Конкурсная работа
Номинация «Публицистика в защиту природы и культуры».
_______________________________________________________________________________________________________
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:
свободная форма, объем не должен превышать 36 000 знаков.
За окном начинает веять ветер, холодает, идет дождь, скоро наступит зима с долгожданными новогодними праздниками. После зимы весна и снова долгожданное лето. С его приходом многие из нас отправятся отдыхать на наш любимый Бузулук. Но посмотрите, что сейчас творится на его берегу. После прошедшего лета перед нашими глазами предстала неприятная картина – кругом валяется бумага, бутылки, пакеты и прочий мусор.
Экологическое состояние берегов водоёмов и природных территорий нашей станицы, а также развитие экологической культуры населения – это большая проблема в нашей местности, да и наверное не только у нас.
Инициативная группа педагогов школы заинтересовалась этой экологической проблемой и в результате появилась идея. "Чисто там, где не только не мусорят, но и убирают" - именно под таким лозунгом в минувший понедельник, 13 октября, учащиеся МБОУ Алексеевской СОШ приняли активное участие в акции «Чистый берег».
Началась наша акция с линейки во дворе школы. Директор школы С.В.Пригода сказала: «Ребята, сегодня мы с вами проведём необычную работу, а именно, акцию под названием «Чистый берег». Мы сейчас отправимся к реке Бузулук и окажем природе экологическую помощь – очистим берега от мусора».
Заместитель директора по УВР Е. П. Лихачёва сказала, что участие в акции «Чистый берег» даёт возможность школьникам почувствовать свою значимость в общественной деятельности, повышает социальную активность и воспитывает правильную гражданскую позицию.
Учащиеся 7-11 классов отправились убирать берега реки. У каждого класса была своя пристань и прилегающая к ней территория. Кажется, люди совсем забыли, что сохранение воды это не просто сохранение природы, но сохранение самой жизни. Реки текли до нас тысячелетия и нельзя допустить, чтобы сегодня, при на он погибли, после нас остались грязные канавы и канализационные стоки. Сегодня деятельность человека привела к тому, что в 70% рек вода не годится для питья и опасна для купания. Отношение к рекам хищническое, потребительское – использовать, а потом природа сама все восстановит и очистит.
Наша статья позволит узнать об акции широким массам общества, и, как следствие, больше людей придут навести порядок в беспорядке, мусорном ужасе оставленным людьми. Подобная акция еще раз напомнит всем жителям станицы Алексеевской и её гостям об огромной важности воды для поддержания жизни на нашей планете, чтобы бережное отношение к нашей природе стало нормой поведения, а желание сохранить и приумножить это богатство – осознанной необходимостью.
Уважаемые, жители Алексеевского района, мы учащиеся Алексеевской школы призываем вас, прислушаться к нашим мыслям, действиям и поступкам. Нам очень хочется, чтобы не только мы, но и последующие поколения увидели необыкновенную красоту родного края
Задумайтесь над этими словами: «Природа сама по себе нравственна, безнравственной ее может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока еще рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наша благоразумие и благодеяние?! Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся, тех, кто был до нас и будет после нас». В.Распутин.
Пусть берега реки будут чистыми, пусть вода в Бузулуке будет прозрачной! Будем пить чистую воду, и дышать чистым воздухом. Будем же хозяевами в своем Доме, на своей земле!
Учащиеся 8 класса МБОУ Алексеевской СОШ
Макеева Александра, Калинина Екатерина
СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ:
свободная форма, объем не должен превышать 1 800 знаков.
Введение.
Цель: проведение мероприятий по очистке берегов реки Бузулука от мусора в окрестностях станицы Алексеевской.
Задачи:
- Познакомиться с проблемой мусора в районе.
- Разработать анкету и провести анкетирование среди учащихся нашей школы по данной проблеме.
- Выбрать наиболее загрязненный участок реки Бузулука для уборки мусора.
- Разработать рекомендации для детей и взрослых по реализации мусора
Степень изученности проблемы.
У каждого из нас живет в сердце светлое и нежное чувство любви к тому милому уголку земли, где ты родился, вырос, сделал первые шаги, начал познавать азбуку жизни. И куда бы ни забросила судьба человека, это чувство не покидает его. За сельским хуторком, рабочим посёлком, большими и маленькими городами видится нечто большее – Родина, Отчизна.
Охранять природу значит охранять Родину. Под этим словом “охрана”, человек понимает нечто нужное, требующее внимания, заботы. И всё живое, именно ждёт этих слов, которые бы превратилась в реальность. В последнее время серьезными экологическими проблемами стали загрязнение биосферы, изменение биологических качеств планеты, ухудшение здоровья человека. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
В последнее время весьма актуальным является наблюдение за изменениями состояния окружающей среды, вызванными антропогенными причинами. Система этих наблюдений и прогнозов составляет суть экологического мониторинга.
Бытовые отходы – это все то, что остается после хозяйственной и бытовой деятельности человека и то, что стало не нужным человеку. Главным источником увеличения мусора является человек.
Свалки – причина загрязнения воздуха, почвы, водоемов. Берега рек России завалены бытовым мусором. Ядовитые вещества стекают в воду, в воде плавают пластиковые пакеты, бутылки, в песке у кромки воды битые стекла.
Мы бы хотели обратить внимание на такую проблему, как экологическое состояние берегов водоёмов и природных территорий нашего села, а также развитие экологической культуры населения.
Актуальность темы. Место и сроки выполнения работы.
Проблема бытовых отходов является одной из главных и серьезных проблем не только больших городов, так и небольших сельских поселений. Твердые бытовые отходы являются главными составляющими загрязнений окружающей среды. С каждым годом количество мусора растет в геометрической прогрессии. Иногда порой мы не замечаем, куда сваливаются консервные банки, пластиковые бутылки, фантики от конфет, использованные упаковки…
Методы исследования проблемы:
- обработка и анализ литературы;
- анкетирование;
- акция «Чистый берег»;
- анализ собранного мусора.
Место проведения: Алексеевский район, станица Алексеевская, Участок вдоль реки Бузулук расстоянием 2 км.
Краткий литературный обзор.
Природная среда под влиянием деятельности человека претерпевает большие изменения.
«Два мира есть у человека: один, который нас творил, другой, который мы от века творим по мере наших сил.» Н. Заболоцкий.
Великий Мастер существует в мире. Сотворил он некогда небо, звезды, Солнце, Землю. С величайшим искусством создал цветы и деревья, моллюсков и рыб, птиц и зверей. Венцом творения явился человек… Так рассказывается в мифах и легендах многих стран и народов. Так сказано в Библии.
Человек – это самосоздание Природы. Его мыслью и трудом она пересоздает самое себя. Так – то оно так, да не совсем. Во – первых человек, бессилен сотворить даже маленькую живую букашку или былинку. А во – вторых слишком уже много совершаем мы неразумных действий и поступков, нанося урон той самой зеленой природе, частичкой которой мы являемся. В результате социального обоснования проблемы: Человек – Природа очень важно предопределить нахождение и назначение человека, как существа – материалом которого явилась Природа.
Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Со страниц многих журналов, газет, книг не сходят слова: «экологический кризис», «экологические проблемы», «экологическая политика» и т. д.. Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной не только потому, что все осознанней человечество воспринимает возможность катастрофических нарушений экологического равновесия, но и потому, что выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных и экономических преобразований, колоссальных капиталовложений, положительных решений, многих военно-политических вопросов, объединения усилий всего человечества.
Для решения экологической проблемы использование только достижений научно-технического прогресса явно недостаточно. Огромный интерес общественности к этим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека.
В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически, грамотным, формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить, и, что самое главное определять и видеть сложившуюся ситуацию, уметь оценить её и предложить пути выхода из данной проблемы.
Да, у каждого из нас есть своя река. Не важно какая, большая Волга или маленький Бузулук . Но все ли мы понимаем, какое это сокровище? Каждому человеку должна быть не безразлична судьба реки. Если река зарастает, загрязняется, гибнет - люди не должны смотреть на это, как будто это их не касается. Необходимо бить тревогу и помогать реке. Ведь кто же поможет ей, если не мы - люди!
Результаты анкетирования среди обучающихся:
Свое село хотят видеть чистым и красивым |
100% |
Рядом со своим домом не желают видеть свалку бытовых отходов. |
93% |
Участвуют в акциях по уборке мусора в своем селе
|
Всегда 9% |
Хотят ли участвовать в акциях по уборке мусора в своем селе?
|
Да 74% |
Какой мусор чаще всего видят на улицах своего села? |
Пластиковые бутылки, бумагу, упаковочный материал. |
Кто из взрослых чаще напоминает, что мусор нельзя выбрасывать на улицу?
|
1 место – учителя |
Мусор выбрасывают на улицу
|
Всегда 9% |
Рекомендации взрослым и детям по обращению с отходами:
- Проводить сортивровку бытовых отходов в отдельные мешки на группы.
- Мусор вывозить в специально отведенные места.
- Мелкий мусор выбрасывать на улице в урны.
- Игрушки, старые вещи, книги и журналы не выбрасывать ,они могут кому-нибудь понадобиться .
- Право на жизнь в экологически чистой , здоровой и безопасной среде - одно из важнейних прав человека.