Игровой тренинг: «Скажи наркотикам – нет!»

Название ОУ: Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 города Палласовки Волгоградской области

Адрес: 4040264, г.Палласовка, ул. Пугачева д.29А,

Тел./факс: 8(84492)61-4-74; 8-904-406-80-05.

Эл.почта: ens8989@mail.ru;

Директор школы: Авдощенко Лидия Васильевна;

Автор работы: Еркналиева Нурия Сарсинбаевна;

Должность: учитель информатики и ИКТ, и социальный педагог;

Опыт работы: 3 года.


Актуальность выбранной темы: 

Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу. Статистические данные подтверждают, что масштабы и темпы распространения наркомании в стране ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи, будущее значительной ее части и в конечном итоге влияют на уровень социальной стабильности российского общества в ближайшей перспективе.

По данным ООН, во всем мире растет число людей, употребляющих наркотики, их количество достигает 200 миллионов человек в год, из которых на Российскую Федерацию приходится 9-10 млн.

Вывод, к которому пришло абсолютное большинство специалистов, исследующих данную проблему, заключается в том, что главным направлением борьбы с этим социальным злом должно стать не только лечение тех, кто успел приобщиться к наркомании, но и профилактика этого заболевания. И чем раньше начнется процесс профилактических мероприятий, тем эффективнее будет результат усилий, направленных на предупреждение наркомании.

В решении комплексной задачи профилактики наркомании среди подростков значительную роль играют социально-психологические средства, включающие в себя формирование соответствующих ценностных ориентаций здорового образа жизни, психотехнологий воспитательных воздействий, формирование личностной устойчивости и саморегуляции подростков.

В связи с этим актуализируется проблема научной разработки системы мер по предупреждению подростковой наркомании, а именно первичной социально-психологической профилактики наркомании среди молодежи.

Цели мероприятия: 

повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с наркотиками.информирование молодых людей о последствиях потребления наркотиков и формирование у каждого участника собственной позиции по отношению к наркопотреблению.

Задачи мероприятия: 

  • повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
  • формирование мотивации к сохранению здоровья; 
  • умение сказать "Нет наркотикам";
  • изменение отношения детей к наркомании.

Контингент участников: 

12 - 15 лет.

Ожидаемые результаты: 

  • Общая осведомленность подростков о проблемах и влиянии наркотических и психотропных веществ на становление личности;
  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
  • Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
  • Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками;
  • Выработка навыков противостояния группе.

Кратко о внедрении разработки: 

Игра проводилась в рамках Дня здоровья для обучающихся 6 - 8 классов из социально-неблагополученных семей. 

Методы и приемы работы: 

Используется игровой метод: объявляются правила игры.

Необходимое оборудование: 

  • канцелярские товары: маркеры, ватман, шариковые ручкивеселая;
  • фоновая музыка, или песни о здоровом образе жизни, спорте.
  • секундомер

Методические рекомендации: 

Для проведения мероприятия можно задействовать:

Учебный кабинет 

Необходимы инуструкционные карты, таблички с названиями каждого этапа.

Каждый этап проводит педагог. 

Игра рассчитана на учащихся из социально-неблагополученных семей: 12 - 15лет

Время проведения: 1 час.

Ход мероприятия: 

ХОД ТРЕНИНГА

1. Приветствие.  Знакомство. (5 мин)

Я приветствую вас на сегодняшнем тренинге участников, наших гостей.

Метод «Снежный ком». Участники встают в круг, каждый придумывает движение, которое характеризует его как личность.  Правила игры:

«Сейчас я назову своё имя и покажу движение, которое отличает  меня от других. После этого человек, стоящий справа от меня, должен повторить моё имя и движение, назвать своё имя и показать своё движение.»

2. Вступительное слово. (2 мин)

Тема тренинга: «Скажем наркотикам - нет!».

Цель: информирование молодых людей о последствиях потребления наркотиков и формирование у каждого участника собственной позиции по отношению к наркопотреблению.

3. Принятие правил работы в групповом тренинге. (5 мин)

Предлагаются готовые правила на ватмане. Все участники тренинга зачитывают правила по очереди и должны согласиться или не согласиться в принятии данного правила.

  • Правило руки
  • Уважать друг друга
  • Принимать активное участие
  • Каждое мнение имеет право на существование
  • Критиковать высказывание, а не личность.

Всем ли понятен смысл правил? Готовы ли вы работать, соблюдая эти правила?

4. Ожидания участников( 3мин)

- Что бы вы хотели получить в ходе этого тренинга ?

 (Ожидание записываются на стикерах зеленого цвета. И приклепляют на ватман.)

5. Актуализация проблемы.

         Ежегодно 1 марта отмечается международный день борьбы c наркоманией, наркобизнесом и наркомафией.

На сегодняшний день наркомания поразила все страны мира.

Общее число употребляющих наркотики превышает уже 200 млн. человек.

 По статистике около 80 тысяч человек в год пробуют наркотики,30 тысяч из них погибают.

Наибольшее число наблюдаемых больных наркоманией в Минске-2007чел., в Гомельской области-1423 чел.,наименьшее-291 чел.- в Могилевской области, в Гродненской области наблюдается 541 человек.

18%- женщины, наибольшее число наблюдаемых с наркоманией женщин в Минске-515 чел., наименьшее - в Гродненской обл.-114 чел. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь большинство  наркопотребителей – лица в возрасте до 35 лет (84,5%).

Из них моложе 15 лет - 2,9%, 15-19 лет – 10,3%, 20-24 лет – 22,4% и 25-34 лет – 48,9%.

Не смотря на то что наркомания распространяется быстро.  Результаты анкетирования учащихся 8-10 классов  показали: подростки не имеют достаточного представления про опасность употребления наркотиков.

6 .Упражнение «Ассоциации».  В течение 2 мин написать по 1 ассоциации со словами  «наркотики»,  «наркомания», «зависимость».  Ассоциации фиксируются на большом листе бумаги.

НАРКОТИКИ – химические вещества растительного (встречаются в природе либо выделяют из растений) или синтетического происхождения(производятся искусственно), способные вызывать изменения психического состояния, употребление которых приводит к зависимости.

- О каких наркотиках вы слышали (опиум, героин, кокаин, амфетамины, экстази). Наиболее распространенные наркотики можно объединить в 6 групп в зависимости от того действия, которое они оказывают на организм человека.

Важно знать, что наркотики очень быстро истощают психику и нервную систему человека. Известно, что уже первая проба наркотика приводит к зависимости. Чем дольше период зависимости тем сложнее возвращаться к нормальной жизни.

Наркомания – (наркотическая зависимость) – тяжёлое хроническое заболевание, развивающееся вследствие приёма наркотиков.

Зависимость - это особенность характера, поведение человека, которая настолько укореняется в жизни человека,что становится незаметной.

7. Упражнение "Марионетка".

Для боле эффективного обсуждения проблемы наркозависимости я предлагаю упражнение «Марионетка».

 На протяжении всего упражнения я хочу вас настроить на серьёзную работу.

Для работы нам необходимо разбиться на 2 группы по пять человек.

Метод деления на группы «Молекулы».

«Представьте себе, что вы все атомы. Атомы хаотично движутся по аудитории. По моей команде вам необходимо соединится в молекулы по…. атомов.  Последней командой в этом методе деление на группы должна быть: «Атомы объединяются в молекулы по 5».

Инструкция для участников  упражнения «Марионетка». В каждой пятёрке один человек будет играть роль куклы (марионетки) и четыре – кукловодов. Для управления куклой необходимо привязать заранее приготовленные верёвки по одной к каждой руке и ноге. Один из кукловодов управляет левой рукой с помощью верёвки, второй – правой рукой, третий – левой ногой и четвёртый – правой. Кроме того, марионетке завязывают глаза, а кукловодам запрещается разговаривать. Кукловоды могут по своему желанию управлять куклой, им необходимо провести её из одного конца аудитории в другой.

 !!!!! Кукла ничего не может делать самостоятельно, она лишь стоит на одном месте, а в остальном – подчиняется своим кукловодам.

После упражнения проводится анализ полученного опыта, задавая вопросы.

Вопросы:

  • Что вы чувствовали в роли куклы?
  • Понравилось ли вам в этой роли?
  • Что хотелось изменить, сделать?
  • Как связан опыт, полученный в данном упражнении с реальной жизнью?
  •  Как себя чувствует человек, когда он лишен возможности самостоятельно принимать решения, когда им управляют другие?

Вывод: когда ты не самостоятелен, не можешь распоряжаться собой это неприятно.

 Каждый человек должен запомнить простые правила, как себя нужно вести с «кукловодами»:

  • Не бойся выглядеть недостаточно умным.
  • Не бойся выглядеть недостаточно смелым.
  • Не бойся выглядеть недостаточно взрослым
  • Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным.
  • Бойся стать жертвой наркотической заразы и превратиться в марионетку наркоторговцев!

8. Мозговой штурм

«Почему люди употребляют наркотики?»,

«Последствия применения наркотиков»

«Альтернативные способы достижения эффекта без психоактивных веществ. (10 мин)

 Участники делятся на 3 группы методом «Домики. Жильцы. Землетрясение»

Причины:

  • За компанию
  • Модно
  • Назло родителям
  • Чтобы испытать новые ощущения
  • От нечего делать
  • Из любопытства

Последствия:

  • Смерть от передозировки
  • Потеря уважения окружающих
  • Гепатиты и СПИД
  • Конфликты с родителями

Альтернатива:

физические упражнения, прогулки, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п.

Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотики или нет, а тот кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.

 9. Упражнение «Спорные утверждения»

Цель: кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Материалы: листы бумаги, на которых написаны утверждения

  • «согласен»
  • «не согласен»

Задача участников подойти к листу с утверждением, отразив  свою точку зрения по данному утверждению

Спорные утверждения:

  1. Легкие наркотики;
  2. Наркотики повышают  творческий потенциал;
  3. У многих людей возникают пробемы с законом из-за наркотиков;
  4. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;
  5. Наркомания излечима;
  6. Многие подростки начинают употреблять наркотики "за компанию";
  7. Наркоман может умереть от спида;
  8. Наркоман может умереть от передозировки;
  9. Продажа наркотиков преследуется по закону;
  10. Зависимость от наркотив формируется только  после их многократного употребления.

10. Итог.

Подводя итог нашего тренинга, скажите, пожалуйста, какие чувства вызвал тренинг у вас? Что мы должны сказать наркотикам? …Громко – НЕТ! 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Каждый этап оценивается по 5-тибалльной системе. Победителем становится команда, набравшая наибольшее число очков среди команд своего возраста.

Список используемой литературы: 

  1. В.В. Гаевая За здоровый образ жизни 9 класс: элективный курс. Волгоград, “Учитель”, 2009.
  2. Г.Г. Кулинич Вредные привычки: профилактика зависимостей 5-7 классы. Москва: ВАКО, 2008.
  3. Е.А. Воронова Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  4. О.В. Галичкина Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур. Волгоград: “Учитель”, 2006.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Игра проводилась в рамках Дня здоровья для обучающихся 7 - 9 классов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты  исследования были обсуждены и апробированы на заседаниях педагогического совета. Основные теоретические положения изложены в публикациях автора. Результаты исследования использованы в педагогической и психологической практике общеобразовательных школ города Палласовки.

Отсканированная рецензия: