«Наследие родного края»

Конкурсная работа

Номинация «Гуманитарно-экологические исследования»  _______________________________________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
главы, разделы вашей конкурсной работы.

Содержание:

1. Пояснительная записка

1.1 Обоснование проекта

1.2. Форма проекта

2. Цели и задачи работы

2.1. Приоритетные цели проекта

2.2. Стратегические направления изменений

2.3. Ожидаемые результаты

3. Реализация проекта

3.1. Этапы реализации проекта

4. Заключение

5. Литература

6. Приложения

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования.

Актуальность и значимость проекта: У каждого из нас есть свое восприятие родного края, основанное на наших личных впечатлениях, рассказах окружающих нас людей и близких родственников разных поколений. Они обогащают наши представления о природе, быте, человеческих отношениях, о самом развитии края. Каждое последующее поколение, живущее здесь,  по-своему видело историю нашего края и сохранило для нас прекрасную память о прошлом. История села Бережновки многогранна и поистине интересна.

Это – край наш единственный в мире.
Все то, что было в бездне дней,
Не меркнет в памяти моей,
И нет желанней ничего,
Чем образ края моего.

Константин Бальмонт

Цели проекта:

Практическая: привлечение внимания к  прошлому своей малой Родины на основе краеведческого материала об  истории переселения сел Бережновка и Молчановка в 1964 году как следствии строительства Волжской ГЭС и  Волгоградского водохранилища, сохранению реликтового состава современной флоры степных участков территории села Бережновка.

Педагогическая: формирование личности, стремящейся к сохранению и преумножению истории родного края.

Задачи проекта:

  • проанализировать материал из воспоминаний  коренного местного населения по вопросу об особенностях природы края, быта населения на начало переселения сел,
  • собрать и изучить материал о целях и последствиях строительства Волжской ГЭС и Волгоградского водохранилища,
  • установить деловые отношения  с Поповым А.В.- заведующим гербарием кафедры ботаники и методики преподавания биологии ВГСПУ  для выяснения картографического положения с.Бережновка и с.Молчановка в начале прошлого века до момента затопления, знакомства с флористическим составом растительности современных степных территорий села Бережновка,
  • исследовать прибрежный участок степи современного с.Бережновка с целью обнаружения связи современного состояния ландшафта с прошлым и выявления его экологического проблем,
  • выяснить видовой состав флоры данного участка местности,
  • сформулировать вывод о богатстве исторического прошлого родного края и необходимости бережного отношения к нему ради будущих поколений.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ:
описание и обоснование методов сбора и обработки материала.

Паспорт информационного  проекта

1. Образовательное учреждение: МКОУ «Бережновская СОШ»

2. Название проекта: «Наследие родного края».

3. Руководители проекта: учитель географии и биологии Бочковая Валентина Михайловна, библиотекарь сельской библиотеки МКУ «Культура» Бережновского сельского поселения Марченко Надежда Викторовна.

4. Консультант:  заведующим гербарием кафедры ботаники и методики преподавания биологии ВГСПУ Попов А.В.

5.  Проект рассчитан на различные возрастные категории

6.  Состав проектной группы: учитель географии и биологии Бочковая Валентина Михайловна, библиотекарь сельской библиотеки МКУ «Культура» Бережновского сельского поселения Марченко  Надежда Викторовна, ученицы 9 класса Бочковая Татьяна Юрьевна (14  лет) и Комиссарова Валерия Владимировна (15 лет).

7. Предполагаемое распределение ролей: Бочковая Татьяна Юрьевна в ходе выполнения проекта под руководством учителя Бочковой Валентины Михайловны исследует степной участок территории села Бережновка с распространенными реликтовыми пойменными растениями, изучает видовой состав флоры. Вместе с Комисаровой Валерией устанавливает деловые отношения с А.В.Поповым, изготавливает гербарные и фотоматериалы. Комиссарова Валерия под руководством библиотекаря сельской библиотеки МКУ«Культура» Бережновского сельского поселения Марченко Надеждой Викторовной собирает и изучает материал об особенностях природы  и жизни людей в с.Бережновка до момента ее затопления в связи с вводом в строй Волжской ГЭС, знакомиться с положительными и отрицательными последствиями образования Волгоградского водохранилища.

8.   Тип проекта: информационный

9.   Заказчик проекта: музей МКОУ «Бережновская СОШ», заинтересованное местное население.

10.  Цели проекта:

Практическая: привлечение внимания к  прошлому своей малой Родины на основе краеведческого материала об  истории переселения сел Бережновка и Молчановка в 1964 году как следствии строительства Волжской ГЭС и Волгоградского водохранилища, сохранению реликтового состава современной флоры степных участков территории села Бережновка.

Педагогическая: формирование личности, стремящейся к сохранению и преумножению истории родного края.

11. Задачи проекта:

  • взять и проанализировать интервью  коренного местного населения по вопросу об особенностях природы края, быта населения на начало  переселения сел,
  • собрать и изучить материал о целях и последствиях строительства  Волжской ГЭС и Волгоградского водохранилища,
  • установит деловые отношения с Поповым А.В.- заведующим гербарием кафедры ботаники и методики преподавания биологии ВГСПУ  для выяснения картографического положения с.Бережновка и с.Молчановка в начале прошлого века до момента затопления, знакомства с флористическим составом растительности современных степных территорий села Бережновка,
  • исследовать прибрежный участок степи современного с.Бережновка с целью обнаружения связи современного состояния ландшафта с прошлым и выявления его экологического проблем,
  • выяснить видовой состав флоры данного участка местности,
  • сформулировать вывод о богатстве исторического прошлого родного края и необходимости бережного отношения к нему ради будущих поколений.

12.   Основные проблемы, решаемые проектом:

  • повысить интерес и уважение к истории родного края и его будущему.

13.   Ресурсное обеспечение реализации проекта:

ПК, интернет-ресурсы, материалы интервью, фотоаппарат, справочная литература, атлас-определитель, мультимедийная презентация.

14.   Результат проекта:

  • Практический – проанализирована информация из различных источников по теме, собран фото- и картографический материал.
  • Методический – получен актуальный материал для реального использования на уроках и внеклассных занятиях по краеведению, географии,  биологии и экологии.
  • Образовательный -  воспитание у подрастающего поколения и взрослого населения гражданской ответственности за прошлую настоящую и будущую судьбу родного края.
  • Развивающий развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, мыслительной деятельности при ее анализе и структурировании.

15.  Апробация проекта: данный проект был одобрен администрацией МКОУ «Бережновская СОШ».

16.  Аннотация: У каждого из нас есть свое восприятие родного края, основанное на  наших личных впечатлениях, рассказах окружающих нас людей и близких родственников разных поколений. Они обогащают наши представления о природе, быте, человеческих отношениях, о самом развитии края. Каждое последующее поколение, живущее здесь,  по-своему видело историю нашего края и сохранило для нас прекрасную память о прошлом. История села Бережновки многогранна и поистине интересна.

Это – край наш единственный в мире.
Все то, что было в бездне дней,
Не меркнет в памяти моей,
И нет желанней ничего,
Чем образ края моего.

Константин Бальмонт

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

1 этап:

Установление деловых отношений с заведующим гербарием кафедры ботаники и методики преподавания биологии ВГСПУ А.В.Поповым.

Заведующий гербарием кафедры ботаники и методики преподавания биологии ВГСПУ А.В.Попов предоставил карты Шуберта 1844 года, Стрельбицкого 1865 года и довоенную карту Волгоградской области, на которых отчетливо видны территории расположения сел Бережновка и Молчановка по отношению к течениям рек Волги и Еруслан. ( см. Приложение 1)

2 этап:

Современное село Бережновка образовалось в 1964году из двух старинных сел, которые были переселены на новое место, в связи со строительством ГЭС. Будущее искусственное море неминуемо должно было затопить все земли в округе и подмыть песчаные берега. Люди не могли поверить, что села, простоявшие более двухсот лет, придется переносить.    В середине августа 1964 года началось переселение сел Бережновка и Молчановка на новое место, расположенное выше. До конца 1965 года  из двух сел образовалось одно – Бережновка. Займище – пойменные земли, речка Чаган, прекрасные озера в Молчановке исчезли в глубинах Волгоградского водохранилища. Они остались только в памяти старожилов.

Интервью с коренными жителями села Бережновка: Марченко Анной Николаевной, 1937 года рождения, Ломинога Марией Васильевной, 1941 года рождения, Колтун Иваном Яковлевичем, 1935 года рождения.

Еруслан – приток Волги был основным источников водоснабжения в селе.

Во время весеннего половодья Еруслан затапливал все пойменные места и напоминал сегодняшнее водохранилище. В середине мая вода уходила в свое русло, а пойма покрывалась зеленым ковром молодого сена. Весной  детвора на лодках плавали в лес за ландышами. С «битончиками» ходили за ягодами. В июне ковер превращался  в разноцветное полотно неописуемой красоты. Дети приходили на этот сказочный ковер и выбирали съедобные растения: полевой лук, калачики, сковорода, валериана, «лопуцки» и др., названия которых и не знали. Зимой дети катались на санях. Ученики 5-7 классов в школу ходили в Молчановку,  по прямой - 3 км, а когда наступало половодье на реке, шли пешком вокруг - 6 км. Зимой часть детей возили в школу на санях или с трактористами и механизаторами, т.к. в Молчановке была МТС. Факелами (палка с ветошью на верху, смоченная в керосине) освещали дорогу, спасаясь, таким образом, от волков, которые в этих местах были обычным явлением. Страшно было, когда в кромешной темноте увидишь горящие глаза волка!

В Еруслане  полоскали белье после стирки: несли его на коромыслах в ведрах или в корзинках. На крутом берегу Еруслана, внизу били родники, гнездились щуры. На песчаном берегу население сажало картошку. На противоположном берегу в летнее время в заводях, заросших камышом, мальчишки (пацаны) ловили рыбу корзинками без дна. Дети рыбаков вместе с родителями выезжали на рыбалку на Чаган – приток Еруслана. Он протекал практически параллельно Еруслану и в нем водились сазанчики, караси. Пойманную рыбу солили, вялили и коптили. Летом Чаган мельчал и взрослые, и дети переходили его босиком.  Были в Бережновке небольшие озерки, которые местные жители называли «казанками» т.е. круглые. Особенность этих «казанков» была в том, что вода в них была очень холодная вода, даже летом в жаркие дни. Никакой рыбы в них не водилось, даже мелкой. И даже лягушек не водилось. А ведь в Чагане, хотя и была холодная вода, а разных рыб и лягушек в нем водилось немало. Вечерами и ночами одевали «накомарники» из марли, на берегу любили слушать пение перепелок: «Спать пора!». К концу июня созревшее сено принимало золотисто-желтый цвет, и наступал сенокос. В косилки и грабли впрягали лошадей. Сена хватало и  колхозному скоту и частному.

В пойме рос девственный лес из дуба, клена, тополя мелко- и широколиственного, вяза, верб. Он охранялся лесничим. Многие годы им был Нарижний Егор Васильевич. В лесу велась только рубка ухода. На топку селянам разрешалось брать только старые, засохшие деревья. В лесу жители сажали картошку в отдельных местах (займище) практически в грязь, когда вода уходила. Озеро в Бережновке называлось «Бугроватое». Урожай картошки всегда был очень хороший. Убранную картошку увозили на телегах, запряженных коровами, у которых на шее висел колокольчик. В лесу весной под дубами цвели ландыши. Школьники регулярно выходили на сбор семян вяза и клена: лазали по деревьям с сумками через плечо и сдавали леснику. Кроме семян, ребята собирали в лесу на деревьях яйца из птичьих гнезд для еды. 

Природной достопримечательностью села Бережновка были «Топольки». Это полузаболоченный пруд на юго-восточной окраине села, в котором жили тысячи лягушек! А как они пели по вечерам! Хором, дуэтом, квартетом. У них были даже солисты. Весной пруд покрывался прекрасным разноцветьем, издававшим неповторимый запах чистого воздуха и первозданной красоты природы!

Из воспоминаний Ткаченко Александры Ивановны (1923-2010гг.) жительницы с. Молчановка

Село Молчановка располагалось на левом берегу Еруслана ниже по течению, в 5км от Бережновки. Здесь он соединялся с Волгой. На правом берегу Еруслана были прекрасные луга, затем тянулся лес. Перейдешь лес – начинались пески до берегов Волги. В половодье Еруслан затапливал большие территории леса, сады жителей. По ерикам, где глубоко можно было проехать на лодке к Волге. В Еруслане и Волге водилось много красной рыбы: осетры, севрюга, стерлядь, белуга и др. Вода в реках была чистая – ее использовали для питья, приготовления пищи.

Лес – это богатство жителей, их кормилец. В лесу росло множество прекрасных деревьев: столетние дубы, вязы, тополя, боярышник, терн, даже дикие яблони. Их называли кислицы по вкусу яблочек. Но поздней осенью яблочки поспевали, желтели и были кисло-сладкие с изумительным запахом.

Но самое главное богатство леса – это грибы: грузди, опенки, белые грибы и др. Большие бочки соленых грибов стояли в подвалах жителей села. Лекарственная, очень вкусная ягода росла в лесу целыми зарослями. Это ежевика. Ведрами ее носили домой дети, а матери варили варенье, а раньше когда не было сахара, то ягоды заливали соком корня солодки и наливали в кувшины. Их ставили на лед в погребе. Лед возили с речки в марте, укрывали соломой. Мочили яблоки, терн. Все хорошо сохранялось до весны. В лесу было много цветов – ландыши, колокольчики, петушки. Росли и лекарственные растения – валериана, солодка, щавель, дикий лук. Жители вспоминают, что в лесу не было ни одного пожара. Так бережно относились они к природному богатству. Там где Еруслан поворачивал и сливался с Волгой, были замечательные места, которые славились своей красотой, озеро «Крыльцеве» с его прозрачной водой, с различными цветами, которые росли на его берегах. Все эти благодатные места были местом отдыха сельчан.

Интервью с Золотаревым Иваном Никитовичем, 1930 года рождения житель села Ломачино, затем Бережновки.

 Возле села Ломачино росли деревья, красный берест, чем-то напоминало вишню. Называли их карагач, караич. Эти деревья характеризуются долговечностью (до 300лет). Древесина обладала высокими техническими качествами: она крепка, упруга, вязка, тверда, трудно колется.

Широко применялась в обозостроении – из нее изготавливали обода, полозья. Спицы, дуги и т.д. Старики говорили, если из этого дерева сделать полозья на сани их хватит на целый век. После затопления эти деревья не растут. Вполне возможно от них осталось название ерика - «Карачанский». (см.Приложение 2)

В 1950 году было принято решение лес убрать в связи с подготовкой водохранилища для строительства Волжской ГЭС.

3 этап:

Положительные и отрицательные стороны строительства гидроэлектростанций на Волге.

31 октября 1958 года строители Волжской ГЭС перекрыли русло великой реки Волги. А 22 декабря состоялся пуск первой турбины ГЭС.

7 сентября 1961 года полностью сдана в эксплуатацию крупнейшая в мире Волжская ГЭС, а 9 сентября ее назвали именем XXIIсъезда КПСС,

Волжский каскад представляет собой крупный водохозяйственный комплекс Гидротехническое строительство без учета экологических последствий привело во многих случаях к невозвратимым природным процессам.

Теперь о цене, которую пришлось заплатить за эти выгоды. Волжским каскадом было затоплено 747 тыс.га сельхозугодий, среди них и территория нашего прежнего села Бережновка, в том числе 183 тыс.га пашни и 564 тыс.га сенокосов и пастбищ.

Создание Волжско-Камского каскада было вполне оправданным – предков ругать не за что, они искали оптимальные решения стоявших перед ними проблем и нашли их.

Река Волга, Волга- матушка, великая река, главная улица России в сознании каждого жителя страны - символ России, неотъемлемая часть ее богатейшей истории и самобытной культуры. Трудно переоценить роль, которую играла и играет Волга в жизни России и в жизни наших односельчан. Современная Волга - во многом рукотворная река, поставленная на службу человеку. К сожалению, Волга серьезно больна. У нее сейчас много проблем, и эти проблемы появились не вдруг, не сейчас. Отрицательные последствия недальновидных хозяйственных решений накапливались десятки лет. В 50-е-80-е годы на Волге был построен каскад ГЭС, в результате река была превращена в цепочку водохранилищ. Среди них и Волжская ГЭС и Волгоградское водохранилище. Мы  решили попробовать разобраться в современных проблемах Волги, для чего провели следующие исследования ( по различным источникам информации).

Для чего было построено столько ГЭС на одной реке?

Одной из главных была цель:

- улучшить условия судоходства на Волге. Ведь Волга когда-то была типичной рекой умеренного пояса. Весной она сильно разливалась, наводнения были обычным явлением в прибрежных городах и селах. Летом же, наоборот, Волга сильно мелела. В некоторых местах нашу матушку- Волгу переходили вброд»

Последствия были известны, в том числе и отрицательные. Ожидалось, что:

1. Будут затоплены ценные пойменные и долинные земли, а также населенные пункты на берегах.

 2. Уменьшатся рыбные запасы.

 3. Ухудшится экологическая ситуация, так как течение реки замедлится и ухудшится самоочищение речной воды.

Появились и другие последствия, которых не ожидали?

1. К сожалению, под зеркальной гладью водохранилищ оказались безвозвратно потерянными огромные площади ценнейших пойменных плодородных земель (до 5 млн.га).

 3. С заполнением водохранилищ произошел подъем грунтовых вод в бассейне Волги, что привело к заболачиванию и гибели лесов. В низовьях Волги на пойме исчезают дубовые леса- дубравы. А в верховьях нет теперь ни знаменитых волжских пастбищ, ни сенокосов

Итак, мы видим, что результатом подчинения Волги исключительно интересам энергетики стала крупнейшая экологическая трагедия реки. Положение удручающее.

 Нынешнее состояние Волги очень метко охарактеризовал В.Г. Распутин. Сегодня не надо гадать, «чей стон раздается над великою русской рекой. То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная, с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ…» Очень хочется, чтобы эти слова услышало как можно больше людей: от самых простых до самых высоких чиновников и поняли, что проблемы Волги- проблемы всех граждан России.

(см.Приложение 3)

Сегодня участок Волгоградского водохранилища в пределах села Бережновка – это заповедное место, привлекающее ученых для изучения уникального видового состава представителей Краснокнижной водоплавающей птицы. В водах водохранилища обитают: лебедь-шипун, черный лебедь, белоглазый нырок, серый гусь, цапля, бакланы и др. Именно здесь, на территории заповедных «Бережновских островов» проходил маршрут эколого-краеведческой экспедиции с участием ученых ВГСПУ. Эти места посещали представители ученого мира станицы «Вешенская». Экскурсию по водохранилищу совершили и участники учебной полевой практики в мае 2013 года в присутствии ученых-педагогов ВГСПУ Чернобая В.С. и Попова А.В.

4 этап:

Анализ полученной информации показал, что полюбившееся место отдыха жителей нашего села под названием «Ивушка» является исторически ценной территорией, на которой произрастают реликтовые для степи растения – представители пойменного леса, оказавшегося  под водами Волгоградского водохранилища в период пуска Волжской ГЭС им. 22 съезда КПСС в 1964-1965 годах.

Исследования выявили, что на сегодняшний момент данная территория находится в серьезном экологически опасном состоянии: срублены ивушки, периодически вытаптываются редкие для степных мест растения, обнаружены следы регулярного отдыха односельчан в виде выброшенного мусора из консервных банок, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов и др. Поэтому, учащиеся нашей школы посчитали необходимым взять под охрану данную территорию и официально представляют ее, как конечную станцию экологической тропы.

Наша задача: на территории  Бережновского сельского поселения отыскать подобные ландшафты, сохранившие видовой состав растений пойменного леса, остановить гибель ценных видов растений, составить полный гербарный материал представителей сохранившейся флоры.

(см.Приложение 4)

Перечень видового состава реликтовой флоры степного ландшафта с.Бережновка:

  1. Будра (Glechoma)
  2. Бодяк обыкновенный (Cirslum)
  3. Василистник (Thalictrum)
  4. Горец почечуйный (Polygonum)
  5. Грудница мохнатая
  6. Ирис водяной (Iris pseudaorus)
  7. Ива кустарниковая (Salix)
  8. Ива белая
  9. Ирис скориоза
  10.  Ирис тонколистный
  11.  Ирис низкий
  12.  Ирис водяной
  13.  Кирказон (Aristolocgia)
  14. Лапчатка двувильчатая
  15. Липучка (Lappula)
  16.  Лопух
  17.  Мордовик светлый
  18.  Мятлик узколистный (Poa angustifola)
  19.  Мятлик луковичный (Poa bulbosa)
  20.  Нарывник (Melokea)
  21.  Нонея
  22.  Козлобородник
  23.  Одуванчик (Taraxacum)
  24.  Осока черноколосая (Carex)
  25.  Полынь горная белая
  26.  Пустырник
  27.  Подмаренник ненастоящий (Galium)
  28.  Пижма тысячелистниковая (Tanacetum)
  29.  Полынь Маршалла (Artemisia)
  30.  Полынь белая
  31. Тополь черный
  32.  Тмин песчаный
  33.  Тонконог сизый (Koeleria)
  34.  Тысячелистник щетинистый
  35.  Чебрец Маршалла (Thymus marchallianus)
  36.  Шалфей остепненный (Salvia)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Итак, выше нами было дано обоснование проекта «Наследие родного края». Поставлены основные цели, задачи, раскрыто основное содержание работы над проектом. На основе данных материалов можно сделать вывод о том, что проект способен  сыграть большую позитивную роль в процессе создания условий для развития морально- нравственного сознания населения. Определенную пользу материал проекта способен принести в процессе преподавания ряда отдельных школьных дисциплин: географии, биологии, экологии и краеведения. Это серьезная находка для школьного музея. Всем участникам проекта, заинтересованным лицам и структурам необходимо приложить максимальные усилия, направленные на сохранение реликтовых ландшафтов на территории Бережновского поселения.

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ всего государства. Но у каждой реки есть свой исток, маленький ключик, с которого все начинается.

Родной и любимый край, он дорог всем нам, кто родился на степных просторах у тихой и светлой реки!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

-

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другой иллюстративный материал.

Тексты, таблицы.

-

Видео: