Теоретический аспект исследования агрессивного поведения в старшем школьном возрасте*

Информация об авторах:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Естественно-географический факультет

 Психологические проблемы обучения и воспитания / Теоретическая работа

Подготовила:

студентка ЕГ-БХБ-321

Тарцан Анастасия Геннадиевна

Аннотация работы:

Актуальность затрагиваемой проблемы обусловлена тем, что агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей, т.к. это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.  

Следует отметить, что данная проблема не является новой. Ею уже занимались в разные годы такие ученые, как Фрейд З., Фромм Э., Басс А., Дарки А., Реан А., Бэрон Р., Ричардсон Д., Лоренц К., Доллард Д., Айсмонтас Б.Б., Фурманов И., Адлер А.,  Аммон Г., Берковиц Л., Бандура А., Паренса Г., Сукиасян С., Уолтре У. и др.

Основной текст:

1. ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ, ПОДХОДЫ И ТЕОРИИ

Агрессивное поведение характерно для любого общества. Будь то аграрный, индустриальный или  постиндустриальный тип общества.

Агрессивные действия у ребенка появляются с самого раннего детства. Даже в первые годы жизни агрессия проявляется в основном в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Это выражается вспышками злости и гнева.

В юношеском возрасте, в силу противоречивости стремлений и потребностей, внутренних и внешних конфликтов, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход развития ребенка, и он может агрессивно воспринимать мир.

Агрессия, прежде всего, представляет собой ответное поведение на какой-либо внешний фактор. Она направлена на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Агрессия проявляется в целенаправленном и умышленном действии, которое нацелено на причинение вреда.

Агрессия и агрессивность представляют собой сложный личностный и поведенческий феномен. А. А. Реан предлагает развести понятия «агрессия» и «агрессивность».  Он считает, что агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животному. Агрессивность -  это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Агрессивность человека находится в его темпераменте и характере. Б. Теплов считает, что темперамент – это совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью. В. Лейбин определяет характер, как совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения.

Темперамент дается ребенку при рождении, и он сильно влияет на характер. Э. Фромм считает, что именно в характере и находятся агрессивные черты, которые можно контролировать и даже убрать.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ АГРЕССИИ

Существует много классификаций агрессии. Рассмотрим одну из них.

И. Фурманов выделяет 4 категории детей, основываясь на проявлениях агрессивности:

К этой категории относятся активные и целеустремленные ребята, они отличаются решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. У них выражена общительность, уверенность в себе. Эти качества сочетаются с честолюбием и стремлением к общественному признанию. У них проявляются лидерские качества, любят демонстрировать свою силу и власть, а так же проявлять садистские наклонности.

Этих ребят отличает психическая неуравновешенность, постоянная тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они весьма активны и работоспособны, но настроение у них часто отрицательное. Внешне часто выглядят угрюмыми, недоступными и высокомерными. Но при более близком общении проявляют свои коммуникативные качества. Для них характерен внутриличностный конфликт.

Для этих детей характерны следующие качества: чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация. Они не задумываются о причинах своих поступках и их последствиях. Часто проявляются низкие духовные ценности, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению своих потребностей, не считаясь с моральными и этическими нормами.

Детей этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера – эгоизм, самодовольство и чрезмерное самомнение. Все что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Из-за этого они критику и равнодушие воспринимают как обиду. Часто не способны владеть своими эмоциями, начинают сразу же выражать свое негативное отношение.

3.ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способов добиваться своих целей. Первые проявления агрессивности проявляются уже на третьем месяце. И именно здесь важно не упустить момент. М. Ю. Михайлина выделяет несколько основных причин формирования агрессии:

Если у ребенка имеются тяжелые расстройства, такие как эпилепсия, шизофрения и т.д., то спровоцировать агрессию достаточно легко. Порой она появляется на пустом месте. Для таких детей характерна асоциальность, неадекватность поведения, внезапно возникшая агрессия. Такие заболевания, как правило, проявляются уже на раннем этапе жизни.

«Лучшее средство защиты – это нападение».  Такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвинистическим  темпераментом.

Ребята защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителей, сверстников, педагогов. В этом случае агрессивность служит проявлением гораздо более сложным и серьёзным проявлением – отсутствие «базового доверия к миру».

Агрессивность детей так же может появиться из-за безразличия родителей. Следует отметить, что безразличие может появиться в любом возрасте ребенка и всегда итог один – агрессивное поведение.

Часто агрессия появляется из-за отрицательных эмоций в семье. Появление ссор и конфликтов угнетающе сказывается на растущем ребенке. Даже, если ругаются родители между собой, то ребенок может попасть «под горячую руку». Из-за чего возникает агрессивная реакция.

Так же агрессия может появиться из-за некорректной и нетактичной критики взрослых. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение вызывает в нем глубокие и нешуточные комплексы, вызывает неувeренность в себе и своих силах.

Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) или её отсутствие (гипоопека) очень сильно влияют на развитие ребенка.

Когда ребенок находится в центре внимания, он быстро привыкает к тому, что взрослые сразу выполняют его капризы. И наоборот, если родители постоянно заняты, то у ребенка возникает потребность привлечь к себе внимание любыми путями.

Взрослые часто не обращают внимания на переживания детей, считая их мелкими и не важными. Поэтому у ребенка складывается впечатление, что они его не понимают, следовательно, не могут помочь. Ребенок чувствует себя одиноким, незащищенным и беспомощным..

Часто вспышки агрессии напрямую зависят от установок или запретов взрослых. Тем более если ребенок не «разряжался» как эмоционально, так и физически. И если ему говорят «стоять по стойки смирно», то можно добиться не только агрессии, но и вообще не управляемости ребёнка.

Иногда встречаются ребята с эмоциональными нарушениями, либо с завышенным болевым порогом. Они порой не способны отличить настоящую агрессию от его «исследований». Эти дети могут ударить собачку и отбежать, при этом не испытывая агрессию, они этим исследуют окружающий мир. И это у взрослых вызывает естественное наказание, а вот у самого ребенка накапливаются отрицательные эмоции, которые впоследствии вызывают агрессию. Потому что морально-нравственный компонент тесно связан с развитием тонкой эмоциональности.

Как правило, в кризисный период, у детей естественно возникают противоречия. И если на них не обращать внимания, то всю «агрессивность» снимет как рукой, словно её и не было.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Был проведен анализ научной и методической литературы, в результате удалось сформулировать основные характеристики проявления агрессии у старшеклассников.

Агрессивность – это свойство личности, а агрессия - готовность к совершению таких действий.

Существует множество классификаций, связанных с агрессией. И к каждому типу её проявления требуется индивидуальный подход.

Тем не менее, всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство – неумение понимать других людей. Ребенок зациклен только на себе и внутренне изолирован от других. В окружающих людях такой ребенок видит только отношение к себе – другие выступают для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют должного внимания, либо пытаются нанести вред. Часто мнение агрессивных детей совпадает с реальностью. Отрицательные моменты не позволяют ребенку увидеть положительные, о которых взрослый чаще всего не говорит.

Очень хорошо об этом возрасте сказал К. Д. Ушинский: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается душу юности, был хорошего качества».

Агрессия ребенка очень часто начинает зарождаться в семье, поэтому родителям и педагогам важно уметь правильно среагировать на это. Следует учитывать вид агрессии, форму проявления, а так же индивидуальные качества ребенка.

Список литературы:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. - 296с.
  2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Программа курса. - М.: Институт профессиональных инноваций, 1998. - 316 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
  4. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель, Пресс, 1999. - 508 с.
  5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. - 352 с.
  7. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 157 с.
  8. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997. - 60с.
  9. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста . - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
  10. Ратгер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. - 424 с.
  11. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
  12. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы столкновения личности. М.: Мир, 1994. - 320с.
  13. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. - 113с.
  14. Сукиасян С. Г. Агрессия: природа человеческой агрессивности. – М., 2003. - 121 с.
  15. Фрейд З. Введение в психоанализ. -  СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
  16. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.