Дорога к храму

Конкурсная работа

Номинация «История моего храма» 
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

План.

Введение.

I. «Всем миром построим храм»

  •   История строительства храма Святой Троицы в ст. Кумылженской.
  •    Архитектурное устройство храма Святой Троицы в ст. Кумылженской.

II. «В любви к Христу великий путь»

  •    Священнослужители храма Святой Троицы в ст. Кумылженской

III. «На теле у России раны рваные».

  •    Закрытие и разрушение храма Святой Троицы в ст. Кумылженской.
  •    Репрессированные священнослужители.

IV. «Ведут нас ко Христу дроги узкие»

  •    Возрождение храма Святой Троицы в ст. Кумылженской.
  •   Создание Православного центра.
  •   Деятельность прихода сегодня.

Заключение.

 

ВВЕДЕНИЕ.

«...Пока бережется память, хотя бы одним
человеком, остается и надежда... Идите и
думайте о будущем, о вашей жизни. Надо
пережить ночь и не разбиться в потемках,
вытащить крест, а помощь придет... пусть
вас ведет надежда...»

                              Михаил Щукин «Морок»

Дорога, ведущая не к храму, никому не нужна1. Человек сотворен по подобию Божьему, значит, он должен разжечь в себе эту Божью искру. Построить в себе маленький храм, оживить в себе святыни. Тогда он не будет делать вреда ни себе, ни другим людям, тогда его жизнь станет светлее. Много светлых людей — светлое общество.

Для того чтобы не грянул последний гром над Россией, чтобы она выбралась из трясины, чтобы будущее её было светлым - ей надо на что-то опереться. Такой опорой обычно называют веру. Это та реальная сила, которая держит народ, блуждающий в потемках, на пути к свету, возрождению, указывает ему ориентиры.

Только так, вложив в постройку храма сначала своего, потом общего — свой кирпичик, можно построить ту жизнь, то лучшее будущее, которое и является конечной целью, к которой стремились всегда все нации, то будущее, которого жаждет сейчас наш народ. Дорога, идущая от храма, ведет человечество в никуда.

Наша родная была основана в 1613 году неизвестными людьми, которые именовали себя казаками. Они основали станицу в дремучем лесу, напротив устья реки Кумылги. В 1793 году казаки переселились с правого берега Хопра на левый, и в честь этого переселения была построена церковь во имя Святой Троицы. Осветили её в 1804 году. Она была разрушена в 30-е годы XX века. На этом месте теперь стоит Дом культуры.

Рабочая гипотеза: В результате исследовательской работы я предполагаю проследить и выделить основные этапы в истории развития приходского храма в станице Кумылженской, обосновать взаимосвязь политики государства и истории храма Святой Троицы в ст. Кумылженской.

Цель работы: показать через изучение документальных, литературных и архивных данных, через воспоминания живых свидетелей историю Троицкой церкви станицы Кумылженской, её место в жизни нашего района.

Задачи:

  • Проследить историю возникновения, развития, разрушения и восстановления Троицкой церкви;
  • доказать, что история православия тесно переплетается с общей историей страны;
  • сохранить воспоминания очевидцев о возрождении церкви;
  • познакомить сверстников с результатами исследования.

Проблема: сохранение памяти об истории православной церкви и распространение собранного материала среди сверстников.

Методы исследования:

  • встречи и беседы с очевидцами и свидетелями возрождения церкви;
  • изучение литературы,публикаций СМИ, архивов Кумылженского района;
  • знакомство и изучение экспонатов районного краеведческого музея;
  • проведение социологического опроса и анализ полученных данных;
  • работа с Интернет-ресурсами;
  • выполнение исследовательской работы.

Объект исследования: история Троицкой церкви станицы Кумылженской.

Предмет исследования: возникновение, развитие, уничтожение и возрождение Троицкой церкви.

Место исследования – станица Кумылженская, МКОУ КСОШ №2.

Сроки и продолжительность исследования: март - ноябрь 2014 года.

Актуальность исследования.

На мой взгляд, эта тема актуальна в наши дни. Не помня и не ценя истории собственной семьи, родного края, истории России, человек становится «диким». Памятники, церкви, старинные здания, иконы, картины, книги отражают важнейшие события, ярчайшие подвиги минувшего времени. Они создавались множеством людей, которые вкладывали в них свою душу, веру, черты своей эпохи. Нам же нужно всё сохранить, не забыть, ведь «культура человечества - это активная память, активно же введённая в современность» (Д.С. Лихачёв). Это и есть «историческая память».

В суете современного мира мы живём молниеносно, отрывисто, часто не помня о том, кто мы есть и кто был до нас. А это очень страшно. Ведь человек, не знающий своего прошлого, не ищущий в нём мудрости, обречён на новые ошибки. Не может он считаться полноценным гражданином, если не знает, что за государство — Россия.

Люди нынешние, живущие реалиями нового мира, иногда ошибочно полагают, что всё сложилось просто и естественно: и культура, и границы, и устройство в целом. Однако за словом «просто» скрывается огромное количество великих свершений, великих людей, не только создавших ценности, но и проливших кровь за нас, потомков. А потомки их просто забыли... Легко уничтожили многие храмы, надругались над памятниками, выбросили из истории имена, посчитав, что всю свою жизнь надо начинать с чистого листа, без остатков «рабского прошлого». В произведении «Чёрные доски» В. Солоухин рассказывает о вопиющем факте - разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о «сколачивании ящиков для картошки» из старинных икон. В … одной из церквей устроили столярную мастерскую, а в другой расположилась МТС (машинно-тракторная станция). И в ту и в другую церковь заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки с горючим».

Однако, как замечает автор, не может «коровник, паровоз, подъёмный кран и дорожный каток» заменить «Покров на Нерли, Московский Кремль», не может дом отдыха располагаться в здании монастыря Оптина пустынь, близ которого могилы старцев, родственников Толстого, Пушкина, да и просто могилы ЛЮДЕЙ! «Ведь они там, внизу. А память о них и плиты нужны ведь не им, а нам, живым».2 К сожалению, молодое поколение ничего не знает об истории Троицкой церкви, не задумывается над тем, что центральная площадь станицы, где проходят массовые праздники, дискотеки, когда-то была площадью перед церковью, что здесь – веками намоленное место.

Актуальность нашей работы подтверждают и результаты социологического опроса (см. Приложение №1)

Результаты нашей работы могут использоваться на уроках истории, классных часах, во внеурочной деятельности, для пополнения фондов школьного музея.

Новизна нашей исследовательской работы состоит в том, что в таком виде история Троицкой церкви нигде не представлена и является результатом нашей исследовательской деятельности.

Источников по выбранной нами теме не так много. В различных краеведческих книгах имеются отдельные упоминания о церкви. Некоторый материал был взят из сети Интернет. Но в основном мне пришлось опираться на газетные статьи и воспоминания людей, знающих историю церкви. Именно они стала основой нашей исследовательской работы. Некоторые свидетельства (например, воспоминания Шарыгиной И.А., краеведа-любителя Фирсова Д.В., руководителя Православного центра Куриной Т.В.) представлены впервые. Полный список используемой литературы помещен в конце работы.

Человек сотворен по подобию Божьему, значит, он должен разжечь в себе эту Божью искру. Построить в себе маленький храм, оживить в себе святыни. Тогда он не будет делать вреда ни себе, ни другим людям, тогда его жизнь станет светлее. Много светлых людей — светлое общество.

Только так, вложив в постройку храма сначала своего, потом общего - свой кирпичик, можно построить ту жизнь, то лучшее будущее, которого жаждет сейчас наш народ. Дорога, идущая от храма, ведет человечество в никуда.

1 Фильм «Покаяние». Режиссер Т. Абуладзе (1984 г)

2 Солоухин В.А. "Зимний день". М.: Сов. Писатель, 1969

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Источников по выбранной нами теме не так много. В различных краеведческих книгах имеются отдельные упоминания о церкви (Шилин Н. «Подкова судьбы»). Использовала книгу В.В. Серебряной «Культовое зодчество Волгоградской области»- Волгоград, 2002. Но в этой работе нет описания Троицкой церкви Кумылженского района, помещено описание Ореховской церкви Даниловского района, которые, по мнению краеведов, аналогичны. Некоторый материал был взят из сети Интернет, использовались данные официальных сайтов Урюпинской епархии и Троицкой церкви. Некоторые фотографии предоставлены районным краеведческим музеем. Но в основном мне пришлось опираться на газетные статьи и воспоминания людей, знающих историю церкви. Огромную помощь оказалпротоиерей Андрей Шарыгин, настоятель Троицкой церкви в настоящее время. Он предоставил архивные материалыГосударственного архива Ростовской области: Ведомости о церкви Троицкой Кумылженской станицы Хоперского округа, области Войска Донского за 1900 г. и за 1914 г. Именно они стала основой моей исследовательской работы. Некоторые свидетельства (например, воспоминания Шарыгиной И.А., краеведа-любителя Фирсова Д.В., руководителя Православного центра Куриной Т.В.) представлены впервые. Также использовала в работе отрывки их художественной литературы (В. Солоухин), отрывок из художественного фильма Т. Абуладзе «Покаяние», цитата из которого стала названием моей работы. Полный список используемой литературы и перечень источников помещен в конце работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Глава I «ВСЕМ МИРОМ ПОСТРОИМ ХРАМ».

 

«Допишем поэму - построим храм всем миром!»

Н.     Мельников

Станица Кумылженская была образована   на правой стороне реки Хопер, в дремучем лесу, в урочище, называемом Лука, против устья Кумылги. Около 1682 года станица переселилась на нагорную сторону Хопра по течению ниже на юго-запад, недалеко от хутора Дундукова. Существует предание, что станица основана еще в царствование Михаила Федоровича, датой ее рождения принято считать 1613 год. Станица делилась на три части: Средняя, Слободка и Нижняя. По преданию, первая деревянная церковь была построена в Старом городке во 2-й половине XVII столетия. Для защиты от разбойных нападений татар вокруг церкви был вырыт ров и насыпан вал. Недалеко от станицы на кургане Кашин постоянно находились сторожевые казаки. "Кашиным" он назывался потому, что сюда в старину во время полевых работ все съезжались ночевать на один стан, или, по тогдашнему выражению, — в Каши. Как только государство укрепилось и опасность набегов уменьшилась, общество обратилось в войсковое правление за разрешением переселить станицу на нынешнее место в урочище Суходольский переезд. Об этом свидетельствует войсковая грамота от 6 марта 1764 года: "За вышепрописанными от вас резонами в той станице вашей переход из нынешнего неспособного на другое обыскание место в урочище Суходольское переезд на речку Кумылгу позволили". После этого жители обратились с просьбой в Хоперское духовное правление, бывшее в станице Зотовской, к епископу Воронежскому и Елецкому Тихону дозволить перевезти из старой станицы в новую деревянную церковь во имя святого Николая. 8 марта 1782 года войсковой атаман Иловайский доносил епископу Тихону, что станица Кумылженская "возымела намерение соорудить при Николаевской церкви другую, теплую Святой Троицы, а также построить по ветхости старой колокольню". [1] В 1785 году новая церковь была освящена. Здание деревянной церкви было продано в станицу Малодельскую. Нынешняя церковь построена в 1807 года тщанием прихожан, зданием каменная, с такой же колокольней в одной связи, крепка, покрыта листовым железом. По документам имела длинное, но точное название: Троицкая церковь станицы Кумылженской Хоперского округа Области Войска Донского, Глазуновского благочиния Донской епархии. Престолов в ней два, один главный во имя Живоначальной Троицы, а другой придельный, во имя святителя Николая. Утварью снабжена достаточно. По штату при ней положено по указу Святейшего Синода от 13 февраля 1913 года за № 2809 два священника, дьякон и два псаломщика. Кружечных доходов в 1914 году получено 1802 рубля 98 копеек. Другие источники – проценты от причтового капитала 72 рубля 19 копеек. Причт пользуется от прихожан земляным паевым казачьим наделом в количестве 42 десятины 5 сажень. Качество земли - пахотная малоплодородная. Средний доход, ею приносимый -150 рублей. Вся земля сдается в аренду. Домов для священноцерковнослужителей не имеется, причт живет или в домах собственных, или же на квартирах, нанимаемых на собственные средства. Другие здания, принадлежавшие церкви – деревянный дом, завещанный умершим священником Василием Федоровым в собственность церкви для причтового помещения. Дом деревянный, крытый железом, завещанный умершим казаком Иануарием Зерщиковым в пользу церкви. Распоряжается домом в силу завещания церковно-приходское попечительство. Дома эти очень ветхи и требуют постоянного ремонта.

Расстояние от консистории до церкви 400 верст. [2]

К 1906 году станица разрослась до 935 дворов, где проживало 5733 человека (2924 мужчин и 2809 женщин). Прихожанами церкви являлись также жители 25 хуторов (в наши дни от многих хуторов остались только названия в памяти людской) [3] (см. Приложение № 4)

Новая церковь представляла собой красивое кирпичное здание, с колокольней, покрытое листовым железом. Согласно исследованиям, Кумылженская церковь была построена по архитектурному плану и имела внешний облик, схожий с Николо-Сретенской церковью в селе Орехово (1807-1813) Даниловского района, которая представляет значительный интерес для истории провинциального зодчества. Она сохранилась до настоящего времени, хотя требует реставрации. Церковь в Кумылженской была построена раньше, вероятнее всего какой-то неизвестной артелью, а Ореховская церковь была сконструирована , скорее всего, по плану петербургских архитекторов. Вот как описывается церковь В.В. Серебряная в своей книге «Культовое зодчество Волгоградской области» (см. Приложение №2 и 3).

«Она построена еще по традиционной схеме « восьмерик на четверике». Это говорит о том, что в провинции даже в первой четверти ХIХ в. еще можно встретить и барокко... барочные формы (широкий восьмерик с круглыми окнами второго света, оформление окон « ушами», « венец колонн»), творчески переработаны зодчим и сочетаются с классическими (композиционная ось, четкий ритм проемов, гипсовые гирлянды классического рисунка).

… четверик у основания восьмерика имеет закругленные углы и поэтому вырастающий из него восьмерик напоминает мощную ротонду классических храмов. К четверику примыкает почти равная ему по ширине трапезная и колокольня в три яруса. Четверики колокольни с классическими антаблементами, с вынесенными карнизами, с треугольными фронтонами.

Для фасадов характерна пластическая декоративность, живописность. Основным лейтмотивом является ордер... «Венец» из 34 колонн охватывает все части храма, фиксирует их членения, создает игру света и тени. Апсида и четверик окружены тосканскими, а трапезная ионическими колоннами. В интерколумниях размещены прямоугольные проемы. Северный и южный притворы церкви оформлены двухколонными тосканскими приставными портиками…   В интерьере доминирует основное помещение церкви, заливаемое потоком света из четырнадцати окон высокого восьмерика. Внутренним убранством являются модуьоны в карнизе барабана, карнизные пояса, гипсовые рельефные ребра на сводах и розетки».[4]

Надо полагать, что Троицкая церковь в ст. Кумылженской соответствовала данному описанию.

По документам 1906 года, Кумылженская церковь была «крепка и по числу прихожан малопоместительна», т.е. прихожан было много, места всем не хватало. Имелось два престола: главный, во имя Живоначальной Троицы, и придельный, во имя святителя Николая Чудотворца. Судя по фотографии, вокруг церковного здания была установлена железная ограда с кирпичными столбами на фундаменте.

Деды и прадеды наших казаков много жертвовали на храм деньгами или сами заказывали иконы и утварь. В церкви в 1895 году находилось Евангелие 1683 года, Устав церковный 1720 года и 2 пролога 1748 года. В областном госархиве можно посмотреть опись имущества Троицкой церкви за 1839 год. В храме был резной, позолоченный иконостас с Царскими вратами, по правую сторону которых располагалась большая икона Спасителя, по левую - Божией Матери, обе в серебряной ризе. Ещё были иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца с серебряным венцом. На самом верху иконостаса - резное изображение Преображения Господня, с пророками Енохом и Илией.

В восьми верстах от станицы находилась кирпичная часовня, построенная в 1905 г. в честь коронования императора НиколаяII. В ближайших окрестностях располагалось несколько храмов: Крестовоздвиженский Глазуновской станицы, Преображенский хутора Остроухова и Знаменский Слащевской станицы. (См. Приложение№ 5)

В Кумылженской было три учебных заведения, и казаки могли свободно выбирать, в какую школу послать детей. С 1861 года существовало приходское училище, которое в 1904 г. было преобразовано в двухклассное, двухгодичное. В училище преподавал священник Александр Веселовский и учителя Фёдор Крымцев, Александр Житенев и Алексей Макридин. Церковноприходская женская школа, преобразованная из школы грамоты, существовала с 1895 года. В 1906-м ею заведовал священник Владимир Семёнов, а учителем был Георгий Васильев. В 1899 году в станице открылось министерское женское училище, где Закон Божий преподавал священник Стефан Вицинский, а другие предметы - учительница Наталья Щелкунова.

Глава II «В ЛЮБВИ К ХРИСТУ ВЕЛИКИЙ ПУТЬ…»

Ни хлебом единым мы сыты,
Но если в душе пустота,
То будем мы так же забыты –
Не будет над нами креста!

Б. Ковтун

По штату 1824 года при церкви служили три священника, два дьякона, три дьячка и три пономаря. В феврале 1913-го штат был сокращен до двух священников и псаломщиков и дьякона.

В Нижне-Волжском Историческом сборнике Царицынского генеалогического общества перечислены известные ныне священники, дьяконы, дьячки (псаломщики), пономари, церковные старосты и просфирницы[5] (см. Приложение № 7).

О некоторых из священников сохранились биографические сведения.

Иван Петрович Петров.

Священник Иван Петрович Петров родился в 1741 году. Произведен к Троицкой церкви Кумылженской станицы 3 мая 1782 года. Имеет ставленую грамоту. В чтении и пении посредственен. В школах не был. Катехизис на память не знает. К поучению народа способен. Поведения хорошего. Штрафован и под подозрением не был.

Ефимиев Алексей Ефимович.

Священник Алексей Евфимиев родился в 1777 году, сын священника духовного Области Войска Донского происхождения. В школах не обучался. 25 октября 1800 года определен войсковым правительством дьячком к Покровской церкви Букановской станицы. 20 декабря 1806 года Преосвященнейшим Арсением, епископом Воронежским, посвящен во дьякона на вакансию священника к Архангельской церкви Алексеевской станицы и 21 декабря того же года посвящен во священника. 20 января 1809 года награжден набедренником. 31 января 1819 года награжден бронзовым за 1812 год крестом. 27 августа 1821 года переведен воронежским епархиальным начальством к Троицкой церкви Кумылженской станицы. 20 декабря 1829 года Новочеркасским епархиальным начальством переведен вновь в Алексеевскую станицу. С 1807 года проходит должность увещевателя подсудимых в Хоперском сыскном управлении. 28 марта 1831 года за нечтение в церкви книжицы о победе над супостатами и чтобы впредь был осторожным, обязан был строгой подпиской.

Михаил Семенович Семенов.

Священник Михаил Семенович Семенов родился в 1798 году, сын дьячка казачьего происхождения.В училищах не обучался. 21 апреля 1818 года Войсковой канцелярией определен к Троицкой церкви Кумылженской станицы пономарем. 16 декабря 1822 года Преосвященным Епифанием, епископом Воронежским, определен дьяконом к Преображенской церкви Остроуховской станицы. 13 июля 1824 года тем же епископом рукоположен во священника к Троицкой церкви Кумылженской станицы.10 сентября 1849 года определен к Успенской церкви Сиротинской станицы.17 июля 1850 года переведен обратно в Кумылженскую станицу.

Иван Георгиевич Тимофеев.

Священник Иван Георгиевич Тимофеев родился в 1814 году, сын дьячка духовного Войска Донского происхождения. По окончании курса в Воронежской духовной семинарии был уволен с аттестатом первого разряда. 29 августа 1836 года Преосвященнейшим Афанасием, архиепископом Новочеркасским, посвящен во священника к Троицкой церкви Кумылженской станицы. 23 февраля 1842 года переведен по прошению к Троицкой церкви Филоновской станицы.

Степан Иванович Дионисьев.

Священник Степан Иванович Дионисьев родился в 1818 году, сын священника духовного происхождения. Обучение проходил в Зотовском духовном училище и Воронежской духовной семинарии. По окончании курса наук уволен с аттестатом 2 разряда. 25 марта 1843 года Преосвященнейшим Игнатием, архиепископом Донским, посвящен к Троицкой церкви Кумылженской станицы во священника. 28 февраля 1846 года тем же Преосвященным переведен к Покровской церкви слободы Даниловки. 28 мая 1847 года объявлено ему благословение Святейшего Синода. 18 февраля 1848 года Преосвященнейшим Иоанном определен депутатом.

Иван Митрофанович Таиров.

Священник Иван Митрофанович Таиров родился в 1794 году, сын дьячка духовного происхождения. Обучался в Воронежском духовном приходском и уездном училищах. 1 ноября 1807 года Преосвященным Арсением, епископом Воронежским, посвящен в стихарь к Рождество-Богородицкой церкви слободы Бычка Богучарского уезда. 13 мая 1817 года Преосвященным Епифанием, епископом Воронежским, посвящен к Архангельской церкви того же уезда слободы Твердохлебовой во дьякона. 8 декабря 1822 года тем же епископом посвящен к Архангельской церкви слободы Солонки во священника. 26 июля 1847 года определен к Троицкой церкви слободы Кумылженской исправляющим должность приходского священника. 4 июля 1848 года утвержден в этой должности. В 1841 году был в Кременском монастыре на четырехмесячной епитимьи с запрещением в служении за противозаконные поступки с удалением от должности.

Иван Федорович Данилов.

Священник Иван Федорович Данилов родился в 1822 году, сын священника духовного происхождения. Обучался в Воронежской духовной семинарии и окончил курс наук со степенью студента семинарии 15 июля 1845 года. В службу вступил учителем Бирюческого духовного училища 25 июля 1845 года и проходил ее до 25 июля 1847 года. 11 апреля 1848 года архиепископом Новочеркасским посвящен во священника к Троицкой церкви Кумылженской станицы 19 апреля 1848 года. С 1 июля 1848 года по 13 августа 1861 года занимался безмездным обучением детей прихожан. За усердную службу епархиальным начальством награжден набедренником 28 мая 1853 года. Определен законоучителем в Кумылженское приходское училище 13 августа 1861 года. По представлению директора Усть-Медведицкой гимназии за усердную службу в должности законоучителя награжден бархатной фиолетовой скуфьей 6 апреля 1865 года. Проходил службу в станице Кумылженской до 1878 года. Жена его, Степанида Петровна, умерла 23 апреля 1886 года в станице Качалинской.Сын Петр в 1866 году обучается в Астраханской духовной семинарии. Сын Федор в том же году обучается в Усть-Медведицком духовном училище.

Василий Васильевич Федоров.

Священник Василий Васильевич Федоров родился в 1829 году в Зотовской станице, сын дьячка казачьего происхождения. Обучался в Зотовском духовном училище и Воронежской духовной семинарии. По окончании семинарии с аттестатом второго разряда 11 марта 1857 года Преосвященным Иоанном, архиепископом Донским, рукоположен во священника к Николаевской церкви Кременской станицы и 12 декабря того же года по прошению переведен к Троицкой церкви Кумылженской станицы. Состоял членом благочиннического совета с 1870 по 1874 годы и с 1880 по 1881 годы. Состоял помощником благочинного с 1874 по 1880 год. Проходил должность законоучителя с 1878 года. Высокопреосвященным Иоанном награжден набедренником 27 октября 1864 года. Пожалован бархатной фиолетовой скуфьей 3 апреля 1876 года. Пожалован камилавкой 20 апреля 1880 года. Пожалован наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым 11 марта 1887 года.

Николай Арсентьевич Попов.

Помощник настоятеля священник Николай Арсентьевич Попов родился 8 мая 1845 года в Кумылженской станице, сын дьячка казачьего происхождения. По окончании курса наук в Воронежской духовной семинарии с аттестатом второго разряда, 14 ноября 1864 года Высокопреосвященнейшим Платоном, архиепископом Донским, рукоположен во священника к Троицкой церкви Качалинской станицы.

В 1871 году, по распоряжению епрахиального начальства, перемещен к церкви хутора Вертячего. 26 ноября 1877 года по прошению переведен к Троицкой церкви Кумылженской станицы. С 1871 по 1877 год проходил должность законоучителя в Вертячевском приходском училище.

С 1876 по 1877 год состоял членом Качалинского благочиннического совета.

С 15 марта 1877 года состоит депутатом по духовно-учебным заведениям.

Состоит духовником по Глазуновскому благочинию. Проходит должность заведующего школами грамоты в приходе с 1891 года. Директором училищ Донской области объявлена ему благодарность за усердную службу по должности законоучителя 26 июня 1876 года. Епархиальным начальством выражена похвала за честное и рачительное служение церкви 20 декабря 1878 года. Высокопреосвященнейшим Митрофаном награжден набедренником 20 декабря 1878 года. Святейшим Правительствующим Синодом удостоен благословения 20 марта 1884 года. В 1877 году был под следствием против должности, но по суду не только был оправдан, но и выражена ему похвала епархиальным начальством (Указ Донской духовной консистории от 20 декабря 1887 года). Уволен по прошению за штат 15 мая 1907 года. Брат Арсений в 1866 году служит учителем в Тепикинском приходском училище.

Александр Алексеевич Веселовский.

Священник Александр Алексеевич Веселовский родился в селе Хрущовке Тамбовской губернии Лебедянского уезда 16 ноября 1861 года, сын священника иногороднего происхождения. По окончании курса наук в Тамбовской Духовной семинарии с аттестатом 1 разряда Преосвященнейшим Палладием, епископом Тамбовским и Шацким, был определен штатным псаломщиком к Казанской церкви села Бурнака Борисоглебского уезда 4 ноября 1884 года. Высокопреосвященнейшим Митрофаном, архиепископом Донским и Новочеркасским, рукоположен в иерея к Митрофановской церкви слободы Ново-Себровой 15 июня 1886 года. Высокопреосвященнейшим Макарием, архиепископом Донским, переведен согласно прошению к Троицкой церкви Кумылженской станицы 6 июля 1891 года. Проходил должности: - законоучителя Себровского народного училища с 16 декабря 1886 года по 6 июля 1891 года; - духовного следователя по Глазуновскому благочинию с 13 апреля 1895 по 1 апреля 1908 года и с 26 февраля по 21 декабря 1913 года; - законоучителя Кумылженского двухклассного училища с 19 октября 1891 года. Награжден: - по вниманию к усердной заботливости о достойном прохождении пастырского служения награжден набедренником 15 мая 1893 года; - за усердную службу по духовному ведомству награжден скуфьей 29 января 1898 года; - по вниманию к отлично-усердному прохождению пастырского служения награжден камилавкой 6 мая 1903 года; - за усердную и полезную деятельность по законоучительству Хоперским окружным училищным советом выражена ему искренняя благодарность четыре раза 18 декабря 1906 года; - за усердную и полезную службу по духовному ведомству награжден благословением Святейшего Синода с грамотой 6 мая 1910 года; - за 25-летние труды по законоучительству Высочайше награжден орденом святой Анны 3 степени 3 февраля 1914 года.

Женат на дочери казака Итеревской станицы Анне Григорьевне Поповой. Брак венчан в этой же станице 18 мая 1886 года.

Степан Иванович Вицинский.

Священник Стефан Иванович Вицинский, родился в Задонском уезде Воронежской губернии 5 января 1850 года, сын священника. По окончании курса наук в Воронежской Духовной семинарии уволен из нее со свидетельством 2 разряда 1 сентября 1873 года. Проходил должность сельского учителя в Валуйском уезде, в слободе Березовой Павловского уезда и в селе Новая Чигла Бобровского уезда Воронежской губернии с 1873 по 1876 год. Преосвященным Вениамином, Викарием Воронежской Епархии рукоположен во священника к Архангельской церкви села Мазурок Новохоперского уезда, там же проходил должность законоучителя с 16 апреля 1878 года. По прошению его принят в Донскую епархию и определен в слободу Николаевку Хоперского округа, где проходил должность законоучителя с 12 мая 1883 года. По прошению своему перемещен в хутор Калач 2-го Донского округа , где проходил должность законоучителя с 30 апреля 1885 года. В 1895 году 11 апреля за подлог в брачных документах запрещен в священнослужении и предан уголовному суду. В 1895 году на недобросовестное уклонение от расчета с псаломщиком Алексеевым, за безобразный крик в церковной ограде «Караул» и набатный звон, ему сделан строгий выговор с внесением в формуляр. 12 ноября 1895 года за венчание брака Безуглова в позднее время и без предварительного истребования от них нужных документов в свое время сделан ему выговор, с возложением на него судебных пошлин. Указом Донской Консистории от 23 ноября 1898 года за составление подложных документов для браков объявлен ему строжайший выговор с внесением в формулярный список с предупреждением, чтобы он всю жизнь помнил величайшую к нему Монарха милость, ничем лично им не заслуженную, и помня это в своей будущей пастырской деятельности, явил себя достойным служителем церкви. По прошению его перемещен в слободу Мартиновку 1-ого Донского округа 2 марта 1892 года. По распоряжению Епархиального Начальства перемещен в слободу Верхнее-Сребянку Сальского округа 21 апреля 1893 года. По распоряжению Епархиального Начальства перемещен к Знаменской церкви станицы Клетской 12 мая 1900 года. По распоряжению начальства перемещен к Троицкой церкви станицы Кумылженской 1904 году. Состоит законоучителем женского министерского училища с 1905 года. Имеет на Александровской ленте серебряную медаль в память царствования Императора Александра III. Награжден набедренником.

Сын Петр, окончивший курс в Донской семинарии, состоит священником с 1906 года.

Священник Владимир Петрович Семенов.

Родился 22 января 1882 года в станице Слащевской, сын священника казачьего происхождения. Окончил курс в Донской духовной семинарии по 2 разряду в 1903 году.Высокопреосвященнейшим Афанасием, архиепископом Донским и Новочеркасским, рукоположен во дьякона к Архангельской церкви станицы Алексеевской 5 октября 1903 года.Тем же архиепископом рукоположен во священника к Троицкой церкви Кумылженской станицы 22 июля 1905 года. Проходил должности учителя церковно-приходской школы и славянского языка в Алексеевской церковно-приходской школы с 1903 по 1905 год.Состоит заведующим и законоучителем местной женской церковно-приходской школы с 1905 года.

Всеволод Григорьевич Смирнов.

Священник Всеволод Григорьевич Смирнов родился 31 января 1879 года в городе Вольске Саратовской губернии, сын надворного советника -смотрителя духовных училищ.По окончании курса в Саратовской духовной семинарии по 2 разряду определен штатным псаломщиком к Христорождественской церкви станицы Скуринской 13 декабря 1902 года. Рукоположен в иерея к Троицкой церкви станицы Кумылженской 15 августа 1907 года. По закрытии третьего штата при Троицкой церкви Кумылженской станицы перемещен по желанию к Покровской церкви хутора Ярского 11 июля 1913 года. Проходил должность учителя церковно-славянских языков Скуринской церковно-приходской школы с 1 сентября 1903 года по 15 мая 1907 года, законоучителя Кумылженского женского министерского училища с 15 мая 1910 года по 15 сентября 1913 года. В 1914 году проходит должность заведующего и законоучителя Ляпиской церковно-приходской школой 11 октября 1913 года. Женат на дочери священника Анне Сергеевне Архангельской.

Самым первым, известным нам, священником был Михаил Семенович Семенов. Он родился в 1798 году в семье дьякона казачьего происхождения. В училище не обучался. Был рукоположен в священники Троицкой церкви станицы Кумылженской в 1824 году, где и прослужил 25 лет. С кумылженским батюшкой был знаком Харитон Попов, отец нашего священномученика Николая Попова. Статский советник Харитон Иванович Попов - известный на Дону историк-подвижник, первый директор музея Донского казачества в Новочеркасске. В его книге «Описание станицы Кумылженской» указано, что «настоящее местонахождение Кумылженской станицы есть третье со времени первоначального основания её, относящегося, по преданию (рукопись священника Михаила Семионова), ещё до времени царя Михаила Фёдоровича, т.е. до 1613 года».

Подробнее о священнослужителях начала ХХ века. Особо «отличился» Стефан Вицинский. Начинал в должности сельского учителя в селах Воронежской губернии. В 1883 г. был принят в Донскую епархию и определён в Донской округ на должность законоучителя. В 1895 г. его обвиняли в подлогах в брачных документах, за неправильные расчеты с псаломщиком, «за повенчание брака в позднее время ночи», «за безобразный крик в церковной ограде «Караул». Такие сведения занесены в его послужном списке, а что написано пером, того не вырубишь и топором.

Потомки священника Владимира Петровича Семёнова, служившего в Кумылженской с 1905 по 1914 годы, и сейчас живут в нашем районе. Он родился в семье казака станицы Слащёвской и окончил курс Донской духовной семинарии. Вначале его направили в Архангельскую церковь станицы Алексеевской, где он работал учителем церковнославянского языка в церковноприходской школе. В Кумылженской был уже заведующим и законоучителем в церковноприходской женской школе. После революции священника Владимира Семёнова расстреляли. В архивах Воронежа сохранились его фотографии.

Последним известным кумылженским священником был Александр Александрович Веселовский, служивший здесь с 1891 по 1920 годы. Сын священника, он закончил Тамбовскую духовную семинарию. 12 лет был законоучителем в Кумылженском женском министерском училище. Вместе с матушкой Анной Григорьевной они воспитали семерых детей.

Церковными старостами были казаки Афанасий Мартынович Фролов (с января 1846-го), Фадей Прокофьевич Брыкин (с июня 1857-го), Григорий Виссарионович Хоршев (в 1906-м), урядник Борис Григорьевич Широков (с января 1914 года).

 

 

Глава III «НА ТЕЛЕ У РОССИИ РАНЫ РВАНЫЕ»

В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог! 

Н. Мельников.
Отрывок из поэмы «Русский крест»

Атеизм как отрицающее религию мировоззрение, не будучи формально провозглашённым в СССР элементом государственной идеологии, активно поддерживался партийнымии государственными органами до1988 года, когда произошла политическая и идеологическая либерализация режима. Известно высказывание Ленина о борьбе с религией: «Мы должны бороться с религией. Это— азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс» [1].

[1] «Об отношении рабочей партии к религии»\\В.И. Ленин. ПСС – М., Издательство политической литературы – т.17 –стр. 418

 Помимопропаганды атеизма, государственным и органамив 1920 —1930-е гг осуществлялись массовые аресты и преследование духовенства и религиозных проповедников. Вплоть до 1939 года политика ликвидации организованной религиозной жизни проводилась в административном порядке органами государственной власти, в частности НКВД; впоследствии религиозная политика становится более дифференцированной.

В1928 годуГлавнаукибыло принято решение считать главным критерием, по которому определяли принадлежность «сооружения» к памятникам — момент его постройки. Сооружения, построенные:

  • до 1613 г.— были объявлены неприкосновенными;
  • в 1613—1725 гг. — «в случае особой необходимости» могли подвергаться изменениям;
  • в 1725—1825 гг. — сохранялись только фасады;
  • после 1825 г. — к памятникам не причислялись и государством не охранялись.

Данный критерий был принят Главнаукой и с 1928 г. стал нормативным актом, действующим на территории РСФСР и СССР. Руководствуясь этим критерием, на местах был инициирован массовыйснос храмов — общее их количество уменьшилось с 79 тысяч в 1917 до 7,5 тысяч — в 1991 году

В Госархиве Волгоградской области сохранились сведения о закрытии Троицкой церкви. Согласно протоколу заседания Президиума Кумылженского райисполкома от 07 февраля 1933 г., принято постановление о немедленном закрытии церквей по району: «… 8. Троицкой - Кумылженский с/с… просить… все церковные здания и при них сторожки… передать в распоряжение райисполкома в порядке национализации для приспособления означенных строений под культурно-просветительные учреждения… с погашением с церквей недоимок по налогам».

Согласно приложенному плану, в здании церкви предполагалось устроить клуб, а в сторожке разместить школьную мастерскую.

Впоследствии храм был разрушен, сегодня на его месте стоит Дом культуры. Но сохранился частично фундамент церкви, выход из подземного хода из церкви.

Трагической была судьба кумылженских священников, они не избежали волны насилия со стороны советской власти. Трое из них были репрессированы.

Веселовский Александр Алексеевич, священник ст. Кумылженская, Сталинградской обл. Александр Алексеевич родился в 1861 г. в с. Хрущево, Тамбовской губернии. Он окончил Тамбовскую духовную семинарию и более 40 лет прослужил священником. Первый раз священник Александр Веселовский был арестован 27.08.1930 г. ОГПУ по Кумылженскому району. Его и группу станичников обвиняли в том, что «соприкасаясь с рынком, изымали из денежного обращения крупные суммы разменной монеты с умышленной целью дезорганизации денежного обращения». При обыске у священника изъяли 36 рублей и 6 копеек (они позже конфискованы). На допросе священник объяснил следующее: «разменную монету я собирал и хранил с целью купить на них чего-либо из промтоваров в магазине. Я хорошо видел, что в магазине ст. Кумылженской вследствие отсутствия монеты при покупке товаров сдачи не давали…» Тройка ПП ОГПУ 15 ноября 1930 г. приговорила священника Александра Веселовского к ссылке в северный край сроком на три года. Позже он был отпущен под подписку о невыезде. На свободе священник Александр Веселовский провёл меньше года и был арестован второй раз там же 26 января 1931 г. ОГПУ по НВК по ст.58 п.10 УК РСФСР. На допросе священник пояснил следующее: в сентябре месяце 1930 года ко мне приходили 4 человека женщин и мужчин… они мне говорили, вот беда последний хлеб забирают. Я ответил, что нужно потерпеть». За этот разговор священника осудили к ссылке в северный край сроком на три года. А.А. Веселовский реабилитирован Прокуратурой Волгоградской области по первому делу 29 февраля 1996 г., а по второму делу – 13 июля 1989 г.[7] Веселовский Алексей Александрович, священник ст. Кумылженская. Алексей Александрович родился в 1895 г. в ст. Кумылженская в семье священника Александра Веселовского. Он окончил Новочеркасскую духовную семинарию и в 1917 г. служил дьячком в ст. Сергиевской Берёзовского р-на. В 1919 г. он эмигрировал в Турцию, где жил до 1922 г., после чего вернулся в СССР. С 1922 по 1925 г. он служил священником в х. Шарашкин. После 1925 года он жил в ст. Кумылженской. Священник Алексей Веселовский вместе со своим отцом был арестован ОГПУ по обвинению по ст. 58 п. 10 УК РСФСР. На допросе он сказал, что никакой агитации против колхозов или хлебозаготовок он не вёл. Тройка ПП ОГПУ 28 марта 1931 г. приговорила А.А. Веселовского к заключению в концлагерь сроком на 10 лет. А.А. Веселовский реабилитирован Прокуратурой Волгоградской области 13.07.1989 г.[8]

Громославский Василий Петрович, диакон станицы Букановской. Василий Петрович родился 2 января 1895 года в станице Букановской Кумылженского р-на. Он окончил три класса Духовного училища. С 1918 по 1920 он служил в Красной армии.

Диакон Василий Громославский был арестован 23 февраля 1930 года в составе «контрреволюционной кулацкой группировки» из 10 человек. Его обвиняли за агитацию против закрытия церкви и против вступления в колхоз. На допросах он не признал свою вину. Приговор от 19 апреля 1930 года – 5 лет концлагеря. Реабилитирован В.П. Громославский постановлением Президиума Волгоградского областного суда 27 июня 1964 года.[9]

Глава IV «ВЕДУТ НАС КО ХРИСТУ ДОРОГИ УЗКИЕ»

Странники стоят,
Молится народ.
Русь еще жива,
Русь еще поет.

Иеромонах Роман

Новый приход был образован в 1995 году. Кумылженская поселковая администрация выделила под молитвенный дом каменное здание бывшего магазина. Построили колокольню, обустроили прилегающую к дому территорию. Имеется воскресная школа и библиотека. К храму относится часовня Страшного Суда на кладбище Кумылженской, построенная в 2007 году.

11 ноября 2002 года Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман издал Указ за №069 о назначении Куриной Татьяны Викторовны   руководителем   Православного образовательного Центра Кумылженского района. В данном Указе была и определена первая задача – принять от администрации района здание бывшей церковно-приходской школы для устройства в нем означенного центра.      

Эта дата и считается   днем рождения Православного образовательного Центра, который стал частью   Свято-Троицкого прихода в станице Кумылженской, Волгоградской области, где в настоящее время настоятелем является протоиерей Андрей Шарыгин, а его супруга педагог Ирина Александровна проводит большую просветительскую работу. Серьезную работу в организации всех мероприятий проводит педагог   музыкант Каргина Мария Дмитриевна.

Важно отметить, что Православный образовательный Центр был создан по инициативе пенсионерки Жуковой Нины Михайловны (ныне покойной), которая сумела собрать инициативную группу людей, написавших ходатайство Митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Герману. Ходатайство было удовлетворено на радость многим людям. А ее сын Жуков Юрий Иванович в 2013 году организовал и оплатил   ремонт кровли здания Православного Центра.

В Православном Центре   имеется домовая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где регулярно проводятся Богослужения. В Церковной лавке продается в достаточном ассортименте православная литература, иконы и самые разные товары религиозного назначения.

Имеется библиотека (насчитывающая около 1500 тысячи книг), которую посещают жители всего района. В библиотеке значительную часть составляет детская литература,   как для самых маленьких, так и для школьников.

Оказывается помощь малообеспеченным семьям в виде вещей, которые приносят жители станицы. Среди вещей   бывают и книги.

Ежегодно проводятся такие мероприятия, как «День православной книги», Пасхальные   торжества, Рождественская Елка. Ставятся спектакли, проходят концерты. Традиционно эти спектакли потом показывают в детских садах, школах, в Доме культуры. В 2013 году проводился районный конкурс, посвященный Рождеству Христову. Было представлено много работ (разных возрастных категорий в разных номинациях), которые высоко оценили профессиональные работники сферы искусства. Традиционными являются праздничные шествия по станице с пением церковных песнопений.

По желанию классных руководителей общеобразовательных школ, здесь проводятся беседы с детьми на выбранные темы. Темы бесед публикуются в районной газете «Победа».

Ежемесячно под крышей здания собираются любители поэзии и изучают произведения   классиков и современных поэтов, писавших   на темы добра и любви.

Православный Центр открыт с понедельника по пятницу с 9 утра до 17 вечера, что дает возможность людям прийти со своими духовными вопросами к служителям Церкви.

Сначала настоятелем стал священник Василий Попов, который много потрудился для церкви, пока не перевели в станицу Скуришенскую.

С 2008 года настоятелем Троицкой церкви служит протоиерей Андрей Шарыгин. Закончил Царицынский православный университет в 1997 году, в марте того же года был рукоположен в диаконы, а в августе - в священники. Приход активно действует, у него есть свой Интернет-сайт: http://свято-троицкий.рф/ . (Приложение №8)

 

[1] Государственный архив Ростовской области. Ведомости о церкви Троицкой Кумылженской станицы Хоперского округа, области Войска Донского за 1900 г.

[2] Государственный архив Ростовской области. Ведомости о церкви Троицкой Кумылженской станицы Хоперского округа, области Войска Донского за 1914 г.

[3] Государственный архив Ростовской области. Ведомости о церкви Троицкой Кумылженской станицы Хоперского округа, области Войска Донского за 1900 г.

[4] В.В. Серебряная «Культовое зодчество Волгоградской области»- Волгоград, 2002

[5] Нижне-Волжский Исторический сборник Царицынского генеалогического общества.

[6] «Об отношении рабочей партии к религии»\\В.И. Ленин. ПСС – М., Издательство политической литературы – т.17 –стр. 418

[7] Архив УФСБ ВО Ф. №6, д.5419-пф (за 1930 г.) лл. 50-56, 61-62, 84-88;д.21354-пф. (за 1931 г.) лл. 7-10, 87-98, 101-102, 110-115, 118-121.

[8] Архив УФСБ ВО Ф. №6, д.21354-пф.

[9] Архив Управления ФСБ по Волгоградской области Ф-6, дело №22330-пф, лл. 1-2, 8, 19, 31, 37-44, 84-98.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Конечно, в своей работе я не смогла раскрыть все проблемы, связанные с затронутой темой. Но в ходе работы я изучала различные источники: справочную и научно-популярную литературу, газетный материал, посещала музей, встречалась очевидцами событий, проводила социологический опрос, участвовала в походах по памятным местам Кумылженского района, связанными с историей православия, собирала фотоматериалы. Я приобрела опыт исследовательской работы, навыки общения с людьми, что может оказать значительную помощь в дальнейшей жизни и учебной деятельности.

Анализируя проделанную работу, я могу сделать следующие выводы:

  1. Исторические события и политика государства повлияли на историю церквей. Как на открытие, так и на закрытие и уничтожение, и на возрождение.

  2. Современное общество поддерживает церковь, благодаря этому восстанавливаются разрушенные прежде храмы и строятся новые.

  3. Жизнь казачества тесно связана с православной религией. Церковь играет большую роль в жизни станицы и людей. Она объединяет людей, помогает справляться с разными жизненными ситуациями.

  4. Строительство и содержание храма считалось общим делом.

  5. Жизнь многих священнослужителей - прекрасный пример для молодежи, воспитания патриотизма и формирования активной жизненной позиции.

  6. Изучение истории своего храма – источник возрождения духовности, духовно-нравственного роста и ответственности.

  7. Кумылжане сохраняют православные традиции, собирают средства на восстановление храма.

  8. В процессе данной работы у меня повысился интерес к истории моей малой родины и его духовному возрождению.

  9. Изучив документы и литературу, я стала лучше ориентироваться в духовном наследии нашего народа.

Исследовательские планы на будущее:

  • Продолжить работу по изучению истории православия в Кумылженском районе, собрать и систематизировать материал о православных храмах Кумылженского района.

  • Сохранить и преумножить собранный материал, тиражировать его через СМИ, выступления перед сверстниками в школе, библиотеке, музее.

  • Провести акцию по сбору средств на строительство храма в ст. Кумылженской.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Источники информации.

  1. Нижне-Волжский Исторический сборник Царицынского генеалогического общества, выпуск 3, стр. 152.
  2. Архив УФСБ ВО Ф. №6, д.5419-пф (за 1930 г.) лл. 50-56, 61-62, 84-88;д.21354-пф. (за 1931 г.) лл. 7-10, 87-98, 101-102, 110-115, 118-121.
  3. Архив УФСБ ВО Ф. №6, д.21354-пф.
  4. Архив Управления ФСБ по Волгоградской области Ф-6, дело №22330-пф, лл. 1-2, 8, 19, 31, 37-44, 84-98.
  5. Государственный архив Ростовской области. Ведомости о церкви Троицкой Кумылженской станицы Хоперского округа, области Войска Донского за 1900 г.
  6. Государственный архив Ростовской области. Ведомости о церкви Троицкой Кумылженской станицы Хоперского округа, области Войска Донского за 1914 г.
  7. Фотоархив Кумылженского районного краеведческого музея. Предоставлен директором музея Востриковой Л.А.
  8. Запись автора 2014 г. Информант Курина Т.В., директор Кумылженского Православного центра станица Кумылженская Кумылженского района Волгоградской области.
  9. Запись автора 2014 г. Информант Шарыгина И.А., станица Кумылженская Кумылженского района Волгоградской области.
  10. Газета «Победа», 2 февраля 2010 г., 10 декабря 2010 г.
  11. Газета «Казачий круг». Д. Антонов, И. Котова «Дорога к храму», 2011 г
  12. Данные социологического опроса, проведенного автором.
  13. Интернет-сайт:http://свято-троицкий.рф/.
  14. Интернет-сайт:http://урюпинская-епархия.рф

Список литературы.

  1. Шилин Н. К. Подкова судьбы: Историко- краеведческие очерки Кумылженского района.- Волгоград: Комитет по печати и информации, 1999.
  2. В.В. Серебряная «Культовое зодчество Волгоградской области»- Волгоград, 2002
  3. Солоухин В.А. "Зимний день". М.: Сов. Писатель, 1969
  4. «Об отношении рабочей партии к религии»\\В.И. Ленин. ПСС – М., Издательство политической литературы – т.17 –стр. 418

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал

ВИДЕОЗАПИСИ: