Путеводитель по школьной экологической тропе "Природа"

Конкурсная работа

Номинация «Путеводитель по малой родине»
_______________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  1. Местонахождение – Волгоградская область, Николаевский район, пос. Степновский, территория школьного двора и прилегающие к нему окрестности, здание школы.
  2. Землепользователь – МКОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа» Николаевского муниципального района Волгоградской области.
  3. Наличие постановления органов власти о создании экологической тропы – 1) Положение о районном конкурсе «Школьная экологическая тропа», утверждённое Председателем комитета по образованию Администрации Николаевского района Головачёвым А.А. от 1 марта 2004 года. 2) Приказ директора школы Калининой Н.Д. за № 18 от 17 мая 2004 года.
  4. Значение экологической тропы – знакомство учащихся с биологическим разнообразием окружающей местности, воспитания у них бережного отношения к природе, охрана окружающей среды.
  5. Краткое описание границ маршрута. Маршрут проходит по территории школьного двора с выходом на прилегающий к нему участок сухой степи с лесополосой, с заходом в здание школы (кабинет биологии); насчитывает 9 стоянок, расстояние между которыми, в среднем, 100 м.
  6. Исторические сведения о выбранной территории. Нынешнее здание школы, вновь выстроенное, стало использоваться с апреля 1974 года, через год начал озеленяться школьный двор. Все саженцы были привезены в разное время из Камышинского дендрария, который является опорным пунктом Всероссийского научно-исследовательского агролесомелиоративного интитута.

 

 Описание экологической тропы на маршруте, экскурсионные объекты:

1 этап. «Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля! Отныне, мы дети твои и друзья!»

Ребята! Уважаемые гости! Я приветствую вас от имени нашей школьной экологической организации «Степновский Гринпис»! мы вступаем на нашу экологическую тропу – дар выпускников 1979 года (зачитываю фамилии и имена выпускников). От имени всех нас здесь присутствующих я говорю:

«Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья!»

2 этап. «Кто посадил дерево, тот человеку друг»

Наш второй этап называется «Кто посадил дерево, тот человеку друг». Все выпускники школы, чьими руками посажены эти деревья и кустарники – наши друзья. И это не случайно, так как:

  1. Летом зелёные древесные насаждения на площади 1 га за 1 час усваивают 8 кг. Углекислого газа, то есть столько, сколько его выделяют 200 человек во время дыхания;
  2. Зелёные древесные насаждения – основные поставщики в атмосферу кислорода, так необходимого для дыхания всем живым организмам;
  3. Они уменьшают содержание пыли в воздухе;
  4. Деревья и кустарники защищают нас от шума и неприятных насекомых;

Озеленение школьного двора началось в 1974 году и продолжается до настоящего времени. Это в первую очередь:

  • Тополя (пирамидальный и раскидистый), которыми обсажен школьный двор; они лучшие пылесосы и защитники от дифтерии;
  • Вяз мелколиственный – хорошо переносит обрезку, а поэтому превращён нами в кустарник;
  • Рябина обыкновенная – светолюбивое дерево, хорошо переносит холод; зрелые плоды собирают в сентябре – октябре, сушат и используют как поливитаминное средство; во многих местах России в прошлом веке существовал обычай сажать рядом с домом молодую рябину; рябина должна была оберегать дом от всяческих козней злых духов;
  • Облепиха – колючее двудомное дерево, т.е. плоды завязываются только на женских растениях, где в цветках только пестики, а мужские бесплодные деревья, т.к. в цветках только тычинки; плоды облепихи – это клад витаминов, их используют в пищу сырыми и варят из них варенье, из листьев и плодов делают облепиховое масло – ценное лекарство;
  • Липа – ценится не только как декоративное дерево, но и как хороший медонос; липовый цвет используется при простудных заболеваниях; в древности липам приписывали целебную силу – приносили под ветви раскидистых лип больных детей; у многих народов липа почитается как символ доброты и щедрости;
  • Белая акация – официально внесена в списки лекарственных растений, её соцветия используют при заболевании органов мочевыделительной системы;
  • Смородина – этот ценный плодовый кустарник широко распространён в Нижнем Поволжье; родина его – Северная Америка; очень красив весной во время цветения, летом – во время плодоношения, осенью – своей раскраской листьев;
  • Красавицей русских лесов называют берёзу. В старину её называли деревом об четыре дела. Первое дело – мир освещать (из неё делали лучины для освещения бедных крестьянских изб); второе дело – крик утешать (мастерили колыбели и игрушки для младенцев); третье дело – больных исцелять (берёзовый сок использовали, где он и сейчас используется, для приготовления лечебных сиропов); четвёртое дело – избу согревать (берёзовые дрова горят жарко, выделяют много тепла). Поэт Николай Белянский, родиной которого является наш г.Николаевск, в своём стихотворении «Заволжские берёзы» сказал:

«Воспетые в стихах и позе
(я в мыслях их боготворю)
Прижиться не могли берёзы
В степном обветренном краю».

  • Шиповник жёлтый – кустарник сем. Розоцветные. Применяется для живых изгородей. Родом из южных районов России. Красив во время цветения.
  • Черёмуха виргинская. Родом из Северной Америки. На родине – дерево 12 м высоты. У нас – большой кустарник. Плоды – кораллово-красные, крупные, съедобные. И.В.Мичуриным создан гибрид от скрещивания черёмухи виргинской с вишней.
  • Клён остролистный (ясенелистный). Распространён в диком виде в наших лиственных лесах и во всех странах умеренного климата. Дерево сем. Кленовых.
  • Груша – у многих народов это дерево считалось священным. Когда-то, кто-то из учащихся посадил на нашем школьном дворе маленькое деревцо, которое через много лет превратилось в большое раскидистое дерево. Существует обычай сажать это дерево, если рождается девочка; дерево оберегают, веря, что у него и у ребёнка одна судьба, зачахнет груша, зачахнет и ребёнок; будем надеяться, что судьба того, кто посадил эту грушу под стать этому дереву.
  • Бузина кустистая – защищает нас от мух; ясень зелёный ценится многими народами как дерево – талисман; намочив рубаху соком этого дерева и просушив её, можно уберечь себя от укусов змеи, в ясеневых рощах совершались обряды и жертвоприношения. У американских индейцев ветки ивы были символом мира и дружбы. Листьями шелковицы или тутовника выкармливают гусеницу тутового шелкопряда, которые дают человеку натуральную шёлковую нить, так необходимую в медицине, в быту, для изготовления парашютов. Здесь вы видите также каштан конский, клён татарский и клён ясенелистный, боярышник – тоже ценное лекарственное растение, чубушник или жасмин ложный, иргу, белую акацию. Дерево это засухоустойчивое, солестойкое, но очень не любит застойных вод. Вокруг этой башни, в течении нескольких лет подряд, было настоящее озеро. Это послужило причиной гибели белой акации и других деревьев и кустарников на этом массиве, выжили лишь немногие, а ведь привезены они были, в своё время, из Камышинского дендрария, который является опорным пунктом Всесоюзного научно-исследовательского агро-лесо-мелиоративного института.

3 этап. «Леса от ветра защищают и урожаю помогают»

В России лесом занято около 1 млрд. га. В естественных лесах, созданных природой, существует ярусность, т.е. самые высокие деревья образуют 1-й ярус, деревья пониже – 2-й ярус, 3-й ярус – это кустарники, 4-й ярус – кустарнички и высокие травы, 5 ярус – грибы и травянистые растения.  Ярусность помогает всем растениям леса необходимый свет, а из почвы – влагу и минеральные соли. Когда-то были сложены вот эти пословицы:

«Леса от ветра защищают и урожаю помогают».

«Лес да вода поля красят».

Перед вами – участок нашей засушливой степи, чтобы получать из года в год хорошие урожаи сельскохозяйственных культур человек защитил их рукотворными лесами – лесополосами от ветров суховеев и дал им воду из реки Волги, прорыв каналы. Но неправильный полив привёл к подъёму уровня грунтовых вод, засолению почвы, которая стала непригодна под пашню. На этой коллекции вы видите выходы соли на поверхность. Виднеющаяся вдали лесополоса – искусственные насаждения вяза мелколиственного.

4 этап. «Аптека под ногами»

Травянистые растения, а именно они являются степными, принадлежат, в основном, к семейству Злаковые. Они хорошо переносят недостаток влаги за счёт длинных, узких листовых пластинок. Это мятлик луговой и душистый колосок. О них даже сложены стихотворения:

«Вот душистый колосок
С виду сух он и строг –
Часовым у дорог…
И копьё – колосок.
Ничего, что ершист,
Он, как сено, душист»

«У мятлика метёлочки
Напоминают ёлочки,
Их колоски – на веточках,
И в них цветки – иголочки».

Многие растения нашей сухой степи – лекарственные. О некоторых из них вы услышите на этом этапе нашей экологической тропы, а называется он «Аптека под ногами».  Самое распространённое – полынь – трава. Её эфирные масла используются для изготовления лекарств, возбуждающих аппетит, и как желчегонное средство; в народной медицине это растение применяют при ушибах, заболеваниях суставов, запах полыни отпугивает вредных насекомых; в нём также содержатся фитонциды – вещества, убивающие вредных бактерий, поэтому дышать запахом полыни очень полезно. Горец птичий или подорожник малый – тоже очень полезное лекарственное растение. Его используют при заболеваниях печени. А ведь эти два растения мы буквально топчем, вот уж действительно «Аптека под ногами». В настоящее время известно более 2 тыс. видов лекарственных растений.

5 этап. «Лишайники – организмы симбионты»

Возвратившись на школьный двор, мы не можем пройти мимо лишайников. Рассказ о них – это следующий этап нашей экологической тропы. Лишайники – организмы симбионты. Это гриб и водоросль, живущие вместе. Они могут поселяться не только на стволах деревьев, но и на заборах, крышах домов, даже на камнях, но только там, где чистый воздух. Лишайники используют для получения ароматических веществ в парфюмерии, из них делают красители для ш

6 этап. «Цветы…цветы»

«Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры».

Этим растениям посвящён следующий этап, 6-й этап нашей экологической тропы. Ирисы – самые неприхотливые и самые распространённые из всех цветов. Уже 4000 лет человек использует их как декоративные растения. В настоящее время их выведено более 35 тысяч сортов.

7 этап. «Тихие зелёные существа подоконников»

Ну, а сейчас перейдём в здание школы, поднимемся на второй этаж. Наш следующий этап – «Тихие зелёные существа подоконников». Наряднее и веселее становится в любом доме от комнатных растений. Родиной большинства из них являются Центральная Америка, Мексика, Индия, Китай. Самой первой была привезена в Европу из Южной Америки, а это был 1576 год, традесканция виргинская. Посмотрите сценку, вы узнаете, как ей у нас живется.

«О чём шепчутся цветики - семицветики?» (сценка)

- Здравствуй, тёзка – традесканция! Как ты здесь оказалась?

- Так же, как и ты, наверное. Жила я, не ведая печали, на болотах Южной Америки.

- Я ведь тоже оттуда. Но ты знаешь, там сыро. Наши ножки-корни мёрзли в холодной воде. А какие там туманы! Ничего не видать!

- Да и мне не лучше жилось. Вот я и решила переехать сюда. Мне нравится моя новая квартира, здесь уютно, тепло, горшочки ребята прикупили.

- Я тоже рада, что живу здесь. Ой, что это у тебя такое в стебельках? Шелуха от семечек что ли?

- А ты никак цветной бантик привязала. Да это же фантик! Откуда взялся этот мусор?

- Да, есть такие сорванцы, которые бросают мусор, где попало. Перепутали урну с цветочным горшком.

- Да, но согласись, что добрых ребят всё-таки больше – они ухаживают за нами, а мы будем радовать их!

8 этап. «Ключевая орнитологическая территория России «Степновская система лиманов» - территория, на которой располагается наш посёлок»

Пройдём в кабинет биологии. Присаживайтесь. Наш следующий этап посвящён ключевой орнитологической территории России (КОТР) международного значения «Степновская система лиманов». Эта территория (работа со стендами кабинета) располагается к северу от п.Ленинское, Путь Ильича, Новый Быт и нашего п.Степновский; занимает площадь 40000 га и имеет очень важное значение в жизни перелётных птиц; некоторые из них занесены в Красную книгу Волгоградской области. Это – степной орёл, степная пустельга, степной лунь, авдотка, кречётка, степная тиркушка, журавль-красавка, стрепет и дрофа. Численность этих редких видов птиц продолжает сокращаться, так как не ликвидированы такие факторы угрозы, как:

  1. Рекреационная нагрузка
  2. Весенняя охота
  3. Браконьерство
  4. Фактор беспокойства

Падина «Ясная поляна» и лиман «Кумысный», которые являются частью этой КОТР, изучались нами особенно тщательно. Лиман «Кумысный» со своей лугово-каштановой почвой отличается своими редкими и только для него характерными растениями. Это – кустарник спирея, очень красивое растение, герань клубненосная и грудница мохнатая. Здесь пока ещё встречаются растения, занесённые в Красную книгу Волгоградской области. Это – тюльпан Геснера (Шренка) и рябчик русский, а также тюльпаны Бибирштейна и Двуцветковый. Но мы были свидетелями, что пробная распашка лимана (северо-западной окраины) резко изменила его растительный покров. Падина «Ясная поляна» с её каштановой почвой характеризуется менее богатой растительностью. Особенностью этого места является произрастающий там ранее в изобилии ценный лекарственный вид – чабрец или тимьян ползучий. Обеднение растительного покрова этих мест является ещё одним, очень важным, фактором угрозы существования на данной КОТР различных видов перелётных птиц, которые весной и осенью находят здесь приют. Наша задача – сохранить эти места для будущих поколений.

                    

9 этап.  «Человек как часть природы»

Нельзя забывать о том, что человек – тоже часть природы, состояние которой на 20 % обеспечивает его здоровье; но большая часть нашего здоровья складывается из нашего образа жизни и от того, что унаследовали мы от родителей. Поэтому, если не считать, что 10% здоровья человека – это состояние современной медицины, то на 70 % его здоровье и здоровье его детей зависит в его собственных руках. Оно зависит от того, как человек себя ведёт, что ест он и что пьёт, занимается ли гимнастикой по утрам, не забывает ли чистить зубы, всё, в этом случае, важно для сохранения здоровья.

Ну а сейчас мы прощаемся с вами. Надеемся, что увиденное и услышанное на нашей экологической тропе останется в вашей памяти.

Перечень форм работы школьников на экологической тропе и их содержание.

№ п/п

Темы экскурсий

Группа учащихся (класс)

Кол-во времени (мин.)

1

История создания экологической тропы

1-4

5-7

8-11

2

2

Значение зелёных насаждений

1-4

5-7

8-11

4

3

Бузина кустистая

8-11

2

4

Тополя (пирамидальный и раскидистый)

1-4

5-7

8-11

3

5

Ясень обыкновенный

8-11

5

6

Липа мелколиственная

8-11

3

7

Ива белая

8-11

2

8

Шелковица белая

8-11

3

9

Каштан конский

8-11

1

10

Клёны (татарский, ясенелистный)

8-11

2

11

Боярышник

8-11

1

12

Чубушник или жасмин ложный

8-11

1

13

Ирга крупнолистная

8-11

1

14

Берёза повислая

1-4

5-7

8-11

3

15

Вяз мелколиственный

1-4

5-7

8-11

2

16

Рябина обыкновенная

8-11

2

17

Калина обыкновенная, форма бульдонеж

8-11

2

18

Облепиха крушиновая

8-11

2

19

Смородина золотая

1-4

5-7

8-11

2

20

Белая акация или робиния лжеакация

1-4

5-7

8-11

2

21

Экологическая проблема – влияние застойных вод на выживаемость деревьев и кустарников

8-11

5

22

Груша обыкновенная

1-4

5-7

8-11

3

23

Понятие о ярусности леса

5-7

8-11

3

24

Экологическая проблема – засоление почвы в результате неправильного орошения полей

8-11

5

25

Мятлик луговой и душистый колосок – распространённые травы нашей сухой степи

1-4

5-7

8-11

5

26

Аптека под ногами – полынь и подорожник

1-4

5-7

8-11

5

27

Лишайники – организмы симбионты, индикаторы чистоты воздуха

8-11

3

28

Ирисы – самые распространённые растения наших клумб

1-4

5-7

8-11

3

29

Тихие зелёные «существа» подоконников, их родина

1-4

5-7

8-11

3

30

Экологическая проблема – отношение учащихся к комнатным растениям школы. Сценка «О чём шепчутся цветики – семицветики»

1-4

5-7

8-11

5

31

КОТР «Степновская система лиманов». Проблемы охраны окружающей среды

8-11

10

32

Человек, как часть природы

1-4

5-7

8-11

5

 

Итого:

1-4

5-7

8-11

45-50

50-60

1 час 50 мин.

_______________________________________________________________________________________________________

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

_______________________________________________________________________________________________________

ПРОЧИЙ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ:

________________________________________________________________________________________________________

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ МАРШРУТА:

________________________________________________________________________________________________________

ВИДЕОЗАПИСИ: