"Это из прошлого"

Конкурсная работа

Номинация «Традиционная культура»
_______________________________________________________________________________________________________ 

ФОТОГРАФИИ:

________________________________________________________________________________________________________

ВИДЕОЗАПИСИ:

________________________________________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Убранство кровати в старину.

Чтобы отчетливо представить себе убранство русской избы в XIX веке, достаточно прочесть строки из стихотворения «Хозяин» русского поэта  Льва Александровича Мея:

В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампада в сумраке ночном…
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром.
Крашеные пяльца со стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.

В нашем школьном Зале истории быта села есть экспозиция, рассказывающая об обстановке крестьянской избы.  Одним из экспонатов является кровать. Известно, что на кроватях редко спали, ведь эта обстановка служила скорее украшением дома и демонстрацией благосостояния семьи. И именно  она всегда привлекала внимание гостей. Радует глаз празднично заправленная железная  кровать, покрытая искусно сделанным  ярким лоскутным одеялом. На кровати располагаются пуховые подушки в красиво расшитых наволочках.

Поверх перины стелется простыня (настольник, рядно) – это прямоугольный кусок ткани. На изготовление простыней шло холщовое полотно, как грубое, так и тонкое, обычно белого цвета. Свешивающийся с постели край простыни нередко украшался подзором простыней.

Подзор - декоративная деталь, украшающая постель в крестьянском жилище. Представляет собой полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни так, что при застеленной постели подзор остается открытым и свисает над полом. В прежние времена подзоры были очень распространены, и на то имелись причины. Дела в том, что раньше кровати старались делать максимально высокими, потому что чем выше от пола — тем теплее. Соответственно, под кроватью оставалось свободное место, которое можно было задействовать с пользой. Обычно там хранили сундуки, коробы, ящики и т.д. Выглядело это, конечно, не очень эстетично. Поэтому «подкроватную» область закрывали декоративной шторкой, то есть подзором.

Все это женщины делали на дому сами, вкладывая в работу всю свою любовь к дому и к семье.

Говорят, что новое, это хорошо забытое старое. И вот это старое, к счастью, возвращается. Это становится модным, потому что это красиво!

Прялка – предмет из прошлого.

Мы живем в 21 веке. У нас не стоит вопрос  о том, из чего изготовить одежду. Мы идем в магазин и покупаем готовые платья, джемпера, кофты, носки. А уж если кто-то захочет самостоятельно связать себе вещь, чтобы такая была единственная, то в магазине выбор пряжи безграничен: цвет, качество, структура – на любой вкус. Но, на мой взгляд, такая пряжа никак не может сравниться с той, которую делала моя прабабушка в домашних условиях.

Я хорошо помню, как  долгими зимними вечерами прабабушка пряла шерсть, я помню  мерный  и такой приятный «говор» прялки.

ПРЯЛКА - простейшее приспособление для ручного прядения. Она пришла к нам из далёкой древности. «Пряслице» - так  нежно называлась прялка в Древней Руси. Изготовление пряжи – занятие чисто женское. С осени, когда заканчивалась огородная пора, до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Из чего же делали пряжу? В ту далекую пору в селе  Матышеве (наверное, в каждом селе и каждой деревни России)  в каждом подворье было много овец и коз. От них получали не только молоко и  мясо, но и  шерсть и пух.  Вот из стриженой овечьей шерсти и козьего пуха и изготавливали пряжу. Прялка своя, «родная», имелась в каждом дворе как предмет первой  необходимости. У каждой была своя особенность. Видимо, хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, прилагали  свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.                                                                                                                                                   

Процесс прядения – это целая наука. Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди. Полученная  пряжа имела разное качество и толщину. Это зависело от того какой породы была овца. В какой период года была сострижена шерсть. Зимняя была значительно мягче и нежнее. Также на полученную пряжу влияло качество прочеса. Именно он определял толщину ниток.

Сейчас в нашем селе овец и коз стало мало, их держат исключительно для  получения мяса и молока. В магазинах можно купить всё  необходимое для вязания, да и готовую одежду. Поэтому прялки  из-за ненадобности  практически исчезли. Многие мои сверстники впервые увидели прялку в школьном Зале истории быта села. Они превратились в предмет старины.