"Волга-матушка и дочь-Камышинка"

Конкурсная работа

Номинация «Путеводитель по малой родине»
_______________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Проект: «Волга-матушка и дочь-Камышинка".

В наше сложное время, когда у многих погибла вера в будущее, сложно возродить деятельностного и мыслящего человека, человека – гражданина и патриота своей родины. Сегодняшний ученик – пленник современной цивилизации. Его жизнь протекает в основном у экрана телевизора и компьютеров, где в большей степени показывают зарубежные фильмы и вовсе не воспитывают гражданина и патриота Родины. Топонимика, изучение традиций, быта, обычаев, культуры народа, особенности своего края – важнейший элемент краеведческой работы. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях, изучению культурного потенциала края, истории края, ролью нашей малой родины в историческом развитии страны. Очень важным моментом в реализации данного проекта будет являться то, что он может стать одним из направлений в деле воспитания чувства гражданственности и патриотизма подрастающему поколению, будет представлять интерес в целом  для всего социума города Камышина. При реализации воспитательной цели важно формирование нравственных качеств учащихся, т.е. нравственного отношения к себе, людям, природе. Сегодня патриотические чувства у большинства подрастающего поколения отсутствуют. Это обоснованно, прежде всего, усложняющимся социальным положением большинства россиян. Некоторые под словом родина понимают денежные ценности. Надо понимать, что патриотизм к Родине идет от материнского тепла, от той есенинской березы у дороги, от тех хороших и верных друзей, которые окружают нас. Особенно остро стоят сегодня проблемы памяти и нравственности. Одной из главных проблем, которую будет решать данный проект, является воспитание гражданина своего Отечества и его патриота. Именно поэтому мы взяли направление: изучение истории родного края, в том числе и его военной истории. Это даст не только знания об истории и культуре малой родины, но и поможет воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти.

Цель проекта – изучение истории родного края на примере рек Волги и Камышинки.

Задачи проекта:

  • активизация саморазвития и самообразования детей посредством вовлечения их в поисково-исследовательскую деятельность в изучении истории родного края, в том числе и военной истории,
  • поддержка и содействие становлению гражданско-патриотических качеств учащихся средствами художественного творчества (фото, презентации),
  • воспитание чувства сопричастности к наследию прошлого,
  • изучение традиций, обычаев, культуры и особенностей своего края,
  • разработка методик и программ воспитания чувства патриотизма и гражданственности учащимся,
  • привитие навыков исследовательской работы и работы с архивным материалом.

 Гипотеза:                                                                                                                          

Проживая в городе Камышине, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта учащиеся приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Ожидаемые результаты:                                                                                            

Учащиеся должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности,климатическиеусловия;флору и  фауну. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

"Каждая страна имеет свою национальную реку, - писал А. Дюма. - Россия имеет ВОЛГУ - самую большую реку в Европе, царицу наших рек, - и я поспешил поклонится ее величеству реке Волге!". Первые упоминание о Волге встречается в трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.)

Название Во́лга  встречается иу таких античных авторов первых веков н.э., как Птолемей и Марцеллин.

image

 РА - так называл реку Волгу греческий ученый Птолемей  в своей "Географии". Название Ра означало  с греческого языка  «щедрая».

Со словом Волга связаны целые страницы истории русского государства и его народа.Первыми русскими поселенцами на Среднем Дону и Нижнем Поволжье были беглые крестьяне из центральных районов Русского государства, в XVI в. на Волге из беглых крестьян образовались вольные казачьи общины;

характерной системой расселения региона служили военные казачьи укрепленные городки по берегам Дон, Северский Донец, Айдар, Хопер, Бузулук, Медведица, Иловля

Волгоградская область обладает уникальным сооружением, построенным для обороны русских земель в 1717-1720 гг. – это Царицынская укрепленная линия, представлявшая собой земляной вал с расположенной вдоль него системой крепостей. Она сохраняла военное значение вплоть до 1766 г.

в 1733-1734 гг. было образовано Волжское казачье войско (с центром в Дубовке), участвовавшего в крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачёва (ликвидировано после подавления восстания)

Дон и прилегающие к нему территории – район распространения старообрядчества, главным центром которого была обитель Иова – "донского Аввакума" на реке Чир.

В истории заселения Поволжья большая роль принадлежит немецким колонистам (в целях освоения малообжитых южных окраин России Екатерина Великая издала манифест (1765 г.), определяющий права и условия местожительства переселенцев из Европы)

Бассейн Волги в XVII—XVIII веках явился основным районом действий восставших крестьян и казаков во время крестьянских войн под руководством С. Т. Разина и Е. И. Пугачева.

На Волге Степан Разин собирал свою вольницу

Симбирские крестьяне вливались в отряды Пугачева.

Во время Гражданской войны 1918-1920 на Волге происходили крупные военные действия, и она приобрела важное военно-стратегическое значение.

Царицын являлся ключом к хлебным районам юга Росси и Бакинской нефти.

В период Великой Отечественной войны 1941-45 на берегах Волги решалась судьба нашего государства.

Сталинградская битва ознаменовала собой перелом в ходе войны

На месте руин, пепелищ Сталинграда был создан новый, еще более прекрасный город и назвали его Волгоградом, в честь великой русской реки.

«Камышин - играл видную роль в эпоху волжских разбоев, а река Камышинка была столбовой дорожкой, по которой голытьба перебиралась с Дона на Волгу».

Таранов — руководитель строительства нашего Бородинского моста. Ему бы в Почетные горожане! Но увы, так и умер человек в безызвестности. Давайте же восстановим справедливость и вспомним этого человека. Ведь это именно он изображен на всех фотографиях строительства моста. А к этим фото даже не приписывают соответствующей подписи.

    30 декабря 1959 года в 6.00 было открыто автомобильное  движение по новому Бородинскому мосту. Ю. Г. Таранов трепетно сказал: «Мой мост».

Отечественная литература, как фольклорная, так и печатная, щедро украсила Волгу-матушку, Волгу-кормилицу песнями и преданиями, зарисовками и былинами. Немало запоминающихся страниц посвятили этой реке, людям, проживавшим на ее крутых и пологих берегахРадищев, Островский, Некрасов, Гончаров, Максим Горький,а также многие поэты и художники.

Куда ни кинешь взор,  такое все родное!
Волнующий простор - приволжская земля!                                                                     
Все  в жизни  у меня переплелось с тобою                                                                              
И с Волгой. Волга, Волга, ты- крестная  моя!

На сотни верст легла прозрачная дорога
От тропки-ручейка до трассы разрослась.
И   дивной красотой, дарованной от Бога,
И славой  всенародной  по душам разлилась.

Казалось бы  - вода,  а сколько  мощи,  силы,
Весенним половодьем,  умноженной  вдвойне.
Могучие суда ты к Каспию носила,
Надежно доверяя   попутчице   волне.

Бываешь ты строга,  бываешь ты кипучей,
Своим могучим нравом нешуточно дразня,
И  нежной, как сестра, для  ивушки  плакучей
В рассветный  тихий час, иль  на закате дня.

 К тебе иду с бедой, и радостью нежданной,
Ты  сквозь  вуаль тумана,   распахиваешь даль,
Приветлива  всегда, как с гостьей долгожданной,
Приливом обласкаешь и унесешь  печаль.

 Мелькают дни,  года, свершаются  событья,
Не раз менялись даже названья городов,
Но не меняя русла,   течет  через столетья
Родная наша Волга -  Российская любовь!

Выводы:

Учитывая всё выше сказанное нужно признать важнейший исторический фактор - большую  роль великой русской реки в укреплении единого государства, а также современное хозяйственное значение реки. В настоящее время Волжский бассейн - наиболее населенный район России. Устойчивое развитие бассейна имеет важное политическое и социально-экономическое значение для нашей страны. Волга была, есть и будет всегда для любого русского человека главной рекой нашей Родины, символом нашей Родины, символом России.

_______________________________________________________________________________________________________

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

_______________________________________________________________________________________________________

ПРОЧИЙ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ:

________________________________________________________________________________________________________

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ МАРШРУТА:

________________________________________________________________________________________________________

ВИДЕОЗАПИСИ: