство гордости за свой народ и страну;
  • формировать уважительное отношение к старшему поколению.

Вид проекта: творчески – поисковый.

Проблема: сохранение памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Методы:

  • объяснительно – иллюстрационный;
  • частично поисковый;
  • репродуктивный;
  • практичный.

Ожидается результативность: возрождение традиции «Тимуровское движение».

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

 

Погожим мартовским днем мы, юные краеведы нашего школьного музея остановились у обыкновенного сельского деревянного домика. Сбоку от окошка белела табличка: «Здесь живет ветеран труда». Небольшой ухоженный дворик, низенькое крылечко. На стук в дверь вышла маленькая, хрупкая пожилая женщина. Узнав, что гости из школьного музея, добродушно пригласила войти…Так состоялось наше знакомство с Марией Ильиничной Русаковой, женщиной сложной судьбы, участницей Великой Отечественной войны.

Знакомились с фотографиями о жизни ветерана войны, слушали рассказ - воспаминания о событиях страшной войны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Нас в семье было семеро,- начала свой рассказ ветеран. – Но мои первые годы жизни омрачились трагедией: умерли родители, всех ребятишек отправили по различным детским домам. Я запомнила только двух сестер – Аню и Клаву, а больше никого. Так что детство прошло в Хвалынске, среди босоногих мальчишек и девчонок, которым всегда почему-то хотелось к маме. А когда стала постарше, перевели в Черный Яр (ныне Астраханская область). Вот там-то я и узнала, что фашисты начали войну.

В 1942 году к нам в детский дом приехали военные «набирать разведчиков». Я тоже решила записаться. Но поначалу, посмотрев на маленькую худенькую девушку, отказали, сказав, вдруг попадешь в плен, ведь не выдержишь, во всем сознаешься. Но я настояла.

Так наша героиня попала на передовую. Хрупкая девушка выполняла ответственные поручения. Бесстрашно пробиралась ночью через немецкие заставы. Считала количество вражеских танков, дальнобойных орудий. Замечала, в каком направлении идут фашисты, сколько их. И снова в темное время суток возвращалась к своим. Больше всего любила ходить в разведку одна: так безопаснее.

Мария Ильинична рассказала, как однажды возвращалась ночью с задания. И вдруг услышала немецкий голос: «Куда идешь?» Она стала отвечать, что ищет теленка. Но ей не поверили, отвезли в Садовый, закрыли в каком-то доме. Страха не ощущала, только одна мысль крутилась в голове: «А вдруг убьют? Пусть, все равно я одна на свете. Зато кое-что для Родины уже сделала».

Три дня фашисты пытались выяснить, кто же она на самом деле. Ничего не добившись, отпустили, выдав какой-то документ на немецком языке с гербом и печатью.

Вновь Маша стала пробираться в родной полк. На окраине деревушки ей так захотелось есть, что она заглянула в последний домик. Хозяева впустили.

И только девушка села за стол – вошли немцы и румыны, потребовали документы. Разведчица отдала им тот, что на немецком, ведь читать на этом языке не умела. Сказала, что идет в Ольшань – Эльмень. А староста (из русских): у нас таких нет».

«Все, попалась», – промелькнуло в голове, но фашисты отправили Машу на хозяйский огород за помидорами. Собирает и думает: «Если повезут обратно в Садовый, скорее всего будут пытать. Побегу-ка я. Может, повезет.»

И побежала. Румын за ней. А у девушки откуда силы взялись, летела как на крыльях, не останавливалась. Мужчину пожилого в поле заметила, тот показал дорогу. Уже смеркалось. Она добралась до лесочка, упала и крепко заснула. Когда открыла глаза, была темная ночь, лишь звезды сверкали ярко. Куда идти – непонятно. Вернулась назад. Местные жители объяснили, где находятся наши войска.

В этот раз Мария Ильинична принесла в штаб очень ценные сведения. За что ей вручили медаль «За отвагу». 

Случалось, что женщины ходили в разведку по двое, представившись мамой и дочкой. Так возвращалась наша героиня с подругой Галей с задания. А еще будучи в немецком тылу услышали, что русские войска отступили; на сколько – не знали. Девушки смотрят вроде окопы знакомые, и стали разговаривать. Тут по-немецки раздалось: «Стой!». Они на мгновенье замерли, а затем резко побежали. Фашисты открыли такой сильный огонь, что советские солдаты подумали: наверное, началось наступление. Маша добралась целой и невредимой, видно, в рубашке родилась, а Галя получила тяжелое ранение.

Война продолжалась. Уже освободили Сталинград и ряд других городов. Машу Русакову перевели в санитарную роту. И вплоть до Победы она была медицинской сестрой. Вынесла с поля боя сорок два раненых бойца. Переболела тифом и снова вернулась на передовую.

Мария Ильинична считает, что ей очень повезло. Пережила голод, холод, постоянное недосыпание, тяжелый труд, три месяца окружения в Бессарабии. Но ни разу не усомнилась в том, что в сорок втором году приняла правильное решение, пойдя добровольцем на фронт.

Войну закончила в немецком городе Одаре. И вернулась в ставший родным Черный Яр, стала работать медсестрой. Вышла замуж, родила дочку. Затем всей семьей переехали в поселок Линево. И до самой пенсии Мария Ильинична трудилась в больнице, помогая людям справляться с недугами.

За долгую, добросовестную деятельность ей присвоили звание «Ветеран труда». Бережно, в платочке, хранятся заслуженные ордена и медали. 

Эта история простой русской женщины получила продолжение уже в наших сердцах. Учитель немецкого языка (бывший директор нашей школы)  Косьяненко Татьяна Васильевна посвятила Марии Ильиничне поэму  «Памятью сердца»:

Запал нам в сердце навсегда
Рассказ разведчицы бывалой,
Что в дни войны, как весь народ
Свою Отчизну защищала.
Та девочка, еще подросток
Шестнадцати неполных лет
Бежит средь грохота и стона
В далекий партизанский лес,
Забыв, что имя ее Маша
Валерией она была,
Ей думалось, что на войне не страшно.
Когда в разведку добровольно шла.
И было страшно, Даше очень страшно,
Когда к румынам вдруг попала в плен,
Когда бежала по полю отважно,
Прикрытая кольцом своих подруг
Ну а потом отряд – Валера – Вера!
Как долго ждали с весточкой тебя.
Ни в бешенном огне ты не сгорела.
В болоте не погибла – ты дошла.
Прошло с тех пор немало лет суровых
Была и санинструктором она
Отряд предан и расформирован.
Но не окончилась для девушки война.
Гремели пушки и свистели пули,
Но слышала сквозь тот зловещий бой.
Лишь зов о помощи сметенной этой бурей
И вновь рвалась Мария в бой.
Ну, а сейчас жива –
Сама не верю –
Что все это случилося со мной
Рассказ окончен и закрыты двери
Пусть в доме том царит теперь покой.
Покой и мир,
Которого так долго,
Так долго ждали
И мир, который мы беречь готовы,
Мы родились с тобой не для войны.

В нашей школе очень бережно относятся к памяти тех далеких военных лет. И книга памяти, хранящаяся в нашем музее, рассказывает о судьбах многих и многих фронтовиков – ветеранов. И вот уже внуки тех, кто начал создавать ее, вчитываются в пожелтевшие страницы. (Приложение № 3)

В школьном музее хранятся письма участников Великой Отечественной войны, фотографии и предметы обихода. Памятью сердца отмечены воспоминания многих фронтовиков в видеофильмах и презентациях, хранящихся в музее школы. 

С 1996 года на базе школы действует школьное лесничество «Синегорье». Ежегодно, участвуя в областном слете школьных лесничеств и детских экологических объединений, ребята занимают призовые места. Оказывают помощь ветеранам, приводят в порядок памятники участникам Великой Отечественной и Гражданской войны, 

Традиционно в нашей школе проходят научно-практические конференции «О прошлом память не умрет», где гостями являются участники войны, дети Сталинграда. С замиранием сердца учащиеся слушают рассказы о тех далеких, военных годах. 

Ведь с каждым годом все меньше, и меньше остается в живых ветеранов - участников той страшной войны.  И мы, современная молодежь, не хотим быть: «Иванами, не помнящими своего родства». Наша задача сохранить память о них и передать следующему поколению. 

Обучащающийся 8 класса нашей школы -  Шкуренёв Кирилл посвятил стихотворение ветеранам Великой Отечественной войны – «Навеки с нами»:

Растет возле дома березка
И помнит она обо всем,
И помнит о каждом снаряде,
Как сильно взрывается он…

Как сильно скучая по дому,
Шагает солдат за полком.
И помнит он вечно дорогу.
Родную дорогу домой...

Тот старенький, ветхий и милый,
Стоящий средь тонких осин,
И взгляд твой, как прежде унылый,
Навеки прощавшийся с ним…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

С каждым годом всё меньше остаётся участников той страшной войны. И словно опавшие осенью листья, теряется связь между поколениями, родами. Появляются семьи, в которых дети ничего не знают о своих бабушках и дедушках. Наша задача сохранить память о прошлом и передать следующему поколению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

А.М.Самсонов "Сталинградская битва "

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: