ПРОЕКТ
Психолого-педагогические методы
и подходы в работе с
неблагополучными семьями.
Это не Я (детский сад) делаю для тебя (семьи)
И это не Ты (семья) делаешь для меня (детский сад)
Это Мы (семья + детский сад)
Делаем вместе для нашего ребенка.
«Семья должна быть крепкой. Ибо на нее опирается всеми своими устоями мое государство»,
- эти мудрые и такие актуальные слова почти тысячу лет назад сказал султан Санджар.
Актуальность выбранной темы:
Актуальность
Семья является непреходящей ценностью в жизни каждого человека, играет важную роль в развитии государства, в воспитании нового поколения, обеспечении общественной стабильности и прогресса.Применяя различные методы изучения воспитанников ДОУ, такие как: анкетирование, устный опрос родителей, педагогическое наблюдение, психолого-педагогическое обследование с помощью диагностических тестов - мы получаем необходимые данные, позволяющие правильно организовать индивидуальную работу с воспитанниками из неблагополучных семей.
Цели мероприятия:
Цель проекта: создание смысловых, содержательных и технологических основ
для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций.
Задачи мероприятия:
Задачи проекта: - оказание помощи неблагополучной семье; - оказание консультативной помощи специалистами школы родителям; - вовлечение родителей во внеурочную деятельность;
В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги.
Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
Контингент участников:
Не указан
Ожидаемые результаты:
Конкретные результаты.
Проект находится на начальной стадии реализации. Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. Все неблагополучные семьи выявляются и ставятся на учет, изучаются. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы.
Перспективы дальнейшего развития.
К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается.
Я работаю по данной проблеме ёщё совсем мало времени и пока можно говорить об экспериментальном уровне разработки. О больших результатах пока говорить рано, но мелкими шажками мы двигаемся к намеченной цели. . И пусть мы сможем помочь только одной семье из множества этих семей, но и этот результат будет дорог. Работа должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с этой проблемой, должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти – любовь, ответственность, забота и профессионализм. Жизнью доказано, что отсутствие любви, сострадания и поддержки – главные ошибки человечества. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл наш А в заключении мне хотелось бы рассказать психологическую притчу.
ей деятельности.
Кратко о внедрении разработки:
Не указан
Методы и приемы работы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Занятия, корректирующие эмоциональные расстройства у детей
корректируемое поведение: дети часто не ориентируются на особенности эмоциональных состояний друг друга или взрослого; эмоционально отгорожены; эгоистичны и эгоцентричны; или, проявляют нерешительность и скованность; не проявляют положительных эмоций (мало улыбаются или смеются; напряжены).
содержание игры: взрослый обращается к ребёнку или детям: «кто может сделать весёлое лицо»? Затем комментирует: «посмотри на лицо, какое оно? Весёлое, грустное? Глаза прищурены или большие? Краешки губ вверх»? и т.п.; предлагает зрителям: «закройте глаза и когда я скажу, откроете»; взрослый просит ребёнка сделать печальное лицо; затем говорит: «откройте глаза»; спрашивает детей: «а теперь что изменилось? и т.п.
цель игры: ориентация на поведение и эмоциональное состояние другого для эмоционально отгороженных, эгоцентричных и эгоистических детей; стимуляция положительных эмоций для нерешительных детей с депрессивным и тревожным фоном настроения.
корректируемое поведение: ребёнок на момент выполнения игрового задания часто бывает агрессивным, раздражённым, конфликтным, невнимательным в сочетании с обидчивостью и т.д.
содержание игры: взрослый иронично реагирует на проявления нарушенного поведения ребёнка начиная фразу «хорошими» словами (молодец; замечательно; отлично и т.п.), а заканчивает фразу называя вслух нежелательное поведение (опять пальцы во рту, так никто не может; так постройку сломать никто не сумел и т.п.). Это делается так, чтобы у ребёнка возникло чувство иронии и критичности к собственному поведению.
цель игры: осознание особенностей и стимуляция критичности к нарушенному поведению у ребёнка; косвенное оценивание и регуляция нежелательного поведения ребёнка через стимуляцию чувства юмора; стимуляция положительных эмоций и чувства юмора у нерешительных и обидчивых детей.
корректируемое поведение: один ребёнок толкнул другого и обиженный плачет; дети часто ссорятся; дети не умеют выражать негативные эмоциональные состояния словом.
содержание игры: взрослый подходит к обиженному и спрашивает: «что случилось? Давай письмо напишем обидчику, ты диктуй, а я буду записывать (при этом задаёт наводящие вопросы по поводу конфликтной ситуации, делает пометки и т.д.). Затем предлагает зачитать письмо о том, что случилось обидчику.
цель игры: осознание особенностей агрессивного и вспыльчивого поведения ребёнком-агрессором; осознание и отреагирование особенностей негативного эмоционального состояния и поведения ребёнком-жертвой; осознание причин и последствий конфликта детьми; стимуляция детей к выражению негативных эмоциональных состояний словами.
правила игры: нельзя рассказывать (диктовать) грубо и обидно о том, что случилось.
корректируемое поведение: дети проявляют нерешительность, скованность, не проявляют положительных эмоций (мало улыбаются или смеются; напряжены), мало взаимодействуют друг с другом.
содержание игры: взрослый подходит к ребёнку и предлагает: «давай поздороваемся вот так» (указательными пальцами, большими пальцами); «а так можешь»? (предлагает поздороваться кулаками) и т.д.
цель игры: отреагирование, провокация и преодоление «здесь и сейчас» нерешительности, скованности через стимуляцию телесного контакта с другими; стимуляция положительных эмоций у нерешительных детей, детей с депрессивным и тревожным фоном настроения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста
ЗАНЯТИЕ 1. РАДОСТЬ
Задачи
Познакомить детей с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке.
Материалы
Иллюстрации, отражающие разные эмоциональные состояния. Набор пиктограмм (радость, горе, гнев, страх, удивление и другие). Зеркало для каждого ребенка. Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка).
Ход занятия
Дети отвечают на вопросы:
· Что такое радость?
· Как вы выражаете чувство радости?
· Что вы делаете, когда радуетесь?
Предлагаю детям послушать стихотворение.
Если вам смешинка в рот Вдруг случайно попадет, Не сердитесь, не ворчите, Хохочите, хохочите!
(М. Дружинина)
Представьте, что смешинка попала вам в рот. Давайте похохочем и посмотрим на себя в зеркало. Понравились вы себе? Дети отбирают из предложенных иллюстраций те, на которых изображено данное эмоциональное состояние. Вспоминаем вместе с детьми произведения (сказки, стихи, песенки), в которых отражено чувство радости. Предлагаю послушать отрывки из произведений К. Чуковского:
Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости Вырастают розы. Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости Растут апельсины. То не дождь пошел из облака И не град, То посыпался из облака Виноград.
Стали зайки на лужайке Кувыркаться и скакать. И глядите: медвежата, Как веселые котята, Прямо к дедушке мохнатому Толстопятые бегут: «Здравствуй, дедушка, мы тут!» Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки, Обнимают и целуют косолапого: «Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
Засмеялися кастрюли, Самовару подмигнули: «Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!!!» И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! И танцуют, и смеются — Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Провожу с детьми краткую беседу по прочитанному и предлагаю им нарисовать радость так, как они ее себе представляют. По окончании работы рисунки рассматриваются. Отмечаются наиболее выразительные. Из своих наборов пиктограмм дети выбирают ту, которая отражает настроение ребенка в данный момент. Если кому-то не очень весело, предлагаю всем детям встать в хоровод и спеть веселую песенку.
ЗАНЯТИЕ 2. ГОРЕ
Задачи
Познакомить детей с эмоцией горя; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию.
Материалы
Пиктограмма и иллюстрации с изображением эмоции горя. Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка). Пиктограммы с изображением основных эмоций (радости, гнева, страха, горя, удивления) для каждого ребенка.
Ход занятия
Предлагаю детям представить, что они потеряли свою любимую игрушку или любимое животное. Что они будут чувствовать в этот момент? Дети показывают свое состояние, делают соответствующее выражение лица. Далее рассматриваем все вместе иллюстрацию, на которой изображена плачущая девочка, потерявшая куклу. Спрашиваю детей, были ли у них ситуации, когда они испытывали чувства огорчения, печали или глубокого горя? Дети находят пиктограмму с изображением эмоции горя, страдания. Вместе вспоминаем сказки, рассказы, в которых отражается это эмоциональное состояние: «Заюшкина избушка», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Жалобы зайки беленького» (К.Д. Ушинский), «Обвал» (Б. Житков). Предлагаю детям нарисовать героя какого-нибудь произведения, который переживает горе, страдание. Рассматриваем и обсуждаем рисунки. Дети слушают следующие песенки, потешки.
Таракан дрова рубил, Себе голову срубил. Муха парилась — приумаялась, С полки упала — ребра сломала. Блоха поднимала — живот надорвала.
Дети изображают страдания героев потешки, используя все выразительные средства.
Уж ты, зимушка-зима, Зима вьюжлива была. Все крутила, все мела — примораживала. Калинушку с малинушкой заламывала. Всю травку повызнобила, С шелковой травы цветочки повысушила.
Дети делятся на две подгруппы: одна изображает зимушку-зиму, злую, холодную; другая — калинушку-малинушку, травку, цветы — изображает страдание, горе, используя позу, мимику, жесты.
Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила, Мышки сушки кушать стали, Зубы сразу же сломали.
Дети показывают страдания мышек, у которых болят зубы.
Раз, два, три, четыре, Меня грамоте учили, Не считать, не писать, Только по полу сказать. Я скакала, я скакала, Себе ноженьку сломала. Стала ноженька болеть, Стала маменька жалеть, Пожалела, поругала, И за доктором послала, Доктор едет на быке С балалаечкой в руке.
Несколько детей изображают скачущую девочку, потом показывают, как она сломала ноженьку (боль, страдание), вторая группа изображает маменьку (жалость, сострадание).
ЗАНЯТИЕ 3. СТРАХ
Задачи
Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение.
Материалы
Иллюстрации с изображением эмоции страха. Пиктограммы с основными эмоциями для каждого ребенка. Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка). Зеркало.
Ход занятия
Сначала все вместе рассматриваем иллюстрации, герои которых переживают чувство страха. Предлагаю детям (по желанию) вспомнить эпизоды, ситуации, когда им было страшно. Рассматриваем пиктограмму, изображающую эмоцию страха. Дети слушают стихотворение А. Фройденберга «Великан и мышь».
Тсс! Тихо! Слушайте, ребята! Жил великан один когда-то. Во сне вздохнул он что есть сил, И мышь — живую! — проглотил. Бедняга прибежал к врачу: «Я мышку съел! Я не шучу! Помилуйте, какие шутки!? Она пищит в моем желудке!»
Дети находят пиктограмму, изображающую эмоциональное состояние великана, изображают сами эту эмоцию перед зеркалом; рисуют испуганного великана, проглотившего живую мышь. По окончании работы все вместе рассматриваем рисунки и обсуждаем их. Далее разыгрываем этюды на выражение эмоции страха. Представьте себе, что вы в солнечный летний день гуляете по цветущей лесной поляне (дети гуляют по комнате). Вдруг вы услышали страшный шум и увидели, что прямо к вам по небу летит Змей Горыныч. Покажите свое состояние. Что вы будете делать в этой ситуации? Вы пошли с родителями в лес за грибами и потерялись, а лес — густой и дремучий. Что бы вы чувствовали? Что бы предприняли в этой ситуации? Играем в игру «У медведя во бору».
У медведя во бору, Грибы, ягоды беру. Медведь не спит, На нас рычит!
Ребенок-«медведь» рычит и догоняет детей. Дети пугаются и убегают. Игра проводится со сменой «медведя» 2–3 раза. После игры предлагаю детям вспомнить испуганного великана, проглотившего живую мышь, и читаю вторую половину стихотворения.
Был врач умнейший человек, Он строго глянул из-под век: — Откройте рот, скажите: «А-а-а!» Живую мышь? Зачем? Когда? Сейчас? Так что же вы стоите? Идите кошку проглотите!
Необходимое оборудование:
Не указан
Методические рекомендации:
Рабочий план реализации проекта.
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Диагностика неблагополучной семьи |
Сентябрь |
Воспитатель, социальный педагог |
2 |
Составление карты неблагополучной семьи |
Сентябрь, октябрь |
Воспитатель, социальный педагог |
3 |
Индивидуальная работа: посещение, составление акта |
Постоянно |
Воспитатель, социальный педагог |
4 |
Индивидуальное консультирование родителей и ребёнка из неблагополучной семьи |
Постоянно |
Воспитатель, социальный педагог |
5 |
Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы: - вредные привычки ребёнка и родителей; - совместное проведение свободного времени; - личный пример родителей; -профилактика правонарушений; |
1 раз в квартал |
Воспитатель, социальный педагог |
6 |
Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями: - анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия; - тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье; - тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации. |
Постоянно |
социальный педагог, психолог |
7 |
Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей. |
Постоянно |
воспитатель |
Ход мероприятия:
В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:
- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.
- первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.
- знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.
- изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
- изучение личностных особенностей членов семьи.
- составление карты семьи.
- координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
- составление программы работы с неблагополучной семьей.
- выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально-психологических особенностей. Этим и объясняется, что воспитательные меры, с успехом примененные к одному дошкольнику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт воспитателя по отношению к детям, умение предвидеть психологические последствия педагогического воздействия. Он требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности дошкольника, его развитию, возможностям и состоянию, в котором на данное время находится, вследствие чего они давали бы максимальный эффект.
Главное не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности детей и строить работу по принципу индивидуального развития.
Главное в работе с детьми с проблемами воспитания и развития не допустить педагогического просчета, педагогической ошибки, не нарушить принципа индивидуального подхода в воспитании, вовремя обратить внимание и принять своевременные меры к коррекции их личности, т.к. в категорию детей группы риска часто попадают дети, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, дети, у которых не сложились правильные отношения со взрослыми, которые не нашли места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нем.
Социальное неблагополучие семей как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Ребенок, проживающий в неблагополучной семье, не смотря на тот факт, что имеет биологических родителей, фактически является сиротой, поскольку ввиду асоциального поведения родителей, воспитательный потенциал не реализуется, а семья является источником психотравматизации личности
Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких–либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие – жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи – можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, и благополучие ребенка оценивается по главному критерию – по тому, чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы:
- семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи;
- семьи со скрытой формой неблагополучия – внешне респектабельные, образ жизни которых не вызывает беспокойства общественности, однако ценностные установки родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. К таким семьям относятся легкомысленные, хитрые, ориентированные на успех и другие.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье. Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психофизического развития ребенка не затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.
Однажды ученик задал учителю вопрос: «Враждебен ли мир к человеку, или же он несёт ему благо?» Наставник ответил: «Послушай притчу. В древние времена один великий шах приказал построить прекрасный дворец. Среди прочих чудес в этом дворце была зеркальная зала. Все стены, потолок, пол, двери в ней были покрыты зеркалами, и к тому же зала создавала сильное эхо. Однажды в залу забежала собака. В изумлении она остановилась посередине: со всех сторон её окружало множество собак. Она оскалила пасть – собаки сделали то же самое. Она перепугалась и залаяла, — эхо подхватило её лай. Собака лаяла всё громче и громче, — эхо не отставало. Она стала метаться туда и сюда, кусая воздух. Её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами. Наутро слуги царя нашли несчастную собаку бездыханной, в окружении множества отражений издохших собак. В зале не было никого, кто бы мог причинить ей вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями». «Видишь, — сказал учитель, — мир не несёт ни добра, ни зла. Он безразличен к человеку. Всё происходящее вокруг есть лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков. Мир – это большое зеркало».
Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил: 1. Освободи своё сердце от ненависти - прости. 2. Освободи своё сердце от волнений - большинство из них не сбываются. 3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь. 4.Отдавай больше. 5. Ожидай меньше.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Не указан
Список используемой литературы:
Не указан
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Не указан
Отсканированная рецензия: