Ах, этот праздник!

Конкурсная работа

Номинация «Традиционная культура»
_______________________________________________________________________________________________________ 

ФОТОГРАФИИ:

________________________________________________________________________________________________________

ВИДЕОЗАПИСИ:

________________________________________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Ах, этот праздник!

Объект исследования: процесс зарождения и проведения праздника, посвященного арбузу в городе Камышин Волгоградской области.

Предмет исследования: формирование интереса к необычной культурной традиции города.

Проблема исследования:

Общеизвестно, что традиция – это исторически сложившиеся и наиболее обобщенные нормы поведения и принципы нравственных общественных отношений, передаваемые из поколения в поколение и сохраняемые общественным мнением. Традиция – это крепкий фундамент, на котором стоит общество, и каждый человек. Следовать традиции – ощущать себя в русле исторического потока, продолжать её – дело благородное; оно придает значимость дню сегодняшнему и открывает дверь в будущее! «Благородное прошлое, внушаемое позднейшим поколением, любовь и подражание – великое дело. Оно составляет его внутреннюю силу, служит залогом будущих его успехов.» (А.Н. Яхонтов). Именно к такой традиции мы и относим необычный праздник в городе Камышин «Камышинский арбузный фестиваль».

Феномен «народна культура» можно рассмотреть на основе междисциплинарного подхода. Каждый элемент культуры наших предков при этом оказывается в активной связи с сегодняшней ситуацией. Бездуховность, безнравственность – вызовы XXIвека, и закрывать на это глаза – преступление. Нам, будущим педагогом, для успешного воспитания детей необходимо знать народную педагогику, традиционную культуру воспитания.

Цель исследования: состоит в выявление и в обоснование рождения народной традиции в городе Камышин – праздник «Камышинский арбузный фестиваль».

Гипотезы исследования:

Изучение этнопедагогики, науки о традиционной культуре воспитания и народной педагогике, позволит более успешно решать проблемы нравственного воспитания учащихся. Традиционная культура – целостная открытая система, её ядро – идеал нравственного человека, в соответствии с этим идеалом и строится народная педагогика всех этносов.

Мы предполагаем, что этнокультурное образование обладает неисчерпаемым педагогическим потенциалом в формирование этнической идентичности, культуры межнационального общения, профилактике межнациональный конфликтов. Именно этнокультурное образование помогает формировать понимание духовных ценностей других этносов через ценностную систему своего народа. Для многих особую значимость имеют конкретные проявления культур (театрально-концертная деятельность, охрана памятников истории и культуры, народные праздники и др.), а также обобщенное виденье перспектив социокультурного развития.

Задачи исследования:

  1. Изучение и сохранение культурного наследия своей малой родины;
  2. Формирование патриотического отношения к родной земли и народа;
  3. Погружение в этнопедагогику.

Основная часть:

Камышинский арбузный фестиваль (Фото 3) — ежегодное зрелищное мероприятие, проводимое в городе Камышин  Волгоградской области в День рождения города (вторые выходные сентября) и посвященное арбузу. В 2014 году Камышинский арбузный фестиваль был проведен в VII раз. Впервые был проведен в 2007 году, в 2010 году был отменен в связи с трагическими последствиями природных пожаров в Волгоградской области.

Девиз Камышинского арбузного фестиваля 2014 года: «Арбузные цветения – летнее настроение». Девиз фестиваля изменяется ежегодно, что задает определенное направление каждому фестивалю. Он традиционно начинается с «Арбузного парада» (Фото 1,2,6,7). Это театрализованное шествие, в котором принимают участие предприятия города, учебные заведения и все желающие камышане и гости города (Фото 8,9). Программа фестиваля также включает: выставку-продажу арбузов, театрализованную встречу Петра Великого, выставку-продажу сувениров и произведений декоративно-прикладного искусства на «арбузную» тематику и многое другое (Фото 10,11,16). Также для камышан и гостей города проводятся различные конкурсы: «Арбузное дефиле», «Мама, папа, я — арбузная семья», «Конкурс декоративно-прикладного творчества» и другие (Фото 12). Каждый год на празднике присутствуют гости из таких городов, как Волгограда, Саратова, Москвы, Астрахани, Краснодара, Дагестана, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, таких как Украина, Казахстан, Германия, Франция, Голландия.

При единой задумке, каждый из фестивалей имел свои особенности: менялись маршруты прохождения Арбузного парада, место проведения основного праздника и другие нюансы, но главным оставалось одно: камышане в едином порыве выходили на улицы, чтобы отметить Арбузный день не шаблонным концертом, а красочными действиями, в основу которого лег исторический факт, рассказывающий о том, как в 1722 году город посетил император Петр I. В походном журнале императора записано:

«По утру на рассвете прибыли к Камышинкам, где с города стреляли из 15-ти, им ответствовали из 3-х пушек, где Его Величество изволил осмотреть город и тут быв часа с два, пошли в путь…»

Согласно легенде, бытующей в этих краях, Петр I вкусил местной ягоды и, громогласно воскликнув: «Зело отменный плод!», после чего повелел отлить копию арбуза в натуральную величину (Видеоролик "Легенда об арбузе").

Все жители г. Камышина уточняют, что фестиваль — народный. Жители давно уже соскучились по массовым гуляниям наподобие древнерусских ярмарок. Поэтому главное в арбузном шествие — это то, что каждый участник может стать центром праздника, отшагать «по главной улице с оркестром»; почувствовать себя не просто жителем отдельного микрорайона, а стать частью единой «городской арбузной нации», «жителем арбузной столицы страны» или «почетным участником встречи Петра I».

Заключение:

Мы рассмотрели только одно из направлений воспитательной работы, которое может выстраиваться в русле изучения традиций народной культуры. Хочется ещё раз подчеркнуть, что этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом. Реализация традиций народной культуры в современном воспитательном пространстве, с одной стороны обеспечивает взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – помогает сохранить культурную идентичность современного народа.

Литература:

  1. Атлас растений. Москва. Олма – пресса, 2007 г.;
  2. Бакланова Т.И., Ершова Л.В., Шпикалова Т.Я. «Концептуальные основы развития этнокультурного образования / Культурное наследие народов мира содержании современного образования»: Сб. статей – Москва. МГУКИ, 2009 г. (с. 8-21);
  3. Гладилина И.П. Культурное население и развитие творческой одаренности молодежи / Культурное население народов мира в содержании современного образования: Сб. статей – Москва. МГУКИ, 2009 г. (с. 63 – 71);
  4. Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009 г.;
  5. В.В. Гаевая «Люби и знай свой край». Камышин 2007 г..