Во имя веры

Конкурсная работа

Номинация «История моего храма» 
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Веками на Руси вся жизнь православного человека освяща­лась в храме: с рождения до кон­чины. В храме младенец «рож­дался свыше» в Таинстве свято­го крещения. С малых лет при­общался к храмовому богослу­жению, молиться со всею Цер­ковью «о всех и за вся». Так рож­далось чувство духовного едине­ния, общности, которую имено­вали православным миром. Так­же «всем миром» строились и ук­рашались Божий храмы. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм был средоточи­ем духовного бытия и самые зна­чительные события в земной жизни человека были связаны с храмом: крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути – церковное погребение. Воскресный и праздничный благовест призы­вал верующих отложить всякое житейское попечение и поспе­шить в Храм Божий.

Объект исследования: история создания и нынешняя деятельность прихода Игнатия Брянчанинова  р.п.Октябрьском Октябрьского района Волгоградской области.

Цель работы: изучить историю создания прихода Игнатия Брянчанинова в р.п.Октябрьском,  выяснить его роль в жизни поселения и прихожан.

Задачи исследования:

  • Изучить письменные, материальные и устные источники  о том, какие храмы были на территории нынешнего Октябрьского района, какова их судьба.
  • Изучить документы о создании прихода Игнатия Брянчанинова.
  • Познакомиться с деятельностью прихода
  • Обобщить полученный материал, сформулировать выводы в подтверждение выдвинутой гипотезы исследования.

Предмет исследования: устные и письменные источники об истории создания прихода, документы районного архива об истории поселка, отдельных его зданий, воспоминания старожилов поселка, фотодокументы.

Проблема исследования: Нашему поселку, по историческим меркам, не так уж много лет. Он возник в 1897 году со строительства станции  Жутово Приволжской железной дороги. С тех пор через его землю неоднократно прокатывались волны войн, коллективизации, перестройки. Но никогда в нем  не было храма, прихода, да просто места, куда можно прийти за словом Божьим. Почему приход возник лишь на исходе XX столетия, в то время, когда страна находилась в тяжелейшем положении? Кто стоял у истоков  возрождения веры? Что сегодня значит этот скромный приход для жителей поселка и района в целом?

Гипотеза исследования: Задумавшись над проблемой исследования мы предположили, что  именно на крутых изломах истории, когда кажется, что нет никакой опоры в возможности выстоять и не сломаться в трудных испытаниях, именно вера всегда спасала человека. И сегодня, когда  наша страна вновь обретает величие и могущество, святая вера становится стержнем возрождения духовности нашего народа.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

 

К великому сожалению, материалов, которые легко помогли бы раскрыть тему нашего исследования, очень мало. Время безбожия, гонений на церковь уничтожили очень много ценных сведений о том, какие храмы, соборы, часовни, монастыри существовали на территории нашего района. Лишь по отрывочным сведениям из литературы, сайтов интернета можно догадываться о том, какую роль играла православная вера в жизни России. Так, в книге Лазарева А.Г., Кириллова А.А. и Сокольского Э.А «Православное зодчество донского края» имеется информация о том, какие храмы и духовные учреждения существовали в начале XXвека на территории нашего района. На сайтах Калачевской епархии и «Волгоград Православный» есть совсем небольшая информация о приходе храма Игнатия Брянчанинова в р.п.Октябрьском. Но они  не дали нам в полной мере возможности понять, почему в поселке появился приход, почему посвящен Игнатию Брянчанинову, какую роль играет в жизни местного населения. Поэтому пришлось обратиться к настоятелю храма Николаю Вотякову, прихожанам, казакам, краеведам-любителям, в районный краеведческий музей и администрацию Октябрьского района, чтобы ответить на все возникшие вопросы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

На землях донского казачества испокон веков было много храмов.  В древних источниках (зарубежных историков) описаны свидетельства того, что в бассейнах рек Дон и Кубань было столько церквей и храмов, сколько не было во всей древней Руси. Переезжая целыми хуторами или станицами, казаки разбирали деревянные церкви и перевозили их с собой (со всей утварью), а на новом месте они сначала собирали храм, а потом строили остальные здания. Многие казаки уходили в монахи после крупных и значимых сражений (особый пример Азовское сиденье). Казаки выбирали священников из священников, которых было много на Дону: отбитых из полонов, беженцев из разоренных монастырей и церквей, беглых от репрессий и др. Расстриженный или самозваный нерукоположенный священник служить у казаков не мог. Казаки были глубоко преданы своей православной христианской вере, но вместе с тем отличались полной веротерпимостью: достаточно сказать, что в Донском была крупная группа казаков-калмыков буддистов. Возвращаясь из своих походов, казаки отдавали часть военной добычи на свою церковь и этот благочестивый обычай сохранился до позднейшего времени, когда казаки той или иной станицы, отслужив законный срок в воинской части, возвращались домой, они привозили в станичную церковь серебряные церковные сосуды, Евангелие в дорогой оправе, иконы, хоругви и другие церковные предметы.  Именнов этом, как нам кажется, заключалась истинная сила казачества, его верность и преданность России православной.

На территории нашего района, который в XIX- начале ХХ  века входил в состав  2 округа войска Донского было много храмов. Из «Алфавитного списка  мест области войска Донского» за 1915 год  мы видим, что  в 5 хуторах: Шестаковом, Ромашкином, Моисеевом, Дураковом, Антоновом были хуторские приходы, а в одном из них, Шестаковском, была  еще и церковь.

По сведениям, опубликованным в книге «Православное зодчество донского края» встречается такая информация: «…Одинаковое с Есауловскою станицею количество хуторов с церквями и приходскими сельскими училищами имеет и станица Потемкинская. В ней один хутор - Шестаков образовал в 1898 г. Вознесенский единоверческий приход, а четыре хутора устроили деревянные церкви: Ромашкин - Покровскую и Моисеев Троицкую, обе в 1879 г., Верхне-Аксенов - Троицкую же в 1884 году и Верхне-Кибиревский Успенскую в 1874 году. В 1885 году были открыты два училища в хуторах Ромашкином и Моисеевом.»

Конечно, у авторов этих записей могут быть разные точки зрения на то, что есть приход или церковь. Важно другое, что к вере православной относились свято, храмы чтили и посещали регулярно. Наверное, именно отсюда у казаков такая преданность и верность своему Дону, своим землям, своей Родине.

К сожалению, революционные потрясения страшным валом прокатились по храмам и приходам православной церкви. Тысячи их закрыли, превратили в школы, амбары, склады, а то и просто разрушили. При Совнаркоме был создан VIII(ликвидационный) отдел юстиции, который и занимался вопросами закрытия храмов, монастырей, приходов.

К счастью, всего, что было в храмах и приходах, уничтожить не удалось: прихожане разобрали иконы по домам и тайно молились, испрашивая у Бога поддержки в трудную годину.

После Великой Отечественной войны в районе не было ни одной церкви, ни одного прихода. И  только с крушением СССР встал вопрос о том, чтобы в районе появилось место, где люди могли бы помолиться, окреститься, окрестить детей, обвенчаться или отпеть усопшего или просто облегчить душу.  Надо ли было это людям? Конечно надо!  Жизнь людей, потерявших веру в близкую победу коммунизма, крушение  идеалов социализма и перестройки породила у них апатию, равнодушие, отчаяние и злобу.

И в 1994 году по просьбам многих жителей посёлка  местное самоуправление выделило детский сад под дом молитвы. Сначала это решение местной власти вызвало  у довольно большой части населения негодование: как так, детей на улицу, а священника на их место.  Но постепенно успокоились, так как детсад закрылся из-за отсутствия детей.

Храм был назван в честь  Игнатия Брянчанинова, так как освящен был в день преподобного святителя 13 мая. Поначалу настоятеля  у храма  не было, и только настоятель Котельниковского прихода  Серафима Саровского  иерей Владимир Назаров окормлял наш маленький храм. Первый настоятелем  был иерей Анатолий Сафонов, следом за ним в 2002 году прибыл отец Сергий Акимочкин. При нем в храме начался ремонт, появился свой небольшой актив добровольных помошников. По благославению отца Сергия  на Аллее Славы в центре поселка местные казаки поставили часовню в память о казаках и жителях района, погибших, неизвестных, "убиенных за веру, Отечество и други своя".

В 2008 году, по указу Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа настоятелем стал наш отец, иерей Николай Вотяков.

Когда мы сюда приехали, храм был не в самом лучшем состоянии. Ему во многом нужен был ремонт. Прихожан было мало и поэтому денег с пожертвований не хватало на ремонт. Усилиями отца Николая приход наш стал все чаще становиться центром церковных праздников. Все чаще люди приходили к батюшке на проповеди, на исповедь, за советом. С удивительным радушием отозвались октябрьцы на просьбу поддержать  восстановление храма. Мы накопили совместными усилиями на ремонт и первым делом  расширили пространство,  как - никак прихожан больше, а место мало. Потом  украсили улицу и стены храма. Местное казачество во главе с И.Воротниковым помогло в ремонте новых помещений, благоустройстве двора. Эти усилия привлекли в храм жителей из соседних хуторов.

Оказалось, людей становилось больше из-за красивых проповедей отца Николая. Наш  отец на этом не остановился. Он получил высшее психологическое образование. Открыв свой кабинет, батюшка начал помогать людям ещё больше.

Есть своя страничка у нашего храма и на местном телевидении. Называется она православный вестник.  Отец Николай  с телеэкрана также часто обращается к прихожанам, жителям поселка и района о том, что  является главным и ценным для нас в жизни. В праздничные дни Пасхи, Покрова пресвятой Богородицы отец Николай обязательно обращается к жителям района. Особенно нам запомнилось его выступление ко Дню семьи, любви и верности. Отец Николай сказал тогда: « Семья в христианском мировоззрении – одна из главных ценностей, но сегодня эти ценности заменены идеологией потребления. В христианстве наша жизнь - это путь… и главное на этом пути – научиться любить, и хорошо, когда на жизненном пути у тебя есть спутник, который тебя любит, понимает, помогает, ибо семья есть  со-трудничество. Потому Петр и Феврония явились образцом христианской семьи». А в одной из передач отец Николай рассказывал о том, кто такой Игнатий Брянчанинов, и почему его именем назван наш храм. Нам в этом репортаже показалось замечательным, что в честь Игнатия назвали младенца в казачьей семье. Значит, родители хотели, чтобы сын их был таким же преданным России, высоким душою и чистым помыслами.

В нашем районе в настоящее время складывается довольно много традиций и обычаев. Это не только венчание или крещение. Торжественные проводы в армию, День поселка, приуроченный к празднику Воздвиженья креста господня, открытие новых предприятий и учреждений ( в том числе начало строительства нового детского сада), памятные даты проходят при участии отца Николая. Это, как нам кажется, очень нужно людям, придает им сил, уверенности в том, что они делают, наставляет на новые добрые дела.

Также в храме имеется воскресная школа, в которой учатся дети из поселка и из ближайших сёл. Некоторых из них родители возят за 25-30 километров, чтобы они учились вере православной и моральным устоям. Ребята  узнают очень много историй про Бога и его притчи, жизнь православного человека.  Одна нам запомнилась. «Одной женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.  – Господи! Это Ты! – воскликнула она с радостью.  – Да, это Я, – ответил Бог.  – А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.  – У меня можно купить все, – прозвучал ответ.  – В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.  Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.  – И это все?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина.  – Да, это все, – ответил Бог и добавил: – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?»

На праздники Рождества и Пасху они выступают в храме, поют христианские песни, устраивают  конкурсы и показывают разные сценки на христианские мотивы, да и просто нравоучительные.

Бывает отец Николай и в школах. Правда, приходит туда он не читать молитвы и проповеди, а беседует с детьми о поведении, уважении к родителям и старшим.

С 2011 года  отец Николай является еще и временно исполняющим обязанности настоятеля прихода храма Рождества Богородицы села Абганерово. И хотя молитвенная комната там совсем маленькая, люди туда идут. Это значит, что слово божье им нужно, и не ради отчета перед кем-то, а для спасения своей души.

С одной стороны кажется, что сделано немало. Но на самом деле это только начало. Давние прихожане начали помогать нашему храму и сами. Появился хор, за двором ухаживает бывшая секретарь главы района, и теперь там разбит замечательный цветник с лилиями, ромашками, бархотками, петуниями и маргаритками. На кухне работает смешная маленькая скромная старушка, бабушка Рая. Всё, что она готовит, исключительно вкусно, как будто из дома. Казаки подарили храму полевую кухню, так что теперь можно в дни больших праздников угощать всех страждущих.  Все, кто трудится при храме, отлично справляются со своими обязанностями, делают всё с душой и от чистого сердца. Наверное, поэтому прихожан становится все больше и больше.

И даже когда к нам приезжал Епископ Калачевский и Паласовский Иоанн, наш нынешний владыка, он сказал: «Знаете? Когда я побывал у вас, мне стало как-то легче на душе. Хоть храм у вас и маленький, но люди очень добрые». Надеемся, на этом история нашего храма не закончится, он станет больше и красивее. Прихожан будет больше, и они станут еще добрее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Наш храм совсем небольшой и небогатый. Но он не один. Именно из таких очагов православия  истекает великое дело христианской веры, которая объединяет людей одной страны и делает их народом. Сейчас нам всем очень трудно. Кажется, что против нас целый мир. Но теперь у нас есть общее спасение – вера. Вера в Господа, вера в Россию, вера в себя. А значит, нас победить невозможно. И это главный вывод нашего исследования.

Очень хорошо об этом сказал, как нам кажется, иеромонах Роман:

Великорос! Какая высота
В одном именовании твоем!
Но помни: ты без Бога – сирота
Ужель теперь не сознаем?

Великорос! Сорви с себя ярмо,
Заморский хлам, личины, бубенцы…
Доколь плутать? Иди стезей прямой,
Которой шли и деды и отцы!
Святые наши деды и отцы!

Великорос! Хулу и грязь сотри,
Охальников своих перешагни.
Пусть ад кругом. Россия – третий Рим,
И соль земли, и свет! Молись, храни!

Великорос! Куда еще нас бить?
От головы до пят – сплошная боль.
Решай скорее: быть или не быть?
Кто на тебя, когда Господь с тобой?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Лазарева А.Г., Кириллова А.А. и Сокольского Э.А «Православное зодчество донского края» – Ростов-на-Дону: ООО «Терра»- 2005
  2. «Алфавитный список населенных мест области войска Донского» 1915 года
  3. «Список населенных мест области войска Донского по переписи 1873 года»,
  4. «Список населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года»,
  5.  Ведомости церквей войска Донского,1909 u/
  6. «Дело об образовании новой станицы» 1902 года.
  7. http://www.kalach-eparx.ru/
  8. http://www.volgaprav.ru/
  9. http://proza-pravoslavie.narod.ru/pritchi/
  10. http://okt-tv.ucoz.ru/news/pravoslavnyj_vestnik/1-0-11
  11. Степной уголок России. очерки по истории поселка Октябрьский и октябрьского района. - Октябрьский- 2010
  12. Рассказы, отклики местных жителей И.Воротникова, В.Н.Филатовой, Ю.И.Зотова

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал

ВИДЕОЗАПИСИ: