муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 57
с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района г. Волгограда
Психолого-педагогическая профилактика и коррекция делинквентного поведения учащихся
(методическая разработка семинара для педагогических работников)
Авторы работы:
Майорова Татьяна Владимировна,
заместитель директора по воспитательной работе
опыт работы: 6 лет
конт. тел.: 89033705715
Рублева Юлия Васильевна, социальный педагог
опыт работы: 15 лет
адрес ОУ: 400059, г. Волгоград, ул. им. Губкина, 2
тел./факс: (8442) 44-15-81
эл. почта: schoole_57@rambler.ru
директор школы: Осипова Ольга Александровна
Волгоград
2014
Актуальность выбранной темы:
В настоящее время в обществе, несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности, особенно социально-опасные деяния, растет и количество лиц, участвующих в совершении преступлений.
Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются нестабильность социальной обстановки, рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, незанятость детей во внеурочное время.
Несовершеннолетние, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями. Ослабление роли семьи, низкий уровень материальных доходов, невостребованный профессиональный потенциал, безработица – привели к тому, что многие родители вынуждены больше времени отдавать работе. Идет расслоение общества на бедных и богатых.
В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Широкое распространение фильмов, пропагандирующих насилие, провоцирует подростков на противоправные действия. Отмечается тенденция роста числа подростков, употребляющих пиво, алкоголь, табакокурение.
Цели мероприятия:
- пропаганда социально-психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности среди педагогических работников;
- обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы.
Задачи мероприятия:
- повышение профессиональной компетентности и реализация творческого потенциала педагогов, обмен опытом;
- создание условий для профессиональной самореализации педагогических работников;
- пропаганда современных технологий и методик организации воспитательной работы
Контингент участников:
- заместители директора по воспитательной работе;
- классные руководители;
- социальные педагоги
Ожидаемые результаты:
- внедрить новые формы и методы организации работы по профилактике делинквентного поведения учащихся;
- обменяться опытом организации работы по профилактике делинквентного поведения учащихся
Кратко о внедрении разработки:
Данная разработка проводилась на заседании методического объединения классных руководителей школы. Педагоги смогли систематизировать свои знания по рассмотренной проблеме, обменятся опытом по решению данной проблемы.
Методы и приемы работы:
- мозговой штурм;
- работа в микрогруппах;
- проектный метод;
- экспертная оценка
Необходимое оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- канцелярские товары: листы бумаги А4, шариковые ручки, карандаши
Методические рекомендации:
Место проведения: учебный кабинет или конференц-зал с проектором, компьютером, белой доской
Время: 1,5 ч.
Участники: заместители директора по ВР, социальные педагоги, классные руководители, педагоги.
Количество человек: 20 - 30.
Ход мероприятия:
Методическое объединение классных руководителей
«Психолого-педагогическая профилактика и коррекция делинквентного поведения учащихся»
Задание: напишите (индивидуально) названия наиболее удачных дел, мероприятий (не больше трёх) по профилактике и коррекции делинквентного поведения у обучающихся, организованных вами или проходивших с вашим участием за последние два года.
Педагоги читают записанные названия, преподаватель фиксирует их на доске, объединяя в группы «профилактика», «коррекция».
Ставится вопрос: почему же педагоги, занимаясь профилактикой и коррекцией делинквентного поведения у обучающихся, работают на ограниченном узком поле?
Из обсуждения делается вывод о необходимости расширения поля используемых форм профилактики и коррекции делинквентного поведения у обучающихся.
Преподаватель предлагает спроектировать возможные дела, предварительно разобравшись с особенностями психолого-педагогической профилактики и коррекции делинквентного поведения обучающихся.
Социальный педагог рассуждает о специфике профилактики и коррекции делинквентного поведения обучающихся, о методах и приемах, применяемых в решении данных вопросов. Акцент ставится на выявление психологических и педагогических трудностей, с которыми педагог может столкнуться при организации профилактических или коррекционных мероприятий по вопросу делинквентного поведения обучающихся. Наибольшие трудности возникают с формами проблематизации профилактики делинквентного поведения обучающихся. В ходе обсуждения формируется довольно широкий список форм, включающий:
- анкетное выявление мнений подростков по вопросам правонарушений и причин их совершения;
- защиту позиций в игровых ролевых группах;
- сочинения и микросочинения на проблемные темы в процессе подготовки дела;
- диспуты и т. д.
А также предлагается педагогам реализовать эти идеи в модельных проектах (выступление соц. педагога проходит с компьютерной поддержкой).
Педагоги делятся на проектные микрогруппы, каждая из которых выбирает один из возрастных промежутков (начальное звено - 1-4 классы, среднее звено - 5-8 классы, старшее звено - 9-11 классы). Они должны разработать и представить мероприятие (неделю, декаду, месячник) в соответствии с выбранной возрастной группой по профилактике и коррекции делинквентного поведения обучающихся.
Ведущий задает структуру проекта:
- Педагогическая цель;
- Планирование и подготовка;
- Этапы реализации, проведения;
- Формы и вопросы для анализа прошедшего дела.
Ведущий по ходу проектирования консультирует проектантов.
Перед представлением разработанных проектов идет выступление зам. директора по ВР МОУ СОШ № 57 с вопросом «Система работы психолого-педагогической службы МОУ СОШ № 57по профилактике и коррекции делинквентного поведения обучающихся».
Готовые проекты проходят взаимную экспертизу (работа в парах, микрогруппах). Схема экспертной работы такова:
- Представление микрогруппой проекта;
- Вопросы группы экспертов на понимание, разъяснение;
- Совместное изменение, улучшение проекта под углом зрения идей задания.
Рефлексия проводится в форме высказываний желающих (или всех по очереди – в зависимости от настроя группы) на вопрос «Что в прошедшем занятии для вас оказалось наиболее важным и наиболее полезным в практическом плане?».
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Рефлексия проводится в форме высказываний желающих (или всех по очереди – в зависимости от настроя группы) на вопрос «Что в прошедшем занятии для вас оказалось наиболее важным и наиболее полезным в практическом плане?».
Список используемой литературы:
- Рогов.Е.И., Настольная книга практического психолога в образовании , М., 1996.
- Самоукина Н.В., Игры в школе и дома : психотехнические упражнения, коррекционные программы., Ярославль.,2004.
- Сорокин А. И.Конфликтность в поведении детей и подростков., Уфа., 1996.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. , Ростов на Дону ., 2003.
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Семинар по теме: «Психолого-педагогическая профилактика и коррекция делинквентного поведения учащихся», проведен в марте 2012г. для классных руководителей 5 – 8 классов МОУ СОШ №57
В начале семинара перед педагогами был поставлен вопрос: «Почему же педагоги, занимаясь профилактикой и коррекцией делинквентного поведения у обучающихся, работают на ограниченном узком поле?».
Из обсуждения были сделаны выводы о необходимости расширения поля используемых форм профилактики и коррекции делинквентного поведения у обучающихся. Социальный педагог Рублева Ю.В. выступила с вопросом о специфике профилактики и коррекции делинквентного поведения учащихся, о методах и приемах, применяемых в решении данных вопросов. Акцент ставился на выявление психологических и педагогических трудностей, с которыми педагог может столкнуться при организации профилактических или коррекционных мероприятий по вопросу делинквентного поведения обучающихся. Социальный педагог отметила, что наибольшие трудности возникают с формами проблематизации профилактики делинквентного поведения учащихся и предложила педагогам реализовать свои идеи в модельных проектах. Доклад социального педагога Рублевой Ю.В. проходил с компьютерной поддержкой. Заместитель директора по воспитательной работе Майорова Т.В. выступила с вопросом «Система работы психолого-педагогической службы МОУ СОШ № 57 по профилактике и коррекции делинквентного поведения учащихся».
Одним из этапов семинара стало участие педагогов в разработке социальных проектов. Все участники поделились на микрогруппы, каждая из которых выбрала один из возрастных промежутков (начальное звено – 1 - 4 классы, среднее звено – 5 - 8 классы, старшее звено – 9 - 11 классы). Задача, стоящая перед группой, заключалась в том, чтобы разработать и представить мероприятие (неделю, декаду, месячник) в соответствии с выбранной возрастной группой по профилактике и коррекции делинквентного поведения учащихся. Перед выполнением задания заместитель директора по воспитательной работе Майорова Т.В. ознакомила присутствующих со структурой проекта. В конце семинара прошла презентация разработанных проектов.
В заключении участники семинара ответили на вопрос «Что в прошедшем занятии для Вас оказалось наиболее важным и наиболее полезным в практическом плане?».
Отсканированная рецензия: