Традиционная культура. Уроки фольклора.

Конкурсная работа

Номинация «Традиционная культура»
_______________________________________________________________________________________________________ 

ФОТОГРАФИИ:

________________________________________________________________________________________________________

ВИДЕОЗАПИСИ:

________________________________________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

«Традиционная культура. Уроки фольклора.»

Уже не первый год и даже не первое десятилетие проводится разнообразная работа по сохранению объектов нематериальной культуры. Именно неосознанное стремление к сохранению такого рода объектов и явилось одной из причин работы  учащихся по восстановлению и сохранению песен, обрядов, игр фольклорной  направленности. В XXI веке в связи с процессами модернизации и глобализации многие формы нематериальной культуры оказались обречены на забвение и гибель. К  нематериальному культурному наследию отнесены:

  • устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
  • исполнительские искусства;
  • обычаи, обряды, празднества;
  • знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
  • знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами)

В обществе исчезает необходимая для существования традиции установка на сохранение традиции. Международным сообществом признано, что многие формы нематериального наследия сегодня находятся на грани исчезновения и намечены пути их сохранения в естественной среде бытования.

Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество не является одной из высших духовных ценностей русского народа?

Сегодня возрастает  значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. Деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества продолжают процветать.

Дети – бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых – развивать это начало.

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи - наносится непоправимый урон духовному развитию детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной культуре! Поэтому, в своей работе мы обращается к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.

Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца(матери).  

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания школьников, решать коммуникативные и речевые проблемы и естественным образом сохранить нематериальное культурное наследие. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.                   

Оригинальность работы «Сохранения объектов нематериальной культуры» заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение пяти лет (5-10 классы) изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом.

Особенностью проводимой работы является различные элементы «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка. «Старое не умирает, оно живет и продолжается в новом»,- так звучит тезис Апполона Григорьева. Отдельные исследователи настаивают на том, что « фольклор, особенно песенный, существует, пока жива бесписьменная традиция коллективного творчества…»

Работа требует обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие школьников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности.  Работа в тандеме ( учитель – ученик) приносит видимые результаты по изучению, воспроизведению, сохранению и передачи  устных традиций, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительского искусства; обычаев, обрядов, празднеств.

В.Г.Белинский сказал: «Народные песни принадлежат к вечно живущим и движущим явлениям». Потенциал песенного фольклора повышает возможность  восприятия народной песни  в современном облике.

Структура построения работы и освоения материала детьми  заключается в следующем: в течение обучения усваивается материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами происходит подготовка к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.

Занятия  начинают приносить  плоды уже через полгода коллективной работы. Через год мы уже вышли на школьный праздник, ещё через полгода (в шестом классе)  провели для всей начальной школы «Масленицу».       

Процесс подготовки к любому празднику всегда очень длительный.  Тщательно изучаются, подбираются и  разбираются исторические факты, костюмы, обрядовые действа, песни.

В седьмом классе ярким событием оказался праздник «Кузьминки». Народная музыка, задорные слова, песни, пляски создали такую атмосферу веселья, что празднику, казалось, не было конца.

Радость от успеха в познании фольклора вышла и за рамки школы. Ребята стали принимать участие в ежегодном фестивале «Радуга талантов», стали призёрами фестиваля и были приглашены на  городские праздники.

Весь год  проходят занятия по следующим разделам : народная песня и её режиссура, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, народный театр, малые жанры фольклора, календарные праздники.   Постепенно дети погружаются в мир народной музыки, календарных праздников. Итогом работы является проведённое совместное мероприятие учащимися восьмого класса для учащихся первого, в котором малыши были не только слушателями, но и активными участниками праздника народного календаря «Сороки».

По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора и его сохранение в жизни любого человека, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

В последние годы наметилась позитивная динамика развития  искусства на территории области, связанная с ростом интереса, обновлением репертуарного предложения, появлением новых творческих объединений экспериментального характера. Это результат как социально-экономической стабилизации  в регионе, так и адаптации организаций искусства к новым условиям деятельности. 

Представленная работа вносит большой вклад в сохранение и развитие лучших традиций фольклора, обеспечивает творческую преемственность поколений, несет большую просветительскую и воспитательную миссию.