Информация об авторах:
Психологические аспекты педагогической деятельности / Экспериментальная работа
Марченко Елена Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Естественно-географический факультет 3 курс БХБ-321
Аннотация работы:
За основу исследованиявзяты следующие виды тестирования:оценка акцентуации характера по методике Г. Шмишека и тест Томаса: типы поведения в конфликте.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты полученные в ходе исследования могут быть использованы для предотвращения конфликтных ситуаций в педагогической деятельности.
Согласно концепции Шмишека, черты присущие личности можно разделить на: основные и дополнительные. Основные черты характера составляют стержень личности, определяют ее развитие, процессы приспособления, психическое здоровье.
В случае сильной выраженности основных черт характера, они становятся акцентуациями характера. Под действием неблагоприятных факторов, акцентуации можно считать патологическими.
Тест - опрос состоит из 98 вопросов, которые соответствуют определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности).
Тест - опросник Шмишека предназначается для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента подростков, юношей и взрослых лиц. Тест подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования и профориентации.
Опросник Томаса - личностный, предназначается для изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению, выявлению определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Исследование проводилось с учителями, состав которых был определен в 7 человек.
Используемые методики исследования:
теоретический анализ литературы по теме исследования, синтез; методы изучения конфликтов в педагогической деятельности: тестирование (оценка акцентуации характера по методике Шмишека, тест Томаса - типы поведения в конфликте), обработка и интерпретация данных.
Основной текст:
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время существует огромное количество методик выявления конфликтов в педагогической деятельности. Мы решили в данной работе использовать тестирование.
Тестирование - прямая и опосредованная регистрация конфликтологом ситуации и ее необходимых, с позиций конфликтологии, элементов [Большаков, Несмелова, с. 47].
Оценка акцентуации характера по методике Г. Шмишека. Он разработал данный тест в 1970 году на основе теоретической концепции Карла Леонгарда акцентуированных характеров. Иногда опросник называют опросник Леонгарда - Шмишека (Шмишека - Леонгарда или просто "Шмишек", как профессиональный жаргонизм).
Согласно его концепции, черты присущие личности можно разделить на: основные и дополнительные. Основные черты характера составляют стержень личности, определяют ее развитие, процессы приспособления, психическое здоровье.
В случае сильной выраженности основных черт характера, они становятся акцентуациями характера. Под действием неблагоприятных факторов, акцентуации можно считать патологическими.
Основные черты характера в случае яркой выраженности становятся акцентуациями характера. При воздействии неблагоприятных факторов, акцентуации характера могут считаться патологическими. Личности, у которых основные черты характера ярко выражены, называют акцентуированными личностями. Однако, акцентуированных личностей не стоит рассматривать в качестве патологических - в них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Тест Шмишека исследует типы характера, раскладывая его по следующим акцентуированным характерам: гипертимический тип, тревожно - боязливый тип, дистимический тип, педантичный тип, возбудимый тип, демонстративный тип, циклотимический тип, аффективно - экзальтированный тип.
Согласно его теории «акцентуированных личностей» выделяют черты личности, которые при определенных условиях могут развиваться как в положительном, так и в отрицательном направлении. Эти черты представляют собой заостренные индивидуальные свойства человека.
Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяют по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся: демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга); педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия); возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты); застревание (в патологии: паранояльные психопаты).
Остальные виды акцентуации относят к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.
Тест - опрос состоит из 98 вопросов, которые соответствуют определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности).
Преобладающий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.
Тест - опросник Шмишека предназначается для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента подростков, юношей и взрослых лиц. Тест подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования и профориентации.
Тест Томаса: типы поведения в конфликте. Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначается для изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению, выявлению определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
К. Томас использует для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которых является кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, настойчивость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Выделяется пять способов регулирования конфликтов, которые обозначаются в соответствии с двумя основополагающими измерениями кооперацией и напористостью:
- соперничество (конкуренция), означающее стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- компромисс;
- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас в опроснике по выявлению типичных форм поведения описывает каждый из пяти предложенных вариантов 12 суждениями о поведение индивида в противоречивой ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.
Ответы заносятся в бланк.
Для определения конфликтогенности у учителей, т. е. предрасположенности к конфликтным ситуациям, и определения типов поведения мы решили использовать вышеперечисленные методы.
Исследование проводилось с учителями, состав которых мы определили в 7 человек. Вначале им необходимо было заполнить тест Шмишека, затем тест К. Томаса.
Результаты по оценке акцентуации характера по методике Шмишека вы можете увидеть в следующей таблице.
Таблица 2.1.
Оценка результатов типов акцентуации характера.
№ п/п |
Тип акцентуации |
Количество человек |
1 |
Гипертимный |
Выражен 3 человек (23%). |
2 |
Дистимный |
Не выражен (0%). |
3 |
Циклоидный |
Выражен у 4 человек (57%). |
4 |
Возбудимый |
Выражен у 1 человека (14%). |
5 |
Застревающий |
Не выражен (0%). |
6 |
Педантичный |
Не выражен (0%). |
7 |
Тревожный |
Выражен у 2 человек (29%). |
8 |
Эмотивный |
Выражен у 3 человек (23%). |
9 |
Демонстративный |
Выражен у 1 человека (14%). |
10 |
Экзальтированный |
Выражен у 6 человек (88%). |
Ложь |
Отсутствует (0%). |
Из этой таблицы следует, что преобладающим типом акцентуации у учителей является экзальтировинный тип (6 человек) и циклоидный (4 человека).
Результаты по оценке акцентуации характера по методике Томаса вы можете увидеть в следующей таблице.
Таблица 2.2.
Оценка результатов типов поведения в конфликте.
№ п/п |
Тип поведения в конфликте |
Количество человек |
1 |
Соперничество |
Выражено слабо у 2 человек (28%). |
2 |
Сотрудничество |
Выражено сильно у 5 человек (71%). |
3 |
Компромисс |
Выражен у 7 человек (100%). |
4 |
Избегание |
Выражено у 7 человек (100%). |
5 |
Приспособление |
Выражен сильнее всего у 7 человек (100%). |
Из таблицы следует вывод, что учителя стараются избежать конфликтную ситуацию, если избежать ее не удается то найти в ней компромисс. Преобладающий тип поведения – приспособление к конфликту.
Результаты тестов показали, что у учителей преобладает экзальтированный тип акцентуации характера (отличается высокой контактностью), он составляет 88%. Экзальтированный тип определяет следующие типы поведения: компромисс, избегание и приспособление к конфликту.
Чуть менее у коллектива выражен циклоидный тип характера, который составляет 57%. Циклоидный тип характеризуется тем, что отличается частой сменой настроения. Конфликтность возрастает в период подъема настроения. Несмотря на то, что конфликтность сильно колеблется, в связи с частой сменой настроения, учителя осознают то, что должны держать себя в руках и приспосабливаться под конфликт, идти на компромисс и по возможности избегать конфликт.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЮ
- негативно сказываются на здоровье того, кто злится;
- ухудшают качество мышления;
- снижают объективную оценку у окружающих;
- вызывают ответную неприязнь у партнера во время общения по закону эмоционального заражения.
- Ни при каких обстоятельствах не рекомендуется выяснять отношения с администрацией школы, учителями и родителями школьников в присутствие учеников.
- При оценке результата учебной деятельности и поведения школьника необходимо всегда обращать внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Такой подход более уместен и менее конфликтен. Опора на положительное в обучении и воспитании школьников повышает эффективность работы учителя и способствует профилактике конфликтов между учителями и учениками.
- Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей школьников.
- Если учитель является высококвалифицированным профессионалом в своем деле и при этом конфликтен, то такой недостаток вполне можно сопоставить с достоинством, которое связано с хорошим знанием своего предмета.
- Постарайтесь постоянно учиться без каких-либо условий любить, уважать окружающих, начиная с себя.
- Учитель всегда выше по своему социально-психологическому статусу любого ученика. Но не стоит злоупотреблять своим авторитетом. Лучше всего поддерживать учительский авторитет и повышать качество преподавания, создавая высоконравственную атмосферу в классе.
- Чувство юмора способно предотвратить многие конфликтные ситуации. Существует мнение, что учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.
- Старайтесь расширить границы своего мировосприятия. Изучайте больше книг, например книгу по астрономии. Следуя этой рекомендации, учитель будет чувствовать себя свободнее.
- Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте историю: своих предков, своей родины, всего человечества, развития жизни на Земле. Ведь история циклична, все проблемы с которыми вы сталкиваетесь уже были у других людей, а эти люди нашли их решение. Следовательно, справитесь и вы.
- Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Страйтесь прогнозировать развитие всех значимых для вас событий. Чем точнее сделан прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
- Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. Ведь в любом возрасте нужно расширять кругозор и развивать свой ум. Запомните: чем больше знаешь, тем крепче спишь [Анцупов, с. 194].
Список литературы:
1.Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
4. Белинская А. Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов: учеб. пособие. - М.: Прометей, 2000. - 212 с.
5. Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций: учебное пособие. - М.: Пресс, 2001. - 183 с.
6.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.
7.Вершинин М. С. Конфликтология: Конспект лекций. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.. 20001.-64 с
8.Гришина В.Н. Психолигия конфликта. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с.: ил. – (Серия «Мастера Психологии»).
9.Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993. - 211 с.
10.Леонов Н. И. Конфликтология - М., 2006. - 232 с.
11.Ратникова В.П. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 511с.
12.Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.
13.Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии. – 171с.
14. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. – 365с.
15.Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управтение как новые парадигмы мышления и действия // Социс. 1995. № 3. – С. 52.