Социализация младших школьников из неблагополучных семей

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

Почтовый адрес: 404251 Волгоградская область

Палласовский район пос. Комсомольский ул. Комсомольская, 22

Электронная почта: comschkola@yandex.ru

Руководитель Сариева Нурганым Хайруловна

 

 

 

 

Социальный проект

 «Социализация младших школьников

из неблагополучных семей»

 

 

 

 

Автор работы: Сарипова Наталья Борисовна,

учитель начальных классов

Стаж работы: 34 года

Телефон: 89044105736

Электронный адрес: nbsaripova@ mail.ru

 

 

  2014 год


Актуальность выбранной темы: 

«Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко

 Роль семьи в формировании растущего человека определяется его природой. Являясь важнейшим инструментом социализации подрастающего поколения, семья призвана уже в домашнем кругу обеспечить разумную организацию жизни ребёнка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений. Она даёт ребёнку жизнь, в ней он получает первые представления о мире, здесь закладывается тот основной фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления и всего строя личности школьника.

Только за последние несколько лет у нас почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина – отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривация, физическое и сексуальное насилие толкают детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребёнка, что проявляется, в конечном счёте, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей, отрицательно влияющий не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.  Как отмечают психологи (Б. С. Братусь,  В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально  и психологически неблагополучными.

Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого аморального поведения зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Семья  с  родителями - алкоголиками опасна не только для собственных детей, но и  разрушительно воздействует на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.

Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать всё возможное, чтобы ребёнок не попал «на улицу», чем вернуть его «с улицы» к нормальной жизни.Нельзя оставаться равнодушным к происходящей поблизости беде, ведь нередки случаи, когда родители ещё могут крепко и по-настоящему встать на путь исправления.

 

Цели мероприятия: 

Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Задачи мероприятия: 

- раннее выявление неблагополучных семей;

- осуществление информационной и посреднической помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;

- оказание помощи, направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи;

- обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи.

Контингент участников: 

Обучающиеся 1 (2, 3) класса, дети и родители из социально неблагополучных семей.

Ожидаемые результаты: 

Оздоровление семьи, находящейся в жизненно опасной ситуации.

Социально-адаптированный ребёнок из социально неблагополучной семьи.

Кратко о внедрении разработки: 

Социальный проект был внедрён в МКОУ "Комсомольская СОШ". Реализация проходила с августа 2011 года по февраль 2014 года. Участниками эксперимента стали обучающиеся 1 - 3 класса, среди которых были выявлены дети из социально неблагополучных семей. Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи; определение причин неблагополучия семьи; осуществление информационной помощи семье; организацию профилактики нарушений воспитания в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Методы и приемы работы: 

Для работы с детьми: внушение, убеждение, практикование, диагностика, тренинг, беседа, личный пример.

Для работы с родителями: собеседование, убеждение, внушение, патронаж, адресная помощь.

Необходимое оборудование: 

Фотоаппарат, методика Рене Жиля, тест "Кинетический рисунок семьи" (авторы Бернс Р., Кауфман С.), чистые листы, цветные карандаши, вопросник "Как ты заботишься о своей коже".

Методические рекомендации: 

Проект может быть реализован в рамках образовательной организации, рассчитан на длительный период, в  нашем случае на 3 года (с августа 2011 года по февраль 2014 года). Только  при взаимодействии учителя, социального педагога, администрации школы и всех общественных ведомств и служб возможен положительный результат. В проекте представлена работа учителя, который столкнулся с данной проблемой при комплектации 1 класса. Все мероприятия направлены на раннее выявление детей , находящихся в опасной жизненной ситуации, на социализацию этих детей и оздоровление семьи.

Предложенные диагностики (методику Рене Жиля, тест "Кинетический рисунок семьи") могут быть заменены на другие. Однако все этапы проекта должны быть выдержаны.

 

Ход мероприятия: 

этап. Выявление неблагополучных семей, причин возникновения семейных проблем

 На начальном этапе проводится диагностический патронаж, результатом которого является выявление социально неблагополучных семей. 

Источниками информации о причинах семейного неблагополучия являются также:

- врачи;

- участковый инспектор, инспектор ПДН;

- жители населённого пункта;

- родственники;

- соседи;

- друзья.

Дополнительными источниками являются:

- документы социально медицинского патронажа;

- результаты рейдов;

- жалобы и заявления граждан;

- материалы о правонарушениях.

Наличие семейного неблагополучия является главной причиной увеличения детского сиротства, одна из острейших граней которого – беспризорные и безнадзорные дети. Такая семья нуждается в квалифицированной помощи. 

На этом же этапе проводится социальная диагностика детей из неблагополучных семей. Такие дети часто бывают недоверчивыми, скрывают свои истинные чувства и переживания, имеют заниженную самооценку, трудно идут на контакт со специалистом, а зачастую и не имеют элементарных навыков общения. Кроме того, важно помнить, что у детей отличный от взрослых тип восприятия, они не могут долгое время фиксировать внимание, быстрее устают.  Вследствие этого традиционные методы социальной диагностики, такие как беседа, интервью, становятся малоэффективными, поскольку ребенку зачастую сложно выразить свои мысли и чувства в силу особенностей возраста и эмоционального состояния.

Наиболее приемлемым в данном случае является использование рисуночных тестов. Они будут интересны ребенку и, поскольку они не занимают много времени, не потребуют от него длительной концентрации внимания. Интерпретация таких тестов, хотя и требует от специалиста определенной подготовки, не займет много времени. По крайней мере, признаки семейного неблагополучия видны невооруженным глазом.  

Наиболее эффективны методики Рене Жиля и "Кинетический рисунок семьи" Цели их - исследование межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.

Методика Рене Жиля является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.

Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого - ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:

отношение к матери,

отношение к отцу,

отношение к матери и отцу как к семейной чете,

отношение к братьям и сестрам,

отношение к бабушке и дедушке,

отношение к другу,

отношение к учителю,

любознательность, стремление к доминированию,

общительность, отгороженность, адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.

Методика "Кинетический рисунок семьи" направлена не столько на выявление тех или иных аномалий личности, сколько на прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

 II этап. Составление комплекса мероприятий, направленных на выход семьи из тяжёлой ситуации

Прежде всего, нужно обратить пристальное внимание на самого ребёнка, проявить о нём максимум заботы. Нельзя оставлять детей наедине с их переживаниями, вызванными гнетущей семейной обстановкой. Школьнику из неблагополучной семьи следует постоянно оказывать помощь в учении, активно вовлекать в жизнь детского коллектива, предоставлять широкие возможности для участия в кружках, спортивных секциях, художественных студиях. Всё это может в известной мере облегчить положение ребёнка, уберечь его от пагубных влияний. В то же время необходимо направить усилия школы и общественных ведомств и служб (Администрации сельского поселения, органов здравоохранения, социальной защиты, опеки и попечительства, сельского дома культуры, сельской библиотеки, центра занятости) на устранение причин неблагополучия семьи.

Все действия и мероприятия направлены на оказание  социально – педагогической помощи, психологической помощи и посреднической помощи. Социально – педагогическая помощь заключается в формировании педагогической культуры родителей, оказании индивидуальной помощи в учёбе ребёнку,  организации консультаций для родителей по вопросам воспитания детей, создании специальных воспитательных ситуаций для ребёнка, организации его досуга. Психологическая помощь заключается в воздействии на семью с целью создания благоприятного микроклимата в семье и нормализации отношений в семье при наличии насилия (запугивания, оскорбления) над ребёнком. Посредническая помощь состоит в оказании помощи по организациисемейного досуга,  координации со стороны различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем семьи, информированию, или консультированию, по различным вопросам социальной защиты.

Например, органы социальной защиты способствуют организации летнего отдыха для детей. Сельская администрации может  организовывать выставки – продажи поношенных вещей,  благотворительный аукцион. Специалист по делам молодёжи совместно с работниками Дома культуры и библиотекарем организуют семейные праздники, конкурсы, курсы по ведению домашнего хозяйства, клубы по интересам, клубы знакомств.

Формы социально – педагогической помощи социально неблагополучной семье

1) Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.  Проведение патронажа требует соблюдения ряда  этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

- адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

2) Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования:  эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.

3) Социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально – педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)

4) Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей, подростков).

5) Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или её отдельным членам.

6) Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в учёбе.

7) Вовлечение ребёнка во внеурочную деятельность (классные часы, кружки, секции и т. д.).

8) Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

9) Одной из эффективных форм работы с неблагополучными семьями является проведение тренинговых занятий, направленных на развитие социальных навыков у детей и родителей. Выделяют три группы психолого-педагогических материалов, которые можно использовать на тренинговых занятиях:

- Тренинг социальных навыков и поведения, направленного на сохранение здоровья подростков (авторы Родионов ВЛ., Ступницкая МЛ., Кардашина Э.В.)

- Тренинг повышения родительской эффективности (по книге Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком. Как?")

- Тренинг "Негативные и позитивные установки. Их воздействие на психологическое развитие ребенка"

Если при подведении итогов проведённой работы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия семьи с учета в банке данных. Чаще всего эффективность проекта наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшается успеваемость, сокращаются прогулы, эмоциональное настроение поднимается и общее психологическое состояние приближается к норме.

III этап. Реализация проекта "Социализация младших школьников из неблагополучной семьи"

Для апробирования данного проекта по социализации младших школьников из неблагополучных семей был проведён эксперимент. Начался эксперимент в 2011 году. Объектом исследования стали обучающиеся 1 класса.  

На этапе выявления неблагополучных семей нами были проведены следующие мероприятия:

 В августе 2011 года был проведён патронаж, представляющий собой посещение на дому с  диагностической целью ознакомления с условиями жизни будущих первоклассников, изучения возможных социальных факторов риска, исследования сложившихся проблемных ситуаций. 

В ходе этой работы была выявлена неблагополучная семья гр. И., которая состояла на учёте в районном банке данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, с 26 июня 2008 года. Составлен мониторинг этой семьи.

Нами разработан комплекс мероприятий, направленных на успешную  социализацию детей В. и А. из этой неблагополучной семьи, на устранение причин неблагополучия семьи.

1. Регулярные патронажи семьи гр. И. (Приложение 1):

- контрольные с целью оценки состояния семьи и детей,  динамики проблем, выполнения родительницей своих обязанностей и рекомендаций, данных комиссией во время посещения.

- адаптационно – реабилитационные с целью оказания конкретной образовательной, психологической и посреднической помощи.

2. Консультационные беседы с родительницей И. во время посещений, если она бывала дома. Темы бесед: «О пагубном влиянии  алкоголя на организм», « Об обязанностях родителей по отношению к своим детям», « О добровольном лечении от алкогольной зависимости», «О лишении родительских прав».

3. Использование активных игр на классных часах для приветствия, разминки, отработки коммуникативных умений и навыков. ( из книги Е. Ю. Ляпина "Профилактика социально опасного поведения школьников", с. 201 - 204). Вот некоторые из них:

"Границы", "Скажи "Стоп"

Цель игры: осознание собственных физических и психологических границ.

Краткое описание: участники по очереди подходят друг к другу, можно разными способами. Тот, к кому подходят, должен сказать "Стоп", когда, на его взгляд, партнёр подойдёт слишком близко. Примечание: при недостаточном уровне безопасности и глубины работы дети больше играют: или вообще не дают партнёру шагнуть, или подпускают слишком близко. Но даже в этом случае это может быть полезно для дальнейшей внутренней работы.

"Кузнечик"

Цель: разрядка, смех.

Краткое описание: участники садятся в круг на коленки. У всех в руках по однотипному предмету. Все поют песню "В траве сидел кузнечик" и на каждый такт передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передаётся, а в такт мелодии передвигается с места на место перед участником. Примечание: желательно избегать соревновательных компонентов во время игр на занятиях. Но при желании можно его добавить. В этом случае тот, кто путается, выбывает из группы.

"Да - нет"

Цель: помогает увидеть общее и в то же время ощутить уникальность каждого.

Краткое описание: ведущий произносит утверждение (например, "Я люблю смотреть футбол"); все вытягивают руки, и если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны - вниз. Характер утвержденийстановится более серьёзным (например, "Мне иногда бывает одиноко"). Утверждение может произносить любой участник. Примечание: можно использовать для перехода к работе над серьёнными темами.

4. Методика "Кинетический рисунок семьи" (Приложение 2)

Цель: выявление взаимоотношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Обе девочки переживают эмоциональное благополучие в семье, так как нарисовали полную семью. Но В. нарисовала младшую сестру в образе младенца на руках у гражданского мужа мамы. Вероятно, В. стремится уменьшить, обесценить влияние сестры А. в семье.  На низкий уровень эмоциональных связей указывает разобщённость членов семьи на рисунке (никто не держится за руки). Близкое расположение фигур может говорить о попытке девочек объединить , сплотить семью.

5. Психологическая диагностика детей В. и А. по методике Рене Жиля.

Цель: исследование межличностных отношений ребёнка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Хочется отметить, что в 1 классе девочки с трудом шли на контакт с педагогом, замыкались в себе, плакали, порой даже агрессивно себя вели, убегали из класса. Поэтому данная диагностика была проведена только во 2 классе, когда дети стали вступать в доверительные отношения с учителем. Перед началом работы с методикой ребёнку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребёнок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Результаты диагностики показали, что обе девочки видят себя рядом с мамой, отцом (сожителем и отцом  В.), к брату относятся отчуждённо. Это не случайно: он рос и воспитывался больше с дедушкой и бабушкой. Друг без друга себя не видят. Это тоже не случайно: мама часто оставляла их одних ради «собутыльников», поэтому со всеми бытовыми трудностями сёстры справлялись вместе. Девочки любознательны: видят себя рядом с источником познания. Ведут себя адекватно среди одноклассников. Склонны к общению, но В. более агрессивна и вступает в конфликт, возникший между другими детьми, А.  предпочитает наблюдать со стороны за конфликтующими сторонами.

 

6. Тренинги социальных навыков и поведения, направленного на сохранение здоровья В. и А. (авторы Родионов ВЛ., Ступницкая МЛ., Кардашина Э.В.).

Занятие по теме «Мир кожи" (Приложение 3)

Цель: уточнение представлений о функциях кожи и формирование навыков ухода за кожей.

Задачи:формировать стремление избегать повреждения и загрязнения кожи; привычку соблюдать правила личной гигиены.

Методическое оснащение. Вопросник «Как ты заботишься о своей коже?».

Ход занятия

1)  Вводная часть. Актуализация имеющихся знаний о назначении кожи.

Несколько учеников выходят к доско и закрывают глаза. один из детей прикасается к тыльным сторонам их ладоней поочерёдно различными предметами (острым, холодным и тёплым). Учащимся предлагается сказать, что они почувствовали.

2)  "Аукцион идей"

- Зачем человеку кожа?

Обобщая ответы, учитель подчёркивает, что кожа даёт человеку определённую информацию об окружающей среде.

3) Основная часть. Формирование и уточнение представлений о различных функциях кожи. Внимание обращается на то, что при помощи кожи (в отличие от зрения, слуха, обоняния) можно почувствовать холод, тепло, боль (на 1 кв. см кожи имеются: 2 точки, чувствительные к теплу, 12 - к холоду, 25 - осязательные, 150 - болевые).

Беседа по вопросам:

- Почему на коже много болевых точек? Точек, чувствительных к хододу и теплу?

(Кожа защищает организм, предупреждая о возможной травме; регулирует температурный режим)

- Как выглядит человек, которому жарко? холодно? Почему?

(Покраснение свидетельствует о расширении пор, способствующем отдаче лишнего тепла, побледнение - о сужении, способствующем его уменьшению)

Учитель сообщает, что кожа, "сообщая мозгу" об изменениях внешней среды, помогает организму лучше приспособиться к температуре.

- Может ли кожа "сообщить о неполадках внутри организма?

(При различных заболеваниях на коже может появиться сыпь, язвы и т. п., поэтому по состоянию кожи и её придатков - волосам, ногтям - можно судить о здоровье)

4) Заключительная часть. Отработка стратегии ухода за кожей.

Беседа:

- Что и почему угрожает коже?

(Грязь, повреждения, кожные заболевания)

- Как защитить кожу?

(гигиена, закаливание, здоровое питание, лечебная косметика, недопустимость использования чужих туалетных принадлежностей)

Вопросник "Как ты заботишься о своей коже?"

(Утверждение ДА, НЕТ)

- Минимум раз в неделю я мою тело горячей водой с мылом.

- Я всегда мою руки, придя с улицы, после туалета и перед едой.

- Перед сном я мою ноги.

-  Каждый день я меняю носки и нижнее бельё.

- Регулярно я закаляюсь (обливаюсь холодной водой или обтираюсь мокрым полотенцем).

- Раз в неделю я парюсь в бане.

- Я пользуюсь только собственными туалетными принадлежностями.

- Я не имею привычки надевать чужую одежду и обувь.

- Я редко травмирую кожу.

- Я не трогаю неизвестных кошек и собак.

После заполнения анкеты, дети подсчитывают количество "ДА" и "НЕТ" и самостоятельно делают вывод о своих гигиенических навыках.

Домашнее задание: обсудить с членами семьи значение кожи для организма человека

7. Вовлечение детей В. и А. во внеурочную деятельность. (Приложение 4)

8. Оказание помощи семье гр. И.. Общественная комиссия по делам несовершеннолетних, защите их прав осуществляет постоянный контроль за семьёй гр. И. С ней проводятся беседы, главным образом направленные на побуждение её к воспитанию детей, к её трудоустройству. Её устраивают на временные работы по благоустройству в Администрацию Комсомольского сельского поселения через центр занятости населения.Специалистом администрации по социальным услугам оформляются ежемесячное адресное социальное пособие малоимущим семьям, талоны на продукты питания. Гр. И. в летнее время ездит на плантации на заработки.

9. Ходатайство о лишении родительских прав гр. И.. Мероприятия, проводимые учителем, общественностью, не привели к желаемому результату. Родительница продолжала заниматься разгульным образом жизни. Дети постоянно находились в опасной ситуации. Общественной комиссией, главой поселения было принято непростое решение: ходатайствовать о лишении родительских прав гр. И. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, рассмотрев и обсудив ходатайство Главы Администрации Комсомольского сельского поселения, установила, что семья находится в чрезвычайном опасном положении, дети не имеют нормальных условий для жизни, постановила: начать сбор материалов на лишение родительских прав гражданки И. Были собраны все материалы по семье.

10. Содействие на добровольное лечение в наркодиспансере. Гр. И. была поставлена перед выбором: либо она даёт согласие на лечение от алкогольной зависимости, либо у неё забирают детей. И «лёд тронулся». Испугавшись, что не увидит больше детей, родительница добровольно проходит лечение в Волгоградском наркологическом центре. На этот период детей (В. и А.) определяют в детское отделение Палласовской районной больницы.

11. Вовлечение гр. И. в культурно-массовые мероприятия. (Приложение 5)

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Сохранение и оздоровление семьи гр. Н., находящейся на грани распада.

Улучшение социально-бытовых условий семьи.

Успешная социализация детей из семьи гр. И., находившейся в жизненно опасной ситуации:

- повышение уровня развития компетентностей и уровня воспитанности детей гр. И.;

- активное участие детей гр. И. во внеурочной деятельности;

- приобретение детьми гр И. навыков личной гигиены.

 

Список используемой литературы: 

Список используемой литературы

  1. Бернс Р., Кауфман С. Тест "Кинетический рисунок семьи". - Интернет: testoteka.narod.ru/pm/1/07.html
  2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.
  3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. - Санкт-Петербург, 2000.
  4. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. Волгоград, 2008.
  5. Макаренко А. С. Книга для родителей. - Мн., 1976.
  6. Методика Рене Жиля. - Интернет: psylist.net/promet/gul.htm
  7. Социология семьи: Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. – М., 2005.
  8. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982, №4.
  9. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 1998, №3.
  10. Шумейко А. М. Тренинги социальных навыков как средство социализации детей и родителей из неблагополучных семей. - Интернет: archipovka.edusite.ru/p8aa1.html

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Социальный проект был апробирован на базе средней общеобразовательной школы. На начальном этапе эксперимента, а именно, в августе 2011 года, при комплектации 1 класса была выявлена семья, в которой мать  злоупотребляла алкоголем, не занималась воспитанием детей. С ними проживал  гражданский муж, отец одной из девочек. Дети часто находились в опасной жизненной ситуации, угрожающей не только здоровью, но и их жизни. Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведённых мероприятий, позволяет сделать следующий вывод: разработанный нами проект действует, так как при его реализации есть положительные результаты. Следовательно, возможно организовать эффективную помощь неблагополучным семьям и детям, используя предложенный проект «Социализация младших школьников из неблагополучных семей».

Итоговым результатом является отсутствие показателей социального неблагополучия в семье гр. И. Тому подтверждение - результаты  контрольных патронажей семьи, а также снятие семьи с учёта в банке данных. Гражданка И. устроилась на работу техничкой в магазин. Все её дети летом 2013 года впервые отдохнули в оздоровительных пионерских лагерях. Семья приватизировала домовладение, провела в дом газ, сделала в доме косметический ремонт. Дети с удовольствием посещают школьные занятия, участвуют в праздниках для детей. Им оказывается индивидуальная помощь в учёбе и психологическая поддержка на уроках. У девочек повысился уровень компетентности и воспитанности за истекшие два года. В начале эсперимента В. и А. не шли на контакт с учителем, одноклассниками, часто выражались нецензурно, дрались, кусались, убегали домой. Соответственно уровень воспитанности был очень низким. На начало 3 класса (2013 г.) уровень воспитанности поднялся с 3,6 баллов до 4 баллов у А. и с 3,4 баллов до 4,2 баллов у В. Наблюдается позитивная динамика уровня развития компетентностей детей, в частности, личностных, регулятивных и коммуникативных действий. Остаётся на низком уровне развитие предметных учебных действий.

Отсканированная рецензия: