Информация об авторах:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №6 Красноармейского района г. Волгограда
Руководитель: Мустафина Марина Владимировна
Автор: Новикова Яна Александровна
Г. Волгоград ул. Изобильная, 16
Информация о ветеране:
Деда Ананий Васильевич
Содержание работы:
Фронтовая реликвия семьи
Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны и нашего народа. Наверное, нет ни одой семьи, где бы не помнили и не чтили память об этой страшной войне. В жизни семей есть вещи, которые передаются из поколения в поколение: дневники, письма, старинные иконы и т. д., они представляют ценность не столько тем, что они действительно дорого стоят, а тем, что они являются незабываемой памятью о каком-то знаменательном событии в жизни этой семьи. Эти вещи дорогого стоят. Мне хотелось бы рассказать об одной из семей Красноармейского района г. Волгограда, в которой тоже есть такие вещи. Одна из них хранит память о событиях Великой Отечественной войны.
Во время Сталинградской битвы прадедушка Деды Анны, выпускницы гимназии №6 Красноармейского района г. Волгограда - Деда Ананий Васильевич работал на Судостроительном заводе бригадиром путейцев. Вместе с бригадой он восстанавливал поврежденные пути. На заводе было два бронепоезда, которые двигались по железнодорожному пути между станциями Бекетовка и Чапурники. Они обстреливали немцев и доставляли на передовую боеприпасы. Это очень беспокоило фашистов, и они в дневное время обстреливали и бомбили железнодорожные пути. Бригада путейцев восстанавливала их, подвергаясь усиленной бомбардировкой и усиленным обстрелам противника. Малочисленная бригада путейцев, несмотря на неимоверные трудности, обеспечивала движение бронепоездов в ночное время.
Из рассказа самого прадедушки:
«Когда немцы близко подошли к Сталинграду, полетели самолеты, они первым делом начали бомбить завод. Руководство города приступило к эвакуации людей и оборудования в Сибирь. Первые бомбежки - было очень страшно, а потом вроде привыкли к ней. Бомбили станцию Сарепту, где было много эшелонов. В то время на заводе приходилось работать круглосуточно и делать все, что требовалось. Я работал бригадиром путейцев, стропальщиком, слесарем по ремонту пулеметов, танков. Когда пути были в порядке, нас посылали из завода на уборку трупов возле Тракторной Мечетки.
Однажды, не помню, в какое время, налетели три самолета и разбомбили путь в двух местах, которые идут на Чапурники. По этим путям ходил бронепоезд и вагоны, подвозившие боеприпасы на фронт, а с фронта - раненых и мертвых бойцов. Так как путь был необходим, нас попросили его исправить, так как в Сарепте путейцев не было (они были эвакуированы). В одном месте только одну рельсу повредили, а в другом - больше 20 метров. Там была большая воронка, ее надо было засыпать. А рельсы тянуть вручную.
За это время трижды возвращались самолеты, но путей больше не повредили. Но все же, как усердно мы работали. Ночью поезд пошел по пути от Бекетовки до станции Чапурники, и его надо было снабжать водой и углем. Привезенных бойцов мы отвозили в госпиталь, так как он был переполнен, их справляли в город Ленинск, мертвых хоронили…»
О работе на заводе во время воины написано в книгах Л.П. Овчинникова «Передовая начиналась в цехе» и П. Федосеева « От речных барж до морских судов».
По окончанию Сталинградской битвы было принято решение перебросить катера волжской военной флотилии на реку Дон и далее на Черное море. Для этого нужно было построить железную дорогу от слива завода до станции Сарепта. Объем работ был очень большой, а работу нужно было закончить в кратчайшие сроки. Людей не хватало, поэтому в помощь путейцам была выделена бригада военнопленных немцев. Все они были очень ослаблены, находясь в окружении. Они работали в бригаде до 1946 года.
В память о совместной работе и хорошем отношении прадедушки Анания Васильевича один из немцев сделал портсигар. Это незамысловатая коробочка сделана из алюминия. На крышке портсигара выгравирована надпись: «НА ПАМЯТЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-45г. ДЕДА АНАНИЙ ВАСИЛЕВИЧ. СТАЛИНГРАД 1946» В надписи была допущена ошибка в отчестве. Этот немудреный портсигар Ананий Васильевич хранил как память о войне и совместной работе с немецкими военнопленными. За труд в Великой Отечественной войне он был награжден медалью «За трудовую доблесть», «За оборону Сталинграда» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны». Медаль «За трудовую доблесть» была украдена.
Ананий Васильевич родился 10 марта 1914года и умер 9 января 2008 года в возрасте 94 года. Он рассказывал своей семье о тех страшных моментах, и самое главное это то, что он помнил все те страшные бомбежки, взрывы и весь тот ужас битвы под Сталинградом. Семья гордится своим прадедушкой и сохраняет фронтовую реликвию.
Использованные источники:
Перечень источников:
- Интервью с Дедой Анной, выпускницей МОУ гимназии №6.
- Фото из семейного архива.
- Фронтовая реликвия семьи.
- Удостоверения ветерана.
Список литературы:
- Л.П. Овчинников «Передовая начиналась в цехе» - Волгоград Ниж.-Волж. кн. изд-во 1983 - 270 с.
- П. Н. Федосеев « От речных барж до морских судов». - волгоград, 1967 - 147с.