Эссе "Живая связь природы и культуры"

Конкурсная работа

Номинация «Публицистика в защиту природы и культуры».
_______________________________________________________________________________________________________

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:
свободная форма, объем не должен превышать 36 000 знаков.

ЖИВАЯ СВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДЫ

Прочные, неразрывные нити навсегда связали человека и природу. Эта древняя связь тянется из глубины веков, с тех пор как первобытные люди стали ценителями живой уникальной природы. Обожествляя ее, познавая ее законы, человек постигал сокровенную истину: он тоже является частью живого мира, он сам - ее живой орган, и вне природы существовать не может.

Когда человек рождается, он впервые с удивлением вглядывается в этот мир. Восторг в маленьком сердце вызывают зеленые листочки на деревьях и звонко журчащий ручей, летящая птица и уплывающие белоснежные облака, распустившийся цветок и яркокрылая бабочка на его лепестке, обжигающая холодом снежинка и сверкающая алмазными искринками сосулька. Ребенок, словно человек на заре своего происхождения, бережно прикасается к неизведанному миру, учится любить его, жить с ним в гармонии и согласии. И вот маленький человек уже пытается говорить с миром природы, призывая:

Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка, Дам и хлебца каравай - Сколько хочешь поливай!

Детский фольклор богат закличками-обращениями к радуге, солнцу, дождику, снегу, весне. Ребенок, разговаривая с природными явлениями, верит, что будет услышан ласковым и добрым солнышком, теплым летним дождиком. А кто из нас не помнит приговорок? Ими мы просили улитку высунуть рога, комарика – не кусать, пчелку – не жалить. Думаю, в каждой российской семье знают детский «хит»:

Божья коровка, полети на небо!
Там твои детки
Кушают конфетки!

Так с самого раннего детства природа становится частью культуры человека, органично вливаясь в его жизнь и быт.

Но природа – это не только собеседница, она еще и помощница. Моя бабушка рассказывала, что люди, живущие в прежние века, могли без всякой современной техники определить погодные явления: свернулся калачиком котик-мурлыка – быть холоду, а если еще голову лапой накрыл, - быть морозу сильному, трескучему; также к заморозкам курочка стоит на одной лапке, а вот ласточка летает низко к сильному дождю. Русские крестьяне, жившие на территории нынешней Волгоградской области, хорошо разбирались в народных приметах, вели многолетние наблюдения за погодой и точно знали, в какой год в какое время лучше сеять и чего ждать от будущего урожая. Кажется, сама природа советовала и предупреждала: «Знойный июнь – на рыбалку плюнь», «Если весной снег тает от солнца – будет урожайный год, от дождя – жди засуху», «Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, то будет холодное лето», «Если одуванчик расцвел ранней весной, лето будет коротким». Эти наблюдения народ бережно хранил, облекая их в форму пословиц, заботливо передавая из уст в уста своим детям и внукам. В прежние века люди, которые могли распознать природные знаки и сделать какие-либо выводы, находились в особом почете. До наших дней сохранились эти ценные знания: некоторые вошли в сборники «Месяцеслова», некоторые до сих пор передаются изустно в семьях опытных агрономов, фермеров и садоводов.

Люди всегда считали, что природа поможет им вырастить богатый урожай, правильно выбрать суженого, принести достаток в дом, охранить от бед и напастей, если ее правильно об этом попросить и задобрить. Считалось, что достигнуть желаемого результата возможно, если выполнить все обрядовые действия и исполнить сопровождающие их песни. Обрядовый фольклор прочно вошел в жизнь народа, стал частью культуры. Он сопровождал первую пахоту и ожидание последнего снопа в поле, праздничные обходы домов на Рождество и Троицкие гуляния, проводы зимы и встречу весны. Некоторые из этих обрядов сохранились до наших дней, а некоторые – возродились вновь. Однажды мне пришлось наблюдать, как на картофельном поле хозяйка огорода, высадив клубни, попросила у матушки-землицы богатого урожая, а после этого… покаталась по полю. Позже я узнала, что в старину существовал осенний обряд, связанный со сбором урожая, когда окончив жатву, крестьяне заплетали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы земля и впредь давала щедрый урожай, а после этого, как и увиденная мною женщина, катались по жатве, восстанавливая силы после тяжелой страды, и торжественно шли домой с песнями.

Но самым веселым праздником, на мой взгляд, является Масленица. Это славянский традиционный праздник, отличающийся озорством, теплым гостеприимством, обильным застольем. Длится это действо целую неделю, когда расписан каждый день: понедельник – встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - разгул, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы. Праздник имеет богатую этимологию, но обычно с ним связывают последнюю неделю перед Великим постом, а также границу зимы и весны. Недаром он назван народно-христианским. Бабушка и дедушка рассказывали мне, что в советское время в нашем поселке его называли Проводы Русской Зимы и разве что чучело Масленицы не жгли на площади. Но так же катались на резвых тройках, участвовали в веселых конкурсах и состязаниях, пели чудесные песни, плясали на похрустывающем снегу под гармошку. Каждая улица накрывала богатые столы, односельчане угощали друг друга вкусными блинами и румяными пирогами:

Как на Масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр и творог –
Всё летело под порог!
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам,
Весело было нам!

     image                 
Широкая Масленица в поселке Реконструкция

И сегодня этому празднику рады дети и взрослые. Он словно заряжает бодростью, дарит надежду на скорую весну, на радостные перемены в жизни. Им связаны многие поколения людей, и мы подсознательно это чувствуем. Масленичным гуляниям посвящены известные картины русских живописцев: В.И.Сурикова, П. Н. Грузинского, К.Е.Маковского, Ф.В. Сычкова, А.М.Васнецова, Б.Кустодиева. На всех полотнах – удаль, задор, веселье, полнота и красота жизни, очарование народным гуляньем. Вот так красиво в нашей стране провожают снежную Зиму.

 image

Широкая Масленица в поселке Реконструкция

Самым лиричным, одухотворенным народно-христианским праздником я считаю Троицу. Этот летний праздник широко отмечался в России до двадцатого века, потом почти на столетье был забыт. Только бабушки накануне его украшали комнаты березовыми ветками, да шли на службу в церковь в зеленых платочках. В последние годы Троицкие гуляния (некогда любимый праздник молодежи), связанные с расцветающей, входящей в силу природой, снова созывают людей.\

image

     Троицкие гуляния в поселке Реконструкция

Во поле березонька стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Ах, люли, люли, стояла,
Ах, люли, люли, стояла.

Береза – символ этого красивого праздника. Березовыми веточками украшают дома и интерьер, березовые букеты несут в храмы, из березовых веток девушки плетут венки, на которых, опуская их в речку, гадают, водят хороводы, причем одна из девушек исполняет роль березки, у деревьев-берез «завивают» косы. В этот день люди снова угощают друг друга, но теперь обязательны блюда из яиц: пироги с яйцами, праздничные омлеты и яичница с грибами и всякой всячиной.

 

image

 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздничная яичница от каждой улицы поселка

 image

Троицкие гуляния в поселке Реконструкция

 

Праздник погружает в русскую старину, пропитывает народностью и будит глубину восприятия традиций. От него веет сказкой, воспоминаниями о Леле, Снегурочке, царстве Берендея, Аленьком цветочке. Он позволяет прикоснуться душой к народным истокам.

Органической связью с природой пронизано народное творчество. В песнях ли, в сказках ли, в обрядах и поверьях – везде, где звучит самобытный голос народа, мы осознаем себя частью этих двух созвучий: культуры и природы. И начинаем стремиться к единству и гармонии, способным оживить душу человека и укрепить его дух.

СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ:
свободная форма, объем не должен превышать 1 800 знаков.

Фёдорова Алина, ученица 10 класса, принимает активное участие в творческих конкурсах различной направленности на местном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях: «Поклон земной тебе, село родное!», «Творческое поздравление ко дню работника леса», «Для наших пожарных», «Не могу молчать!», «Спорт - альтернатива пагубным привычкам!», - занимает призовые места. Десятиклассница участвует в трудовых десантах, социальных акциях «Обелиск», «Забота», вместе с одноклассниками посещает ветеранов войны и труда.

Алина очень любит родную природу и все, что с ней связано: стихотворения русских поэтов, книги о народной мудрости и фольклоре, картины художников-пейзажистов. Ее статьи, стихотворения, эссе наполнены тонкой наблюдательностью и особым отношением к тому, о чем она пишет.

Публицистическая работа, написанная для данного конкурса, дает возможность задуматься над важной проблемой взаимосвязи культуры и природы.

Работа ранее не была опубликована. Опыт публикаций есть.