Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Золотаревская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Маденова Игоря»
Палласовского муниципального района Волгоградской области
404241 п.Золотари ул. Комсомольская, д. 14, Палласовский район, Волгоградская область
Тел 8(844)92-52-4-97, 8(844)92-52-3-48
E-mail: zolotari_mhos_07@mail.ru
Директор образовательного учреждения: Кузулгуртова Татьяна Николаевна
Областной конкурс методических разработок по организации работы с детьми из социально неблагополучных семей
Внеклассное мероприятие с обучающимися
Тренинг "Как стать звездой"
Автор методической разработки:
Джумагалиева Какима Дюсунгалиевна
классный руководитель;
Опыт участия в организации работы с детьми
из социально неблагополучных семей (стаж работы) – 25 лет;
тел.: 89377115918,
e - mail:kakima63@mail.ru
2014г.
Актуальность выбранной темы:
Никто не рождается на свет с готовым характером, определенными способностями, склонностями, навыками и умениями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Поэтому важно научить ребенка осознать свои возможности, поверить в себя, т.е. необходимо формировать жизненно успешную личность.
Образ успешного человека включает в себя такие составляющие, как адекватная самооценка, уверенность в себе, умение устанавливать и поддерживать контакты.
Самооценка определяет поведение человека, является началом становления его самосознания и предпосылкой к успешному развитию личности. Положительная и адекватная самооценка побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков. Сегодня очень актуальна проблема заниженной самооценки особенно для детей из социально неблагополучных семей. Такая самооценка мешает успешному развитию личности. Не верящий в себя человек во всем сомневается, он не уверен, что сможет справиться с порученным делом. От этого он смотрит в будущее без оптимизма и несет в себе массу комплексов.
Положительная самооценка важна для налаживания нормальных отношений детей с учителями, родителями, сверстниками; она высвечивает перспективы его личностного роста. А недооценка своих возможностей и способностей не дают шанса продвинуться вперед в своем развитии.
Правильная оценка детьми своих личностных достоинств и недостатков, достижений и промахов способствуют взаимопониманию с окружающими людьми, делает их более открытыми к позитивным внешним влияниям.
Очень важно, чтобы думая о себе, ребенок мог сказать, что в какой-то сфере жизни он достиг определенных успехов. И это необязательно - только учеба. У всех детей разные способности, возможности, ценности. К тому же не каждому дано стать Лобачевским, Ковалевской… Миру нужны и Левши, и Кулибины.
Так же важно развивать коммуникативные умения, знания и способности, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. Без правильного понимания личностных качеств и отношений между людьми невозможно эффективное общение, принятие решений, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций.
Еще один из компонентов успешного человека – уверенность в себе. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства, умеет строить отношения с другими людьми.
Таким образом, данный тренинг разработан для формирования положительного отношения к себе, развития коммуникативных навыков, самовнушения, веры в свои способности и успех, самоуважения, взятия на себя ответственности.
Цели мероприятия:
Формирование положительной самооценки, формирование сознательной позитивнойЯ – концепции учащихся (Я могу…), формирование установки на успешность личности.
Задачи мероприятия:
- поддержание в ученике уверенности в своих силах и способностях;
- выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности;
- развитие умения делать выбор и развитие коммуникативных навыков;
- включение механизмов саморегуляции, снятие эмоциональной напряженности;
- воспитание положительного отношения к себе, неприятия равнодушия к себе;
- оказание помощи ребенку стать более смелым, активным и открыть его возможности.
Контингент участников:
учащиеся 5 классов (возраст 10-11 лет) из социально неблагополучных семей
Ожидаемые результаты:
в результате проведения тренинга учащиеся приобретут навыки адекватного оценивания своих способностей, навыки позитивного общения, сформируются умения делать выбор, положительный образ –Я.
Кратко о внедрении разработки:
Данный тренинг проводился с учениками 5 класса в ОУ
Методы и приемы работы:
- кластер (ассоциации);
- «словесная паутинка», работа в группе; сотрудничество;
- "цепная реакция";
- упражнения;
- рефлексия (Синквейн, прием «Незаконченное предложение»).
Необходимое оборудование:
- Оформление доски – тема, «звезда»
- Презентация Microsoft PowerPoint 2010 «Как стать звездой» ( ссылка http://yadi.sk/d/rcxYMpqTJuAoC)
- «Звезды» из бумаги по количеству участников, вырезанные «следы» для шагов
- Копилка достижений
- Музыкальное сопровождение (Фабрика звезд: «Зажигай», «Круто ты попал…»)
Методические рекомендации:
Тренинг может проводиться в классном кабинете, (с техническим оснащением: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска или экран), в актовом зале, кабинете психологической разгрузки. На мероприятие могут быть приглашены дети в возрасте 10-11 лет из многодетных, неполных, малообеспеченных и неблагополучных семей. Продолжительность мероприятия 45-50 мин.
Ход мероприятия:
- Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами! Сегодня мы будем как всегда много общаться, слушать друг друга и высказывать свое мнение. Давайте определим основные правила нашего общения.
- Правило принятия
- Правило Я-высказывания
- Правило «стоп» (если кто-то не хочет высказываться по какой-то причине, это его право
1.Психологическая разминка
- Ребята, давно ли каждому из вас говорили комплименты? Давайте поприветствуем друг друга, выскажем комплимент и пожелание.
Задание: Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Все внимательно слушают, а тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить, а затем сделать свой комплимент соседу. Если кто – то не готов, он может пропустить ход и сказать комплимент после всех.
- Ребята, а что вы чувствовали, когда говорили и получали комплимент?
2.Составление кластера «Звезда»
(на доске в центре – вырезанная «звезда», от которой отходят стрелки)
-Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «Звезда»?
Поработайте в группах и предложите ваши варианты. (3 мин.)
(небесное тело, название телеканала, название газеты/журнала, орден, название фильма, знаменитости в кино, в спорте, на эстраде, люди, которые прославились в какой области, достигли определенных успехов)
-Ребята, вы вспомнили разные значения слова «Звезда». Но чтобы узнать какое значение этого слова нас интересует сегодня: (презентация "Как стать звездой" http://yadi.sk/d/rcxYMpqTJuAoC)
-Посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии. (слайд 2) Вы узнаёте? Кто эти люди? А как их можно назвать, одним словом?(Звезды)
- А почему мы их так называем? Что значит быть «звездой»?
-А как вы думаете, они сразу стали звездами? Что они могли делать, чтобы стать звездой?
-«Как стать звездой» т.е. «Как стать человеком, достигшим определенный успех в жизни» - вот тема нашего разговора сегодня.
3.Прием «Круги по воде»
-Ребята, посмотрите на слайд. (слайд 3) Сейчас нам пригодятся ваши познания в английском языке. Вы узнаете слово «Star» (Звезда), которое расшифровано, давайте попробуем перевести:
S-Success - Успех T-Through-через A-Accepting-принятие на себя R-Responsibility -ответственности |
S-Stop-Остановись T-Think-Подумай A-Act-Действуй R-Review-Проанализируй накопленный опыт |
-Ребята, как вы думаете, с чем связан успех? Конечно, вы правы. Достижение успеха возможно через принятие на себя ответственности. «Звезды» достигли своих вершин успеха потому, что брали на себя ответственность за свои поступки, действия, анализировали свой опыт.
4.Прием "Словесная паутинка"
-А в чем можно достичь успеха, как вы думаете? Давайте попробуем составить словесную паутинку:
(в центре пишется слово "Успех" и от него отводятся стрелки по направлениям:в семье, работе, карьере, бизнесе, учебе, отношениях с людьми и друзьями, увлечениях) (слайд 4)
-Посмотрите на картинку, которую можно назвать: «Путь к успеху». (слайд 5) К вершине успеха все идут разными путями. Скажите, что выбрали эти люди, чтобы достичь этого: (деньги, талант, образование, поддержку кого-то , удачу, здоровье, риск, личные качества, внешность, стремление, упорный труд)
-Послушайте некоторые высказывания знаменитостей:(слайд 6)
- «Настоящий успех приходит маленькими порциями каждый день»
- «Усердная работа –единственный путь к достижению успеха в жизни»
- «Гений-это 1% вдохновения и 99% труда (испарины, пота)» (Томас Элва Эдисон)
- «Никто не принесет успех на блюдечке. Если хочешь быть успешным, ты должен сделать это сам: своей собственной энергией, своей собственной головой и своими собственными амбициями. Если сразу не получится, старайся, старайся и еще раз старайся!»
- Ребята, как вы думаете: Что самое главное для достижения определенного успеха в чем-либо?
-Умение работать над собой, упорно трудиться, верить в себя, брать ответственность на себя (высказывают свои идеи)
5.Формула успеха
-Давайте попробуем вывести формулу успеха: (слайд 7)
Успех= Труд+ Упорство +Вера в себя+Ответственность
-Давайте и каждый из вас ответит:Как я могу стать звездой?
Я могу внимательно слушать на уроке |
Я могу регулярно посещать школу |
Я могу приходить в школу без опозданий |
Я могу выполнять домашние задания сам |
Я могу вовремя лечь спать без напоминаний |
-Посмотрите на таблицу (раздаточный материал) и попробуйте ответить на эти вопросы:
Успех через принятие на себя ответственности
Как я могу быть добрым и вежливым? |
Я могу сказать «спасибо», «пожалуйста» |
Я могу подождать, пока закончат говорить другие, а потом начну говорить сам |
Как я могу сделать хороший выбор? |
Я могу остановиться и подумать, прежде чем действовать |
Я могу научиться анализировать свои действия |
Как я могу обнаружить свою смелость? |
Я могу поднять руку и ответить на уроке |
Я могу сказать «Нет» чужим |
Как я могу быть честным и достойным доверия? |
Я могу брать ответственность за свои ошибки вместо того, чтобы обвинять кого-то |
Я могу сказать «простите», если был неправ или недобр по отношению к кому-либо |
Как я могу проявить уважение к себе? |
Я могу говорить о себе в положительных тонах, а не унижать себя |
Я могу есть здоровую пищу |
Как я могу проявить уважение к другим? |
Я могу ждать своей очереди |
Я могу любезно открыть двери перед входящим |
Как я могу выполнить свои обязательства? |
Я могу проанализировать свои цели и задачи |
Я могу отвести достаточно времени для выполнения домашних заданий аккуратно и вдумчиво |
Как я могу вознаградить себя за свою ответственность? |
Я могу поздравить себя с успехом |
Я могу разделить свой успех с людьми, которые заботятся обо мне |
-Если вы выполняете эти несложные условия, которые сами себе поставили, то вы уже делаете очень важный шаг на пути к успеху. Это все вполне вам по силам, необременительно и не требует сверхчеловеческих усилий.
6.Прием «Цепная реакция»
Цепная реакция (работа по цепочке): «В настоящее время я могу гордиться собой потому, что …»
- я смог починить свой велосипед
- я научилась делать поделки из бисера
- я умею печь тонкие блины как мама
- я могу сам ухаживать за домашними животными
7. Прием «Копилка достижений»
Цель: научить видеть и ценить свои маленькие победы каждый день, воспитывать уверенность в своих силах, позитивно настраиваться
-Ребята, я предлагаю вам создать «Копилку достижений» - копилку главных наших ценностей. Каждый день в течение дня вы можете написать о своих маленьких и больших собственных успехах в жизни и опустить в копилку. Пусть это будет, может не очень большая, но важная и значимая победа для вас. А к успеху мы будем идти небольшими шагами. Возьмите, пожалуйста, вырезанные из бумаги «следы» (шаги), вспомните и напишите, что вы сумели сами сделать вчера, сегодня и чем можете гордиться.
Это ваш первый вклад в «Копилку достижений». Копилка будет пополняться каждый день. А в конце четверти (если хотите учебного года) мы будем подводить итоги: порадуемся за достижения каждого. Но если у кого-то возникнут непреодолимые трудности, можно обратиться к Копилке в любой момент, чтобы вспомнить о своем опыте преодоления трудностей и достижения успехов.
8.Рефлексия
-Ребята, давайте подведем итог нашего разговора.
-Легко ли стать звездой? Любой ли может стать звездой? Что самое главное необходимо чтобы продвигаться к успеху, к определенным достижениям? С чего вы сегодня начали свой путь к вершине успеха?
-А сейчас, возьмите звезду, названную вашим именем,напишите о ваших впечатлениях, чувствах, размышлениях после нашего разговора. А поможет вам в этом Прием «Незаконченное предложение»
- Сегодня я понял, что…
- Я теперь уверен, в том что…
- Самое главное для меня…
- Сегодня я почувствовал …
-Посмотрите какое «звездное небо» у нас получилось. Вы чувствуете, как стало теплее, светлее и ярче у нас от маленьких звездочек. Пусть ваши звездочки растут и ярче светят!
Синквейн –в переводе с французского языка означает число «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строк, написанных по определенному правилу.(слайд 8)
Сейчас мы познакомимся с правилами написания и попробуем сочинить синквейн по теме нашего разговора «Звезда».
- строчка - называние темы одним словом (обычно именем существительным)
- строчка-два слова, описывающие тему (два прилагательных)
- строчка-три слова,выражающие действия по теме (три глагола)
- строчка-фраза из четырех слов,показывающая отношения к теме
- строчка-одно слово, которое еще раз подчеркивает сущность темы (обычно синоним слова из первой строчки)
- Давайте вместе сочиним синквейн:(слайд 9)
Звезда
Путеводная, яркая
Сияет, радует, горит
Очень хочу стать звездой
Мечта
Удачи вам, ребята! Пусть ваша мечта начнет сбываться уже сегодня! Благодарю вас за приятное общение!
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Методика «Ранжирование критериев успеха»
Ситуация: К достижению успеха в жизни люди идут разными путями. Как ты думаешь, что важно для личности, чтобы стать успешным. Проранжируй следующие критерии по степени значимости:
Деньги, талант, образование, поддержка кого-то, удача, здоровье, риск, личные качества, внешность, стремление, упорный труд
До и после проведения тренинга с учениками была проведена методика «Ранжирование критериев успеха». До тренинга по степени значимости для достижения успеха дети выбрали следующие критерии:
- талант (88%)
- поддержка(66%)
- удача(77,7%)
- деньги(55,5%)
- здоровье(67%)
- риск(44%)
- труд(33%)
- личные качества(22%)
- стремление(22%)
- внешность(11%)
Вторичная диагностика показала, что мнения ребят изменились. Важными критериями достижения успеха
- 88% детей назвали стремление и упорный труд
- поддержку(66%)
- здоровье (77%)
- менее значимыми стали: удача(1,1%), риск(1,1%), личные качества(3%), внешность(0), талант (1,1%), деньги (0).
Анкета оценки эффективности тренинга
- Что ты ожидал от тренинга?
- Что тебе понравилось на тренинге?
- Что тебе не понравилось на тренинге?
- Произошли ли какие-либо изменения после участия в тренинге?
- Если да,то какие именно?
- Какие упражнения оказали наибольшее влияние на тебя?
- Стал ли ты понимать лучше себя и других?
- Что тебе хотелось пожелать себе и другим?
Анализ проведения тренинга и устной рефлексии детей показал, что тренинг способствовал раскрытию личных качеств детей, развитию коммуникативных навыков. Многие дети стали более открытыми, уверенными в себе. Тренинг помог детям заметить в себе позитивные качества. Они смогли увидеть маленькие шаги к достижению успеха. В ходе тренинга дети активно взаимодействовали друг с другом. Таким образом, анализ проведенного тренинга показал, что данная форма работы с детьми из социально неблагополучных семей эффективна.
Список используемой литературы:
- Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах/Ростов-на-Дону: Феникс,2003-с.124
- Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание»
- Калейдоскоп родительских собраний (Методические разработки, выпуск 2)/ под редакцией Н.А. Алексеевой/ Творческий центр «Сфера», Москва, 2004-с.65
- Москаленко В. Как стать звездой/Семья и школа (журнал для родителей) №8 1990г.-с.6-8
- Мухаметова Р.М. Психология/ Волгоград, Издательство «Учитель-АСТ», 2005
- Интернет-ресурсы: www.trepsy.net; www.persona.ru
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
http://yadi.sk/d/rcxYMpqTJuAoC
Данная презентация предназначена для проведения тренинга "Как стать звездой" и содержит информационный и иллюстрационный материал к упражнениям.
В описании мероприятия указывается ссылка на слайды.
Практическая апробация:
Тренинг «Как стать звездой» проводился на базе МКОУ «Золотаревская СОШ имени Героя России Маденова Игоря» с учащимися из неблагополучных семей 15 января 2014г. В тренинге участвовали ученики 5 класса- 9 человек.
До и после проведения тренинга с учениками была проведена методика «Ранжирование критериев успеха». До тренинга по степени значимости для достижения успеха дети выбрали следующие критерии: талант (88%), поддержка(66%), удача(77,7%), деньги(55,5%), здоровье(67%), риск(44%), труд(33%), личные качества(22%), стремление(22%), внешность(11%).
Вторичная диагностика показала, что мнения ребят изменились. Важными критериями достижения успеха 88% детей назвали стремление и упорный труд, поддержку(66%), здоровье (77%), менее значимыми стали: удача(1,1%), риск(1,1%), личные качества(3%), внешность(0), талант (1,1%), деньги (0).
Анализ проведения тренинга и устной рефлексии детей показал, что тренинг способствовал раскрытию личных качеств детей, развитию коммуникативных навыков. Многие дети стали более открытыми, уверенными в себе. Тренинг помог детям заметить в себе позитивные качества. Они смогли увидеть маленькие шаги к достижению успеха. В ходе тренинга дети активно взаимодействовали друг с другом. Таким образом, анализ проведенного тренинга показал, что данная форма работы с детьми из социально неблагополучных семей эффективна.
Отсканированная рецензия: