Храмы станицы Михайловской

Конкурсная работа

Номинация «История моего храма» 
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

В последнее время заметно возрос интерес к истории казачества. Изучаются быт, нравы, традиции и духовный мир казаков. История станицы Михайловской является неотъемлемой частью культурно-исторического наследия Прихоперья. Она – один из старейших казачьих населенных пунктов на Хопре. Ведет свою историю с XVII века. В нашей станице сохранились замечательные образцы исторической застройки второй половины XIX – начала XX вв., а также памятник культовой архитектуры XVIII века – Сретенская церковь. Кроме неё до середины 30-х годов прошлого столетия на месте Михайловской школы стоял удивительно красивый Богоявленский собор. Чтобы сохранить память о разрушенном Богоявленском соборе, 28 июня 2013 года состоялось торжественной открытие мемориальной доски, прикрепленной к фасаду школы. То, что школа стоит на святом месте, нас, ее учеников ко многому обязывает.

К сожалению, мы мало знаем о вере наших предков-казаков, об истории наших станичных храмов. Нам практически ничего не известно о священниках и прихожанах Богоявленской и Сретенской церквей. Культура и духовные основы казачества скрыты от нас многими десятилетиями борьбы с религией. Лишь немногое из разнообразной жизни хоперских казаков было доступно для изучения и опубликовано. Нынешнее молодое поколение станицы Михайловской только начинает открывать для себя мир веры казаков, красоту их храмов. При этом возникает множество вопросов. По каким законам архитектуры они строились, на чьи средства? Кому и зачем потребовалось разрушать святыни? Каков сегодняшний день уцелевшего от уничтожения Сретенского храма? Какое место занимали и занимают храмы станицы Михайловской в культурно-историческом наследии Прихоперья? Для того чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо собрать все имеющиеся сведения об истории Богоявленской и Сретенской церквей станицы Михайловской, обобщить их, сделать доступными для ознакомления.

Объект исследования – храмы станицы Михайловской.

Предмет исследования – архитектурные особенности, страницы истории Богоявленской и Сретенской церквей станицы Михайловской.

Цель исследования – показать уникальность храмов станицы Михайловской, место, которое они занимают в культурно-историческом наследии Прихоперья, духовной жизни казаков, как в прошлом, так и в настоящее время.

Данная цель будет достигнута при решении следующих задач:

  • собрать и изучить материал по истории Богоявленской и Сретенской церквей станицы Михайловской;
  • выявить архитектурные особенности храмов;
  • собрать материал о священнослужителях, простых служащих и прихожанах Богоявленской и Сретенской церквей;
  • рассказать о нынешнем дне Сретенского храма;
  • показать, как сохраняется память о разрушенной Богоявленской церкви, выяснить и нанести на современную карту местонахождение Богоявленской церкви;

В настоящей работе применялись следующие методы исследования:

  • поисковый (изучение источников и краеведческой литературы, сбор воспоминаний старожилов о храмах станицы Михайловской, консультации у настоятеля Сретенской церкви протоиерея Виктора Дурасова);
  • ретроспективный (выяснение и нанесение на современную карту местонахождения Богоявленской церкви);
  • наблюдения (фотографирование и описание Сретенского храма станицы Михайловской).

Практическое значение исследовательской работы. Ее материалы могут быть использованы на уроках по истории России при изучении культуры XVIII – XXI веков, советского периода нашего государства, а также на занятиях по краеведению, краеведческого кружка, для составления экскурсий по станице Михайловской, в Сретенской церкви. Данный материал может способствовать сохранению и развитию духовного и культурного наследия казачества, привлечь внимание к станице Михайловской, к продолжающемуся восстановлению Сретенского храма, присвоению станице Михайловской статуса исторического поселения.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Среди источников для проведения данного исследования, прежде всего, следует назвать епархиальные архивы, фонды по истории казачества архивов Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Государственного архива Волгоградской области. К большому сожалению, напрямую поработать с данными источниками не представляется возможным. На архивные материалы по данной теме есть только ссылки в интернете, исследованиях ученых, краеведов, в справочниках-указателях архивов России. 

Важный и интересный материал о церквях Хоперского округа содержится в дореволюционных изданиях: «Донские епархиальные ведомости», «Донская церковная старина», статистические описания донских казачьих станиц, сделанные Сухоруковым В.Д. в 1822 – 32 гг., Богачевым В.В. в 1919 г. Они находятся в Донской электронной библиотеке, Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина. Из этих двух библиотек после регистрации, которая необходима для получения доступа к книгам и документам, можно выйти и на сайты других крупных библиотек России.

В клировых ведомостях церквей, в которых кроме даты строительства, указывается, на чьи средства построена церковь, наличие церкви до постройки, имеются сведения о здании церкви (каменная или деревянная), о колокольне, о престолах, утвари. Есть сведения о приходе, причте, наличии приходской школы и дате ее постройки, учителях, о доходах, о земле при церкви, биографические сведения священниках и церковнослужителях и т.д.

О храмах станицы Михайловской писали и пишут хоперские, волгоградские краеведы. Среди них особо следует упомянуть Бориса Степановича Лащилина, Виктора Сивогривова, преподавателя Волгоградского педуниверситета Ольгу Николаевну Савицкую. О.Н. Савицкая нам очень помогла, предоставив свои статьи об И.И.Машкове, о станице Михайловской и ее храмах.

Большой справочный материал, фотографии, консультации для данной работы были предоставлены настоятелем Сретенского храма протоиереем Виктором Дурасовым. Редкие и ценные сведения были получены от старожилов станицы Михайловской: Юлии Николаевны Рябцевой и Алексея Яковлевича Караваева, семьи Куницыных. При написании работы использовались материалы казачьих Интернет - ресурсов («Казачья лавка», «Духовенство области войска Донского»).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Глава 1. Православная вера в жизни казаков.

Казак без веры – не казак.

Казаки исстари исповедовали православную веру, были очень набожны. Без молитвы не принимались ни за какое дело. Православие составляло основу казачьей духовной жизни. Без Православия никакое казачество существовать не могло. Именно ему оно обязано своим возникновением и тем, что выжило и сохранилось до наших дней.

Казак считал себя защитником веры Христовой, защитником справедливости. Православие, как Родину, казак защищал в любой точке мира. Самой страшной изменой считалась измена вере. Свою жизнь казак понимал как служение Богу оружием, воинским мастерством. Идея воинского служения в церкви воплощалась в том, что у казаков было принято входить в храм с холодным оружием и во время чтения Евангелия чуть обнажать клинок или класть руку на рукоять сабли, «чтобы сталь слушала».

Состарившись, казак достойным завершением жизни считал монашество. Всё имущество делил между товарищами, делал большой вклад в Церковь и в воскресный день шёл через майдан в храм или монастырь, где принимал постриг.

Понятие «перейти майдан» означало прожить жизнь.
В каждом казачьем полку были свой священник и походная церковь, которую берегли, как знамя. Знамёна и другие реликвии сохранялись в станичных и хуторских храмах. Храмы были частью повседневной жизни. Например, после объявления войны двери всех казачьих храмов не затворялись. Даже ночью молитвы читались стариками и «старцами» - инвалидами казаками. После возвращения с войны казаки обязательно делали «вклады» - на колокола, церковную утварь, дорогие оклады на иконы и священные книги, строили новые соборы и церкви. (Кириллов А.А. Памятники благочестия донских казаков и вождя их, войскового атамана графа М.И. Платова, относящиеся к Отечественной войне 1812 года/ Донская церковная старина. Т.4.-С.110. Электронное периодическое издание «KnigaFund.Ru»).

Первые храмы на Дону и на Хопре.

По словам донского историка В. Сухорукова, строительство казачьего городка начиналось либо с установки Креста на майдане, либо сразу с возведения часовни. (Сухоруков В.Д. Статистическое описание Земли донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Новочеркасск, 1891). Более капитальных строений казаки в то время позволить себе не могли, так как жили в местах потаенных, да и жилища их частенько уничтожались кочевниками. Часовни и церкви были небольшие, так как казаки тщательно скрывали свои городки от неприятельского глаза. Церкви, как правило, были не выше деревьев, чтобы их нельзя было увидеть, проплывая по Дону или другим казачьим рекам.

О церковной старине Хопра письменных источников почти не сохранилось. В 1906 году в Новочеркасске начал выпускаться альманах «Донская церковная старина», в котором печатались материалы по истории церкви на Дону. Для Хопра «церковная старина» начинается только с 1700 года. Тогда Дон еще оставался в прямом подчинении Московской Патриархии. «В Добринском стане деревянная церковь Архистратига Михаила, а в Михайловском городке деревянная Богоявленская». (Сивогривов.В.Н. Все начиналось с веры. (Краса земли Хоперской)"Казачья лавка" web-сайт).

2 июня 1718 года вышел Указ о подчинении донского духовенства Воронежской Епархии. Воронежский Митрополит Пахомий разделил Дон на два заказа: южный и северный. Главой Северного заказа был назначен Протопоп Хоперской крепости отец Панфил. Сейчас это город Новохоперск Воронежской области. А в ту пору – Пристанский городок, уничтоженный по Указу Петра I после восстания Кондратия Булавина. С этого времени начинается письменная история церквей Прихоперья, так как для ремонта или строительства храма стало обязательным брать благословение Владыки.

Каждая церковь посвящалась Богу, Богородице или наиболее чтимому святому. Сооружались храмы в основном на средства прихожан. Чем богаче была станица, тем больше и наряднее ставили храм. Решив строить церковь и получив на то разрешение епархии, казаки объявляли сбор пожертвований. Случалось, что купцы и помещики делали свой вклад. Из ближайших к окружной станице Урюпинской юртов наибольшее количество хуторских церквей имел Михайловский - семь церквей. А в самой станице две: Богоявленская церковь и Сретенская церковь. Они являлись предметами особой гордости станичников.

Глава 2. Храмы станицы Михайловской в конце XIX – XX вв.

Богоявленская церковь.

Церквей в честь Богоявления Господня в станице Михайловской было две. Построены они в разное время. Первая - Богоявленская, древнейшая из известных по документам на Хопре. О ней впервые упоминается под 1700 г. Вначале она была деревянной, «малопоместительной».(Донская церковная старина.Т.2. Новочеркасск,1909. -С.172.Электронное периодическое издание "KnigaFund.Ru"). После того, как Богоявленскую церковь перенесли на новое место, вместо нее в 1751 г. заложили каменную однопрестольную церковь во имя Сретения Господня, освященную в 1765 г. В 1764 г. начато сооружение второй каменной церкви во имя Богоявления Господня с двумя приделами. Один в честь Казанской иконы Богоматери, второй – в честь Архистратига Михаила. «Эта вторая каменная церковь была освящена в 1775 году».(Донская церковная старина.Т.2.-С.204.) Старую Богоявленскую деревянную церковь разобрали и продали в станицу Алексеевскую. В.В. Богачев назвал Богоявленский храм в 1919 г. «памятником старины».(Богачев В.В.Очерки географии Всевеликого Войска Донского.Новочеркасск,1919.-С.484//О.В. Галкова, О.Н. Савицкая. Рукопись художника И.И. Машкова «В своих краях» в контексте истории станицы Михайловской Хоперского округа Области  Войска Донского.)

image

Богоявленская церковь. Фото из фондов Новочеркасского музея донского казачества.

Сложенная из кирпича, с такою же оградой и подсобными помещениями, трехпрестольная, с колокольней «на вынос», почти полвека Богоявленская церковь станицы Михайловской оставалась самой большой и красивой на всем Хопре. Отдельно стоящая колокольня стала одной из архитектурных особенностей Богоявленской церкви. До последнего времени она так и осталась единственной с отдельно стоящей колокольней. Все остальные хоперские церкви строились по принципу «храм под колокол», т.е. колокольня в одной связи с церковью. 

Находился Богоявленский храм на месте нынешней Михайловской школы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Юлия Николаевна Рябцева, внучатая племянница известного художника Ильи Ивановича Машкова, показала нам месторасположение Богоявленской церкви. Мы его нанесли на современную карту станицы Михайловской. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). «Где сейчас угол здания начальной школы, была колокольня. Напротив нее располагалось казачье правление. Под колокольней был подвал, где находился станичный архив. За колокольней стоял большой дом (здание бывшей начальной школы). В нем жил сторож. Еще в этом доме останавливались те, кто приезжал венчаться, просто приходил на службу из дальнего хутора. А сам собор находился на месте нынешней школьной котельной. Он был обнесен красивой кованой оградой. Напротив алтарной стены, на прилежащей к собору территории, – могилки священников, служащих храма, благочестивых станичников. В одной из них был похоронен генерал Миронов. Священник – отец Василий. Сыновья – Илья Васильевич (жил рядом с собором в доме, принадлежавшем в 1960-80-е годы бывшему директору Михайловской школы Н.Д. Скворцову, а затем его жене – А.И.Скворцовой до 2013года), Николай Васильевич (жил в доме рядом с собором, по соседству с Ильей Васильевичем). Николай Васильевич был замечательным художником. Он учился в Духовной семинарии, но ушёл из неё. Сковал красивую ограду для Богоявленского собора. Прожил Николай Васильевич недолго. Жена его после революции продала недостроенный дом Илье Ивановичу Машкову, а сама с двумя дочерьми уехала». Сейчас в доме Николая Васильевича живет Юлия Николаевна. Нам удалось узнать фамилию отца Василия – Казанский, из потомственных священников. (Духовенство области войска Донского. Казанский Василий Иванович/ /[Электронный ресурс]: Духовенство области войска Донского. web-сайт).   И не только его, но и других священников и служащих этого храма.(Нижне-Волжский Исторический сборник Царицынского генеалогического общества. -Выпуск 3. – Волгоград, 2011.- С. 75/ [Электронный ресурс]: Духовенство области войска Донского. web-сайт).  В данном списке не отражены Дьяконов Алексей Степанович, 1841 года рождения и Дьяконов Яков Степанович, 1845 года рождения 

Станица Михайловская  Богоявленская церковь (1751-1918 гг.)

№№

п/п

Фамилия, имя, отчество

Срок пребывания в службе

Священники

 

Ильин Тихон

1788 – 1819

 

Иванов Иван

1788 – 1805

 

Ефимов Яков

 
 

Дворянский Иван Николаевич

 
 

Александров Петр Климентьевич

1819 – 1826

 

Покровский Аристарх Антонович

 
 

Покровский Гавриил Иванович

 
 

Александров Степан Петрович

 
 

Дворянский Михаил Иванович

 
 

Казанский Василий Иванович

 
 

Скрябин Иосиф Иосифович

 
 

Григорьев Захар Алексеевич

 
 

Возвиженский Константин Дементьевич

 
 

Савин Гавриил Яковлевич

 
 

Афанасьев Федор Федорович

 
 

Григорьев Андрей Алексеевич

 
 

Попов Николай Иванович

Якушов Василий Самуилович

 

Дьяконы

 

Александров Петр Климентьевич

 
 

Ефимов Георгий

 
 

Ефимов Иван

 
 

Попов Александр Иванович

 
 

Ефимиев Стефан Иванович

 
 

Попов Алексей Васильевич

 
 

Попов Василий Александрович

 
 

Смирнов Владимир Иванович

 
 

Киреев Василий Андреевич

 

Дьячки (с 1868 г. Псаломщики)

 

Ефимов Иван

 
 

Устинов Стефан

 
 

Иванов Иван

1815 – 1828

 

Попов Федор Иванович

 
 

Алексеев Арсений

 
 

Алфеев Гавриил Григорьевич

1866 – 1891

 

Усачев Иван Филиппович

 
 

Казанский Николай Васильевич

 
 

Фролов Емельян Николаевич

 
 

Попов Иван Григорьевич

 
 

Попов Иван Григорьевич

 
 

Поляков Иван Федорович

 
 

Казанский Дмитрий Васильевич

 
 

Попов Арсений Петрович

 
 

Меринов Дмитрий Степанович

Васильев Вениамин Семенович

С 28.07.1912

Пономари
(упразднены в 1868 г.)

 

Попов Иван Иванович

 
 

Алексеев Иван

 
 

Михайлов Иван

1822 – 1837

 

Иванов Федор

1821 – 1826

 

Дьяконов Стефан Алексеевич

 
 

Багров Иван Михайлович

1828 – после 1845

 

Попов Василий Иванович

 
 

Дьяконов Петр Степанович

Дьяконов Яков Степанович

 
 

Попов Василий Васильевич

 
 

Попов Алексей Васильевич

 

Церковные старосты

 

Аносов Григорий Иванович (казак)

 
 

Бабнюхов Федор Афанасьевич (казак)

 
 

Миронов Иван Спиридонович (сотник)

 
 

Голов Яков Васильевич (урядник)

 
 

Рябцев Федор Игнатович (урядник)

 
 

Шепетнов Яков Карпович (казак)

 

Просфирницы

 

Кургузова Мария Евсеевна (казачья жена)

1817 – 1825

 

Климова Матрена Ивановна (казачья дочь)

1825 – 1834

 

Цепляева Ксения Петровна (казачья дочь)

1834 – 1884

 

Нагорнова Анастасия Спиридоновна (казачья дочь)

1884 – 1894

 

Демина Прасковья Стефановна (казачья дочь)

1894 – 1898

 

Глухова Феодосия Кирилловна (казачья дочь)

1898 – 14.06.1905

 

Усачева Мария Михайловна (вдова псаломщика)

1905 – 1908

 

Демина Прасковья Стефановна (казачья дочь)

1908 – 1909

 

Казанская Мария Ивановна (вдова священника)

1909 – после 1911

Василий Иванович Казанский – сын Ивана Евфимьевича Казанского, настоятеля Сретенского храма. Отец Иоанн умер в 1876 году и похоронен рядом со Сретенской церковью. 

Изучая историю Богоявленской церкви, мы обратили внимание на то, что нигде не упоминается о том, какими были стены храма, имелись ли на них фрески? Юлия Николаевна говорит, что были. «Последним священником Богоявленского собора был отец Евгений. С его внучкой Женечкой я дружила. Отец Евгений иногда брал нас в собор. Там была икона Николая Чудотворца. Удивительно красивая. Стены расписаны фресками. Как входишь с паперти в притвор, то сразу бросалось в глаза изображение трех богинь с яблоком раздора. Отец Евгений говорил нам с Женечкой, что это напоминание о том, чтобы люди не ссорились, чтобы не было войны».

В Богоявленской церкви находились очень чтимые станичниками святыни. Среди них: древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери, относящаяся, по преданию, к XVI столетию, два серебряных креста, один кипарисный, с частицами святых мощей, отбитый у французов во время Отечественной войны 1812 г., один древний служебник с надписью о том, что он был «приложен» к церкви св. Великомученицы Параскевы в станице Григорьевской (ныне не существующей). Евангелие в серебряной с позолотой оправе, весом в один пуд 24 фунта, неизвестно кем приобретенное еще в 1759 г., ценный старинный сосуд и икона Святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе, принесенное казаками в память победы над французами в 1812 г. ( Балуев П.С.  С. 38, Кириллов А.А. Памятники благочестия донских казаков и вождя их, войскового атамана графа М.И. Платова, относящиеся к Отечественной войне 1812 года //Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Новочеркасск, 1914. Вып. 12. С. 181.)

Представление о состоянии дел в Богоявленской церкви, о ее приходе дают нам сведения из «Клировых ведомостей Урюпинского Благочиния за 1911 г.». (Виктор Сивогривов. Клировые ведомости. Урюпинское благочиние за 1911 год./ Чтобы свеча не угасла. Историко-публицистический сборник. Урюпинск, 2006. – С.189.)

Построена в 1775 году тщанием прихожан на месте старой деревянной. Главный Престол - во имя Богоявления, южный – иконы Казанской Божьей Матери, северный – Архистратига Михаила. В ведении церкви находится каменная часовня на кладбище хутора Акуловского Михайловской станицы. Церковный клир состоит из двух священников, диакона, двух псаломщиков, просфорни и церковного старосты. Денежное содержание служители получают «от церковной кружки», т.е., от доходов храма. Староста из местных казаков денежного содержания не получает. За церковью закреплены церковно-приходские смешанные школы: в станице, открытая в 1901 году; в хуторе Акуловском, открытая в 1903 году; и х. Моховском – 1899г. Также приходские мужское (1805г.) и женское (1862г) училища 3-го разряда. 

В приходе 929 хозяйств с населением 6054 человека обоего пола, из которых 555 человек не казачьего звания. Приход охватывает часть станицы и хутора Моховской, Верхне-Форштатский, Средне-Форштатский, Верхне-Бубновский, Нижне- Бубновский, Салтынский, Медведевской, Алферовской, Карагочной, Станично-Подгорный и Красно-Ярский. Метрические книги хранятся с 1793 года. Нам удалось найти на сайте Ростовского Генеалогического общества документ из Государственного архива Ростовской области. Он следующего содержания: «1771 года Января дня книга, данная из входящего духовного правления ведомства войска донского реки Хопра Михайловской станицы Богоявленской церкви протопопу Ивану Назарьеву священнику Филиппу Давыдову, Ивану Казмину на записку 771 года дворянских, военных, духовных и мирных чинов разночинцев с обозначением имени отчества и прозвания так месяца и числа мужеска и женска пола, когда кто родился, крещен браком, сочетался и погребен, и каковых лет, насколько незаконнорожденных и подкидышей, также убитых на драках, в водоемах, разбоях али ... умерших, кто прышол, свидетели были люди неподозрительные». И далее приводятся сами записи списков рождающихся.

Ростовское генеалогическое общество о Богоявленской церкви.

Метрическая книга Богоявленской церкви ст.Михайловской за 1771г.(ГАРО ф.226 оп.19 д.616)

Л.107

Часть 1 "о рождающихся"

№1     4 января У казака Григория Зайцева сын Филипп
№2     6 января У казака Андрея Вешнякова дочь Татьяна
№3     6 января У казака Артемия Синельникова сын Павел
№4     15 января У казака Тимофея Бородина сын Мануил
№5      24 января У казака семена Чартилина(Чарталкина?) дочь Татьяна
№6      24 января У казака Фомы Родионова дочь Ксения
№7      6 февраля У Ксении Ульянии Поповой сын Алексей незаконный
№8      20 февраля У казака Ивана Тимофеева сын Иван
№9      12 марта У казака Аверьяна Шулганова сын Алексей
№10    25 марта У казака Моисея Блахина сын Тит
№11    4 апреля У казака Тимофея Ермолова дочь Мария
№12    14 апреля У казака Федора Безнасадкина(?) сын Федор
№13    23 апреля У казака Андрея Петрова дочь Матрона
№14    24 апреля У казака Ивана (?) Алферова сын Мануил (?)
№15    5 мая У казака Агапа Зенцова дочь Пелагея
№16    7 мая У казака Захара Садохина дочь Пелагея
№17    9 мая У казака Самойлы Жулина (?) дочь Гликерья
№18    21 мая У казака Степана Беспалова сын Иван
№19    29 мая У казака Антона Иванова дочь Елена
№20    9 июня У дьяка Устина Евдокимова сын Тихон
№21    10 июня У женки Марфы Пеговой (?) сын Тихон незаконный
№22    10 июня У казака Прокопия Вешнякова сын Тихон
№23    31 июня У казака Филиппа Козловцева дочь Марфа
№24    5 августа У казака Федора Перфилова сын Мануил
№25    7 августа У казака Авраамия Скобелина сын Михей
№26    10 августа У казака Федоса Мельникова дочь Васса
№27    24 августа У казака Сергея Стрепетова дочь Наталья
№28    1 сентября У казака Ивана Глухова сын Семен
№29    11 сентября У казака Сергея Скокова дочь Феодора
№30    14 сентября У казака Климента Климова сын Дмитрий


Состав прихожан Богоявленской церкви в 1867 году.

По части 1 священника прихожан

дворов

мужчин

Женщин

Расстояние от церкви в верстах

Духовных

4

9

11

 

Дворян

5

19

13

 

казаков

12

18

22

 

статских

1

3

3

 

мещан

2

5

8

 

В хуторах

 

 

 

 

Сомовском

31

116

115

5

Цепляевском

25

86

100

12

Красном

66

232

228

10

Верхнее-Форштатском

38

114

101

2

Суховском

41

117

134

12

Маховом

70

234

242

9

По части 2 священника

 

 

 

 

духовных

5

10

11

 

дворянских

2

1

2

 

Казаков

16

33

37

 

мещан

4

12

7

 

В хуторах

 

 

 

 

Алексиковом

107

407

426

40

Средне-Форштатском

50

168

188

2

Вышняковском

69

229

253

 

Краснояровском

13

44

48

1

По части 3 священника

 

 

 

 

духовных

3

7

6

 

дворян

3

9

5

 

мещан

5

13

6

 

В хуторах

 

 

 

 

Пересыпновском

18

54

54

1

Карагочном

45

153

148

 

Акуловском

98

362

394

 


Их таблицы видно, что приход Богоявленской церкви был довольно многочисленным. Среди его прихожан были не только казаки, но дворяне, мещане (купцы, ремесленники), статские (служащие).

Таким образом, Богоявленская церковь до революции 1917 года занимала видное место в жизни станицы Михайловской и прилегающих хуторов, духовно окормляла станичников и хуторян, занималась успешной образовательной деятельностью. («Сведения о священнослужителях станичных и хуторских церквей Хоперского округа Области Войска Донского с начала XIX до начала XX века». Нижне-Волжский Исторический сборник Царицынского генеалогического общества, выпуск 3. -  С. 75 / [Электронный ресурс]: Духовенство области войска Донского. web-сайт:)

Сретенская церковь.

Когда началась служба в Сретенской церкви? На сегодняшний день существуют две версии. Первая принадлежит известному писателю-краеведу Борису Степановичу Лащилину.О ней нам рассказал настоятель Сретенского храма отец Виктор. «Когда станица Михайловская была еще на правом берегу Хопра, то в ней после Азовского сидения (1637 – 1643 гг.) казаки решили построить церковь в честь победы и в память павших станичников. Вот, что пишет Борис Степанович Лащилин, местный краевед: «Первая служба в Сретенской церкви состоялась в 1717 г. Строилась она почти 10 лет, тут же после Булавинского восстания, когда перешла с правого на левый берег Хопра...». По мнению михайловских краеведов, она имеет право на достоверность. В руки к Борису Степановичу попал весь церковный архив. 

image

Писатель-краевед Борис Степанович Лащилин

Вторая версия: время строительства относится к 1751-1765 годам. Вот, что сообщается в альманахе «Донская церковная старина» за 1909 год. «В станице Михайловская вместо ветхой и малопоместительной деревянной Богоявленской церкви в 1751 году заложили каменную церковь, с колокольнею, в честь Сретения Господня, однопрестольную, каковая и была освящена в 1765 году».(Донская церковная старина. Т.2. – С.204). Сретенская церковь стала самой первой на Хопре, построенной из камня. Южный и северный притворы пристрое¬ны позже, возможно, с их строительством были заложены арочные проемы нижнего яруса колокольни. В Москве для новой церкви заказали крест, не обычный, а с полумесяцем. Станица была богатой, в ней жили много купцов, которые приносили церкви щедрые пожертвования. В.Д. Сухоруков отмечал, что в Сретенской церкви, в числе церковной утвари, имеются дорогие серебряные кресты и сосуды замечательной работы и до настоящего времени существуют в употреблении богослужебные книги времен царствования Императрицы Елизаветы Петровны. (Сухоруков В. Д. Статистическое описание Земли донских казаков. -  С. 175/ О.В. Галкова, О.Н. Савицкая. Рукопись художника И.И. Машкова «В своих краях» в контексте истории станицы Михайловской Хоперского округа Области  Войска Донского.)

image

Вид на Сретенскую церковь в 1913 году.

По утверждению В.В. Серебряной, строительство Сретенской церкви положило начало распространению новой композиции в православной культовой архитектуре Волго-Донского междуречья. (Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. Волгоград, 2002. -  С. 24./ О.В. Галкова, О.Н. Савицкая. Рукопись художника И.И. Машкова «В своих краях» в контексте истории станицы Михайловской Хоперского округа Области  Войска Донского). Здесь впервые появился тип так называемых «трапезных» церквей в стиле барокко, где трапезная соединяла ядро храма с колокольней. Для таких храмов была характерна симметрия в построении архитектурных масс, богатое оформление оконных наличников. В композиции церкви Сретения господствует объем типа храма «восьмерик на четверике» с граненым сводом и маленькой главкой на световом восьмерике.

С запада расположена равная по ширине ядру храма двухосная трапезная. К ней примыкает колокольня, завершающаяся шатром, увенчанным главкой со шпилем. Внутри главный четверик перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом, в местах перехода к стенам четверика используется система угловых подпружных арок. Именно храм «трапезного» типа «восьмерик на четверике», бесстолпный, каким является Сретенская церковь в станице Михайловская, будет принят за основу зодчими, возводившими храмы во второй половине XVIII в. на Волге, Дону и их притоках. Церковь Сретения в станице Михайловская свидетельствует о творческих поисках мастеров русской провинции в первой половине XVIII в. Безусловно, храм строил большой мастер, который владел приемами своего времени. (Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. - С.10/ О.В. Галкова, О.Н. Савицкая. Рукопись художника И.И. Машкова «В своих краях» в контексте истории станицы Михайловской Хоперского округа Области  Войска Донского). Почти одновременно, с разницей в 8-10 лет, возводится целая группа памятников, подобных Сретенской церкви. 

image

Сретенская церковь. 2010г.

Интересной была система отопления этого храма. Юлия Николаевна Рябцева рассказала нам о том, что в подвале Сретенской церкви была своеобразная котельная. Из печи дым уходил в специальные дымоходы, проходящие внутри стен храма и под полами (поземная система отопления). В Сретенской церкви стены и полы зимой отапливались. Никогда не было сырости. Котельная Сретенской церкви отапливала и Богоявленскую церковь. Там тоже стены и полы отапливались. Между двумя храмами был подземный ход. Юлия Николаевна рассказала, что в молодости с подружками пробовала идти по этому ходу. Но он оборвался, через два десятка метров. Пытались пройти по подземному ходу и другие станичники. Лет сорок назад начало хода еще было возможно найти. Сейчас, даже затруднительно сказать, где этот ход проходил.

По церковной документации можно проследить всю работу, которую священники Сретенского храма проводили в своем приходе. Наглядно это демонстрируют Клировые ведомости Урюпинского благочиния за 1911 год. (Виктор Сивогривов. Клировые ведомости. Урюпинское благочиние за 1911 год./ Чтобы свеча не угасла. Историко-публицистический сборник. Урюпинск, 2006. – С.191.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ст. Михайловская

Построена в 1765 году тщанием прихожан. Каменная в связи с такою же колокольнею. Северный Престол во Имя Святителя Николая. Копии метрических книг хранятся с 1778 года. В штате 2 священника, диакон, 2 псаломщика и просфорня.

В приходе школы: второклассная образцовая - 1896г.; одноклассные хуторские Салтынская - 1899г., Фирсовская - 1899г., Батраковская - 1907г., Водовольская- 1908г., Черкасская - 1910г., Сантырская - 1910г. Мужское приходское училище, женское земское, войсковое училище в х. Скабелином
Приход.

Название н./п.

Число дворов

Душ

Расстояние от церкви

Муж.

Жен.

Станица

151

390

363

При церкви

Аброскинской

38

124

135

3 версты

Батраковской

51

189

185

7 верст

Вдовольской

57

186

180

5 верст

Лысогорской

84

297

306

1 верста

Садковской

79

279

297

2 версты

Салтынской

121

450

484

8 верст

Сантырской.

108

404

421

6 верст

Скабелинской.

90

364

361

8 верст

Фирсовской.

ПО

417

421

6 верст

Черкасской

63

216

201

10 верст

Итого

952

3316

3354

 

В том числе

духовных

дворян

7

2

7

2

12

2

 

Мещан и крестьян иногородних.

70

209

191

 

Крестьян ОВД

5

14

14

 

Казаков

868

3084

3435

 

Сектантов.

14

48

46

 

ТРЕБЫ: Крещений 372   Браков 55  Погребений 192


Если сравнить количество Крещений и Погребений, то можно увидеть, что родившихся было почти в два раза больше. В ведомости о церкви Сретенской, состоящей Хоперского округа Донской епархии в станице Михайловской за 1911 год, сообщается, что «церковь построена в 1765 году тщанием прихожан, зданием каменная с таковою же колокольнею, в одной связи, крепка, покрыта железом. Престолов в ней два: из них главный во имя Сретения Господня, с северной стороны во имя святителя Николая. Утварью достаточно. По штату при ней положены: два священника, диакон, два псаломщика и просфорня». («Сведения о священнослужителях станичных и хуторских церквей Хоперского округа Области Войска Донского с начала XIX до начала XX века». Нижне-Волжский Исторический сборник Царицынского генеалогического общества, выпуск 3, стр. 75. / [Электронный ресурс]: Духовенство области войска Донского. web-сайт: )

Станица Михайловская. Сретенская церковь (1765-1918 гг.)

№№

п/п

Фамилия, имя, отчество

Срок пребывания в службе

Священники

 

Яковлев Гавриил

 
 

Давыдов Иван Стефанович

 
 

Иванов Андрей

 
 

Протопопов Иван Тихонович

 
 

Часовников Фоломей Алексеевич

 
 

Казанский Иван Ефимович

1841 – 05.06.1876

 

Ефимьев Иван Дмитриевич

 
 

Савин Гавриил Яковлевич

 
 

Малинин Петр Иванович

 
 

Лачинов Павел Васильевич

 
 

Смольянинов Василий Аристархович

Мускатов Филипп Петрович

С 23.07.1911

С 03.01.1913

Дьяконы

 

Андреев Иван

1784 – 1821

 

Иванов Андрей

 
 

Кожакин Дмитрий Ефимович

 
 

Давыдов Дмитрий Алексеевич

 
 

Андреев Василий Петрович

 
 

Попов Петр  Алексеевич

 
 

Антонов Алексей Иванович

 
 

Богомолов Андрей Яковлевич

 
 

Смирнов Владимир Иванович

 

Дьячки (с 1868 г. Псаломщики)

 

Иванов Федор

 
 

Стефанов Николай Стефанович

 
 

Ильин Стефан

1820 – 1826

 

Андреев Алексей Стефанович

 
 

Попов Василий Николаевич

 
 

Андреев Петр Алексеевич

 
 

Попов Федор Иванович

 
 

Дьяконов Алексей Стефанович

 
 

Благонравов Иван Антонович

 
 

Грешнов Виссарион Иванович

 
 

Андреев Василий Петрович

 
 

Усачев Иван Филиппович

 
 

Львов Василий Иванович

 
 

Скородумов Тихон Николаевич

 
 

Миронов Михаил Андреевич

 
 

Поляков Иван Федорович

 
 

Моргунов Константин Михайлович

Славгородский Василий Петрович

с 21.04.1914

Пономари (упразднены в 1868 г.)

 

Ефимов Дмитрий

 
 

Попов Кирилл Иванович

 
 

Усачев Константин Куприянович

 
 

Попов Яков Иванович

 
 

Петров Федор Петрович

 

Церковные старосты

 

Мельников Николай Яковлевич (урядник)

 
 

Моисеев Михаил Евграфович (казак)

 
 

Круглов Иван Иванович (губернский секретарь)

 
 

Ружейников Михаил Стефанович (казак)

 
 

Караваев Николай Ефимович (казак)

1895 – 1898

 

Круглов Иван Иванович (губернский секретарь)

1898 – 1901

 

Караваев Иван Ефимович (казак)

1901 – 1907

 

Хромушин Иван Петрович (казак)

 

Просфирницы

 

Кузнецова Устина Афанасьевна (казачья вдова)

1811 – 1824

 

Калачева Феодора Петровна (казачья вдова)

1824 – после 1845

 

Митасова Прасковья Ивановна (казачья дочь)

1860 – 1878

 

Ламзина Дарья Петровна (казачья дочь)

1878 – 1889

 

Андреев Мария Кузминична (вдова дьячка)

 
 

Ламзина Дарья Петровна (казачья дочь)

1895 – 1911

 

Добромирова Ольга Григорьевна

С 08.02.1911

(Источник -Нижне-Волжский Исторический сборник Царицынского генеалогического общества, выпуск 2, стр. 33. Сведения о священнослужителях станичных и хуторских церквей Хоперского округа Области Войска Донского с начала XIX до начала XX века. Нижне-Волжский Исторический Сборник Царицынского Генеалогического Общества. Выпуск 2. Волгоград, 2010)

В архиве Клировых ведомостей за 1760 год ноября 22 числа записано «о произведении Михайловской станицы диакона Андрея Макарова к новостроющейся Сретенской церкви во священника». (ПРИЛОЖЕНИЕ 5 )

В Государственном архиве в Метрических книгах Сретенской церкви Михайловской станицы Хоперского округа Войско-Донской области обнаружена следующая запись в разделе «о умерших»: «5 июня 1876 г. Священник Иоанн Евфимов(ич) Казанский, 66 лет натурально, погребен при Сретенской церкви». Нам удалось найти сведения как о самом батюшке Иоанне, так и о его семье. (Сведения о священнослужителях станичных и хуторских церквей Хоперского округа Области Войска Донского с начала XIX до начала XX века». Нижне-Волжский Исторический сборник Царицынского генеалогического общества, выпуск 3, стр. 75. / [Электронный ресурс]: Духовенство области войска Донского. web-сайт: ). Сыновья его стали священниками (отец Василий, настоятель Богоявленского храма), служащими при церкви, учителями. ( «Сведения о священнослужителях станичных и хуторских церквей Хоперского округа Области Войска Донского с начала XIX до начала XX века». / [Электронный ресурс]: Духовенство области войска Донского. web-сайт). Как раз о них и рассказала нам Юлия Николаевна Рябцева.

Глава 3. В годы гонений.

Дом социалистической культуры в Сретенском храме.

Грянула революция, а за ней Гражданская война. Весна 1919 года стала для жителей станицы периодом самых жестоких событий Гражданской войны. Военное положение не могло не повлиять на жизнь приходов.
26 января 1918 года получен Декрет об отлучении церкви от государства, школы от церкви. Все это послужило началом агитации против духовенства. 

image

Учащиеся высшего начального  училища станицы Михайловской весной 1918 года.Кто из священииков с ними - не известно.

Но лозунги против церкви нельзя было отнести конкретно к местному духовенству.  В станице Михайловской этот приказ начал действовать не сразу. Весной 1918 года священники михайловских храмов не прерывали связь со школой. Священники настолько были близки с народом, что никто из казаков не осмелился их обвинить в чем-либо враждебном народу. Для борьбы с Церковью был так же создан Союз воинствующих безбожников. Члены СВБ развернулись на Хопре в 1935 -1937 годах. Именно в эти годы с большинства церквей посбивали кресты, и многие храмы были взорваны либо раскатаны по бревнышку.
Сретенскую церковь станицы Михайловская закрыли в 1929 году. На следующий год в станицу вернулся заслуженный деятель искусств РСФСР И. И. Машков.

image

Художник Илья Иванович Машков.

Какой судьбой и чьим приказом его занесло на родину - не совсем ясно. Да и не в этом дело, главное, что вроде бы культурный человек, да еще из местных, возглавил компанию по превращению Сретенской церкви в клуб. (Виктор Сивогривов. Уцелевшая и восстанавливаемая./ Чтобы свеча не угасла. Историко-публицистический сборник. Урюпинск, 2006. – С.55.) Машков пишет: «Меня в этом здании попы окрестили, назвали Ильёй. В 1931 г., спустя 50 лет, 7-го ноября… большевики… произвели обратную операцию, окрестив это здание моим именем. Выгнав оттуда всех богов и чертей вместе с Ильёй, небесным громовержцем – они поставили на здании бывшей Церкви имя Ильи земного – своего земляка». Он мечтает сделать из церкви, «никакой художественной и исторической ценности не представляющей», «показательный Дом социалистической культуры – ДСК». Храм переделывают в театр: «Если смотреть со сцены на присутствующих колхозников в зрительном зале, — пишет Машков Бубнову, — то направо, где был раньше иконостас с рядами св. небожителей, теперь на стене висят портреты вождей, т.т. ЛЕНИНА, СТАЛИНА, ВОРОШИЛОВА, ФРУНЗЕ и БУБНОВА… Этой картиной я был естественно взволнован». (О.П.Малкова. Художник И.И. Машков и его социальный эксперимент //Историческое образование в современном мире- Волгоград, Принт, 2009- С. 213-226/[Электронный ресурс]: Волгоградский Музей Изобразительных Искусств имени И.И. Машкова web-сайт:)

image

Дом социалистической культуры И. Машкова.

В архиве Волгоградского музея изобразительных искусств находится план переоборудования Сретенской церкви. (План переоборудования Сретенской церкви- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 25, Листы № 63-64. ПРИЛОЖЕНИЕ 8).  К октябрю 1931 г. храм сменил кресты на металлический флаг и звезду. Намечаемое переоборудование Сретенской церкви, в 1931 г. предполагало надстройку 3-х этажей между колокольней и куполом бывшей церкви; пристройку первого этажа вокруг колокольни для гардеробной и раздевалки на 1000 человек; проведение центрального отопления и вентиляция; устройство двух астрономических площадок на 4-м и 5-м этажах; пристройку каменной кинобудки для звуковой кино-аппаратуры.(О.П.Малкова. Художник И.И. Машков и его социальный эксперимент. - С. 213-226/[Электронный ресурс]: Волгоградский Музей Изобразительных Искусств имени И.И. Машкова web-сайт).

image

План И.И. Машкова по  переоборудованию Сретенской церкви.

Потолок в ДСК был украшен росписью, выполненной учениками Машкова и его помощником И.Б. Маримонтом по эскизу организатора. По воспоминаниям внучатой племянницы художника Юлии Николаевны Рябцевой (1929 г.р.), живущей и сегодня в Михайловской в доме Машкова, роспись представляла собой звезду, расположенную в центре, от которой, подобно лучам, расходились снопы, цветы, фрукты и овощи. Интерьер также украшали портреты вождей партии. Здание было трехъярусное, в 7 комнат, с колокольней. (ГТГ. Ф. 112. Д. 209/ О.П.Малкова. Художник И.И. Машков и его социальный эксперимент //Историческое образование в современном мире- Волгоград, Принт, 2009- С. 213-226/[Электронный ресурс]: Волгоградский Музей Изобразительных Искусств имени И.И. Машкова web-сайт). В нем расположился драм-кино-театр, а в соседних зданиях многочисленные кружки. В 1933 г. какие-то смельчаки расстреляют портреты вождей из винтовки, а Сталину и Ленину выколют глаза на портретах. Награбленное в храме серебро (исчисляемое пудами), снятые со святых икон оклады он пускает на «театральную бутафорию». В его архиве сохранится перепись имущества, бывшего в церкви. Он пытается создать различные кружки и в трёх реквизированных у священников домах. А в 1932—1933 гг. отдаёт помещения ДСК органам ГПУ, судивших в нём кулаков (церковный дом). К дому была пристроена тюрьма. Для ее фундамента взяли могильные плиты с церковного кладбища. Некоторые сегодня говорят, что Машков спас церковь от взрыва 1937 года, прогремевшего под Богоявленским храмом. (Виктор Сивогривов. Уцелевшая и восстанавливаемая./ Чтобы свеча не угасла. Историко-публицистический сборник. Урюпинск, 2006. – С.189.)

Трагическая судьба Богоявленского храма.

Во второй церкви хутора – Богоявленской, которая с 1930 по 1935 гг. была действующей, Машков планировал открыть краеведческий музей. По станице шёл слух: «Пока Машков вторую церковь не разломает, не уедет…». В длинном письме в ГПУ он с горечью пишет, что эта церковь, «с хорошим хором певчих, колокольным звоном и др. атрибутами, с огромным успехом ведет свою мракобесистую работу» против советской власти. И что особенно обидно Машкову, она «переполнена людьми и могла остальную часть вместить только в ограде; состав молящихся был главным образом — здоровая и работоспособная часть населения — колхозников и колхозной молодежи, многие..., пришли в церковь, видимо, за помощью к попу и Богу». И просит ГПУ оказать поддержку и помощь в избавлении «от агентов кулаков и от всяких других бандитско-хулиганствующих элементов». (Татьяна Ропот    Илья Машков, художник./ /[Электронный ресурс]: Культуролог web-сайт).

 Богоявленский храм в 1937 году был разрушен. Алексей Яковлевич Караваев, коренной житель станицы, хоть и было ему всего шесть лет, хорошо помнит, как разрушили Богоявленский храм. «Окна выбили, в их проемы вставили пропитанные смолой брёвнышки, которые подожгли, создавая тем самым большое разряжение внутри здания. От этого здание рухнуло буквально на глазах», - рассказал он. Юлия Николаевна Рябцева, говорит, что Машков, желая сохранить Богоявленский храм, спешил привезти в станицу грамоту от министра просвещения Луначарского. Но не успел на два дня. Церковь Богоявления вместе с колокольней была разрушена.

Мало кому, из сегодняшних станичников известен такой факт. Разрушать Богоявленский собор, как часто в станице называли церковь Богоявления, снимать с него кресты отказался Иван Васильевич Куницын. Он был глубоко верующим человеком. До 1917 года служил псаломщиком Богоявленской церкви. При Хоперском райисполкоме занимал должность заведующего районным отделом культуры. Тех, кто решил поднять  руку на храм, назвал самозванцами. Вечером того же дня его арестовали, увезли в Урюпинск. Больше о нем ничего не известно.  

Глава 4. Уцелевшая и восстанавливаемая.

Начало возрождения Сретенского храма.

До шестидесятых годов под куполами без крестов старейшей каменной Сретенской церкви Хопра отплясывала Михайловская молодежь, проводили свои собрания коммунисты. Это был РДК Хоперского района, центром которого в 1935 году стала станица. После постройки  нового клуба, в церкви сделали магазин, потом склад всякого хлама. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9,10).

Только в конце горбачевской перестройки, с разрешения Урюпинского горкома КПСС, станичная интеллигенция добилась через Министерство культуры РСФСР распоряжения о взятии здания церкви на учет, как памятника культовой архитектуры.  Для горкома партии стало шоком, когда следом за министерским приказом пришло сообщение о передачи «памятника архитектуры» на баланс Саратовской и Волгоградской Епархии Московского Патриархата Русской Православной церкви. Это известие привез недавно рукоположенный иерей Виктор Дурасов. Оказалось, что жители Михайловской зоны не только ходатайствовали перед официальной властью о сохранении здания, но и «подпольно» просили об открытии у них прихода. (ПРИЛОЖЕНИЕ 16 ).

Первая служба была на Рождество 1991 года. Проходила она в столовой колхоза «Советская Россия». Крещенская служба велась уже непосредственно в самом храме. (ПРИЛОЖЕНИЕ 17,18)

Первые итоги восстановления

Храм Сретения Господня в станице Михайловская Урюпинского района Волгоградской области был передан Церкви в 1990 году. На глазах станичников обветшалое здание превращалось в «белоснежную красавицу». Ведётся реставрация и в настоящее время.  Храму помогают и прихожане, и спонсоры. Действует Попечительский совет. Полностью восстановлен красавец-иконостас. (ПРИЛОЖЕНИЕ 11,12).  Положен теплый пол. Три года назад всем миром собрали деньги на металлическую ограду вокруг храма.(ПРИЛОЖЕНИЕ 27). Подведен газ. В храме тепло и уютно.  Библиотека при Сретенской церкви пользуется популярностью. Недалеко от храма находится могила отца Иоанна Казанского. Рядом с ней положены надгробные плиты, которые использовали как фундамент для тюрьмы.

image

Могилка отца Иоанна Казанского.

В 2007 году на колокольне установили колокола. Самый большой весит около 700 кг. 

image

На колокольне.

У стены Сретенского храма находится также памятник казакам станицы Михайловской, погибшим в  Петрограде в июле 1917 года при усмирении толпы.

image 

Будни и праздники Сретенского прихода.

Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Работает воскресная школа и библиотека. На местном телевидении выходит еженедельно программа «Свет», которую ведет протоиерей Виктор Дурасов. В 2007 году было отмечено 300 - летие Сретенской церкви. На праздничном богослужении присутствовал митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Владыка выступил на торжественном открытии праздника, на котором присутствовали прихожане, казаки и жители станицы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 

image

Праздничная проповедь Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа.

image

Поздравления настоятеля Сретенского храма отца Виктора Дурасова.

В настоящие время вырос приход Сретенской церкви. В детской школе искусств священником Виктором Дурасовым преподается курс «Основы православной культуры». В Михайловской школе  дети тоже занимаются в кружке «Основы православной культуры». Как обязательный предмет этот курс ведется в 4 классе начальной школы. При Сретенском храме успешно действует детская творческая студия «Творец». Стали традиционными Рождественская елка, Хождение на Иордань и Сретенский праздник – день станичного прихода, Пасхальный праздник. Дважды в год чествуется святитель Николай Чудотворец, которому посвящен северный придел Сретенской церкви. В июле 2007 года в Сретенский храм приезжали казаки со всего Войска Донского на открытие памятника михайловским казакам, погибшим в Петрограде 3 июля 1917 года во время уличных беспорядков. 17 мая 2009 года на въезде в станицу Михайловскую у хутора Садковский был водружен Поклонный Крест.  Большим событием для станицы Михайловская в феврале 2010 года стала встреча с участниками фестиваля православной молодежи «Братья». Они прошли Крестным ходом по станице Михайловская вместе с ее жителями. Возрождение духовности продолжается.  (ПРИЛОЖЕНИЕ 18, 19, 20, 21, 22, 23). В былом приходе Богоявленской церкви, а сегодня в приходе единственной на всю округу Сретенской построена часовня на так называемом Булавинском источнике. К величайшему сожалению, она сгорела летом 2014 года при не выясненных обстоятельствах. Священник окормляет храм при Урюпинской тюрьме, п. Искра,  ст. Добринская, х. Салтынский, х. Первомайский, х. Долговский, х. Лощиновский и казачью общину Михайловского юрта.

Глава 5. Память о Богоявленской церкви.

Очень долго святое место, на котором стояла Богоявленская церковь, таковым и не считалось.  70 лет безбожия сделали свое дело. На месте храма построили кочегарку. Там, где стояла колокольня, построили школьный интернат для хуторских детей. Сколько могил при рытье котлованов под фундамент было вывернуто! Хорошо еще, что останки умерших закапывали потом в отдельную яму. В последние годы среди учителей нашей школы крепла мысль о том, что память о святом месте надо возвратить. Они обратились с нашей станичной администрации с предложением прикрепить на стену школы памятную доску.

image

Памятная мемориальная доска на стене Михайловской школы, напоминающая о разрушенной Богоявленской церкви.

 28 июня 2013 года в день празднования 75-летия Михайловской средней школы, отец Виктор Дурасов освятил памятную мемориальную доску, посвященную Богоявленскому собору. Именно как собор многими станичниками воспринималась Богоявленская церковь. На празднике было много пожилых жителей станицы Михайловская. Пришли они не только на юбилей школы, но и на освящение мемориальной доски. И нас, нынешних учеников Михайловской школы, это ко многому обязывает. Мы должны стать лучше и чище, никогда не поступаться совестью, не бояться защищать добро.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Заключение
История Богоявленской и Сретенской церквей ярко свидетельствует о том, что роль Православной Церкви в конце XIX начале XX века в станице Михайловская неуклонно росла. Приходское духовенство имело большую поддержку у станичного правления, местное казачество способствовало усилению позиций церкви. Большинство священников станицы Михайловская были казачьего происхождения, что повышало их авторитет среди местного населения. Память о священниках Казанских, как мы выяснили, сохранилась. Церковь стремилась развивать духовный мир казачества. Постройка церковно-приходских школ, проведение различных публичных проповедей и бесед нравственного характера - все эти мероприятия проводились местными священнослужителями. Это способствовало более тесному взаимодействию Церкви и казачества. В минуты радости казаки спешили принести какой-либо дар в местную церковь или пожертвовать что-то на строительство и обустройство храма. Во время неурожаев, стихийных бедствий церковь организовывала помощь нуждающимся семьям казаков станиц и хуторов, являлась пристанищем для нищих и убогих людей. Данная традиция сохранилась до наших дней!
В годы гонений на Церковь был разрушен Богоявленский храм. Но память о нем у станичников оставалась. На здании Михайловской школы в напоминание о нем прикреплена мемориальная доска. Сретенская церковь, превращенная в Дом культуры, выжила. Благодаря решимости станичников, в нем возобновились богослужения. Началась реставрация храма. В настоящее время приход Сретенской церкви живет полнокровной церковной жизнью. В этом большая заслуга его настоятеля протоиерея Виктора Дурасова.
Сретенский храм является самым большим и одним из старейших в Волгоградской области. Он – важная часть историко-культурного наследия Прихоперья. Сретенская церковь станицы Михайловской одновременно является культовым и архитектурным памятником. Это может стать основой развития у нас, в станице, культурно-познавательного туризма. «Следует особо отметить, что объекты культовой архитектуры могут использоваться не только для развития культурного, но и паломнического туризма. Так, для православного паломника не имеет значения удаленность тех или иных храмов, их разбросанность по территории. Истинно верующий человек готов проехать лишнюю сотню километров, чтобы приобщиться к святыне, поклониться намоленному месту». (Дулина Н.В.Наумов И.Н., Шарапов Д.Ю. Возможности и перспективы использования туристско-познавательных объектов Урюпинского района Волгоградской  области в сфере социально- экономического развития региона//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2011. № 4 (10): в 3-х ч. Ч. II. C. 67-72. [Электронный ресурс).А именно таким намоленными веками местами и являются Сретенская церковь станицы Михайловской и утраченная Богоявленская церковь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Источники и литература.

Источники.

1. Балуев П.С. С. 38, Кириллов А.А. Памятники благочестия донских казаков и вождя их, войскового атамана графа М.И. Платова, относящиеся к Отечественной войне 1812 года //Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Новочеркасск, 1914. Вып. 12. С. 181.

2. Кириллов А.А. Памятники благочестия донских казаков и вождя их, войскового атамана графа М.И. Платова, относящиеся к Отечественной войне 1812 года/ Донская церковная старина. Т.4. 110 /[Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «KnigaFund.Ru» web-сайт: http://www.knigafund.ru/books/34190/read#page110

3. «Сведения о священнослужителях станичных и хуторских церквей Хоперского округа Области Войска Донского с начала XIX до начала XX века». Нижне-Волжский Исторический сборник Царицынского генеалогического общества, выпуск 3, стр. 75. / [Электронный ресурс]: Духовенство области войска Донского. web-сайт: http://duhovenstvovd.ru/kazanskie.html

4. План переоборудования Сретенской церкви- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 25, Листы № 63-64.

5. Сухоруков. Статистическое описание Земли донских казаков составленное в 1822 – 32 годax. Новочеркасск, 1891.

Литература.

1. Виктор Сивогривов. Уцелевшая и восстанавливаемая./ Чтобы свеча не угасла. Историко-публицистический сборник. Урюпинск, 2006. – С.189.

2. Татьяна Ропот Илья Машков, художник./ /[Электронный ресурс]: Культуролог web-сайт: http://www.culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1768&Itemid=35

3. О.В. Галкова, О.Н. Савицкая Рукопись художника И.И. Машкова «В своих краях» в контексте истории станицы Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского

4. О.В. Галкова, О.Н. Савицкая. Проект И.И. Машкова по превращению станицы Михайловской в образцовый показательный культурный социалистический сельскохозяйственный городок.

5. Дулина Н.В.Наумов И.Н., Шарапов Д.Ю. Возможности и перспективы использования туристско-познавательных объектов Урюпинского района Волгоградской области в сфере социально- экономического развития региона// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2011. № 4 (10): в 3-х ч. Ч. II. C. 67-72. [Электронный ресурс]:http://www.gramota.net/materials/3/2011/4-2/17.html

6. Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. Волгоград, 2002. - С. 24./ О.В. Галкова, О.Н. Савицкая. Рукопись художника И.И. Машкова «В своих краях» в контексте истории станицы Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского.

7. Сивогривов В.Н. Все начиналось с веры (Краса земли Хопёрской) /[Электронный ресурс]: Казачья лавка web-сайт: http://pohodd.ru/article_info.php?articles_id=210

8. Чтобы свеча не угасла. Историко-публицистический сборник. Урюпинск, 2006.

9. «Ростовское Генеалогическое общество» web-сайт: http://www.rostgenealog.ru/pub/region.php?id_area=21&id_region=37

 

«Юбилей станичного прихода». Статья из газеты «Урюпинская правда».Декабрь 2007 года.

Выписка из районной газеты «Урюпинская правда»

ноябрь 2007г.

ОДНА из старей­ших церквей райо­на и области—Сре­тенская—отметила в воскресенье 300-летний юбилей. Воз­вели ее в далеком 1707 году в станице Михайловской, кото­рая соперничала по численности насе­ления и уровню раз­вития с населенны­ми пунктами всей округи.

Праздничные торже­ства в храме нача­лись с утра. Совер­шить богослужение прибыл митрополит Волгоградский и Камышинский владыка Гер­ман. Разделить ра­дость большого собы­тия с прихожанами Сретенской церкви приехали многочис­ленные гости из Урюпинска и окрестных хуторов. Служба про­ходила также при уча­стии настоятелей всех храмов города и района. Присутствовали руково­дители и представители городс­кой и районной властей.

Просторная Сретенская цер­ковь без труда вместила всех, кто изъявил желание стать уча­стником праздничного богослуже­ния. Белоснежный храм с беско­нечно высокими сводами купо­лов, украшенный еловыми гир­ляндами, живыми цветами, выг­лядел величаво и торжественно. Даже не верилось, что меньше двух десятков лет назад он пред­ставлял собой совершенно иное зрелище. "На нашей памяти здесь был клуб, потом хозяйственный магазин, прием стеклотары,— вспоминают станичные старожи­лы Владимир Васильевич и Ва­лентина Сергеевна Шиховы.— Храм был в таком состоянии, что страшно вспоминать".

Поздравляя всех с большим событием, владыка Герман на­чал с воспоминаний о том, какой увидел Сретенскую церковь 17 лет назад, когда Волгоградская епархия дала добро на ее вос­становление:

—Святое место больше напо­минало развалины, груды кирпи­чей. От увиденного сердце обли­валось кровью. Стараниями на­стоятеля церкви отца Виктора, прихожан, благодетелей она ста­ла такой, какой мы видим ее сегодня. Великое счастье, что у жителей станицы есть теперь возможность совершать молит­вы, обряды. Вера сближает лю­дей, помогает обрести истинное единение. Благоукрашение храма продолжается, поэтому он нуж­дается в пожертвовании. Надо помнить: чем больше человек проводит в молитвах, чем боль­ше жертвует на богоугодные дела, тем больше благ дается ему Свыше.

Пока совершалось праздничное богослужение, верующие шли и шли неиссякающим потоком при­ложиться к чудотворной Урюпинской Явленной иконе Божией Ма­тери. Ее привезли из Покровского храма в Сретенский накануне, в субботу.

После окончания службы всех присутствующих пригласили на праздничную трапезу. Длинные ряды столов были накрыты пря­мо в храме. А на улице, где тоже стояли столы, желающие могли отведать рассыпчатой гречневой каши с горячим чаем. Это блюдо приготовила военно-полевая кух­ня.

Подкрепившись, станичники и гости отправились в Дом куль­туры, где выступали коллективы художественной самодеятельно­сти.

А когда стемнело, над Михай­ловской взметнулись яркие огни фейерверка.

Л. ТЕРЕБОВА. Фото автора.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал

ВИДЕОЗАПИСИ: