"Древо добра"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Иловлинская средняя общеобразовательная школа № 1

Иловлинского муниципального района Волгоградской области

403071, р.п. Иловля, ул. Красноармейская 39 – А,

Иловлинского муниципального района Волгоградской области

Телефон директора 88446751240.

Директор школы Теплякова Лидия Ивановна

 

Внеклассное мероприятие с обучающимися

из социально неблагополучных семей.

Психологический групповой тренинг

«Древо добра»

 

Социальный педагог Арефьева Наталья Александровна

Стаж работы социальным педагогом 1года

Контактный телефон: 8-917-723-15-52

Адрес электронной почты:

tasha 070612@mail.ru

Заместитель директора  по учебно- воспитательной работе Антонова Татьяна Николаевна

Стаж работы заместителя по воспитательной работе 8 лет

Контактный телефон: 8-961-065-04-05

Адрес электронной почты:

miss. antonovka@yandex.ru

 

Р.п. Иловля, 2014 год


Актуальность выбранной темы: 

Пояснительная записка


Воспитание детей в семье и забота о них - это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интереса ребенка.
Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей - все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспитания молодого поколения.
Семья, находящаяся в социально - опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют, - имеет статус неблагополучной семьи.
Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально - психологическое сопровождение конкретного ребенка, живущего в семье, находящейся в состоянии социально- экономического кризиса (например, развод или смерть родителей).
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития.
Работая с детьми из социально-неблагополучных семей, социальный педагог наблюдает разного рода отпечатки негативного влияния семьи на ребенка. Такие дети имеют ослабленное здоровье, низкую успеваемость в школе, различные проявления девиантного поведения. С психологической точки зрения - проблема отчуждения детей от социальной среды, непринятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость; неуспех в деятельности, в социальной адаптации; трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми; низкая мотивация к духовному, нравственному, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь.
Исходя из вышесказанного, назрела необходимость проведения систематических занятий с детьми данной группы. Месячники профилактики, недели «ДОБРА», акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», проекты милосердия, проведение дней толерантности – традиционны в нашей школе.
Проведение группового занятия в форме тренинга «Древо добра» в День Толерантности стало одним из действенных приемов по социализации в нашей школе. Занятие проведено во внеурочное время в МБОУ Иловлинской СОШ № 1, после уроков в актовом зале.

Цели мероприятия: 

Цель - способствовать формированию коммуникативных свойств личности, обретению навыков саморегуляции поведения и чувства собственной значимости у детей из социально-неблагополучных семей.

Задачи мероприятия: 

Задачи:

1. Создать эмоционально благоприятный фон для участников тренинга.

2. Способствовать самопознанию, саморефлексии и познанию окружающих.

3. Познакомить с понятиями «конфликт», «конфликтная ситуация», «избегание», «сопротивление», «толерантность», «компромисс», «сотрудничество», «соперничество».

4. Научить работать в группе, уважать мнение других, уметь выслушать и принять разные точки зрения.

5. Дать возможность почувствовать ребенку социальную значимость и успешность.

Контингент участников: 

Целевая группа: мальчики и девочки из социально неблагополучных семей в возрасте 12-14 лет (учащиеся 7-8 классов).

Ожидаемые результаты: 

Ожидаемые результаты данного занятия - повышение мотивации ребенка к дальнейшему личностному росту и профессиональной ориентации, приобретению навыков эффективного социального общения и поведения. Данное занятие способствует обретению единомышленников в подростковой среде, взаимопониманию, взаимоподдержке, создает условия для успешной социализации подростка.
Занятие проводится в аудитории со свободной зоной. Общая продолжительность – 1,5 часа.

Кратко о внедрении разработки: 

Проведено групповое занятие в форме тренинга  «Древо добра» в  День Толерантности  в МБОУ Иловлинской СОШ № 1, после уроков в актовом зале.

Мероприятие опробировано в школе, исполльзуется классными руководителями во внеурочное время, опыт представлен на районном методическом объединении классных руководителей и социальных педагогов.

Методы и приемы работы: 

Методы и приемы работы:


1.Беседа, диалог.
2.Дисскусия.
3.Игры (на знакомство и сплочение, сюжетно-ролевые, коммуникативные).
4.Наблюдение.
5. Тестирование.
6. Анализ

Необходимое оборудование: 

этап 1. Урок самосовершенствования "Я - ЕСТЬ". Необходимое оборудование: тихая спокойная музыка для создания расслабляющей обстановки, стикеры и фломастеры.

этап 2. Занятие "Пути преодоления конфликта". Оборудование: доска для рисования, фломастеры, результаты диагностики теста Томаса, задания для игры-практикума для каждой группы на отдельных листочках. Техническое оборудование: видеосюжеты конфликтных ситуаций для обсуждения, музыкальное сопровождение "Гимн Молодежи"(ВИА "Брависсимо").

Этап 3. Коллективная творческая работа "Древо добра". Оборудование: музыкальное сопровождение "А на земле быть добру" ( "Солнечные барды"), ватман, краски, цветные карандаши, фломастеры, приготовленные заранее трафареты листьев, клей.

Методические рекомендации: 

Для мероприятия используется пространство со свободной зоной (актовый зал, например). Группа состоит из учащихся 7-8 классов в возрасте12-14 лет. Количество участников группы - 10-15 человек. Общее время проведения занятия - 1 час 30 минут.

СТРУКТУРНЫЙ ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

 

Этапы занятия

 

Структура занятия

 

 

Цель

 

Форма и методы работы

 

Планируемый результат

 

Продолжительность

Используемые

материалы,

тех

средства,

муз сопровождение

(к п.3.4 положения)

Достигнутые результаты

(к п. 3.7 положения)

1. Урок

«Я – ЕСТЬ»

Создается спокойная обстановка для работы группы; Знакомство участников; рассказ о себе,  раскрывающий положительных качеств собственной личности

 

Познакомить ребят друг с другом, помочь обрести навыки уверенного поведения и саморегуляции, провести анализ  своих сильных и слабых сторон личности, направленный на создание положительного образа «Я».

 

Форма работы – групповая и индивидуальная

Метод – беседа, направленная на развитие  социальной перцепции, игра.

Создание атмосферы доброжелательности и доверия, настроиться на совместную работу, раскрыть коммуникативные навыки, рассказать о своих лучших индивидуальных качествах, научиться определять свою реакцию  на жизненные ситуации, включенность каждого в групповую работу.

15 мин

Тихая спокойная музыка для создания расслабляющей атмосферы

Стикеры и фломастеры

 

Создана благоприятная обстановка для эффективной работы группы; каждый участник смог раскрыться, уверенно рассказать о себе, своих способностях и талантах.

Ребята активно сотрудничали друг с другом на протяжении первого этапа работы.

 2. Занятие "Пути преодоления конфликта"

Ведущий провоцирует детей на конфликт (через упражнение «Рисую дом»).

Ребята знакомятся с понятиями «конфликт», «Конфликтная ситуация», стратегиями поведения в конфликтной ситуации, узнают о собственных предпочтительных формах поведения в КС; учатся применять различные варианты поведения и форм решения конфликта.

Познакомить с  понятиями «конфликт», «конфликтная ситуация», и др., дать возможность осознать причины конфликтов и освоить навыки конструктивного их разрешения.

 

Форма – групповая

Метод – групповая дискуссия, игра - практикум, тестирование.

Знакомство ребят с основными понятиями по теме «конфликт», освоение способов  решения конфликта, создание ситуации, в которой каждый участник сможет индивидуально понять свою модель поведения в КС

30-40 мин

Доска для рисования

Фломастеры

Результаты диагностики теста Томаса

Задания для игры-практикума для каждой группы

Техническое оборудование: видеосюжеты конфликтных ситуаций, музыкальное сопровождение «Гимн Молодежи» (ВИА "Брависсимо")

Подробно рассмотрели понятие «конфликт», «конфликтная ситуация», ребята были ознакомлены с основными стратегиями поведения при конфликте, узнали о собственных преимущественных формах поведения при КС, каждый смог поучаствовать в игре-практикуме, в результате которого рассмотрел все возможные выходы из КС

3. Коллективная творческая работа «Древо добра»

Ребята коллективной творческой группой создают Дерево Добра, на листьях которого пишут пожелания и советы своим сверстникам, взрослым, семье, стране и миру.

Способствовать формированию толерантности, воспитанию доброжелательности,  умению творчески сотрудничать в группе.

 

Форма – коллективная творческая работа

Метод – коллективное рисование, наблюдениеанализ.

Развитие творческого воображения ребенка,  создание коллективной работы «Древо добра»

20 мин

Муз сопровождение «А на Земле быть добру»

(«Солнечные барды»)

Ватман, краски, цветные карандаши, кисти, фломастеры, приготовленные заранее трафареты листьев, клей

Создана творческая коллективная работа Древо Добра.

Каждый участник занятия  внес свой вклад в данную работу, проявил при этом внимательное отношение к товарищу по группе, заинтересованность в проделанной работе, ребята написали добрые пожелания своим друзьям, семье и миру.

             
               
               

Ход мероприятия: 

Занятие проходит в 3 этапа:
Этап 1. Урок самосовершенствования «Я – есть».
Проводится для обретения навыков уверенного поведения и саморегуляции, всесторонний анализ своих сильных и слабых сторон личности, овладение психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа «Я».
Этап 2. Урок «Пути преодоления конфликта». Уточняются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», осознаются причины конфликтов, осваиваются навыки их конструктивного разрешения.
Этап 3. Коллективная творческая работа по созданию «Древа добра». Способствует формированию толерантности, доброжелательности, творческому осмыслению действительности, успешной социализации личности.

ХОД ЗАНЯТИЯ


Этап №1. Урок самосовершенствования «Я – есть»
Организационный момент
Группа ребят рассаживается в зале в круг. Первостепенно создается гармоничная обстановка с помощью тихой музыки и мини-приветствия участников друг друга: все встают в круг и протягивают руки для приветствия, тем самым обе руки заняты в рукопожатии. Так создается веселый и легкий настрой на совместную работу.
На первом занятии важно разъяснить ребятам правила, которыми они будут придерживаться на протяжении всей работы (тактично и доброжелательно относиться ко всем участникам группы, быть вежливым, искренним и сохранять конфиденциальность, не перебивать, не затрагивать личностные качества другого человека). Ребятам раздаются стикеры и фломастеры.
Упражнение 1. "Три имени"
В ходе первого занятия каждый участник группы представился, используя имена (которые он написал на стикере), описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть, послужила причиной возникновения этого имени. Это занятие способствовало развитию саморефлексии и формирование установки на самопознание.
Упражнение 2. «Хвастовство»
В ходе второго занятия каждый участник получил задание похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит и ценит в себе. Участники охотно участвуют в занятии. По окончании всех выступлений группа пришла к выводу, что в процессе выполнения упражнения повышалось настроение.
Итак, второе занятие было направленно на создание условий и формирование навыков самораскрытия, и совершенствование навыков группового выступления.
Упражнение 3. «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»
Были предложены различные жизненные ситуации. Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. В ходе занятия участники группы научились адекватно, оценивать собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность или неуверенность в себе. Сделали вывод, что неуверенное поведение вредит человеку, приводит к тому, что неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений.
Итак, занятие «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы» способствует формированию адекватных реакций в различных ситуациях. Научились отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного.
А также были проведены упражнения - разминки. В качестве разминки используются различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются.
По итогам занятия был проведен мини-опрос «Мои ощущения от занятия»
По результатам рефлексии в конце тренинга можно с уверенностью сказать, что участники в целом довольны проделанной работой.
Этап №2 «Конфликт и пути его разрешения»
В начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра?
Уч-ся после выполнения задания расстроены.
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д.)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы уч-ся)
Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо».
Игра «ХОРОШО – ПЛОХО»
Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.
- Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?
В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликты?
Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки:
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).
Работа в группах: обсуждение после просмотра видеосюжета с конфликтными ситуациями. (Можно использовать видеоматериал из известных кинофильмов или мультфильмов с тематикой конфликтных ситуаций).
Ответьте на вопросы:
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта?
- Каковы варианты решения конфликта?
Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.
 - А какие конфликты в последнее время случались у вас?
- Какие чувства вы тогда испытывали?
- Что послужило возникновению данных конфликтов?
(Ответы детей)
Рассмотрим, основные причины, по которым могут возникать конфликты.
Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.
Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
(Ответы детей)
Поговорим о собственном поведении в конфликтной ситуации и о стратегиях поведения в них.
Каждой стороной в конфликте избирается форма поведения, которой придерживается сторона на протяжении всего конфликтного взаимодействия. Выбор стратегии детерминируется индивидуальными особенностями и социальными установками участниками конфликта. Выбранная стратегия не трансформируется в другую даже под воздействием стратегии, занимаемой оппонентом.
Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.
Определяют пять основных стратегий поведения:
1)сотрудничество;
2)компромисс;
3)избегание;
4)приспособление;
5) соперничество.
Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.
Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт.
При отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее реализацию выбирают стратегию избегания. Если избегание используется на начальном этапе развития противоречия, конфликт затухает и сохраняет силы и ресурсы субъектов конфликта нерастраченными.
Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами.
Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта.
Теперь каждый из вас ознакомится с результатами теста Томаса и узнает, какую стратегию поведения в конфликте предпочитаете вы (см. Приложение 1). (Провести анкетирование рекомендуется до начала занятия). По желанию ребят, можно обсудить результаты диагностики.
Игра-практикум
Существуют разные способы выхода из конфликта.
В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей преодоления и выхода из конфликта. Разделимся на группы. ( Раздаются задания с наиболее типичными конфликтными ситуациями).
Обсудить конфликтную ситуацию, предложить обыграть ее перед группой, найти выход из этой ситуации.
Ситуация №1
Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?
Ситуация №2
В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно, девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?
Ситуация №3
На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?
Итак, как же выйти из конфликтной ситуации?!
Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон. К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.
Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом.
Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта. Если не хочет, то узнайте, как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно.
Если противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете — свою или партнёра-противника.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.
И в заключении хочется вам сказать - использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов.
Этап №3. Коллективная творческая работа «Древо добра».
А теперь, когда мы знаем, что конфликты можно и нужно решать мирным путем, я предлагаю вам вырастить наше собственное дерево добра. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы ваш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, мира и добра, то есть, чтобы отношения стали как можно более дружественными, теплыми. А теперь приклеим их на дерево.
Ребятам предлагается ватман и необходимые инструменты для рисования. Коллективно, работая над одним творческим проектом, под песню «А на Земле быть добру», дети рисуют дерево и пишут на его листьях пожелания и советы. Это занятие способствует раскрытию внутреннего творческого потенциала ребенка, рефлексии, повышает нравственный уровень, может помочь выявить психологические проблемы ребенка или, наоборот, способствовать снятию внутреннего напряжения. Выполняя это задание, прежде всего, дети приобретают навык гармоничного взаимодействия друг с другом, учатся терпению, пониманию, доброжелательности.

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Основными критериями эффективности внеклассного мероприятия "Древо Добра" являются:

1.  Восприимчивость обучающихся к чужим чувствам и потребностям;

2.  Более глубокое осознание себя,  своего собственного поведения и повышение его саморегуляции  в конфликтной ситуации;

3.   По­вышение  своей коммуникабельности, открытости;

4. Укрепление  уваже­ния к окружающим и чувства собственного достоинства; 

5. Приобретение навыка ориентации в социално-неблагопритных ситуациях;

6. Понимание и реализация адекватных форм общения;

7. Приобретения навыка эффективного коллективного творчества;

8. Развитие эмпати, доброжелательности, готовность понять и принять поведение другого человека.

 

Список используемой литературы: 


Список используемой литературы


1. Интернет ресурсы opyright © 2009 - 2014 Ваш психолог. Работа психолога в школе.
2. Карцева Л.В., Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие. Издательство :Дашков и К, 2012, 224 с.
3. Мудрик, А.В. В поисках своего "Я" // Семья и школа. 1998, № 10.
4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 1999.
5. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия: Учеб. пособие для педагогов классов коррекц. - развивающего обучения / Сост.В.М. Астапов, М.В. Микядзе. - М., 1996.
6. Олиференко, Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: Моногр. - М., 1998.
7. Селевко Г.К. Познай себя. Изд.2-е, стереотипное. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2009. – 96 с. (Серия «Самосовершенствование личности»).
8. Селевко Г.К. Утверждай себя. Изд.2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.112с. (Серия «Самосовершенствование личности).
9. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 480 с.
10. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. 208с.
      (Педагогика. Психология. Управление).

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Приложение 1. Тестовый материал (тест Томаса).

  1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.     б) Предпочитаю не обсуждать то, в чем мы с кем-либо расходимся, а обратить его внимание на то, с чем мы оба согласны.
  2. 2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.    б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов и другого человека, и моих собственных.
  3. 3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.     б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  4. 4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.     б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
  5. 5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.    б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  6. 6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя,     б) Я стараюсь добиться своего.
  7. 7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.    б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
  8. 8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.     б)  Я прежде всего стараюсь определить, что затрагивает чьи-либо интересы и в чем причина спора.
  9. 9. а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за возникший; разногласий.    б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
  10. 10. а) Я упорно стремлюсь добиться своего.       б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  11. 11. а) Первым делом я стремлюсь точно определить, каковы затронутые интересы и спорные вопросы.       б) Я стараюсь успокоить другого и в первую очередь сохранить наши отношения.
  12. 12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  13. 13. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
  14. 14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его отношении к ней. б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество мои взглядов.
  15. 15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать,  например,  напряжения.
  16. 16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого человека. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  17. 17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  18. 18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, ли он также идет мне навстречу.
  19. 19. а) Первым делом я пытаюсь определить затронутые интересы и то, чем вызваны спорные вопросы. б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
  20. 20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.      б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
  21. 21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.       б) Я всегда склоняюсь к откровенному обсуждению проблемы.
  22. 22 а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится между моей; позицией и позицией другого человека.     б) Я отстаиваю свою позицию.
  23. 23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.     б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  24. 24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

                  б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

    25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

   26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

   27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров. б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

   28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

  29. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

   30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Обработка результатов. Полученные данные соотносят с "ключом" и подсчитывают частоту проявления каждого типа поведения.

Ключ к  тестовому материалу

№№

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избежание

Приспособление

1

 

 

 

а

б

2

 

б

а

 

 

3

а

 

 

 

б

4

 

 

а

 

б

5

 

а

 

б

 

6

б

 

 

а

 

7

 

 

б

а

 

8

а

б

 

 

 

9

б

 

 

а

 

10

а

 

б

 

 

11

 

а

 

 

б

12

 

 

б

а

 

13

б

 

а

 

 

14

б

а

 

 

 

15

 

 

 

б

а

16

б

 

 

 

а

17

а

 

 

б

 

18

 

 

б

 

а

19

 

а

 

б

 

20

 

а

б

 

 

21

 

б

 

 

а

22

б

 

а

 

 

23

 

а

 

б

 

24

 

 

б

 

а

25

а

 

 

 

б

26

 

б

а

 

 

27

 

 

 

а

б

28

а

б

 

 

 

29

 

 

а

б

 

30

 

б

 

 

а

 Интерпретация результатов.           

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.  

Практическая апробация: 

Внеклассное мероприятие «Древо добра» проведено в период месячника профилактики правонарушений в ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ с детьми из социально-неблагополучных семей. Время проведения :1 час 30 минут. Количество участников в группе - 15 человек. В результате проведенного внеклассного мероприятия нами были достигнуты следующие результаты:  

Создана благоприятная обстановка для эффективной работы группы; каждый участник смог раскрыться, уверенно рассказать о себе, своих способностях и талантах.

Ребята активно сотрудничали друг с другом на протяжении первого этапа работы.

Подробно рассмотрели понятие «конфликт», «конфликтная ситуация», ребята были ознакомлены с основными стратегиями поведения при конфликте, узнали о собственных преимущественных формах поведения при КС, каждый смог поучаствовать в игре-практикуме, в результате которого рассмотрел все возможные выходы из КС

Создана творческая коллективная работа Древо Добра.

Каждый участник занятия  внес свой вклад в данную работу, проявил при этом внимательное отношение к товарищу по группе, заинтересованность в проделанной работе, ребята написали добрые пожелания своим друзьям, семье и миру.

Отсканированная рецензия: