Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 92
адрес: 400064 г. Волгоград, ул. им. Вершинина, дом 5а
телефон (8442) 73-15-23
электронная почта: school92vlg@yandex.ru
Руководитель МОУ СОШ № 92: Ещеркина Ольга Анатольевна
Тема работы:
«Мой беспокойный подросток»
Форма проведения работы: групповое занятие для родителей с элементами тренинга.
Автор методики: Васильева Елена Александровна
Занимаемая должность: педагог-психолог
Опыт участия и организация работы с социально неблагополучными семьями:
2002-2006г.- Краснооктябрьский центр социальной помощи семье и детям, педагог-психолог;
2006-2010г.- Муниципальное образовательное учреждение вечерняя сменная общеобразовательная школа № 17, педагог-психолог;
с 2010г.- Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 92
Контакты: тел. 8 917 844 5829, э/я vea-trening@mail.ru
Год подготовки работы: 2011г.
Актуальность выбранной темы:
Работа с родителями обучающихся одна из важных задач образовательного учреждения в решении вопросов воспитания детей и подростков. Особого внимания требуют семьи, попавшие в категорию социально неблагополучных, т. е. семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении или семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию и обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Важно установить доверительные отношения между родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, и специалистами образовательного учреждения. Деятельность педагога-психолога в рамках образовательного учреждения предусматривает просветительскую и консультативную работу с родителями обучающихся. Практика показывает, что порой коррекция поведения родителей по отношению к собственным детям дает положительные результаты в личностном формировании подростков. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми именно подросткового возраста. Стоит выделить следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой). Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как: реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); реакция отказа (неподчинение требованиям родителей); реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Исходя из этого,сновными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть не только повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния, но и помощь в формировании конструктивного поведения родителей в конфликтах. В этом заключается актуальность работы педагога-психолога с родителями обучающихся.
Цели мероприятия:
Помощь родителям в осознании собственных переживаний, связанных с взрослением подростков и нахождение способов разрешения конфликтов с ними.
Задачи мероприятия:
- создать психологически комфортные условия и ввести правила работы в группе;
- способствовать актуализации проблемы взаимодействия с подростками;
- познакомить участников с арт-терапевтической методикой, как способом выявления своих внутренних переживаний;
- помочь интегрировать личные рациональные, эмоциональные и поведенческие реагирования на конфликтную ситуацию в целостный образ;
- провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают конфликты с подростками;
- совместно с участниками разработать стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Контингент участников:
Работа более эффективна, если при выборе средств взаимодействия и влияния учитывается потребности родителей в процессе их общения с собственным ребенком. Педагогом-психологом на встречах с семьями обучающихся предлагается заполнить опросник (Приложение 1). На основании обработанных данных создается добровольная группа из родителей, имеющих подростков. В эту группу обязательно включаются родители, попавшие в категорию социального неблагополучия, даже если они сами не проявляют инициативы.
Обычно удается привлечь к работе в группе из 12-15 человек одного или двух родителей, выявленных как социально неблагополучные. Специалисты школы находят способы мотивации таких родителей для совместной работы. К сожалению, приходится сталкиваться с закрытостью неблагополучной семьи. Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт со школой (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов. Непросто установить отношения сотрудничества с неблагополучной семьей. Враждебное отношение неблагополучных родителей к школьным педагогам и специалистам понятно и объяснимо: это обычный внешнеобвиняющий способ реагирования людей, которые чувствуют себя отверженными, отчужденными от «социально позитивного большинства». Демонстрируемые ими враждебность и агрессивность – это постоянные спутники семьи (нередко на протяжении многих поколений), это привычные защитные реакции, помогающие выживать в осуждающем, «враждебном» для них мире.
Важно, чтобы с группой работал опытный специалист. Данная методика разработана и проводилась неоднократно педагогом-психологом высшей категории, который является сертифицированным тренером. Введение на занятии элементов тренинговой работы дает возможность психологу создать психологически комфортные условия и доверительные отношений между участниками группы, пережить и осознать достаточно глубокие эмоции, запустить процесс самопознания. От уровня профессиональной квалификации ведущего, личностной и этической зрелости, степени владения методическими средствами зависят характер и устойчивость происходящих в тренинге изменений поведении участников.
Ожидаемые результаты:
При разработке данной методики предполагалось, в конечном итоге, повысить психологическую компетентность родителей, помочь в формировании конструктивного поведения в разрешении конфликтов.
Важно, чтобы работа педагога-психолога побудила родителя увидеть во взаимоотношениях с подростком не столько доказательств каких-то изъянов или ошибок самого родителя, сколько желание и возможность к саморазвитию и изменению стратегии поведения.
Как следствие, предполагалось констатировать положительную динамику в поведении подростков, чьи родители прошли работу в группе.
Кратко о внедрении разработки:
Администрация школы поддерживает апробацию данной методики в рамках школы, оказывает помощь в организации и ресурсобеспечении. Социально-психологическая, в рамках своей компетенции, выявляет и работает с социально-неблагополучными семьями, мотивируя родителей включаться в процесс взаимодействия со школой.
Работа по внедрению методики более эффективна, если при выборе средств взаимодействия и влияния учитывается потребности родителей в процессе их общения с собственным ребенком. Педагогом-психологом на встречах с семьями обучающихся предлагается заполнить опросник (Приложение 1). На основании обработанных данных создается добровольная группа из родителей, имеющих подростков. В эту группу обязательно включаются родители, попавшие в категорию социального неблагополучия, даже если они сами не проявляют инициативы.
По окончании занятия родители заполняют анкету «Обратная связь» (Приложение 2), это дает возможность проанализировать действия педагога-психолога, как ведущего, и выявить продуктивность работы каждого участника группы.
Методы и приемы работы:
1. Методы групповой работы.
Основные группы методов – это интерактивные (т.е. подразумевающие интенсивное межличностное взаимодействие) игры и групповые дискуссии:
- разогревающие упражнения и упражнения на знакомство;
- анализ и обсуждение проблемных и конфликтных ситуаций;
- телесно – ориентированные упражнения;
- беседы в кругу;
- индивидуальная и групповая рефлексия;
2. Метод арт-терапии. В данной модели - изотерапия с использованием мятой бумаги.
3. Метод наблюдения и эмпатийного слушания.
4. Приемы рефлексивного и эмоционального отреагирования.
5. Техника анализа собственных чувств и переживаний.
6. Техника использования метафоры.
Необходимое оборудование:
- Оргтехника (комьютер, принтер).
- Бумага, цветные карандаши, ручки.
- Бейджи.
- Музыкальный центр.
- Бланки опросника.
- Чайник, чашки.
Методические рекомендации:
Занятие по данной методике рассчитано на родителей подростков средней школы (5-9 классы) Главный принцип набора – добровольность. Состав группы 12-15 человек. В группу включается несколько родителей из социально неблагополучных семей.
Занятия проводятся в просторной аудитории (учебный кабинет), где есть столы, стулья, мультимедийное оборудование. Мероприятие рассчитано на четыре астрономических часа, с перерывом на 20-30 минут (чаепитие). Занятия проходят в выходной день, обычно в субботу.
Работа по данной методике предусматривает применение арт-терапевтических и релаксационных упражнений. Занятие проходит с элементами тренинга, основные этапы которого включают в себя:
1) разминку, т. е. упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, условий для бодрого настроения, снятия напряжения, которое может возникнуть на первоначальных этапах работы группы;
2) основное содержание занятия, которое включает в себя предоставление информационных блоков, психогимнастические упражнения содержательного плана, помогающие понять и усвоить главную тему;
3) рефлексию занятия, т. е. возможность поделиться своими чувствами, мыслями, поговорить о своем настроении и предложить выразить отношение к проведенной работе в письменной форме с применением опросника «Обратная связь».
Ход мероприятия:
Вступительная часть
Время проведения 40 мин.
В начале занятия - знакомство участников группы с предстоящей работой, обсуждение темы и ее значимости для участников, выявление ожидания участников от предстоящей работы в целом.
Заполнение визиток. Каждый участник получает бейдж, на которой пишет свое имя (имя-отчество, уменьшительное имя, детской прозвище – любой вариант обращения к себе, которым его будут называть во время тренинга). Далее визитки прикалывают к одежде так, чтобы их было легко прочитать.Приветствие, презентация своего тренингового имени каждого из участников.
Участникам предлагается ознакомиться с правилами работы в группе и внести свои коррективы, по желанию. Ориентировочные правила:
- доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);
- общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того, над чем работаем);
- искренность в общении (если нет желания говорить правду, молчим);
- уважение к говорящему (даем возможность высказаться, а потом уже задаем вопросы или критикуем);
- конфиденциальность происходящего.
Упражнение «Ключи» предлагается для выявления целей участников группы. В этом упражнении используется большая связка ключей. Ключ в руке человека, который будет говорить о своих целях, придаст ему уверенность и одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя.
Ведущий: «В процессе жизни мы расстаемся со многими представлениями, как бы "запираем на ключ" ошибочные предположения, иллюзии, отслужившие взгляды, устаревшие задачи, ненужные отношения и т.п. И в то же время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям. Все это будет символизировать связка ключей. Тот, кто захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкретных целей, а также, с чем именно связана его цель: придется ли ему что-то "открывать" или, наоборот, "запирать". После того, как вы расскажете о своих целях, передайте, пожалуйста, связку следующему участнику. Кто хочет начать?»
Основная часть, первый этап.
Время проведения 1час 20 мин.
Цель: знакомство участников с арт-терапевтической методикой, как способом выявления своих внутренних переживаний.
Ведущий: «Мы все помним себя в подростковый период. Думаю, что каждый из нас в детстве переживал, как нам казалось, несправедливость, определенного рода насилие, физического или психологического характера. Мы вступали в конфликты с ровесниками, учителями, чаще с родителями. И если наши родители не умели или не хотели показать собственным примером грамотное разрешение конфликтных ситуаций, то мы сегодня часто не умеем это делать по отношению к собственным детям. Прошу обратить внимание на название. Тема нашего занятия «Мой беспокойный подросток». Мы сейчас будем знакомиться не с вашими детьми, а с вашим внутренним подростком, с его чувствами, переживаниями, обидами. Способ знакомства с собой будет происходить с помощь арт-терапевтической техники. Прошу положить перед собой лист бумаги, закрыть глаза, взять листок в руки и начать медленно мять его, как угодно. Мысленно вспомнить себя в образе подростка, кем-то обиженного или чем-то расстроенного».
Во время упражнения звучит спокойная, расслабляющая музыка. Через 1-2 минуты ведущий предлагает открыть глаза и помятый листок расправить на столе и карандашом обвести предмет, который каждый увидит на своем листе. Затем этот предмет нужно руками вычленить и цветными карандашами разукрасить. У каждого участника в руках будет какой-то предмет, означающий определенный образ (бабочка, цветок, домик, сердце, скелет, камень и проч.). Ведущий предлагает записать три вопроса и письменно ответить на них: «Что делает?», «Что чувствует?», «Что хочет?». После этого каждый участник рассказывает о своем образе, начиная со слов «Мой внутренний беспокойный подросток…» и зачитывает ответы на вопросы. В процессе высказывания ведущий оказывает психологическую поддержку участникам, т. к. эта процедура вызываем мощный эмоциональный взрыв, внешний или скрытый, у каждого.
Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:
- Узнали Вы что-то новое о себе?
- Что Вы чувствуете в данный момент времени?
После процедуры объявляется перерыв на 20-30 мин.
Основная часть, второй этап.
Время проведения 1 час 30 мин.
Цель: ознакомление с понятием «конфликт» и его структурными элементами; анализ рационального и эмоционального реагирования на конфликтные ситуации; интеграция личного рационального, эмоционального и поведенческого реагирования на конфликтную ситуацию в целостный образ.
Ведущий: «Добрый вечер, уважаемые участники группы! Мы замечаем, что наши отношения с взрослеющим подростком стали изменяться, и не всегда в лучшую сторону. В жизни мы все, так или иначе, попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли конфликтов избежать».
Психолог обсуждает с родителями актуальность темы, предлагает всем посмотреть и на себя, и на конфликт со стороны.
Вопросы для участников:
- Как часто происходят конфликты в вашей жизни?
- Между кем происходят конфликты чаще всего?
Далее ведущий переходит к блоку просвещения и дает определения понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», а также знакомит с типами семьи и причинами конфликтов в семье (Приложение 3).
После ознакомления с элементами и составляющими конфликта переходим к актуализации состояний. Психолог обсуждает с участниками следующие вопросы: «Какие у вас ассоциации со словом «конфликт»? Что думает человек в конфликтной ситуации? Что чувствует человек, находящийся в конфликтной ситуации?»
Участники предлагают свои варианты, поэтапно заполняют таблицу, образец которой находится на экране:
Конфликт-это…
понятия |
ссора, война, спор, неприятности, состязание, глупость, схватка, стресс, бессонница, головная боль, жизнь. |
мысли |
меня хотят обидеть, унизить; пора с этим кончать; опять это со мной произошло; меня хотят оскорбить; меня подавляют; надо мной хотят посмеяться; сам виноват, упрекаю себя; я устал; зато разрешил вопрос; пусть так и будет. |
чувства |
страх, напряжение, раздражение, гнев, тревога, злость, обида на себя, беспокойство, безразличие, боль, ярость, грусть. |
действия |
я убегаю, первый прошу прощения, я вступаю в бой, я подавляю, я страдаю и мучаюсь, я иду на компромисс, я ищу сотрудничества, я болею, я ищу решение, я смеюсь. |
Затем, чтобы создать целостный внутренний образ, участникам группы предлагается, пользуясь таблицей, составить и написать фразу: «Конфликт для меня — это...» Каждый выбирает для себя из таблицы определенную ассоциацию, мысль, чувство и выявленную тестом ведущую стратегию поведения. Фраза строится по алгоритму: «Конфликт для меня — это… (ассоциация), когда я думаю… (мысль), когда я чувствую… (чувства) и действую как… (стратегия поведения)». Участники зачитывают свои фразы, делятся своими выводами, говорят о том, с чем согласны и не согласны, что открыли нового, что поняли.
Ведущий: «Когда вы чувствуете себя обеспокоенными, расстроенными, сердитыми, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле прямо противоположно тому, чего вы действительно хотите. Поэтому всегда важно потратить несколько минут, чтобы привести себя в настроение, наиболее подходящее для достижения положительного результата. Вы поступите наилучшим образом, если начнете действовать из исходного состояния внутреннего умиротворения и расслабления. Для этого я предлагаю упражнение «Голубая энергия» (Приложение 4) с целью освобождения от беспокойства и стабилизации эмоционального состояния».
Участникам предлагается поделиться своими ощущениями во время процедуры и на данный момент времени.
Ведущий: «Предлагаю послушать притчу. Жили два друга и однажды отправились в путешествие. По дороге они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали свой путь и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь. Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».
Ведущий: «Теперь давайте вместе рассмотрим варианты разрешения конфликтов. Предлагаю следующие способы - (раздаются карточки с надписями) «ультиматум», «ППП» (понять, принять, простить), «компромисс», «юмор и самоирония», «третейский судья», «война или разрыв связи». Я рисую лестницу из шести ступенек. Мы сейчас будем располагать эти карточки на ступеньки. Самая верхняя – высшая и виртуозная степень выхода из конфликта, а нижняя ступень – худший исход конфликта».
В процессе работы каждый из участников объясняет, почему он расположил карточки именно в такой последовательности. В конечном итоге, как вариант, можно подвести к следующему порядку. Высшая ступень - «самоирония и юмор», затем в последовательности: «ППП», «компромисс», «третейский судья», «ультиматум», «война или разрыв связи». Стоит отметить, что это версия ведущего, группа вправе решать, как ей разместить карточки. Возможны замены текстов карточек на другие варианты выхода из конфликта.
Ведущий: «Предлагаю проиграть ситуации наиболее частых конфликтов между вами и ребенком». Группа делится на подгруппы по 2 человека, проигрывают свои предложенные ситуации «родитель-ребенок», с использованием полученных знаний, затем меняются ролями. В кругу обсуждается данное упражнение, участники делятся воими мыслями и чувствами.
Анализ: Тренер задает членам группы следующие вопросы:
- Что нового Вы узнали о себе после этого упражнения?
- Полезной ли для Вас была данная работа?
- Остались ли внутренние противоречия в связи с представленными способами выхода из конфликтов?
- Что вы чувствуете сейчас?
Заключительная часть.
Время проведения 30 мин.
Цель:побуждение участников взглянуть на свое поведение, мысли и чувства с определенной дистанции, и таким образом прийти к лучшему пониманию процесса своего внутреннего развития; получение позитивной обратной связи.
Упражнение «Комплименты» Ведущий напоминает, как приятно бывает получать комплименты, называет имя любого участника, который должен сказать какой-либо комплимент ведущему. Далее этот участник выбирает другого участника, и тот также говорит комплимент выбравшему его участнику. Желательно, чтобы каждый услышал что-то приятное о себе.
Упражнение «Письмо». Ведущий: «Мне хотелось бы дать вам возможность понять, чем для вас было пребывание на этом занятии. Предлагаю написать письмо своему «Я». Можете назвать себя, как пожелаете и обратиться к нему. В письме расскажите ему, какие мысли и чувства пробудила в вас группа, и как вы собираетесь использовать новый опыт в дальнейшем.Чтобы иметь возможность по-настоящему сосредоточиться на выполнении задания, найдите место, где вам никто не будет мешать. У вас есть 15 минут...А сейчас я попрошу тех, кто чувствует себя готовым к этому, прочитать нам свои письма...Теперь мне бы хотелось, чтобы каждый по кругу рассказал о том, что его в данный момент волнует...»
Лучше всего, чтобы участники писали письма в уединении. Если группа очень велика, или если мало времени, участники могут объединиться по двое, чтобы прочитать друг другу свои письма и обменяться впечатлениями.
Чем серьезнее отнесутся участники к поставленной задаче, тем более сильные чувства они будут испытывать.
Анализ. Тренер задает каждому члену группы следующие вопросы:
- С какими трудностями столкнулись, обращаясь к себе?
- Что было для Вас наиболее значимым, когда Вы писали письмо?
- Хотелось бы через некоторое время опять обратиться к себе?
Завершая тренинговое занятие, ведущий желает всем успехов, проводит рефлексию и прощается с участниками.
После этого участники заполняют анкету «Обратная связь» (Приложение).
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Критериями оценки достижения результатов данной работы является следующее:
1, Количество "неблагополучных" родителей, включенных в тренинговые занятия. Сведения фиксируются на основании "Опросника" (Приложение 1)
2. Качество оценки работы в группе фиксируется по результатам заполнения родителями анкеты "Обратная связь" (Приложение 2).
3. Данные исследования психологических особенностей подростков из социально неблагополучных семей, чьи родители побывали на занятии, фиксируются в два этапа, с целью отслеживания динамики эмоционального состояния детей (см. "Сведения о практической апробации").
Для тестирования обучающихся используется методика "Экспресс-диагностика Айзенка" , а так же педагогом-психологом проводятся индивидуальные беседы с использованием метода наблюдения.
Список используемой литературы:
- Анцупов А.Я. Шипилов А. И. Конфликтология// Учебное пособие. M., 2000.
- Битянова М. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога // Школьный психолог. 2003. № 32.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники// Учебное пособие. — М., 2000.
- Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии //Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
- Качюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академический проект; Трикста, 2004.
- Копытин А. И. Арт-терапия. Хрестоматия. – Питер, 2002;
- Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис. Психологическая работа с родителями. – М.: Генезис, 2004;
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. — М., 2004.
- http://www.follow.ru/article/201
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Приложения
Приложение 1
Опросник
Ф.И.О. родителя ____________________________________________________
Ф.И. ребенка _______________________________________________________
Возраст ребенка и класс______________________________________________
Нуждаетесь ли Вы в помощи специалистов школы (педагог-психолог, социальный педагог)?
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Хотели бы Вы принять участие в работе тренинговой группы (среди родителей обучающихся 5-9 классов) с целью разрешения конфликтов с ребенком?___________________________________
«___»___________201__г. Подпись:
Приложение 2
Анкета «Обратная связь»
Ф.И.О. родителя __________________________________________________
Тренинговое имя__________________________________________________
Возраст__________________________________________________________
Общая степень включенности:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешало Вам быть более включенным на занятии?
___________________________________________________________________________________________________
Самые значимые для Вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В какой степени Вы можете учитывать психологические особенности своих детей в разрешении конфликтов:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В какой степени Вы научились понимать проблемы своих подростков через решение собственных внутриличностных конфликтов:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что Вам не понравилось на занятии? Почему?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий):___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«___»___________201__г. Подпись:
Приложение 3
Упражнение «Голубая энергия».
«У каждого из нас есть внутренний потенциал, позволяющий работать и решать проблемы творчески и с высокой степенью концентрации, принимая во внимание других людей. Но мы должны заботиться о том, чтобы наш источник энергии мог постоянно наполняться. Я покажу вам любопытный метод, с помощью которого вы сможете это делать.
Сядьте поудобнее и закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представьте себе, что вы вдруг встретили самого себя и можете рассмотреть свое тело со стороны. Рассмотрите каждую его часть от головы до ступней... Рассмотрите свои ноги и руки, ступни и колени, бедра, позвоночник, плечи и голову... Если вы представили ясную картину своего тела, позвольте этой картине растаять и исчезнуть...
А теперь снова вызовите эту картину и в этот раз представьте, что ваше тело выточено из блестящего кристалла. Представьте, что вам на голову упали две капли голубой энергии. Вы видите самый прекрасный, струящийся голубой цвет, который вы когда-либо могли видеть. Пусть эта струящаяся субстанция проникает сквозь ваше тело капля за каплей, образуя тонкий канал, по которому свет течет через голову до живота, а от живота до ступней, наполняя этой энергией часть за частью ваше тело: до лодыжек, до колен, до бедер, до живота, до сердца, до горла, — пока не наполнятся руки и кисти и, наконец, вся голова. Представьте, что даже каждая ваша ресница стала кристально прозрачной трубкой, которая наполнена голубой энергией...
Наблюдайте за тем, как вы до конца заполнитесь этой голубой светящейся энергией. А теперь представьте себе, что все смутные мысли, все плохие переживания или тяжелые отношения растворились в голубой текучести, как облака черных чернил...
Смотрите, как голубизна на мгновение теряет свой свет и становится темной, а потом представьте, что сильная голубизна поглощает черные облака, пока они не исчезают полностью...
Заметьте, голубизна стала светлее, насыщеннее и ярче, чем раньше. Если вы чувствуете, что полностью насытились этой голубой энергией, можете возвращаться. Потянитесь, сделайте глубокий выдох и откройте глаза, почувствуйте себя отдохнувшими и освеженными...»
Приложение 4
Теоретическая часть.
Определения:
конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм;
конфликтная ситуация - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны;
Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:
- Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
- Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
а) разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
б) противоречивость, непоследовательность, неадекватность взрослых членов семьи;
Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и проч. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.
Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой). Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
- реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
- реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
- реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Практическая апробация:
Данная методическая разработка в период с 2011 по 2013 г. неоднократно применялась в работе с родителями МОУ СОШ № 92 как в настоящей модели, так и в различных модификациях.
За два учебных года 2011-2012 и 2012-2013 в образовательном учреждении были сформированы три группы: 14 человек, 12 человек, 15 человек. В первую группу вошли оба родителя из проблемной семьи, функционирование которой было нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Во вторую группу был включены два родителя (матери) из асоциальной семьи, где присутствует отец-алкоголик и отец-наркоман. В третью группу вошли два человека - один родитель из кризисной семьи (отец), где была смерть матери и второй (женщина) из опекаемой семьи, где возникли сложности с ребенком именно в подростковый период.
Стоит отметить, что социально-психологической службой школы выявляются обучающиеся из социально неблагополучных семей с целью проведения диагностики и дальнейшей работы с такими детьми. Те подростки (5 человек), чьи родители (опекуны) прошли занятия с психологом были протестированы на первом этапе (в начале учебного года), затем в конце учебного года, после занятий с родителями. У контрольной группы обучающихся отслеживались такие параметры, как «тревожность», «агрессия», «фрустрация», «ригидность» (тест «Экспресс-диагностика Айзенка»), данные приведены в таблице:
Тревожность (кол-во баллов) |
Агрессия (кол-во баллов) |
Фрустрация (кол-во баллов) |
Ригидность (кол-во баллов) |
|
Имя ученика, возраст |
1этап 2этап |
1этап 2этап |
1этап 2этап |
1этап 2этап |
Настя З., 13 лет |
13 8 | 16 13 | 5 5 | 16 12 |
Дима М., 12 лет |
18 14 | 14 13 | 16 14 | 15 11 |
Ольга Б.. 15 лет |
12 12 | 5 6 | 8 10 | 14 12 |
Анна С., 12 лет |
16 10 | 11 9 | 15 11 | 17 12 |
Сергей Ф., 14 лет |
13 12 | 17 16 | 6 6 | 19 16 |
Примечание: показатели баллов для подросткового возраста
0-6 низкий уровень; 7-13 средний уровень; 14-20 высокий уровень
Из таблицы видно, что у всех подростков, в целом, показатели изменились в лучшую сторону. Понизился уровень тревожности у всех испытуемых; Уровень агрессии понизился у двоих, у троих остался практически без изменения; уровень фрустрации существенно понизился у оного подростка; показатели ригидности (отсутствие эмоциональной гибкости) на начальном этапе были высокими у всех обследуемых, повторная диагностика показала, что у четверых показатель средний, у одного остался высоким, но ниже, чем был.
Данные исследования показали положительную динамику эмоционального состояния подростков контрольной группы, благодаря комплексу проделанной работы, в том числе работе с родителями подростков.
Работа с родителями показала следующие результаты (со слов и по результатам анкеты):
- участники отметили эффективность группового взаимодействия и диалогового общения с психологом в процессе интерактивных форм работы, активного слушания;
- родители (опекуны) научились обращать внимание на психологические особенности своих детей, учитывать эти особенности в разрешении конфликтов;
- участники тренинга развили умение грамотно эмоционально и рационально реагировать на конфликтные ситуации;
- участники тренинга научились понимать проблемы своих подростков через решение собственных внутриличностных конфликтов;
Отсканированная рецензия: