Трудный ребенок. Как найти ключик?

муниципальное казенное образовательное учреждение 

"Левчуновская средняя общеобразовательная школа"

Николаевского муниципального района Волгоградской области

Руководитель образования: Лелекова Светлана Александровна

Корныльева Вера Михайловна, учитель информатики

опыт работы в организации работы с детьми из социально неблагополучных семей - 2года

контактный телефон: 89047594917


Актуальность выбранной темы: 

«Трудный»  ребёнок в школе, классе.

       Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми.   К  «трудным» детям  часто относят  или слишком ярких детей,  быстро усваивающих материал, - им бывает скучно на уроках  и они мешают всему классу.  Или, наоборот   это дети, которые не  справляются с требованиями программы  обучения и воспитания,  не поддаются общим правилам, не реагируют на замечания взрослых, отличаются от других детей менее развитыми  интеллектуальными, нравственными,  эмоционально-волевыми и динамическими  качествами, отношением к деятельности и её результатам. Одним из направлений работы с «трудными» детьми является работа с проблемными детьми, которые, как правило, создают  проблемы   в общении, поведении, учебной деятельности. Недостатки в развитии  трудных детей, как правило, вызваны педагогическими причинами.  Чаще всего это неправильное воспитание в семье, недостаточное внимание к индивидуальности ребёнка в дошкольном учреждении, слабое взаимодействие родителей, учителей, воспитателей в работе с детьми. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания.  Сказывается отсутствие воспитательной работы с населением и молодёжью по месту жительства, не демократичность отношений  в окружающей жизни, противоречия между словом и делом, отрицательный пример взрослого поведения, соблазн улицы. Всё это подрывает уверенность ребёнка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях Формируется чувство не защищённости  и одиночества. Задача школы в этих условиях заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания воспитательного воздействия, для тех детей, кого не допоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих детей  сегодня зависит от общих усилий  учителей, воспитателей,  кружководов, социальных педагогов,  их тесного контакта с семьёй и сверстниками  подростков.                      Предупреждение и преодоление трудности в воспитании  -  целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение подростка в социальные и внитриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение «трудного»  к социально ценной деятельности с учётом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей, нормализацию и регуляцию отношений  воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности,  создание единых педагогических позиций по отношению к «трудным»  детям, формирование объективной самооценки,  обучение методики   самостимуляции  положительного поведения.                          

 

Цели мероприятия: 

   Комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении.

Задачи мероприятия: 

1)  Найти "ключик" к трудному ребёнку; 

2) Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

3) Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

4) Социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

5) Создание школьной группы примирения, школьной медиации.

Контингент участников: 

Классные руководители, социальный педагог, администрация, ответственный по УВР, ВР, дети, находящиеся в группе риска, с девиантным поведением, трудные дети.

Ожидаемые результаты: 

Опыт работы с трудными детьми позволил выработать определённую стратегию и наработать рекомендации по организации системы предупредительной и коррекционной работы с детьми, адаптации его в коллективе сверстников, урегулирование конфликтов.

Кратко о внедрении разработки: 

работа с педагогическим коллективом, социальным работником, инспектором по охране прав детства, администрацией с помощью игровых, психологических тестов, треннинга, внеклассных мероприятий.

Методы и приемы работы: 

В повседневной практике учителю приходится постоянно корректировать поведение учеников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях учитель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между учителем и учеником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-    награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-    поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-    помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

-  ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;

-  если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-    всегда учитывайте состояние ребенка;

-    не унижайте ребенка;

-    соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка;

4) «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;

5) обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением;

6) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; 7) проявление огорчения; 8) проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у ребенка правильного поведения.

  1. Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
  2. Доверие.
  3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
  4. Вовлеченность в интересную деятельность.
  5. Пробуждение гуманных чувств.
  6. Нравственное упражнение.

Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.

  1.              Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
  2. Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.
  3. Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные тормозящие приемы.

  1. Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
  2. Необычный подарок.
  3. Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
  4. Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
  5. Приказание.
  6.        Предупреждение.
  7. Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
  8. Проявление возмущения.

Вспомогательные приемы.

  1. Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
  2. Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик -это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок.

 

 

 

Необходимое оборудование: 

мультимедиа проектор, видео, мультемидийная презентация, рефлексия скинвейн, деление на группы с помощью картинок, тихая классическая музыка.

Методические рекомендации: 

педсовет продолжительностью 2,5 часа, категория участников педагоги и администрация.

Совет педагогов такой формы целесообразно проводить в начале учебного года c целью корректировки работы с проблемными детьми. Помимо этого можно увидеть проблемы отдельных педагогов, над которыми необходимо работать индивидуально. В некоторых случаях может быть выявлена тема обобщения передового педагогического опыта или необходимость работы над интегрированной программой.

Необходимо обратить внимание на то, что члены команды совместно должны выбирать педагога для выполнения заданий. Это важно еще и потому, что в данном случае коллеги ближе узнают не только внутренний потенциал, но и духовные качества друг друга.

 На  Совете проходит теоретические знакомство с проблемами педагогического мастерства и  практические выполнение заданий.

 

Ход мероприятия: 

Повестка:

  1. Психологические особенности подросткового возраста.
  2. Образовательное пространство, как важнейшее условие развития личности.
  3. Воспитание, как процесс управления личностью «трудного подростка».

 Подготовка:

  1. Провести анкету и опрос в 5-11 классах, раскрывающие характер отношений между учащимися и взрослыми.
  2. Приготовить литературу по теме педсовета.

 I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Интуитивно или осознанно каждый взрослый человек рано или поздно сталкивается с тем, что ему бывает трудно с ребёнком: «требую - не выполняет», «я к нему с лаской, а он грубит», «прошу – не хочет», «хочу как лучше, а он не принимает моей помощи», «стараюсь помочь – он отвергает усилия», «дал слово, клялся, что больше не будет, а сам…», «всё знает, всё понимает, а делает наперекор», «думала подрастёт и поумнеет, а он вообще как с цепи сорвался», «попробовала поговорить с ним откровенно – он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти и подобные сетования родителей. Да и самих педагогов множество детско-подростково-юношеских проблем ставит в тупик, приводя к слову «трудно».

В последнее время о трудных школьниках пишется и говориться немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников.  

Существует ли какой-то иной путь работы и общения с "трудными" детьми?

Чтобы найти другой способ духовного и психолого-педагогического взаимодействия с ними, прежде всего, надо понять, что "трудные" дети - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно.

Нередко встречные влияния друг на друга приобретают конфликтный характер, и вопрос решается так: "кто - кого".

Мы не случайно выбрали тему нашего педсовета, т.к. в  последнее время проблема общения с трудными подростками стала для нашей школы актуальной. С каждым годом все больше семей получают статус – «неблагополучная», становится все больше и больше детей состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН. На данный момент,  в нашей школе один ребенок состоит на учете в ПДН, 3 - на внутришкольном учете, 5 – находятся в группе «риска».  Кроме того, подростковый возраст – это с 4 по 10 классы, а с этими классами работают все учителя нашей школы.

И сегодня мы поговорим о том, каким должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, и  попытаемся определить – какие же ошибки мы допускаем в общении с трудными подростками. И как все – таки найти ключик к таким детям?

  1. И начнем мы с вопроса «Психологические особенности подросткового возраста».

                                                                              - А ты кто?

- Я и сама не знаю.

- Если ты не знаешь, то я тем более.

- Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась…

Подростковый возраст – это самый трудный  и сложный из всех детских возрастов, представляющих собой период формирования эго – идентичности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку  в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

  1. Социальная ситуация развития.

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от  детства до юности в традиционной классификации (от 11 -12 до 14-15 лет). В этот самый короткий период времени подросток проходит великий путь в своем развитии через внутренние конфликты  с самим собой  и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Д.Б. Эльконина в своей концепции выделил особенности развития подростка в этом возрасте, и проявляются они в следующих симптомах:

1)    Вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы;

2)    Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять);

3)    Ребенок начинает вести дневник. В котором подросток «находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Представленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения.

Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос «Кто я?».

     По мнению   Д.Б. Эльконина, - то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, это области моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте.

Л.С. Выготский отмечал изменение интересов в связи с переходным возрастом и выделил следующие новообразования данного возраста:

  1. Развитие мышления – в понятиях;
  2. Изменение воображения;
  3. Развитие рефлексии и на ее основе
  4. Самосознание.
  5. Проявление подросткового кризиса.

Содержание  подросткового периода Стелл Холл (американский психолог) описывает как кризис самосознания, преодолев который  человек приобретает «чувство индивидуальности». Представления Ст. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста.

В  12 – 14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д.

Подростковый кризис – пик переходного периода от детства к взрослости. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Внешние факторы:  постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремиться освободиться. Считая себя достаточно взрослым, чтоб принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению.  

Внутренние факторы: состоят в привычках и чертах характера, мешающие подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).   

Подростковый кризис, по мнению Л.И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают  из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особенно возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.

         Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает с невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики.

Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются алкоголю и наркотикам, превращая их в предмет своих потребностей, заглушают внутреннее чувство потери себя,  своего личного кризиса.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям).

Подростковый период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год, оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.

Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики:

  1. Целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью;
  2. Повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе;
  3. Потребность в общении – с желанием уединиться;
  4. Развязность соседствует  с застенчивостью;
  5. Романтизм, мечтательность возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью;
  6. На смену искренней нежности, ласковости могут быстро приходить черствость, отчужденность, враждебность и даже жестокость.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется и усиливается стремление быть взрослым, что обуславливает изменение поведения и создает совершенно новую ситуацию  личностного и психологического развития. Она требует и порождает трансформацию всей системы отношений подростка – и к окружающим людям, и к самому себе. Если окружающие взрослые признают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности самосовершенствования. В этом случае у подростка формируются не только нравственные качества личности, но и те качества и способности, которые становятся предметом самосовершенствования (воля, сила, общительность и д.р.). учитель должен развивать в подростках «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность.

Возникновение представлений о себе как «не о ребенке» проявляется:

  • В подражании внешним признакам взрослости: курение, вино, лексикон, косметика и т.п.;
  • Равнение подростков – мальчиков на качества «настоящего мужчины»;
  • Социальная зрелость. Сотрудничество взрослого и ребенка в разных видах деятельности;
  • Интеллектуальная взрослость: самообразование, самоопределение, осознания себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни.

Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не простые: «Кто я?», «Откуда пришел?», «Куда я иду?». В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется одна из установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я не значу», - это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становиться «Трудным». На основе отрицательных самопредставлений строится и его негативное поведение. 

 "Трудные" дети всегда являются для взрослых некой загадкой: Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Нейрофизиолог и профессор Вашингтонского университета Уильям Калвин говорил «Природа-мать милосердна. Она дает нам двенадцать лет на то, чтобы развить любовь к нашим детям, перед тем как превратить их в подростков.

Странности в поведении "трудных" подростков вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться.

О том каким должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности всех участников образовательного процесса нам расскажет соц.педагог Олеся Владимировна.

  1. В психолого-педагогической литературе о подростковом периоде часто говорится как о кризисном. Кризисные периоды характеризуются переломами в личности ребенка. Меняются не отдельные его черты, а меняется он весь, целиком.

Подростковый кризис – это стадия перехода из одного этапа на другой. Кризис – это стадия взлетов и падений. Кризис –это столкновение старой системы отношений с новыми потребностями и возможностями ребенка.  Кризис неизбежен!!! Но он может иметь более или менее конфликтную форму.

«Подростки» вызывает у нас  взрослых, как правило, своеобразный спектр эмоций — от неосознанного напряжения до легкой паники

Действительно, общение с «тинэйджером» — задача не из легких. Оно напоминает контакт с человеком с несколько нарушенной психикой — не то чтобы с сумасшедшим, но здорово «не в себе». Общаясь с таким человеком, мы чувствуем, что его представления о мире настолько отличны от наших собственных, мотивы его поступков настолько своеобразны, что реальное взаимопонимание вряд ли возможно.

И в самом деле, подросток — каждый! — является в большей или меньшей степени таким «человеком не в себе», по той простой причине, что этого «себя» еще во многом не существует. Подросток вынашивает свое собственное, он формирует нечто единственное, чего еще НИКОГДА, НИГДЕ не существовало. Он «беременен» собственной личностью. А если продолжить аналогию? Как будет относиться любящий муж к беременной жене? Он будет крайне бережным, всегда готовым проявить любовь и поддержку, но при необходимости твердо настоит, чтобы она веле себя разумно.

Если бы мы все похожим образом относились к подросткам! Возможно, уже в следующем поколении в обществе практически перевелись бы и маньяки-убийцы, и дедовщина, и другие преступления и правонарушения.

Попробуем перечислить несколько присущих именно подростковому возрасту противоречий, известных каждому педагогу со страниц вузовских учебников.

Подросток считает себя взрослым, оставаясь по своим реальным силам ребенком. "Я взрослый, а поэтому взрослым не доверяю", - таково одно из наиболее символичных утверждений, отражающих ключевое противоречие подросткового возраста.

Из этого противоречия естественным образом вытекает ряд других.

Подросток больше всего нуждается в референтной группе, он хочет входить в ту или иную группу, считаться ее полноправным членом, жить по ее законам, но именно подростковые группы наиболее замкнуты и трудно принимают в себя новичков, что часто создает особое пространство одиночества вокруг подростка с трудностями в общении.

Для подростка характерно стремление отстаивать свое право на индивидуальность, уникальность, при этом, как ни странно, он хочет одновременно быть "ни на кого не похожим" и "быть - как все".

Подросток еще не ушел от детства, не ушел от игры, он испытывает потребность в игровых видах деятельности, но, стесняясь своей "детскости" - он стесняется и игры. Своеобразным механизмом защиты игры от самого себя выступает потребность в романтике, в приключениях, в ярких и эмоциональных событиях. Это стоит подчеркнуть особо - нормальное развитие подростка без событийно-эмоционального ряда жизнедеятельности практически невозможно.

Вот еще несколько типичных утверждений, определяющих совокупный портрет подростка.

  • "Я очень быстро расту и я стесняюсь своего быстрого роста".
  • "Я очень быстро меняюсь во всех отношениях, я сам испытываю дискомфорт от вечных перемен во мне и вокруг меня, я так нуждаюсь в прочном фундаменте вашей любви и понимания".
  • "Я очень неуверен в себе и стараюсь скрыть эту неуверенность любым доступным для меня способом".
  • "Я нуждаюсь в действии и движении и не понимаю, почему вы пичкаете меня своими беседами и наставлениями".
  • "Я не готов принимать слова и советы на веру, я хочу вырабатывать свое мнение по любому вопросу".
  • "Я люблю все яркое, неожиданное, интересное, красочное. Я хочу подражать настоящим героям, мне не интересны серые будни и негероические личности".
  • "У меня очень маленький опыт жизни в обществе, но именно эта сторона человеческого бытия меня более всего интересует".

Это перечисление можно продолжать еще очень долго, пытаясь создать хотя бы приблизительно достоверный образ Подростков. Все это аксиомы, но - парадокс, очевидное знание о подростках чаще всего остается только знанием и никак не затрагивает мир педагогической практики.

Приведу пример: готовясь к педсовету, выясняю, что грубейшей ошибкой взрослых в обращении к подросткам, является обращение к ним – «Дети» и тут же задаю вопрос восьмикласснику – как вы дети считаете, какие ошибки я как классный руководитель совершаю, общаясь с вами. Ответ был – не знаю как другие, а я – не дети.

Наша педагогическая деятельность в мире подростков изобилует ошибками, которые трудно понять и объяснить.

На сегодняшнем педсовете мы попробуем  мыслить конструктивно. Каким должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности подростка?  И как найти ключик к таким детям?Итак,

  1. Подросток нуждается в образовательных технологиях, качественно отличающихся от образовательных технологий младшей и старшей школы. Доминанта возраста - общение и действие. Это очень удобное время для формирования множества нужных человеку социальных навыков и умений, обогащенных уважением к праву подростка на самостоятельное мнение. Поэтому нужно как можно чаще использовать на  уроке такие формы круглый стол, форум, дебаты, судебный процесс, мозговой штурм для обмена идеями, суждениями, мнениями по различным  проблемам.
  2. Подросток очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом. Мы знаем, что в работе с подростками неприемлемы назидательные беседы и нравственные нотации, точно так же, как недопустим "сюсюкающий" тон. Взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире. Отсюда - требование построения в педагогическом процессе особых отношений с подростком - отношений созидающего взаимодействия. У нас есть единственный способ помочь ему в обретении социального опыта и освоении нравственных истин - включить его в практику совместной деятельности. Здесь нужно сказать о совместной разработке и реализации социальных и образовательных проектов; об участии детей в управлении школой (т.е Школьная Дума , Президент, работа вожатых – старшеклассников и Совет профилактики). Наверное недостаточно мы работаем в этом направлении, а подросткам необходима такая совместная деятельность.

Со школьниками легче работать педагогу:

  • общительному
  • Внимательному
  • Доброму
  • Оптимистичному
  • Обладающему чувством юмора.

Дети уважают педагога, который:

  • Держит слово, точно выполняет обещанное
  • Мастер своего дела
  • Энергичен, организовывает увлекательные дела
  • Личность, умен, остроумен
  • Понимает школьников
  • Внимателен к детям и тактичен
  1. Подросток нуждается в героях.  Подросток всегда  будет искать кумира для подражания. И этим кумиром чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел, разворачиваемых на глазах подростка.
  2. Подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития. Без детского сообщества подросток так же не может обойтись, как ребенок без игры. Из этого следует только одно – необходимо восстановить для каждого классного руководителя, работающего с подростками, смысл таких словосочетаний как коллективное творческое дело, развитие коллектива, коллективное и индивидуальное поручение, малая группа, лидер детского сообщества, чередование традиционных поручений. Конечно, сегодня, коллектив не самоцель, как это было в советской педагогике,  а необходимое пространство становления индивидуальности, живущей в обществе других индивидуальностей.
  3. Подростковый возраст - уникальное время для освоения опыта сотрудничества с другими людьми, для постижения главного в современном гуманизме - другой человек, отличный от тебя человек - не должен становится предметом оценки "хуже он или лучше", он просто - другой, но равный тебе по общечеловеческой ценности.
  4. Одна из важнейших педагогических заповедей -защита права подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы. Если мы хотим заботиться об обучении подростка - нас, в первую очередь, должен волновать его познавательный интерес. Проще говоря, подросток тем лучше учиться, чем ему интереснее. Если мы хотим заботиться о воспитании подростка - мы должны думать об эмоциональной и нравственной окраске событийного ряда его жизни.

Это условие прослеживается в народная мудрости: «Хорошая мать кормит ребенка молоком и медом». Молоко – в значении еда, одежда, все необходимое, материальное, а мед – это радость, сладенькое, интересное, эмоциональное и т.д. здесь можно посоветовать использовать на уроках активные формы, групповые, элементы тренинга, а так же просмотр и обсуждение видеофильмов, освоить уже и использовать интерактивную доску.

Исследования показывают, что наиболее значимые и запоминающиеся события происходят чаще всего за рамками школьной или семейной жизни современного подростка. 

Как вы думаете если спросить у  уч-ся наших классов – Какое событие в рамках школьной жизни  в этом уч.году является  значимым, запоминающимся – что бы они ответили?

  1. ложившиеся родительские стереотипы часто мешают взрослым настроиться на построение тех семейных отношений, в которых более всего нуждается подросток - отношений равных прав и равной ответственности за создание в семье атмосферы комфорта, взаимного расположения, понимания; атмосферы, способствующей развитию каждого члена семьи.

Педагогические ошибки, родительское непонимание, социальная не расположенность - все это тот фон, на котором подросток действительно становится трудным - не только для себя, но и для других. Вот и превращается технология педагогического сопровождения в одну из ведущих в образовании; мы должны научиться помогать подростку решать его собственные проблемы так, чтобы они служили его позитивному развитию и не усложняли, а улучшали мир окружающих его людей.

В ходе подготовки к педсовету мы хотели больше внимания уделить практическим рекомендациям и конкретным советам – как общаться с ребенком. И наиболее интересными, заслуживающими вашего внимания,  мы нашли  приемы и методы известной ученой, профессора МГУ Ю.Б.Гиппенрейтер. ее книги представлены на выставке. Она просто и доступно рассказывает о важных достижениях современной психологии.

Приведу некоторые отзывы о книге

Очень интересная тема и очень талантливый автор этих книг - Ю.Б. Гиппенрейтер. Методика хорошая, стараюсь применять на практике - значительно улучшает понимание и взаимоотношения

«Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), слышите его», а для этого «нужно назвать по имени это его чувство или переживание». Такой подход Юлия Гиппенрейтер называет активным слушанием, что значит «возвращать ребёнку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство».

А теперь практическая часть нашего педсовета!

 

  1.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

А сейчас мы переходим к практической части нашего педсовета. Я хочу предложить перед практикой посмотреть видео притчу «Всё в твоих руках» . О чем говорит эта притча? Разбор ответов. А сейчас разделимся  на 2 группы. Группы создаются путем  деления, с помощью выбора картинок.

Задание группам:

 (Всем группам) Вы получили списки учащихся нашей школы. Отметьте учащихся, которых вы считаете трудными. Время работы – 5 мин. (Обсудить в группах – одинаковый ли выбор они сделали)

Вывод: Подобный вопрос был задан на одном московском семинаре классных руководителей и зам.директоров и в ответ получили такую картину. Один учитель отмечает двоих, второй — четверых (причём названные кандидатуры чаще всего не совпадали), третий — пятерых (но других!). Некоторые вообще говорили: «Да здесь нет ни одного трудного. Здесь все нормальные дети. С ними можно работать». А одна, учительница сказала: «Да хоть всех отмечайте, обезьянник какой-то, а не класс! Все трудные!»

О чём говорит этот эксперимент?

Во-первых, о том, что явление трудновоспитуемости объективно существует: действительно, есть дети, по отношению к которым малоэффективен или даже неэффективен нормально организованный воспитательный процесс.

И, во-вторых, трудновоспитуемость — явление для каждого учителя субъективное. При внимательном наблюдении понятно, что существование и преодоление его зависит не только от состояния развития личности школьника, но и от мастерства учителя (его отношения к трудному ребёнку, умения войти с ним в контакт и построить деловые и личностные отношения, от эмоциональной тональности отношений к таким детям). Просмотр презентации «Трудный ребенок»

 1 группа - Подумайте и напишите «Какие ошибки мы допускаем в общении с детьми»

2 группа – Разработайте «Правила общения с подростками» Время работы – 10 мин.

 Слово предоставляется  1 группе.

Вывод: В ходе подготовки к педсовету мы провели анкету и опрос некоторых учащихся нашей школы. По их мнению, список ошибок в общении педагогов с подростками следующий:

  • Одна из самых типичных ошибок в общении с подростками – это обращаться к ним «Дети»
  • И еще хуже «Дети! Вы должны…»
  • Обращаться к подростку по фамилии
  • Кричать, ругаться, передразнивать…
  • Срывать злость из-за другого на мне
  • Критиковать при других учениках
  • Движения «паразиты»
  • «рукоприкладство»  (толкают, щипают, и т.д.)

 Вывод: Таким образом, к сожалению, в нашей с вами работе оказалось не столько ошибок, как мы предполагали, а гораздо больше. Но мы их увидели, осознали, а это первый шаг в работе над ошибками и я предоставляю слово  второй группе. Они предложат нам правила общения с подростками. Мы надеемся, что вопросы, обсуждавшиеся сегодня, для вас были актуальны и интересны, что полученную информацию вы сможете применить на практике, а для того, чтобы вам было легче, мы приготовили методические рекомендации. (раздать памятки, приёмы работы с трудными, анкеты и треннинги).

Решение педсовета:

  1. Принять к сведению и руководством к действию рекомендации о психологических особенностях подросткового возраста и особенностях образовательного пространства подростков.
  2. Рекомендовать заместителю директора по УВР провести семинар на тему: «Роль учителя в формировании у школьников навыков организации учебного труда».
  3. Рекомендовать классным руководителям провести родительские собрания на тему: «Ошибки в общении с подростками».

 Рефлексия скинвейн.

 

скинвейн – стихотворение, состоящее из пяти строк.

1.      Существительное, обозначающее тему.

2.      Два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета (оценочные, не описательные).

3.      Три глагола, свойственные данному предмету.

4.      Фраза раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.

5.      Существительные, выступиающие как итог, вывод, подводящие черту

 

         Скинвейн является быстрым и мощным инструментом для синтеза и обощения понятий и информаций, развития речи. Использование скивейна позволяет создать хорошую атмосферу и также получить в непроизвольной форме эмоциональный срез и информацию о предмете изучения.

Приложения:

Основные направления работы классного руководителя с  трудными детьми:

  1. Изучение трудных детей.
  2. Планирование работы с трудными детьми.
  3. 3.Организация помощи трудным детям.

Изучение «трудных» детей.  Изучение  трудных детей предполагает исследовательскую деятельность воспитателя. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания.

Диагностическая карта «трудного ребёнка»

  1. ребят в классе, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

 2. Проведение анкеты "Выявление трудных детей  в классе"  (Приложение)

3. Установление  характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств

   Возрастная педагогика в работе с детьми       

  средний школьный возраст

        В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недос точным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.            Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

        Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.                                                                            Подростковая лень  -  особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчёркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость;  необходимо помочь подобрать ребёнку интересное дело, сосредоточиться на нём, проявить настойчивость и организованность. Создать ситуацию успеха в учебном процессе, организовать оценочную деятельность.

        старший школьный возраст.

        Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

        Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Реализация учителем личностного подхода.

        Самым общим принципом педагогики  воспитания проблемных детей является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его

К благополучным детям

К трудным детям

 

Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды

даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

 

Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;

организовать переубеждение на его собственном опыте.

 

Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.

 

Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на проявление;

не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

 

Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;

вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

 

Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям детям;

беречь ребячьи тайны, не предавать их

требовать от себя больше, чем от окружающих.

 

        Границы применения личностного подхода к проблемным детям.

        Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважен нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике.

        Должны соблюдаться определенные границы и ступени (степени) личностного подхода.

        Для большого диапазона личностных качеств между Я-положительное  и Я-отрицательное  эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной Я-концепции абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка.

Планирование работы классного руководителя

Рекомендации к плану воспитательной работы в средней ступени

  1.         Краткая характеристика классного коллектива и отдельных учащихся по следующим критериям: умение учиться, объективная самооценка, физическая развитость, ответственность, уверенность в себе, выносливость, принципиальность, дисциплинированность. Необходимо оценить изменения в уровне воспитанности "трудных" учащихся, степень коллектива. Анализ результатов индивидуальной воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. Состоят ли на внутришкольном учете, на учете в ИДН, верны ли были выбранные педагогические приемы, способствовавшие перевоспитанию подростка.

 2. Диагностика. Определение уровня воспитанности учащихся; диагностика трудновоспитуемости; обследования-консультации "трудных детей" детей.

  1.         Осуществление взаимосвязи воспитания "трудных" в коллективе и самовоспитания. Организация самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами воспитанности "трудных". Обучение их культуре поведения на основе управления собой.         Знакомство с правовыми нормами поведения. Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов. Борьба с вредными привычками.
  2.         а) Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.         б) Организация самопознания и самовоспитания "трудных" подростков.         в) Определение форм индивидуальной помощи, выявление пробелов в знаниях и способов их ликвидации, поднятие престижа и уважения к "трудным" через систему посильных поручений. Организация медицинской помощи, включение в работу кружков, секций, вовлечение в движение милосердия.         Педагогические консультации по теме: "Ваш беспокойный ребенок", "Семейные проблемы", круглые столы "Семейная педагогика", организация Дней открытых дверей и др.         г) Совместная работа классного руководителя с семьей, общественностью и правоохранительными органами.

        Рекомендации к плану воспитательной работы в старших классах

        1.Краткий анализ и характеристика учащихся класса.         Указываются общие сведения о классе, уровне сплоченности коллектива, сформированности общественного мнения, наличие традиций, уровень развитого самоуправления, взаимоотношения в классе (группировки, мотивы их образования, их отношение к коллективу класса, степень заинтересованности в классных делах, проявление взаимной требовательности, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения в коллективе, критика и самокритика, особенности взаимоотношений между юношами и девушками. Наличие неофициальных лидеров, их влияние в классе, причины их влияния, отношение к лидерам актива; наличие "отверженных" с напряженными взаимоотношениями со взрослыми, с конфликтными взаимоотношениями со сверстниками, отрицательными отношениями к разным видам деятельности и неадекватной самооценкой своих личных качеств)

  1.         Важнейшими являются: перестройка отношений "трудного" подростка (снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями, со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, к себе), перестройка воспитательной ситуации в семье, в коллективе (преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, формирование коллективных мнений о подростке, оценочных суждений о нем; включение "проблемного" в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношении, в коллективно организуемые виды деятельности).
  2.         а) Работа с коллективом учащихся по реализации целевых Программ "Твое призвание", "Культура и личность", "Мир человека", "Творчество и самотворчество", "Безопасное поведение", направленных на расширение культурного кругозора, воспитание ответственного отношения к жизни, выбору профессии, труду, формирование культуры межличностного и межполового общения, организацию самопознания и самовоспитания, самореализации.         б) Деятельность детей. Включение "трудных" в общественно полезные дела: в чередование творческих поручений, КТД. Классное самоуправление. Самодиагностика личности "трудного"         в) Индивидуальная работа. Работа по преодолению эгоистичности, лености и лживости - главных психологических предпосылок трудновоспитуемости  в этом возрасте. Стремление вывести школьника на осознание безнравственности поведения, на восполнение пробелов в социальном развитии ребенка, формирование социально значимых качеств, формирование ответственности за свое будущее, воспитание требовательности к себе.

Работу с «трудными детьми» классный руководитель организует во взаимосвязи с психологом, социальным педагогом, учителями и родителями

Классный руководитель

Решает задачи разрешения проблемности, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, психологом и  учителями планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Школьный психолог

        Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т. д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

        Психолог предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи

Учителя – предметники

Создают "ситуацию успеха", формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на урок

Родители

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице

 Перечень мероприятий по работе с трудными детьми

Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка.     

v   Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).

v    Правовое просвещение "трудных" подростков.

v   Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.

v   Семинар "Трудный подросток" для родителей.

v   Психологические консультации для детей и родителей.

v   Организация психолого-педагогических консилиумов.

v   Индивидуальная работа с "трудными".

v   Организация индивидуального наставничества (соц. Педагог, психолог, старшеклассники).

v   Вовлечение "трудных" подростков в  кружки, секции в  школе и на территории села.

v   Классные часы по проблеме.

v   Уроки этики по самосовершенствованию личности (Рекомендации, тренинги, разбор ситуаций – проб)

v   Групповые уроки по развивающей технологии (наработка норм общения)

v   Военизированные игры для подростков.

v   Круглые столы "Уроки детского досуга", "Мы и наши дети" и др.

v   Организация игр - упражнений и игр - тренингов для "трудных" подростков: "Рыцарский турнир", "День фантазера"  «Счастливый случай», и другие.

v   Школьные и классные КТД.

      Окружающая  социальная  микросфера,  психологический  климат  в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами  -  все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы  будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в  том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер  детей  в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе

Инструкция

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого -педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

        Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.

        В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.

        Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.

        Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.

Анкета №1

  1. 2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам? 3.Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно? 4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки? 5.Стремишься ли вести себя так, что-бы не получить замечания? 6.Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки? 7.Сам ли стираешь себе рубашки? 8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса? 9.Помогаешь ли дома по хозяйству? 10.Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс? 11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом? 12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе? 13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки? 14. Куришь ли ты? 15. Приходилось ли убегать из дома?

Анкета №2

  1. 2.Занимаешься ли на уроке посторонними делами? 3.Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным? 4.Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе? 5.Случалось ли быть участником драки в школе? 6.Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия? 7.Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий? 8.Пытался ли избегать общественных поручений? 9.Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д. 10.Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе? 11.Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам? 12.Участвовал ли в делах, которые шли бы в  разрез с интересами ребят твоего класса? 13.Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность? 14.Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь? 15.Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

Анкета №3

  1. 2.Выполняешь ли ты домашние задания? 3.Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим? 4.Вежлив ли со взрослыми вне школы? 5.Во-время ли возвращаешься вечером с улицы домой? 6.Считаешься ли с мнением родителей? 7.Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе? 8.Выбирали ли тебя в актив класса? 9.Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело? 10.Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса? 11.Хочешь ли иметь много друзей в своем классе? 12.Стараешься ли отстаивать честь своего класса? 13.Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции. 14.Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице? 15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.

Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6>N>3

I - Начальный уровень трудновоспитуемости

30>N>15

3>N>0

II — Дезорганизаторы

15>N>0

N<0

III — Особотрудные

N<0

 

Характеристика уровней (по итоговой сумме)

Уровень, качества личности (признаки)

I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.

II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.

III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

  

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в  практику. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы ребята включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. 

Список используемой литературы: 

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
  3. Эриксон Э. «Детство и общество»
  4. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология».

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Презентация "Трудный ребенок"

Притча всё в твоих руках

Практическая апробация: 

Апробация педагогического совета «Трудный ребенок»

 ФИО автора педагогической разработки Корныльева Вера Михайловна

 

№ п/п

Апробируемая педагогическая разработка  

(программа, пособие, УМК и др.)

Образовательное учреждение

 

Количество и возраст обучающихся, участвующих в апробации

 

1

Разработка педагогического совета «Трудный ребенок. Как найти ключик?»

МКОУ «Левчуновская СОШ»

5 от 7 до 13 лет

 Цели и задачи педагогической разработки:

Цель: Рассмотрение проблем, выяснение причин их появления, а также поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми.      

Задачи           

  1. Определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети».
  2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.
  3. Проанализировать причины возникновения такого поведения.
  4. Выявить наиболее эффективные, по мнению современных педагогов и психологов, способы работы с детьми «трудного» поведения.
  5. Повысить профессиональную компетенцию учителей при работе с детьми, требующими особого внимания и заботы.

 Разработка востребована и интересна. Апробация идёт через систему просвещения классных руководителей, педагогов администрации МКОУ «Левчуновская СОШ» и родителей. Методическая разработка адресована педагогам - психологам, классным руководителям, родителям.

Отсканированная рецензия: