Деревья тоже воевали

Конкурсная работа

Номинация «Живой символ малой родины».
_______________________________________________________________________________________________________

ФОТОГРАФИИ:

 

_______________________________________________________________________________________________________

ПИСЬМЕННОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА «ЖИВОГО СИМВОЛА»:
объемом от 1 800 до 5 400 символов.

Деревья тоже воевали

Объект исследования: процесс экологического воспитания в стенках Волгоградского мужского педагогического лицея.

Предмет исследования: процесс педагогического сопровождения профессионально - нравственного становления будущего учителя в педагогическом лицее.

Цель исследования: обоснование педагогических средств в экологическом и патриотическом воспитании лицеистов с целью профессионально- нравственного становления будущего учителя.
Проблема исследования:

«Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против близких. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким». Так сказал Аристотель.
Пройдёт время, и другой философ- Гегель разовьёт эту мысль таким образом:
« Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то это ещё не добродетель; добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера.
Это верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врождённые и не генетический код передает их. Их нужно воспитывать. И желательно ни нотациями и нравоучениями, а правильно организованными и полезными воспитательными делами.
Задачи исследования:

Формирование экологического мировоззрения, отказ от потребительского подхода к природе,
Определение своей личной причастности к проблемам сохранения окружающей среды и живым символом родины.
Активизация работы по патриотическому воспитанию.
Совершенствование методов исследовательской работы в области краеведения.
Гипотеза исследования:

Экологическое воспитание школьников будет более успешным, если будет активизирован гражданский потенциал общественности в решении социально-экономических проблем с привлечением детей к такой социально- значимой работе. Это будет способствовать улучшению эколого-образовательной базы в учреждениях образования, определению в выборе будущей профессии, раскрытия человека с лучшей стороны, расширения знаний и умений учащихся, способствовать самообразованию, самореализации личности, формированию патриотизма и гражданственности.
Организация такой деятельности в школах позволит ощутить вкус труда успешного, коллективного, увидеть его плоды и определить его значение.
Организация экологического воспитания в школах позволяет ощутить свою личную причастность к самому главному делу на земле-сохранению жизни.

Давно отгремели залпы Вел Дикой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить и трудиться под мирным небом. Немало памятников и обелисков появилось на нашей многострадальной земле. Они призывают не забывать трагедий войны. Но есть и другие памятники, живые, которые тоже напоминают о военном времени. Эти памятники-деревья.
Их обжигала
Пламенем война,
Под их шатрами
Умирали люди.
И потому,
быть может
Седина
На их коре,
Что путь был
Очень труден...
Стоят в веках
Свидетели войны.
Они всю жизнь
Глядят в реку
С обрыва...
И каждому прохожему
Видны
Дубы,
Напоминающие
Взрывы...
И. Гончаров
Много могли бы рассказать о войне деревья. Видели они, как в памятном сорок первом году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, заполыхали в небе огненные всполохи, охватил города и села, леса и поля черный дым пожарищ. На защиту отчего края от немецко-фашистских захватчиков поднялась вся страна. И вместе с народом на защиту Родины встали леса.
Деревья тоже воевали,
Как стяги, головы подняв.
Где нужно, гордо умирали,
С груди своей листву сорвав.
Бывали и в кругу пожарищ,
И в окружности врага...
Солдат спасали в битвах жарких,
Раскинули ветви, как рога.
Земли родной тревоги, беды,
По-настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый,
Корнями Родину Обняв.
Шумели, словно призывали
Идти войною на войну...
И вместе с нами отстояли
Всю необъятную страну.
Г. Гармата

Самым любимым деревом у нашего народа издавна была березка. Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, лечила от недугов, верно хранила девичьи тайны, собирала в праздники на веселье молодежь. Береза делила с народом радость и грусть в мирное время, разделяла она тяготы войны.
Ты ее увидишь- и забьется сердце...
Сколько о березе сложено стихов!
Может быть, довольно,? Но куда же деться,
Если песня в сердце созревает вновь?

Потому что помню: в новенькой шинели
Я почти мальчишкой уходил на фронт,
И березы тихо мне вслед глядели,
Русский посылая до земли поклон.

Потому что помню небо в грозных грозах.
И, когда упал я, ранен, чуть живой,
Надо мной склонилась белая береза
Доброй милосердия сестрой.

И во мне воскресили молодые силы,
Солнце засияло, засветила высь!
Красота России, чистота России
В ней, в березе белой, на века сплелись.

И. Светличный

Невозможно представить нашу Родину без березовых рощ. Полстраны украсила белоствольная красавица. Удивительная красота и чистота, простота и теплота соединились в ней. В дни военных испытаний береза волновала сердца, поднимала в душе великую любовь к отчему краю, вселяла веру в победу.
Деревья тоже воевали
И нас спасали от войны:
Стволы под пули
Подставляли
И гибли гордыми они.
И партизанили деревья.
Горели их
Сердца-костры.
А пламя,
Как знамена,
Реяло,
Укрывшись в зарослях
Пустых.
Деревья тоже воевали
И стойко вынесли войну.
Деревья тоже умирали,
Корнями
К Родине
Прильнув.
Н. Королева

Ни днем, ни ночью фашисты не знали покоя на оккупированной территории. Летели под откос вражеские эшелоны с техникой, взрывались мосты, на дорогах подрывались автомашины с гитлеровцами. В тылу врага шла партизанская война. И, как верный друг, лес помогал народным мстителям.
Лесные массивы с давних пор служили нашей Родине надежным бастионом против врагов. В суровые годы тягчайших исторических испытаний леса, расположенные на пути оккупантов, превращались в неприступные и труднопреодолимые преграды, сдерживали натиск врагов, истощали их силы, вселяли суеверный страх. И эти же леса спасали от верной гибели миллионы мирных русских людей, укрывали склады оружия и раненых воинов. Они становились родным домом для партизан и боевых частей армии, действовавших в тылу противника. Исторически сложилось так, что особенно почетна воинская слава тульских засек, калининских, новгородских, псковских, белорусских, брянских, украинских, карельских, калужских, смоленских, ленинградских лесов.

На каждом шагу мерещились партизаны. В сумерках даже одиноко стоящие дерево заставляло фашистов трепетать от страха. Особенно они боялись лесных массивов, где за любым кустом, любым пригорком их могла настигнуть смерть.
Во всех районах прифронтовой полосы леса были сильно повреждены. В бессильной злобе оккупанты громили их артиллерией, бомбили наугад обширные районы предполагаемого местонахождения партизанских отрядов, жгли леса, стараясь «выкурить» партизан, крушили танками во время танковой карательной операции, минировали лес, лесные дороги и опушки.
Н. Граве

Деревья ложились плашмя, как солдаты,
Редели ряды с каждым днем.
А немцы сжигали лесные квадраты
Губительным, шквальным огнем.
Строчил пулемет в амбразуре бетонной,
Покоя не знал гарнизон.
Наш лес партизанский, могучий, зеленый,
Весной наступал на бетон.
Под камнями кости захватчиков тлеют,
Их каски ржавеют вокруг.
А лес разрастается, лес зеленеет,
Наш верный помощник и друг.
И. Василевский

Прошли годы....Заросли травой партизанские землянки. Не звучат в рощах автоматные очереди, не сотрясают землю взрывы гранат. Ушла в прошлое война, но время не стерло ее следы в лесу.

Изранен он
воронками и рвами.
Вот старая траншея,
словно шарм...
Мы в этот лес
приходим за цветами,
Он все,
что может,
щедро дарит нам.
Как вся страна,
лес тоже в сорок первом
Прикрыл собой
дорогу в Москву.
От взрывов
ветки вздрагивали нервно
И падали
в опавшую листву.
Да что там ветки,
если боль иная
Пронзает память-
о погибших речь...
Лес до сих пор вздыхает,
вспоминая,
Всех тех,
кого не смог от пуль сберечь.
Но зашумит вдруг
громче и тревожней,
Грозу почуяв в ближней стороне,
И каждый листик
отзовется дрожью
На гром-
Напоминание о войне.
Людей всегда
радушно понимая,
Открытый солнцу и тугим ветрам,
Как молодеет он
в начале мая!..
Как будто в День Победы
ветеран.

Нечеловеческие испытания выпали в годы войны на долю жителей Ленинграда. 900 дней длилась вражеская блокада. Но город на Неве жил. Ленинградцы боролись с фашистами, со смертью, с голодом и холодом. Немало сохранилось свидетельств об их стойкости и выдержке, немало слов сказано об их мужестве и героизме. По-своему об этом подвиге рассказывают ленинградские деревья.

Им долго жить-
Зеленым великанам,
Когда пройдет
Блокадная пора.
На их стволах
Осколочные раны,
Но не найти рубцов от топора.
И тут не скажешь:
Сохранилось чудом.
Здесь чудо или случай
Ни при чем...
...Деревья!
Поклонитесь низко людям
И сохраните память
О былом.
Они зимой
Сжигали все, что было:
Шкафы и двери,
Стулья и столы.
Но их рука
Деревья не рубила.
Сады не знали
Голоса пилы.
Они зимой,
Чтоб как-нибудь согреться-
Хоть на мгновенье,
Книги, письма жгли.
Но нет
Садов и парков по соседству,
Которых бы они не сберегли.

Не счесть
Погибших в зимнее сражение.
Никто не знает будущих утрат.
Деревья
Остаются подтверждением,
Что, как Россия,
Вечен Ленинград!
Им над Невой
Шуметь и красоваться,
Шагая к людям будущих годов.
...Деревья!
Поклонитесь ленинградцам,
Закопанным
В гробах и без гробов.

Ю. Воронова «Деревья Ленинграда»

Свинцовым градом пуль поливал враг нашу зиму. Часть смертоносного груза приняли на себя березовые рощи и дубовые, еловые леса и сосняки. И сейчас еще деревья хранят в себе следы стали и свинца.

Война прошла, но подвиг вечен,
как цепь сражавшихся солдат,
(кто опален, кто изувечен)-
Березы русские стоят.
Стоят, как прежде белоноги.
И люди,-боже... их прости!-
Пришли, чтоб выровнять дороги,
Срубить березы на пути.
Один сказал с улыбкой: «Ну-ка!»-
И звать по дереву с плеча!
Топор сорвался с резким звуком,
Свинец тяжелый повстречав.
Застыли люди. Значит, скольких.
Спасали березы, что в рубцах!
В стволах засели те осколки,
Что быть могли бы в них, бойцах.

Ведь это в них летели пули
В те дни военных страшных гроз...
И люди в сторону свернули,
Ушли от раненых берез
Забыта прежняя тревога.
Слабеет память о войне.
Проходит ровная дорога
От тех березок в стороне.
Опять по ней идут обозы,
Навалом яблоки лежат.
И белоствольные березы
О славе прошлого шумят.
В. Пометкина.

О славе прошлого шумит в Волгограде знаменитый тополь, что на Площади Павших Борцов. На нем табличка “Тополь этот пронес жизнь сквозь битву великую”.
Но наши сердца тревожат не только деревья-памятники, оставленные войной. О ней напоминают деревья-памятники, посаженные в честь погибших в послевоенное время.
К таким послевоенным памятникам теперь можно мысленно отнести и 5 уникальных тополей. Эти саженцы являются клонами знаменитого тополя на Алее Героев. А высажены они руками лицеистов Волгоградского мужского педагогического лицея на улице им. В. И. Чуйкова возле памятника легендарному командиру, за которым с момента основания шествует лицей. С любовью лицеисты называют саженцы – внуками Сталинградского тополя.
Еще есть одно святое для лицеистов место с зеленым Волгограда.
Мемориальный парк, который был заложен в 1965г. в честь советских воинов, павших в боях за Сталинград, постепенно обновляется.
Знаменитая агашинская березка, к сожалению, попала под вырубку сухих деревьев. Несколько десятилетий назад ее посадил сталевар завода «Красный Октябрь» Федор Рыкунов в память о своих четверых братьях, отдавших жизни на войне. Это вдохновило известную поэтессу Маргариту Агашину написать стихотворение «Растет в Волгограде березка», слова которого стали знаменитой песней в исполнении Людмилы Зыкиной. С тех пор древо памяти, ставшее одним из символов Волгограда, называли не иначе как агашеиским. С 1999г. Березка Агашиной находились под опекой Волгоградского мужского педагогического лицея. Теперь на месте старой березы учащиеся высадили новые деревья, над которыми взяли шефство. Обновление березовой аллеи – это не только вклад лицея в благоустройство города, но и символический акт сохранения исторической памяти и пропаганды патриотизма.

На немецких фронтовых дорогах, среди пепла и руин, оставшихся на местах сожженных врагом деревень и городов, не раз видели наши солдаты
цветущие наперекор смерти сады посаженные когда-то мирными людьми в расчете на мирную жизнь. И тогда с новой силой овладевали ими гнев и ненависть к врагу.

Вишня
О том, что здесь она росла,
Что цветом розовым цвела,
Узнали мы не по корням,
Не по изломленным ветвям-
Узнали по ней самой,
Слыхавшей свист гранат зимой,
Видавшей смерть сто тысяч раз
И не умершей в смертный час

Среди разбитых кирпичей,
Дрожа изодранной карой,
Сто пятьдесят слепых ночей
Она стояла как герой;
Как те герои, что кругом,
У ног ее лежали вряд;
Как каждый камень, каждый дом,
Как весь багровый Сталинград.

Война пришла, весна ушла,
И-вишня снова расцвела.
И отцвела... И вот-висят,
Под солнцем ягоды блестят.
Уже не кровь-вишневый цвет,
Уже не дым-вдали рассвет,
Уже не бред-в землянке сон,
Уже не смерть-железа звон.

Искала долго свой очаг
Седая женщина в пыли;
Печаль и гнев в её очах
Вперед намного дней легли.
Вдруг увидала средь: камней
Стояла вишня в двух шагах...

И догадалась: перед ней
Лежал её жилища прах.
Но рядом вишня так цвела,
Ветвями так к себе звала,
Что пепел женщина смела,
Шатаясь, к вишне подошла,
Припала к ней.
И стой поры
Здесь зазвенели топоры,
У вишни тонкой, в круг нее,
Над Волгой новое жилье.

Растут деревья как продолжение жизни тех, кто отдал жизнь свою за мирный шепот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего и будущего поколений!

Литература:

1. Атлас растений — М. : Олмас — пресс, 2007.
2. Красиков С. Лесная энциклопедия — М. : Природа и человек, 1997.
3. Сагалаев В. А. Священное дерево наших предков. - Здоровье и экология. - 2014 - №10,11.
4. Энциклопедия Волгоградской области. - Волгоград: Издатель 2009.
На улице маршала Чуйкова высажены зелёные символы Волгоградской области.