"Чистые берега Бузулука".

Конкурсная работа

Номинация «Публицистика в защиту природы и культуры».
_______________________________________________________________________________________________________

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:
свободная форма, объем не должен превышать 36 000 знаков.

За  окном начинает веять ветер, холодает, идет дождь, скоро наступит зима с долгожданными новогодними праздниками. После зимы весна и снова долгожданное лето. С его приходом многие из нас отправятся отдыхать на наш любимый Бузулук. Но посмотрите, что сейчас творится на его берегу. После прошедшего лета перед нашими глазами предстала  неприятная картина – кругом валяется бумага, бутылки, пакеты  и прочий мусор.

Экологическое состояние берегов водоёмов и природных территорий нашей станицы, а также развитие экологической культуры населения – это большая проблема в нашей местности, да и наверное не только у нас.

Инициативная группа педагогов школы заинтересовалась этой экологической проблемой и в результате появилась идея. "Чисто там, где не только не мусорят, но и убирают" - именно под таким лозунгом в минувший понедельник, 13 октября, учащиеся МБОУ Алексеевской СОШ приняли активное участие в акции «Чистый  берег».

Началась наша акция с линейки во дворе школы. Директор школы С.В.Пригода сказала: «Ребята, сегодня мы с вами проведём необычную работу, а именно, акцию  под названием «Чистый берег». Мы сейчас отправимся  к  реке Бузулук и окажем  природе экологическую помощь – очистим берега от мусора».

Заместитель директора по УВР Е. П. Лихачёва сказала, что участие в акции «Чистый берег» даёт возможность школьникам почувствовать свою значимость в  общественной деятельности, повышает социальную активность и воспитывает правильную гражданскую позицию.

Учащиеся 7-11 классов отправились убирать берега реки. У каждого класса была своя пристань и прилегающая к ней территория. Кажется, люди совсем забыли, что сохранение воды это не просто сохранение природы, но сохранение самой жизни. Реки текли до нас тысячелетия и нельзя допустить, чтобы сегодня, при на он погибли, после нас остались грязные канавы и канализационные стоки. Сегодня деятельность человека привела к тому, что в 70% рек вода не годится для питья и опасна для купания. Отношение к рекам  хищническое, потребительское – использовать, а  потом природа сама все восстановит и очистит.

Наша статья  позволит узнать об акции широким массам общества, и, как следствие, больше людей придут навести порядок в беспорядке, мусорном ужасе оставленным людьми. Подобная акция еще раз напомнит всем жителям станицы Алексеевской и её гостям об огромной важности воды для поддержания жизни на нашей планете, чтобы бережное отношение к нашей природе стало нормой поведения, а желание сохранить и приумножить это богатство – осознанной необходимостью.

Уважаемые, жители Алексеевского района, мы учащиеся Алексеевской школы призываем вас, прислушаться к нашим  мыслям, действиям и поступкам. Нам очень хочется, чтобы не только мы, но и последующие поколения увидели необыкновенную красоту родного края

Задумайтесь над этими словами: «Природа сама по себе нравственна, безнравственной ее может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока еще рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наша благоразумие и благодеяние?! Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся,  тех, кто был до нас и будет после нас». В.Распутин.

Пусть берега реки  будут чистыми, пусть вода в Бузулуке будет прозрачной! Будем пить чистую воду, и дышать чистым воздухом. Будем же хозяевами в своем Доме, на своей земле!

Учащиеся 8 класса МБОУ Алексеевской СОШ
Макеева Александра, Калинина Екатерина

image

СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ:
свободная форма, объем не должен превышать 1 800 знаков.

Введение.

Цель: проведение мероприятий по очистке берегов реки Бузулука от мусора в окрестностях станицы Алексеевской.

Задачи: 

  1. Познакомиться с проблемой мусора в районе.
  2. Разработать анкету  и провести анкетирование среди учащихся нашей школы по данной проблеме.
  3. Выбрать наиболее загрязненный участок реки Бузулука для уборки мусора.
  4. Разработать рекомендации для детей и взрослых по реализации мусора

Степень изученности проблемы.

У каждого из нас живет в сердце светлое и нежное чувство любви к тому милому уголку земли, где ты родился, вырос, сделал первые шаги, начал познавать азбуку жизни. И куда бы ни забросила судьба человека, это чувство не покидает его. За сельским хуторком, рабочим посёлком, большими и маленькими городами видится нечто большее – Родина, Отчизна.

Охранять природу значит охранять Родину. Под этим словом “охрана”, человек понимает нечто нужное, требующее внимания, заботы. И всё живое, именно ждёт этих слов, которые бы превратилась в реальность. В последнее время серьезными экологическими проблемами стали загрязнение биосферы, изменение биологических качеств планеты, ухудшение здоровья человека. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.

В последнее время весьма актуальным является наблюдение за изменениями состояния окружающей среды, вызванными антропогенными причинами. Система этих наблюдений и прогнозов составляет суть экологического мониторинга.

Бытовые отходы – это все то, что остается после хозяйственной и бытовой деятельности человека и то, что стало не нужным человеку. Главным источником увеличения мусора является человек.

Свалки – причина загрязнения воздуха, почвы, водоемов. Берега рек России завалены бытовым мусором. Ядовитые вещества стекают в воду, в воде плавают пластиковые пакеты, бутылки, в песке у кромки воды битые стекла.

Мы бы хотели обратить внимание на такую проблему, как экологическое состояние берегов водоёмов и природных территорий нашего села, а также развитие экологической культуры населения.

 

Актуальность темы. Место и сроки выполнения работы.

Проблема бытовых отходов является одной из главных и серьезных проблем не только больших городов, так и небольших сельских поселений. Твердые бытовые отходы являются главными составляющими загрязнений окружающей среды. С каждым годом количество мусора растет в геометрической прогрессии. Иногда порой мы не замечаем, куда сваливаются консервные банки, пластиковые бутылки, фантики от конфет, использованные упаковки…

Методы исследования проблемы:                                                                                                                  

  • обработка и анализ литературы;
  • анкетирование;
  • акция «Чистый берег»;                                                                                                                  
  • анализ собранного мусора.                                                                                                 

Место проведения: Алексеевский район, станица Алексеевская, Участок вдоль реки Бузулук расстоянием 2 км.

Краткий литературный обзор.

Природная  среда  под  влиянием  деятельности  человека  претерпевает  большие изменения.

«Два мира есть у человека: один, который нас творил, другой, который мы от века творим по мере наших сил.» Н. Заболоцкий.

Великий Мастер существует в мире. Сотворил он некогда небо, звезды, Солнце, Землю. С величайшим искусством создал цветы и деревья, моллюсков и рыб, птиц и зверей. Венцом творения явился человек… Так рассказывается в мифах и легендах многих стран и народов. Так сказано в Библии.

Человек – это самосоздание Природы. Его мыслью и трудом она пересоздает самое себя. Так – то оно так, да не совсем. Во – первых человек, бессилен сотворить даже маленькую живую букашку или былинку. А во – вторых слишком уже много совершаем мы неразумных действий и поступков, нанося урон той самой зеленой природе, частичкой которой мы являемся. В результате социального обоснования проблемы: Человек – Природа очень важно предопределить нахождение и назначение человека, как существа – материалом которого явилась Природа.

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в при­родные процессы обусловило реальную угрозу существованию окру­жающей нас среды. Со страниц многих журналов, газет, книг не сходят слова: «экологический кризис», «экологические проблемы», «экологическая политика» и т. д..  Экологическая ситуация в совре­менном мире оказывается тревожной не только потому, что все осознанней человечество воспринимает возможность катастрофи­ческих нарушений экологического равновесия, но и потому, что выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных и экономических преобразований, колоссальных капиталовложений, положительных решений,  многих военно-политических вопросов, объе­динения усилий всего человечества.

Для решения экологической проблемы использование только достижений научно-технического прогресса явно недостаточно. Огромный интерес общественности к этим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом не только спе­циалистов разных областей знаний, но и каждого человека.

В силу этого экологическое образование должно осуществ­ляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически, грамотным, формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.

Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить, и, что самое главное определять  и видеть сложившуюся ситуацию, уметь оценить её и предложить пути выхода из данной проблемы.

Да, у каждого из нас есть своя река. Не важно какая, большая Волга или маленький Бузулук . Но все ли мы понимаем, какое это сокровище? Каждому человеку должна быть не безразлична судьба реки. Если река зарастает, загрязняется, гибнет - люди не должны смотреть на это, как будто это их не касается. Необходимо бить тревогу и помогать реке. Ведь кто же поможет ей, если не мы - люди!

Результаты анкетирования среди обучающихся:

Свое село хотят видеть чистым и красивым

100%

Рядом со своим домом  не желают видеть свалку бытовых отходов.
Хотят, чтобы недалеко была свалка

93%
7%   

Участвуют в акциях по уборке  мусора в своем селе

 

Всегда 9%
Иногда  31%
Никогда 60%

Хотят ли участвовать в акциях по уборке мусора в своем селе?

 

Да 74%
иногда 17%
никогда 9%

Какой мусор чаще всего видят на улицах своего села?

Пластиковые бутылки, бумагу, упаковочный материал.

Кто из взрослых чаще напоминает, что мусор нельзя выбрасывать на улицу?

 

1 место – учителя
2 место – родители,
были ответы у двоих - прохожие.

 Мусор выбрасывают на улицу

 

Всегда 9%
Иногда 44%
Никогда  47%

 

Рекомендации взрослым и детям по обращению с отходами:   

  1. Проводить сортивровку бытовых отходов в отдельные мешки на группы.
  2. Мусор вывозить в специально отведенные места.
  3. Мелкий мусор выбрасывать на улице в урны.
  4. Игрушки, старые вещи, книги и журналы не выбрасывать ,они могут кому-нибудь понадобиться .
  5. Право на жизнь в экологически чистой , здоровой и безопасной среде - одно из важнейних прав человека.

imageimageimageimageimageimage