Человек и природа

Конкурсная работа

Номинация «Публицистика в защиту природы и культуры».
_______________________________________________________________________________________________________

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:
свободная форма, объем не должен превышать 36 000 знаков.

Человек и природа

Объект исследования: процесс активизации деятельности образовательной организации «Волгоградский лицей», направленной на решение вопросов экологического и нравственного воспитания будущих учителей через развитие у них интереса к исследовательской работе по изучению и сохранению окружающей среды родного края.

Предмет исследования:процесс формирования личной заботы о природе родного края и минимизации негативного влияния человека.

Проблема исследования:люди стали бездушными, часто – безответственными. Природа много отдала человеку, а он о ней забыл. Природа страдает, начинает мстить за потери и обиды. Это тревожно, потому что нарушается великое единство человека и природы.

Цель: обратить внимание на экологические проблемы региона и пути их решения.

Гипотеза исследования:регион может преобразиться с помощью молодёжи, если последние поймут, что красота и комфорт окружающей среды достигаются объединением множества позитивных действий людей для сбережения уникальности природного богатства.

Задачи исследования:

  1. Повысить уровень информированности и привлечь внимание молодёжи к экологическим проблемам региона.
  2. Поделиться опытом работы по экологическому воспитанию в Волгоградском мужском педагогическом лицее.

Человек и природа.Неразрывность этого единства всегда была очевидна. Человек, будучи частью природы, пользовался ее помощью. Природа бескорыстно отдавала человеку свои сокровища. Природа помнит обо всём.

Общеизвестно, что население во всем мире растет. 10 тысяч лет назад численность в мире составляла всего 5 миллионов человек, во времена Римской империи – 150 миллионов, в 1840 году народонаселение достигло первого миллиарда, а ныне – шести миллиардов. Идёт интенсивный рост населения, и в то же время на Земле ежегодно исчезают сотни тысяч видов зверей, птиц, пресмыкающихся и земноводных. Не лучше положение и в растительном мире. Заполняются все новые и новые страницы Красной книги.

В соответствии с ростом населения изменяется, соответственно, и потребление природных ресурсов. Но настоящей трагедией для природы XXIвека стало все увеличивающееся количество войн, межнациональных и внутригосударственных военных конфликтов, которые не только уносят множество жизней, но безжалостно и крупномасштабно уничтожают окружающую природную среду.

Мы живём в замечательном городе Волгограде, красивом, зелёном, благоустроенном. А что было раньше?

В краеведческой литературе имеется немало свидетельств о том, как проходили преобразования природы вокруг нашего города. Например, в словарях 1861 года написано, что «город окружён песками – началом степного пространства, лежащего по обоим берегам Волги». Но шло время, территория заселялась людьми, и край преображался. Эволюция природы происходила не только благодаря саморазвитию, но и под воздействием человека. Сначала это были деревья во дворах поселений в память о рождении сына или ушедшего из жизни отца, насаждения на кладбищах, священные рощи на других памятных местах, а затем пришло садоводство: в центрах имений, богатых усадьбах граждане начали выращивать сады и создавать парки.

Только за последние годы перед войной в нашей области было создано около 500 крупных садов и парков. В них, помимо 110 видов местных деревьев и кустарников, было посажено и испытано множество видов и сортов интродуцированных иноземных деревьев, кустарников, многолетних цветов.

Чудо преображения степного ландшафта сотворили люди - это А. Г. Грачев, Т. Т. Ромакина, П. Л. Никитин и другие. Исследования ученых показали, что во время войн природа тоже страдает: уничтожения лесного фонда, оскуднение земли, потеря драгоценных видов флоры и фауны.

До войны гордостью сталинградцев были зеленые насаждения. Созданное вокруг города зеленое кольцо растянулась на 75 км, одних виноградников было 333 гектара. Тяжелые раны нанесла война природе. Весной 1943 года на Мамаевом кургане даже трава не могла подняться под тяжестью осколков и бомб. Список разрушений и ущерба, нанесенных войной, велик. Но сразу после войны люди начали восстанавливать город и его природу. Каждое дерево, посаженное на разрушенной земле, стало памятником и утверждением жизни. И природа была благодарна. Природа помнит все и всех: и тех, кто разрушал, и тех, кто создавал. Но помнят ли об этом живущие сегодня?

Люди стали бездушными, часто - безответственными. Природа много отдала человеку, а он о ней забыл. Природа страдает, начинает мстить за потери и обиды. Это тревожно, потому что нарушается великое единство:

Остановили птицы, звери бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги:
Ты береги природу, береги!

Эти слова, в первую очередь, обращены к молодому поколению, сегодняшним школьникам и студентам. Они будут в ответе перед будущим нашей планеты.

Их знания, ответственность, доброта и чуткость должны спасти мир природы. А знания они получают сегодня.

Я учусь в Волгоградском мужском педагогическом лицее. Это образовательное учреждение известно многим своими добрыми традициями. В лицее имеется свое зерновое хозяйство с символическим названием «Надежда Отечества», где летом успешно трудятся воспитанники лицея, которые наравне со взрослыми работают на комбайнах во время уборки зерна.

Волгоградский педагогический лицей, готовящий учителей для сельских школ, особое внимание в воспитательной работе уделяет таким вопросам, как воспитание любви к земле, бережного внимательного отношения к природе, окружающей среде, расширение знаний и навыков учащихся, необходимых для ее охраны и улучшения, развитие в них интереса к сель­скохозяйственным профессиям, стремления овладеть навыками этих профессий. Особое место в их решении отведено опытно-практической работе на пришкольном участке, которую следует рассматривать как важнейшее звено в трудовом воспитании лицеистов, в подготовке их к будущей профессии сель­ского учителя. Учебно-опытная работа на пришкольном участ­ке является важным звеном связи преподавания основ науки, развития у учеников различных познавательных интересов. Она знакомит с методами приложения достижений науки в практическую деятельность человека и с научными основами сельскохозяйственного производства, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний, способствует совершенствованию практических умений и навыков, воспитывает интерес к сельскому хозяйству.

Учебно-опытная работа направлена на знакомство учащихся с элементами почвоведения, земледелия, агрохимии, растениеводства, защиты растений от вредителей и болезней. В ее программе разработаны вопросы экологического образования, предусматривающие воспитание бережного, внимательного и грамотного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков для ее охраны и улучшения взаимосвязи человека и природы, формирование экологической культуры, подготовку учащихся к решению проблем взаимодействия человека, общества с природой.

Учебно-опытный участок лицея является базой экспериментальной работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями и животными, они закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, экологии, полученные в классе, познают растительные и животные организмы, овладевают методами управления их роста и развития, приобретают умения в выращивании растений и животных, приобщаются к коллективному труду. В процессе осуществления опытно-практических работ у лицеистов воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают доводить начатое дело до конца.

Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, формировании любви и бережного отношения к ней, воспитании у них интереса к родному краю. Это — биологическая лаборатория под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду.

Руками ребят на территории участка высажен дендропарк, включающий довольно редкие и нетипичные для нашей зоны деревья и кустарники. Формирование гармоничного человека связано не только с развитием умения воспринимать красоту, но и потребностью создавать ее. В этом и состоит главная роль учебно-опытного хозяйства.

Примером воспитания лицеиста, будущего учителя, может служить и вишнёво-яблоневый сад, высаженный на месте бывшего пустыря, поросшего сорняками и заваленного многолетним строительным мусором. Прежде, чем высадить саженцы, здесь была проведена колоссальная работа по очистке и планировке поч­вы, подводу поливной воды, культивированию почвы. Вся работа проделана руками ребят с помощью преподавателей.

Желание лицеистов облагородить именно этот участок земли было велико. Всем известно, что лицей находится на месте страшных кровопролитных боев за Сталинград. Очевидцы тех событий, постоянные друзья и гости Волгоградского лицея, ветераны Великой Отечественной войны и защитники Сталинграда вспоминали, что именно здесь в 1942 году погибли молоденькие девушки-зенитчицы, мужественно защищавшие наш город. Теперь это место - вишнево-яблоневый сад. Особо красив он во время цветения. Впечатление, будто собрались девушки в белых платьях и водят хоровод.

Сочетание заинтересованности и увлеченности руководства лицея и учителей с добросовестностью, природной любознательностью и пытливостью лицеистов сделали возможным создание такого уникального экологического оазиса на территории города, имеющего познавательное и воспитательное значение.

Кроме этого, ведутся постоянные работы по разбивке и оформлению цветников на территории лицея, разведению комнатных цветов и озеленению учебного и бытового корпусов.

Вдохновителем и создателем всего является Ф. Ф. Слипченко, наш генеральный директор. Федор Федорович, сам великий труженик, просто и емко определил сущность лицейского образования: «Воспитать сельского учителя, труженика, хозяина земли».

Эту фразу знает каждый учащийся лицея. Именно эти слова определяют специфику учебного плана. Ребята изучают и биологию, и экологию, и сельскохозяйственный труд, и основы здорового образа жизни.

Все вместе позволяет коллективу лицея решать актуальнейшую проблему - воспитывать порядочного человека, ответственного за свои поступки и за все на земле. Большая и разносторонняя работа направлена на формирование экологической культуры у воспитанников лицея, на развитие умений трудиться на земле.

Издавна в народе говорят, что мужчина обязательно должен посадить дерево, построить дом и воспитать сына. Так вот первое требование лицеист выполняет в стенах лицея. Это стало хорошей традицией, начало которой положено 16 лет назад. В честь 10-летия основания лицея был высажен вишнево-яблоневый сад. Затем появились березовая, дубовая, ореховая аллеи. В год 25-летия лицея заложена аллея "Сталинградской сирени". Это уникальные сорта сирени специально к 70-летию Сталинградской битвы, выращенные Волгоградским региональным ботаническим садом и переданные в юбилейный год в дар лицею. Двадцать пятый выпуск вместе с ветеранами Украины, Белоруссии и России высадили памятную аллею.

Не только в лицее растут деревья посаженные руками лицеистов. Березку на Мамаевом Кургане еще при жизни Маргарита Константиновна Агашина официально передала мужскому педагогическому лицею. Много лет за ней вёлся добросовестный уход. Но у деревьев, так же как и у людей, есть срок жизни. Закончился он и у легендарной березки. Сейчас на этом месте шумит листвой ее преемница. Молоденький саженец лицеистов продолжает сохранять память о защитниках Сталинграда, собирать и радовать друзей в памятные дни.

На Украине в селе Ковалёвка, что недалеко от Одессы, расположен мемориальный комплекс посвященный подвигу солдат, форсировавших Южный Буг - один из важнейших стратегических пунктов. Туда лицеисты-участники Международной конференции "Города побратимы: символы совместной истории" воинам 62 армии Василия Ивановича Чуйкова привезли и посадили живой символ Сталинграда - Сталинградскую сирень.

Осенью 2014 года усилиями лицеистов появилась наша сирень и в столице. Вместе с губернатором Волгоградской области, героем России Андреем Ивановичем Бочаровым в праздничные дни Волгоградской области в Москве она была высажена.

На улице имени Василия Ивановича Чуйкова, возле памятника в его честь, рожденного в стенах лицея, теперь растут необычные тополя. В высадке генетически клонированных саженцев Сталинградского или Черного тополя с Аллеи Героев  участвовали учащиеся нашего лицея. Мероприятие проводилось в рамках федерального проекта "Аллея России" после чего родились следующие строки:

Чёрный тополь Сталинграда –
Ветеран войны,
Поклониться тебе рады
Воинов сыны.
На Руси растешь могучий
Ты в земле сырой,
Под крылом защиты, ласки
Матушки родной.
Силой одарён великой
Ты, как богатырь,
Мужеством всех ослепляешь,
Словно алатырь.
И на путь ты наставляешь
Нас, детей земли,
Потому всех поражаешь
Мощью старины.

 9 мая 2015 года будет заложена Аллея России из 85 растений, ставших символами регионов страны. Она будет находиться на территории парка Победы в городе Севастополь. А всего в 2015 году планируется посадить 6000 таких саженцев во всех городах-героях России.

Также весной 2015 года задумано озеленить улицу, изучением истории которой лицей серьезно занимается на протяжении нескольких лет, непобедимого флотоводца Фёдора Фёдоровича Ушакова с открытием мемориальной доски в его честь. Эта акция широко приветствуется и поддерживается Союзом писателей России и Всероссийским центром духовно-патриотического служения Отечеству имени святого праведного воина адмирала флота Фёдора Ушакова. И таких планов у лицея еще много.

Шумят повсеместно листья саженцев высаженных лицеистами, тихо шепча: «Мы живые".

Любят ребята свой лицей, своего директора, своих учителей, свои посадки, свою родную землю:

Летят, звенят дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется Природа,
Давайте же сердца ей отдадим.

Природе, земле нужна сегодня забота и поддержка. Мы очень хотим делать большие и добрые дела, которые помогут сохранить историю, спасти и сохранить наш дом, название которому - планета Земля:

В природе нет отрепьев и обносок,
Но мало что хранится про запас!
Когда ее мы трогаем без спроса,
Она жестоко спрашивает с нас...

Галерея фотографий:

Лицейский вишнево-яблоневый сад:

image

Посадка «Сталинградской сирени» в селе Ковалёвка, Украина:

image

 

Заключение.

«Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения человечества и продолжения человеческой цивилизации…»(Г. Ягнодин, Л. Третьякова)

Целью экологического образования в лицее является развитие экологической культуры поведения лицеистов в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе. Эффективное экологическое воспитание осуществимо только при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы. О том, как это осуществляется в Волгоградском мужском педагогическом лицее наша работа.

Литература:

  1. Авторская школа Народного учителя СССР Ф. Ф. Слипченко. Издательство «Лицей», Волгоград 2007 – 48 с.
  2. Научно-познавательный журнал Волгоградского мужского педагогического лицея «Народный учитель» №3, 2006.
  3. Научно-популярный журнал «Здоровье и экология» №3, 2010.

СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ:
свободная форма, объем не должен превышать 1 800 знаков.

-