Комитет по образованию администрации
Калачевского муниципального района Волгоградской области
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»
404540 Волгоградская область, Калачевский район, п. Октябрьский МКОУ «Октябрьский лицей»,тел. (факс) (84472) 6-12-21, тел. (84472) 6-13-23 sashinn@mail.ru – электронная почта, r34kloktlic.ru –адрес сайта лицея, e-mail: r34kloktlic@nxt.ru
Руководитель образовательной организации: директор МКОУ «Октябрьский лицей» Зиновьев Валерий Викторович.
Автор: Чекашёва Наталья Владимировна, социальный педагог.
Стаж работы: 14 лет 4 месяца.
Контактный телефон, электронный адрес автора: сот.8-905-393-07-37, дом.тел. (84472) 6-15-47, эл.адрес natavlad1973@mail.ru
Форма проведения: внеклассное мероприятие с обучающими, классный час для учащихся 5 – 6 классов.
Областной конкурс методических разработок по организации работы с детьми из социально-неблагополучных семей.
Номинация: Внеклассное меропритие с обучающими.
Тема: «Учимся жить без конфликтов».
Год подготовки работы: 2013 г.
Актуальность выбранной темы:
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. Эта тема - одна из актуальных в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки... Это - приметы нашего времени. Чтобы услышать и увидеть такое, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с проблемой межличностных взаимоотношений, которая является актуальной для нашего лицея. Сложившаяся ситуация в некоторых классах стала тревожить меня, классных руководителей и родителей. Они стали обращаться с жалобами на некоторых подростков. Я проводила индивидуальные беседы с каждым из них, приглашала родителей в лицей, посещала их семьи. Однако ожидаемого результата не достигла. Поэтому назрела необходимость разработки цикла уроков по урегулированию взаимоотношений в классном коллективе, созданию отношений сотрудничества-соучастия во всех делах, интереса друг к другу, оптимизма, взаимного доверия в общении.
В лицее обучающиеся приобретают не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Я работаю социальным педагогом с 1999 года, а в данном учебном заведении с 1997 года, окончила Ростовский государственный университет. Педагогический стаж работы – более 16 лет. Опыт работы социальным педагогом – более 14 лет.
На сегодняшний день в лицее 21 классный коллектив. Периодически возникают конфликтные ситуации в данных коллективах, которые надо умело развести и наладить благоприятных социально-психологический микроклимат.
Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в классе.
Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива школы. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе. Так как конфликты и противоречия существуют всегда, в детской среде конфликты будут возникать постоянно, поэтому учителю необходимо научиться самому и научить детей приемам бесконфликтного общения, несложным правилам разрешения конфликтных ситуаций.
Цели мероприятия:
Цель: Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Задачи мероприятия:
Задачи:
- развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки;
- усвоение правил разрешения конфликта;
- развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
Контингент участников: учащиеся 5-6 классов, возможно использование некоторых методик и в других возрастных категориях.
Контингент участников:
Контингент участников: учащиеся 5-6 классов, возможно использование некоторых методик и в других возрастных категориях.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
- создание и поддержание установок на доброжелательность, сотрудничество, творческую инициативу;
- сплочение, «сдруживание», «открытие и узнавание» учащихся в процессе коллективной деятельности;
- регулирование отношений внутри ученического коллектива;
- социальная защита ребёнка;
- коррекция негативного влияния на ребёнка различных субъектов социальных отношений ребёнка (ученического коллектива и отдельных учеников, социума).
- нахождение оптимальных решений некоторых проблем в общении «ученик – ученик».
Кратко о внедрении разработки:
Данная модель использовалась в 2013-2014 учебных году на базе 6 классов, элементы разработки использовались в начальной школе.
Методы и приемы работы:
Методы и приемы работы
Форма проведения: беседа с элементами психологического тренинга. Игровой момент, просмотр видеоматериалов.
Мною не случайно были выбраны для работы 6 классы. Проблема состояла в том, что именно в этих классах были конфликтные ситуации – приходилось долго и кропотливо решать их наболевшие вопросы, и как следствие искать причину данных проблем. Приходилось посещать учебные занятия и классные часы, чтобы наблюдать за детьми. В то же самое время и самой проводить классные часы, дискуссии, диагностику. Для того, чтобы нормализовать обстановку в классных коллективах, сделать её комфортной для всех учащихся мною был составлен приблизительный план работы в данных классах. Одним из важных пунктов работы мною было намечено провести детальную диагностику по различным направлениям, для того чтобы изучить жизненные установки учащихся, ценности, увлечения, узнать как им живется в классе, удовлетворенность школьной средой, тревожность.
Необходимое оборудование:
Компьютер, мультимидийный проектор, экран. Мультипликационные фильмы «Конфликт», «Про дружбу», музыкальное сопровождение.
Методические рекомендации:
Отдельное помещение, внеклассное мероприятие продолжительностью 1 час 10 минут. 1 классный коллектив от 18 до 25 человек.
Вам понадобятся листы ватмана или белой бумаги, фломастеры, листки в форме облака для каждого учащегося, заготовка правил бесконфликтного поведения и рисунка дерева (в раздатке).
Ход мероприятия:
Развернутый конспект мероприятия
- Игровой тренинг
Упражнение 1. «Звездочки и созвездия» (Слайд 2)
Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д.
(Подбирается число так, чтобы никто не оставался лишним. Например, если в классе 20 человек, то учитель называет числа 2, 4, 5, 10. Звучит веселая музыка, проводится игра. После нескольких попыток объединения игра завершается.)
Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите?
Ученики. Класс, школа, друзья, кружки и секции…
Учитель. В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент.
Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь другим? Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения, научиться анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты, улаживать ссоры, преодолеть разногласия, которые могут возникнуть в Вашей жизни и в будущей профессиональной деятельности. В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. (Слайд 3,4,5)
Упражнение №2: «Облака».
Учитель предлагает детям закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса известны только учителю. (Слайд 6)
Учитель раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребенок пишет обидное слово, сказанное ему.
Учитель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.
Учитель обращается к ребятам с вопросом «Что может сейчас произойти?». Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.
Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обзывали, и что они делали в ответ. Наиболее типичные реакции записываются на доске в две колонки.
Действия Чувства
Я просто отошел в сторону. Мне хотелось плакать.
Я сказал, что нельзя обзываться. Я хотел ударить обидчика.
В левой колонке получим несколько конструктивных решений.
Учитель предлагает ребятам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: «Я не хотел тебя обидеть, прости», «Я был не прав», «Давай помиримся» и т.д.
Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе. (Слайд 7)
Учитель. Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей) Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?
Ученики. Конфликт –это непонимание друг друга, спор, ссора, драка.
Учитель. Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова: «Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор». (Слайд 8)
Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Ситуации: (Слайды 9, 10, 11)
- Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
1) - будете плакать;
2) - ударите его;
3) - сделаете ему замечание;
4) - не скажите ничего;
5) - пожалуетесь учителю.
Ученики. Сделаю ему замечание.
- Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?
1) - будете плакать;
2) - продолжите играть;
3) - начнёте злиться;
4) - ничего не скажете.
Ученики. Продолжу играть.
- Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?
1) - толкнете и отнимите ластик;
2) - ударите и отнимите;
3) - отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;
4) - скажите учительнице;
5) - попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.
Ученики. Попрошу вернуть ластик.
Сейчас я попрошу вас подумать и составить предложение на тему «Что такое конфликт?»
Посмотрите на таблицу и напишите, что такое конфликт, выбирая самое значимое слово из каждого (Слайд 12)
Итак, конфликт для меня – это …, когда я думаю … и чувствую (дети пишут свои определения понятия «конфликт» на листах, затем читают их и магнитами крепят на доску по кругу, в центре оставляем место для таблички со словом «сотрудничество»).
Мои понятия |
Мои мысли |
Мои чувства |
ссора |
меня хотят обидеть, |
страх |
война |
унизить |
обида |
спор |
меня хотят оскорбить |
раздражение |
борьба |
|
напряжение |
состязание |
меня подавляют |
тревога |
схватка |
надо мной хотят посмеяться |
злость |
КОНФЛИКТ — ЭТО...
Если вы справились с заданием, возьмите магнит, проговорите и прикрепите свое определение на доску, оставив место в середине (помогаем детям правильно закрепить определения).
Молодцы, вы хорошо поработали. А сейчас отдохните немного и послушайте меня.
В переводе с латинского «конфликт» - это столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор (определение демонстрируем и на экране). Все ведут себя в конфликтных ситуациях по-разному, т.е. выбирают различные способы поведения в конфликте. (Слайд 13,14,15,16)
Учитель: Существует 4 типа конфликтов:
1.Внутриличностный конфликт
2.Межличностный конфликт
3.Конфликт между личностью и группой.
4.Межгрупповой конфликт.
Задание 1. Посмотрите мультипликационный фильм «Конфликт». (Слайд 17)
Какие виды конфликтов можно выделить в сюжете данного фильма? (Слайд 18).
Задание 2. Подумайте, каковы причины возникновения конфликтов. Посмотрите мультипликационный фильм о конструктивном решении проблемы (мультфильм показывается не полностью. Продолжительность 1 минуту 37 секунд). (Слайд 19)
Учитель. Существуют мотивы плохого поведения (4 мотива плохого поведения). (Слайд 20)
Мы все разные, каждый по своему видит разрешение конфликтной ситуации. (Слайд 21-релаксирующий разминка для глаз) (Слайд 22)
Учитель. Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо. (На доску высвечиваетсяв презентации 1-е правило бесконфликтного общения: «Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»). (Слайды 23,24)
А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо
Ученики. Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
Учитель. Молодцы, это и будет следующим нашим правилом. (На доске появляется правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки»).
Учитель. Ребята, а какими еще качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?
Ученики. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу.
Ученики. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят.
Учитель. Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. (На доске появляются следующие правила: « Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу».
«Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят»).
Учитель. Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности. (На доске появляется 5-е правило: «Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»).
Учитель. Всегда ли можно договориться друг с другом?
Учитель. Ценное качество в людях – умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника.
Учитель. Ребята, очень важно научиться принимать близких и друзей такими, какими они есть. Не навязывать свое мнение, впечатление, быть терпеливыми, стремиться понимать их. (На доске появляется 8-ое правило: «Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора произошла - скорее помирись»).
Учитель.Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.)
А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?
Ученики. Нужно уступать друг другу.
Учитель. Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта.
Ученики. Можно обратиться к какому-нибудь авторитетному человеку за советом.
Учитель. Правильно, ребята. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения. (На доске появляется 9-ое правило: «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»).
Учитель. А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор.
Учитель. Правильно, нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил человеческого общения. (На доске появляется правило: «Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).
3 часть. Заключительная. Подведение итогов.
Учитель. Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего классного часа и повторим еще раз правила бесконфликтного общения, которые мы с вами выработали в ходе занятия. Помните их всегда и старайтесь выполнять.
Правила бесконфликтного общения
- Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
- Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
- Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
- Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
- Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
- В споре будь сдержан и тактичен.
- Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
- Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора произошла - скорее помирись.
- Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
- Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Учитель. В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».
Рисунок «Дерево дружбы» (Слайд 25)
Прочитайте детям пословицу: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Раздайте детям листочки с рисунком дерева без корней. Попросите каждого раскрасить свое дерево и нарисовать у этого дерева столько корней, сколько друзей он имеет. Обсудите с детьми, как чувствует себя дерево, если у него мало корней.(Слайды 26, 27)
Учитель. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь по кругу передадим хорошее настроение в виде дружеского пожатия руки. Пожимая руку, каждый мысленно пожелает соседу всего самого хорошего, уверенности, успехов и т.д. пожимать руку будем по часовой стрелке. Я начну, а тот, кому пожали руку, по эстафете передаст пожатие следующему. Старайтесь не сбиваться и не забывать вкладывать в пожатие добрые пожелания. Игра закончиться, когда пожатие дойдёт до меня. А теперь усложним задание. Закроем глаза и сделаем то же самое, но в другом направлении.
Рефлексия. Учитель. Сейчас мы подошли к заключительному этапу нашей работы. Я хочу спросить у Вас, чем была интересна тема? Что нового Вы узнали? (Слайд 28)
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Не указан
Список используемой литературы:
Используемая литература:
- Н.И.Шевадрин Социальная психология в образовании. М. 1995 г.
- К.Платонов Занимательная психология. С.-П. 1997 г.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под ред. М.Р.Битяновой С.-П. 2007 г.
- В.Я.Семке Умейте властвовать с собой, или беседы о здоровой и больной личности. Новосибирск 1991 г.
- В.П. Шапарь Занимательная психология. Ростов-на-Дону 2011 г.
- А.С.Прутченков Свет мой зеркальце скажи…М. 1996 г.
- Алан Пиз, Алан Гарнер Говорите точно…
- Алан Пиз Как научиться понимать друг друга.
- Интернет ресурсы.
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
http://yadi.sk/d/XoGuyj3oHrsZm
Практическая апробация:
Занятие апробировано на базе МКОУ «Октябрьский лицей» в ноябре 2013 году в 6 А и частично в 6 Б
в декабре 2013 года. Количество учащихся участвовавших в классном часе 42 человека.
Элементы с мероприятия использовались ранее на базе начальной школы.
Проанализировав ход мероприятия и его результат было принято решение продолжить данную работу,
исследование в этом направление, так как данное мероприятие нашло очень большой отклик среди
учащихся, улучшился социально-психологический климат в классных коллективах, уменьшились конфликтные ситуации в классах.
Отсканированная рецензия: