Учимся жить без конфликтов

 

Комитет по образованию администрации

Калачевского муниципального района Волгоградской области

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»

 

404540 Волгоградская область,   Калачевский район, п. Октябрьский  МКОУ «Октябрьский лицей»,тел. (факс) (84472) 6-12-21, тел. (84472) 6-13-23   sashinn@mail.ru    – электронная почта, r34kloktlic.ru –адрес сайта лицея, e-mail: r34kloktlic@nxt.ru 

 Руководитель образовательной организации: директор МКОУ «Октябрьский лицей»  Зиновьев Валерий Викторович.

 

Автор: Чекашёва Наталья Владимировна, социальный педагог.

Стаж работы: 14 лет 4 месяца.

Контактный телефон, электронный адрес автора: сот.8-905-393-07-37, дом.тел. (84472) 6-15-47,  эл.адрес natavlad1973@mail.ru

 Форма проведения: внеклассное мероприятие с обучающими, классный час для учащихся 5 – 6 классов.

 

 

 Областной конкурс методических разработок по организации работы с детьми из социально-неблагополучных семей.

Номинация: Внеклассное меропритие с обучающими.

 

Тема: «Учимся жить без конфликтов».

 

Год подготовки работы: 2013 г.

 


Актуальность выбранной темы: 

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. Эта тема - одна из актуальных в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки... Это - приметы нашего времени. Чтобы услышать и увидеть такое, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с проблемой межличностных взаимоотношений, которая является актуальной для нашего лицея.   Сложившаяся ситуация  в некоторых классах стала тревожить меня, классных  руководителей и родителей. Они стали обращаться с жалобами на некоторых подростков.  Я проводила индивидуальные беседы с каждым из  них, приглашала родителей в лицей, посещала их семьи. Однако ожидаемого результата не достигла. Поэтому назрела необходимость разработки цикла уроков по урегулированию взаимоотношений в классном коллективе, созданию отношений сотрудничества-соучастия во всех делах, интереса друг к другу, оптимизма, взаимного доверия в общении.

В лицее обучающиеся при­обретают не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Я работаю социальным педагогом с 1999 года, а в данном учебном заведении с 1997 года, окончила Ростовский государственный университет. Педагогический стаж работы – более 16 лет. Опыт работы социальным педагогом – более 14 лет.

На сегодняшний день в лицее  21 классный коллектив.  Периодически возникают конфликтные ситуации в данных коллективах, которые надо умело развести и наладить благоприятных социально-психологический микроклимат.

    Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в классе.

Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива школы. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе. Так как конфликты и противоречия существуют всегда, в детской среде конфликты будут возникать постоянно, поэтому учителю необходимо научиться самому и научить детей приемам бесконфликтного общения, несложным правилам разрешения конфликтных ситуаций.

Цели мероприятия: 

Цель: Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Задачи мероприятия: 

Задачи:

  • развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки;
  • усвоение правил разрешения конфликта;
  • развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

       Контингент участников: учащиеся 5-6 классов, возможно использование некоторых методик и в других возрастных категориях.

Контингент участников: 

       Контингент участников: учащиеся 5-6 классов, возможно использование некоторых методик и в других возрастных категориях.

Ожидаемые результаты: 

Ожидаемые  результаты:

- создание и поддержание  установок на доброжелательность, сотрудничество, творческую инициативу;

- сплочение, «сдруживание», «открытие и узнавание» учащихся в процессе коллективной деятельности;

- регулирование отношений внутри ученического коллектива;

- социальная защита ребёнка;

- коррекция негативного влияния на ребёнка различных субъектов социальных отношений ребёнка (ученического коллектива и отдельных учеников, социума).

 - нахождение оптимальных решений  некоторых проблем в общении «ученик – ученик».

Кратко о внедрении разработки: 

Данная модель использовалась в 2013-2014 учебных году на базе 6 классов, элементы разработки использовались в начальной школе.

Методы и приемы работы: 

Методы и приемы работы

Форма проведения: беседа с элементами психологического тренинга. Игровой момент, просмотр видеоматериалов.

         Мною не случайно были выбраны для работы 6 классы. Проблема состояла в том, что именно в этих классах были конфликтные ситуации – приходилось долго и кропотливо решать их наболевшие вопросы, и как следствие искать причину данных проблем. Приходилось посещать учебные занятия и классные часы, чтобы наблюдать за детьми. В то же самое время и самой проводить классные часы, дискуссии, диагностику. Для того, чтобы нормализовать обстановку в классных коллективах, сделать её комфортной для всех учащихся  мною был составлен приблизительный план работы в данных классах. Одним из важных пунктов работы мною было намечено  провести детальную диагностику по различным направлениям, для того чтобы изучить жизненные установки учащихся, ценности, увлечения, узнать как им живется в классе, удовлетворенность школьной средой, тревожность.

Необходимое оборудование: 

 Компьютер, мультимидийный проектор, экран. Мультипликационные фильмы «Конфликт», «Про дружбу», музыкальное сопровождение.

Методические рекомендации: 

Отдельное помещение, внеклассное мероприятие продолжительностью 1 час 10 минут. 1 классный коллектив от 18 до 25 человек.

Вам понадобятся листы ватмана или белой бумаги, фломастеры, листки в форме облака для каждого учащегося, заготовка правил бесконфликтного поведения и рисунка дерева (в раздатке).

Ход мероприятия: 

Развернутый конспект мероприятия

  1. Игровой тренинг

Упражнение 1. «Звездочки и созвездия» (Слайд 2)

Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии  может быть разное.  По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д.

(Подбирается число так, чтобы никто не оставался лишним. Например, если в классе 20 человек, то учитель называет числа 2, 4, 5, 10. Звучит веселая музыка, проводится игра. После нескольких попыток объединения игра завершается.)

Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите?

Ученики. Класс, школа, друзья, кружки  и секции…

Учитель. В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент.

  Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь другим? Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения,  научиться анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты, улаживать ссоры, преодолеть разногласия, которые могут возникнуть в Вашей жизни и в будущей профессиональной деятельности.  В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. (Слайд 3,4,5)

Упражнение №2: «Облака».

Учитель предлагает детям закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса известны только учителю. (Слайд 6)

Учитель раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребенок пишет обидное слово, сказанное ему.

Учитель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.

Учитель обращается к ребятам с вопросом «Что может сейчас произойти?». Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.

Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обзывали, и что они делали в ответ. Наиболее типичные реакции записываются на доске в две колонки.

Действия                                                          Чувства

Я просто отошел в сторону.                        Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться.               Я хотел ударить обидчика.

В левой колонке получим несколько конструктивных решений.

Учитель предлагает ребятам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: «Я не хотел тебя обидеть, прости», «Я был не прав», «Давай помиримся» и т.д.

  Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым.  Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе. (Слайд 7)

 Учитель.  Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей) Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?

Ученики. Конфликт –это непонимание друг друга, спор, ссора, драка.

Учитель. Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова: «Конфликт это столкновение, серьезное разногласие, спор». (Слайд 8)

   Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации: (Слайды  9, 10, 11)

  1.    Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

1)             - будете плакать;

2)             - ударите его;

3)             - сделаете ему замечание;

4)             - не скажите ничего;

5)             - пожалуетесь учителю.

Ученики. Сделаю ему замечание.

  1. Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

1)             - будете плакать;

2)             - продолжите играть;

3)             - начнёте злиться;

4)             - ничего не скажете.

Ученики. Продолжу играть.

  1. Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?

1)             - толкнете и отнимите ластик;

2)             - ударите и отнимите;

3)             - отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;

4)             - скажите учительнице;

5)             - попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.

Ученики. Попрошу вернуть ластик.

 Сейчас я попрошу вас подумать и составить предложение на тему «Что такое конфликт?»

    Посмотрите на таблицу и напишите, что такое конфликт, выбирая самое значимое слово из каждого (Слайд 12)

             Итак, конфликт для меня – это …, когда я думаю … и чувствую (дети пишут свои определения понятия «конфликт» на листах,  затем читают их и магнитами крепят на доску по кругу, в центре оставляем место для таблички со словом «сотрудничество»).

      Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

ссора

меня хотят обидеть,

страх

война

унизить

обида

спор

меня  хотят оскорбить

раздражение

борьба

 

напряжение

состязание

меня подавляют

тревога

схватка

надо мной  хотят посмеяться

злость

КОНФЛИКТ  — ЭТО...

      Если вы справились с заданием, возьмите магнит, проговорите и прикрепите свое определение на доску, оставив место в середине (помогаем детям правильно закрепить определения).

Молодцы, вы хорошо поработали.  А сейчас отдохните немного и послушайте меня.

   В переводе с латинского «конфликт» - это столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор (определение демонстрируем и на экране). Все ведут себя в конфликтных ситуациях по-разному, т.е. выбирают различные способы поведения в конфликте. (Слайд 13,14,15,16)

Учитель: Существует  4 типа конфликтов:

 1.Внутриличностный конфликт

2.Межличностный конфликт

3.Конфликт между личностью  и группой.

4.Межгрупповой конфликт.

 

Задание 1. Посмотрите мультипликационный фильм «Конфликт». (Слайд 17)

 Какие виды конфликтов можно  выделить в сюжете данного фильма? (Слайд 18)

 Задание 2. Подумайте, каковы  причины возникновения конфликтов.   Посмотрите мультипликационный фильм о конструктивном решении проблемы (мультфильм показывается не полностью. Продолжительность 1 минуту 37 секунд). (Слайд 19)

Учитель. Существуют мотивы плохого поведения (4 мотива плохого поведения). (Слайд 20)

Мы все разные, каждый по своему видит разрешение конфликтной ситуации. (Слайд 21-релаксирующий разминка для глаз) (Слайд 22)

  Учитель. Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям  рядом с вами было хорошо. (На доску высвечиваетсяв презентации  1-е правило бесконфликтного общения:  «Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»). (Слайды 23,24)

А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо

Ученики.  Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

Учитель. Молодцы, это и будет следующим нашим правилом. (На доске появляется правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки»).

Учитель. Ребята, а какими еще качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?

Ученики. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам  и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу.

Ученики. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят.

Учитель. Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. (На доске появляются следующие правила: « Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу».

«Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят»).

 Учитель. Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности. (На доске появляется 5-е правило: «Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»).

Учитель. Всегда ли можно договориться друг с другом? 

Учитель. Ценное качество в людях – умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника. 

    Учитель. Ребята, очень важно научиться принимать близких и друзей такими, какими они есть. Не навязывать свое мнение, впечатление, быть терпеливыми, стремиться понимать их. (На доске появляется 8-ое правило: «Никогда никого не упрекай. Если  все-таки упреки прозвучали  и ссора произошла - скорее помирись»).

 Учитель.Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.

   Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.)

А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?

Ученики. Нужно уступать друг другу.

Учитель. Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта.

Ученики. Можно обратиться к какому-нибудь  авторитетному человеку за советом.

 Учитель. Правильно, ребята. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам  и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения. (На доске появляется 9-ое правило: «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»).

Учитель. А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор.

Учитель. Правильно, нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил  человеческого общения. (На доске появляется правило: «Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).

3 часть. Заключительная. Подведение итогов.

Учитель. Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего классного часа и повторим еще раз  правила бесконфликтного общения, которые мы с вами  выработали в ходе занятия. Помните их всегда и   старайтесь  выполнять.

     Правила  бесконфликтного общения

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  2. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
  3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
  4. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
  5. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
  6. В споре будь сдержан и тактичен.
  7. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  8. Никогда никого не упрекай. Если  все-таки упреки прозвучали  и ссора    произошла - скорее помирись.
  9. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  10. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Учитель. В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».

   Рисунок «Дерево дружбы» (Слайд 25)

Прочитайте детям пословицу: «Дерево сильно корнями, а че­ловек – друзьями». Раздайте детям листочки с рисунком дерева без корней. Попросите каждого раскрасить свое дерево и нари­совать у этого дерева столько корней, сколько друзей он имеет. Обсудите с детьми, как чувствует себя дерево, если у него мало корней.(Слайды 26, 27)

Учитель. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь по кругу передадим хорошее настроение в виде дружеского пожатия руки. Пожимая руку, каждый мысленно пожелает соседу всего самого хорошего, уверенности, успехов и т.д. пожимать руку будем по часовой стрелке. Я начну, а тот, кому пожали руку, по эстафете передаст пожатие следующему. Старайтесь не сбиваться и не забывать вкладывать в пожатие добрые пожелания. Игра закончиться, когда пожатие дойдёт до меня. А теперь усложним задание. Закроем глаза и сделаем то же самое, но в другом направлении.

Рефлексия. Учитель.  Сейчас мы подошли к заключительному этапу нашей работы. Я хочу спросить у Вас, чем была интересна тема? Что нового Вы узнали? (Слайд 28)

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Не указан

Список используемой литературы: 

Используемая литература:

  1. Н.И.Шевадрин Социальная психология в образовании. М. 1995 г.
  2. К.Платонов Занимательная психология. С.-П. 1997 г.
  3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под ред. М.Р.Битяновой С.-П. 2007 г.
  4. В.Я.Семке Умейте властвовать с собой, или беседы о здоровой и больной личности. Новосибирск 1991 г.
  5. В.П. Шапарь Занимательная психология. Ростов-на-Дону 2011 г.
  6. А.С.Прутченков Свет мой зеркальце скажи…М. 1996 г.
  7. Алан Пиз, Алан Гарнер Говорите точно…
  8. Алан Пиз Как научиться понимать друг друга.
  9. Интернет ресурсы.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

http://yadi.sk/d/XoGuyj3oHrsZm

Практическая апробация: 

Занятие апробировано на базе МКОУ «Октябрьский лицей» в ноябре 2013 году в 6 А и частично в 6 Б  

в декабре  2013 года. Количество учащихся участвовавших в классном часе 42 человека.

 Элементы с мероприятия использовались ранее на базе начальной школы.

Проанализировав ход мероприятия и его результат было принято решение продолжить данную работу,

исследование в этом направление, так как данное мероприятие нашло очень большой отклик среди

учащихся, улучшился социально-психологический климат в классных коллективах, уменьшились конфликтные ситуации в классах.

Отсканированная рецензия: