"Все мы разные, но все - таки вместе…"

Муниципальное  образовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа № 71 г. Волгограда,

400080 ул. им. командира Рудь, 16, телефон 67-71-88, burevestnick71@mail.ru

 

 

                                                              Руководитель МОУ СОШ № 71

                                                              Михайлевская Ирина Владимировна

                                                   Автор:  Кузнецова Юлия Анатольевна

                                                   Учитель русского языка и литературы,

                                                   ответственная за  организацию работы

                                                   с детьми из социально неблагополучных

                                                   семей

                                                   Опыт работы – 10 лет

                                                   Контактный телефон автора-89044167042

               


Актуальность выбранной темы: 

В последнее время проблема формирования толерантности у детей в современном обществе стоит наиболее остро. Я думаю, что наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя всё с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.                                                                                                                                           Актуальность данной  работы я вижу в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения. Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь  школьная, призвана заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности.

Цели мероприятия: 

  • Познакомить обучающихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.
  • Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения друг к другу.

Задачи мероприятия: 

  • развить у школьников основные черты толерантной личности;
  • сформировать терпимое и уважительное отношение друг к другу;
  •  развить навыки ведения диалога по вопросам  толерантного поведения;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, стремлению к  полноценной реализации своих способностей;
  • сформировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей.

Контингент участников: 

обучающиеся 5-7 классов (в том числе дети из социально неблагополучных семей).

Ожидаемые результаты: 

  • формирование у обучающихся толерантного сознания, конструктивного бесконфликтного поведения;
  • воспитание моральной стойкости в самых непредвиденных ситуациях, а также стремление к достижению жизненного успеха.

Кратко о внедрении разработки: 

Внедрение данной методической разработки в МОУ СОШ № 71 позволило существенно снизить степень интолерантных проявлений среди подростков ( в том числе из социально неблагополучных семей).

Методы и приемы работы: 

проблемно – поисковые, диалог, беседа,творческая работа обучающихся в группах, работа со схемой, карточками, рефлексия, приём сообщения информации, организации самостоятельной познавательной деятельности.

Необходимое оборудование: 

  • плакаты,
  • карточки с определениями,
  • схема « Толерантность»,
  • музыкальное сопровождение.

Методические рекомендации: 

Данное мероприятие целесообразно проводить во внеурочное время в 5-7 классах (в том числе с обучающимися из социально неблагополучных семей). При подготовке к внеклассному мероприятию обучающиеся получили опережающие задания: подготовить материалы для сообщений, подобрать и выучить наизусть стихотворения.                                                         Эти задания направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий, таких как находить достоверную информацию, владеть изучающим чтением, анализировать и обобщать, доказывать и делать выводы, представлять информацию в различных видах.                                                                                                                                               Данное внеклассное мероприятие способствует формированию конструктивного бесконфликтного поведения, воспитанию моральной стойкости в самых непредвиденных ситуациях, а также стремлению к достижению жизненного успеха.

Оснащение мероприятия: данное мероприятие потребовало специального оформления пространства: столы в классе расставлены полукругом. На доске – плакаты.

Продолжительность мероприятия: 40 мин.

Количество участников: 20 человек.

 

Ход мероприятия: 

Организационный момент.                                                                                                                                                                   Сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе занятия.                                                                                           Создание проблемной ситуации.                                                                                                                                                                                 На доске написано:                                                                                                                                                                                  «Единственная настоящая роскошь -                                                                                                                                                                          это роскошь человеческого общения.                                                                                                                                                                                             Антуан де Сент Экзюпери»

Вступительное слово учителя.                                                                                                                                                                                       В последнее время появилось много новых слов. И одно из них – толерантность. Обратимся к истории.                                           На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.                                                                       С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».                                                                                                                     Что такое толерантность, наверное, знает не каждый.  Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному (карточки с определениями прикрепляются к доске).

Обучающиеся зачитывают карточки с определениями.

  1. В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность".
  2. Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли".                                              
  3. В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
  4. В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».                                                                            
  5. Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Работа в группах.

Упражнение « Я не такой, как все, и все мы разные"

Обучающимся предлагается в течение 5 минут с помощью текста и рисунка цветными карандашами выразить чувство радости. Рисунок может быть пейзажем, портретом, сюжетом, натюрмортом. Чувство радости можно выразить линией, цветом, чем угодно.                                                                                                                                                                                                                                                После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания кладутся в «волшебный ящик». Все они перемешиваются. Ведущий достаёт большую пачку листков, которые школьники рассматривают, передавая друг другу, и просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении  о чувстве радости. Далее школьники обсуждают рисунки  и делают вывод о том, что люди по-разному понимают одни и те же вещи.                                                                           Затем ведущий  вновь складывает листки в «волшебный ящик», перемешивает их, снова вытаскивает  их и предлагает каждому найти свой рисунок. После этого  идёт обсуждение. Ребята делают вывод  о том, что каждый человек особенный, неповторимый, поэтому он незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

Слово учителя.

Да, ребята, всегда нужно помнить, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным. Вы обучаетесь в многонациональной школе и для нас это особенно важно. ( Приложение 1)                                                                                                                                                                                                    К сожалению, не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время, когда все люди будут уважительно относиться друг к другу. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свою точку зрения, и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться и конфликтовать.

Творческая работа «Толерантный мир»                                                                                                                                                                 Требуемое оснащение:

  • фломастеры,
  • клеевые карандаши,
  • ватман,
  • вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг».

 Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков.                                                                                                                    После оформления коллажа-стенгазеты – она вывешивается в классе. (Приложение 2)                                                                    Ученица читает наизусть стихотворение:

 Люди на свет                                                                                                                                                                                                                      Рождаются разными:                                                                                                                                                                                    Непохожими, своеобразными.                                                                                                                                                                                      Чтобы других                                                                                                                                                                                                                      Ты смог понимать,                                                                                                                                                                                                            Нужно терпенье                                                                                                                                                                                                                В себе воспитать.                                                                                                                                                                                                              Нужно с добром                                                                                                                                                                                                                К людям в дом приходить,                                                                                                                                                                                              Дружбу, любовь                                                                                                                                                                                                                  В своем сердце хранить!

     (Приложение 3)  

Давайте, определим, что значит – толерантность: 

  •  терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
  • стремление к полноценной реализации своих способностей;
  •  умение понимать и познавать других людей;
  •  устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.                                                                                     На доске обучающиеся самостоятельно составляют схему « Толерантность»:  (Приложение 4)                                                            Ребята, а какими чертами должен обладать толерантный человек? Понравилось ли вам данное мероприятие?

Ответы обучающихся:

  •  он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и пожилых, здоровых и больных, бедных и богатых.
  •  надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

Рефлексия.                                                                                                                                                                                                                        Ответы фиксируются в рефлексивных тетрадях обучающихся.

 Подведение итогов мероприятия:

 Мне хочется сказать, что наша школа – это маленькая семья. И я надеюсь, что в нашей школе всегда будет царить доброта, уважение, взаимопонимание, никогда не будет ни конфликтов, ни ссор. Очень важно, чтобы каждый из нас сделал  хотя бы маленький шаг в этом направлении.                                                                                                                                                                   Хочется верить, что в нашей школе мы будем придерживаться следующих правил толерантности:

  •  Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
  •  Не делай другому того, от чего больно тебе.
  •  В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся сами к себе.
  •  Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
  •  Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа - своей потерей.

Приложение 5.

Благодарю всех за активное участие в данном мероприятии. Пусть каждый из вас, наш класс, наша  многонациональная школа, наш город Волгоград и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Качественные показатели: интерес и эмоциональное состояние, степень включенности участников в данное мероприятие, их самооценка в процессе работы, умение работать в группе. Количественная оценка позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика (формирование толерантного сознания) с его же успехами некоторое время назад.

Список используемой литературы: 

1. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

2. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

4. Рожков М.И., Байбородова Я.В., Воспитание толерантности у школьников. Ярославль 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Апробация методической разработки была проведена среди обучающихся 5-7 классов  (в том числе и с детьми из социально неблагополучных семей) МОУ СОШ № 71 Красноармейского района г. Волгограда в 2013 году. Количество участников внеклассного мероприятия – 22 человека. Представленные результаты позволяют осуществить анализ толерантных и интолерантных установок обучающихся, на основе полученных результатов определить направление работы по формированию толерантного сознания школьников

Отсканированная рецензия: