Культура народов Сарай-Бату

Конкурсная работа

Номинация «Населенные пункты»
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

О Золотой Орде нам, школьникам, было известно только из исторических и литературных источников. Немногие из нас смотрели художественные или документальные фильмы о событиях 12-14 веков (Приложение № 1).

В прошлом году нашему классу посчастливилось побывать на экскурсии в Астраханской области, где в Селитерном городище найдены при раскопке остатки первой столицы Золотой Орды – Сарай-Бату, после которой интерес к событиям того периода резко возрос.

Располагалась столица примерно в 80 км севернее современного города Астрахань в районе села Селитренное Харабалинского района Астраханской области.

Раскоп был начат в 1931 (1965) году и продолжался с перерывами до 2011 года. В Сарай-Бату, на Селитренном городище, было найдено множество строений с убранством, различные стеклянные, металлические и керамические изделия того времени, монеты древней чеканки.

Нас познакомили с раскопами дома 13 века. Стены дома были выложены из обожженных глиняных кирпичей. Экскурсовод рассказал и показал, где, что и как располагалось в доме. Так же в земле можно было найти остатки костей и осколки глиняных изделий (Приложение № 2).

После раскопа посетили декорации к фильму «Орда», съемки которого проходили с середины июня до начала декабря 2010 года. «Орда» (рабочее название – «Святитель Алексий») – художественный фильм режиссера Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова, действие которого происходит в Золотой Орде.

На живописном обрывистом берегу реки Ахтубы на двух гектарах была возведена декорация золотоордынской столицы: ханский дворец и узкие извилистые улочки города с домами-мазанками, где жили ремесленники и торговцы. Для фильма было сшито более тысячи костюмов. Работа текла и в холода и в жару, даже при пылевых бурях.

В 2011 году по инициативе губернатора Александра Жилкина на базе декорации создается новый туристический центр Астраханской области с наименованием «Сарай-Бату – столица Золотой Орды».

За год здесь на экскурсии побывало несколько тысяч человек. По-нашему мнению, это очень маленькая цифра. Главными причинами низкого посещения Сарай-Бату являются: удаленность от крупных городов (4-5 часов занимает поездка на автобусе; с мая по сентябрь здесь преобладают высокие температуры и сильные ветры; отсутствие больших и малых населенных пунктов и воды на больших расстояниях; слабая информированность о новом экскурсионном маршруте.

Так появилась идея подготовить исследовательскую работу по теме «Культура народов Сарай-Бату».

Цель: выявить, насколько достоверно культура народов Сарай-Бату, отраженная в исторической литературе, показана в новом туристическом центре Астраханской области «Сарай-Бату – столица Золотой Орды».

Задачи:

  1. На основе исторической литературы изучить историю возникновения Сарай-Бату – столицы Золотой Орды и культуру его народов.

  2. Дать оценку природным условиям территории Сарай-Бату.

  3. Познакомиться с сюжетом фильма А. Прошкина «Орда» и декорациями на съемочной площадке села Селитренное Харабалинского района Астраханской области.

  4. Подготовить видеоотчет и мультимедийную презентацию для проведения заочной экскурсии в город Сарай-Бату для обучающихся и их родителей.

Методы исследования: анализ научной литературы, изучение архивных материалов, материалов раскопа и Интернет-ресурсов, беседы с очевидцами.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Глава 1.

  1. 1 Завоевания Золотой Орды

ВначалеXIIIвека произошло объединение многочисленных монгольских и тюркоязычных племен, издревле живших в степях Центральной Азии, к северу от Китая и южнее озера Байкал. Образовалось раннефеодальное государство во главе с предводителем одного из монгольских племен Темучином. Став правителем государства в 1206 году, он принял имя Чингисхан.

Это был выдающийся государственный деятель и талантливый полководец. Он поставил перед монголами задачу – завоевать весь мир (Приложение № 3).

Он создал кодекс законов нового государства, известный под названием «Великая яса». Широкую известность далеко за пределами Монголии приобрели изречения Чингисхана, высказанные в основном в стихотворной форме. Они назывались, кстати, тюркским словом «белек» (знание). В древности и в средние века многим выдающимся государственным деятелям наибольшую известность приносили их военные победы и завоевания, что и произошло с Чингисханом.

Из «Великой ясы» Чингисхана:

«Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет он женат или нет».

«Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза».

«Кто найдет раба или убежавшего пленника и не возвратит тому, у кого он был в руках, подвергнется смерти».

«Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца долю наследства».

«По смерти отца сын распоряжается судьбою его жен за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их замуж за другого».

«Запрещено под страхом смерти провозглашать кого-либо императором, если он не был предварительно избран князьями, ханами, вельможами и другими монгольскими знатными людьми на общем совете».

С 1206по1220год с некоторыми перерывами были завоеваны Северный Китай и Средняя Азия с центрами античной и раннесредневековой цивилизации, среди которых – славный Хорезм во главе с его Могущественным правителем Мухаммедом II. Вслед за Средней Азией пал Иран, оттуда армия Чингисхана дошла до Багдада. Арабский халифат был повержен. Затем монгольская армия повернула на север, завоевала Закавказье, а весной 1223 года через Дербентские ворота вышла в степи Северного Кавказа, занятые кипчакскими племенами – половцами.

Кипчакские ханы, видя, какой огромной силой обладают монголы, обратились к русским князьям с предложением о военном союзе против завоевателей. Такой союз был заключен, и 5 мая 1223 года объединенное кипчакско-русское войско встретилось лицом к лицу с монгольской армией в генеральном сражении на реке Калке. Сражение закончилось полным разгромом союзников.

После этого победоносная монгольская армия вернулась на родину. Завоеванные земли вошли в состав огромной Монгольской империи, простиравшейся от Тихого океана до Черного моря.

Отметим, что в создании этой империи и в завоевательных походах Чингисхана участвовали многочисленные тюркские племена и народы, в их числе и татары. Татары жили южнее монголов Восточного Забайкалья и современных монгольских степей. Они соприкасались с монголами, постоянно общались с ними и были вовлечены в процесс создания Монгольского государства.

В китайских, монгольских и персидских источниках татары, в отличие от монголов, представляются племенами иного этноса, а именно тюркского. Китайские источники выделяют белых татар, называя так онгутов (по-монгольски – чаган-татар). От белых татар отличались дикие и черные татары – к ним относились собственно монголы.

С самого начала взаимоотношения монголов с Древними татарами были довольно натянутыми и со временем превратились в кровную вражду. Чингисхан обвинял татар в том, что они отравили его отца Есугей-багатура. Он приказал истребить татар. Однако, несмотря на несколько таких распоряжений, невозможно было истребить многочисленные татарские племена.

Выдающийся историк средневековья Рашидаддин (XIV век), он же везир иранского правителя Газан-хана, в своем классическом труде «Сборник летописей» перечислил 14 тюркских племен, одно из самых больших назвал татарами, составлявшими 70 тысяч юрт (домов, семей). Вот как характеризовал он татар: «Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали под их именем и все назывались татарами».

Очевидно, в многогранной совместной деятельности по созданию большого государства происходило взаимное сближение, смешение и ассимиляция монголов и татар. Известно, что Чингисхан знал татарский язык. В его «Великой ясе» встречается много тюрко-татарских терминов и титулов. У него были из татар две жены и еще приемный сын. Верховным судьей империи и одним из крупных военачальников был татарин Шики-Хутуку.

С началом завоевательных походов татар стали широко использовать в монгольской армии, выставляя их отряды в авангард наступающих сил. Монгольские правители насильно включали в свою армию и воинов других подчиненных народов и заставляли их называться впредь именем ненавистных татар. Все это привело к тому, что название татар широко распространилось и даже монгольское нашествие нередко воспринималось как татарское (Приложение № 4).

В 1227 году в возрасте 72 лет Чингисхан умер. До своей смерти он разделил империю между четырьмя сыновьями: Угэде получил собственно Монголию и Северный Китай; Тулуй – иранские владения; Чагатай – Мавераннахр и Семиречье (Средняя Азия и Южный Казахстан); старшему сыну, Джучи, достались Хорезм, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь) и остальные земли на северо-западе (Волжская Булгария, угро-финские владения, Русь), которые предстояло еще завоевать. Указанные части Монгольской империи назывались улусами.

Джучи умер в том же 1227 году. Его улус перешел к одному из сыновей – Вату. Попытки Вату завоевать земли волжских булгар, предпринятые в 1229 и 1232 годах, окончились неудачей. Сил у него явно не хватило. Тогда он обратился к другим монгольским правителям из дома Чингисхана (чингисидам) за военной помощью.

В 1235 году войско возглавил внук Чингисхана Батый. Он стал правителем Монгольской империи. В это государство вошли земли волжских булгар, Половецкая степь, Крым, Приуралье, Западная Сибирь, часть Средней Азии.

На Руси это государство называли Золотой Ордой (Приложение № 5). Его столицей стал Сарай. Ордынское владычество оказало влияние на все стороны русской жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.

Общее число городов Золотой Орды приближалось к 150. Крупными центрами торговли были Барай-Бату, Сарай-Берке, Увек, Казань и другие.

 

  1. 2 Природные условия Нижнего Поволжья

Ни один из живших в древности на землях Нижнего Поволжья степных народов не сохранился на прежнем месте: все они были сметены вихрями переселений и отброшены к окраинам Великой Степи. Даже Ра – Итиль – Волга не смогла стать преградой в непрерывном движении кочевников с востока на запад. От великих когда-то степных племен уцелело только то, что могла сохранить земля, - курганы, погребения, каменные бабы.

Конечно, не всех уносили волны переселений. Часть жителей цеплялись за реки, в тиши влажных долин развивали ремесла, сеяли хлеб, строили города.

В 7 веке здесь поселились хазары, которые распространились по тогдашней береговой линии, ныне находящейся на 6 м ниже уровня Каспия. Они обрели богатейшие рыбные угодья, места для охоты на водоплавающую птицу и выпасы для коней на склонах бэровских бугров. Воинственные аланы и гунны не были опасны для живших в дельте хазар. Жизнь в дельте сосредоточена около притоков с быстрым течением и густыми зарослями тростника на берегах. Водно-болотные угодья стали естественной крепостью для хазар.

Хазары и другие этносы низовий Волги жили в состоянии равновесия с природой и друг с другом. Они брали от природы только избыток, которым она могла поделиться: рыбу, виноград и плоды из садов.

Хазарское государство с самого начала своего существования установило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Причем решающую роль играл маршрут вдоль западного побережья Каспийского моря к устью Волги, затем вверх по ней до Переволоки, где он разветвлялся на два направления: одно – вверх в земли булгар, а другое – на Дон, к Азовскому и Черному морям в Византию и земли славян.

Контроль над Волжским путем и его ответвлениями был для хазар тем более важен, потому что с начала 17 века водные пути Восточной Европы использовались скандинавскими купцами – основными поставщиками в страны Востока мехов, янтаря, моржового зуба. Стремление хазарской верхушки держать в своих руках транзитную торговлю с Востоком приводит к переносу столицы в дельту Волги, в город Хамлидж, переименованный в Итиль.

Хазарское государство процветало несколько веков. За это время в Нижнем Поволжье появляются первые укрепленные пункты и даже города.

В 9 и 10 веках в Великой Степи поднимается новая волна переселения кочевых народов. Здесь появляются печенеги, венгры, огузы, половцы. Удар Хазарии нанесла Русь. Войска киевского князя Святослава разгромили многолюдные города некогда крупнейшей державы.

В эпоху монгольского завоевания Нижнее Поволжье становится центром обширного и сильнейшего в Восточной Европе государственного образования – Золотой Орды, которая контролировала не только Волжский путь, но и маршрут Восток – Запад.

На смену кочевым племенам Нижнее Поволжье превращается в зону сплошной оседлости. Именно здесь размещались обе столицы – Старый и Новый Сарай. Монгольские ханы всячески поощряли торговлю, отлично понимая, что только за счет военной добычи невозможно обеспечить процветание государства.

В 14 веке Сарай был крупнейшим городом на Волге, где жили монголы, асы (аланы), кипчаки, черкесы, русские и византийцы. Здесь сходились товары из стран Закавказья и Ирана, Египта и Сирии, Руси, Прикамья, Средней Азии и Китая.

Целый век Нижнее Поволжье являлось центром торговли и ремесел на огромных пространствах Азии и Европы. Но почти все города края оказались разрушены и сожжены войсками Тимура во время его похода в 1395 году против Золотой Орды. После ее распада Нижнее Поволжье оказалось поделенным в основном между Астраханским ханством и Ногайской Ордой. Торговое значение региона снизилось – главные торговые пути из Средней Азии, Персии, Крыма и Московии теперь пересекались в Казани.

В 1552 году к Московскому государству было присоединено Казанское ханство. В 1556 году московская рать беспрепятственно вошла в Астрахань. Местные князья присягнули на верность русскому государю. Для удержания города в покорности в нем был оставлен гарнизон, защищавший южные пределы Московского государства. Решалась и другая военно-стратегическая задача: расчленить степь и не дать возможность объединиться большим силам степняков. В конце 16 века на месте переправ через Волгу начали строиться первые крепости: в 1589 году – Царицын, в 1590 году – Саратов.

Позднее кочевые народы занимались скотоводством, а татары и другие народы, населяющие эти места, - пашенным земледелием. По мере движения на юг и окончательном расселении в прикаспийских полупустынных и одновременно заливных лиманных землях происходит полное изменение хозяйственно-культурного типа. От земледелия остается лишь возделывание в небольших размерах проса, а основу хозяйства составляют скотоводство, рыболовство и бахчеводство.

 

Глава 2.

2.1. Культура народов столицы Золотой Орды – Сарай-Бату

Сарай-Бату – город, который был основан в начале 1250-х годах чингизидом Бату. Первое упоминание в источниках относится к 1254 году в книге Рубрука «Путешествие в восточные страны».

Вначале это была ставка кочевья, со временем переросшая в город. Сарай-Бату был главным политическим центром Золотой Орды, но экономическим центром, как свидетельствуют источники, стал не сразу.

В 1261 году Сарай-Бату стал центром новообразованной Сарайской епархии Русской церкви, а в 1315 году – католического епископства.

Сарай-Бату протянулся вдоль левого берега Ахтубы на 10-15 километров. Ахтуба – наиболее крупный рукав, который отделяется от Волги у г. Волжского. Название Ахтубы тюркского происхождения: «ак» - белый, «тема» - холм (белые холмы), по другому варианту – глубокий омут. Ахтуба постепенно меняла свое название, о чем свидетельствуют названия ериков: Старая Ахтуба, Новая Ахтуба. Левый берег Ахтубы во многих местах обрывистый, правый берег – низкий аллювиальный. Русло имеет ширину 200-300 м.

В период нахождения на берегу Сарай Бату река была значительно полноводней. У местных жителей всегда была возможность пополнять съестные запасы рыбными богатствами. Близость к реке позволяла утолить жажду, отдохнуть в тени деревьев, использовать чистую воду в быту.

Площадь города, по оценке Ф.В. Баллода, составляла около 36 кв.км, что может быть достоверным, только, если учитывать окружавшие собственно город поместья и усадьбы: городские кварталы, по современным археологическим данным, занимали площадь примерно 10 кв. км.

В Сарай-Бату проживало около 75 000 человек. Население было многонациональным: здесь жили кыпчаки, монголы, черкесы, византийцы, русские, аланы и другие народы. Многонациональность Сарай-Бату требовала четкого разделения – каждая этническая группа проживала в своем квартале, где было все необходимое для жизни: школа, церковь, базар, кладбище.

Знатные и общественные здания строились из обожженного кирпича с использованием известкового раствора, а дома обычных жителей Сарай-Бату – из дерева или сырцового кирпича. Город имел канализацию и водоснабжение.

В Сарай-Бату был большой русский квартал. В городе имелись кварталы ремесленников: гончаров, ювелиров, стеклодувов, косторезов, мастеров по выплавке и обработке металлов. Первые монеты здесь были выпущены примерно в 1282 году, при хане Туда-Менгу (Приложение № 6).

В городе было 13 мечетей для соборной службы. Кроме этих, там было еще много других мечетей. На самом высоком холме над берегом Ахтубы высился ханский дворец. Легенды рассказывают, что дворец Бату – хана был украшен золотом, поэтому и все государство и стало называться Золотой Ордой. Купцы свозили сюда драгоценные ткани, меха, оружие, ювелирные украшения и рабов. Археологи обнаружили большую мастерскую по производству керамики, оконного стекла, посуды из красной глины, посуды с прекрасной глазурью из кашина, изделия из камня, кости, кожи, прекрасные ткани и др.

Раскопано несколько печей, в которых обжигалась нарядная, пестрая, радующая глаз цветная «поливная», как говорят археологи, посуда, чаши типа пиал, кувшины, светильники. Раскопана ювелирная мастерская по производству бус, перстней, браслетов, пуговиц, подвесок. Лепили чаши на гончарном круге. Город с красивыми базарами и широкими улицами. Этот город за короткие сроки расширялся среди степей руками рабов – ремесленников, пригнанных сюда со всех концов света. Не удивительно, что и архитектура и искусство, и материальная культура этого города несли явный отпечаток всех тех мест, откуда (не по своей воле) пришли их созидатели. Вопреки распространенному мнению о том, что культура Золотой Орды была варварской и низкой по своему уровню, учеными подтверждено обратное. Письменные источники, происходящие собственно из Золотой Орды, малочисленны и маловыразительны. Эта культура была синкретичной, она впитала в себя русскую, среднеазиатскую, закавказскую и монгольскую культуры. Православные церкви мирно соседствовали с мусульманскими, и иудаистскими и другими культовыми сооружениями.

Границы Сарай-Бату шагнули далеко в степь, и на берегах Ахтубы выросли необыкновенной красоты мечети, медресе, бани, крытые базары, ханакки (смесь кемпинга и гостиницы – в настоящее время), великолепные дома и дворцы, мавзолеи.

В городе постепенно развивалось земледелие, виноградарство, бахчеводство. Десятки тысяч дигирных установок поднимали воду из Ахтубы в арыки и водопроводы, трубы которых были сделаны из прекрасной глины и сохранили свои функциональные свойства до сегодняшнего дня. Развивалась и торговля. Со всех концов света съезжались в Сарай-Бату купцы. Из Прибалтики и русских земель, Мордовии и Сибири, Кореи, Китая, Индии, Хулагуидского Ирана, Западной Европы и Западной Америки. Со всех сторон подходы к Сараю отмечены цепочками караван – Сарай, в которых путники могли не только отдохнуть, но и были уверены за сохранность своего товара и своих жизней. В Сарай-Бату люди наслаждались жизнью среди садов – даже степь не смогла отвоевать у них драгоценную воду, поступавшую по специальным каналам. Это был рай среди пустыни. Это был великолепный город.

Население города помимо скотоводства занималось также охотничьим промыслом. Промысловая охота была распространена главным образом в более северных улусах, например, в Западной Сибири, и то в ранний период. В той земле выращивали много различных плодов: виноград, гранат, айву, яблоки, груши, абрикосы, персики, орехи, высокий сорт дыни. В их городах разводится много овощей, как-то: брюква, репа, капуста и другие. Со временем роль земледелия еще более возросла. Даже южную степную зону нельзя было уже представить без посевов злаковых культур. Конечно, речь не идет о бесконечных степных просторах, покрытых колышущейся от ветра пшеницей, – эта седая степь была покрыта кобылью, основным питанием для скота; много было и солончаковой земли. Земледельческими районами нужно представлять главным образом прибрежные зоны, водоразделы средних и малых рек и т. Д. Иосифат Барбаро так характеризует хлебные татарские земли на юге: «Земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам-пятьдесят. – причем она высотой равна падуанской пшенице, – а урожай проса – сам-сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи», т. е. не успевают убрать.

 

2.2. Сарай-Бату спустя 800 лет

Со времен завоевания Золотой Ордой огромных территорий прошло много лет. Но до сих пор интерес к культуре народов того времени, его быту и обычаям не угас.

Экскурсия в Сарай-Бату и анализ материалов Интернет-ресурсов не раз подтвердило наше предположение.

Сегодня Сарай-Бату находится в 40 км от города Харабали Астраханской области, признан археологическим памятником 13 века.

На живописном обрывистом берегу реки Ахтубы на двух гектарах была возведена декорация золотоордынской столицы: ханский дворец и узкие извилистые улочки города с домами-мазанками, где жили ремесленники и торговцы (Приложение № 7).

Декорации были ограждены высокой стеной. Сразу у ворот нас встретил экскурсовод. Мы вошли внутрь, и перед нами раскинулось огромное пространство. Все здания, так же как и стена были из глины. Справа можно было увидеть небольшие отверстия – входы в дома рабов, которые располагались под землей. Проходя дальше, обратили внимание на огромные резные деревянные ворота. Это ворота в ханский дворец. Рядом был сооружен небольшой навес из палок и кожи, а под ним находилась железная пушка и несколько ядер.

Очень интересным было водяное колесо. Оно было сделано из глиняных кувшинов, привязанных веревками к деревянной основе. Это водяная мельница, а рядом с ней построено здание бани. Нам рассказывали об устройстве водопровода в городе… И это в 13 веке!

Пугающее впечатление произвела комната пыток, в которой находились различные приборы: виселица, стул с шипами, плетки, приделанные к стене кандалы.

Интересно было показано, как делались деньги в ту пору. Мастерам нужно было обладать немалой силой, чтобы чеканить монеты.

Экскурсовод подробно рассказала о съемках фильма «Орда». По приезду в Волгоград полученные сведения нами были дополнены из Интернет-ресурсов.

Для фильма было сшито более тысячи костюмов, построены натурные декорации Москвы XIV века и столицы Золотой Орды. Создатели фильма консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок.

В поисках актеров создатели фильма объехали практически всю бывшую советскую Азию и даже Монголию. В фильме играют и татары, и казахи, и киргизы, и тувинцы, и калмыки, и буряты. Основные ордынские роли исполнили Андрей Панин и якутские актеры – Алексей Егоров, Федот Львов и Иннокентий Дакаяров. Из всего актерского состава татаркой по национальности является только Роза Хайруллина (исполнительница главной роли).

В массовых сценах фильма участвовали около трехсот жителей (в основном восточной внешности) из близлежащих сел Харабалинского района (где половину населения составляют казахи) и более ста местных наездников. Во время съемок в степях киногруппа работала в экстремальных условиях: жара порою достигала 50-ти градусов, случались и пыльные бури, которые ломали декорации и аппаратуру. Однажды исполнителя одной из главных ролей, якутского актера Федота Львова, укусил каракурт, и Федот два дня провел в больнице.

Герои фильма говорят на карачаево-балкарском языке, близком к среднекыпчакскому, на котором в XIV веке говорили в Золотой Орде. Консультации при переводе текста оказывали балкарские деятели культуры Музафар и Фатимат Таукеновы. За тем, чтобы актеры во время съемок и озвучивания правильно произносили текст, следили переводчики.

Режиссер фильма «Орда» Андрей Прошкин в одном из интервью подчеркнул: «Павильоны мы строили на «Мосфильме», и к нам даже экскурсии ходили! Я считаю, что у нас был очень талантливый художник Сергей Февралев. Человек, который умеет не только придумать, но и воплотить свои идеи в жизнь, сделать. У нас были сложные декорации и с бассейнами, и с горящими печами. Для одной из декораций, например, были сделаны специальные облицовочные плитки. Причем Сергей заставил каждую плитку расписать и сделать вручную, а потом покрыть лаком. Декоратор ему говорил, что это все ерунда и это давно делают машины. Но именно потому, что это было сделано руками, и складывалось полное ощущение реальности происходящего.

На пресс-конференции после показа фильма на 34-м Международном Московском кинофестивале режиссер А. Прошкин сказал, что создатели не ставили целью создание скрупулезной исторической картины, а отталкивались от ремарки в сценарии: «Показался глиняный город, которого уже никогда не будет на земле, а может, никогда и не было». Режиссер подчеркнул, что снимался некий миф, в фильме есть мотивы ордынские, там есть мотивы азиатские и африканские, но главное, там фантазия художников, перед которыми ставилась задача не быть реалистами, не копировать какие-то вещи, а использовать фантазию, создавать новое, отталкиваясь от реальности. Столица Золотой Орды предстает неким почти марсианским для нашего глаза городом.

Нам показалось, что на территории Астраханской области, действительно, сохранился древний город, по которому можно бродить и даже участвовать в тех или иных событиях местного населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Изучение исторической литературы и поездка в Сарай-Бату позволила сформулировать некоторые выводы:

  1. Декорации к фильму «Орда» достоверно отражают события 13-14 веков. Подтверждением того являются не только воссоздание декораций того времени и постоянное консультирование с археологами и учеными, но и использование материалов, найденных на раскопе.

  2. Часто бытует мнение, что представители Золотой Орды были жестокими и беспощадными людьми, которые часто делали набеги на соседние народы, грабили и убивали людей. На основе наших исследований выявлено, что в отдельные периоды (период затишья) жители Золотой Орды старались найти себе приют в столице, чтобы заняться хозяйством, посвятить себя семье. Доказательством того являются прочные здания, водопровод, канализация, предметы костюмов и быта, которые были интересны европейским и азиатским народам.

Для нас, школьников, главным является и тот факт, что мы продолжаем изучать культуру народов древнего города и стараемся более подробно исследовать традиции людей, проживающих в Сарай-Бату.

Среди построек в селе Селитренное находилась сувенирная лавка. Она была представлена в виде небольшой деревянной тележки на колесах, с навесом из кожи. Там нам продемонстрировали щиты и шлемы, меховые шапки, монеты… Конечно же, там продавали и сувениры на память.

Поездка была довольно длительной, мне она понравилась. Мы узнали много нового о жизни в Сарай-Бату и Золотой Орде, о жителях, их культуре, о правилах и порядках людей 12-13 веков…

Результатом поездки является фотоотчет о Сарай-Бату и мультимедийная презентация для проведения заочной экскурсии в столицу Золотой Орды для школьников и их родителей.

Дополнительно мы провели опрос среди школьников: насколько им понравилась данная экскурсия. Результаты показаны графически (Приложение № 8).

Приложение № 8. Анкета для обучающихся  

1. О Сарай-Бату:

А) мне было известно и ранее из средств массовой информации;
Б) читал в книгах;
Б) слышал первый раз.

2. Считаю, что заочная экскурсия:

А) интересна и познавательна;
Б) позволяет узнать много нового;
В) мне была неинтересна, и я время потратил зря.

3. В ближайшее время:

А) я бы очень хотел посетить Сарай-Бату;
Б) хотел бы прочитать о Сарай-Бату в различных источниках;
В) фотографии Сарай-Бату хотел бы посмотреть в Интернете;
г) данный город меня не заинтересовал.

4. Хотели бы вы принять участие в викторине по теме «Культура народов Сарай-Бату»:

А) да
Б) нет
В) не знаю

5. Хотели бы вы посетить Сарай-Бату в Астраханской области:

А) да
Б) нет
В) не знаю

 

 Обработка Анкеты для обучающихся:

1. О Сарай-Бату:

А) мне было известно и ранее из средств массовой информации – 16 (19%);
Б) читал в книгах – 28 (33%)
В) смотрел в фильмах – 14 (16%)
Г) слышал первый раз – 17 (20%)
Д) не ответили – 11 (13%)

2. Считаю, что заочная экскурсия:

А) интересна и познавательна – 64 (76%)
Б) позволяет узнать много нового – 74 (88%)
В) мне была неинтересна, и я время потратил зря – 3 (4%)
Г) не ответили – 6 (7%)

3. В ближайшее время:

А) хотел бы прочитать о Сарай-Бату в различных источниках – 24 (28%)
Б) фотографии Сарай-Бату хотел бы посмотреть в Интернете – 32 (38%)
В) данный город меня не заинтересовал – 8 (10%)

4.Хотели бы вы принять участие в викторине по теме «Культура народов Сарай-Бату»:

А) да – 52 (62%)
Б) нет – 13 (15%)
В) не знаю – 19 (23%)

5. Хотели бы вы посетить Сарай-Бату в Астраханской области:

А) да – 61 (73%)
Б) нет – 5 (6%)
В) не знаю – 18 (21%)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Список использованных источников и литературы.

  1. Волгоград – четыре века истории // Сост. В.И. Томарев, Б.С. Абалихин, Л.С. Орлова, А.А. Левин и др. – Волгоград, 1989.

  2. Природные комплексы и биоразнообразие долины Нижней Волги: учебное пособие / под ред. Г.Ю. Клинковой, В.А. Селищевой. – М.: Планета, 2011. – 256 с.

  3. Чистяков С.Е. История родного города в истории страны. – Волгоград: Изд-во ВГАПКРО, 1990.

  4. Ян В.Г. Чингисхан. – Воронеж, 1987.

 

Ресурсы сети Интернет

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Орда (фильм).

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: