«РИСУЕМ ГЕОРГИЕВСКУЮ ЛЕНТОЧКУ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА ВОЛГОГРАДА

Почтовый адресс: school49@inbox.ru

Ф.И.О. руководителя: Резникова Татьяна Ивановна

Ф.И.О. автора: Щербина Ирина Геннадьевна

Должност автора: преподаватель истории и обществознания,

Стаж работы: 20 лет

Контактный телефон: 8 (905) 433-07-30

 


Актуальность выбранной темы: 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Внеклассное мероприятие тематический классный час «Рисуем георгиевскую ленточку» является частью проекта «Великая Отечественная война». В ходе изучения событий о Великой Отечественной войны, обучающиеся создают творческие работы на заданную тему. Тематический классный час «Рисуем георгиевскую ленточку» проводится в нетрадиционной форме: интегрированное занятие с использованием информационно – коммуникативных технологий.

Первая часть занятия – теоретическая, где учащиеся узнают историю акции и историю учреждения Ордена Святого Георгия. На данном этапе используются такие средства, как интерактивная доска SMART, мультимедийный проектор, ПК для демонстрации наглядности (на слайдах созданной учителем презентации). Презентация учителем создавалась с использованием Интернет – ресурсов. Вторая часть занятия – практическая.

Творческие работы учащихся были распечатаны в виде поздравительных открыток и подарены ветеранам Великой Отечественной войны, а также вывешены на двери подъездов ближайших жилых домов.

Цели мероприятия: 

Цель: формирование у учащихся духовности, гражданственности, патриотизма, нравственно-целостного отношения к людям, семье, к себе как к личности и историческому наследию своей Родины.

Задачи мероприятия: 

Задачи:

1. Привить учащимся чувство уважения и сострадания к судьбам военного поколения, чувство благодарности тем, кто избавил человечество от ужасов фашизма;

 

2. Воспитать чувство единения в дни празднования Дня Победы людей разного возраста и социальных групп;

3. Вызвать интерес учащихся к истории своей Родины, к истории своей семьи, так как каждую семью в той или иной мере коснулась Великая Отечественная война.

4. Не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, оком должны помнить и кем гордиться.

 

Контингент участников: 

Обучающиеся 5-9 классов

Ожидаемые результаты: 

Не указан

Кратко о внедрении разработки: 

Не указан

Методы и приемы работы: 

Не указан

Необходимое оборудование: 

- мультимедийный проектор,

- интерактивная доска Smart,

- наглядность (плакат акции, открытки).

Методические рекомендации: 

Занятие проводится в кабинете истории оснащенном 12 персональными компьютерами.

Ход мероприятия: 

Классный час состоит из следующих частей:           

    1. теоретической  - история акции «Георгиевская ленточка»

- история Геогриевских наград 

    2. практической - создание подарочной открытки, посвященной Дню Победы, для вручения лучших образцов ветеранам Великой Отечественной войны (как обязательный элемент на открытке должна присутствовать георгиевская ленточка).       

    3. подведение итогов

На доске:

- плакат акции «Георгиевская ленточка» - «Я помню! Я горжусь!»          

Ведущий: Георгиевская ленточка – это символ, выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году. Учащиеся школы вносят в класс атрибуты Георгиевского союза: знамя и ленты.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Учитель: Наш урок мы посвящаем самому дорогому для нашей страны празднику – Дню Победы. В преддверие этого дня проходит общенародная акция «георгиевская ленточка». В этом году акция пришла и в наш город. Цель акции – создание символа праздника, единение всех, кто пережил самую страшную войну XX столетия, тех, кто помнит о нашей победе и гордится подвигами своих предков. 

История акции «Георгиевская ленточка» такова: Акция задумана и осуществлена в 2005 году, в год 60-летия Победы. У акции было много лозунгов: «Победа деда – моя Победа», «Повяжи, если помнишь!», «Я помню! Я горжусь!», «Мы наследники Великой Победы!» и другие. Ленточку можно было увидеть на антеннах автомобилей, на рюкзаках школьников, на детских колясках, на лацканах костюмов, воротниках пальто людей самого разного возраста. Ленточка стала символом торжественных мероприятий, традиционных встреч с ветеранами в школах, на предприятиях, в концертных залах. Ленточка стала символом праздника, памяти и уважения к ветеранам и героям, павшим в боях за Родину.

Георгиевские ленты занимают  наиболее почетное место в ряду воинских наград. Историю возникновения этой награды мы узнаем на нашем уроке.

(Рассказ сопровождается показом презентации. На экране слайды с изображением ордена и портрета императрицы Екатерины II) Мысленно перенесемся во вторую половину XVIII века – время правления императрицы Екатерины II. Россия ведет успешные войны против Турции. В самый разгар войны 1768 – 1774 гг. (26 ноября 1769 года) Екатерина учреждает новый орден в честь Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Этим орденом должны были награждать офицеров за отличный воинский подвиг, «увенчанный успехом и принесший пользу». Все награжденные орденом считались кавалерами Святого Георгия. Имя награжденного заносилось на мраморную доску Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. Как выглядел орден? Георгиевский орден имел 4 класса: (на экране: изображение орденов всех классов) 1-й класс – высший, имел три знака:

КРЕСТ

ЗВЕЗДУ

ЛЕНТУ (три черные и две оранжевые полоски)

Лента носилась через правое плечо под мундиром, к ленте подвешивался большой золотой крест, звезда носилась на левой стороне груди. 2-й класс –  КРЕСТ на шее

ЛЕНТА более узкая

ЗВЕЗДА на левой стороне груди

3-й класс и 4-й класс – КРЕСТ в петлице (на колодке)

За всю историю ордена полными кавалерами стали только четыре военачальника: (на экран поочередно выводятся портреты полных кавалеров Ордена Святого Георгия)

Генерал – фельдмаршал князь Михаил Илларионович Голенищев – Кутузов. 26 ноября 1775 года был удостоен Военного Ордена Св. Георгия 4-го класса за геройский подвиг у д. Шумы под Алуштой. 25 марта 1791 г. Кутузов был удостоен Военного Ордена Св. Георгия 3-го класса за подвиг при взятии Измаила. 18 марта 1792 года Кутузов награжден Орденом Св. Георгия 2-го класса за сражение при Мачине. 6 декабря 1812 года Светлейший князь Кутузов Высочайше удостоен «Славного прозвания Смоленский», а 12 декабря он был удостоен Военным Орденом Святого Георгия 1-го класса «за поражение и изгнание неприятеля из пределов России в 1812 году»

Кутузов Барклай де Толли

Фельдмаршал Михаил Богданович Барклай де Толли – свои награды получил за участие в польской кампании, за сражения против наполеоновских войск в Европе, за Бородино и за победу под Кульмом. Генерал – фельдмаршал Иван Федорович Паскевич – был отмечен высокими воинскими наградами за геройские подвиги, проявленные в русско-турецких войнах.

Паскевич Дибич Генерал – фельдмаршал Иван Иванович Дибич – награжден Воинскими Орденами Св. Георгия 1, 2, 3 и 4-го классов за участие в Отечественной 1812 года против наполеоновских войск и за победы в русско-турецких баталиях. В дальнейшем появились другие знаки отличия георгиевских наград:

Георгиевские ленты, учрежденные в период между 1789 и 1810 годами, Крест за Очаков, Крест за Измаил, Крест за Прейсиш – Эйлау (на экране – слайды с изображением наград)

1788 год - Крест за Очаков 

1790 год - Крест за Измаил 

1807 год - Крест за Прейсиш-Эйлау

Солдатский Георгиевский Крест.

  1. Солдатский Георгиевский Крест (изображение на экране) 1807 год – Александр I учреждает награду «для поощрения храбрости и мужества» солдат, матросов и унтер-офицеров за боевые подвиги. Награда могла быть пожалована только за конкретный подвиг «на поле боя, при обороне крепости и на водах». Пожалованные Георгиевским крестом автоматически получали льготы: исключение из податного сословия, освобождение от телесных наказаний, получение прибавки к жалованию, а по выходе в отставку – пенсию и другие льготы. С 1856 года крест разделен на 4 степени: 1 и 2 степень – золотые 3 и 4 степень - серебряные на каждой колодке - георгиевская лента, на крестах 1-й и 3-й степени – бант.
  2. офицерское золотое оружие. С 1855 года на Золотом оружии с надписью «За храбрость» было указано носить темляк на георгиевской ленте (с 1913 года официально называлось Георгиевское оружие). Все награжденные оружием были причислены к кавалерам ордена. (слайд на экране)
  3. Знамена. С 1799 года 4 полка были награждены Георгиевскими знаменами: Архангелогородский, Московский, Смоленский, Таврический. В 1819 году линейный корабль «Азов» под командованием Михаила Лазарева получил Георгиевский кормовой флаг. Знамена имели в навершии звезду и широкие георгиевские ленты.

Георгиевское оружие

Георгиевская лента

Георгиевские награды получали офицеры и солдаты русской армии в Первую Мировую войну.С момента введения и до 1914 года “Георгиевский крест” получило около 295 тысяч солдат. Солдатским Георгием N 6723 за спасение офицера на поле боя, была награждена “кавалерист-девица” Надежда Дурова (1807). В Первую мировую войну Георгиевский крест, в частности, получили такие известные советские военачальники, как В.А. Василевский (1895 – 1977; маршал Сов. Союза; дважды Герой Советского Союза) и Г.К. Жуков (1896 – 1974; маршал Сов. Союза; четырежды Герой Советского Союза). “Полный бант” был у С.М. Буденного (1883 – 1973; маршал Советского Союза; трижды Герой Советского Союза) и В.И. Чапаева (1887 – 1919), легендарного командира времен Гражданской войны. После Октябрьской революции были отменены все царские награды, в том числе и Воинские Ордена Св. Георгия. В годы Великой Отечественной войны, 8 сентября 1943 года для награждения рядового состава был учрежден  Орден Солдатской Славы трех степеней, в оформлении которого используется георгиевская лента, сам орден выполнен в виде пятиконечной звезды. 2 марта 1992 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О государственных наградах Российской Федерации» было принято решение о восстановлении российского военного ордена Святого Георгия и знака почета «Георгиевский крест».

Учитель: Мы с вами кратко ознакомились с историей ордена и сейчас переходим ко второй части нашего занятия – практической, где вы используете свои знания по информатике в процессе творческой деятельности по созданию подарочной открытки, посвященной Дню Победы и сможете подарить вашу открытку ветеранам. В оформлении открытки должна присутствовать георгиевская ленточка. После окончания практической части все работы будут рассмотрены и выбраны лучшие образцы.

 Приступаем к работе: (30 минут)

 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

В работе жюри и подведении итогов участвовали гости

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Не указан

Список используемой литературы: 

1. Дуров В. А. Русские награды XVIII - начала XX в.- М., 1997.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Не указан

Отсканированная рецензия: