"Сказка про поляну "Можно" и поляну "Нельзя"

 

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; text-indent:42.55pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-language:EN-US;} <![endif]-->

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛОГОВСКАЯ   СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА

ул. Красная Площадь, 26, с. Лог, Иловлинский район, Волгоградская область, 403060.

тел. 8 (84467) 5-31-41, 5-36-31.  E-mail: Log-school@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

Разработка профилактического мероприятия для учащихся                        3 – х классов

 

 

 

Ролевая игра

«Сказка про поляну «Можно» и поляну «Нельзя»

 

 

 

Директор МБОУ Логовская СОШ:

Татьяна Измайловна Колосова

 

 

Разработала:

социальный педагог  МБОУ Логовская СОШ

Горобцова Елена Петровна

 

 

стаж работы – 5 лет

 

 

контактный телефон: 8-906-406-3192

электронный адрес: gorobtsova.lena@mail.ru

 

 

год подготовки работы – 2013 г.

 

 


Актуальность выбранной темы: 

 

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; text-indent:42.55pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-language:EN-US;} <![endif]-->

 

Проблема употребления ПАВ в подростковой среде  - одна из важнейших проблем современного российского общества. Проблема эта комплексная и решение ее должны искать самые различные специалисты.

 

Здоровый образ жизни подрастающего  поколения является залогом благополучия нации, поэтому необходимо сотрудничество всех общественных систем, но ведущая роль в борьбе с пагубными привычками среди несовершеннолетних  принадлежит системе образования.

 

         Человек приходит в этот мир  не только для своего  комфортного существования и личного счастья. Его ум, знания, опыт, вся его жизнь необходима обществу и будущим поколениям. Именно в школьном возрасте формируется  репродуктивный,  трудовой, интеллектуальный и военный потенциал страны. А зачастую состояние здоровья уже младших школьников вызывает большую тревогу. Ведь проблемы со здоровьем  в дальнейшем приведут к ограничению жизненных и социальных функций человека. Впоследствии же это все чревато ограничением  физической активности человека, возможности получить достойное образование, затруднением в подготовке к профессиональной и самостоятельной жизнедеятельности.

 

         Необходимо именно с детства  воспитывать волевые и нравственные качества характера, сдержанность  и чувство собственного достоинства, а так же формировать стойкое негативное  отношение  к пагубным привычкам.

 

         Задачами профилактической работы с учащимися в школе являются:

 

·        дать детям объективную информацию о действии ПАВ на растущий организм;

 

·        сориентировать их на способность  делать свой собственный выбор;

 

·        обеспечить возможность овладения определенными поведенческими навыками, способствующими здоровому образу жизни;

 

·        сформировать  рефлексивную позицию школьника на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности;

 

·        научить давать самостоятельную оценку своим действиям и поступкам, задумываться об их последствиях и о том, как эти последствия могут повлиять на дальнейшую судьбу.

 

         Формы и методы профилактической работы могут быть различными: групповая работа, дискуссии, беседы, лекции, ролевые игры,  сказкотерапия и другие. Выбор того или иного метода работы должен учитывать возрастные и психофизический особенности школьников.

 

Цели мероприятия: 

 

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; text-indent:42.55pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-language:EN-US;} <![endif]-->

Цель – повысить уровень сформированности у детей нравственных качеств, расширить представления  о нравственных категориях «можно» и «нельзя».

Задачи мероприятия: 

 

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; text-indent:42.55pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-language:EN-US;} <![endif]-->

Реализация данной методики направлена на решение следующих задач:

1.    формирование у детей навыков определения круга позитивных ценностей и негативных факторов (что «можно», а что «нельзя»);

2.    формирование позитивной самооценки, отношения к себе как к самостоятельной личности;

3.    тренировка навыков  принятия решения, отстаивания убеждений и позиций;

4.    формирование ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Контингент участников: 

Учащиеся 3 классов

Ожидаемые результаты: 

 

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; text-indent:42.55pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-language:EN-US;} <![endif]-->

1.    формирование у детей навыков определения круга позитивных ценностей и негативных факторов (что «можно», а что «нельзя»);

2.    формирование позитивной самооценки, отношения к себе как к самостоятельной личности;

3.    тренировка навыков  принятия решения, отстаивания убеждений и позиций;

4.    формирование ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Кратко о внедрении разработки: 

мероприятие проводилось в МБОУ Логовской СОШ с учащимися 3 классов

Методы и приемы работы: 

 

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; text-indent:42.55pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-language:EN-US;} <![endif]-->

Методы и приемы работы: данное профилактическое мероприятие для учащихся начальной школы  основано на методе сказкотерапии и с элементами ролевой игры.

         Сказкотерапия – это процесс  поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе  взаимоотношений в нем. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Используя ролевое участие детей, им дается возможность активно экспериментировать как с нереальными жизненными ролями, так и с реальными, выстраивать линию поведения с различных ролевых позиций.

         Существует так же термин «социально-ориентирующая игра», т.е. создание импровизированной ситуации выбора участником не только направления своего участия, но и способа достижения цели, решения проблемы.

Необходимое оборудование: 

 

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; text-indent:42.55pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-language:EN-US;} <![endif]-->

Оборудование: стулья,изображения сказочных героев, компьютер с  колонками для воспроизведения  звуков живой природы.

Методические рекомендации: 

 

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; text-indent:42.55pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-language:EN-US;} <![endif]-->

Методические рекомендации: занятие проводится  в классной комнате, освобождается достаточное пространство, что бы дети образовали круг и сидели свободно; продолжительность мероприятия 35-40 минут; численность детей – 10-12 человек.

Ход мероприятия: 

 

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; text-indent:42.55pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-language:EN-US;} <![endif]-->

Ход мероприятия:

         Педагог: Здравствуйте,  ребята! Часто ли мы с вами произносим  слово «здравствуйте» маме, папе, родным, друзья, знакомым?  Вы  замечаете,  как  у них поднимается настроение и у вас тоже поднимается? А почему? А все дело в том, что слово «здравствуйте» - особенное, волшебное. Когда мы его произносим, то мы не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья.

         А что означает быть здоровым, от чего зависит наше с  вами здоровье?  (Ответы детей: правильно питаться,  соблюдать правила личной гигиены, мыть руки, делать зарядку, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, не иметь вредных привычек, совершать добрые дела и хорошие поступки и т.п.).

         Сегодня мы с вами поговорим о том, что для нас «хорошо и можно», а что «плохо и нельзя».

         А для того, что бы у нас с вами поднялось настроение,  и мы зарядились бодростью, поиграем в веселую игру, вспомним из каких же частей, состоит наш организм. Но будьте внимательны: для того, чтобы проверить, кто из вас самый внимательный, стану я одно называть, а на другое указывать. Встаем и начали!

Игра:      У меня есть ушки (ведущий берется за уши)

У меня есть ручки (берется за ручки)

У меня есть нос (берется на уши)

У меня есть локти (берется за коленки)

У меня есть глазки (прыгает на носочках)

У меня есть щечки (берется за живот)

У меня есть животик (берется за голову).

Молодцы! Хорошо знаете свой организм!

         Педагог: Пошутили, подвигались, а теперь мы с вами садимся поудобнее  и я расскажу вам новую сказку. Сказка о «можно» и «нельзя».  Но сказка эта необычная,   с секретом… она не завершена и мы с вами вместе ее закончим.

         Педагог: Жил был лес. Необычный лес, каких немного на земле. В нем жили звери и птицы.  И как в любом сказочном лесу, в нем были сказочные поляны.

         На одной поляне, которая называлась поляна «Нельзя», жил старый строгий медведь Табу. Он строго следил за тем, чтобы все точно выполняли его требования, и он всем говорил «нельзя».

         На другой поляне жила черепаха Добруся, и эта поляна называлась «Можно». На ней все было можно, кроме того, чтобы говорить слово «нельзя». Все, кто приходил на эту поляну, делали все, что только хотели.

         К двум полянкам вели две узкие тропинки, которые соединялись в одну большую, и там, где они соединялись, рядом было большое зеленое болото, в котором жил злой Дракон. Всем, кто шел по направлению к полянам и подходил к развилке, дракон говорил: «Помните, что можно пойти лишь по одной тропинке, а возвратиться обратно – можно только с моего разрешения. А чтобы я разрешил вернуться, вы должны доказать мне, что больше не можете оставаться на поляне «Можно» или поляне «Нельзя». Но если я не разрешу, то съем вас. И много путников было съедено драконом.

         Как- то на тропинке, ведущей к полянам, показались два животных – Заяц и Барсук. Заяц был очень веселым, он бежал по тропинке, весело подпрыгивая, напевая песенки. Он любил смех, веселье и старался весело проводить время. И вдруг... перед ним возник страшный Дракон.

- Выбирай, - сказал Дракон, - ты можешь пойти  на поляну «Можно», где все можно или на поляну «Нельзя», где все нельзя.

         Вспомнил Заяц, как ему все говорят «нельзя», родители, учителя: не прыгай, не бегай, не кричи…и решил заяц пойти на поляну «Можно».

         Вслед за Зайцем на тропинке появился Барсук.

- Куда спешишь, Барсук? – спросил Дракон.

- Хочу пройти на одну из полян, мне сказали, что там очень красиво.

- А ты выбрал, на какую поляну пойти? Ты можешь пойти  на поляну «Можно», где все можно или на поляну «Нельзя», где все нельзя.

         Подумал Барсук: ему многое разрешали: родители разрешали, учителя разрешали… И пошел мудрый Барсук на поляну «Нельзя», а веселый Заяц – на поляну «Можно».

         Нам неизвестно, что было на этих полянах, мы можем только предполагать. Но прошел день-ночь, еще день-ночь, и на тропинках появились Заяц и Барсук. Дракон встретил их и спросил:

- Ну что же, если вы хотите вернуться домой, объясните мне, чем вам было плохо на этих полянах, что вам там не понравилось, почему вы ушли оттуда. Ведь тебе, Заяц, хотелось, что бы все было можно. А тебе, Барсук, были необходимы запреты. Вы могли жить там долго, но продержались только два дня. Почему?

         Педагог: Ребята, давайте вместе с вами попробуем продолжить сказку, разделим роли и покажем, что же могло произойти с нашими героями на полянах.

        

         Обсуждение и инсценировка сказки.

        

         Рефлексия:

·        Почему вы выбрали именно такое завершение сказки?

·        Если бы вы выбирали, то какую поляну вы бы выбрали и почему?

·        Возможно ли в реальной жизни только «можно» или только «нельзя»?

·        Что вы сегодня узнали для себя нового и полезного?

Педагог: в завершении занятия давайте с вами встанем в круг, возьмем друг друга за руки. Подумайте о том добром и хорошем, что мы можем пожелать друг другу и постарайтесь мысленно это передать всем.

 

Всем спасибо!

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

 

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; text-indent:42.55pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-language:EN-US;} <![endif]-->

Критерии оценки: критериями оценки достижения результативности работы являются высказывания учащихся о категориях «можно» и «нельзя».

Список используемой литературы: 

 

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; text-indent:42.55pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-language:EN-US;} <![endif]-->

Литература:

1.     Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996.

2.     Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

3.     Калинина О.Д.  Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1999.

4.     Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М., 2001.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Не указан

Отсканированная рецензия: