Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 городского округа г. Урюпинск,
Почтовый адрес: 403111, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. Гастелло, д.3
тел. 8(84442)4-27-52
Директор Леонова Людмила Викторовна
Автор Михайлова елена Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе, стаж -5 лет,
Леонова Людмила Викторовна, директор, стаж 6 лет.
Константинова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществозниния, стаж 20 лет.
Контактный тел 8(84442)4-27-52
Актуальность выбранной темы:
Современное образование в качестве приоритета ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет о трудных детях, представляющих собой сложную группу обучающихся.
Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания трудных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. В последнее время проблема общения с «трудными» детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных» детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры[1].
В настоящее время в педагогике и психологии выделяются три группы факторов и причин, вызывающих отклонения в поведении учащихся: социальные, психолого-педагогические и медико-биологические.
К первой группе факторов относятся недостатки и упущения в учебно-воспитательной работе с детьми в семье, дошкольных учреждениях, школе, по месту жительства, негативные воздействия на детей и подростков со стороны социальной микросреды. В результате у детей и подростков возникают отставание в общем развитии, дефекты в отношениях с окружающими людьми, что приводит к социально-педагогической запущенности обучающихся.
Формирующиеся в этих условиях общественная пассивность, бездеятельность, лень приводят к развитию потребности в бездумных и бессодержательных развлечениях, что в сочетании с отрицательным влиянием семьи, товарищей и других лиц может привести к безнадзорности подростков, от которой совсем недалеко и до правонарушений и преступлений.
Вторую группу причин и факторов составляют внутренние и внешние конфликты, которые могут быть вызваны самыми различными обстоятельствами: систематической неуспеваемостью, неудовлетворительными взаимоотношениями с учителями, товарищами, родителями, развивающейся на этой основе неудовлетворенностью собой, своим положением в коллективе. Формируется устойчивый психологический дискомфорт, состояние тревожности, неуверенности в себе, своих силах и возможностях. Психологической перегрузке учащихся способствуют также нерациональная организация труда и отдыха учащихся, перегрузка их дополнительными занятиями, излишний шум на уроках и переменах.
К третьей группе причин и факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков, относятся задержки и отклонения в физическом развитии, умственная отсталость, психические заболевания. К ним же относятся нарушения обменных процессов (пониженная или повышенная упитанность, малорослость или гигантизм, нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, явления акселерации и ретардации).
Совершенно очевидно, что успешная борьба с отклонениями в поведении учащихся возможна только при тщательном изучении и учете всех этих и других причин и факторов, индивидуальных особенностей подростков.
Подростки неуправляемого типа представляют собой источник повышенной опасности в плане возможности совершения насильственного действия в отношении других обучающихся. Поэтому классному руководителю и администрации школы школы рекомендуется устанавливать за ними особый контроль как во время пребывания в школе, так и во вне учебное время, а также осуществлять специальные профилактические мероприятия. Особенно важно создавать ситуацию неотвратимости наказания за малейшие нарушения дисциплины. Следует всячески ограничивать их контакты с другими трудными подростками в школе и по месту жительства. Для снижения психической напряженности, на уроках технологии лучше привлекать этих подростков к выполнению отдельных более трудных поручений, требующих значительных физических усилий. Рекомендуется также установить за этими учащимися наблюдение врача-психиатра, который по мере необходимости может осуществлять медикаментозное воздействие.
Постоянно претендуя на проявление «особого внимания к себе», «трудные» дети сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия. «Трудные» дети всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении «трудных» детей вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.
Целевыми группами проекта являются участники образовательного процесса (обучающиеся, родители обучающихся, педагогические работники школы), учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования, потенциальные работодатели, органы управления образованием.
В результате реализации проекта будут созданы условия для наиболее эффективной самореализации обучающихся, апробирован механизм корректировки трудных обучающихся.
Сказанное подчеркивает особую актуальность данного проекта.
[1] Туркин В. Л. Организация индивидуальной работы с трудными подростками: Учеб. пособие. – М., 2013. – С. 9-10.
Цели мероприятия:
Цель проекта: разработать систему работы с трудными детьми, обеспечивающую развитие потребности и способности к интеллектуальному развитию, специальных предметных знаний и ключевых компетентностей.
Задачи мероприятия:
Для достижения поставленной темы необходимо решить следующие задачи проекта:
- выстроить целостную систему работы с трудными детьми в школе;
- объединить усилия социально-психологической службы и педагогов школы по формированию устойчивых навыков у трудных обучающихся;
- оказать консультативную помощь педагогам, работающим с трудными детьми.
- технологически проработать вопросы организации работы с трудными детьми на всех этапах обучения в школе с целью создания эффективной системы работы с трудными обучающимися.
Контингент участников:
Педагоги, школьные психологи, социальные педагоги, заместители директоров по восптательной работе
Ожидаемые результаты:
В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток «уходит» из школы, он сближается с другими «отверженными».
Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.
Одна из самых характерных особенностей трудных детей - психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.
В большинстве случаев отклонения появляются под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.
Система работы с трудными детьми в образовательном учреждении будет эффективна, если она:
1) ориентирована на потребности государства и общества в социальной, интеллектуальной и творческой сфере, а также на интересы личности в непрерывном ее совершенствовании;
2) обеспечивает необходимые условия для углубленной работы с трудными детьми;
3) включает объективную диагностику склонности к девиантному поведению на разных этапах жизнедеятельности ребенка.
Эти и другие меры будут способствовать оптимизации процесса работы с трудными детьми.
Итак, нами разработан проект работы с трудными детьми и выявлены требования к различным структурам и педагогам, работающим с данной категорией обучающихся; определены и систематизированы организационные и педагогические основы работы с трудными обучающимися.
Кратко о внедрении разработки:
Этапы работы над проектом:
1 этап: 2014 – 2015 учебный год – проектировочный.
Цель: внедрить проект системы работы с трудными учащимися в школе. Задачи:
1) изучение нормативной базы, подзаконных актов;
2) разработка программы работы с трудными обучающимися;
3) разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей;
4) анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2 этап: 2015 – 2016 учебный год – экспериментальный.
Цель: апробировать систему работы с трудными обучающимися. Задачи:
1) диагностика склонностей обучающихся;
2) разработка методических рекомендаций по работе с трудными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов;
3) формирование отдела методической библиотеки школы по работе с трудными обучающимися;
4) адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов;
5) повышение квалификации педагогов.
3 Этап: 2016 – 2017 учебный год – переход в режим функционирования.
Цель: перевести систему работы с трудными обучающимися в режим функционирования. Задачи:
1) анализ итогов реализации программы;
2) достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;
3) коррекция затруднений педагогов в реализации программы;
4) обобщение результатов работы школы.
Этапы работы над проектом:
1 этап: 2014 – 2015 учебный год – проектировочный.
Цель: внедрить проект системы работы с трудными учащимися в школе. Задачи:
1) изучение нормативной базы, подзаконных актов;
2) разработка программы работы с трудными обучающимися;
3) разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей;
4) анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2 этап: 2015 – 2016 учебный год – экспериментальный.
Цель: апробировать систему работы с трудными обучающимися. Задачи:
1) диагностика склонностей обучающихся;
2) разработка методических рекомендаций по работе с трудными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов;
3) формирование отдела методической библиотеки школы по работе с трудными обучающимися;
4) адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов;
5) повышение квалификации педагогов.
3 Этап: 2016 – 2017 учебный год – переход в режим функционирования.
Цель: перевести систему работы с трудными обучающимися в режим функционирования. Задачи:
1) анализ итогов реализации программы;
2) достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;
3) коррекция затруднений педагогов в реализации программы;
4) обобщение результатов работы школы.
Этапы работы над проектом:
1 этап: 2014 – 2015 учебный год – проектировочный.
Цель: внедрить проект системы работы с трудными учащимися в школе. Задачи:
1) изучение нормативной базы, подзаконных актов;
2) разработка программы работы с трудными обучающимися;
3) разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей;
4) анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2 этап: 2015 – 2016 учебный год – экспериментальный.
Цель: апробировать систему работы с трудными обучающимися. Задачи:
1) диагностика склонностей обучающихся;
2) разработка методических рекомендаций по работе с трудными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов;
3) формирование отдела методической библиотеки школы по работе с трудными обучающимися;
4) адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов;
5) повышение квалификации педагогов.
3 Этап: 2016 – 2017 учебный год – переход в режим функционирования.
Цель: перевести систему работы с трудными обучающимися в режим функционирования. Задачи:
1) анализ итогов реализации программы;
2) достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;
3) коррекция затруднений педагогов в реализации программы;
4) обобщение результатов работы школы.
Методы и приемы работы:
Инструменты и условия реализации поставленных целей и задач
«Трудность» детей проявляется в различных формах - это непринятие социальных норм и правил, сквернословие, употребление психоактивных веществ (спиртных напитков, токсических и психотропных веществ, наркотических средств), совершение правонарушений. Однако следует заметить, что такие дети во многом трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических). Каждый ребенок труден по-своему, но наша задача - помочь каждому трудному ребенку. И оттого, насколько своевременно выявлены конкретные проблемы каждого трудного ребенка или подростка, насколько адекватна предлагаемая нами помощь, зависит его благополучие в будущем.
Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку трудных детей является одной из приоритетных задач современного образования. Подростковые модели негативного поведения часто тянут за собой такие проблемы, как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, употребление алкоголя, наркомания. Но предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Этим обусловлены важность и актуальность работы школы как первичного звена воспитательно-профилактической работы.
Специалисты школ работают со всеми учащимися и их семьями, в том числе и неблагополучными. Их задача - сопровождение трудных детей и детей с психофизическими особенностями в развитии, профориентация, подготовка к семейной жизни.
Многим из учащихся требуется квалифицированная социально-педагогическая помощь для профилактики негативных состояний. Это проблемы детей из неполных семей и семей, где родители находятся в состоянии развода либо вступили в повторный брак, проблемы детей в подростковый период, проблемы их взаимоотношений в коллективе сверстников.
В решении проблем, поставленных перед коллективами и социальными педагогами образовательных учреждений, важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[1].
Сотрудничество с органами внутренних дел с введением школьных инспекторов стало более эффективным, так как многие вопросы стало возможным решать оперативно, на месте, предупреждая критические ситуации.
Инспекторы чаще всего оперативно откликаются на возникающие ситуации, проводят профилактическую работу, участие инспектора в родительских собраниях, педагогических советах дает возможность показать заинтересованность в жизни детей, осведомленность о процессах, происходящих в школьном детском коллективе, реальную возможность оказать помощь в сложной жизненной ситуации.
Сегодня практически любое учреждение образования осуществляет системную и комплексную работу. Информация о несовершеннолетних, длительное время не посещающих образовательные учреждения без уважительной причины, а также систематически пропускающих занятия, своевременно передается в территориальные отделения внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних различных районов. Идет совместная работа по возвращению детей в образовательные учреждения. В каждой школе работают социальные педагоги, психологи, советы профилактики, которые рассматривают вопросы посещаемости и успеваемости учащихся, стоящих на внутришкольном учете.
Для работы с этой категорией детей привлекается родительская общественность, идет индивидуальная работа с учащимися и их семьями, школьные психологи и психолого-медико-социальные центры оказывают им помощь. Специалисты управления образования, администрация школ обращаются в комиссию по делам несовершеннолетних по вопросам организации контроля за предоставлением несовершеннолетним условий содержания, воспитания, образования, охраны здоровья; принимают участие в работе комиссий при рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния, длительно не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины, о переводе учащегося на другую форму обучения и других вопросов.
Большие трудности представляет организация профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в свободное время. Главное - научить подростков правильно распоряжаться свободным временем, так как они обычно не умеют этого делать. Воспитательно-профилактический процесс проходит значительно успешнее, если он опирается на знание их интересов и потребностей в сфере досуга, строится с учетом возрастных особенностей. В каждой школе в учебном плане предусмотрены часы на дополнительное образование детей во второй половине дня.
В рамках разработки и реализации проекта мы предлагаем разработку и принятие программы «Школьные бригады безопасности». Считаем, что в рамках такой деятельности необходимо осуществлять следующие мероприятия:
- проводить работу в Центре диагностики и консультирования,
- осуществлять деятельность по формированию в школьных библиотеках информационных блоков с подборками газетных и журнальных публикаций по проблемам детства и юношества;
- оснащать кабинеты и уголки профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании методической, нормативно-правовой литературой, периодическими изданиями, видеофильмами.
В образовательных учреждениях, районах следует проводить ежегодную акцию «Нет наркотикам!» - это конкурсы плакатов, творческих работ, спортивные соревнования.
Одним из решений проблемы неуспешности ребенка стал перевод на другую форму обучения для создания наиболее оптимальных условий обучения с учетом социальных факторов и личностных особенностей ребенка.
Для решения задач, стоящих перед нами, нужно активно привлекать родительскую общественность к работе советов по профилактике для решения проблем безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде, своевременно информировать органы и службы профилактики о несовершеннолетних «группы риска» для оперативного принятия мер предупреждающего характера, широко привлекать школьных инспекторов к общешкольным мероприятиям не только профилактической, но и культурно-массовой направленности, развивать сеть объединений дополнительного образования, занимающихся организацией свободного времени детей и подростков, повышать роль органов ученического самоуправления в воспитательно-профилактической работе.
Работа с трудными подростками в школе должна проводиться системно в условиях эффективного взаимодействия различных служб - учебной и учебно-методической, психологической, социальной, воспитательной, правовой, медицинской.
Считаем, что в начале года заместитель директора по социально-правовым, воспитательным вопросам, основываясь на результатах опроса классных руководителей, должен составлять список трудных учащихся, стоящих на внутришкольном учете, корректировать списки учащихся и семей «зоны риска».
Одновременно социальный педагог и школьный психолог должны проводить психолого-педагогическую диагностику (социометрию), предоставлять общую характеристику особенностей личности конкретного трудного подростка. В этом документе каждый подросток характеризуется с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в классном коллективе, интереса и его склонностей. Получив полную информацию о подростке и его семье, заместитель директора по социально-правовым, воспитательным вопросам сможет составить программу работы с трудными учащимися.
Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды, складывающейся в отношениях, в которой формируется личность. Недостатки семейного воспитания, углубленные недостатками школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи в итоге становятся ядром конфликтной ситуации. Поэтому одну из важнейших задач в работе с трудными подростками мы видим во включении подростков в систему общественно значимых отношений, которое предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного обучения и воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого.
Учитывая, что у большинства трудных детей отсутствуют желание учиться, мотивация на учебу в целом и на самостоятельное выполнение какой-либо учебной деятельности, что сопровождается большими пробелами в знаниях, администрация школы пристальное внимание обращает на посещение уроков учащимися, использование учителем методов и технологий вовлечения трудных учащихся в учебный процесс, оказание помощи трудным учащимся при выполнении домашнего задания, занятость подростков во внеурочное время.
Необходимо внедрять в практику работы учителей общение с родителями через Интернет – так классные руководители и преподаватели получат возможность осуществлять непосредственную интерактивную связь с родителями учащихся, сообщать им о возникающих трудностях в поведении и обучении детей. У родителей в свою очередь появится возможность своевременно реагировать на замечания, а школьные специалисты смогут регулярно проводить индивидуальные беседы с детьми, склонными к правонарушениям и самовольным уходам с уроков.
На уроках при работе с трудными учениками учителя должны делать акцент на мотивацию и проявление познавательной активности учащегося. Для этого целесообразно использовать:
- адаптивные технологии развивающего обучения (технологии деятельностного подхода и др.). Они позволяют учителю через взаимодействие в паре, группе или в коллективе социализировать мышление трудного подростка и культивировать в нем образцы правильного поведения;
- нестандартные формы проведения уроков: урок-игра, урок-путешествие, уроки с использованием мультимедийных презентаций, видеоуроки, уроки с представлением проектов как результата групповой работы;
- представление для выполнения занимательных заданий и заданий, имеющих практическую направленность;
- создание ситуации успеха на уроке, помощь в составлении учеником «Портфолио достижений».
Учитывая, что усвоение программного материала по различным предметам вызывает затруднения у большинства трудных подростков в связи со слабым развитием мышления и памяти, отсутствием навыков учебной деятельности, большое значение в приобретении знаний имеют дополнительные занятия.
Посещая учебные занятия во второй половине дня, подросток имеет возможность прослушать более подробное объяснение непонятого материала, многократно его повторить, отработать алгоритм выполнения той ли иной задачи или упражнения. Дополнительные занятия также должны способствовать снятию «синдрома неудачника» у трудного подростка.
Одним из важнейших принципов работы с трудными подростками стала опора на положительные качества. Для взрослого человека (родителя или учителя) недопустимо категорическое осуждение, высказывание окончательно мрачных прогнозов относительно трудного подростка.
Поэтому в плане работы над внедрением нашего проекта для развития педагогической компетентности в области работы с трудными учащимися должны быть проведены тематические педсоветы «Особенности психологического развития подростков», «Обязанности и права члена педагогического коллектива», «Использование новых педагогических технологий как средство развития мотивации к обучению». Умение видеть положительное в поведении ребенка, опираться и развивать это хорошее должно лежать в основе любой педагогической деятельности, особенно в работе с трудновоспитуемыми учениками.
Большое значение в деле социализации трудных подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации. В школе должен работать профориентационный кабинет, необходимо оформить стенд с адресами средних профессиональных заведений и общей информацией о них. Для учеников 8-10-х классов следует организовывать встречи с представителями различных профтехучилищ, колледжей.
Немаловажным направлением в деле восстановления социального статуса трудновоспитуемого подростка в коллективе сверстников стало вовлечение трудных подростков в общественно значимую деятельность - субботники, проведение общешкольных традиционных праздников (праздничные концерты, Новый год, День города, Масленица), участие в спортивных соревнованиях по футболу, теннису, волейболу и баскетболу, посещение экскурсий и музеев. Большую роль в приобщении подростков к общественной деятельности играют мероприятия военно-патриотического характера, в частности, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, смотры строя и песни.
Следует отметить, что трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, мелких правонарушениях, но и в таких социальных пороках, как курение и алкоголизм, поэтому для предупреждения привычки к курению, влечения к алкоголю и токсическим средствам для учащихся средних и старших классов классов должен быть проведен цикл лекций по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Можно выделить несколько этапов работы с трудными детьми.
На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:
- что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;
- какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
- с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;
- были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей.
Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики обучающихся, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.
[1] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012)«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// СЗ РФ от 28 июня 1999 г., № 26, ст. 3177В
Необходимое оборудование:
Не указан
Методические рекомендации:
Задачи классного руководителя в работе с «трудными» семьями следующие:
Типы проблемных семей |
Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых «трудные» родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем |
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль |
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях |
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
Изменить жизненную ориентацию родителей. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы |
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании |
Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно: классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет класса. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета школы, администрацию школы.
Одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, сотрудники ОВД (участковые полицейские), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.
Мы выделяем следующую систему сфер ответственности при работе с трудными детьми:
Лица, вовлекаемые в работу с трудными детьми |
Полномочия |
Директор школы
|
Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий, принимает решение о выдаче материальной помощи. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности. |
Заместитель директора по учебной работе
|
Заботится о получении обучающимися базового образования. Организует работу ГПД, дополнительные занятия по предметам, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определением подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в школе, детской среде. |
Заместитель директора по воспитательной работе
|
Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе и классах. |
Социальный педагог
|
Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации. Он изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентации подростка и воспитательных ситуаций и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений. |
Классный руководитель
|
Решает задачи разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, педагогами, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе. |
Школьный психолог
|
Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз. Психолог предлагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. |
Наставники
|
Назначаются педагогическим советом из наиболее опытных преподавателей, изучающих вопросы трудновоспитуемости. Положительно влияют на «трудных» детей, помогая преодолевать эгоизм и лень, что способствует исправлению других отрицательных свойств и самоперевоспитанию. У наставника и подшефного формируются общие духовные интересы, совместные переживания, подростком по-новому воспринимаются воспитательные влияния окружающей среды. Наставник хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он принимает активное участие в судьбе ребенка. |
Учителя
|
Создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке. |
Родители
|
Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице. |
Совет по профилактике правонарушений
|
Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы с трудными» детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов полиции в перевоспитании подростков. |
Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетними
|
С каждым «трудным» школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу: • лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует учебу; • информирует школу, семью о принятых мерах к «трудным» подросткам, стоящим на учете в полиции ; • выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовит материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних; • совместно с учителями, социальными педагогами, администрации школы определяют меры индивидуального воздействия на «трудных», меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками; • ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка о последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится; • входит в состав школьной комиссии по профилактике правонарушений. |
Такова общая характеристика основных выделяемых нами инструментов и условий реализации поставленных целей и задач для оптимизации процесса работы с трудными детьми.
Ход мероприятия:
Не указан
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Не указан
Список используемой литературы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011)«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012)«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// СЗ РФ от 28 июня 1999 г., № 26, ст. 3177.
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // СЗ РФ. 04.06.2012. № 23. Ст. 2994.
- Егорова З. В. Новая система организации педагогического процесса по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения учащихся. - Чебоксары: ЧГПУ, 2012. - 119 с.
- Касицина, Н. В., Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Педагогика поддержки: тактика взаимодействия - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
- Кириллова О. В. Воспитательная работа с трудными подростками: Учеб. пособие. - Чебоксары: ЧГУ, 1995. - 79 с.
- Туркин В. Л. Организация индивидуальной работы с трудными подростками: Учеб. пособие. – М., 2013. - 51 с.
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Не указан
Отсканированная рецензия: