Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Краснооктябрьского района г. Волгограда
400123, г.Волгоград, ул.Таращанцев, 51, тел (факс): 71-34-66,
e-mail:vdschool13@rambler.ru
Директор Захарова Ирина Геннадиевна
Методическая разработка родительского собрания
«Как воспитать толерантного человека?»
|
Разработчики: Андреева Ирина Михайловна, учитель химии и биологии, социальный педагог (стаж работы – 5 лет), тел:89064061648 Бурова Ирина Владимировна зам. директора по ВР (стаж работы – 15 лет), учитель биологии, тел:89608838038
|
Волгоград, 2014
Актуальность выбранной темы:
Актуальность.
Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка на общечеловеческие ценности. Однако наряду с потребностями общества в воспитании толерантных граждан существуют факторы, препятствующие этому. Так, все чаще проявления нетерпимости можно наблюдать через средства массовой информации. Они незаметно проникают в детскую среду, ребенок становится агрессивным по отношению к тем, что живет иначе, не желает понимать других и принимать их точку зрения, менять собственные убеждения. Он считает свои взгляды и свой образ жизни единственно верными.
Данная проблема становится актуальной и для нашего учреждения. Исходя из бесед с классными руководителями, наблюдений, например, в начальной школе за общением родителя и ребенком после уроков или в группе продленного дня, когда они приходят за детьми. Необходимо отметить, что это общение отставляет «желать лучшего». Как же решить эту проблему? Может ли семья и школа как то препятствовать этому?
На наш взгляд не только может, но и должна найти эффективные механизмы воспитания детей в духе терпимости (толерантности), уважения прав людей всех рас и народов. Только совместная работа педагогов и родителей обучающихся различных категорий позволит эффективно осуществить воспитание подрастающего поколения, заложить основы социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, позитивное отношение к другому.
Вышеперечисленные проблемы и привели к необходимости составления родительского собрания по использования принципа толерантности в семейном воспитании.
Цели мероприятия:
Цель: показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей, а также в ходе общения между детьми.
Задачи мероприятия:
Задачи:
- познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести к изучению и раскрытию качеств толерантного человека,
- создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении проблемы собрания,
- повышение педагогической культуры родителей,
- способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе данного качества.
Контингент участников:
Контингент участников: родители (законные представители
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты: понимание родителями понятия толерантности и необходимости применения его в процессе семейного воспитания, решения конфликтных ситуаций, возникающих в общении с детьми, воспитание у детей толерантного поведения по отношению к окружающим.
Кратко о внедрении разработки:
Не указан
Методы и приемы работы:
Методы и приемы работы: игровые упражнения, дискуссия, просмотр видеороликов, презентации, рассмотрение некоторых практических ситуаций, разрешение конфликтов с позиции толерантности, создание коллажа.
Необходимое оборудование:
Оборудование: ноутбук, проектор, фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из журналов и детские рисунки с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей), заготовки человечков.
Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе (“От улыбки…”, “Вместе весело шагать”, “Солнечный круг” и т.п.).
Методические рекомендации:
Методические рекомендации:
Предлагаемое родительское собрание составлено для ознакомления родителей школьников с понятиями: толерантность, воспитание в духе толерантности, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода.
Возможные способы проведения собрания: игра-тренинг, круглый стол.
Проведено может быть в учебном кабинете. Пространство кабинета организовать таким образом, чтобы было достаточно светло, просторно, учебные парты можно соединить попарно и организовать небольшие круглые столы. Это создаст более благоприятную психологическую атмосферу. Категория и численность участников: родители (законные представители), 20-25 человек.
Подготовительная работа: составление приглашения на родительское собрание, буклета-памятки для родителей по формированию толерантности.
Ход мероприятия:
Ход собрания:
- Организационная часть.
Участники собрания входят в класс под музыку и рассаживаются за парты, образуя несколько групп. Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели, предлагает родителям быть искренними, открытыми.
Классный руководитель:
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады сегодня Вас приветствовать. Спасибо, что отложив все дела, Вы пришли, чтобы получить новые знания о воспитании наших любимых детей, поделиться собственным родительским опытом и приобщиться к опыту других родителей.
Предлагаю начать нашу встречу с игрового задания, целью которого является знакомство и установления доброжелательных отношений между участниками собрания:
Задание 1. “Наши дети”
Классный руководитель предлагает встать и пожать друг другу руки тем родителям, у которых в классе учится сын. Затем встают и жмут друг другу руки родители, у которых учится дочь. Таким образом, образуется 2 круга. В каждой группе родители называют имя своего ребенка и его любимое занятие (хобби).
Классный руководитель:
- Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения весьма актуальна. Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово толерантность. Именно об этом я хочу поговорить на нашем собрании. Итак, что же это за слово – толерантность? Дайте свое определение этому понятию. Родители называют, а педагог записывает на доске варианты ответов. (Ответы родителей (приблизительные): терпение, принятие недостатков, уважение, послушание и т.д.)
Классный руководитель:
- Спасибо за работу, А сейчас мы посмотрим видеоролики опроса детей различных возрастов по проблеме толерантности (педагог организует просмотр видеороликов. Приложение 1).
- Итак, из предложенных вариантов мы можем сказать, что родители и дети понимают смысл практически одинаково.
- Слово «толерантность» вошло в обиход россиян совсем недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит? предлагаю совершить небольшой лингвистический экскурс (слайд3): - tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным;
- tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- tasamul (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;
- толерантность (терпимость) (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Классный руководитель:
- Итак, мы с Вами пришли к общему пониманию данного слова. А сейчас я предлагаю ситуацию из жизни, которая могла случиться с вами или вашим ребенком: ребенок пришел из школы с замечанием в дневнике о вызове родителей к директору по поводу поведения и успеваемости. Родитель досадует на ребенка, кричит: «Уйди с глаз моих долой», «Ты меня позоришь» и т.д. Он не слышит ребенка, который пытается ему объяснить, что произошла ошибка и он не виноват. Как вы думаете, толерантно ли поведение родителя по отношению к ребенку? (заслушиваются ответы родителей).
- Какими качествами должен обладать толерантный родитель?
Родители называют такие качества, а классный руководитель записывает их на классной доске, составляя схему «Толерантный родитель» (Приложение 2). На доске появляются примерные характеристики: мягкость, терпимость, снисходительность, сострадание, умение прощать, выдержанность, выносливость, великодушие, милосердие, стойкость, уважение мнения другого человека и др.
Классный руководитель:
- Таким образом, дети вырастают такими, какими их ожидают увидеть взрослые. Сказанное невзначай или со зла любое выражение в адрес ребенка, откладывается в багаж его подсознания и во взрослой жизни всплывает в виде ситуации не редко влияющей на его жизненный сценарий. Для того чтобы в общении и в воспитании своих детей вы помнили о вышесказанном, я подготовила Вам ряд правил воспитания, связанные с темой нашего собрания (раздаются буклеты «Как воспитать толерантного ребенка?». Приложение 3)
- Однако на пути к толерантности конфликт неизбежен, потому что именно в конфликтной ситуации вырабатывается способность быть терпимым, выдержанным, уважительным. Как успешно выйти из конфликтной ситуации, как положительно разрешить конфликт? Попробуем разобраться в такой ситуации: представьте себе, что открывается дверь и на пороге стоит Ваш ребенок с незнакомым сверстником. «Это мой новый друг, я с ним познакомился сегодня на улице и пригласил в гости. Можно мы поиграем в моей комнате?» - объясняет робко ребенок. Давайте обыграем эту ситуацию в парах. Одни родители образуют пары и начинают имитировать роль ребенка и родителя (время регламентируется, и по звуковому сигналу диалог прекращается), а остальные участники комментируют диалог, очерчивая при этом свою позицию. Каковы были ваши действия в роли ребенка? А родителя? И каковы на Ваш взгляд должно быть реакция толерантного родителя?
Классный руководитель:
- Сейчас вы побывали в роли ребенка и осознали, как иногда не просто им достучаться до взрослых, поэтому мы – взрослые должны подниматься до уровня ребенка, потому что в этом возрасте он чист. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. Мы пришли с вами к выводу, что ребенка должна окружать с самого рождения родительская любовь, и модель отношений к людям, принятая семье формирует или не формирует толерантность ребенка. А поддерживает ребенка во всех его начинаниях его семья (просмотр ролика «Твоя семья». Приложение 4).
Классный руководитель
- В заключение нашей встречи хочу предложить творческое задание: “Толерантный мир ребенка”. Предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков.
- Спасибо Вам за работу, замечательный коллаж. Своей работой вы сейчас показали, что мир разнообразен и стремление принять и понять отличия людей разных национальностей, зависит от атмосферы в семье, от того какие ценности в ней значимы.
Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлияет на ваши отношения с детьми. И сейчас, по дороге домой поразмышлять: какие я произнесу слова в адрес ребенка при встрече, когда буду укладывать спать или будить утром. Надеюсь, эти слова будут наполнены пониманием, мягкости, терпимости, любви.
Спасибо за внимание!
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Не указан
Список используемой литературы:
Литература:
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2006.
- Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы.5-9 классы. Метод. пособие/Л.И.Саляхова.- М.: Глобус, 2006. – 228 с.
- Ты меня понимаешь?/ сост. Т.В. Васильева, под ред. М.А. Гулиной. Пб.: Акцидент, 1994.
- Тыртышная М. А. 50 идей для классного руководителя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Классный руководитель. Научно-методический журнал. М.,№8, 2008.
- Планирование воспитательной работы в классе\Под ред. Е. Н, Степанова. - М.: Просвещение, 2000.
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Не указан
Отсканированная рецензия: