МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА ВОЛГОГРАДА
Почтовый адресс: school49@inbox.ru
Ф.И.О. руководителя: Резникова Татьяна Ивановна
Ф.И.О. автора: Алимова Оксана Васильевна
Должност автора: педагог-психолог,
Стаж работы: 5 лет
Контактный телефон: 8 (917) 842-51-42
Ф.И.О. автора: Севостьянова Юлия Сергеевна
Должность автора: педагог-психолог
Стаж работы: 5 лет
Контактный телефон: 8 (902) 384-82-09
Актуальность выбранной темы:
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает свой первый жизненный опыт, в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры), не будет любить его и заботиться о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько это может сделать семья.
В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Но везде ее главной особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.
Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
- "эпидемия" разводов;
- потеря эмоциональных контактов с детьми.
Поэтому дети становятся более замкнутыми, тревожными, агрессивными, они страдают от недостатка родительского внимания, общения со сверстниками как такового, непонимания их проблем взрослыми, а также снижается их познавательный интерес к учению в целом.
Педагогами-психологами МОУ СОШ №49 было разработано мероприятие, которое является одной из наиболее эффективных интеллектуальных игр, проводимых с детьми из неблагополучных семей.
Цели мероприятия:
Развитие качеств личности, таких как доброта и дружба, интеллектуальных способностей; воспитание командного духа; популяризация интеллектуальных игр среди школьников.
Задачи мероприятия:
- Вовлечь детей из социально неблагополучных семей во внеклассную деятельность школы;
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности;
- Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности, участия и взаимоподдержки;
- Применить брейн-ринг в работе с детьми из социально-неблагополучных семей для достижения цели мероприятия.
Контингент участников:
3 команды по 4 человека в каждой команде (7-е классы)
Ожидаемые результаты:
В финале команда набравшая наибольшее количество баллов становится победителем и награждается грамотой победителя. Остальные участники получают грамоты за участие или поощрительные призы.
Кратко о внедрении разработки:
Не указан
Методы и приемы работы:
Словесно-наглядные, самостоятельная работа и работа в группах, игровые моменты.
Необходимое оборудование:
- 3 стола с флажками,
- протоколы жеребьевки,
- часы,
- материал для карточек,
- таблички для счета очков,
- трибуна,
- гонг,
- проектор,
- призы,
- грамоты.
Методические рекомендации:
Брейг-ринг "Бумеранг доброты" проводится в классе с заранее подготовленными местами для команд, болельщиков и жюри. Каласс должен быть оснащен проектором и интерактивной доской. Участники: 3 команды по четыре человека в каждой команде. Время проведения мероприятия 45 минут.
Ход мероприятия:
- Звучит музыка, в зале собираются участники.
- «Приветствие»
Ведущий: - Добрый день, дорогие игроки! Приветствую интеллектуалов нашей школы на Брейн-ринге «Бумеранг доброты». Сегодня участвовать в интеллектуальной игре будут три команды, а следить за ходом игры и определять лучших игроков будет Совет мудрейших ____________ (ФИО членов жюри)
Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Здесь правила таковы:
1) Каждая команда придумывает название и девиз;
2) По жребию будут выбраны капитаны команды;
3) Ведущий зачитывает вопрос, команда в течение определенного времени должна дать свой ответ, если ответ неверный, ход переходит к другой команде. После каждого правильного ответа команда получает одно очко. В случае если ни одна из команд не дала правильного ответа, счет остается прежним.
4) Между турами могут быть использованы музыкальные паузы.
5) В финале команда, набравшая больше всех очков, становится победителем.
- I Раунд (по 3 мин. 1-3 балла)
Ведущий: - Уважаемые участники ваша задача выбрать капитана, придумать название вашей команды и девиз. Выбранный вами капитан должен будет представиться, озвучить название команды и зачитать девиз.
- II Раунд (по 30 сек. 1 балл)
Ведущий: - Каждой команде предлагается внимательно посмотреть на экран, на котором будут отображены слова в определенном порядке. Участникам нужно будет изменить одну букву в слове, чтобы получилось новое (например: сода-сова). За каждый правильный ответ команде присваивается 1 балл. Отвечает первой та команда, которая быстрее поднимет флажок. Итак, начинаем:
ВОСК –
ЛИСТ –
РОЗА –
ОДА-
КОРОНА-
ОБОД-
ЛЕС-
ГОРКА-
ГОЛ-
ЩИТ-
МОТ-
ТИР-
- III Раунд (по 30 сек. 1 балл)
Ведущий: - Командам будут зачитаны вопросы, на которые нужно будет дать правильные ответы. Отвечает первой та команда, которая быстрее поднимет флажок.
- Что принадлежит только вам, но пользуетесь вы этим реже других? (имя)
- Что нужно возить, если любишь кататься? (саночки)
- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
- Какое дерево является символом России? (береза)
- Какой гриб носит название лесного зверя? (лисичка)
- Какое имя девочки получится, если написать тридцать «Я»? (Зоя)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)
- Когда мы смотрим на два, а говорим четырнадцать? (когда два часа дня)
- Названия, каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? (март и август)
- Какой город летает? (Орел)
- Что случилось 31 февраля? (такого числа не бывает)
- Что ребенок может поднять с Земли, а силач не перекинет через забор? (перо)
- Чем оканчивается день и ночь? (мягким знаком)
- Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
- Ты да я, да мы с тобой? Сколько нас? (двое)
- Кто спас Муху – Цокотуху? (комар)
- Какая ягода заменяет лимон? (лимон)
- Слова, обозначающие предмет? (имена существительные)
- Какое колесо у машины не крутится? (запасное)
- Какой цветок имеет и женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья)
6. IVРаунд (по 1 мин. 1-3 балл)
Ведущий: - Составьте за одну минуту рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву. Победит та команда, у которой рассказ получится более содержательным и интересным, а так же будет использовано большое количество слов. По окончании времени, капитаны команд по очереди зачитывают свой рассказ и предоставляют его жюри для оценивания.
- Полуфинал (по 3 мин. 1-3 балл)
Ведущий: - Капитанам команд предлагается выбирать по жребию одно из трех психологических терминов: «ЛЮБОВЬ», «ДРУЖБА», «ДОБРОТА». Задача каждой команды дать определение термину и показать его на примере конкретной ситуации. Оцениваться будет точность, содержание понятия и творческие способности участников.
- Финал (конкурс капитанов - 1 мин. 1-3 балла)
Ведущий: - От каждой команды остаются капитаны, которым будет предложено одно общее понятие «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ». Ваша задача состоит в том, чтобы за 1 минуту составить как можно больше слов из данного понятия. Жюри оценивают конкурс капитанов по количеству слов. В классе должна быть тишина, какие-либо подсказки запрещены.
Ведущий: - Пока жюри подводит итоги, каждый участник брейн-ринга напишет свои пожелания на «Бумеранге доброты» и озвучит их. В итоге бумеранг должен будет обойти все команды и вернуться к ведущему.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Побеждает команда набравшая наибольшее количество баллов. По окончании мероприятия все участники получают поощрительные призы,а команда победителей награждается грамотой.
Список используемой литературы:
- Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник.-М.:Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
- Образцова Т.Н. Книга: Логические игры для детей, Издание М., 2005. -102 с.
- Психология подростка: Полное руководство/Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с. С. 185.
- Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. Владос-Пресс, 2006.С.2234. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С.144
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Не указан
Отсканированная рецензия: