Название ОУ: Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 города Палласовки Волгоградской области
Адрес: 4040264, г.Палласовка, ул. Пугачева д.29А,
Тел./факс: 8(84492)61-4-74; 8-904-406-80-05.
Эл.почта: ens8989@mail.ru;
Директор школы: Авдощенко Лидия Васильевна;
Автор работы: Еркналиева Нурия Сарсинбаевна;
Должность: учитель информатики и ИКТ, и социальный педагог;
Опыт работы: 3 года.
Актуальность выбранной темы:
Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу. Статистические данные подтверждают, что масштабы и темпы распространения наркомании в стране ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи, будущее значительной ее части и в конечном итоге влияют на уровень социальной стабильности российского общества в ближайшей перспективе.
По данным ООН, во всем мире растет число людей, употребляющих наркотики, их количество достигает 200 миллионов человек в год, из которых на Российскую Федерацию приходится 9-10 млн.
Вывод, к которому пришло абсолютное большинство специалистов, исследующих данную проблему, заключается в том, что главным направлением борьбы с этим социальным злом должно стать не только лечение тех, кто успел приобщиться к наркомании, но и профилактика этого заболевания. И чем раньше начнется процесс профилактических мероприятий, тем эффективнее будет результат усилий, направленных на предупреждение наркомании.
В решении комплексной задачи профилактики наркомании среди подростков значительную роль играют социально-психологические средства, включающие в себя формирование соответствующих ценностных ориентаций здорового образа жизни, психотехнологий воспитательных воздействий, формирование личностной устойчивости и саморегуляции подростков.
В связи с этим актуализируется проблема научной разработки системы мер по предупреждению подростковой наркомании, а именно первичной социально-психологической профилактики наркомании среди молодежи.
Цели мероприятия:
повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с наркотиками.информирование молодых людей о последствиях потребления наркотиков и формирование у каждого участника собственной позиции по отношению к наркопотреблению.
Задачи мероприятия:
- повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
- формирование мотивации к сохранению здоровья;
- умение сказать "Нет наркотикам";
- изменение отношения детей к наркомании.
Контингент участников:
12 - 15 лет.
Ожидаемые результаты:
- Общая осведомленность подростков о проблемах и влиянии наркотических и психотропных веществ на становление личности;
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
- Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
- Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками;
- Выработка навыков противостояния группе.
Кратко о внедрении разработки:
Игра проводилась в рамках Дня здоровья для обучающихся 6 - 8 классов из социально-неблагополученных семей.
Методы и приемы работы:
Используется игровой метод: объявляются правила игры.
Необходимое оборудование:
- канцелярские товары: маркеры, ватман, шариковые ручкивеселая;
- фоновая музыка, или песни о здоровом образе жизни, спорте.
- секундомер
Методические рекомендации:
Для проведения мероприятия можно задействовать:
Учебный кабинет
Необходимы инуструкционные карты, таблички с названиями каждого этапа.
Каждый этап проводит педагог.
Игра рассчитана на учащихся из социально-неблагополученных семей: 12 - 15лет
Время проведения: 1 час.
Ход мероприятия:
ХОД ТРЕНИНГА
1. Приветствие. Знакомство. (5 мин)
Я приветствую вас на сегодняшнем тренинге участников, наших гостей.
Метод «Снежный ком». Участники встают в круг, каждый придумывает движение, которое характеризует его как личность. Правила игры:
«Сейчас я назову своё имя и покажу движение, которое отличает меня от других. После этого человек, стоящий справа от меня, должен повторить моё имя и движение, назвать своё имя и показать своё движение.»
2. Вступительное слово. (2 мин)
Тема тренинга: «Скажем наркотикам - нет!».
Цель: информирование молодых людей о последствиях потребления наркотиков и формирование у каждого участника собственной позиции по отношению к наркопотреблению.
3. Принятие правил работы в групповом тренинге. (5 мин)
Предлагаются готовые правила на ватмане. Все участники тренинга зачитывают правила по очереди и должны согласиться или не согласиться в принятии данного правила.
- Правило руки
- Уважать друг друга
- Принимать активное участие
- Каждое мнение имеет право на существование
- Критиковать высказывание, а не личность.
Всем ли понятен смысл правил? Готовы ли вы работать, соблюдая эти правила?
4. Ожидания участников( 3мин)
- Что бы вы хотели получить в ходе этого тренинга ?
(Ожидание записываются на стикерах зеленого цвета. И приклепляют на ватман.)
5. Актуализация проблемы.
Ежегодно 1 марта отмечается международный день борьбы c наркоманией, наркобизнесом и наркомафией.
На сегодняшний день наркомания поразила все страны мира.
Общее число употребляющих наркотики превышает уже 200 млн. человек.
По статистике около 80 тысяч человек в год пробуют наркотики,30 тысяч из них погибают.
Наибольшее число наблюдаемых больных наркоманией в Минске-2007чел., в Гомельской области-1423 чел.,наименьшее-291 чел.- в Могилевской области, в Гродненской области наблюдается 541 человек.
18%- женщины, наибольшее число наблюдаемых с наркоманией женщин в Минске-515 чел., наименьшее - в Гродненской обл.-114 чел. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь большинство наркопотребителей – лица в возрасте до 35 лет (84,5%).
Из них моложе 15 лет - 2,9%, 15-19 лет – 10,3%, 20-24 лет – 22,4% и 25-34 лет – 48,9%.
Не смотря на то что наркомания распространяется быстро. Результаты анкетирования учащихся 8-10 классов показали: подростки не имеют достаточного представления про опасность употребления наркотиков.
6 .Упражнение «Ассоциации». В течение 2 мин написать по 1 ассоциации со словами «наркотики», «наркомания», «зависимость». Ассоциации фиксируются на большом листе бумаги.
НАРКОТИКИ – химические вещества растительного (встречаются в природе либо выделяют из растений) или синтетического происхождения(производятся искусственно), способные вызывать изменения психического состояния, употребление которых приводит к зависимости.
- О каких наркотиках вы слышали (опиум, героин, кокаин, амфетамины, экстази). Наиболее распространенные наркотики можно объединить в 6 групп в зависимости от того действия, которое они оказывают на организм человека.
Важно знать, что наркотики очень быстро истощают психику и нервную систему человека. Известно, что уже первая проба наркотика приводит к зависимости. Чем дольше период зависимости тем сложнее возвращаться к нормальной жизни.
Наркомания – (наркотическая зависимость) – тяжёлое хроническое заболевание, развивающееся вследствие приёма наркотиков.
Зависимость - это особенность характера, поведение человека, которая настолько укореняется в жизни человека,что становится незаметной.
7. Упражнение "Марионетка".
Для боле эффективного обсуждения проблемы наркозависимости я предлагаю упражнение «Марионетка».
На протяжении всего упражнения я хочу вас настроить на серьёзную работу.
Для работы нам необходимо разбиться на 2 группы по пять человек.
Метод деления на группы «Молекулы».
«Представьте себе, что вы все атомы. Атомы хаотично движутся по аудитории. По моей команде вам необходимо соединится в молекулы по…. атомов. Последней командой в этом методе деление на группы должна быть: «Атомы объединяются в молекулы по 5».
Инструкция для участников упражнения «Марионетка». В каждой пятёрке один человек будет играть роль куклы (марионетки) и четыре – кукловодов. Для управления куклой необходимо привязать заранее приготовленные верёвки по одной к каждой руке и ноге. Один из кукловодов управляет левой рукой с помощью верёвки, второй – правой рукой, третий – левой ногой и четвёртый – правой. Кроме того, марионетке завязывают глаза, а кукловодам запрещается разговаривать. Кукловоды могут по своему желанию управлять куклой, им необходимо провести её из одного конца аудитории в другой.
!!!!! Кукла ничего не может делать самостоятельно, она лишь стоит на одном месте, а в остальном – подчиняется своим кукловодам.
После упражнения проводится анализ полученного опыта, задавая вопросы.
Вопросы:
- Что вы чувствовали в роли куклы?
- Понравилось ли вам в этой роли?
- Что хотелось изменить, сделать?
- Как связан опыт, полученный в данном упражнении с реальной жизнью?
- Как себя чувствует человек, когда он лишен возможности самостоятельно принимать решения, когда им управляют другие?
Вывод: когда ты не самостоятелен, не можешь распоряжаться собой это неприятно.
Каждый человек должен запомнить простые правила, как себя нужно вести с «кукловодами»:
- Не бойся выглядеть недостаточно умным.
- Не бойся выглядеть недостаточно смелым.
- Не бойся выглядеть недостаточно взрослым
- Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным.
- Бойся стать жертвой наркотической заразы и превратиться в марионетку наркоторговцев!
8. Мозговой штурм
«Почему люди употребляют наркотики?»,
«Последствия применения наркотиков»
«Альтернативные способы достижения эффекта без психоактивных веществ. (10 мин)
Участники делятся на 3 группы методом «Домики. Жильцы. Землетрясение»
Причины:
- За компанию
- Модно
- Назло родителям
- Чтобы испытать новые ощущения
- От нечего делать
- Из любопытства
Последствия:
- Смерть от передозировки
- Потеря уважения окружающих
- Гепатиты и СПИД
- Конфликты с родителями
Альтернатива:
физические упражнения, прогулки, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п.
Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотики или нет, а тот кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.
9. Упражнение «Спорные утверждения»
Цель: кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Материалы: листы бумаги, на которых написаны утверждения
- «согласен»
- «не согласен»
Задача участников подойти к листу с утверждением, отразив свою точку зрения по данному утверждению
Спорные утверждения:
- Легкие наркотики;
- Наркотики повышают творческий потенциал;
- У многих людей возникают пробемы с законом из-за наркотиков;
- Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;
- Наркомания излечима;
- Многие подростки начинают употреблять наркотики "за компанию";
- Наркоман может умереть от спида;
- Наркоман может умереть от передозировки;
- Продажа наркотиков преследуется по закону;
- Зависимость от наркотив формируется только после их многократного употребления.
10. Итог.
Подводя итог нашего тренинга, скажите, пожалуйста, какие чувства вызвал тренинг у вас? Что мы должны сказать наркотикам? …Громко – НЕТ!
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Каждый этап оценивается по 5-тибалльной системе. Победителем становится команда, набравшая наибольшее число очков среди команд своего возраста.
Список используемой литературы:
- В.В. Гаевая За здоровый образ жизни 9 класс: элективный курс. Волгоград, “Учитель”, 2009.
- Г.Г. Кулинич Вредные привычки: профилактика зависимостей 5-7 классы. Москва: ВАКО, 2008.
- Е.А. Воронова Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- О.В. Галичкина Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур. Волгоград: “Учитель”, 2006.
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Игра проводилась в рамках Дня здоровья для обучающихся 7 - 9 классов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования были обсуждены и апробированы на заседаниях педагогического совета. Основные теоретические положения изложены в публикациях автора. Результаты исследования использованы в педагогической и психологической практике общеобразовательных школ города Палласовки.
Отсканированная рецензия: