Живая легенда земли руднянской

Конкурсная работа

Номинация «Вечный огонь памяти»

 _______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

В следах, сплетающих  космические тропы,
Есть твой,  пускай незримый миру след,  
Пусть время грубое всё забыть торопит,  
Забудем мелочи, а то чем жили - нет!

Я живу на севере Волгоградской области в рабочем поселке с красивым и звучным именем – Рудня. За неповторимость, особую красоту ландшафта наш край  часто  называют – "Волгоградской Швейцарией" и «маленькой Венецией». Своеобразие моей малой родины, её застенчивая красота открывается не сразу и не всем, а только тем, у кого «зрячее сердце», для кого слово Родина — не пустой звук, а деятельная любовь. Ею обладают мои дорогие земляки, которые прославили руднянскую землю. Портреты многих можно увидеть на районной Доске Почета. О других узнаем, посетив краеведческий музей.

Здание районного краеведческого музея всегда привлекает: здесь «живет» история  моего родного края. Это место, где встречаются настоящее и прошлое. Когда проходишь по его залам, то чувствуешь, как дух ушедших времен наполняет тебя. Здесь можно делать заметки, часами рассматривать удивительные экспонаты, а можно просто мечтать.

В одном из залов есть уголок, в котором собраны фотоматериалы, переданные в дар  музею космонавтом-испытателем Алексеем Сергеевичем Бородай, уроженцем с. Бородаевка, проживающим  в настоящее время в Звёздном городке. (Приложения 1)  

Здесь же на почетном месте хранится и его тренировочный костюм. (Приложение 2). В нем он тренировался, готовясь к полету в космос. «Это облегченный вариант для тренировок, изготовленный с учетом тысяч параметров моего организма, фигуры и даже психологии, в нем я чувствовал себя достаточно комфортно.Он стал  важной  частью моего космического гардероба», - вспоминает А. Бородай.

А в октябре 2013 года Алексей Сергеевич  посетил музей и  в качестве подарка принес книгу Анатолия Рыбко «Испытатели» – летопись о летчиках-испытателях. (Приложение 3) Глядя на дорогие экспонаты, я думала о том, что заставляет людей стремиться в небо? Желание оторваться от Земли, испытать себя или оказаться в числе избранных? А может быть, ощущение единства со Вселенной, ожидание нового, неизведанного чуда? Прочитав главу «Бородай из Бородаевки»,  получила массу положительных эмоций. Ведь передо мной не просто музейные экспонаты, это хранители истории. Истории замечательного человека. Провела социологический опрос среди учащихся школы, оказалось, что о знаменитом земляке знают толькот13% опрошенных. Поэтому и появилось желание поближе познакомиться с Алексеем Сергеевичем, собрать материал о его профессиональной  общественной  деятельности.

Так образом, цель  работы – изучить, исследовать  и систематизировать материал о летчике-космонавте  А.С.Бородай, его профессиональной и общественной деятельности.

Тема исследования: А.С.Бородай: живая легенда земли  руднянской

Объект  исследования: Объектом исследования является биография, профессиональная и общественная  деятельность  А.С.Бородай

Предмет исследования: Предметом исследования является вклад нашего земляка в  развитие отечественной авиации

Гипотеза исследования: Выбор профессии для А.С.Бородай  не был случайным. Он с детства мечтал о небе, о полетах. Но и желание внести свой вклад  в развитие отечественного летного дела сыграло решающую роль.

Задачи исследования:

  • ознакомиться с литературой, связанной с освоением космоса; - собрать информацию о пребывании А.С.Бородай на родной руднянской земле; - совершить поездку на родину космонавта для того, чтобы своими глазами увидеть, какая же она земля, которая родит героев?
  • провести опрос информантов (родственников, друзей, жителей села);
  • изучить документальный материалы о земляке (газетные статьи, документы, фотографии из семейного архива и районного историко-краеведческого музея);
  • осветить жизненный путь, профессиональную и общественную   деятельность  А.С.Бородай;
  • обобщить собранный материал, пополнить копилку материалов о Героях  в школьном музее; разместить поисковый материал  на сайте нашей школы.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Устные источники:

  • Телефонное интервью с А.С.Бородай.
  • Интервью с Бородай Сергеем Максимовичем (отцом) и Бородай Галиной Сергеевной  (сестрой).
  • Интервью с Лемешкиным Анатолием Алексеевичем, другом детства А.С.Бородай.

Периодическая печать:

  1.  И.Сафронов И.“Буранная” шестерка – М.: Коммерсант.- 14.04.1999.- 062 
  2. Издательский дом Академии имени Н.Е.Жуковского, 2013г. Глава «Бородай из Бородаевки»  С.185
  3. Советские и Российские Космонавты. 1960-2000.-М.: Информационно-издательский Дом "Новости Космонавтики", 2001
  4. №  122 от 15.10.2013г.  статья «Космонавт-испытатель  в нашем  районе»

А также

  1. Кадры из документального фильма  «Созвездие Волка» (режиссер Константин Мурашев),
  2. Кадры из документального  фильма  «Спираль. Hесостоявшийся виток» (режиссер Владимир Косицкий
  3. Фонды Руднянского историко-краеведческого  музея  инвентарные  номера № РИКМКП – 3530, № РИКМКП-3671.

Фотографии  из семейного альбома  Бородай А.С. и Бородай С.М., Фотографии из школьного архива

Анализ источников:

  1. Беседа-интервью с  отцом и сестрой А.С.Бородай были проведены в октябре 2014 года.  Это первоисточники – биография  А.С.Бородай, воспоминания о родителях , детских и юношеских годах,   о страшной катастрофе, после которой он стал инвалидом, лишившись обеих ног.
  2. Воспоминание друга А.А.Лемешкина  «Маресьев наших дней» знакомит со спортивными достижениями  земляка,  дают представления о нем как о человеке большого мужества, замечательном  друге.
  3. Фотографии из семейных архивов – иллюстративный материал, отражающий наиболее важные моменты профессиональной и общественной деятельности, воссоздают прошлое героического земляка.
  4. Фотографии из школьного архива  запечатлели встречу летчика-испытателя Бородай с учащимися и педагогами школы.
  5. Статьи из газет знакомят с вкладом А.С.Бородай в развитие отечественной авиации. Информируют о событиях, главным участником которых был наш земляк.
  6. Глава «Бородай из Бородаевки» из  книги А.Рябко «Испытатели»повествует об удивительной судьбе Алексея Бородая, в детстве мечтавшего о полетах в Заполярье. Волею судьбы он стал одним из испытателей космического челнока «Буран». С Иваном Бачуриным ему пришлось в этой программе отрабатывать крутое снижение на ТУ-154. Им, единственным из двух групп космонавтов научно-испытательного института ВВС (теперь это Государственный авиационный научно-испытательный центр), предстоял полет в пилотируемом режиме на космическом корабле «Буран». 
  7. Кадры из документального  фильма  «Спираль. Hесостоявшийся виток» (режиссер Владимир Косицкий) - рассказ о томнелегком пути, который прошли конструкторы, создатели и испытатели космической системы «Спираль», о роли, которую сыграла эта система в развитии отечественного космоса, включая следующую советскую космическую программу «Буран», активным членом которой стал А.С.Бородай.
  8. Кадры из документального фильма  «Созвездие Волка» (режиссер Константин Мурашев) о летательном аппарате, унесшем жизни 17 человек, но так и не совершившем ни одного полета упоминает и имя нашего земляка, лишившегося обеих ног во время страшной трагедии в небе Турина. 
  9. Справочник  под редакцией Маринина И.А., Шамсутдинова С.Х., Глушко А.В.  Советские и Российские Космонавты содержит подробные и достоверные биографические данные о космонавтах и кандидатах в космонавты,
  10. Награды – источники, иллюстрирующие достижения земля

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Малая родина космонавта: немного истории                              

Какая же она земля, которая рождает героев?  Небольшое село Бородаевка Руднянского района. Вся природная среда вокруг него - это не просто местный  ландшафт, это своеобразный богатейший клад природы, начиная от придорожной былинки до обильного разнообразия зеленого ожерелья во всей его прелести. Жители здешних мест об этом разнообразии знают не понаслышке, а впитывают в себя с детства и на всю жизнь. Вероятно, в общественной жизни сложилась определенная закономерность: где царствует девственная природа, лесное приволье, рождаются простые, но неординарные личности, люди талантливые, одержимые и целеустремленные. Горжусь тем, что среди этих людей Алексей Сергеевич Бородай.кавалер ордена "Красной Звезды" и ордена "За службу Родине в  ВС  СССР" 3-й степени.

Я побывала в селе Бородаевка, на малой родине  земляка. Посетила школьный музей, познакомилась  с уникальными экспонатами, связанными с биографией легендарного земляка, побывала у дома, где жил летчик-космонавт. В селе Лемешкино встретилась с его отцом и сестрой. И покидала гостеприимную землю полная  интересных впечатлений и надежд на дальнейшие встречи. Все это помогло мне составить биографию А.С. Бородай, восстановить в хронологической последовательности этапы его профессиональной деятельности.

Родился он 28 июля (по документам 4 августа) 1947 г. Родители Алексея простые деревенские люди, очень трудолюбивые и хлебосольные. Семья Бородай  крепкая и дружная. Фамилия Бородай происходит от одноименного прозвища, которое образовано от нарицательного «борода». Такое прозвище указывало  на внешние особенности предка, который носил длинную, окладистую бороду.

Но Алексею Сергеевичу ближе другая версия, которая  полностью оправдывает его  славянские  корни – «богатый родом» - у него действительно много родственников.

Мать - Бородай (Пархоменко) Мария Ивановна, (1926 - 29.12.1959), продавец в сельпо.  Отец  Бородай Сергей Максимович, род.07.10.1918, много лет проработал  механизатором  колхоза «Россия». Любил землю, знал цену  своему труду и сыну старался привить  это чувство.

В 1965 году Алексей успешно закончил 11 классов средней школы села Лемешкино Руднянского района Волгоградской области.После школы мальчишки получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. Ездить по земле - вот удел человека. А ему, скромному пареньку из мало  кому известной  Бородаевки,  хотелось летать.  С этого времени Юрий Гагарин стал для него примером мужества и героизма в освоении космического пространства.

Что еще руководило им при выборе профессии? Желание оторваться от Земли, испытать себя или оказаться в числе избранных?  Чтобы ответить на эти вопросы, я провела свое исследование и пришла к выводу:  Алексей с детства влюблен в небо. Но и желание внести свой вклад  в развитие отечественного летного дела сыграло решающую роль.

Не сразу удалось Алексею осуществить свою мечту, но он упорно  и настойчиво шел к  заветной цели.  12 февраля 1982 года стал самым счастливым днем в его жизни: ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель"

Из первых уст

Благодаря современным средствам связи, мне удалось связаться с Алексеем Сергеевичем и взять интервью. (О беседе было договорено  по телефону заранее). Беседуя с ним, я узнала много интересных фактов.

О: Добрый день, Алексей Сергеевич. Я, Агарева Ольга, ученица 10 «Б» класса Руднянской средней школы имени А.С.Пушкина. Меня и моих друзей, которым через год предстоит сделать выбор, интересует вопрос, как вы пришли в авиацию? 

А.С.: Летчиком захотел стать, когда было мне три года: на околице нашего села приземлился "кукурузник" АН-2, который мне очень понравился. После школы поступил в волгоградский аэроклуб, где освоил реактивный l-29 "Альбатрос". Затем уже в Грозном научился летать на МИГ-17. После Грозного вернулся в Волгоград.  В ноябре 1969 года сдал экзамены при Качинском высшем военно-авиационном училище летчиков (ВВАУЛ) им. А.Ф. Мясникова за полный курс среднего военного авиационного училища летчиков по специальности «Пилотирование и эксплуатация летательных аппаратов» и квалификацию «пилот-техник». И мальчишеская мечта  летать, пронзая белоснежные облака, в дальние страны, стала реальностью.

О.: Как затем сложилась ваша летная жизнь? 

А.С.: Первым местом службы стал авиаполк в группе советских войск в Германии. Замкомэском был майор Евгений Шапошников. Уже через год я стал старшим летчиком, а через 2 года - командиром звена. Летал на МИГ -21, причем много, ведь находились на передовом рубеже противостояния с блоком НАТО. В 1972 году с самого запада перевели служить на Дальний Восток. Там освоил самолеты Миг-23 и Миг-27. И к 1975 году стал уже летчиком первого класса, командиром звена. Но очень хотелось на испытательную работу. И случай такой представился.

Мой товарищ Володя Лотков попал служить в ГКНИИввсиспытателем.

Письмо написал. Техника новейшая, перспективная, изучай ее и летай вволю. Я и загорелся. Был тогда уже капитаном, 28 лет, а по должности - командир эскадрильи. Когда пришел вызов в гкнии ввс, никто меня не отпускает. А здесь еще в конце июля 1976 года на советско-китайской границе конфликт под Хабаровском. Мы три дня в готовности продежурили с подвешенными бомбами. После этого все-таки отпустили. Приехал, сдал экзамены, поступил, хотя желающих много было. И начал служить летчиком-испытателем. 

О.: Как вы попали на испытания "Бурана"? 

А.С.: В конце 1978 года предложили принять участие в испытаниях космического самолета. Поначалу встретил это предложение настороженно: было много примеров, когда летчик шел в космонавты, не проходил медкомиссию и возвращался вообще списанным с летной работы. Но стремление к новым испытаниям пересилили сомнения. Так в январе 1979 года я попал в только что сформированную "бурановскую" группу летчиков-испытателей гкнии ввс.(Приложение № 4) Готовились долго, но основательно. В 1984 году стали "летать" на специальном тренажере, который был установлен на тушинском машиностроительном заводе в Москве, где создавали космолет. Отличный был тренажер. Практические полеты на аналоге "Бурана" - БТС-002 мы вместе с Иваном Бачуриным совершили в конце 1987 - начале 1988 года. Дали заключение на его пригодность к орбитальному полету. Но в первый полет, который оказался и последним, "Буран" отправили беспилотным. Затем я готовился к полетам на корабле-спасателе "Союз". Но программу "Буран" закрыли. В феврале 1994 года я уволился из армии. 

О.: И чем же стали заниматься?

А.С.: Устроился в "Аэрофлот". Там я должен был летать на тяжеломгрузовом самолете АН-124 "Руслан". Эту машину я еще в ГКНИИ ввс освоил. Так что с середины 1994 года начал полеты и за два года с небольшим побывал во многих странах: Японии, Индии, Китае, Корее, Малайзии, Таиланде, ОАЭ, европейских странах. В Америке четыре раза был. Пока не случилась авария в Турине в октябре 1996 года.

О.: Что же тогда произошло? 

А.С.: Мы должны были забрать в Турине груз и доставить в Арабские Эмираты. Когда заходили на посадку в аэропорту Турина, резко ухудшились метеоусловия. Принял решение идти на второй круг, но двигатели не вышли на взлетный режим и самолет, задев трубу, упал на ферму в полутора километрах от аэродрома. (Приложение № 5). В результате погибли два летчика, а я лишился обеих ног. А протезы  сделать   помог Валера Токарев. Он наш, "бурановский".

О.: Чем вы занимались после лечения? 

А.С.: Работал в военно-воздушной академии им. Гагарина в Монино на тренажерном комплексе. Там обучаются слушатели. Ну, а я летал в перерывах.

О.: Вспоминаете ли полеты на "Буране"? 

А.С.: Полеты на "Буране" мне снятся до сих пор. 

О.: Скажите, а как часто бываете в Лемешкино, где теперь живет Ваш папа?

А.С.: Два раза  в год,  на 9 Мая  обязательно. В прошлом году был дважды, приезжал на день рождения отца,Сергея Максимовича, которому исполнилось 95 лет.

 О.:- Спасибо, Алексей Сергеевич, за интересный рассказ о еще одной вехе в истории отечественной авиации и космонавтики. Хочется надеяться, что опыт предыдущих поколений не канут в Лету, а помогут нашей стране вновь стать одной из самых могучих и уважаемых держав мира. До свидания.

А.С. И мне было приятно общение  с человеком, для которого дорога история родного края. До свидания.                                                      

Об общественной деятельности и увлечениях  легендарного испытателя из Бородаевки  узнала и из рассказов его друга Анатолия Алексеевича Лемешкина, который очень гордится многолетней дружбой с Алексеем Сергеевичем, человеком  большого мужества. 

Алексей Маресьев наших дней.

Край лемешкинский – малая родина Алексея Бородай. Здесь мы росли и воспитывались на лучших спортивных традициях тогдашнего Лемешкинского района. Для нас, сельских мальчишек, спорт был все. Алексей жил в гуще футбольных, хоккейных, волейбольных баталий. Он с детства рос эдаким крепышом, атлетически сложенным красавцем. В шестидесятые годы не раз защищал честь Руднянского района в областном чемпионате по хоккею с мячом. Я не могу сказать, что в далекой юности мы с Алексеем были очень близкими друзьями. Однако бурная спортивная жизнь объединила нас в  крепкий пацанский союз. С возрастом это переросло в мужскую крепкую дружбу.

Алексей во все времена был и остался бесконфликтным, добрым, открытым человеком. Я помню его чистую и светлую школьную дружбу со сверстницей Светланой, которая впоследствии переросла в большую любовь и соединила в семейный союз. И сегодня эта прекрасная пара с детьми, внуками живут в любви и согласии.

Вспоминаю, как он уезжал поступать в летное училище, авиация захватила его на всю жизнь.

Алексей – человек большого мужества, он осознанно стал военным летчиком, испытывал боевую технику на сверхвысотах.  Во время наших традиционных встреч не любил  вспоминать грустный финал космической программы «Буран». Пройдя подготовку в отряд космонавтов, был очень счастлив и с огромным удовольствием рассказывает о своих друзьях, «космическом» братстве в Звездном городке, где он проживает со своей семьей. Кстати, ежегодно ко Дню космонавтики по телевидению демонстрируют  документальные фильмы, в том числе и с участием нашего земляка. Уже изданы книги, где Алексей Бородай является одним из героев отечественной космонавтики.

С особым волнением вспоминаю страшную авиакатастрофу нашего транспортного суперлайнера «Руслан». Мы тогда не знали, что одним из командиров экипажа был наш Бородай.  Он каким-то чудом выжил. Его буквально складывали и сшивали по частям. Но обе ноги пришлось ампутировать. Эта трагедия разделила жизнь Алексея на «до» и «после».

Помню нашу первую встречу после катастрофы. Я ехал в Лемешкино, где живут его отец и сестра, с чувством волнения и тревоги. Каким предстанет Алешка? Что теперь стало с ним? В отчем доме его не оказалось. Отец – Сергей Максимович- сказал, что сын уехал на пруд на рыбалку на машине сам. «На какой машине?»- недоумевал я. «На своей, на которой из Москвы приехал», - подтвердил Сергей Максимович.  Не задавая больше вопросов, мы с еще одним нашим другом – летчиком Вячеславом Алясиным и фотокорреспондентом отправились на пруд.

Все мои волнения отступили после того, как я увидел все того же спокойного с еле заметной улыбкой и добрым взглядом родного знаменитого земляка, друга Алешку.

Уже не первый год мы встречаемся  традиционно все на том же пруду в кругу друзей-земляков. Алексей Сергеевич – наша знаменитость, но он никогда не стремится выделиться в дружной компании.

Смотрю на него с ненавязчивой мыслью – да это же Алексей Маресьев наших дней!

Бежит время. Мы в ожидании новых встреч на пруду (Алексей – заядлый рыбак). Каждая такая встреча наполняет душу гордостью, что наш край взрастил достойного сына Отечества.(Воспоминания А.А.Лемешкина)

Много для своих исследований я почерпнула из личных встреч  с земляками Алексея Сергеевич, его отцом Сергеем Максимовичем  и сестрой Галиной Сергеевной. Из их воспоминаний сложилась картина не только профессиональной, но и общественной деятельности А.С.Бородай. Работая методистом тренажерного комплекса Военно-воздушной академии им.Ю.А.Гагарина, делился с молодыми опытом летной работы. Снимался в документальных фильмах: «Энергия – «Буран» - лебединая песня советской космонавтики», в 2010 году  -  «Созвездие Волка» (режиссер Константин Мурашев), «Спираль. Hесостоявшийся виток» (режиссер Владимир Косицкий, ведущий - Владимир Косицкий). Участвовал в телевизионных программах о летчиках-испытателях. В апреле 2012 года   организовал  встречу ветеранов  космической отрасли с Председателем  ЦК КПРФ Геннадием Зюгановым.     

В феврале 2012 года А.С.Бородай принял активное участие в художественно-патриотическом проекте "Авиация. Патриотизм. Россия», цель которого -содействовать возрождению величия и славы авиации.

Также Алексей Сергеевич  много внимания уделяет молодежи: организует встречи с космонавтами, экскурсии и в Музей Космонавтики. Он активный участник всех торжественных мероприятий, посвященных отечественной космонавтике. За многолетний добросовестный труд, плодотворную общественную деятельность  и в связи с пятидесятилетием первого полета в космос награжден медалью «За верность авиации», которую ему вручил дважды Герой  Советского Союза, летчик-космонавт, генерал-майор авиации  А.А.Леонов.

Прикоснуться к истории

Слово «космос» у большинства жителей Руднянского района ассоциируется со светлым именем  Алексея Сергеевича Бородай. Мы, учащиеся Руднянской школы,  много о нем слышали, но не были знакомы  лично. Поэтому с нетерпением ждали встречи с ним,  всем хотелось его увидеть хотя бы краешком глаза,  потому что это означало прикоснуться к истории. Ведь шанс встретиться и пообщаться с глазу на глаз с легендарным земляком  выпадает, может быть, один раз в жизни, да и то не каждому!

 Мне очень повезло, 2 мая 2014 года я и мои друзья, члены клуба «Форум», которым руководит учитель истории С.В.Агарев, были приглашены  на встречу с Алексеем Сергеевичем Бородай,  и это для нас стало незабываемым праздником. Желающих посмотреть на настоящего космонавта-испытателя собралось много. Я увидела простого, скромного, изумительной души человека. Лёгкая дружеская атмосфера способствовала развитию интересной беседы. Помню, так захватывающе и  интересно он рассказывал нам, подросткам, о своем пути в авиации, что слушали мы его, затаив дыхании. Некоторые факты о подготовке космонавтов к полету очень удивили  нас, появилось много вопросов.  Мы  не упустили  возможности сфотографироваться со знаменитым земляком.

Все испытали непередаваемое чувство радости и гордости за то, что такой  великий человек родился и вырос  на Руднянской земле! А в памяти навсегда осталось ощу­щение чего-то большого, светлого, радостного, теплого и доброго.

Эта встреча очень важна для нас, подрастающего поколения. Она дала нам уверенность в том, что многого можно достичь, благодаря собственным знаниям, трудолюбию, упорству. (Приложение 7)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

В поисках нужной информации  о своем земляке А.С.Бородай я побывала в   районном краеведческом  музее, опросила 6 информантов. Работая в сети Интернет, посетила несколько сайтов, посвященных герою-земляку и содержащих  краткие очерки о нем, посмотрела документальные фильмы.  В результате проведенного исследования восстановила в хронологической последовательности этапы профессиональной  деятельности  А.С.Бородай. 

Деятельность до зачисления в отряд космонавтов:

С октября 1965 - рабочий на Волгоградской государственной гидро­электростанции.

С 3 апреля1967 - курсант Волгоградского учебного авиационного центра ДОСААФ.

С 12 ноября 1967 - курсант Грозненского учебного авиационного центра ДОСААФ.

7 октября 1968 - определен в добровольном порядке на действитель­ную военную службу в кадры ВС СССР и зачислен в распоряжение начальника Качинского ВВАУЛ.

С 1 ноября 1968 - слушатель Качинского ВВАУЛ. 4 ноября 1969 сдал эк­замены экстерном за полный курс среднего военного училища лет­чиков по специальности «Пилотирование и эксплуатация летатель­ных аппаратов» и зачислен в распоряжение командующего 16 ВА.

С 25 декабря 1969 - летчик, с 27 апреля 1971 - старший летчик, а с 14 сентября 1972 - командир звена 773 ИАП ВВС 16 гв.ИАД.

С 17 ноября 1972 - в распоряжении командующего 1 Отдельной дальневосточной воздушной армии (ОДВА) 16 ВА.

С 18 января 1973 - командир звена 224 ИАП 303 ИАД 1 ОДВА 16 ВА.

С 18 ноября 1975 - заместитель командира эскадрильи - штурман, а с 16 марта 1976 - командир эскадрильи 300 АПИБ 83 смешанной авиадивизии (САД) 1 ОДВА (аэродром Озерная Падь, с.Кремово).

С 29 июня 1977 - летчик-испытатель 5-й, а с 27 сентября 1977 - стар­ший летчик-испытатель 4-й авиационно-испытательной эскадри­льи службы летных испытаний бомбардировочной авиации 1 Уп­равления ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова.

С 5 мая 1978 - старший летчик-испытатель, затем ведущий ин­женер, летчик-испытатель 4 авиационной испытатель­ной эскадрильи службы летных испытаний истребителей-пере­хватчиков ПВО самолетов фронтовой авиации 1 Управления ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова

Космическая подготовка:

Декабрь 1978 - отобран в группу для подготовки по программе атмо­сферных испытаний «Бурана».

Январь 1979 - приказом Главкома ВВС откомандирован в ЦПК для общекосмической подготовки.

Январь 1979-ноябрь 1980 - общекосмическая подготовка (методом сборов) в ЦПК им.Ю.А.Гагарина в ка­честве слушателя-космонавта. После окончания ОКП вернулся в ГКНИИ ВВС (г.Ахтубинск) на испытательную работу.

12 февраля 1982 - решением МВКК присвоена квалификация космо­навта-испытателя.

Служба в отряде космонавтов:

С 7 августа 1987 - космонавт-испытатель группы космонавтов 4 На­учно-испытательного управления филиала Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института (ГКНИИ) ВВС им.В.П.Чкалова, пос.Чкаловский Московской обл.

Январь-апрель 1988 - проводил испытания ВТС-02 (атмосферный аналог «Бурана»). Вместе с И.Бачуриным совершил 6 атмосферных полетов на БТС-02 (21 января, 23 февраля, 12 марта, 23 марта, 28 марта, 15 апреля1988).

Октябрь 1990 – март 1992 - проходил подготовку в группе к полету на КК «Союз ТМ-спасатель» в качестве командира экипажа. Сдал все экзамены, но программа была закрыта.

С 19 февраля 1993 - инструктор-космонавт-испытатель группы кос­монавтов 4 Научно-испытательного управления ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова.

С 19 апреля 1993 - инструктор-космонавт-испытатель группы кос­монавтов 1338 испытательного центра.

Декабрь 1992-декабрь 1993 - исполнял обязанности начальника груп­пы

космонавтов ГКНИИ ВВС.

Во время испытательной работы проводил испытания  в раз­личных режимах и по различным программам - самолетов: от МиГ-15 до МиГ-31. от Су-7 до Су-27 (кроме Су-9), АН-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия» и их модификаций.

29 декабря 1993 приказом МО РФ уволен в запас.

Деятельность после выбытия из отряда космонавтов:

1994- октябрь 1996 - работал летчиком «Аэрофлота» в «Шереметье­во». Летал на самолете АН-124 «Руслан».

8 октября 1996, выполняя рейс на самолете АН-124 «Руслан» в Ита­лию, попал в авиационную катастрофу. Потерял обе ноги.

С 2 ноября 1998 - методист тренажерного комплекса в военно-воздушной академии им. Гагарина в Монино.

 

Изучая и исследуя различные источники информации,  я пришла к следующему выводу: такие люди, как А.С.Бородай, являются опорой нашего общества. Роль А.С.Бородай как летчика-испытателя при испытании новой авиационной техники велика. Он дал «путевку в жизнь» многим новым опытным образцам самолета, четко осознавая высокую ответственность.  Это о нем сказал автор книги «Испытатели» А.Рябко: «Хочешь прожить яркую, интересную жизнь на благо своей Отчизны – придется быть похожими на нас, полюбить небо, чувство свободного полета и удивительную красоту летающих аппаратов. Быть верным другом, преданным воином и настоящим Человеком».

 На сегодняшний день  опубликовала весь собранный материал на сайте нашей школы. В  уголке  трудовой славы  с одноклассниками оформили информационный стенд. После плодотворной работы по изучению жизни и деятельности земляка провела повторный социологический опрос среди учащихся  МБОУ Руднянская средняя школа имени А.С.Пушкина. Сравнила результаты: на диаграмме наглядно видно,  как выросли знания ребят о знаменитых уроженцах  руднянской земли.  (Приложение № 9)

Таким образом, удалось реализовать поставленные в ходе исследования задачи. Но вопросов, на которые  я  хотела бы ответить, еще много. Поэтому   решила  не останавливаться на  достигнутом результате, а продолжать  поиск дальше. Ведь история не только просвещает, учит, но и воспитывает.                                  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Опубликованные:

  1.  И.Сафронов И.“Буранная” шестерка – М.: Коммерсант.- 14.04.1999.- 062 
  2. Издательский дом Академии имени Н.Е.Жуковского, 2013г. Глава «Бородай из Бородаевки»  С.185
  3. Советские и Российские Космонавты. 1960-2000.-М.: Информационно-издательский Дом "Новости Космонавтики", 2001
  4. №  122 от 15.10.2013г.  статья «Космонавт-испытатель  в нашем  районе».

Неопубликованные:

  1. Телевизионное нтервью с А.С.Бородай
  2. Личная беседа с А.А.Лемешкиным.
  3. Личные беседы с отцом и сестрой А.С.Бородай.
  4. Кадры из документального фильма  «Созвездие Волка» (режиссер Константин Мурашев),
  5. Кадры из документального  фильма  «Спираль. Hесостоявшийся виток» (режиссер Владимир Косицкий.
  6. Фонды Руднянского  историко-краеведческого  музея  инвентарные  номера № РИКМКП – 3530, № РИКМКП-3671.

Интернет-ресурсы

  1. Test Pilots.ru›   tp/russia/ nii   vvs/pilots/borodai.htm               
  2. Test Pilot.rubase/2012/03/borodaj-a-s/ 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: