Солдат Победы.

Конкурсная работа

Номинация «Вечный огонь памяти»

 _______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

“Что остается нам в наследство
От наших дедов и отцов?
Конечно, любящее сердце
К земле родной, основе всех основ”

 

I  Введение

«Подвиг героев Великой Отечественной войны в наших сердцах.»

 

В этом году исполняется 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Как же грандиозна наша Победа в Великой Отечественной войне! Подвиг советского народа, разгромившего фашистов, не померкнет в веках. Наша память о Великой победе с годами становится всё более значимой.

Никогда не исчезнет из памяти гордость за наш народ, победивший фашизм. Никогда мы не забудем слезы, боль и горечь утрат, нанесенных войной. Будет и 100-летие и 200-летие великой Победы, но люди будут помнить о ней. Мы свято чтим память о тех днях, передавая из поколения образы воинов и созидателей. Чем больше времени отделяет нас от войны, тем чаще задумываемся над тем, какой ценой досталась нашему народу Победа.

Идет время.  Всё меньше остается в живых участников Великой Отечественной войны. Вот почему так ценны их живые рассказы о своей, пусть скромной, но великой причастности к тем событиям, когда решалась судьба Отечества. Это и сподвигло меня участвовать в конкурсе.

Ни один год шла работа по сбору материала о жителях нашего села – участниках Великой Отечественной войны. Весь собранный материал хранится в школьном краеведческом уголке.

Я решила, что всем интересно будет узнать о жизни моего дедушки - земляка, участника Великой Отечественной войны – Золотарёве Илье Михайловиче.

“Как отрадно, что есть на свете
Дорогие наши земляки!
С вами путь Лучезарен и светел
И заветные думы легки.

- Земляки! Вы сквозь тяжкие годы
Всё священное в душах несли!
Видно, все из крепкой породы,
Дорогие мои земляки.”

Для сбора материала я использовала такие методы как: (фотографии, документы, семейно-вещевые реликвии, которые мне предоставила жена Ильи Михайловича);

  1. Изучение краеведческого материала, имеющегося в школе;

  2. Беседы с женой, дочерьми, внуками Золотарёва Ильи Михайловича.

Поиск материала способствовал воспитанию гражданских качеств, патриотизма, чувства причастности к судьбе Отечества, глубокому изучению истории родного края, и великому подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

Итогом поиска стала работа ”Солдат Победы”.

Цель работы:

  1. Изучить Жизненный путь Золотарева Ильи Михайловича, участника Великой Отечественной войны, через его воспоминания, воспоминания родственников, через краеведческий материал, имеющийся в школе.

  2. Воспитание гражданских качеств патриотизма, чувства причастности к судьбе Отечества, глубокое изучение истории родного края, всемирного подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

 Задачи:

  1. Собрать и изучить материал о жизненном пути участника Великой Отечественной войны Золотарева Ильи Михайловича.

  2. Оформить этот материал в виде творческой работы.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

II. На огненных рубежах.

Родом из 24.

Сегодня самому молодому из защитников Отечества за 90. Кто постарше – уходят, уходят, уходят… Нет уже в живых Золотарева Ильи Михайловича. Он оставил о себе добрую память, а землякам историю своей жизни.

Судьба Ильи Михайловича похожа на сотни судеб молодых людей 40-х годов.

Илья Михайлович родился 26 июня 1924 года с. Потемкино Иловатского района Сталинградской области.

Детства у Ильи Золотарева практически не было. В 1933 году, когда случился страшный голод, семья Золотарева выживала, как могла. Приходилось сусликов ловить, лебеду рвать, чтобы не умереть с голоду. С детства познал тяжелый крестьянский труд, цену хлеба. Трудное голодное детство закалило характер, отточив такие черты, как честь и достоинство, чувство долга, любовь к Родине. А веру в победу над злом, веру в светлое будущее пронес он через все года.

Жестоко и беспощадно время. Порой живешь и не задумываешься о завтрашнем дне, о том, что он может приготовить, так и тогда, в 1941-м, мальчишки и девчонки, так же как и теперь, ходили на танцы, влюблялись и строили планы на будущее. И никто не мог себе даже представить, что совсем скоро их жизнь круто изменится и многим судьба преподнесет такие испытания, какие не могли присниться даже в самом страшном сне.

 2. Эх, путь дорожка фронтовая.

1941… В биографию парня черным вихрем ворвалась война Великая Отечественная. Война перевернула мирную жизнь.

Мужчины из села уходили на войну. Илья Михайлович рвался на фронт, но ему не было 18 лет. В мае 1942 года он закончил 6 класс, а в августе 1942 года был призван в 244 стрелковый полк 3-го Украинского фронта.

Боец Золотарев Илья Михайлович прошел по дорогам войны от Сталинграда до Павлограда. 18-летним юношей попал в самое жерло Сталинградской битвы.

Своё боевое крещение получил под Сталинградом в качестве заместителя командира стрелкового взвода. 18-летний парнишка оказался в самом пекле Сталинградской битвы. Мужественно и бесстрашно сражался боец Золотарев с ненавистными немецкими оккупантами. Рота, в которую он входил,  отразила не одну вражескую контратаку. Многое пришлось пережить юному бойцу.

На войне каждый день мог оказаться последним. Именно со Сталинграда и начался для него такой долгий и многотрудный путь, длившийся 3 года и 2 месяца.

Весь сентябрь, октябрь, под напором превосходящих сил врага вынуждены были отойти вдоль Волги. Немыслимо трудными были эти месяцы. Днем, под прикрытием разрушенных,  развороченных остатков зданий,  отбивали бесчисленные атаки рвавшегося к Волге врага, а ночью, припадая к земле, подносили с берега на себе боеприпасы, воду, продукты питания, лопаты, кирки, ломы – землю долбить, окопы сооружать. Земля была единственной защитницей. Война шла своим чередом. Наступил перелом, врага погнали от развалин Сталинграда. Курская дуга явилась важнейшим этапом в жизни Ильи Михайловича. В июльские дни 1943 года он трудно отстаивал советскую землю в адских боях на Курской дуге. Техника, люди, снаряды, взрывы, пожарища – все смешалось воедино в те жаркие дни. Казалось, люди, чтобы выстоять должны стать крепче стали и тверже камня. И они стали такими. После битвы на Курской дуге ему присвоили звание сержанта. За спины друзей по оружию никогда не прятался, всегда уверенный в себе,  находил правильные пути решения поставленных задач. А дальше было освобождение Орла и брянский лес, где наши войска то наступали, то отступали. В одном из наступлений полк попал в засаду.  Было много раненых и убитых. Илья Михайлович был ранен. Во время войны он был трижды ранен.

Самое тяжелое ранение получил в марте 1944 года. Шарахнуло так, что очнулся в госпитале с черепно-мозговой травмой, лопатка распахана осколком. Но бойца выходили. После госпиталя снова отправился он считать дороги войны. Илья Михайлович награжден 2-мя медалями “За отвагу”. Первую медаль получил в феврале 1944 года за установление телефонной связи, вторую медаль в мае 1944 года за захват языка.

В письмах с фронта писал, что жив и здоров.  Не хотел тревожить семью, зная, что им тоже тяжело. Интересовался как дела дома.

Вместе с победоносной Красной армией сержант Золотарев Илья Михайлович продолжал свой фронтовой путь на запад, громя фашистов.

Солдата не спрашивают, куда он хочет – шлют куда надо. С боями прошел Одессу, Никополь, Николаев, Запорожье, Кишинев, Павлоград. Был стрелком и шофером, танкистом, связистом и разведчиком. Доставлял на своей фронтовой полуторке боеприпасы, продовольствие, медикаменты, а назад возил раненых, восстанавливая связь, был стрелком в танке.

Войну закончил в звании сержанта в городе Павлограде 2 мая 1945 года. Когда узнали, что закончилась война, что тут началось!  Радость рвалась криками, потом пальбой в небо. Дождались?!

Демобилизован был 6 октября 1945 года. Вернулся в родное село. В селе его отец, мать, две сестры, а невеста появилась позже.

Неутомимый труженик.

Почти полвека трудился.  Испытания и трудности жизни делали его только лучше - чище, богаче, интереснее.

Он не искал легких путей в жизни. Всю жизнь старался быть полезным людям. Вернувшись с фронта, работал шофером и сантехником, заведующим МТФ и дорожным мастером.

У Ильи Михайловича большая семья – трое детей, 8 внуков, 2 правнуков. Отличался честностью, порядочностью, добросовестностью. Наверное, это еще фронтовая закалка складывается.

Спустя годы к боевым трудам прибавились трудовые: “За доблестный труд”, “Ветеран труда”.

Вместе с другими ветеранами часто приходил в школу на уроки мужества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Наследники творцов победы.

Время уносит от нас всё дальше страшные годы самой тяжелой и кровопролитной в истории человечества войны. Но подвиг людей, разгромивших фашизм, сумевших сохранить для будущих поколений мирную и свободную страну – вне времени! Святой долг всех нас, живущих ныне – быть достойными совершенного подвига. Мы все в неоплатном долгу перед поколением, победившим фашизм. И возвратить этот долг возможно лишь реальными делами, во благо Отечества. У каждого поколения есть свои критерии  человеческих ценностей, своё мерило успехов и жизненных возможностей. Но связь поколений остается, память об отцах, дедах, земляках и их заветы святы для нас, их наследников.

Война все в памяти людей
Кто сам в огне прошел по ней,
Тот не забыл военных дней –
Солдат Победы!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Краеведческий материал о Золотареве Илье Михайловиче.

  2. Материалы личного архива Золотарева Ильи Михайловича.

  3. Солдаты Победы. Т. 8, 2007

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: