"Коза"

Конкурсная работа

Номинация «Живой символ малой родины».
_______________________________________________________________________________________________________

ФОТОГРАФИИ:

 

_______________________________________________________________________________________________________

ПИСЬМЕННОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА «ЖИВОГО СИМВОЛА»:
объемом от 1 800 до 5 400 символов.

Коза.

«За окошком злится вьюга, все тропинки замело,
Ну, а мне совсем не зябко, в доме тихо и тепло.
Запою тихонько песню, в руки спицы я возьму   
И сегодня в день ненастный сказку летнюю свяжу:
С молодых зеленых листьев я сплету венок большой,                                                                                                                    
Кое-где пускай мелькает колокольчик голубой,                                                                                                                               Посередке раскидаю белых ландышей букет...                                                                                                                              
В зимний вечер - я-то знаю - ничего милее нет!                                                                                                                              
И узор вязать сегодня мне ни чуточку не лень -                                                                                                                              
Пусть согреет моя сказка чью-то душу в зимний день...»                                                                                                                         Стихотворение неизвестной мастерицы.

Издавна славился прихопёрский край богатой Покровской ярмаркой. С разных угол­ков страны собирала она купцов. Из всех регионов России, а так­же из стран ближнего зару­бежья ехали сюда купцы за главным товаром - вязаными издели­ями из пуха: платками, ша­лями, косынками, шарфа­ми. Более ста лет насчитывает этот промысел. Родоначальники этого промысла - прабабушки современных мастериц - вязали варежки и носки из козьего пуха только для себя, для родных и близких. В старые времена вязание было испытанием для невест. Перед замужеством девушка должна была связать жениху шарф и перчатки, чтобы доказать свое право стать хозяйкой в его доме.Позже на козьем пухе стали зарабатывать. Пуховые платки вязали не только для собственных нужд, но и на продажу. Главное достоинство таких платков – добротность и способность согревать в холод и  стужу

С недавнего времени у нас появилась уникальная достопримечательность, которой нет больше в мире - памятник козе с козленочком. Памятник козе –кормилице.  Ведь Урюпинская коза считается особенной, ее пух длинный, прочный, красивого цвета- серый с голубым оттенком. Платки и шали похожи на меховые накидки. Многие пытались вывести Хоперскую козу в другие места, подальше, пух терял все свои качества.

Моя прабабушка говорила, коза  спасла их семью во время голода, меняли  пуховые изделия на продукты, коза спасала во время войны наших бойцов.  Прабабушка рассказывала, как во время войны она со своими подружками помогали фронту. Вязали различные пуховые изделия, особенно носки и варежки, варежки вязались «с большим и указательным пальцем», что бы было легче стрелять из оружия. Но на фронт  вязали так же и платки, теплые и толстые, они были нужны женщинам, которые воевали. В военные годы пуховое изделие ценилось не за красоту, а за то что было теплым. Прабабушка всегда с теплотой вспоминала те трудные военные годы, особенно вечера, когда они с подружками сидели до утра с лампой, рассказывали о житье-бытье, о событиях на фронте. Вместе радовались письмам с фронта, вместе горевали, если получали известия о гибели хуторян.  Вместе пели песни  и вязали для фронта.

У нас на хуторе держат коз, но уже меньше, но все равно о козе говорят с теплотой, как о КОРМИЛИЦЕ, так как  до сих пор  и стар, и мал  вяжут у нас платки, косынки и носки. Продают, дарят и с большим удовольствием носят сами свое изделие.