"Мои прадеды-герои".

Информация об авторах:

Муниципальное казенное образовательное учреждение "Щелканская средняя общеобразовательная школа" , Руднянский район, Волгоградская область.

Руководитель: Ракова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Автор: Яковлев Данила, ученик 6а класса

Волгоградская область, Руднянский район, р.п. Рудня.

 

Информация о ветеране:

Петр Корнеевич Тришин. Ефим Кузьмич Паршин.

Содержание работы:

Странички дневника 
"Мои прадеды - герои"

30.03.2014

Сегодня  вернулся из города-героя Волгограда в свой родной поселок Щелкан. Я очень ждал весенних каникул, потому что вместе с родителями должен был побывать в тех исторических местах, где бушевала война. Моя мечта сбылась. Я поднимался по длинной лестнице к подножию Матери - Родины, вчитывался в имена героев в Зале Воинской Славы, вглядывался в лица воинов, стоявших в почетном карауле.

А потом мы спустились к Волге. День был солнечный, теплый;  река несла свои волны спокойно и величаво, будто никогда и не было страшной войны, не рвались бомбы и снаряды, не гибли люди. Только память людская жива. Я понял это, побывав в музее-панораме «Сталинградская битва». Как бережно и с огромной любовью хранятся здесь экспонаты! Экскурсовод рассказывала о том, что большой вклад в Победу внесли мирные жители. Вот тогда я и подумал, что моя бабушка родом из Сталинграда. Неплохо бы расспросить её о тех страшных днях: что помнит, что знает, о чем тихо вздыхает, услышав о войне.         

2.04.2014

После школы  зашел к бабушке. Мне так хотелось рассказать ей о поездке в Волгоград, о Мамаевом Кургане. Она внимательно слушала меня, потом достала старинный альбом с пожелтевшими от времени фотографиями и рассказала о своей жизни, о том, как сложилась судьба семьи в страшные годы войны.

- Великая Отечественная война – это народная, «священная война». Страшное известие о начале войны пришло и в наш дом . В семье Тришиных было восемь детей: Николай, Иван, Валентина, Александра, Михаил, Таисия, Лидия и Раиса.

Петр Корнеевич Тришин и его сыновья Николай и Иван 1921 и 1924 года рождения ушли на фронт первыми. А мама с нами, шестерыми, осталась одна. А ведь совсем недавно никто и подумать не мог о страшной беде.                                        

В 30-ые годы родители тогда ещё с четырьмя ребятишками переехали из Ушинки Руднянского района в Сталинград. Отец устроился на мебельную фабрику, мать смотрела за детьми. Построили добротный дом в районе Баррикад. В новом доме появились на свет ещё четверо детей.

Когда в город вошли немцы, мы и многодетная семья родственников прятались в погребе. Однажды фашист спустился в погреб и приказал старшей дочери Александре выходить. Мама  все поняла и быстро передала на руки Александре меня, вроде как дочь. Немец, увидев молодую женщину с ребенком, отпустил её: женщин с маленькими детьми в Германию не угоняли.

Другой немецкий солдат, обнаружив наше убежище,  бросил в погреб гранату. Осколком ранило тётю, и она умерла от потери крови. Из погреба кое-как выбрались, нужно было искать другое укрытие. Теперь на попечении мамы остались и дети ее сестры.

А потом фашисты, собрав всех женщин, детей, стариков, погнали зачем-то в станицу Морозовскую. Судорожно цеплялась тоненькими пальчиками 5-летняя Лидочка, моя старшая сестренка, за длинный подол маминого платья. Меня, годовалую, мама несла на руках. Вокруг женщины, старики, дети, взятые под прицел автоматов,  слышны лающие окрики немецких охранников. Гнали нас полевыми дорогами, и дети, срывая колоски пшеницы, прятали их в одежду, а на привале мама варила из них кашу. Неизвестно, как сложилась бы  судьба, но нам повезло. В Германию нас не отправили: мама всех детей сумела защитить и сохранить.

В Сталинград вернулись не сразу. Некоторое время жили в Белой Калитве. Старшая сестра устроилась на Мельзавод, а сестра Лида «подрабатывала» тем, что звонко распевала частушки и лихо приплясывала в многолюдных местах. За это кто хлеба, кто сахара давал. А Лида, радостная, свой заработок в семью несла. Вернувшись в разрушенный город, ютились в летней кухонке: дом был  уничтожен во время бомбежки.

Летом 1943 семья решила вернуться  в Ушинку. Шли пешком, голодали в дороге, все, что удалось спасти, несли на себе. Поселились в брошенном ветхом домишке, есть было нечего, жилось тяжело. С  войны вернулся только Иван, Николай и Петр Корнеевич Тришины погибли. В районной «Книге памяти» значатся их имена, - закончила свой рассказ бабушка.

Война осталась там, в 20 веке,
Жестокой и безжалостной во всем.
Но память сердца в русском человеке
Живет, напоминая о былом.

В.Иванова

4.04.2014

В нашей школьной библиотеке есть «Книга памяти». Никогда не задумывался всерьёз, что это за книга. Но сегодня впервые с трепетом в душе подошёл к стеллажу… Моя бабушка Валентина Ефимовна Яковлева (в девичестве Паршикова) сказала, что в этой книге записаны имена  родственников…

Семья Паршиковых до войны жила в селе Ушинка Руднянского  района. Прадед, Ефим Кузьмич, работал столяром, был хорошим мастером. Прабабушка, Ольга Фёдоровна, трудилась в колхозе: летом – в поле, зимой -  на ферме. У них было двое маленьких детей Валентина  (моя вторая бабушка по линии папы) и Александр, сын Виктор родился в августе 1941 года.

Мой прадед, Ефим Кузьмич, ушёл на фронт на второй день войны, попал на Южно-Кавказский фронт рядовым.

Прабабушка во время войны трудилась на ферме, выращивала лошадей,  которых колхоз поставлял на фронт. Она получила за это три медали. Так все  вместе  труженики села Ушинка  «…как могли …приближали» День Победы.

16 февраля 1942 года под Севастополем погиб мой прадед…

Открываю районную «Книгу памяти»:

Паршиков Ефим Кузьмич (прадед по линии папы) … Погиб 16. 02. 1942
Тришин  Пётр Корнеевич (прадед по линии мамы) … Пропал без вести …

О, сколько жизней молодых не стало,
Не испытавших счастья и любви.
А сколько без вести пропало?
Ведь до сих пор найти их не смогли.

В. Кирсанов.

5.04.2014

В нашем семейном альбоме хранятся фотографии семьи Яковлевых (это мои родственники по линии папы). Яковлевы жили в селе Берёзовка Руднянского района. Прадед, Алексей Фёдорович, до войны работал в колхозе трактористом, а прабабушка, Прасковья Яковлевна, воспитывала сына Василия (моего дедушку по папиной линии) и  ёще троих детей – сына Сергея и дочерей: Татьяну и Валентину.

В августе 1942 года Алексей ушёл на фронт, служил в артиллерийских войсках на Южно-Кавказском фронте. В одном из боёв его тяжело ранили в ногу, он попал в госпиталь, где был на лечении 4 месяца. После этого его комиссовали со 2 группой инвалидности…

Прасковья Яковлевна с односельчанами отправилась в Сталинград – рыть окопы, разбирать руины. Она имеет медаль «Труженик тыла». Восстановительные работы начинали в трудных условиях. Все улицы города были завалены грудами битого кирпича, железа и разбитой вражеской техникой. В Сталинграде не было ни жилья, ни воды, ни света. Не работал городской транспорт.

Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперёк России
И всю её прикрыл собой!

С. Орлов

Когда Алексей Фёдорович вернулся в родное село, его назначили председателем поселкового совета, а через год он стал председателем колхоза «Борьба» в селе Берёзовка. Горжусь, что у меня такой прадед. За свои боевые подвиги он награждён орденом «Славы» III степени и двумя медалями.

Нет, не думали мы о наградах,
О медалях своих, орденах,
Понимали – сражаться надо,
Защищая Отчизну в боях.

6.04.2014

 «Внимание, говорит Москва…» звучит голос Левитана. По телевизору идёт передача о войне, о её последних днях.

Как много я узнал о своих родственниках! Представляю, как радовались люди ставшему таким родным  голосу диктора, который сообщал о капитуляции Германии. Победа!

Свершилось то, к чему стремились в боях и труде четыре года! Это, действительно, праздник со слезами на глазах. Нет в России семьи, которую война не обошла бы стороной.

Мамин дедушка, Алексей Данилович Киселёв вернулся с войны инвалидом, ему ампутировали левую руку. А в семейном архиве хранится его орден «Славы» III степени, орден Великой Отечественной войны I степени.

Теперь я знаю, какой вклад внесли мои родные  в дело Победы. Жаль, не довелось мне встретиться с  прадедами  при жизни: не дожили они до моего дня рождения. Скупые строчки в "Книге Памяти" откликаются болью в сердце каждого, кто потерял близких в той страшной войне.  Горько оттого, что уходят  ветераны, уходит  эпоха героических событий! Но память о них жива!

Использованные источники:

Не указан

Фотогалерея: