Исторические и природные памятники станицы Тепикинской

Конкурсная работа

Номинация «Населенные пункты»
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим научным и практическим интересом к историко-культурному наследию Прихоперья, неотъемлемой частью которого является история станицы Тепикинской, обладающей всеми признаками исторического поселения, хотя и не получившей такого статуса. Она является одним из старейших казачьих населенных пунктов на Хопре, в котором сохранились прекрасные образцы исторической застройки второй половины XIX – начала ХХ в., а также памятник культовой архитектуры второй половины XVIII в.  ─ начала IX в. – церковь Архистратига Михаила. Стремительные, зачастую необратимые перемены в современном облике станицы Тепикинской  и традиционном образе жизни требуют  активного изучения, сохранения и использования ее культурного наследия. Традиции наших предков постепенно угасают: разрушаются их жилища, умирают люди -  хранители старины.  Поэтому так важно сейчас собрать те крупицы, которые нам оставило безжалостное время.  Обращаясь к истории казачества XIX – начала XX веков, мы сталкиваемся с тем, что хозяйственный уклад, особенности повседневного быта жителей этой этнической группы в течение данного исторического периода недостаточно изучены. В полной мере это относится и к станице Тепикинской.

Гипотеза исследования. Особенности исторических памятников и природного ландшафта станицы Тепикинской XIX - начала XX веков будут раскрыты, если будут:

  1. изучены исторические источники и научная, краеведческая литература,  по социально-экономической истории как Области войска Донского в целом, так и Хоперского округа и станицы Тепикинской в частности;
  2. исследованы особенности  природного ландшафта, историческое название мест;
  3. изучены исторические сведения о строительстве церкви;
  4. проведены и записаны беседы со сторожилами станицы Тепикинской.

Целью исследовательской краеведческой работы является выявление исторических и природных памятников станицы Тепикинской, как в исследуемые годы, так и в настоящее время.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие основные задачи:

  1. выявить основные прототипы традиционного казачьего поселения исследуемого периода, время и место первоначального нахождения;
  2. дать характеристику населения станицы Тепикинской XIX - начала XX в.;
  3. изучить особенности природного ландшафта, название исторических мест; систематизировать материал в рамках краеведческой работы.

 В настоящей работе применялись следующие методы исследования:

  1. сравнительно-исторический (применение сравнительно-исторического метода позволило выявить основные прототипы традиционного казачьего поселения время и место первоначального нахождения;
  2. структурно-функциональный (применение структурно-функционального метода дало возможность подойти к изучению составляющих хозяйственного уклада станицы Тепикинской как к системе взаимосвязанных между собой элементов, имеющих собственное функциональное значение;
  3. ретроспективный метод позволил на основе современных картографических данных воссоздать местонахождение станицы Тепикинской, а с помощью фотографий воссоздать облик  храма Архистратига Михаила;
  4. метод наблюдения: фотографирование и описание объектов исследования, проведение и запись бесед со сторожилами станицы Тепикинской.

Практическое значение исследовательской работы. Ее материалы могут быть использованы как для дальнейшего изучения истории России, Волгоградской области в целом, так и Прихоперья, станицы Тепикинской, в частности. Материалы исследования также могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий по Отечественной истории, краеведению, занятий краееведческого кружка, составления экскурсий по истории станицы Тепикинской и т.д.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Среди источников для проведения настоящего исследования прежде всего следует назвать фонды по истории казачества архивов Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Государственного архива Волгоградской области.

Не менее важный и интересный материал содержится в дореволюционных изданиях: «Памятной книжке Войска Донского» за 1868 год, «Донских епархиальных ведомостях» за 1885, 1890 годы. В этих изданиях находятся не только данные статистики, но и исторические описания станиц по Хопру. К большому сожалению, напрямую поработать с данными источниками не представляется возможным. На архивные материалы есть только ссылки в интернете, исследованиях краеведов, справочники-указатели архивов России, в том числе и вышеуказанных. Хорошим подспорьем являются материалы Донской электронной библиотеки («Памятные книжке Войска Донского», «Донские епархиальные ведомости»).  Статистические описания донских казачьих станиц, сделанные Сухоруковым В.Д. в 1822 – 1832 годax содержат подробную характеристику природных условий, растительности, животного мира, хозяйства, промыслов, ремесла, быта казаков, в том числе и станицы Тепикинской.  Работа  Ю.И. Карташова Казачьи населенные пункты Всевеликого Войска Донского в 1918 году также предоставляет собой ценный материал по станице Тепикинской. Логинова А.Н. о поселениях донских казаков в XVI—XIX веках. Труд А.В. Луночкина «Казачество: прошлое и настоящее» История станицы Михайловской привлекала местных писателей-краеведов – Б.С. Лащилина, И.И. Евдокимова, В.И. Весова.  

Также в работе использовались материалы   интернет – ресурсов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

                                                                  «В Диком поле у задумчивой реки
                                                                  Крылись беглые прозваньем казаки.
                                                                  Непокорные ни барам, ни царю,
                                                                Здесь искали волю вольную свою».

                                                                                                     (Т. Попова)

За волшебной тучкой спряталась ночь, и на землю спустилось розовое утро. Вот – вот должно взойти солнце. Его лучи уже загораются на горизонте. Наконец, будто из-под одеяла, взошло над горизонтом солнце, величественное, красивое. Быстренько осветило лучом воды, лес, окружающие поля, дома людей. Так станица Тепикинская встречает новый день.

 image

В исторической литературе промелькивают сведения, что первоначально Тепикин был городком.  Стоял на правом берегу Хопра. Это вполне возможно, учитывая, что станичный юрт тянется аж до речки Маниной, где под слободой Успенка стоит, и по сей день,  хутор Дряглевский, принадлежавший Тепикинской станице. Искать место первого поселения следует где – то в месте примыкания русла речки Шемякиной к Хопру.  Предпоследнее место расположения уже станицы Тепикинской – устье речки Акчерни. Где – то в районе 1750 года под Бесплемяновкой произошёл затор льда. Ниже по течению Хопёр вскрылся. Когда прорвало тот затор, по чистой воде пошла огромная волна, смывавшая всё по берегам реки. Станицу смыло почти целиком и сразу после половодья начали переселяться на современное место. В 1781г. в станице проживало более четырёх тысяч человек  в  610 дворах, а во главе станицы стоял атаман. 

В те далёкие времена многие хутора и станицы украшались церквами. Именно украшались: храмы ставились на самом видном месте и они, как бы парили над землёй, напоминая, что в жизни всегда есть место прекрасному. Так в станице Тепикинской шесть лет, с 1796 по 1802 годы, всем миром строили церковь Архистратига Михаила, а вот метрические книги прихода в ней уцелели только с 1825 года. Церковь в дореволюционной России жила на пожертвования прихожан без предусмотренной в других конфессиях обязательной десятины. Чем богаче прихожане, тем богаче и их храм. Судя по зданию станичной церкви, казаки не бедствовали и денег на свой храм не жалели. В клировых ведомостях есть запись, что сотник Филипп Ерёмин за право быть похороненным в ограде храма, завещал церкви свой офицерский надел в 200 десятин. Это, по самым плохим расценкам, 5000 рублей ежегодной арендной платы в казну храма. Деньги немалые. И таких пожертвователей было достаточно.

 image

 

Церковь закрыли в 1930 году, приспособив  под колхозный амбар. Но через тринадцать лет , спасая Россию и позабыв временно о государственном безбожии, храм открыли. На радость всей округи церковь служила без малого двадцать лет. В 1962 году церковь подверглась ограблению.  Года два храм пустовал, так как шла очередная реорганизация колхозов. Потом  его снова превратили в склад. Сегодня на церкви нет кровли, обвалились своды, разграблены все деревянные части строения, но, как и прежде, с острых маковок смотрят в небо витые кованые кресты, подпирая собой полумесяцы.

  

image

                                                                               «Для меня моя Россия
                                                                                 Началась с Хопра –
                                                                                 Здесь туман над лесом сизым
                                                                                 Пляшет по утрам.
                                                                                 Здесь сиреневые волны,
                                                                                  Тишь в объятьях сжав,
                                                                                   Похохатывают звонко,
                                                                                   На песок ложась».  

                                                                                          (Т. Попова)

 image

Величественная река – Хопёр! Сколько песен и легенд было сложено в его честь. Зеркальная водная гладь манит своим великолепием. Тёплое дыхание дымящейся реки  знойного дня. Склонённая над водой старая верба, прохладные места в тени знакомых деревьев. Названия этих мест передаются станичникам из поколения в поколение. Здесь вам и Букарева пристань, названная по фамилии станичника, чьё жильё располагалось ближе всех к Хопру.  Здесь и Мысок, названный в честь островка посередине реки, напротив хутора Белогорского. 

image

 

Рядом пролегал мост, соединяющий Белогорский  и Тепикинскую. По ним переправлялись пешком, на подводах, на арбах с  близлежащих хуторов Нехаевского района  и ехали на Урюпинск либо посещали храм.  Но примерно в 1965 году мост снесло весенним половодьем,  и больше его никто не восстанавливал, так как не стало прихода.  Знаменитая Минаева пристань – в честь атамана Фрола Минаева. 

image 

image

 

image

image

 

Прохладная вода реки Акчерни служит не только местом рыбной ловли, но и местом водопоя домашнего скота.

Река Акчерня берёт начало в Качкарниках – это заброшенный  населённый пункт,  километрах в тридцати от Тепикинской, откуда люди примерно в 1950 году разъехались по близлежащим хуторам и станицам. Впадает эта река в Хопёр. В весеннее время наполняет озёра: Тупку – располагается в тупике.

 image

      Камышовое – благодатное место для активного роста камыша,

image

     Круглое – расположилось  посреди леса, имеет форму круга,

image

 озеро Ракушка имеет форму ракушки.

Перейдя через речку Акчерню,  попадаешь на полянку. 

image

 

Солнце уже высоко, оно просвечивает сквозь изумрудные листья берёз, осин и золотыми бликами скользит по стволам деревьев, по кустам, по  зелёной траве.

image

image

image

 

А как весело, на разные голоса распевают птицы, перекликаются между собой лягушки, стрекочут стрекозы, порхают бабочки. Туманная дымка стоит над водой озёр и это даёт ощущение низкого неба, как  будто до него можно дотронуться рукой.

     Три озера Широких, которые получили своё название по весеннему разливу.  Озеро Грязные имеет очень илистое дно.

image

 

Рядом располагается озеро Глинище.

image

Его назвали  так по цвету воды.  Оно делится на Малые Глинища и Мазуровку.  Капельки росы собираются на листьях деревьев Цыганского сада.  В самом его центре располагается озеро ЦыганкиноОзеро Лыгино и озеро Линёво служат местом жительства для линей.

image

Ярче всех блестит водная гладь озера Подлебяжного.

image

image

image

Именно поэтому лебеди облюбовали здесь место своего пребывания. Около воды, в тени деревьев, совсем холодно, веет сыростью. Но стоит выйти на полянку, и утопаешь в траве, играющей бликами солнца.

image

image

Кроткий, шелковистый воздух купает всё, вся земля будто излучает благодатную энергию. Слышны всплески журавлей в поднебесье, лёгонький перезвон – прозрачный, хрустальный. Воздух наполняется душистым запахом  растений. Всё это можно ощутить в единственном месте под названием Калмыки.   Зеркальные глади озёр. Какие тайны они в себе таят?

 image

 image

image

Например, озеро Садки служило местом для отсадки рыбы, которую впоследствии  вылавливали для продажи на ярмарке. Под горкой вольготно раскинулось озеро Подпешное,  то есть расположенное под песком.  Серебристым пятнышком кажется озеро Подосинки, со всех сторон окружённое  осинами. Дуб – символ молодого казака, символ крепкого здоровья.  «Дарю дубы, которые в дубраве. Будьте сильные и здоровые».  Дубовый лес и Дубовое озеро неразлучны, причём и большому Дубовому и малому Дубовому озёрам комфортно среди могучих деревьев – великанов. По – своему красиво озеро Глушица, его грунт – суглинок. Самое сказочное озеро в Калмыках – это  Кривенькое. Почему сказочное? Потому что состоит из трёх озёр, которые текут в разных направлениях. Поглаживает ветер шелковистую траву, листья деревьев с волшебными росписями. Ещё одно озеро. Это Обливцы.

image

Его так назвали потому, что с западной стороны оно омывается рекой Хопёр. В этих реках и озёрах водится рыба: сом, щука, сазан, карась, линь, судак, плотва, краснопёрка, лещ, чехонь, бирюк, ёрш – хозяин Хопра,  летяга, чехонь,  калиновец, окунь, вьюн, белый амур, толстолобик, карп, язь, жерех.

Крутой спуск, илистая дорога и рядом большая яма – очень опасное место, поэтому носит название «Чёртов переезд».

                                                                          «Хороши прихопёрские степи,
                                                                            Ни конца и ни края им нет,
                                                                            Чутко спят камышовые крепи,
                                                                            В синей дымке встречая рассвет»

                                                                                                               (В.Гранатов)      

Место второго  заселения казаков в устье реки Акчерни,  принято называть Родительской поляной.

image

Там неоднократно находили предметы быта, обломки посуды и человеческие кости. «Сады, сады, кругом сады…»  Издавна наша местность  утопает в садах, которые очаровывали  всех белым цветом и дарили сочные плоды. Вишенка принадлежала к самым старым деревьям. Казачий курень «вышней белоснежною» воспет.  

Ковригин сад -   предположительно сажал его купец Ковригин. На сегодняшний день от него осталось пять яблонь.

image

image

 

 Горшков сад.

image

    Горшковы – это первые поселенцы станицы Тепикинской, которые селились в низовьях Хопра. 

image

Сад расположен после переезда реки Акчерня с правой стороны перед Родительской поляной. До сего времени сохранились: яблоня, груша, терн, сливы и вишня.

Природа нашего края очень разнообразна.  Богата такими деревьями как: дуб, верба, осина, калина, берёза, ясень, сосна, краснотал, тополь.

image

 

image

 

Из краснотала  плели плётки, топили печь, делали сараи и даже дома, обмазывая глиной. С давних времён наш народ воспевал калину в песнях.  «Ой ,калина, ой, малина, в речке талая вода…».  Люди  испокон  века использовали её от всяких недугов. Калина – символ девичьей красоты. Верба – одно из наиболее распространённых деревьев.  Ею обсаживали берега речек, дороги. И в этом наши предки видели хозяйственную целесообразность. Каждый год есть большой религиозный праздник, который ни разу не прошёл без вербы. Это Вербное воскресенье. Хозяин дома брал тонкую веточку вербы и с большой нежностью и любовью хлестал каждого члена семьи и приговаривал: «Вербохлёст, бей до слёз», это означало, что верба вселяет силу и здоровье.

В лесах водятся такие звери  как: лось, косуля, кабан, волк, лиса, заяц, енот,бобёр,андатра,выхухоль, куница, хорь, горностай, сурки, барсук .

Птицы: сокол, сыч, грачи, вороны, ласточки, тетерев, сова, синички, скворцы, воробьи,                                                            

                                                                          Хозяин полноправный-
                                                                       В степи седой ковыль
                                                                                Он, как старик мудрейший,
                                                                                Про край расскажет быль.

                                                                          (Николай Дронов.)

Ах,  наши степи широкие, раздольные, ковыльные ни конца и ни края им нет.

image

image

Сколько прошло и проехало людей по этим местам и ни счесть. Благоуханье душистых трав доносится на большие расстояния: чабрец, зверобой, душица, шалфей, мать и мачеха, донник и многое другое. Эти травы – незаменимые лекарства для людей, корм для скота и диких животных. А когда разнотравье степи начинает цвести, получается настоящий ковёр, сотканный природой.  Воздух свежий, чистый,  наполненный ароматами разнотравья, так и хочется вдыхать его глубоко и  чтобы это удовольствие никогда не кончалось.

Почва возвышенности, где стоит станица Тепикинская, песчаная и раньше на этих местах рос краснотал. Но в 30-40 годы по распоряжению высшего руководства,  колхозники стали выкорчевывать краснотал и на этих местах высаживать сосны.

 image

Сосны были посажены для задержания песков и как будущий строй материал .Также в 30-40 годы на северо-западе от станицы был посажен сосновый бор, на сегодняшний день здесь расположена база отдыха, куда приезжают люди на отдых со всей необъятной России. База отдыха расположена на высоком песчаном берегу Хопра  и окружена сосновым бором. Отдыхающие с восхищением отзываются об этом месте, и говорят ,что « побывав во многих местах отдыха такого экологически чистого места нигде не видели. «Это чистые, зеркальные воды Хопра, это божественно чистый воздух соснового бора и разнотравья, это берег батюшки Хопра  с его белым горячим песком, и экологически чистые продукты с подворий станичников – для нас это просто небесный рай».

В 50-60 годы при Хрущёве стали высаживать лесополосы: клен, ясень, берёза, тополя –это для задержания влаги на полях и защита от песков, а также благоустройство данной территории.

image

В начале 60-х и в 75-х годах от плотины станицы Тепикинской до начала хутора Дьяконовского  были посажены ещё 25 гектаров соснового бора. Мимо соснового бора  проложена  дорога с твёрдым покрытием, соединяющая    х.Дьяконовский  и  станицу Тепикинская.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Предложения по сохранению и развитию уникальных природных мест станицы Тепикинской:

Природа гармонична
В краю моём родном,
Питает нас духовно,
Не забывай о том.
И всё, что окружает,
С достоинством цени
И как зеницу ока
Её ты береги.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «Памятная книжка Войска Донского» за 1868 год. - С. 63/191 [Электронный ресурс] // Донская Государственная Публичная Библиотека: [web-сайт].  http://vivaldi.dspl.ru/donelibrary/book/multivol/bv0000066_%d0%9f%d0%b0%d0%bcb0_1868.vivaldi
  2. Сухоруков В.Д. Статистическое описание Земли донских казаков, составленное в 1822 – 32 годax. Новочеркасск, 1891.
  3. Номикосов С. Статистические описания Области Войска Донского. Новочеркасск, 1884. [Электронный ресурс] // Донская Государственная Публичная Библиотека: [web-сайт].
  4. Информаторы:
    Медведева А.Т., 1931 г.р.
    Обухова В.П., 1938 г.р.
  5. Исторические и статистические описания станиц и городов, посещаемых Г. Военным Министром при объезде Его Превосходительством  Области войска Донского в 1900 году.  [Электронный ресурс] // Донская Государственная Публичная Библиотека: [web-сайт].
  6. Тимощенков Иван Васильевич.  Труды по экономическому обследованию казачьих станиц Области войска Донского (с 1877 по 1907 г. вкл.). — Новочеркасск : Обл. в. Дон. тип., 1908 . — 134, 5, 16, 97-104, 97, 139, 81, 250 с. табл. [Электронный ресурс] // Донская Государственная Публичная Библиотека: [web-сайт]. http://vivaldi.dspl.ru/donelibrary/Book/Text/bx0000135_.pdf/details
  7. Карташов Ю.И. Казачьи населенные пункты Всевеликого Войска Донского в 1918 году [Электронный ресурс] // Верное казачество. Международная общественная организация: [web-сайт]. http://faithfulcossacks.mybb.ru/viewtopic.php?id=734
  8. Казачьи городки — расчеты образования по документальным данным [Электронный ресурс] // Ростовское Генеалогическое общество: [web-сайт]. http://www.rostgenealog.ru/pub/mcontents.php?id_material=8&id_mat_contents=18
  9. В.В. Когитин, М.А. Рыблова. Эволюция традиционного жилища донских казаков //http://fstanitsa.ru/way/evolyutsiya-traditsionnogo-zhilishcha-donskikh-kazakov[Электронный ресурс] //http://www.azovlib.ru/page/resurscbs/bazadannush/istoriya_goroda/kazachestvo/Evoluciya_zgilicha.htm
  10. Лазарев А. Г. Традиционное народное жилище донских казаков — казачий курень. — Ростов-на-Дону, 1998. — С. 51—52.
  11. Лащилин Б. У тихой светлой реки // Подъем, №2, 2004.
  12. Логинов А.Н. Поселения донских казаков в XVI—XIX веках. Волгоград: ГУ «Издатель», 2004. 45 с.: ил. [Электронный ресурс] // http://mironov-himochk.ucoz.ru/Sbor_kaz_lit/Pos_don_kaz.docx
  13. Луночкин А.В. Казачество: прошлое и настоящее Сб.  науч. тр. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. – 288 с.
  14. http://sor.volsu.ru/library/docs/00000407.pdf
  15. [Электронный ресурс] // Сайт Нехаевского района  http://nexaevka.do.am/forum/2-73-1
  16. Савицкая О.Н. Малые поселения в Культурном наследии края: Станица Тепикинская  Урюпинского района Волгоградской области в истории края [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания», №4(9). Декабрь 2010: [web-сайт].  http://grani.vspu.ru/files/publics/211_st.pdf
  17. Тимофеев П.Т. Хопер: история, быт, культура /Станицы по Хопру [Электронный ресурс] // Казачья сеть: [web-сайт]. http://cossackweb.narod.ru/kazaki/r_stnhpr.htm)
  18. Щаюк Ирина Александровна. Характерные особенности жилища казаков Прихоперья в ХVI – ХVIIIвв.

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: