И.Т.Плаксин - наш земляк

Конкурсная работа

Номинация «Вечный огонь памяти»

 _______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Проблема исследования: работа художника

Цель исследования: изучение и систематизирование материалов о художнике И.Т.Плаксине, выявление причин выбора данной профессии.

Тема исследования:

Иван Трофимович Плаксин – наш земляк.

Объект исследования:

Объектом исследовательской работы являются жизнь и деятельность художника.

Предмет исследования:

Предметом исследования выступает вклад И.Т.Плаксина в культурную жизнь села Краишево и Еланского района.

Задачи исследования:

Исходя из цели, мы поставили перед собой задачи:

  1. Уточнить понятие "художник"
  2. Найти и изучить документальный материал о художнике И.Т.Плаксине
  3. Провести интервьюирование И.Т.Плаксина, работников краеведческого музея
  4. Обобщить собранный материал и сделать определённые выводы
  5. Показать значимость профессии художника для общества.
  6. Воспитать интерес к профессии художника
  7. Изучить особенности техники, в которых работает

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Список литературы.

  1. http://vernisag. com.
  2. http://ru. wikipedia. org
  3. domhudoznika.ru
  4. sun– culture.ru
  5. С.Волошнюк, Ю.Пивовар "Художник Иван Плаксин", 1998 год
  6. М.Атаева, И.Плаксин, В.Губанов "Каталог групповой выставки", 1988 год

Список использованных источников. 

Устные источники:

  • Интервью с И.Т.Плаксиным
  • Интервью с родственниками И.Т.Плаксина

Фотографии из семейного архива

Документы из школьного музея.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Художник – кто он?

Художник – это человек, который занимается изобразительным искусством. Если рассмотреть слово художник именно как профессию, то здесь подразумевается человек, который зарабатывает деньги с помощью занятия изобразительным искусством. Но творчество художника может не приносить дохода, занятие изобразительным искусством может быть просто хобби.

Первые художники – появились в Испании и Южной Франции в первобытных пещерах приблизительно 30 000 – 10 000 лет до н. е.  Они наносили на стены цветные рисунки, не подозревая  о появлении позже различных видов искусства. Причины появления  художников возникли от потребности передавать информацию о быте, охоте и других социальных сферах жизни человека.

Художники бывают:

Графики

  •  Художник график (станковая графика) – считается произведения выполнены техниками: рисунок (карандаш, уголь, мел, пастель…), акварель (серые тона) тушь и др. без использования шрифтов.
  • Художник график (искусство книги) – оформление книг, типография, иллюстрации книг и печатный изданий
  • Художник график (искусство графики и плаката) – художник ремесло которого, рекламный плакат, шрифты. Основателем которого был Тулуз Лотрек.
  • Художник карикатурист (оформление СМИ, книг)
  • Художник геральдист (искусство герба)

Декоративно-прикладное искусство

  • Художник декоративно-прикладного искусства (художественный металл) – это в основном кузнецы и ювелиры
  • Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика) – скульпторы и гончары (горшечник)
  • Художник декоративно-прикладного искусства (художественное стекло) – люди изготовляющие витражи, скульптуры из стекла, посуду (в основном декоративную)
  • Художник декоративно-прикладного искусства (художник по дереву) – резьба, иконы, мебель, посуда…

Живопись

  • Художник-живописец — человек, создающий произведения искусства при помощи красок
  • Художник-живописец (монументальная живопись)
  • Художник живописец (театрально-декорационная живопись)
  • Художник-живописец (церковно-историческая живопись)

Художник – человек, который пишет картины и этим зарабатывает на хлеб. Даже если творчество не приносит дохода (как было, например, у Ван Гога), но является главным видом деятельности, этого человека также можно назвать художником.

Положение художников в обществе часто зависит от экономической ситуации: если она стабильна, у людей все нужное для жизни есть, и появляется время и возможность для увлечения искусством. Во времена кризиса немногие могут себе позволить покупать картины или посещать выставки и галереи. И все же без труда художников жизнь была бы намного скучнее и безрадостнее.

Есть художники, чьи картины, увидев раз, невозможно забыть. Иван Плаксин из их числа. Его полотна притягивают взгляд. Они полны радости, любви и красоты.

Будущий живописец родился в Волгоградской области, в маленьком селе Краишево. Рисовать начал лет с четырех. Хорошо помнит, как, забравшись на русскую печь, огрызком карандаша пытался нарисовать трактор. И ведь получилось, хотя никто его этому не учил. В семье профессиональных художников не было. Впрочем, что-то, наверное, передалось от мамы – талантливой вышивальщицы. По ее просьбе рисовал он свои первые листочки и цветы, которые она вышивала гладью. Когда ему минуло семнадцать, поступил в Ашхабадское училище, потому что твердо решил стать художником.

Друзья и почитатели, зрители и пресса нередко называют его загадочным, изобретательным, фантастическим. И не без основания. Для любого из этих определений художник Иван Трофимович Плаксин дал повод своим творчеством. Широк творческий диапазон художника – работы в области станковой графики и акварельной живописи. В графике художник особо полюбил технику – офорт (способ гравирования).

Добиваясь живописности офортного листа, И.Плаксин экспериментирует в цвете, т.е. создаёт цветные офорты. Работает Иван Трофимович и акварелью.        В его акварелях – чарующие пейзажи и различные стороны человеческой жизни на Земле. Краски акварельных листов – от радужных, переливающихся в пейзажах, до приглушённых в сером. Многие работы оригинальны тем, что художник не использовал многоцветной, с богатством тональных оттенков, раскраски своих работ. Чаще всего видим черно-серо-белые, в три краски. Тонкие контурные рисунки или компактные выглядят однородными с полосой шрифтового набора и не разрушают плоскостность белого листа. Экслибрисы, которые в зависимости от рисунка нейтральны или создают пространственную среду, связывающую воедино разрозненные элементы композиции.

Преобладание пейзажного жанра не оставляет впечатления монотонности или однообразия, ведь произведения каждого художника отражают неповторимый цветовой строй.

Произведения художника привлекают зрителя непосредственностью ведения бытия, эмоциональностью, точностью, выразительность образов.

Участвовать в художественных выставках стал давно. С успехом экспонировал работы и на зарубежных выставках в Испании, Японии, Англии, США, Болгарии, Дании, Бельгии, на Мадагаскаре и Маврикии.

Многие работы И.Т.Плаксина находятся в собственности министерств культуры России, Туркмении, Казахстана и Узбекистана, Союза художников России, в частных коллекциях в Москве и за рубежом.

Лауреат Биеннале Прикаспийских Республик, г. Баку. Лауреат городского фестиваля молодежи, г. Ашхабад. Заслуженный художник «Роза ветров Башкортостана». Лауреат Международной Биеннале графики г.Санкт-Петербург.

С 1978 года член Союза художников России Иван Плаксин постоянно живет и работает в городе Солнечногорске.

Им написано много картин. Большинство из них – о России, ее корнях, истории, о величавой природе. Еще – о сказочно прекрасном Востоке, где прожито 23 года. И всегда его живопись искренна и жизнерадостна.

В нашей школе находятся картины И.Т.Плаксина «Созвездия», «Домик детства», «Посвящение краишевскому Тихвинскому монастырю», «Краишевский родник».

Интервью.

– Иван Трофимович, столь длинный путь в искусстве, наверное, позволяет художнику почувствовать себя достигшим совершенства и подвести определенные итоги творчества? – Начнем с того, что художник совершенствуется всю жизнь, и подводить итоги творчества можно лишь на отдельных этапах. Да и итоговых работ еще нет. Наоборот, в какой-то степени есть недовольство собой. Перебираешь архивы, вспоминаешь поездки, смотришь наброски – не то. Вроде бы и прочувствовано, и понятно, но еще не легло на холст так, как хочется. В этом постоянном ощущении поиска – мука и радость художника.

– К слову, о поездках. За последнее время Вы исколесили почти всю Россию, а два года назад побывали во Франции, где не только писали, но и выставлялись. Вас одинаково воспринимают у нас и за рубежом?

– Думаю, особой разницы нет. Смотря какие картины. Во Францию я, в основном, возил акварели России, Средней Азии, офорты. Судя по отзывам зрителей, это понравилось. Свои «французские» впечатления воплотил в работах «Замок в Понсе», «Парусник у Ля-Рошели» и других. Но, пожалуй, самым сильным впечатлением от этой поездки стали аисты, увиденные по дороге в Белоруссии. Дома я написал с ними две картины.

– А Вы легко расстаетесь со своими произведениями? – Да как дочь замуж отдаешь, так и картину. Годы проходят, и начинаешь жалеть: зачем, лучше бы она на полочке стояла.

– У Вас работы в разных жанрах – станковой графике, живописи, акварели. А любимый?

– Для меня важно увидеть линию и суметь ее отобразить, А как – душа подскажет. Сегодня это может быть акварель, завтра – офорт. Главное – всегда работать. Знаете, как Лев Толстой сказал, художник не должен спать. И если уж дал нам Бог возможность уметь что-то, значит, нужно это делать.

– Как Вы выбираете тему, что Вас влечет?

– В большей степени, что собрано во время поездок. Люблю богатый натурный материал, а не высосанный из пальца. Слишком часто встречаются «сочиненные работы», где художник пишет то, чего никогда не видел. По-моему, зритель к такому творчеству равнодушен, оно не дает пищу к размышлениям. В этом случае путевые зарисовки как раз заставляют отобразить увиденное. А видит красоту художник там, где обыкновенному взгляду все может показаться некрасивым. Художественный взгляд – как музыкальный слух.

– Среди Ваших новых произведений особенно запоминается «Триколор» – работа, как бы совсем не вписывающаяся в традиционные «плаксинские» сюжеты. Это дань моде?

– Конечно же, нет. Белый, синий, красный – моя неполитизированная Россия. В каждом цвете идет повторение – линия, состоящая из мелких цветков. Пусть цветет страна! Вообще, теме «триколора» я хочу посвятить серию работ. Может быть, свяжу это с природой, чтоб совсем уж, как Вы говорите, не отходить от традиций. И все-таки, согласитесь, есть в этой работе что-то особенное, способное удержать взгляд и заставить задуматься. Вот и мой первый критик, сын, тоже отметил несвойственный мне стиль, но продавать не велел.

– Какими событиями в Вашей биографии ознаменовался прошедший год?

– В числе 1300 художников из тридцати стран мира я принял участие в международном Биеннале графики, проходившем в Санкт-Петербурге. И стал дипломантом в номинации «Печатная графика». Такое признание стоит многого. Знаете, до сих пор помню слезы жены в тот момент, когда мне вручали награду.

– Иван Трофимович, Вы можете сказать, что искусство сделало Вас счастливым?

– Безусловно, и на всю жизнь!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Автобиография.

- Нет, малой родины не бывает. Моя Родина, где я родился!

А родился я 20 января 1947 года в семье, где было четверо детей. В четыре года впервые нарисовал свой рисунок. У старшего брата взял карандаш и лист бумаги в клетку, забрался на печь. Мать зовёт:

- Ваня, ты где?

- На печке.

- Ты чаво там делаешь?

-Трактор рисую…

В школу уходил рано. Приходил в класс и искал под партами карандаш, ведь кто-то мог потерять. В школе учились дети из более богатых семей и могли купить карандаши. В школе был организован кружок изобразительного искусства. Помню учитель, Синякин Василий Федотович, принёс цветную иллюстрацию Московского Кремля. С каким увлечением мы рисовали! Затем были постановки для натюрморта. Показывал рисунки маме. Мама говорила: «Ваня, ты наверное художником станешь». Мама вечерами вышивала полотенца, наволочки гладью.

«Ваня, ты бы мне цветы нарисовал, а я буду вышивать»- говорила мама.

В 7 классе были организованы занятия по учёбе на тракториста. И все кто учился, получили права тракториста-машиниста. У меня в военном билете отмечено: специальность – тракторист.

С 8 класса посещал кружок духового оркестра. Прекрасно играл на аккордеоне. Наш оркестр играл на демонстрации 7 ноября, на танцах в сельском клубе.

От Вязовского дома пионеров участвовал в конкурсе детских рисунков и получил свою первую награду – «Похвальный лист». Какая гордость была, когда вручали в Краишевском ДК. В 1966 году окончил школу. Дома поговорили с мамой об учёбе на художника, но проблемы были с деньгами. И я решил остаться в селе и пойти работать в колхоз трактористом. Но когда дядя, мамин брат, узнал об этом, сказал, что поможет с деньгами и меня отправили учиться в Ашхабад, где жила тётя. Поступил в Ашхабадское государственное художественное училище им. Шота Руставели на живописно-педагогическое отделение, которое закончил с отличием.

В 1974 году принял участие в республиканской выставке «Весна – 74», где экспонировалась акварель «Весенняя поросль». Так началась выставочная деятельность. Ежедневная работа, ведь проходило много выставок и хотелось в них участвовать. А мечта одна – стать членом Союза художников СССР. Когда служил в Вооружённых Силах СССР, учился в сержантской школе в г. Хмельницком в Украине. Там познакомился с Юлианом Савко. Вечерами он работал над своими линогравюрами. Меня это тоже увлекло. И под его руководством я начал пробовать резьбу на линолеуме.

В 1977 году меня направляют в знаменитый Дом творчества художников «Сенеж» в г. Солнечногорске, где изучаю и работаю в технике офорта. Видя, как маститые графики работают в этой технике, ещё больше появилось желание что-то создать. И первая гравюра «Шум берёз» была отмечена приёмной комиссией. Это отметил художественный руководитель творческой группы, народный художник СССР – И.П.Обросов. Работали в творческой группе два месяца. С приездом в г. Ашхабад Правление союза художников Туркменистана рассмотрела мои гравюры и меня рекомендовали для вступления в члены Союза художников СССР.

В 1978 году в Латвии проходит Всесоюзная Акварельная выставка, куда меня рекомендует заслуженный художник Туркменистана И.И.Ильин. Выставка проходила в Юрмале. Это было незабываемо. Затем Всесоюзная Акварельная выставка в г. Красноводске, где представил «Голубые дороги Родины» (Балтика, Каспий, Каракумский канал).

Ну а когда приходило время отпуска, а это было в летнее время, мы выезжали на Родину, в село Краишево. И первое что делал, сразу шёл на наш Краишевский родник.

В девяностые годы мне предложили работу в качестве художественного руководителя дома творчества «Сенеж», где я проработал 20 лет. Уйдя на пенсию, работаю в основном в технике живописи. За это время прошли 5 персональных выставок в г. Москва, 5 выставок в г. Солнечногорске, персональная выставка во Франции. А также поездка на Южный Урал (творческая группа), пленер российских художников на остров Кижи, частные поездки в Молдавию, Краснодарский край, Республику Тыва. Во всех этих поездках собран материал, который нужен для дальнейшей работы над картинами.

Биографические сведения

1947 г. – родился в с.Краишево Волгоградской области. 1969-1973 гг. – закончил Туркменское Государственное художественное училище им. Ш. Руставели, живописно-педагогический факультет с отличием. 1969-1973 гг. – художник-оформитель завода «Нефтемаш» г. Ашхабад. 1973-1987 гг. – инженер по технической эстетике, художник-конструктор завода «Нефтемаш» г. Ашхабад. 1974 г. – начал участвовать в художественных выставках – союзных, региональных, зарубежных, международных. 1978 г. – вступление в Союз художников СССР. 1987-1990 гг. – председатель графической секции СХ Туркменистана, секретарь Правления Союза художников Туркменистана по творческим вопросам. 1991-2005 гг. – художественный руководитель дома творчества художников «Сенеж» Международной конфедерации Союза художников.

Выставки

1982 г. – Республиканская выставка «100 лет г. Ашхабаду». I премия за серию «Мой город» - линогравюра. 1989 г. – Международная Биеннале г. Баку, награжден дипломом II степени, серебряная медаль.

Персональные выставки

1998 г. – г. Солнечногорск, городской выставочный зал им. «Лепсе». 1998 г. – Государственная муниципальная галерея на Солянке, г. Москва. 2001 г. – Выставочный зал СХ России, Крутицкий Вал, г.Москва. 2002 г. – Жонзак, Франция. 2004 г. – Государственный музей Л.Н.Толстого, г.Москва. 2004 г. – Музей-выставочный центр «Путевой Дворец», г.Солнечногорск, выставка, посвященная 30-летию творческой деятельности.

Участие в Зарубежных, Международных выставках.

1977 г. – Выставка произведений художников респ. Туркменистан – г. Нью-Йорк (США). 1988 г. – Выставка Туркменской графики в г. Братислава (Чехословакия) 1990 г. – Международная выставка графики «Интерпринт», г. Львов. 1991-2001 гг. – Международная выставка «Мини-Графика», г. Барселона (Испания). 1992 г. – Международная выставка станковой графики «Интерпринт», г. Львов. 1993 г. – Выставка графики «Период перехода» - Россия – Украина, Бристольский музей, Великобритания. 1998 г. – Международная Биеннале графики, г. Калининград-Кенигсберг. 1999 г. – Фестиваль станковой графики, Румыния. 2000 г. – Международный фестиваль станковой графики, Корея. 2001 г. – Фестиваль интернациональной графики, Румыния. 2004 г. – II Международная Биеннале графики в г. Санкт-Петербург. 2008 г. – IV Международная Биеннале графики в г. Санкт-Петербург. 2008 г. - II Международная Биеннале акварели «Аква-Карелия» в г. Петрозаводск. 2011 г. – I Триеннале Международной графики в г. Санкт-Петербург.

Работы находятся: Государственный музей изобразительных искусств г. Ашхабад, р. Туркменистан. Исторический музей г. Самарканд (Узбекистан). Музей Революции г. Москва. Государственная художественная галерея г. Караганда (Казахстан). Калининградская художественная галерея г. Калининград. Краеведческий музей р.п. Елань, Волгоградская область. Группа «Мост», г. Москва. Галерея мини-графики «CADAQUES», г. Барселона, Испания. Галерея в г. Габрово, Болгария. «Роза ветров Башкортостана», г. Уфа. Музей графики библиотеки М.Ю. Лермонтова, г. Санкт-Петербург. Городской выставочный зал г. Петрозаводск, Карелия. Путевой дворец «Солнечногорье», г. Солнечногорск, МО. Курганский областной художественный музей. Частные коллекции: Э.Д. Гетманский, г. Тула – экслибрис. Р. Мокартни, Англия – коллекция графики. И.И. Вангелий, г. Москва – живопись. Россия, США, Франция, Польша, Бельгия, Индия.

Награды

1986 г. – Бронзовая медаль ВДНХ респ. Туркменистан. 1987 г. – Серебряная медаль ВДНХ респ. Туркменистан. 1989 г. – Почетная Грамота Верховного Совета респ. Туркменистан. 1989 г. – Серебряная медаль Международной Биеннале Прикаспийских республик г. Баку. 1997 г. – юбилейная медаль «В память 850-летия Москвы». 2005 г. – Памятная медаль «60 лет Великой Победы».

Всесоюзный Дом Творчества «Сенеж» от Союза Художников СССР.

В июне 1945 года решением Президиума Художественного фонда СССР, для отдыха и работы художников и членов их семей в Солнечногорском районе Московской области на берегу озера Сенеж образован Дом творчества и отдыха.

Зимой того же года состоялся первый заезд художников, которые в течение месяца работали на берегу озера Сенеж под руководством первого руководителя творческих групп Плотникова А. И. С 1946 г. по март 1992 г. ДТХ «Сенеж» работал в режиме январь-июнь — творческие группы; июль-август — отдых семей художников. Ежегодно проводились восемь семинаров, в каждом из которых работали около восьмидесяти художников.

В 1962—1966 годах на месте одноэтажного здания был построен двухэтажный спальный корпус и трёхэтажное здание живописных мастерских. Офортная и литографическая мастерские начали работать в конце 60х годов. В 1975 году работу офортной мастерской возглавил С. П. Завровный. В 1986 году Секретариатом Союза Художников мастерской присвоено его имя. В конце 80-х годов открылась шелкографическая мастерская.

В 1968 г. К. М. Кантор и Е. А. Розенблюм организовали первую в стране студию дизайна «Сенеж». Позднее руководителем этих семинаров стал Коник М. А.

В ДТОХ «Сенеж» существовали молодежные группы. С 1972 г. первыми из них руководили И. П. Обросов и О. А. Вуколов.

Дом творчества собирал художников со всего Союза. Группа живописцев в составе 70 человек (два три человека от Республик и от больших городов типа Москва, Ленинград), а также группа графиков, дизайнеров, монументалистов. Заезд продолжался два месяца. Художники создавали свои произведения на полном пансионе Союза Художников СССР. Комиссия приезжала дважды за время работы и отбирала лучшие работы на Всесоюзные выставки. Художники менялись каждые два месяца. И за год собиралось 5 заездов.

Летом «Сенеж» работал на отдых семей художников. Дом Творчество работал многие годы. И последний заезд состоялся в 1991 году.

На берегах озера Сенеж работали и отдыхали знаменитые художники.

Офо́рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «очень крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.

Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления остальной лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Таким образом, офорт является разновидностью глубокой печати.

Травлёный штрих — гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом. Технологически является основной в этом виде станковой графики глубокой печати, поскольку даже за счёт сравнительно несложных подготовительных работ, выполнения рисунка на металлической доске достаточно простыми инструментами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Мы научились планировать свою работу, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, аргументировать свое мнение, принимать решения, создавать «конечный продукт» - материальный носитель проектной деятельности, представлять созданное перед аудиторией, оценивать себя и других.

Целью работы было познакомиться с жизнью и творчеством И.Т.Плаксина. Она достигнута. Материалы работы могут быть использованы учителями на уроках краеведения и во внеклассной работе.

Мы поняли, что работа художника очень интересная. Внесла огромный вклад в развитие культуры и общественную жизнь родного края, заслужила уважение жителей села.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

-

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: