Конкурсная работа
Номинация «История моего храма»
_______________________________________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.
Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром. Также «всем миром» строились и украшались Божий храмы. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм был средоточием духовного бытия и самые значительные события в земной жизни человека были связаны с храмом: крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути – церковное погребение. Воскресный и праздничный благовест призывал верующих отложить всякое житейское попечение и поспешить в Храм Божий.
Объект исследования: история создания и нынешняя деятельность прихода Игнатия Брянчанинова р.п.Октябрьском Октябрьского района Волгоградской области.
Цель работы: изучить историю создания прихода Игнатия Брянчанинова в р.п.Октябрьском, выяснить его роль в жизни поселения и прихожан.
Задачи исследования:
- Изучить письменные, материальные и устные источники о том, какие храмы были на территории нынешнего Октябрьского района, какова их судьба.
- Изучить документы о создании прихода Игнатия Брянчанинова.
- Познакомиться с деятельностью прихода
- Обобщить полученный материал, сформулировать выводы в подтверждение выдвинутой гипотезы исследования.
Предмет исследования: устные и письменные источники об истории создания прихода, документы районного архива об истории поселка, отдельных его зданий, воспоминания старожилов поселка, фотодокументы.
Проблема исследования: Нашему поселку, по историческим меркам, не так уж много лет. Он возник в 1897 году со строительства станции Жутово Приволжской железной дороги. С тех пор через его землю неоднократно прокатывались волны войн, коллективизации, перестройки. Но никогда в нем не было храма, прихода, да просто места, куда можно прийти за словом Божьим. Почему приход возник лишь на исходе XX столетия, в то время, когда страна находилась в тяжелейшем положении? Кто стоял у истоков возрождения веры? Что сегодня значит этот скромный приход для жителей поселка и района в целом?
Гипотеза исследования: Задумавшись над проблемой исследования мы предположили, что именно на крутых изломах истории, когда кажется, что нет никакой опоры в возможности выстоять и не сломаться в трудных испытаниях, именно вера всегда спасала человека. И сегодня, когда наша страна вновь обретает величие и могущество, святая вера становится стержнем возрождения духовности нашего народа.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
К великому сожалению, материалов, которые легко помогли бы раскрыть тему нашего исследования, очень мало. Время безбожия, гонений на церковь уничтожили очень много ценных сведений о том, какие храмы, соборы, часовни, монастыри существовали на территории нашего района. Лишь по отрывочным сведениям из литературы, сайтов интернета можно догадываться о том, какую роль играла православная вера в жизни России. Так, в книге Лазарева А.Г., Кириллова А.А. и Сокольского Э.А «Православное зодчество донского края» имеется информация о том, какие храмы и духовные учреждения существовали в начале XXвека на территории нашего района. На сайтах Калачевской епархии и «Волгоград Православный» есть совсем небольшая информация о приходе храма Игнатия Брянчанинова в р.п.Октябрьском. Но они не дали нам в полной мере возможности понять, почему в поселке появился приход, почему посвящен Игнатию Брянчанинову, какую роль играет в жизни местного населения. Поэтому пришлось обратиться к настоятелю храма Николаю Вотякову, прихожанам, казакам, краеведам-любителям, в районный краеведческий музей и администрацию Октябрьского района, чтобы ответить на все возникшие вопросы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.
На землях донского казачества испокон веков было много храмов. В древних источниках (зарубежных историков) описаны свидетельства того, что в бассейнах рек Дон и Кубань было столько церквей и храмов, сколько не было во всей древней Руси. Переезжая целыми хуторами или станицами, казаки разбирали деревянные церкви и перевозили их с собой (со всей утварью), а на новом месте они сначала собирали храм, а потом строили остальные здания. Многие казаки уходили в монахи после крупных и значимых сражений (особый пример Азовское сиденье). Казаки выбирали священников из священников, которых было много на Дону: отбитых из полонов, беженцев из разоренных монастырей и церквей, беглых от репрессий и др. Расстриженный или самозваный нерукоположенный священник служить у казаков не мог. Казаки были глубоко преданы своей православной христианской вере, но вместе с тем отличались полной веротерпимостью: достаточно сказать, что в Донском была крупная группа казаков-калмыков буддистов. Возвращаясь из своих походов, казаки отдавали часть военной добычи на свою церковь и этот благочестивый обычай сохранился до позднейшего времени, когда казаки той или иной станицы, отслужив законный срок в воинской части, возвращались домой, они привозили в станичную церковь серебряные церковные сосуды, Евангелие в дорогой оправе, иконы, хоругви и другие церковные предметы. Именнов этом, как нам кажется, заключалась истинная сила казачества, его верность и преданность России православной.
На территории нашего района, который в XIX- начале ХХ века входил в состав 2 округа войска Донского было много храмов. Из «Алфавитного списка мест области войска Донского» за 1915 год мы видим, что в 5 хуторах: Шестаковом, Ромашкином, Моисеевом, Дураковом, Антоновом были хуторские приходы, а в одном из них, Шестаковском, была еще и церковь.
По сведениям, опубликованным в книге «Православное зодчество донского края» встречается такая информация: «…Одинаковое с Есауловскою станицею количество хуторов с церквями и приходскими сельскими училищами имеет и станица Потемкинская. В ней один хутор - Шестаков образовал в 1898 г. Вознесенский единоверческий приход, а четыре хутора устроили деревянные церкви: Ромашкин - Покровскую и Моисеев Троицкую, обе в 1879 г., Верхне-Аксенов - Троицкую же в 1884 году и Верхне-Кибиревский Успенскую в 1874 году. В 1885 году были открыты два училища в хуторах Ромашкином и Моисеевом.»
Конечно, у авторов этих записей могут быть разные точки зрения на то, что есть приход или церковь. Важно другое, что к вере православной относились свято, храмы чтили и посещали регулярно. Наверное, именно отсюда у казаков такая преданность и верность своему Дону, своим землям, своей Родине.
К сожалению, революционные потрясения страшным валом прокатились по храмам и приходам православной церкви. Тысячи их закрыли, превратили в школы, амбары, склады, а то и просто разрушили. При Совнаркоме был создан VIII(ликвидационный) отдел юстиции, который и занимался вопросами закрытия храмов, монастырей, приходов.
К счастью, всего, что было в храмах и приходах, уничтожить не удалось: прихожане разобрали иконы по домам и тайно молились, испрашивая у Бога поддержки в трудную годину.
После Великой Отечественной войны в районе не было ни одной церкви, ни одного прихода. И только с крушением СССР встал вопрос о том, чтобы в районе появилось место, где люди могли бы помолиться, окреститься, окрестить детей, обвенчаться или отпеть усопшего или просто облегчить душу. Надо ли было это людям? Конечно надо! Жизнь людей, потерявших веру в близкую победу коммунизма, крушение идеалов социализма и перестройки породила у них апатию, равнодушие, отчаяние и злобу.
И в 1994 году по просьбам многих жителей посёлка местное самоуправление выделило детский сад под дом молитвы. Сначала это решение местной власти вызвало у довольно большой части населения негодование: как так, детей на улицу, а священника на их место. Но постепенно успокоились, так как детсад закрылся из-за отсутствия детей.
Храм был назван в честь Игнатия Брянчанинова, так как освящен был в день преподобного святителя 13 мая. Поначалу настоятеля у храма не было, и только настоятель Котельниковского прихода Серафима Саровского иерей Владимир Назаров окормлял наш маленький храм. Первый настоятелем был иерей Анатолий Сафонов, следом за ним в 2002 году прибыл отец Сергий Акимочкин. При нем в храме начался ремонт, появился свой небольшой актив добровольных помошников. По благославению отца Сергия на Аллее Славы в центре поселка местные казаки поставили часовню в память о казаках и жителях района, погибших, неизвестных, "убиенных за веру, Отечество и други своя".
В 2008 году, по указу Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа настоятелем стал наш отец, иерей Николай Вотяков.
Когда мы сюда приехали, храм был не в самом лучшем состоянии. Ему во многом нужен был ремонт. Прихожан было мало и поэтому денег с пожертвований не хватало на ремонт. Усилиями отца Николая приход наш стал все чаще становиться центром церковных праздников. Все чаще люди приходили к батюшке на проповеди, на исповедь, за советом. С удивительным радушием отозвались октябрьцы на просьбу поддержать восстановление храма. Мы накопили совместными усилиями на ремонт и первым делом расширили пространство, как - никак прихожан больше, а место мало. Потом украсили улицу и стены храма. Местное казачество во главе с И.Воротниковым помогло в ремонте новых помещений, благоустройстве двора. Эти усилия привлекли в храм жителей из соседних хуторов.
Оказалось, людей становилось больше из-за красивых проповедей отца Николая. Наш отец на этом не остановился. Он получил высшее психологическое образование. Открыв свой кабинет, батюшка начал помогать людям ещё больше.
Есть своя страничка у нашего храма и на местном телевидении. Называется она православный вестник. Отец Николай с телеэкрана также часто обращается к прихожанам, жителям поселка и района о том, что является главным и ценным для нас в жизни. В праздничные дни Пасхи, Покрова пресвятой Богородицы отец Николай обязательно обращается к жителям района. Особенно нам запомнилось его выступление ко Дню семьи, любви и верности. Отец Николай сказал тогда: « Семья в христианском мировоззрении – одна из главных ценностей, но сегодня эти ценности заменены идеологией потребления. В христианстве наша жизнь - это путь… и главное на этом пути – научиться любить, и хорошо, когда на жизненном пути у тебя есть спутник, который тебя любит, понимает, помогает, ибо семья есть со-трудничество. Потому Петр и Феврония явились образцом христианской семьи». А в одной из передач отец Николай рассказывал о том, кто такой Игнатий Брянчанинов, и почему его именем назван наш храм. Нам в этом репортаже показалось замечательным, что в честь Игнатия назвали младенца в казачьей семье. Значит, родители хотели, чтобы сын их был таким же преданным России, высоким душою и чистым помыслами.
В нашем районе в настоящее время складывается довольно много традиций и обычаев. Это не только венчание или крещение. Торжественные проводы в армию, День поселка, приуроченный к празднику Воздвиженья креста господня, открытие новых предприятий и учреждений ( в том числе начало строительства нового детского сада), памятные даты проходят при участии отца Николая. Это, как нам кажется, очень нужно людям, придает им сил, уверенности в том, что они делают, наставляет на новые добрые дела.
Также в храме имеется воскресная школа, в которой учатся дети из поселка и из ближайших сёл. Некоторых из них родители возят за 25-30 километров, чтобы они учились вере православной и моральным устоям. Ребята узнают очень много историй про Бога и его притчи, жизнь православного человека. Одна нам запомнилась. «Одной женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог. – Господи! Это Ты! – воскликнула она с радостью. – Да, это Я, – ответил Бог. – А что у Тебя можно купить? – спросила женщина. – У меня можно купить все, – прозвучал ответ. – В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег. Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой. – И это все?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина. – Да, это все, – ответил Бог и добавил: – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?»
На праздники Рождества и Пасху они выступают в храме, поют христианские песни, устраивают конкурсы и показывают разные сценки на христианские мотивы, да и просто нравоучительные.
Бывает отец Николай и в школах. Правда, приходит туда он не читать молитвы и проповеди, а беседует с детьми о поведении, уважении к родителям и старшим.
С 2011 года отец Николай является еще и временно исполняющим обязанности настоятеля прихода храма Рождества Богородицы села Абганерово. И хотя молитвенная комната там совсем маленькая, люди туда идут. Это значит, что слово божье им нужно, и не ради отчета перед кем-то, а для спасения своей души.
С одной стороны кажется, что сделано немало. Но на самом деле это только начало. Давние прихожане начали помогать нашему храму и сами. Появился хор, за двором ухаживает бывшая секретарь главы района, и теперь там разбит замечательный цветник с лилиями, ромашками, бархотками, петуниями и маргаритками. На кухне работает смешная маленькая скромная старушка, бабушка Рая. Всё, что она готовит, исключительно вкусно, как будто из дома. Казаки подарили храму полевую кухню, так что теперь можно в дни больших праздников угощать всех страждущих. Все, кто трудится при храме, отлично справляются со своими обязанностями, делают всё с душой и от чистого сердца. Наверное, поэтому прихожан становится все больше и больше.
И даже когда к нам приезжал Епископ Калачевский и Паласовский Иоанн, наш нынешний владыка, он сказал: «Знаете? Когда я побывал у вас, мне стало как-то легче на душе. Хоть храм у вас и маленький, но люди очень добрые». Надеемся, на этом история нашего храма не закончится, он станет больше и красивее. Прихожан будет больше, и они станут еще добрее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
Наш храм совсем небольшой и небогатый. Но он не один. Именно из таких очагов православия истекает великое дело христианской веры, которая объединяет людей одной страны и делает их народом. Сейчас нам всем очень трудно. Кажется, что против нас целый мир. Но теперь у нас есть общее спасение – вера. Вера в Господа, вера в Россию, вера в себя. А значит, нас победить невозможно. И это главный вывод нашего исследования.
Очень хорошо об этом сказал, как нам кажется, иеромонах Роман:
Великорос! Какая высота
В одном именовании твоем!
Но помни: ты без Бога – сирота
Ужель теперь не сознаем?
Великорос! Сорви с себя ярмо,
Заморский хлам, личины, бубенцы…
Доколь плутать? Иди стезей прямой,
Которой шли и деды и отцы!
Святые наши деды и отцы!
Великорос! Хулу и грязь сотри,
Охальников своих перешагни.
Пусть ад кругом. Россия – третий Рим,
И соль земли, и свет! Молись, храни!
Великорос! Куда еще нас бить?
От головы до пят – сплошная боль.
Решай скорее: быть или не быть?
Кто на тебя, когда Господь с тобой?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
- Лазарева А.Г., Кириллова А.А. и Сокольского Э.А «Православное зодчество донского края» – Ростов-на-Дону: ООО «Терра»- 2005
- «Алфавитный список населенных мест области войска Донского» 1915 года
- «Список населенных мест области войска Донского по переписи 1873 года»,
- «Список населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года»,
- Ведомости церквей войска Донского,1909 u/
- «Дело об образовании новой станицы» 1902 года.
- http://www.kalach-eparx.ru/
- http://www.volgaprav.ru/
- http://proza-pravoslavie.narod.ru/pritchi/
- http://okt-tv.ucoz.ru/news/pravoslavnyj_vestnik/1-0-11
- Степной уголок России. очерки по истории поселка Октябрьский и октябрьского района. - Октябрьский- 2010
- Рассказы, отклики местных жителей И.Воротникова, В.Н.Филатовой, Ю.И.Зотова
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал
ВИДЕОЗАПИСИ: